Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Межбюджетное выравнивание территорий: подходы к оценке расходных обязательств в международной практике

stitova 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.
Введение

Актуальность темы исследования. В условиях изменения социально-экономического уклада вследствие радикальных реформ последних лет, а также на фоне стагнации национальной экономики и неустойчивой геополитической ситуации проблематика межбюджетного выравнивания территорий и подходов к оценке расходных обязательств приобретает особую актуальность и значимость, особенно в контексте значительных масштабов межрегиональной дифференциации. Одним из ключевых вопросов в бюджетном менеджменте практически для всех стран мира является вопрос вертикальных и горизонтальных бюджетных отношений между государством и местными органами власти. Объективная предпосылка таких отношений, т.е. перераспределения средств, заключается в неоднородности финансово-экономических потенциалов различных административных единиц государства. Проблема объективного и эффективного межтерриториального перераспределения ресурсов заключается в согласовании интересов страны в целом, а также территорий - доноров и реципиентов. Федеративные принципы построения бюджетной системы направлены на сочетание самостоятельного и совместного управления бюджетным процессом. В более широком смысле федерализм подразумевает различного рода объединения для обеспечения совместного достижения общих целей при сохранении целостности, но ограничении самостоятельности каждой из сторон. Бюджетная обеспеченность - стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемую в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов. Бюджетная обеспеченность субъекта РФ – это возможность субъекта обеспечивать полное финансирование комплекса полномочий, возложенных на конкретный уровень власти через бюджеты соответствующих уровней. Бюджетная обеспеченность региона становится одним из основных факторов устойчивого социально-экономического развития региона, помимо федерализма и объективной оценки самостоятельности и устойчивости развития региональных бюджетных систем. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Подобные проблемы решаются с помощью механизма межбюджетного выравнивания в целях сбалансирования бюджетной системы страны за счет безвозмездной финансовой помощи в форме дотирования. Степень разработанности проблемы. Теоретические и методологические аспекты формирования и развития бюджетной системы, ее доходной части, направлений расходования бюджетных средств, разработки и реализации политики в области межбюджетных отношений нашли отражение во множестве научных трудов отечественных и зарубежных авторов. Становление теоретических основ бюджетной обеспеченности связано с трудами классиков экономической теории: Р. Вагнер, К. Макконел, Р. Масгрейв, Г. Роузен, Д. Стиглиц и др. Существенный вклад в изучение бюджетной обеспеченности как инструмента межбюджетных отношений внесли современные зарубежные ученые: Р. Барро, П. Кругман, Г. Мэнкъю, К. Рогофф, Н. Рубини, П. Самуэльсон, Д. Стиглиц, С. Фишер, М. Фридман. Теоретическим и практическим проблемам вопросам межбюджетных отношений и финансового выравнивания доходов территориальных бюджетов можно назвать Б.И. Алехина, A.M. Бабича, T.C. Введенского, А.Л. Гороховую, В.А. Водопьянова, Т. Терентьеву, В. Клисторину, Г.Б. М.В. Мильчакова, Поляка, А.Г. Саркисянца, И.В. Сугаровой, Н.В. Сунцовой, Сулейманова, Н.Х. Токаева, Ю.Г. Швецова, А.О. Юшкова. Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются бюджеты субъектов Российской Федерации в контексте межбюджетного выравнивания и оценке расходных обязательств в международной практике. Предмет исследования выступает система финансовых отношений, формирующихся в процессе регулирования механизма межбюджетного субъектов Российской Федерации и международной практике. Цель исследования заключается в выявлении и систематизации основных тенденций в системе и подходов в теоретическом и прикладном плане путей решения проблем межбюджетного выравнивания территорий и подходов к оценке расходных обязательств в международной практике. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основополагающих теоретических, методологических и практических задач: -рассмотреть основные понятия и характеристику бюджетного устройства и межбюджетного выравнивания территорий; -изучить инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и методику ее оценки; -охарактеризовать международный опыт практики оценки расходных обязательств; -проанализировать межбюджетное выравнивание территорий в России за 2018 -2020 гг.; - исследовать межбюджетного выравнивания территорий, подходов к оценке расходных обязательств в международной практик; - исследовать актуальные проблемы актуальные проблемы межбюджетного выравнивания территорий и оценки расходных обязательств; - разработать и сформировать систему мер по совершенствованию межбюджетного выравнивания территорий и оценки расходных обязательств в Российской Федерации с учетом международного опыта Теоретической основой исследования служат труды отечественных авторов, законодательные акты РФ, Бюджетный, Налоговый