Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Конфликты в педагогической деятельности

baby_devochka 150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 15 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2022
Реферат на тему: "Конфликты в педагогической деятельности"
Введение

Процесс обучения и воспитания невозможен без противоре¬чий и конфликтов. Конфронтация педагога с учащимися и учащихся между собой — составная часть реальности: многие негативные моменты повседневной жизни, которую, к сожа¬лению, сегодня нельзя назвать благоприятной, субъекты пе¬дагогической деятельности привносят в сферу делового (про-фессионального и учебного) общения. Однако, педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия. Недостаточная подготовка педагогов, особенно молодых, которые только начинают свою профессиональную деятель¬ность, к конструктивному разрешению конфликтов с учащимися приводят к серьезным деструктивным последствиям. Поэтому важно, чтобы педагог умел правильно определить свою позицию в конфликте и знал способы наилучшего разрешения конкретного вида конфликта. Принципиально важно, чтобы конфликтующие стороны понимали, что лучшее разрешение конфликта — ког¬да обе стороны выходят удовлетворенными из сложной ситуа¬ции. Но еще более значимым является приобретение педагогом опыта поведения в конфликтных ситуациях и формирование личностных качеств, с помощью которых можно плодотворно разрешить конфликты.
Содержание

Введение 1. Виды педагогических конфликтов 2. Особенности педагогических конфликтов 3. Рекомендации педагогам по управлению конфликтами 4. Причины конфликтных ситуаций и обстоятельства их усиливающие 5. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 6. Поэтапное формирование личностных ресурсов разрешения конфликтов 7. Заключение 8. Список литературы
Список литературы

1. «Психологические основы педагогического общения», Целуйко В.М., Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2007 год. 2. «Педагогика и психология», Богачкина Н.А., Скворцова С.Н., Имашева Е.Г., Москва, «Омега Л», 2010 год. 3. «Психология и педагогика», Багдасарова С.К.., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Москва – Ростов – на Дону, Издательский центр «Март», 2006 год. 4. «Подростки ХХI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях», Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В., Москва, «Вако», 2008 год. 5. «Основы педагогического мастерства», Скакун В.А., Москва, «Форум», 2008 год. 6. «Основы социальной педагогики», Мудрик А.В., Москва, «Академия», 2006 год. 7. «Педагогика», Пидкасистый П.И., Москва, «Высшее образование», 2011 год. 8. «Введение в педагогическую деятельность», Кукушин В.С., Москва – Ростов – на Дону, Издательский центр «Март», 2008 год. 9. «Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе», Дереклеева Н.И., Москва, «5 за знания», 2005 год. 10. «Педагогические технологии», Сальникова Т.П., Москва, Творческий центр «Сфера», 2010 год.
Отрывок из работы

1. Виды Педагогических конфликтов В сфере образования принято выделять четыре субъекта деятельности: учащийся, педагог, родители и администрация. В зависимости от того, какие из этих субъектов вступают между собой во взаимодей¬ствие, можно выделить следующие виды конфликтов в усло¬виях или по поводу учебной деятельности: • учащийся — педагог; • учащийся — учащийся; • учащийся — родители; • учащийся — администратор; • педагог — педагог; • педагог — родители; • педагог — администратор; • родители — родители; • родители — администратор; • администратор — администратор. Среди них чаще всего встречаются конфликты педагога с учащимися и учащихся между собой. Если конфликты между учащимися могут выходить за рамки учебной деятельности, и педагог не всегда посвящен в те взаимоотношения, которые складываются между его воспитанниками, то противоречия между педагогом и учащи¬мися всегда отрицательно сказываются не только на взаимо¬отношениях, но и на эмоционально-психическом состоянии каждой из конфликтующих сторон. Не случайно в последнее время специалисты все чаще отмечают такое негативное явле-ние в педагогической среде, как «синдром психического выго¬рания», который чаще всего является следствием затяжного профессионального стресса. В педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений конфликты между педагогом и учащимися, вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние и неудов-летворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической деятельности за¬висит от поведения учащихся, что может привести к появлению состояния зависимости педагога от «милости» его воспитан¬ников. По мнению психолога М.М. Рыбаковой среди конфликтов между педагогом и учащимися чаще всего встречаются: • конфликты деятельности, возникающие по поводу успе¬ваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий; • конфликты поведения (поступков), возникающие в свя¬зи с нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учеб-ного учреждения; • конфликты отношений, возникающие в сфере эмоцио¬нально-личностных отношений учащихся и педагогов, в рамках их общения в процессе совместной педагогиче¬ской деятельности. Конфликты деятельности между педагогом и учащимися чаще всего проявляются в отказе учащегося выполнять учебное задание или связаны с плохим (недобросовестным) его выпол-нением. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание педагога вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты чаще происходят с учащимися, испытывающими трудности в учебной деятель¬ности, когда педагог ведет учебные занятия по своему предме¬ту непродолжительное время, и отношения между ним и груп¬пой ограничиваются только учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение числа таких конфликтов из-за того, что педагоги часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а оценки (отметки) используют как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину или не вы¬полняет предъявляемые требования. Эти ситуации часто ста¬новятся причиной ухода из учебных заведений разного уровня способных, самостоятельных и творчески мыслящих учащих¬ся, а у остальных снижается интерес к познанию вообще. Конфликты поступков в основном связаны с особенностя¬ми поведения отдельных учащихся, как в учебных, так и во внеучебных ситуациях. Педагогическая ситуация может при¬вести к конфликту в том случае, если педагог ошибся при анализе поступка учащегося, не выяснил мотивы, сделал не¬обоснованный вывод. Один и тот же поступок может вызывать¬ся разными мотивами. Педагог часто корректирует поведение учащихся, оценивая их поступки при недостаточной инфор¬мации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадыва¬ется о мотивах поступков, плохо знает отношения между сво¬ими воспитанниками, поэтому вполне возможны ошибки при оценке их поведения. Это вызывает вполне оправданное несо¬гласие учащихся. Конфликты отношений часто возникают в результате не¬умелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобре-тают личностный смысл, порождают длительную неприязнь учащегося к педагогу, надолго нарушают их взаимодействие. 2. Особенности педагогических конфликтов Педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия. Среди таких специфи¬ческих характеристик можно выделить: • ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, так как любое учеб¬ное заведение — это, прежде всего доступная возрасту учащихся модель общества, где они усваивают нормы отношений между людьми; • участники конфликта имеют разный социальный статус (педагог — учащийся), чем и определяется их поведение в конфликте; • разница в жизненном опыте участников порождает раз¬ную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; • различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами педагога» и «глазами учащегося» видится по-разному), поэтому педагогу не всегда легко понять глу¬бину переживаний учащегося, а учащемуся — справить¬ся со своими отрицательными эмоциями и подчинить их разуму; • присутствие других учащихся в ситуации столкновения педагога и отдельного учащегося делает их не просто свидетелями, а участниками конфликта, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них. Об этом всегда приходится помнить педагогу; • профессиональная позиция педагога в конфликте с уча¬щимся обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы учащегося как формирующейся и зависящей от него личности; • всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые, в которые включаются другие уча¬щиеся; • конфликт в педагогической деятельности легче преду¬предить, чем разрешить. Выполнение этих правил во многом зависит от того, насколько глубоко и правильно педагог осознает истинные причины своих конфликтных отношений с учащимися. Не¬редко эти причины кроются в особенностях его личности, а также в уровне профессионально-педагогической компетент¬ности, касающейся психологической подготовки педагога: • ограниченные возможности педагога прогнозировать на учебных занятиях поведение учащихся. Неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход ра¬боты, вызывает у педагога раздражение и стремление любыми средствами убрать помехи. Недостаток инфор¬мации о причинах случившегося затрудняет выбор оп¬тимального поведения и соответствующего сложившей¬ся обстановке тона обращения; • свидетелями ситуации являются другие учащиеся, по¬этому педагог стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной; • педагогом, как правило, оценивается не отдельный по¬ступок учащегося, а его личность в целом (глобальная педагогическая оценка). Такая оценка часто определяет отношение к учащемуся других педагогов и сверстников (особенно в средней школе); • оценка учащегося часто строится на субъективном воспри¬ятии его поступка и малой информативности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни и т. п.; • педагог затрудняется провести анализ возникшей ситуа¬ции, торопится строго наказать учащегося, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к учаще¬муся не повредит; • немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между педагогом и отдельными учащимися. Личностные качества и нестандартное по¬ведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними; • личностные качества педагога также часто бывают при¬чиной конфликтов (раздражительность, грубость, мсти¬тельность, высокомерие, самодовольство, педагогическая беспомощность). Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение педагога при взаимодействии с учащимися, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жиз¬ненное неблагополучие педагога, общий психологиче¬ский климат и организация работы в педагогическом коллективе. Важно, чтобы педагог умел правильно определить свою позицию в конфликте. Если на его стороне выступает учебная группа (коллектив класса), ему лег¬че найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же группа начинает развлекаться вместе с конфликтующим учащимся или занимает двойственную позицию, это чревато для педагога негативными последствиями (в частности, конф¬ликты могут стать привычной формой педагогического взаимо-действия и расцениваться обеими сторонами как своеобразная норма взаимоотношений). Часто общение педагога с повзрослевшими или уже взрос¬лыми учащимися продолжает строиться на тех же принципах, что и с воспитанниками младших возрастных категорий, обес-печивающих ему возможность требовать от них беспрекослов¬ного подчинения. Такой тип отношений не соответствует воз¬растным особенностям учащихся, которые в личностном плане стремятся занять равное с педагогом положение. Благо¬получное разрешение конфликта в такой ситуации невозмож¬но без психологической готовности педагога перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими или взрослыми уча¬щимися. Инициатором таких взаимоотношений должен быть педагог. 3. Рекомендации педагогам по управлению конфликтами Основные рекомендации педагогам по управлению конф¬ликтами с учащимися могут сводиться к следующим психоло¬гическим правилам: • контролируя свои эмоции, быть объективным, дать воз¬можность учащимся обосновать свои претензии, «выпус¬тить пар»; • не приписывать учащемуся свое понимание его позиции, перейти на «я»-высказывания (не «ты меня обманыва¬ешь», а «я чувствую себя обманутым»); • не оскорблять учащегося (есть слова, которые, прозвучав из уст педагога, наносят такой ущерб отношениям с уча¬щимися, что все последующие «компенсирующие» дейст¬вия не могут их исправить); • стараться не удалять учащихся из учебного помещения за какие-либо проступки; • по возможности не обращаться к административным мерам разрешения конфликтных ситуаций и не привле¬кать в качестве своих помощников представителей ад-министративных структур; • не отвечать на агрессию агрессией (это принизит досто¬инство педагога в первую очередь), не затрагивать лич¬ности воспитанника, если дело касается только его конкретного действия или поступка. Давать не абстракт¬ную, а конкретную оценку только его определенным действиям; • дать себе и учащемуся право на ошибку, не забывая о том, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»; • независимо от результатов разрешения противоре¬чия постараться не разрушить отношения с учащимся (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к учащемуся); • не бояться конфликтов с учащимися, брать на себя ини¬циативу их конструктивного разрешения; • ценя в учащихся способность, понимать вас, во всем со¬глашаться с вами, необходимо помнить слова, сказанные в свое время Стендалем: «Опереться можно только на то, что сопротивляется ». Не меньше, чем конфликты с учащимися, доставляют неприятности пе¬дагогу конфликтные отношения между учащимися. Косвенно педагог всегда втянут в такой конфликт и обязан участвовать в его конструктивном разрешении, особенно, если это проис¬ходит во время учебных занятий. 4. Причины конфликтных ситуаций и обстоятельства их усиливающие Откуда возникают конфликты? Многие из них — симптомы скрытых, глубоких проблем, и только объективный анализ этих проблем поможет разрешить конфликт продуктивно. Причины конфликтных ситуаций можно сгруппировать в не¬сколько блоков. Атмосфера соперничества в учебной группе (классе). Если она есть, то учащиеся приучаются работать не друг с другом, а каждый за себя и друг против друга; при этом они не умеют сотрудничать и работать в сообществах (группах). Атмосфера нетерпимости, вражды и недоверия. Она воз¬никает, когда учащиеся не научились быть снисходительными к другим, не видят достоинств окружающих, не умеют поддер¬живать и подбадривать друг друга в трудных ситуациях. В такой учебной группе многие учащиеся страдают от одино¬чества и изоляции, здесь часто возникают споры и ссоры на почве национальных и культурных различий. Неумение общаться. На этой почве то и дело возникает недопонимание, неверное истолкование намерений, чувств, желаний, действий окружающих людей. Учащиеся не знают, как сформулировать мысль, как выразить свои чувства, иног¬да они просто боятся это сделать. Они не умеют выслушать собеседника, ненаблюдательны, не замечают его эмоциональ¬ного состояния и по этой причине проявляют невнимание, что расценивается собеседником как душевная черствость. Неадекватность выражения эмоций. В каждом конфлик¬те присутствует аффективный компонент. Если учащиеся не умеют владеть собой, конфликт легко разгорается. Бывает, что учащимся просто неизвестны иные способы выражения эмоций, кроме агрессивных (так они проявляют страх). Отсутствие навыков разрешения конфликтов. Часто примером грубого и агрессивного поведения служат родители или группы сверстников за пределами учебного заведения. Передачи телевидения также вносят свою лепту. Многое зави¬сит, конечно, и от общей зрелости учащегося, и от его нрав¬ственного уровня. Злоупотребление властью со стороны педагога. В этом нелегко признаваться, но поведение педагога тоже может вы¬звать конфликты. Его непоследовательность, неразумные или чрезмерно завышенные требования могут довести учащихся до фрустрации. Когда педагог постоянно придерживается ав¬торитарного стиля, жестких, негибких правил, в любой учеб¬ной группе может возникнуть атмосфера страха и недоверия. Сами конфликты в педагогическом процессе можно разде¬лить на три вида: 1. конфликты, возникающие из-за недостатка ресурсов (чего-то не хватает на всех: учебных посо¬бий, внимания педагога, дружбы сверстников). Такие ситуации уладить легче всего. 2. конфликты, связанные с же¬ланиями, стремлениями, потребностями (включая стремление к власти, дружбе, самоутверждению, достижению), которые приходят в противоречие с желаниями других людей. С этими конфликтами справиться труднее, так как причины их скры¬ты. 3. конфликты между личностными ценностями. Это самый трудный случай. Когда ставятся под сомнение наши ценности, мы ощущаем это как угрозу смыслу своей жизни и становимся совершенно нетерпимыми (необязательно счи¬тать, что речь при этом идет о религиозных или политических взглядах). Конфликты между целями относятся к той же кате¬гории. У каждого человека есть какие-то цели; наши старания достигнуть цели отражают ее ценность для нас. Когда вступают в противоречие цели разных людей, достичь согласия нелегко. Как распознать, какой именно конфликт происходит? На¬пример, учащиеся обсуждают какую-то захватывающую проб¬лему и спорят, кому из них высказываться первому. Что это — борьба за власть или за ресурс, т. е. право первого голоса? Возможно, то и другое. Но разрешить конфликт можно только тогда, когда ясна его суть. Американский педагог-исследователь В. Крайдлер предла¬гает такую «формулу конфликта». Два (или более) человека вступают во взаимодействие и ощущают несовместимые отли¬чия друг от друга или угрозу своим ресурсам, возможностям, потребностям, ценностям. В ответ изменяется их поведение. В этом — суть любого конфликта. Итак, конфликт возник. При определенных обстоятельствах он усиливается. Среди таковых можно выделить: • если в поведении участников преобладают отрицательные эмоции (гнев, фрустрация и др.); • если усилится ощущение угрозы; • если в конфликт окажутся втянутыми другие люди; • если учащиеся до конфликта не были дружны; • если учащиеся не владеют навыками общения и решения конфликтов. Наиболее распространены среди учащихся конфликты ли¬дерства, в которых отражается борьба двух—трех лидеров и их группировок за первенство в своей учебной группе. На¬пример, в средних классах общеобразовательной школы часто конфликтуют между собой группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех—четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного учащегося и всего класса. По наблюдениям психологов, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педаго¬гики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных. К сожалению, в последнее время подоб¬ное негативное явление стало все чаще встречаться и в подрост¬ково-молодежной среде. Возникновение агрессивного поведения учащейся молодежи связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена связь между количеством агрессивных действий у детей дошколь-ного возраста и частотой их наказания, применяемого родителя¬ми. Кроме того, было подтверждено, что конфликтные юноши воспитывались, как правило, родителями, применявши¬ми по отношению к ним физическое насилие, по¬этому ряд исследователей считают наказание моделью конфликт¬ного поведения личности. На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. Важным для лич¬ности оказывается не агрессия — способ достижения, а агрес¬сия — самоцель. Она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля. Конфликты в среде учащейся молодежи обусловлены важ¬ной особенностью возраста и социального статуса: с одной стороны, учащиеся считают себя взрослыми и пытаются вести соответствующим образом, а с другой, находятся в полной или частичной материальной зависимости от своих родителей. Это не позволяет им обрести равное положение со взрослыми, по¬этому в среде сверстников они пытаются компенсировать свою неудовлетворенность занимаемым положением и агрессивны¬ми формами поведения, демонстрируя свою взрослость перед теми, кто в физическом или личностном плане слабее их (про¬явление реакции компенсации как психологического меха¬низма защиты, как механизма психологической адаптации к жизненным условиям, которые противоречат установкам, взглядам и ориентациям личности). Интенсивность конфлик¬тов между учащимися зависит от того, насколько успешно в образовательном учреждении осуществляется социализация молодежи, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей. Духовность во многом определяет деятельность и поведение, как группы людей, так и отдельной личности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Конфликтология, 25 страниц
250 руб.
Реферат, Конфликтология, 13 страниц
130 руб.
Реферат, Конфликтология, 14 страниц
250 руб.
Реферат, Конфликтология, 38 страниц
450 руб.
Реферат, Конфликтология, 19 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg