Глава 1. Язык и речь как два аспекта речевой деятельности
1.1 Понятие языка и речи
«Язык» и «речь» иногда воспринимаются людьми как синонимичные слова, но, на самом деле, речь не отождествляется с языком, хоть они и тесно связаны между собой.
Язык (по Соссюру) - это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа.[]
Помимо языка существуют искусственные знаковые системы, примером служат: символы в математике, нотные записи, сигналы отображаемые светофором и тд. Отличие языка от искусственных знаковых систем заключается в том, что язык способен передавать любое значение, он является универсальным.
Язык является средством общения и служит для познания мира, хранения и передачи культуры, истории народа и в общем информации. Он проявляет себя только в речи и выполняет свою главную, коммуникативную, функцию только благодаря речи.
Речь (по Соссюру) – это индивидуальный акт воли и понимания.[]
Речь является формой существования языка, его реализации и воплощения. Речь представляет из себя использование людьми языковых богатств в различных жизненных ситуациях, в результате чего передается из мысль. Также речь у говорящего имеет особенности в произношении, лексики, что делает ее индивидуальной и конкретной, в то время как язык объективен.
Язык выделил человека из мира животных, и придал ему духовное начало. История совершенствования научных представлений о природе языка и речи иллюстрирует разнообразные подходы к решению этих проблем. До ХХ века изучение речи было сосредоточено на обсуждении вопросов общего свойства: происхождение языка, связь языка с психикой. В ХХ веке появились темы эмпирического характера в области речевых исследований. Также в ХХ веке в развитии человеческого языка преобладала идея доминирующего значения окружающей среды и общества, которая получила поддержку в работах лингвистов. Примером является теория Ф. де Соссюра о системности языка. Его подход дал толчок новому направлению - структурализму. Он четко разграничил понятия языка и речи, выделив что язык - это надындивидуальное, социальное и общее явление, а речь состоит в использовании языка, она неустойчива и изменчива. Язык является предметом изучения лингвистики, в то время как речь - предмет изучения психологии.
Ф. де Соссюр отметил, что у каждого языка есть своя внутренняя организация - структура, которая связана элементами, то есть знаками. Каждый знак имеет две стороны: означающую (звучащее слово) и означаемое (мысленное содержание звучащего слова).
Идею враждебности грамматических структур представил Н.Хомский. В работе «Синтаксические структуры» он развил идею трансформационной грамматики. Ребенок учит грамматику с ограниченным доступом к материалу. В присущем детям языковом сообществе они изучают одинаковую грамматику, которая в значительной степени не определяется речевым материалом окружения. Помимо этого, Хомский указывает на то, что почти каждое предложение, произнесенное или понятое человеком, обычно представляет собой новое сочетание слов, которое не встречалось прежде в разговорной практике людей, общающихся между собой. Следовательно, мозг говорящего, развивает свою мысль и идею, и содержит установку, имеющую способность производить неограниченное количество предложений из ограниченного набора слов. Данная программа была названа Н.Хомским «универсальной грамматикой».
Теория Н.Хомского дала возможность, с одной стороны, объяснить быстрое изучение родного языка ребенком, с другой стороны - найти способы понимания продуктивности и гибкости языка. Эмпирическим доказательством теории Хомского считается исследование первых детских слов. Но даже имея эмпирическое подтверждение, эта теория была серьёзно раскритикована. Одним из главных соперников Хомского был Ж.Пиаже.
Ж.Пиаже, дискутируя с Н.Хомским, изложил некоторые возражения, которые основываются на многолетнем личном опыте работы в направлении, которое он определяет конструктивизмом. С точки зрения конструктивистского взгляда Ж.Пиаже, язык зарождается на основе предшествующего умственного развития ребенка. Важнейшим составляющим на этом пути является символическая функция, которая возникает на втором году жизни, эта функция заключается в имитации объектов и предметов.
Несмотря на многообразие теорий, наука пока не готова твердо ответить на вопрос, является ли речь и язык приобретенными или врожденными качествами человека.
