Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

«Курс Неру» и политика Индиры Ганди: Индия в конце 1960-х – начале 1980-х гг.

baby_devochka 470 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2022
Цель: изучить особенности развития Республики Индии под руководством Дж . Неру и Индиры Ганди. Задачи: 1) раскрыть экономическую политику Д. Неру 1950-х- начала 1960-х гг. 2) изучить внутриполитические процессы 1950-х — начала 1960-х гг.; 3) рассмотреть внешнюю политику Индии в 1950-1964 гг.; 4) изучить четвертую пятилетку и новый государственный менеджмент Индиры Ганди; 5) исследовать особенности «Зеленой революции»; 6) рассмотреть пятый пятилетний план; 7) изучить изменения в положение женщин в период руководства Индиры Ганди; 8) проанализировать внешнеполитические отношения Индии под руководствои И.Ганди. Хронологичексие рамки: 1947-1984 гг. В контрольной работе нами были использованы такие методы исследования как изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме. Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение

Индия — одна из немногих древнейших цивилизаций нашей планеты, которая сохранила фактически в неизменном виде веками и тысячелетиями традиций, связанных, прежде всего, с индуизмом. Страна контрастов с несметными богатствами культурного наследия и сложными проблемами развития переживает один из важнейших периодов истории, сравнимый по своей значимости разве что с появлением ее на мировой арене в качестве независимого государства, добившегося этого в результате чисто индийского феномена - ненасильственной борьбы и несотрудничества с колонизаторами на гандистской основе. Действительно, Индия, одна из древнейших стран мира, в течение почти 200 лет находилась под господством английских колонизаторов. В 1947 году Индия добилась независимости, получив статус доминиона, а 1950 году была провозглашена республикой . Актуальность данной темы объясняется тем, что, несмотря на огромные трудности, Индии удалось достигнуть значительных успехов в развитии национальной экономики и значительно улучшить свои позиции в системе внешнеполитических связей, частично преодолев зависимость от развитых капиталистических государств. Пример Индии весьма показателен для других развивающихся государств. Кроме этого, изучение стран Востока все более приобретает политико-прикладной характер и способствует долгосрочному внешнеполитическому прогнозированию, т.к. в установлении относительно гармоничной системы взаимоотношений заинтересованы уже не только развивающиеся, но и развитые страны. Все больше людей у нас и на Западе осознают, вслед за крупнейшим историком ХХ в. А. Дж. Тойнби, необходимость ускорить сближение христианско-европейской цивилизации ("голова человечества") с Востоком ("душа человечества"). За последние 70 лет Индия прошла немалый путь в области экономического развития. Из экономически несамостоятельной постколониальной страны Индия стала одной из наиболее сильных экономик мира. В 2020 году, согласно исследованиям МВФ, ВВП Республики Индия составил 2,623,000 млрд. долларов США в нынешних ценах, ВВП на душу населения составил 1,961,000 долларов США. Таким образом, Индия становится пятой страной в мире по номинальному ВВП и третьей по ВВП на основе паритета покупательной способности. История экономики независимой Индии делится на два этапа: дореформенный (с освобождения страны в 1947 году и до либеральных реформ 1991 года) и пореформенный (с 1991 года). Большую часть дореформенного периода центральную власть держала партия «Индийский Национальный Конгресс» во главе с Джавахарлалом Неру (до 1965 года) и Индирой Ганди (до 1984 года). В течение всего дореформенного периода выходцы из ИНК держали за собой пост премьер-министра, кроме одного периода: с 24 марта 1977 и до 14 января 1980 года, когда пост был занят выходцами из партии «Джаната». Победе «Джаната пати» предшествовал период политической и экономической нестабильности, из которого Индира Ганди пыталась найти выход через принятие планов и программ, призванных решить насущные проблемы .
