Актуальность темы. Тема формирования универсальных учебных действий (далее УУД) определена в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте (далее ФГОС) как одна из главных и важных образовательных задач современного поколения. Учащиеся должны овладеть личностными, социальными, познавательными и коммуникативными компетенциями.
Процесс овладения УУД происходит благодаря изучению различным предметам. Каждый предмет отдельно помогает раскрыть УУД. Однако, согласно ФГОС большие возможности для их формирования отдаются решению текстовых задач.
Основная проблема, которая заключается при решении задач детей младшего школьного возраста заключается в том, что ребенок, прочитав ее, сразу приступает к выполнению, но при этом чаще всего даже не задумывается о том, что было написано, а педагог не уделяет этому должного внимания. Из-за этого в процессе учебной деятельности формирование УУД происходит недостаточно эффективна.
Поэтому изучение темы «Формирование у младших школьников универсальных учебных действий с помощью нестандартных текстовых задач» актуальна на сегодняшний день.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- изучением детей младшего школьного возраста занимались такие авторы как А.С. Макаренко, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Е.П. Ильин, Д.Б. Эльконин, В.Н. Мясищев, Л.И.Божович,В.В. Абраменкова, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова, Е. В. Заика, З. А.Михайлова, Б. П. Никитина, А. Э. Симановского, В. Вунда, Г. Спенсера, Ф. Шиллер и др.
- изучением развития универсальных учебных действий занимались такие авторы как Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.Л. Мельниковой, А.Э. Симановского, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, П.М. Эрдниева, И.С. Якиманской; методическое осмысление - в работах В.В. Афанасьева, А.В. Белошистой, В.А. Гусева, М.И. Зайкина, Л.В. Занкова, Т.А. Покровской, Е.И. Смирнова, Т.Г. Ходот, И.В. Шадрина, И.Ф. Шарыгина и др.
- изучением влияния нестандартных текстовых задач на формирование универсальных учебных действий занимались такие авторы как Д. Б. Богоявленская, О. П. Котикова, Н. С. Лейтес, В. П. Пархоменко, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М.Теплов, В. Д. Шадриков, Г. С. Байтуреева, Е. А. Ведилина, Т. А. Каражигитова, Э. Ж. Гингулис и др.
Объект – формирование у младших школьников универсальных учебных действий познавательного блока в процессе обучения математике.
Предмет – нестандартные текстовые задачи как средство формирования у младших школьников универсальных учебных действий логического блока.
Цель – подобрать теоретически обоснованную совокупность нестандартных текстовых задач, направленных на формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий.
Гипотеза: формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников будет проходить более эффективно, если в уроки математики включать нестандартные текстовые задачи следующих групп:
-Задачи, не требующие освоения специальных приёмов(головоломки, логические цепочки, судоку, магические квадраты)
-Задачи, требующие освоения специальных приёмов для их решения( задачи на взвешивание, переливание, переправы, разъезды, дележи)
Задачи:
1. Дать характеристику понятию познавательных универсальных действий;
2. Описать основы развития логического блока УУД в процессе обучения математике;
3. Рассмотреть понятие нестандартные задачи, их классификация, особенности применения в процессе обучения математике.
4. Организовать эмпирическое исследование по изучению сформированности УУД у детей младшего школьного возраста и описать полученные результаты;
5. Разработать программу текстовых задач по развитию УУД младших школьников;
6. Экспериментально проверить эффективность проведенной программы.
Методы исследования: анализ, синтез, классификация, обобщение, описание, математическая обработка данных.
Методики исследования: методика «Направленность на приобретение знаний» (Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой), диагностика универсального действия общего приема решения задач (по методике А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой), методика «Нахождение схем к задачам» (по методике А.Н. Рябинкиной).
База исследования: общеобразовательное учреждение.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.