кодексы и др. Методологической основой исследования являются современные методы научного познания, а именно: методы аналогии и сравнения, статистический, графическое и табличное представление материала. Теоретико – методологическую базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории межбюджетного выравнивания территорий и оценки расходных обязательств, аналитические материалы международных рейтинговых агентств, субъектов управления государственным долгом, материалы научных и практических конференций, семинаров, конгрессов, совещаний, касающихся темы исследования. В ходе исследования применялись общенаучные методы и приемы, методы теоретического исследования, системного анализа, наблюдений и сравнений, визуализационные, статистические, позволившие провести разностороннее исследование системы развивающихся бюджетных отношений, выявить факторы ее обусловленности и сбалансированности, противоречия, тенденции и закономерности функционирования. В данной работе нашли отражение позитивные и практически оцененные публикации отечественных авторов по концептуальным проблемам теории межбюджетного выравнивания территорий и оценки расходных обязательств. Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью, научной новизной и достигнутой в сформулированной концепции степенью адекватности объективного отражения реально выявленных проблем при анализе и оценке условий, факторов, тенденций, закономерностей трансформационного развития системы межбюджетных отношений. Практическая значимость проведенного исследования заключается в обосновании выводов, методических разработок и рекомендаций, которые могут быть реализованы в применении механизма, инструментов и нормативной базы в целях совершенствования системы межбюджетного выравнивания территорий и оценки расходных обязательств. Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения, теоретические разработки, практические выводы и рекомендации, сформулированные в выпускной квалификационной работе, были апробированы поэтапно в виде научных докладов и выступлений на научно – теоретических, научно – практических конференциях, а также семинарах (межвузовских, внутривузовских). Объем выпускной квалификационной работы составляет 96 страниц. Расчетно-графический материал отражен в 16 таблицах и 13 рисунках. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении определяется актуальность, цель, задачи, объект и предмет выпускной квалификационной работы. В первой главе выпускной квалификационной работы раскрываются теоретические аспекты межбюджетного выравнивания территорий и оценка расходных обязательств в международной практике, основные понятия и характеристика бюджетного устройства и межбюджетного выравнивания территорий, инструменты межбюджетного выравнивания территорий и методы его оценки. Во второй главе проводится анализ межбюджетного выравнивания территорий и оценки расходных обязательств на современном этапе в Российской Федерации и в международной практике, а также исследуются их актуальные проблемы и пути совершенствования. В заключении подводятся итоги написания выпускной квалификационной работы и ее основные выводы. Эмпирическую базу исследования составили сводные аналитические данные Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Список использованной литературы содержит 68 источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...….3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты межбюджетного выравнивания территорий и оценка расходных обязательств в международной практике………................8 1.1.Основные понятия и характеристика бюджетного устройства и межбюджетного выравнивания территорий………………………………..…….8 1.2. Инструменты межбюджетного выравнивания территорий и методы его оценки……………………………………….….………….…….….......................16 1.3. Международный опыт практики межбюджетного выравнивания территорий и оценки расходных обязательств……………………..……...……24 ГЛАВА 2. Анализ межбюджетного выравнивания территорий и международной практики оценки расходных обязательств на современном этапе…………………………………………….…...……………..32 2.1. Анализ характеристики межбюджетного выравнивания территорий в России за 2018 -2020 гг.……………………. …………………………..….…….32 2.2. Межбюджетное выравнивание территорий: подходы к оценке расходных обязательств в международной практике………………………………………..44 2.3.Актуальные проблемы и пути совершенствования межбюджетного выравнивания территорий и оценки расходных обязательств в Российской Федерации с учетом международного опыта…………………..………….……60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………71 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…75
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) 2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021 N 384-ФЗ,) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.12.2021). 3.Налоговый кодекс Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.11.2021 N 379-ФЗ, N 380-ФЗ.). // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.12.2021). 4. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция от 30.04.2021 N 119-ФЗ.) Статья 26.18. 5.«Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (утв. Минфином России) Распоряжение Правительства РФ от 16 ноября 2018 г. 6. «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» [Текст] Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 16 октября 2018 года N 343. Методика утверждена постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2019). 7. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: учебное пособие [Текст] / М.П. Афанасьев. - М.: Юрайт, 2019. - 605 с. 8. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов. [Текст] М.: Финансы, ЮНИТИ, 2020. - 567 с. 9. Белозеров, С. А. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст]. / С. А. Белозеров, С. Г. Горбушина / под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2019. - 512 с. 10.Бегчин, Н.А. Современный взгляд на управление расходами бюджетов субъектов федерации [Текст] / Н.А. Бегчин // Вестник Финансовой академии. - М., 2021. - № 5 (59). - С. 61. 11. Болтинова, О.В. Бюджетное право. Учебное пособие. [Текст]. - М.: Норма, 2020.- 564 с. 12.Богомолов С.В. Развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста [Текст] Монография / О.И. Курылева, Н.И. Яшина, С.В. Богомолов.- Н.Новгород: ВГИПУ, 2019. - 276 с. 13.Бюджетное право: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст]. / Под ред. М. В. Карасевой. М.: Эксмо, 2019. - 522 с. 14.Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. Под ред. А. М. Годин, И. В. Подпорина. М., Дашков и Ко , 2019.С.25. 15.Быкова, Н. Н., Шайдуллова, А. И. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней // Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 141-146. 16.Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К', 2019. -238с. 17.Волкова, А.А. Проблемы формирования бюджетов на муниципальном уровне / А.А. Волкова // Научный альманах. 2017. № 5-1 (31). С. 64-66. 18.Вторая Международная конференция по федерализму. Москва, 16-17 декабря 2020г. Труды конференции. - М.: Едиториал, 2020.С.28. 19.Галухин, А. В. Устойчивость бюджетной системы региона: проблемы и пути их решения /А. В. Галухин//Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». -2019. -№ 2. -С. 41-49. 20.Гуляков, А.Д. Основные модели федерализма: моногр. / Гуляков Александр Дмитриевич. - М.: А-Проджект, 2019. -355с. 21.Горбунова, О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. [Текст] - М: Профобразование, 2019. - 655 с. 22.Давыдова, Н.Ю. Право муниципального образования на местный бюджет: содержание и формы реализации / Вестник ВЭГУ. 2019. № 2 (76). С. 20-26. 23.Дерюгин А.Н., Соколов И.А. Перспективы использования в России «модельного бюджета» при распределении выравнивающих дотаций // Вопросы экономики. 2019. № 4. С. 21–38. 24.Дерюгин А.Н., Прока К.А. Учет эффекта масштаба в методиках распределения выравнивающих дотаций // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 4 (38). С. 98–112. 25.Дробозина Л.А. Доходы бюджета: учебное пособие. [Текст] / Дробозина Л.А М.: Юрайт, 2019. - 722 с. 26.Домбровский Е.А. Доходный потенциал региона и направления его максимизации[Текст] /Е.А. Домбровский//Вестник Финансового университета. – 2021. - №2(74) С. 25. 27.Ерошкина Л.А. Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации [Текст] // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2021- № 4. - С.11-19. 28.Ермошина, Т. В., Святкина, Е. А. Развитие механизма формирования доходов местного бюджета // Молодой ученый. — 2020. — №9. — С. 601-603. 29.Ефимов, Я.Г. Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии территории / Я.Г. Ефимов // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 1-7. С. 118-121. 30.Зырянова, М.А. Оценка финансовой устойчивости бюджета региона с помощью интегрального показателя / Вестник науки и образования. 2019. № 5 (7). С. 59-63. 31.Изабакаров И. Г. Бюджетная система Российской Федерации; Вузовский учебник. [Текст] Инфра-М. 2019.- 272 c. 32. Корчагин Ю.Д. Три основные проблемы России, ее регионов и механизмы их решения [Текст]. - Воронеж: ЦРЭИ, 2020.- 146 с. 33. Климанов, В.В. Программы реформирования региональных финансов: сборник документов. [Текст] / В.В. Климанов. - М.: КомКнига, 2018. - 608 c. 34.Межбюджетные отношения в регионе: модели организации и регулирования. Балтина А.М., Волохина В.А. – С-Пб.: Юрайт-Издат, - 2019. -326с. 35.Миронюк М.Г. Современный федерализм. Сравнительный анализ / М.Г. Миронюк. - М.: МГИМО-Университет, 2020. -209с. 36.Михайлова А.А., Климанов В.В. Модель бюджетного федерализма Индии: сходство и различия с Россией // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 1 (41). С. 61–70. 37.Мудрова Н. В. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов. [Текст] // Финансы. – 2021. – №3 С.9. 38.Никитская, Е. Ф., Горбачева, И. А. Межбюджетные отношения в системе формирования инвестиционных источников финансирования инновационной деятельности // Интернет-журнал «Науковедение». — 2018 — № 4(13). — С. 112. 39.Николаева, Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие/Т.П. Николаева. -М.: Изд. центр ЕАОИ, 2019. -380 с. 40.Петрушина, О. В., Свиридова, М. С. К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований // Молодой ученый. — 2021. — №32. — С. 55-58. 41.Поляк Г.Б. Бюджетная система России. Учебник [Текст] - М.: Финансы и статистика, 2019. – 514 с. 42. Преображенский Б.