Актуальность исследования.
Содержание образования в современное время является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Дошкольный возраст является периодом закладки фундамента для всех сфер развития личности. «Именно в этом возрасте закладывается база для благоприятного усвоения ребенком полученных знаний, умений и навыков, которые, в свою очередь, определяют успешность дальнейшего обучения в школе.» Кравчук А. И. [24]. Для дошкольного образования в этом направлении ставит задачи Федеральный стандарт: охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); сохранение и поддержание индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; создание благоприятных условий развития.
Анализ научно -методической литературы показал, что с каждым годом увеличивается степень сложности речевого развития у детей, поступивших в ДОУ. Проблема заключается и в том, что в процент детей с нарушениями речи растет год от года. В 1970-1980 годах только у 25% детей фиксировали нарушения. В 2020 году эта цифра значительно выше - 58% - и продолжает расти. Согласно данным международной статистики, нарушения речи присутствуют у 17,5% детей в возрасте до 7 лет [52]. Печальная статистика дошкольных образовательных учреждений показывает на увеличение количества детей с общим недоразвитием речи. В дальнейшем эта проблема приводит к неуспеваемости в школе. Низкий уровень речевой активности снижает скорость и объем входящей информации, нарушает развитие личностных качеств, затрудняет общение со сверстниками. Такой ребёнок не понимает, как склонять слова во фразах, составлять предложения. Ему сложнее в сравнении с обычными детьми дастся письмо и грамматика. На фоне снижения успеваемости у него возникают проблемы с адаптацией в социуме. Если нарушение речи тяжелее, это отражается на состоянии детской психики. Помимо психики речевой аппарат тесно связан с координационными функциями мозга, если продумать систему работы с такими детьми в этом направлении, то можно заметить улучшения во всех областях (речевой аппарат и координации)
Своевременная диагностика и комплексный подход к профилактике и лечению этого диагноза является одной из задач дошкольного учреждения. Дефекты речи у детей корректируются во время пребывания ребёнка в дошкольном учреждении при условии целенаправленной и систематической работы специалистов.
Авторы исследовавшие эту проблему, отмечают невысокие показатели физического развития детей с ОНР, соматические состояния, быструю утомляемость. «Такие дети имеют плохую координацию, выглядят неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку, сниженную двигательную память. Исследования детей со стертой дизартрией, свидетельствуют о необходимости выделения специфических особенностей в рамках реализации образовательной области «Физическое развитие» для детей с ТНР.» Лопатина Л. В. [31]
Известно, что при всех видах нарушений развития страдает, прежде всего, координационная сфера. При этом отмечается, что у ребёнка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды (Вайзман Н.П.,1984; Павлов И.П., 1951; Эльконин Б.Д., 2001)
Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с ОНР свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой системой (не только ее моторным компонентом) и двигательной системой организма в процессе их становления в онтогенезе ребёнка. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние на деятельность мозга, на его функциональное состояние. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребёнка.
Известно, что координационные способности обусловливаются не одним каким-то свойством нервной системы, а определяются сочетанием их комбинаций На данный процесс влияют такие психодинамические задатки, как свойства психических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний
Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития психомоторной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста. Данное обстоятельство и послужило одним из весомых факторов, определяющих не только актуальность работы, но и формулирующих проблему исследования, ее цель, гипотезу и задачи.
Категория детей с общим недоразвитием речи характеризуется уровнем психической и речевой активности, что затрудняет обучение двигательным действиям. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается неточность воспроизведения двигательных заданий, нарушения последовательности выполнения элементов двигательного действия, затруднения при словесном объяснении. Одним из эффективных средств оздоровления, коррекции физического и моторного развития детей является обучение плаванию (А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, Ю.И. Родин и др.).
Плавание, помимо тренировки координации движения и дыхания в воде, облегчает процесс обучения в различной сфере. Во время плавания в бассейне стимулируется моторика и включается в работу каждая часть тела. ребёнок в воде вступает в другую среду, и изменение ощущений стимулирует весь организм, в том числе головной мозг. Дети не только развивают свои мышцы, двигательные навыки и координацию, но и улучшают речь, развитие мозга и общий интеллект. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.
упражнения увеличивают приток крови, который в свою очередь доставляет жизненно важные питательные вещества для растущего мозга. Снижается уровень гормонов стресса, что помогает мышцам расслабиться.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Исследования в области физического развития детей с нарушениями речи весьма обширны и связаны с изучением различных аспектов данного направления. В частности, предлагаются методики с акцентом на развитие речевого дыания на занятиях по обучению плаванию (Павленко Л.В, 2017), использование средств и методов адаптивной физической культуры (Михайлова Е Я , 2003), пальцевой гимнастики, логоритмики, психогимнастики (Прописнова Е Н, 2003), упражнений из арсенала художественной гимнастики (Первеева В А , 2005), упражнений на неустойчивой опоре для развития статического и динамического равновесия (Салтымакова Л П , 2004), коррекционно-развивающей физической культуры (Смирнова Е Ю , 2005)
Эффективность использования огромных возможностей двигательной деятельности таким средством физического воспитания, как плавание, создает условия для развития двигательно-коордипационных способностей и повышения уровня психических процессов. Анализ научно-методической литературы, статистических данных по проблеме исследования позволил выявить противоречия:
1) между современными требованиями к уровню подготовленности детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе и возможностями детей с общим недоразвитием речи в качественном освоении образовательной программы;
2) между необходимостью в коррекции отстающих функций организма детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, и недостаточной разработанностью методики средствами плавания, как одним из благоприятных видов физической деятельности для этой категории детей.
На основании анализа актуальности и противоречий выделена проблема, которая заключается в поисках методических подходов к применению такого средства физического воспитания, как плавание, для развития двигательно - координационных способностей у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – является разработка методики применения средств плавания для развития двигательно -координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - педагогический процесс совершенствования координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - средства, методы и методические приемы, используемые для совершенствования координационных способностей старших дошкольников с нарушением речи.
Гипотеза исследования. Предполагается, что развитие двигательно-координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет проходить эффективнее, если:
• разработана и внедрена методика применения средств плавания для развития двигательно -координационных способностей у старших дошкольников с ОНР;
• реализуются педагогические условия, обеспечивающие результативность предложенной методики;
• для эффективности развития двигательно - координационных способностей у старших дошкольников с общим недоразвитием речи используются средства плавания, адекватные возрастным возможностям, фактическому уровню физического и психического развития.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
1. Обзор литературных источников по данной тематики исследования;
2. Анализ литературных источников и методик обучения плаванию дошкольников с общим недоразвитием речи;
3. Разработка комплекса тестов для диагностики физических показателей развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста.
4. Разработка методики применения средств плавания для развития двигательно -координационных способностей детей с общим недоразвитием речи.
5. Апробация эффективности методики применения средств плавания для развития двигательно -координационных способностей детей с общим недоразвитием речи.
Положения, выносимые на защиту:
1 У детей с общим недоразвитием речи межсистемная связь отдельных сторон координационных способностей в общей структуре двигательной сферы имеет более тесное взаимодействие, чем у сверстников без речевой патологии, меняя по мере соотношение, значимость и роль отдельных компонентов по принципу идентичности биомеханической структуры и динамики выполнения двигательных актов.
2 Методика совершенствования координационных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи, основанная на использовании средств плавания, чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве, чувства равновесия (статического и динамического), способности управлять силовыми и пространственно-временными параметрами движения, способности к перестроению движения, а также на сопряжённом применении методов стандартно -повторного и вариативного упражнения обеспечивает педагогическую целесообразность занятий, способствует значительному повышению у дошкольников -логопатов уровня развития дыхательной системы, координационных способностей и физической подготовленности в целом.