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Развитие Республики Индии под руководством Дж . Неру (1950 – 1964 гг.). 6 1.1. Экономическая политика Д. Неру 1950-х – начала 1960-х гг. 6 1.2. Внутриполитические процессы 1950-х — начала 1960-х гг. 12 1.3. Внешняя политика Индии в 1950-1964 гг. 16 Глава 2. Индия под руководством премьер-министра Индиры Ганди 22 2.1. Экономическая политика Индиры Ганди 22 2.2 Изменения в положении женщин 31 2.3 Внешнеполитические отношения Индии под руководствои И.Ганди 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
Список литературы

1. Источники 1.1. Речь, Ганди (1982). «Индия и ее внешняя политика». Международное обучение. Журналы SAGE. 21 (2): 95–99. 1.2. Неру Джавахарлал. Автобиография. М.: Изд. ИЛ, 1955. 1.3. Юрлов Ф.Н. Гл. 25. Индия // История Востока: В 6 т. М.: Вост. лит., 1995–2008. Т. 6: Восток в новейший период (1945–2000 гг.). Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, В.В. Наумкин. 1.4. Неру Дж. Внешняя политика Индии. Избранные речи. 1946—1964. М.: Прогресс, 1965. С. 57 2. Литература 2.1. Абрамян Р. Армянские источники XVIII в. об Индии. Ереван, 1968. 2.2. Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии. М.: Дрофа, 2010. 544 с. 2.3. Антонова К.А. История Индии /Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. - М.: Мысль, 1973. - 558 с. 2.4. Балабушевич В.В. и Дьяков А.М., отв. ред. Новейшая история Индии. М.: Издательство восточной литературы, 1959. 2.5. Бхатия Винод. Джавахарлал Неру и становление индийско-советских отношений, 1917-1947 - М.: Мысль, 1989. - 226 с. 2.6. Ганди И. Мир, сотрудничество, неприсоединение.- М.: Прогресс, 1985. — 430 с. 2.7. Ганди Индира. Внешняя политика Индии. Избранные речи и выступления 1980-1982. - М.: Прогресс, 1982. - 376 с. Переводчик: А.М. Кадакин, с англ. и хинди 2.8. Горошко Г.Б. Борьба в Индии по вопросам внешней политики. 1957– 1964. М., 1966. 2.9. Гупте, Праная (2011). Мать Индия: политическая биография Индиры Ганди (Ред. Ред.). Нью-Йорк: Книги Пингвинов. С. 499–500. 2.10. Датт В.П. Внешняя политика Индии: пер. с англ. М.: «Прогресс», 1988. 2.11. Журавлева Е.С., Кочетов В.П. Внешняя политика Индии. 1964–1989 гг. М.: МГИМО МИД РФ, 1991. 2.12. История Востока: в 6 т. Т. 5 / Отв. ред. Р.Г. Ланда. – М.: Восточная литература, 2006. – 717 с 2.13. Капур, Хариш (2009). Внешняя политика премьер-министров Индии. Издательство Lancer. п. 138 2.14. Кей, Д. История Индии / Джон Кей; пер. с англ. И. Летберга. — М.: ACT: Астрель, 2011. — 761 с. 2.15. Насенко Ю.П. Дж. Неру и внешняя политика Индии. М.: «Наука», 1975. 2.16. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. Том 3. - М.: Прогресс, 1981. - 453 с. 2.17. Новая история Индии / отв. ред. К. А. Антонова и др. М.: Изд. восточной литературы, 1961. 2.18. Синха Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии. М.: Изд. иностранной литературы, 1954. 2.19. Тамита-Дегольда С. Индия. История страны/ Синхараджа Тамита-Дегольда; [пер. с англ. П. Крылова]. – М.: Эксмо; Спб.: Мидгард, 2010. – 352 с. 2.20. Федорова, Т.А. Социально-политическая история стран Востока : текст лекций / Т.А. Федорова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2006 – 68 с. 2.21. Чичеров А.И. Джавахарлал Неру и независимая Индия. М.: «Наука», 1990. 2.22. Юрлов Ф.Н. Гл. 25. Индия // История Востока: В 6 т. М.: Вост. лит., 1995–2008. Т. 6: Восток в новейший период (1945–2000 гг.). Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, В.В. Наумкин. 2.23. Юрлов Ф.Н., Юрлова Е.С. История Индии. ХХ век. -- М.: Институт востоковедения РАН, 2010. -- 920 с. -- (История стран востока. XX век). 2.24. Юрлова Е.С. Индира Ганди: путь к власти // Восток (Oriens) 2008, № 4.
Отрывок из работы

Глава 1. Развитие Республики Индии под руководством Дж . Неру (1950 – 1964 гг.). 1.1. Экономическая политика Д. Неру 1950-х – начала 1960-х гг. Главная проблема, доставшаяся Индии от колониализма, — разобщенность двух экономических укладов: традиционного и современного. В традиционном секторе экономики было занято подавляющее большинство населения: крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, ростовщики; он обслуживал основные потребности внутреннего рынка. Современный сектор был представлен промышленными предприятиями и соответствующей инфраструктурой, а также сельскохозяйственным производством, ориентированным на экспорт — он работал, В основном, на мировой рынок. Расширяясь, современный уклад неизбежно подавлял традиционное производство, никаких кооперационных связей между ними не было. Преодолеть колониальную структуру экономики вообще было непросто, ведь англичане развивали прежде всего те отрасли современного уклада, которые были им необходимы для использования ресурсов Индии. Промышленные предприятия Индии уступали передовым В техническом и технологическом отношении, зависели от поставок запчастей и комплектующих, промышленного сырья и полуфабрикатов из-за рубежа. Расположены они были в основном на побережье, в портовых городах, так как доставка по морю обходилась дешевле. Промышленная инфраструктура создавалась таким образом, чтобы свести к минимуму транспортные издержки при доставке товаров из внутренних районов к побережью. Даже железные дороги строились колониальными властями с использованием трех разновидностей колеи, что затрудняло перевозки внутри Индии и потребовало затем перестройки. Однако преодолеть экономическое отставание только за счет создания крупных предприятий современного сектора было невозможно. Сразу же возникала проблема занятости миллионов людей, освобожденных в традиционном секторе, который, конечно же, не выдерживал конкуренции с современным. Стратегию правительства в этом вопросе определила принятая Учредительным собранием еще 7 апреля 1948 г. «Резолюция о промышленной политике». Экономика Индии делилась на несколько секторов, которые были распределены между различными укладами. В трех отраслях (атомная, военная промышленность и железнодорожный транспорт) было разрешено создавать исключительно государственные предприятия, они же получили преимущественное право еще в 6 отраслях . Остальные отрасли закреплялись между различными предприятиями частного капитала, мелким и кустарным производством. Причем производство некоторых видов промышленной продукции было за-резервировано именно за традиционным сектором. В частности, производство сари — национальной женской одежды — по сию пору разрешено в Индии только с использованием ручного труда, любые механические приспособления не допускаются. Кустари, занятые в сфере традиционного производства, получили государственные заказы, льготы в налогообложении, при снабжении дефицитными видами товаров, сырья и т. д. Острейшей проблемой Индии была аграрная, ведь абсолютное большинство населения — крестьяне. Неудивительно, что первой крупной реформой нового правительства стала именно аграрная. Ее суть сводилась к передаче земли тем, кто ее обрабатывает. Проводилась она в районах, где действовала система заминдаров: землевладельцы-посредники сдавали часть земли в аренду крестьянам. Теперь они этой земли лишались, крестьяне становились собственниками. В результате за первые десять лет доля арендаторов в общей численности населении сократилась с 70% до 12%. По Конституции аграрная реформа находилась в ведении правительств штатов, в местностях, где заминдары были влиятельной силой, это привело к разного рода махинациям, затягиванию реформы. Бывшие владельцы обращались в суды, оспаривая размер причитающейся им компенсации, — пришлось проводить через парламент поправку к Конституции, изымавшую вопросы аграрной реформы из компетенции судов. Однако сельское хозяйство Индии не стало более производительным: крестьяне, став собственниками земли, не стали интенсивнее трудиться. В сельском хозяйстве для развития товарного производства помимо владения землей, требуется наличие еще многих других факторов. Производство продовольствия в Индии росло медленно, не поспевая за темпами прироста населения — в неурожайные годы в стране возникал голод, правительство вынуждено было тратить скудные ресурсы на закупки зерна. Отставание сельского хозяйства сдерживало общее развитие экономики. Многие члены правительства Д. Неру были привержены экономическим идеям того времени. Сам он был романтиком, с большими симпатиями относился к социализму, поэтому полагал, что будущее в экономике — за государственным сектором, значит, следует стремиться к его постоянному расширению . Кроме того, Д. Неру видел особую роль государства в регулировании экономических и социальных процессов. Индия, как он считал, требует постоянного расширения системы государственного регулирования, распространения функций государства на новые сферы. В 1950 г. в стране создана Плановая комиссия, она приступила к составлению пятилетних планов. В 1952 г. образован Национальный совет развития, который был призван координировать экономическую политику. В государственный сектор попали прежде всего предприятия, находившиеся под контролем колониальной администрации. В годы первой пятилетки (1951—1956) на расширение госсектора шло 47% всех капиталовложений. Особое внимание уделялось развитию металлургической, нефтяной, угольной промышленности, ма-шиностроения, а также объектам промышленной инфраструктуры. К середине 1950-х гг. доля госсектора составляла в экономике 5% . Активизировался и частный сектор: высокие тарифы на иностранные товары закрыли внутренний рынок Индии для зарубежных партнеров и оставили его на освоение своим предпринимателям. Правительство предоставляло частникам прямые субсидии, льготы В налогообложении, делало скидки в тарифах на электроэнергию и пользование железными дорогами. Противодействие курсу на преимущественное развитие государственного сектора в начале 1950-х гг. не было сильным. Он обслуживал нужды всего общества, оказывал услуги и частному сектору: стимулировал спрос, помогал решать проблему занятости (у всех работающих по найму в промышленности). Госсектор развивал в основном капиталоемкие отрасли и инфраструктуру, где уровень прибыли невысок и отдача может быть нескорой: частный капитал идет туда неохотно, поскольку слишком велик риск. Объективно против увлечения социализмом был настроен В. Патель, но он скоропостижно скончался 15 декабря 1950 г. В январе 1955 г. в Авади состоялась сессия ИНК. Там уже речь шла о перспективе перевода «всех средств производства в общественную собственность», о создании «общества социалистического образца». В том же, 1955 г., в парламенте была принята поправка к Конституции, которая предоставляла право законодательным учреждениям государства «экспроприировать любую собственность в интересах общества» и определять размер компенсации. Это открыло начало широкой национализации. Одним из первых был национализирован Имперский банк — он стал Государственным банком Индии, орудием экономической политики правительства. 30 апреля 1956 г. была принята новая Резолюция о промышленной политике. Она предусматривала расширение государственного сектора; государственное регулирование распространялось отныне на 17 отраслей. Правительство получало право создавать предприятия и в частном секторе, проводить национализацию уже существующих предприятий. Это привело к возрастанию доли госсектора в промышленности до 10% к 1960 г. В Индии началась интенсивная индустриализация — темпы ежегодного роста промышленности достигли 7,5%. Приступили к строительству крупных государственных объектов: в 1955 г. началось сооружение Бхилайского металлургического комбината с помощью СССР . Правительство поощряло переход пакета акций предприятий в руки индийцев. Даже на предприятиях частного сектора проводилась «индианизация» административного аппарата: устанавливались сроки, в которые все технические специалисты-иностранцы должны быть заменены на индийцев. Но результаты экономического роста «съедались» быстрым приростом населения: если в 1950 г. в Индии проживало 360 млн. человек, то в 1960 г. — уже 440 млн. По-прежнему сказывалось отставание сельского хозяйства, дававшего больше половины валового национального продукта (ВНП). В 1959 г. был установлен новый максимум земельного владения, но и он был велик — земли в стране все равно не хватало, производство продовольствия росло медленно. В 1961 г. страна приступила к выполнению третьего пятилетнего плана. Предусматривалось увеличение доли госсектора до 18%. Впервые два года (1961—1962) были достигнуты темпы промышленного роста в 7,7%. Начиная с 1963 г. Индия испытывает серьезные экономические трудности. Их основные причины состоят в следующем: 1) возможности внутреннего рынка, за счет чего и развивалось на-циональное производство в период высоких импортных пошлин, были исчерпаны. Да и сам рынок был довольно узок: покупательная способность гигантского населения Индии не превышала покупательной способности населения маленькой Швеции. 55% ВНП шло на потребление; из городского населения лишь 5—6% могли производить какие-либо накопления, а о сельском и говорить нечего; 2) Индия испытывала хронические затруднения с валютой, которая постоянно требовалась на оплату импорта сырья и полуфабрикатов, — такова уж структура промышленности (добыча собственных ископаемых ресурсов отставала). А тут еще участившиеся неурожаи потребовали экстренного выделения средств для закупок продовольствия за границей. Это сократило средства, которые страна могла потратить на импорт машин и оборудования для нужд промышленности; 3) несмотря на все усилия правительства по развитию кооперации между традиционным и современным секторами, последний развивался много быстрее и подавлял традиционных производителей. Разрыв между ними возрастал, накапливались противоречия, обострялась проблема занятости; 4) усилилась критика в адрес государственного сектора экономики. Он охватывал все большую часть потенциала, но экономически был малоэффективен: работал на неполную мощность, управлялся некомпетентными чиновниками, всегда рассчитывавшими на государственные субсидии. Сектор поглощал огромную часть государственного бюджета, но отдачи не было. Частные предприниматели требовали сокращения госсектора, передачи им части его предприятий; 5) критика усиливалась и в адрес государственного регулирования: чиновники в Индии всегда отличались крайним корыстолюбием, искоренить коррупцию в этой среде практически невозможно. В условиях, когда государство брало на себя все большие функции по руководству экономической деятельностью, это становилось тормозом. Предприниматель по любому вопросу должен был обращаться к чи-новнику, а тот вымогал взятки; 6) отставание аграрного сектора, на который приходилась большая часть ВНП, также тянуло экономику назад; 7) быстрый рост населения сводил на нет всякий экономический прогресс. В результате к 1964 г., несмотря на огромные успехи в сферах здра-воохранения и образования, в развитии науки и культуры, усилия в экономике не привели к существенному повышению общего уровня жизни населения. 1.2. Внутриполитические процессы 1950-х — начала 1960-х гг. До начала 1950-х гг. в ИНК не происходило внутриполитических кон¬фликтов. В. Патель был несомненным лидером правого крыла Конгресса: он выступал против расширения госсектора и усиления государственного вмешательства в экономику. Его авторитет сдерживал многие начинания Д. Неру . Сам Д. Неру был лидером харизматического плана: его мощный интеллект, блестящее образование, коммуникабельность, принадлежность к одной из выдающихся семей, издавна связанной с ИНК и гордящейся своим происхождением из почитаемой в Индии касты кашмирских брахманов, — все это способствовало его огромному авторитету в партии . Причем Д. Неру мог претендовать и на симпатии левого крыла. Но каких-либо столкновений между двумя лидерами не было: сторонники Д. Неру концентрировались в исполнительных органах, сторонники В. Пателя — в законодательных и партийных. После смерти В. Пателя в 1950 г. в ИНК остался один-единственный лидер общенационального значения — Д. Неру. Остальные деятели — Патил, Раджагопалачария, Т. Тандон, М. Десаи, Р. Прасад, С. Радхакришнан не могли соперничать с ним. Это были личности значительно меньшего масштаба. В 1950 г. председателем ИНК был избран Т. Тандон — лидер правого крыла. Но в следующем году Д. Неру вынудил его подать в отставку. Он сам занимал пост председателя Конгресса вплоть до 1955 г., затем передал его в руки преданных ему людей. Тогда же, в 