Г. Межбюджетные отношения в мировой и российской практике. - Воронеж.: Изд-во Воронежского гос ун-та, 2012. - 160 с. 43.Порфирьев, А. И. Национальный суверенитет в правовой природе российского федерализма / А.И. Порфирьев. - М.: Книгодел, 2019. -475с. 44.Ракитина, И. С., Березина, Н. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата — Москва. Юрайт, 2019. — 333с. 45.Силуанов А.Г. Финансовая помощь из федерального бюджета. Монография [Текст] // Бюджет. 2020. № 3. С. 16. 46.Счастливенко Е.В. Межбюджетные отношения в реформе местного самоуправления./ Счастливенко Е.В. /- Белгород: Белгородский филиал ОРАГС, 2018.- 400с. 47.Сугарова И.В. Формирование доходов в аспекте оценки качества бюджетного планирования // «Финансы и кредит» № 27 (603), 2021, С. 27-31. 48.Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для вузов [Текст] / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — M.: Юрайт-М, 2019. – 450 с. 49. Финансы: учебник\ А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова и др.; под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Фин.и статистика, 2020. -322с. 50.Фаттиева А.Р.: Межбюджетные отношения в условиях федерализма. Учебное пособие. под. ред. Фаттиева А.Р. - Ижевск: ИжГТУ, 2020- 377с. 51.Христенко В.Б., Лавров А.М.. Новый этап реформы межбюджетных отношений [Текст] / В.Б. Христенко, А.М. Лавров // Финансы. - 2020. - №2- С. 3-9. 52.Шабалин К.В. Бюджетные инструменты экономического выравнивания регионов // Финансы и бизнес. 2020. № 3. С. 23–29. 53.Ященко, А. Международный федерализм: идея юридической организации: моногр. / А. Ященко. - М.: Нобель Пресс, 2020. -365с. 54.Сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. [Офиц. сайт]. URL: http://www.minfin.ru:(дата обращения: 6.12.2021). 55.Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Офиц. сайт]. URL : http://economy.gov.ru.(дата обращения: 6.12.2021г.). 56. Обзор антикризисных планов регионов [Электронный ресурс]: НИУ ВШЭ. [Офиц. сайт]. URL: http://www.hse.ru/data(дата обращения 10.12.2021). 57.Новые «Майские указы» на период 2018-2024 годы подписаны Президентом РФ https://informatio.ru/news/glavnoe/life.(дата обращения 20.12.2021). 58.Программный бюджет: лучшая практика». (http://www.nifi-abik.ru_022.pdf) ( дата обращения 17.12.2021г.). 59.Государственный бюджет Германии: структура бюджета, статьи доходов и расходов, распределение бюджета по основным статьям https://ru-geld.de/country/national-budget.(дата обращения 28.12.2021). 60.IFEL. Perequazione comunale Italiana: fabbisogni e capacita fiscali standard. Roma. 2018. 61.Report of the Committee constituted to review the list of major and minor heads of accounts of Union and States // Controller General of Accounts, Ministry of Finance, 2019. 62.The Principle of HFE and its Implementation. 2020 Review / Commission Position Paper CGC 2019-21. 2020. 63.Technischer Bericht Finanzausgleich. Grundlagen fur die Vierjahresperiode 2016–2019. URL: https://www.efv.admin.ch/efv/de/ home/themen/finanzausgleich/dokumentation.html (дата обращения: 02.04.2020). 64.Federal transfers to provinces and territories. URL: https://www.canada.ca/en/department-finance/programs/federal-transfers. html (дата обращения: 12.12.2021). 65.Fuente A. El nuevo sistema de financiacion de las Comunidades Autonomas de regimen comun: un analisis critico y datos homogeneos para 2019 y 2020 // Analisis Economico. Madrid. Nov. 2019.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты межбюджетного выравнивания территорий и оценка расходных обязательств в международной практике 1.1. Основные понятия и характеристика бюджетного устройства и межбюджетного выравнивания территорий Бюджетное устройство - это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов. Принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями составляют понятие «бюджетное устройство». Структурная характеристика бюджетной системы может быть дана с учетом ее соотношения с категорией «бюджетное устройство». понятие «устройство» может совпадать по смыслу с понятиями «изготовление», «выполнение», «образование», «осуществление» чего-то, то есть оно отражает не статику, а динамику явления. В таком аспекте содержание бюджетного устройства сужается до констатации порядка аккумулирования, распределения и перераспределения бюджетных ресурсов с использованием, например, трансфертных механизмов. В этом смысле правомерно говорить о приближении содержания бюджетного устройства как процесса к понятию межбюджетных отношений, складывающихся в процессе реализации бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями в лице их уполномоченных органов по поводу формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов. Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения ее звеньев, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств. При этом бюджетная система является элементом бюджетного устройства.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 52 страницы
1000 руб.
Дипломная работа, Экономика, 70 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Экономика, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Экономика, 89 страниц
7000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg