1. Теоретические основы расследования преступлений в сфере
экологии
1.1 Уголовно-правовая характеристика преступления в сфере
экологии и их причины
Учитывая значимость в национальной безопасности Российской
Федерации и в соответствии с принятыми на себя международными
обязательствами охрана окружающей среды нашла свое правовое
закрепление в природоохранном, уголовном, административном и другом
законодательстве, иных нормативных правовых актах.
Первым вопросом в части характеристики преступлений данной
категории и представляющим интерес может быть определен, а какие из
экологических преступлений наиболее регистрируемые.
Официальной статистики по экологическим преступлениям на
федеральном (в целом по России) и региональном уровнях позволяет
установить, что из всех регистрируемых преступлений данной категории по
их количеству от наиболее распространенных экологических преступлений к
менее выявляемым может быть представлен следующими видами
преступных деяний:
– незаконная рубка лесных насаждений, незаконная охота и незаконная
добыча (вылов) водных биологических ресурсов;
- уничтожение или повреждение лесных насаждений; загрязнение вод;
порча земли; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и
природных объектов и т.д.
При этом указанные экологические преступления и другие его виды, а
также их количественные и качественные показатели зависят от
регионального фактора. Криминологический анализ экологических
преступлений требует самостоятельного исследования.
1 Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) "О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
Следует также отметить, что помимо уголовного закона в части охраны
окружающей среды имеются соответствующие нормы и в административном
законодательстве. Так, глава 8 «Административные правонарушения в
области охраны окружающей среды и природопользования» Кодекса РФ об
административных правонарушениях (далее – КоАП) предусматривает 42
статьи (ст. 8.1-8.42 КоАП), а административно-правой анализ экологических
правонарушений требует дальнейшего исследования.
Одним из дискуссионных вопросов, характеризующим экологические
преступления является определение понятия этих преступлений.
Действующий УК (как и уголовный закон советского периода) не содержит
определение понятия «экологические преступления». Между тем
определение его значимо, как для достижения уголовно-правовых целей, так
и для правоприменительной практики.
В литературе дается достаточно много определений понятия
экологических преступлений. В тоже время в Законе РФ от 19 декабря 1991 г.
№ 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» определяется и
правовое понятие экологического преступления. Так в ст. 85 указывается, что
под «экологическим преступлением понимается общественно опасное
деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации
экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и
причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека».
Данный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10
января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Помимо этого определения экологических преступлений имеются и
научные понятия. Так, по мнению некоторых исследователей, экологические
преступления определяет как «предусмотренные главой 26 УК общественно
опасные деяния, посягающие на общественные отношения по сохранению
благоприятной природной среды, рациональному использованию ее ресурсов
и обеспечению экологической безопасности населения»2
Другие считают, что под «экологическим преступлением понимается предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние, посягающее на
общественные отношения, обеспечивающие сохранение для нормальной
жизнедеятельности человека благоприятной природной среды, рациональное
использование ее ресурсов и экологическую безопасность населения»
Также есть мнение, что «экологические преступления являются общественно
опасные, предусмотренные уголовным законом, виновные, наказуемые
деяния, посягающие на общественные отношения по сохранению
качественно благоприятной окружающей среды, рациональному
использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности
населения Имеются в литературе и другие определения понятия
экологических преступлений.
Анализ вышеуказанных понятий экологических преступлений позволяет
сделать вывод, что их авторы особое внимание уделяют объекту
посягательства, а некоторые выделяют и уголовноправовые признаки
(например, виновные, наказуемые деяния и т.д.). Как справедливо отмечается
в литературе, каждый из правоведов, исследовавший ту или иную проблему,
предлагает свое оригинальное понятие, выделяет определенные признаки,
систему, классификацию и т.д.
С учетом сказанного и в соответствии с действующим уголовным
законом возможно вывести итоговое определение преступлений указанной
категории. Экологические преступления – это предусмотренные главой 26
(ст. 246-262 УК) общественно опасные деяния, совершаемые умышленно или
по неосторожности, посягающие на установленные в России природоохранные отношения, обеспечивающие экологическую безопасность
личности и общества в целом, экологический правопорядок, причиняющие
вред либо создающие угрозу его причинения здоровью человека,
окружающей среде, другим правоохраняемым интересам.
Помимо научного понятия экологических преступлений следует
согласиться с научным мнением о необходимости в главе 26 «Экологические
преступления», по аналогии с главой 33 «Преступления против военной
службы», предусмотреть в первой статье уголовно-правовое понятие
преступлений данной категории. В этой части предлагается в ст. 246 УК дать
определение понятия экологических преступлений и при этом статью
изложить в следующей редакции: «Статья 246. Понятие экологических
преступлений»:
Экологическими преступлениями признаются предусмотренные
настоящей главой преступления, нарушающие правила охраны окружающей
среды, если они повлекли причинение или создали угрозу причинения
существенного вреда здоровью человека, животному или растительному
миру, рыбным запасам, водным биологическим ресурсам, лесному или
сельскому хозяйству, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные
тяжкие последствия для компонентам природной среды, совершенные
гражданами или лицами, ответственными за соблюдение этих правил либо с
использованием служебного положения».
Исходя из указанного, действующую ст. 246 УК предлагается можно
считать соответственной ст. 246.1 УК. Другие предложения по дополнению и
совершенствованию диспозиций уголовно-правовых норм об экологических
преступлениях требуют отдельного исследования.
Криминалистическая характеристика указанных преступлений
традиционно охватывает следующие элементы:
способы совершения преступления;
время, место и обстановка совершения преступления;
типичные следы преступления (виды и характер следов);
личность преступника;
лицо потерпевших.
Способы совершения преступлений против окружающей среды
выражаются в действиях или бездействии должностных лиц или лиц,
отвечающих за установку и эксплуатацию очистных сооружений или за
работу, связанную с обезвреживанием и транспортировкой отходов,
выбросов вредных веществ.
Способами сокрытия этих преступлений являются: а) изменения в
документах, отражающих определенные приказы о строительство,
реконструкцию или эксплуатацию очистных сооружений, ввод их в
эксплуатацию; б) анализ предупреждений уполномоченных органов, которые
имеют место, а также лиц, участвующих в производственном процессе и
заявляют о нарушениях в работе очистных сооружений.
Способами сокрытия являются также: сокрытие документации о
запрещении ввода в эксплуатацию очистных сооружений; заявления
работающих лиц о нарушении эксплуатационного режима; уничтожение
следов поломки механизмов, регулирующих сброс и выброс отходов,
которые загрязняют окружающую среду; уничтожение загрязнений, которые
имеют место.
Типичные следы преступления. Следы преступлений против
окружающей среды могут проявляться в следующих формах: а) в виде
заявлений лиц о нарушениях, имеющих место, сброс и выброс отходов или
вредных для здоровья человека материалов или веществ; б) в виде
предупреждений уполномоченных органов о нарушениях в работе очистных
сооружений и загрязнения окружающей среды; в) в виде вещественных
загрязнений (следов) от сбросов и выбросов (гибель рыбы, выбросы в воздух
газов, отдельных веществ в виде пыли или других частиц).
Лицо преступника. К уголовной ответственности привлекаются лица, на
которых возложена обязанность соблюдения правил по предупреждению
загрязнений, должны обеспечивать нормальное функционирование очистных
сооружений, а также другие лица, выполняющих названные функции, или
лица, по вине которых очистные сооружения вышли из строя и загрязняют
окружающую среду. Повышает ответственность этих лиц, что они
определенный период скрывают нарушения работы очистных сооружений,
что влечет за собой вредные последствия как для работников производства,
так и для окружающих лиц.
Лицо потерпевших. К пострадавшим относятся люди, попавшие в сферу
заражение окружающей среды химическими, физическими, биологическими
выбросами и сбросами, которые нарушают нормальный экологический
баланс, который обеспечивает жизнеспособность людей и животных.
Выбросы и сбросы могут вызвать массовое отравление и гибель людей, а
также другие вредные последствия, что влияет на степень ответственности
виновных лиц.
В последнее время к вопросу определения причин совершения
экологического преступления уделяется достаточно много внимания, так
например, В.П. Варец определяет социальноэкономические факторы
незаконной добычи и вылова водных биологических ресурсов, отражая
интересы всех слоев общества, ориентируясь на потребности и дефицит
некоторых ценных пород рыб
Распространено мнение о том, что преступность изначально присуща
каждому обществу, а общей причиной преступности являются социальные
противоречия, которые с неизбежностью вызывают столкновение
интересов – конфликты.
Среди общественных противоречий, присущих любому социуму,
можно выделить основные взаимосвязанные группы: экономические,
политические, собственно социальные, нравственные и другие.
Многие ученые – правоведы говорят о том, что деление на причины
и условия преступности является условным, речь идет об
обстоятельствах, способствующих совершению преступлений либо
достижению преступного результата. Причины и условия совершения
правонарушения меняются.
1.2 Организация расследования экологических преступлений
К субъектам, с которыми при расследовании экологических
преступлений осуществляется наиболее тесное взаимодействие, относятся:
1) органы экологического контроля: Министерство природных ресурсов
и экологии РФ10, Департамент государственной политики и регулирования в
сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности,
Департамент государственной политики и регулирования в области геологии
и недропользования, Департамент государственной политики и
регулирования в области водных ресурсов, Департамент государственной
политики и регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга
окружающей среды, Департамент государственной политики и
регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира,
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзор), Федеральная служба по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральное агентство по
недропользованию (Роснедра), Федеральное агентство водных ресурсов
(Росводресурсы), а также Федеральная служба по ветеринарному и
фитосанитарному надзору, Федеральное агентство лесного хозяйства,
Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, иные федеральные органы исполнительной власти, на которые
возложена обязанность реализации отдельных функций экологического
управления.
Взаимодействие следователя, дознавателя с органами экологического
контроля осуществляется в следующих формах:
получение следователем, дознавателем от указанных органов
информации о выявленных ими в ходе проверок нарушениях норм
экологического законодательства;
использование информационных возможностей органов
экологического контроля;
содействие органов экологического контроля в обследовании
предполагаемого источника загрязнения;
2) сведущие лица — специалисты, эксперты.
Взаимодействие следователя (дознавателя) со сведущими лицами
организовывается, как правило, в тех случаях, когда возникает
необходимость в применении специальных знаний. Специфика
расследования дел рассматриваемой категории обусловливает такую
необходимость при расследовании практически каждого уголовного дела.
Традиционно выделяют непроцессуальную (организационную) и
процессуальную формы взаимодействия субъекта расследования и сведущего
лица.
Выбор формы взаимодействия остается за следователем (дознавателем),
так как процессуальный статус последнего определяется руководящей ролью
и ответственностью за принимаемые решения и результаты расследования
Однако, несмотря на главенствующую роль и персональную ответственность
следователя (дознавателя) за результат расследования, эта деятельность
должна оставаться совместной и взаимообусловленной: субъект
расследования ставит задачи, а сведущее лицо применяет адекватные им
познания, методы и средства
3) органы дознания, а именно: работники оперативно-розыскных
подразделений, участковые уполномоченные, инспекторы-кинологи, а также
сотрудники лицензионно-разрешительных служб ОМОН, ГИБДД, ППС.
Главные принципы, задачи, функции и основные формы
взаимодействия, права и обязанности субъектов правоотношений
регламентируются Приказом МВД России от 26 марта 2008 г. № 280 ДСП
«Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений
органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и
расследовании преступлений».
Наиболее широко органы предварительного расследования
взаимодействуют с оперативно-розыскными аппаратами. Наличие у
оперативно-розыскных подразделений специфической (негласной)
оперативно-розыскной функции и отсутствие таковой у следователя,
дознавателя придает их взаимодействию совершенно новые и исключительно
оптимальные свойства.
Одной из наиболее применяемых в практике расследования
экологических преступлений форм процессуального взаимодействия с
органами дознания является направление следователем, дознавателем
обязательных для исполнения органами дознания письменных поручений (п.
4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ), в которых формулируются вопросы, подлежащие
выяснению, указываются фактические данные, которые необходимо добыть,
а также излагаются сведения, могущие быть полезными для выполнения
поручения.
По делам об экологических преступлениях направляются отдельные
поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий; оказании
содействия при производстве отдельных следственных действий;
применении мер процессуального принуждения; розыске подозреваемого
(обвиняемого); производстве иных процессуальных действий.
В практике расследования экологических преступлений чаще возникает
необходимость в совместном производстве отдельных следственных или
процессуальных действий, так как следователь, дознаватель нуждаются в
практической, тактической и организационно-технической помощи. Это
случаи, когда необходимо выявить очевидцев происшествия, иных лиц,
могущих обладать значимой для расследования информацией; опросить их о
месте, времени, характере произошедшего преступного деяния; получить в
органах экологического контроля справки о соблюдении природоохранного
законодательства в деятельности различных объектов; провести обыск на
значительной территории; организовать и провести проверку показаний на
месте и т.п.
В связи с этим в деятельности по расследованию экологических
преступлений достаточно распространено поручение следователя об
оказании ему содействия при выполнении отдельных следственных
действий.
Основной организационной формой взаимодействия, объединяющей
усилия следователя (следователей), дознавателя (дознавателей), оперативных
подразделений и представителей других служб является создание
следственно-оперативных, следственных групп или групп дознавателей.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство разрешает
проводить расследование некоторых видов преступлений, которые
вследствие своей сложности или большого объема следственных и иных
процессуальных действий не могут своевременно, качественно и эффективно
расследоваться одним следователем или дознавателем, следственными
группами (ст. 163 УПК РФ) или группами дознавателей (ст. 223.2 УПК РФ).
Решение о производстве расследования следственной группой
принимает руководитель следственного органа, группой дознавателей —
начальник органа дознания. Об этом выносится отдельное постановление или
указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
В постановлении должны быть перечислены все следователи
(дознаватели), которым поручено производство расследования, в том числе
указывается, какой следователь (дознаватель) назначается руководителем
следственной группы (группы дознавателей). К работе группы могут быть
привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность.
Задачами создания таких групп являются: объединение усилий, сил и
средств следственных, оперативно-розыскных и иных органов для
эффективного раскрытия и расследования экологического преступления;
организационная и психологическая оптимизация взаимоотношений
участников группы; быстрый обмен доказательственной и оперативнорозыскной информацией; согласованное планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий и тактических операций
Осуществляет руководство группой следователь (дознаватель), который
несет персональную ответственность за качество, полноту и
результативность расследования преступления.