1.2 Функции и Виды речи
Речь является основным средством общения. Традиционно выделяют три основные функции речи, связанные между собой. Первая функция - коммуникативная, заключающаяся в осуществлении процесса общения, обмене информации между людьми. Ее подвидами являются: информационная функция, посредством которой передается информация и побудительная функция. Собеседник при общении может указывать другому собеседнику на какое-либо действие, предмет, событие, помимо этого речь часто побуждает человека к определенным поступкам, а также вызвать у него определенные желания или мысли, в этом заключается побудительная функция.
Речь может побудить человека задуматься о чем-то, отнестись определенным образом к событию, пережить различные чувства, такие как радость, злость, сожаление и т.п. Побудительная функция определяется выразительностью речь, следовательно третьим подвидом коммуникативной функции является эмоционально-выразительная. Успех реализации этой функции, заключается в построении структуры предложений, от отбора слов и от невербальных средств, таких как жесты, интонация, мимика и тд.
Вторая функция речи - семантическая, которая заключается в средстве выражения мыслей человека и их развития. Речь становится средством выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает явления, предметы, действия и тд. Но роль речи в процессе мышления человека не ограничивается семантической функцией. Человек, изучающий язык как социально устойчивую систему знаков, захватывает одновременно логические формы и мыслительные операции, неразрывно связанные с языком. Затем речь начинает выполнять обобщающую функцию, с ее помощью человек создает собственные мысли. Речь становится средством синтеза, анализа, обобщения и сравнения явлений и предметов.
В зависимости от различных обстоятельств, речь приобретает свои особенности. Вследствие этого различают разные виды речи.
Прежде, выделяют внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя служит общению, ее главным признаком является доступность восприятия через зрительный или слуховой канал окружающих людей.
Внутренняя речь - своеобразный процесс внутренней беззвучной речи. Окружающие не могут ее услышать, поэтому она не является средством общения. Обычно ее считают вербальной оболочкой мышления. Внутренняя речь очень сокращена, изредка существует в форме развернутых предложений, так как чаще всего фразы сокращаются до одного слова. Это объясняется тем, что человеку вполне ясна собственная мысль и поэтому она не требует развернутых высказываний.
Вследствие того, используются ли для выражения внешней речи письменное обозначение или звуки, различают письменную речь и устную. Они имеют свои психологические особенности.
В устной речи человек воспринимает реакцию слушателей на сказанные им слова. Опираясь на их реакцию, он может изменять дальнейшую речь. При этом человек может распоряжаться внеязыковыми средствами, такими как жесты, паузы, мимика и остальные, которые помогают слушателю более детально проникнуться речью, а говорящему более понятно изложить свою мысль.
В зависимости от условий общения устная речь может быть в виде монологической или диалогической речи. Если в речь принимают участие двое и более людей, то она называет диалогом (или же полилогом). Диалог представляет из себя попеременно разговаривающих людей. Направление и результаты такой беседы обычно определяются репликами участников. Диалог является поддерживающей речью, поскольку каждый участник диалога поддерживает собеседника вопросами, ответами и возражениями. Если поддержка со стороны собеседников отсутствует, то речь переходит в монолог, или прекращается.
Диалог может носить целенаправленный характер если он организуется намеренно для выяснения определенного вопроса. Он, как правило, менее требователен к построению последовательного и развернутого высказывания, чем остальные виды внешней речи. В диалоге нет необходимости в предварительной подготовке, поскольку собеседники находятся в одинаковой ситуации. Важным требованием для собеседников в диалоге - это умение выслушивать говорящего до конца, понимать возражения собеседника и отвечать именно на них, а не на свои мысли. Диалогическая речь имеет эмоционально-экспрессивный характер, поэтому часто используются внеязыковые средства.
Если один человек говорит, а другие участники слушают, но при этом не участвуют в разговоре, то такая печь называется монологом. Монологическая речь занимает важное место в практике общения говорящего имеющего высшее образование, это проявляется в таких выступлениях как доклад, лекция, выступление на телевидении и др. Важной и общей особенностью всех форм монолога является отчетливо выраженная направленность ее к слушателям.
Цель данной речи - добиться необходимого влияния на слушателей, передать им информацию. Она носит развернутый характер, также требует изложения связанных мыслей, соответственно, заблаговременной подготовки. Она рассчитывает на умение говорящего логически последовательно формулировать свою мысль, воспроизводить ее в отчетливой форме, плавно и непрерывно.
Письменная речь имеет некоторые особенности, одна из которых является обращение к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего человека, а написанное прочтет только через некоторый промежуток времени. В письменной речи возникают определенные трудности из-за отсутствия прямого контакта между пишущим человеком и читающим.
Письменная речь не имеет практически никаких дополнительных внеязыковых средств для более подробного изложения мыслей, как это происходит в устной речи. Однако в ней нет и намека на знание ситуации адресатом, она не использует никаких жестов, мимики, интонации или же паузы. Возможно использование только выделения элементов текста шрифтом, курсивами, а также абзацами. Однако в письменной речи чаще всего используется меньше слов, чем в устной. Поэтому письменная речь должна быть максимально развита, как семантически, так и в грамматическом отношении. Пишущий человек должен построить свою речь в письме так, чтобы читатель смог пройти весь путь от развернутой внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого материала.
В то же время, у письменной речи, как и у устной, есть преимущество: написанное можно прочитать. Поэтому письменная речь не нуждается в чрезмерных повторах мысли, пусть она и представлена в разной языковой оболочке. Однако, как и в случае с устной речью, письменная позволяет грамотно и четко выражать свои мысли. Отсюда вытекает то, что письменная речь является ведущей в процессе формирования общей речевой культуры.
1.3. Схожести и различия в языке и речи
Теории ученых о взаимоотношении понятий «язык» и «речь» повлияли на их современное понимание. В науке речь представляется как явление индивидуальной жизни, при котором человек - основной субъект. В любой конкретной ситуации человек посредством речи выбирает из большого количества вариантов в языке, именно тот, который лучше передает его замысел. Ввиду этого, все больше внимания в языкознании уделяется не столько на нормы языка, сколько на изучение речевых особенностей людей различных социальных групп.
Основываясь на концепции лингвистической теории относительности Сепира-Уорфа, современные ученые выделяют язык как средство определения носителями видения мира. Словарный запас который использует говорящий отражает его личностное развитие и культурно-языковую среду.
При анализе понятий «язык» и «речь» обычно их основные характеристики демонстрируются в виде противопоставлений.
Представим их для ясности в виде таблицы.
Таблица 1.
Язык Речь
Надындивидуальное/ общее явление Индивидуальное явление
Научная абстракция Материальное воплощение
Объективен Субъективна
Отражает языковую картину мира Отражает индивидуальный опыт говорящего
Наличие уровненной организации Наличие линейной организации
Стабильность в отдельно взятый промежуток времени Динамичность
Оценивание не применимо Оценка применима
Итог накопленных систем знаков, регулируемых нормой Реализация языковой системы со случайными или намеренными нарушениями норм
Средство познания Средство общения
В современной лингвистике такое противопоставление отодвигается на второй план, поскольку чаще всего эти понятия рассматриваются как единое явление. Данное противопоставление предназначено не только для обособления этих понятий, но и для того, чтобы понять их сущность и сопричастность друг другу. Важное условие языка - его воплощение в речи, воссоздание мысли говорящего.
Идеи ученых о том, что язык является формой речевой деятельности, развиваются и поддерживаются современными языковедами. Но ученые продолжают разграничивать эти понятия, при этом выделяя их взаимосвязь. В языкознании язык по-прежнему понимается как знаковая система с рядом важных функций. В то же время, пытаясь разграничить эти понятия акцентируется внимание на том, что «язык» представляет собой научную абстракцию, которую мы не в силах наблюдать полностью. На самом деле у нас есть возможность воплотить эту абстракцию в реальность с помощью речи (речевого акта).
Язык и речь – не единые понятия, но они, явно, взаимосвязаны. Язык мы определяем как систему знаков и норм их использования. Данная система содержит единицы разного уровня: фонетического, лексического, морфологического и синтаксического. Речь мы определяем как форму существования языка (письменную, устную). Она возникает как результат речевой деятельности с использованием языкового кода. Речь зависит от ситуации и контекста, при этом она не является исключительно языком в действии. Речевая деятельность имеет некоторые особенности, которые указывают на то, что речевой акт - сложный механизм, который содержит: речевой акт с реализацией в виде письменной или устной речи; говорящего и его образ мышления, образ жизни; особенности интонации; способы выражения точки зрения и тд. Язык и речь оказывают двустороннее влияние друг на друга в процессе своего становления, развития и изменения.
Следовательно, язык посредством речевой деятельности становится средством самовыражения говорящего. Язык фрагментарно вплетается в речь, ввиду нужд говорящего.
Выводы по первой главе
Таким образом, рассматривая понятия «язык» и «речь» их виды, функции, мы сделали вывод, что эти понятия не синонимичны, но однозначно они взаимосвязаны между собой. Посредством сравнения этих понятий мы разобрались в из особенностях и что их отличает друг от друга. Человек посредством речи передаёт определенную мысль на свойственном ему языке. Благодаря этим двум вялениям человек социализируется, это именно то что отличает его от животного, он может общаться, совершенствоваться, познавать и передавать культурный опыт.
?
Глава 2. Речевая деятельность как социальное явление
2.1. Понятие речевой деятельности
Одним из первых, кто поставил перед собой цель создать общую теорию языка, был Фердинанд де Соссюр. Но прежде всего, надо было ответить на этот вопрос: что такое язык? И все процессы связанные со слушанием и говорением Соссюр назвал общим термином - речевая деятельность. Разнообразие речевой деятельности связано с рядом областей: физикой, психологией и физиологией.
На взгляд А.А. Леонтьева, речевая деятельность особым видом деятельности, который не связан напрямую с классическими видами деятельности, с трудом и игрой. Она в качестве отдельных речевых действий связана со всеми видами деятельности: трудовой, игровой, учебной и познавательной. Речевая деятельность - это один из самых сложных видов деятельности по всем своим характеристикам. Первое - это по своей организации, при том, что она не является самостоятельным, законченным актом деятельности - она всегда входит как составная часть в деятельность более высокого уровня. В частности, обычное речевое высказывание – это высказывание, которое регулирует поведение другого человека. Однако это означает, что деятельность можно считать завершенной лишь тогда, когда данное регулирование будет успешным. В качестве примера, я прошу у соседки по столу передать мне сахар. Если взять ее как целое, то она еще не завершена: цель будет достигнута, если соседка передаст мне сахар. Однако, говоря о речевой деятельности, мы не столь точны: нам будет интересен и мы будем в дальнейшем рассматривать не только акт речевой деятельности, но и совокупность всех действий, которые имеют собственную промежуточную цель, подчиненную целям деятельности как таковой. Речевая деятельность изучается различными науками. Речевая деятельность – это объект, изучаемый лингвистикой и рядом других наук: язык - это специфический предмет лингвистической науки, существующий как составная части речевой деятельности и воспроизводимый лингвистами в виде особой системы с целью решения определенных теоретических или практических задач.
Речевая деятельность характеризуется ведущим отечественным психолингвистом А. А. Леонтьевым, как процесс использования языка для общения во время другой деятельности. Речевая деятельность необходима только тогда, когда речь имеет ценность, когда мотив речи не может быть удовлетворен иным способом, кроме как посредством речи. Речевые действия могут быть частью других видов деятельности.
2.2. Виды речевой деятельности
Как известно, виды речевой деятельности были произошли из методики преподавания родного языка. Понятие видов речевой деятельности было выдвинуто известным лингвистом Львом Владимировичем Щербой.
В общем смысле данное понятие является как психологическим, так и методическим. Фактически обучение устной и письменной речи - это, практически, зарождение специфичных навыков речи, которые базируются на коммуникативно-речевых умениях.
Виды речевой деятельности, которые используются в методике родного языка позволяют более отчетливо представить психологические принципы развития этих умений. И в то же время логично предположить, что методические приемы должны быть связаны с структурой и формированием комплексных психологических механизмов.
Факт взаимосвязи различных видов речевой деятельности и их взаимопроникновения не может не учитываться на практике при формировании психологических операций, а также при решении коммуникативных задач. При этом большое количество ошибок в письме возникают из-за недооценки работы по формированию способности правильно распознавать и слышать звуки.
Человек являющийся личностью использует в жизни свои навыки в речи для решения поставленных перед ним проблем, представляя из себя субъекта психической деятельности. И грамотность необходима не только для того, чтобы получить диплом о высшем образовании, но и для реализации себя как полноценной личности среди других людей.
Основные виды речевой деятельности:
1. Говорение (выражение мысли в устной форме);
2. Аудирование (слушание);
3. Письмо (использование графических символов для передачи мысли);
4. Чтение (восприятие письма).
Это именно те виды, которые на которых базируется процесс речевой коммуникации. Успешность общения зависит от качественно сформированных навыков этих видов речевой деятельности.
В основе речи лежит характерная модель речевой коммуникации, не зависящая от условий или средств передачи информации. Элементы данной модели:
1. Адресант - отправитель информации.
2. Адресат - получатель информации.
3. Сообщение - устная или письменная речь. Без сообщения не может происходить речевая коммуникация.
Далее рассмотрим каждый вид речевой коммуникации.
Школьное обучение ориентировано на общение в старших классах с учетом аутентичных ситуаций общения в семье, школе и общественных местах. В основном уделяется внимание развитию этики общения на межличностном уровне. Говорить - значит передавать информацию с помощью звуков. Совершенствование навыков общения состоит из умения поддержать разговор любые темы и овладения навыками речи. Однако для того, чтобы быть готовым к общению на различные темы, человек должен регулярно совершенствовать свои знания - получать новые знания, не только в сфере своей специальности, но и в других областях искусства и науки, развивать собственную независимость мышления, стараясь не отставать от других людей, занимающихся самообразованием.
Слушание представляет собой процесс восприятия и понимания звуковых сигналов; оно является основной частью общения и состоит из двух этапов: первичное осмысление звуковых сигналов, его психомеханическая обработка; смысловая интерпретации звукового сигнала.
В результате изучения обычного разговора ученые отметили кардинальный разрыв между количеством информации, которую произнес участник разговора и количеством информации, которая была воспринята слушателями. Эксперимент показал, что восприятие речи человека на слух в среднем достигает лишь четверть от уровня эффективности за промежуток в десять минут. При этом даже в повседневных разговорах слушатель может усвоить не более 70% от сказанного собеседником.
Причиной этого являются следующие актуальные недостатки слушания:
1. Когда речь является фоновым звуком для какой-либо деятельности.
2. Когда происходит обрывочное восприятие речи;
3. Отсутствие критического анализа сообщения и неумение установления связи между сообщением и фактами.
Факторы эффективного слушания:
1. Непредубежденное и объективное отношение к собеседнику – это залог успешного общения. Самоуверенные люди часто бывают не очень внимательными слушателями. В большинстве своем образованные люди более внимательны, чем необразованные. Необразованные слушатели становятся пассивными, потому что у них отсутствует тот объём знаний по теме речи, с которым они могут соотнести слова оратора.
2. Заинтересованность слушателей. Люди больше интересуются знакомыми вещами, чем незнакомыми, а также интересуются полезными в практике идеями. Следовательно оратор должен обладать энтузиазмом чтобы заинтересовать слушателей.
3. Слушатели становятся более внимательными к тем вопросам, которые затрагивают основные потребности или же чувства человека.
Чтобы слушание было полезным, нужно развивать следующие навыки: умение сосредотачиваться, анализировать содержание, критически слушать, грамотно и четко излагать свои мысли.
Письмом является вербальное сообщение в письменном формате, которое может быть как отсроченным, так и непосредственным (обмен записками). С точки зрения языка письменная отличается от устной речи прежде всего тем, что использует графику, но также они отличаются в грамматическом и стилистическом плане. Сложная композиция и структура которая должна быть освоена являются важной задачей обучения письменной речи в школах. Восприятие человеком письменной речи отличается от восприятия устной.