1950—1951 гг., из ИНК вышел ряд левых группировок. Все это упрочило позиции Д. Неру в собственной партии. С первых же лет обретения независимости начался процесс политической дифференциации, в стране образовались десятки новых партий. К 1951 г. всего их было зарегистрировано около 80. На левом фланге крупнейшей партией была Коммунистическая. Она существовала с довоенных времен, неоднократно запрещалась еще при колониальных властях, а затем и в годы независимости. В мае 1951 г. запрет на ее деятельность был снят. К тому времени в партии насчитывалось 25 тыс. членов, она пользовалась влиянием, главным образом, в двух регионах: на крайнем юге и в Западной Бенгалии. На парламентских выборах 1951 г. компартия получила 3,3% голосов, но на двух последующих это число возросло до 10%. В южных районах — в штате Керала, в частности, — коммунисты стали главными соперниками ИНК, создав в 1957 г. свое правительство. Правда, в 1959 г. коммунистическое правительство в штате Керала было распущено решением федерального центра. Затем, на выборах 1960 г., там победил альянс антикоммунистических партий, но местные коммунисты продолжали сохранять сильное влияние — они получили тогда 42,5% голосов. Впоследствии, в 1964 г., когда обострились советско-китайские разногласия, это привело к расколу единой компартии на две партии (одна действует в Керале, другая — в штате Западная Бенгалия). До 1980 г. между ними существовали напряженные отношения . На левом фланге существовало множество других партий, в том числе Социалистическая, созданная еще в 1930-е гг. Д. Нарайяном при выходе из ИНК. Были и мелкие группы, действующие в отдельных регионах. Правый фланг политической жизни был представлен партиями религиозно-коммуналистского толка: Хинду махасабха, Джан сангх, Рам раджья паришад. В августе 1959 г. из ИНК вышла группа политиков во главе с Раджагопалачарией, которые образовали партию Сватантра. Большинство индийских партий ориентировались на отдельные регионы, этносы, группы каст, религиозные общины, т. е. не носили общеиндийского характера. В условиях мажоритарной системы они не могли претендовать на политическое руководство в стране. Примером может служить даже довольно крупная партия «Дравида Мунетра Кажкагам» (ДМК), созданная в 1949 г. в Тамилнаде и ориентированная на низшие касты: она выступала против засилья брахманских каст в системе образования и администрации, против утверждения языка хинди в качестве государственного, против засилья ИНК в экономической и политической жизни Индии. В 1957 г. доктор Б.Р. Амбед-кар на базе Федерации «неприкасаемых» каст создал Республиканскую партию Индии. Аналогичной была и партия Акалидал в Пенджабе — она ориентировалась на сикхов и отстаивала их интересы. На всеобщих выборах 1951 г. ИНК, собрав чуть больше 45% голосов, получил, тем не менее,364 мест в Парламенте и сформировал свои правительства во всех штатах. В партии и в стране возрастал авторитет Д. Неру, это вело к укреплению его позиций, что подтвердила в 1955 г. сессия ИНК в Авади, на которой шла речь об активизации курса Д. Неру . На выборах 1957 г. ИНК удалось увеличить количество поданных за него голосов до 48%, соответственно возросло и число мест в центральном парламенте. Но в штатах ИНК потерпел неудачу. В ряде случаев правительства были сформированы другими партиями, в отдельных штатах ИНК пришлось пойти на коалицию с другими партиями. Это привело к некоторому усилению правого крыла: в 1957г. Д. Неру включил ряд его лидеров, в том числе и М. Десаи, в состав правительства. С 1958 г. растут требования ограничить масштабы государственного вмешательства в экономику. На сессии ИНК в 1959 г. в Нагпуре возникла острая дискуссия по поводу аграрной реформы. Сторонники Д. Неру, правда, настояли на введении нового земельного максимума, отмене субаренды, расширении прав арендаторов и поощрении кооперации. На третьих всеобщих выборах, в 1962 г., ИНК потерял 6 млн. голосов, но все же сохранил большинство мест в центральном парламенте. Определенные успехи были достигнуты и другими партиями: коммунисты получили 10% голосов, увеличились партии Сватантра и Джан сангх. Особенно заметно было усиление местных партий в штатах: кое-где опять были сформированы правительства без участия ИНК. Обострилась и внутрипартийная борьба в самом ИНК. Это связано с соперничеством местных групп, а также с противостоянием партаппарата и государственных деятелей на местах. Д. Неру, чтобы ослабить сопротивление своему курсу, вывел своих политических оппонентов из состава правительства и перевел их на посты в партийном аппарате. Это коснулось, в первую очередь, С.К. Патила, М. Десаи, лидеров из Уттар-Прадеша и Западной Бенгалии. Постепенно в партийном аппарате сформировалась группировка под названием Синдикат — так в Индии называли на политическом жаргоне правых в ИНК. Они в целом критиковали курс Д. Неру, требовали сокращения госсектора, прекращения аграрной реформы, ограничения функций бюрократии. Обрушились также и на внешнеполитический курс нейтралитета. Основанием для подобной критики стали конфликты с Китаем в начале 1960-х гг., и это факт, что Индия практически осталась изолированной на международной арене. Однако пока был жив Д. Неру, обладавший огромным авторитетом в стране, политические противники не осмеливались переходить в открытое наступление. В своей политике Д. Неру неукоснительно следовал следующим целям: 1) гарантии территориальной целостности страны, 2) повышения жизненного уровня, 3) защиты гражданских прав и 4) обеспечения безопасности Индии. Но в мае 1964 г. Д. Неру умер, и в истории Индии началась новая эпоха . 1.3. Внешняя политика Индии в 1950-1964 гг. После образования Республики Индии в ходе внешнеполитических акций правительства и складывавшихся новых международных связей оформилась внешнеполитическая концепция Неру, определявшаяся как политика позитивного нейтрализма, основу которой составляет неприсоединение Индии к двум противостоящим друг другу мировым политическим блокам. Вместе с тем внешняя политика Индии не содержала в себе какого-либо элемента изоляционизма. В области внешней политики общеиндийский консенсус вокруг «курса Неру» стал складываться к середине 1950-х годов. Внешняя политика стала постепенно предметом «надпартийного» согласия. В последующем в стране было не так много дискуссий по макрозадачам внешней политики, что свидетельствовало о достаточном осознании правительством национальных интересов и внешнеполитических целей. 1950—1980-е годы во внешней политике Индии было три основных направления: выстраивание отношений со сверхдержавами, с общим стремлением к равноудаленности и невовлеченности в возможный конфликт между двумя блоками; укрепление связей с развивающимися странами, с целью превращения в лидера зоны Юга; усиление доминирующих позиций в Южной Азии . В середине 1950-х годов национальные интересы Индии потребовали дополнительной корректировки внешнеполитического курса. Администрация Д. Эйзенхауэра дополнила политику «сдерживания коммунизма» предыдущего правительства доктриной «отбрасывания коммунизма» и вовлекла Пакистан в военные блоки, созданные на южной границе мировой системы социализма. Американо-пакистанские военно-политические связи были одним из главных факторов, повлекшим за собой эволюцию внешнеполитического курса Индии в середине 1950-х годов. Дели стал активнее стремиться к развитию и укреплению дружественных отношений с социалистическими (в первую очередь, с СССР и КНР) и развивающимися странами. Усилилась тенденция перехода внешнеполитического курса Индии с позиций нейтрализма на позиции «позитивного нейтралитета», когда в основу внешней политики были положены принципы неучастия в военных блоках и отказа от существования на своей территории иностранных военных баз, ликвидации колониализма, мирного решения спорных вопросов, развития равноправного сотрудничества и мирного сосуществования государств, что на практике подразумевало равноудаленность от сверхдержав и стремление укрепить позиции освободившихся стран. В целом, если в конце 1940-х годов связи Индии с Западом были несравненно более тесными, чемс советским блоком, то в конце 1950-х годов можно констатировать равноудаленность Индии от США и СССР. Дели также начал принимать значительно более активное участие в разрешении глобальных проблем, произошло реальное превращение Индии в субъекта мировой политики. Наиболее важными шагами в этих направлениях были подписание в апреле 1954 г. индийско-китайского соглашения о Тибете, в котором были впервые зафиксированыпять принциповмирного сосуществования (взаимное уважение территориальной целостностии суверенитета,ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование), визит Дж.Неру в СССР и советских руководителейв Индию в 1955 г. Дели принял самое активное участие в конференции стран Азии и Африки, состоявшейся в Бандунге в апреле1955 г. Бандунгская конференция стала важнейшим шагом на пути создания движения неприсоединения. В основу деклараций, принятых на конференции,были положены пять принципов мирного сосуществования, получившие название «панча шила». Несогласие с «позитивным нейтралитетом» выражали лишь ультраправые и ультралевые силы страны. Поддержка «курса Неру» прошла проверку уже в 1962 г. после китайско-индийских вооруженных столкновений, когда, казалось бы, стала возможной переориентация внешней политики Индии. Взрыв негодования в стране против «коммунистического» Китая косвенно задел и Советский Союз. Многие политические силы стали требовать вступления Индии в блок с западными государствами. Но «курс Неру» в области внешней политики сохранился. Само утверждение двухполюсной системы давало «третьему миру» хорошие шансы для геополитических маневров. Лидеры Индии одними из первых уловили такую возможность. Достаточно прагматически настроенные правые политические лидеры Индии, которые адекватно воспринимали национальные интересы страны, быстро осознали, что определенное балансирование между двумя военными блоками действительно приносит значительную выгоду: и в экономической, и в политической, и в военной сферах. В результате уже в начале 1963 г. Лидеры правых партий Индии заявили о необходимости поддерживать самые дружественные отношения с СССР . Важную роль в продолжении Индией политики неприсоединения сыграл сам премьерминистр, сохранивший огромный авторитет. Дж.Неру был признанным лидером движения неприсоединения, официально созданного в сентябре 1961 г. на белградской конференции 25 стран. Премьер-министр Индии считал, что Республика должна играть самостоятельную роль в мировой политике, а привязывание ее к одному или другому блоку лишит страну возможности решать свои внешнеполитические задачи. Индия внесла определенный вклад в прекращение конфликта в Корее, хотя ее позиция как непостоянного члена Совета безопасности ООН на начальной стадии конфликта, в 1952 г., не всегда была последовательной. Индийское правительство выступило против обвинения Китая в агрессии в Корее, а затем активно содействовало установлению перемирия и урегулированию вопроса о военнопленных. Еще более последовательно Индия выступила за прекращение войны в Индокитае, способствовала подписанию Женевских соглашений и последующему частичному урегулированию отношений в этом районе Юго-Восточной Азии в 1954— 1956 гг . На международной арене Индия неизменно активно выступала за прекращение различного рода локальных конфликтов, за всеобщий и длительный мир, против создания военных блоков и баз, пребывания иностранных войск на территории других государств. Эти внешнеполитические позиции правительства Неру создавали определенные сложности в отношении Индии с западными странами. С одной стороны, Индия довольно последовательно выступала против политики колониализма и неоколониализма, с другой — испытывала постоянный и все возраставший нажим со стороны сил империализма, использовавших свои позиции в экономике страны. Хотя Индия отвергла американскую военную помощь, но в 1951—1952 гг. подписала ряд соглашений о техническом сотрудничестве с США, которые тем самым создали основу для американского проникновения в различные сферы внутренней жизни страны. Отношения Индии с социалистическими странами развивались по линии все большего расширения сотрудничества во всех областях. В 1955 г. состоялся обмен визитами руководителей Индии и СССР, положивший начало регулярному обмену правительственными делегациями на различных уровнях.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, История, 14 страниц
350 руб.
Контрольная работа, История, 12 страниц
450 руб.
Контрольная работа, История, 13 страниц
350 руб.
Контрольная работа, История, 12 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg