Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Методика расследования убийств, совершенных по религиозным мотивам

baby_devochka 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2022
Объектом данного исследования являются преступная деятельность лидеров и активных членов деструктивных религиозных объединений (культов, сект), а также отдельных граждан, сознательно причисляющих себя к ним, использующих религиозную мотивацию для совершения убийств, а также деятельность субъектов доказывания по их раскрытию и расследованию. Предметом исследования выступают закономерности, проявляющиеся во взаимосвязи религии и преступности, механизме совершения лидерами и активными членами деструктивных религиозных объединений (культов, сект), а также отдельными гражданами, сознательно причисляющими себя к ним, религиозно мотивированных убийств, и связанная с ними процессуальная деятельность субъектов доказывания по собиранию, закреплению, исследованию и использованию полученной доказательственной информации в расследовании данного вида преступлений. Цель и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в разработке на основе всестороннего научного анализа действующего законодательства Российской Федерации и имеющейся судебно-следственной практики теоретических положений методики расследования убийств, совершенных по религиозным мотивам, содержание которых составляли бы типовая криминалистическая характеристика преступлений и типовая информационная схема расследования таких преступлений, включающие методические рекомендации для практических работников, направленные на повышение качества и эффективности борьбы с названными преступлениями. Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих научно прикладных задач: - провести исторический анализ возникновения и развития в России уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение религиозно мотивированных убийств, сформулировать теоретические основы их уголовно-правовой характеристики; - разработать криминалистическую характеристику убийств, совершенных по религиозным мотивам, определить ее элементный состав; - выявить и охарактеризовать типичные следственные ситуации, складывающиеся как на первоначальном, так и на последующем этапах расследования убийств, совершенных по религиозным мотивам, выработать алгоритм действий по их разрешению; - обозначить особенности расследования убийств, совершенных по религиозным мотивам, характерные для каждого этапа их расследования; - подготовить криминалистические рекомендации по производству отдельных следственных действий на различных этапах расследования изучаемой категории преступлений; - выделить особенности использования специальных знаний сведущих лиц в расследовании убийств, совершенных по религиозным мотивам. Методология и методы исследования. Методологической основой диссертационного исследования послужили общенаучный системный подход, общие положения философии о путях и средствах познания реальной действительности, общие положения теории познания и отражения, законы и категории диалектики, логики и социологии. Сравнительно-правовой метод модельной информации использовался при обосновании криминалистических целей использования положений методики расследования при разработке теоретических основ предлагаемой частной криминалистической методики расследования убийств, совершенных по религиозным мотивам. Применение логического метода познания позволило проанализировать и осмыслить результаты, полученные в ходе исследовательской работы, а также разработать теоретические положения авторского понятийно-терминологического аппарата, входящего в предмет исследования. Метод системного анализа и синтеза позволил разработать различные классификации. Социологический метод получения информации применялся при проведении анкетирования субъектов доказывания, моделирование использовалось при разработке методических рекомендаций по выявлению, раскрытию и расследованию изучаемой категории преступлений. Теоретической основой настоящего диссертационного исследования послужили теоретические положения различных областей научных знаний и труды отечественных и зарубежных ученых в области истории и теории права и религии, криминалистики и уголовного судопроизводства, уголовного права, судебной экспертизы, криминологии, общей и юридической психологии, философии, политологии и социологии. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

Актуальность темы исследования. В современном обществе, переживающем экономический и социально-политический кризисы, изменение стандартов жизни, активно продолжается практически неконтролируемый широкомасштабный процесс организационного образования и распространения различного рода нетрадиционных деструктивных религиозных объединений , придерживающихся разнообразных взглядов и идей, пропагандирующих идеологию насилия и использующих религиозный фактор, а также экстремистские и террористические методы для достижения поставленных религиозных и иных целей, в том числе связанные с применением физического насилия (убийством). В мире кровавые религиозные конфликты происходят едва ли не ежедневно, при этом религиозные экстремисты, не задумываясь, убивают себя и других, выполняя противоправные предписания своих лидеров. Выступая на расширенных заседаниях коллегий Министерства внутренних дел и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, состоявшихся 26 февраля и 17 марта 2020 г. соответственно, Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил, что противодействие экстремизму и борьба с религиозной нетерпимостью остаются актуальными задачами, поставленными перед правоохранительными органами, подчеркнув необходимость дальнейшего пресечения любых действий, направленных на нарушение традиционных духовно-нравственных ценностей, провоцирование межрелигиозной розни. Опасность такого проявления экстремизма, как подготовка и совершение террористических актов, а также угроз со стороны приверженцев радикальных течений ислама, отличающихся религиозным фанатизмом, в текущем году была отмечена в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 . Среди особо тяжких преступлений против личности, совершаемых членами законспирированных нетрадиционных религиозных объединений (культов, сект) , на первый план по уровню общественной опасности выходят убийства, обусловленные религиозной мотивацией, которые не регистрируются ввиду отсутствия в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации правовых механизмов их выявления, квалификации и судебной оценки, вследствие чего слабо изучаются. Убийства, совершенные по религиозным мотивам, отличают высокая латентность, специфические механизмы совершения и следообразования, особый контингент субъектов преступных посягательств, осуществляющих активное противодействие расследованию, многогранность способов посягательства и методов маскировки, незначительный процент раскрываемости. Сложности в раскрытии и расследовании изучаемой категории преступлений обусловлены тем, что субъекты поисково-познавательной деятельности не знают основ религиоведения, специфики совершения таких убийств, характерных признаков объектов поиска, имеющих доказательственное значение, особенностей тактических приемов проведения следственных и иных процессуальных действий. Перечисленные обстоятельства на фоне отсутствия должного методического обеспечения процесса расследования убийств, совершенных по религиозным мотивам, свидетельствуют о необходимости разработки комплексной научно-обоснованной методики их расследования, которая, отвечая современным требованиям, включила бы в себя исследования, направленные на выделение наиболее типичных следственных ситуаций, складывающихся на всех этапах расследования таких преступлений, а также создание примерных алгоритмов действий субъектов поисково-познавательной деятельности по их разрешению. Актуальность и важность данной проблематики предопределили выбор темы исследования. Степень научной разработанности. Выбранная тема исследования, безусловно, носит комплексный междисциплинарный характер. Масштаб предпринятого исследования обусловил необходимость использования большого объема теоретических источников различной направленности. Таким образом, можно говорить о явно недостаточной научной разработанности выбранной темы исследования и наличии реальной практической потребности в комплексном рассмотрении особенностей организации раскрытия и расследования убийств, обусловленных религиозной мотивацией, поскольку системные теоретические исследования, посвященные данной проблеме, отсутствуют.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Комплексная характеристика убийств, совершенных по религиозным мотивам 9 § 1. Уголовно-правовая характеристика убийств, совершенных по 9 религиозным мотивам 9 § 2. Криминалистическая характеристика убийств, совершенных по религиозным мотивам 16 Глава II. Организация расследования убийств, совершенных по религиозным мотивам 24 § 1. Особенности возбуждения уголовного дела и организации первоначального этапа расследования убийств, совершенных по религиозным мотивам 24 § 2. Организация работы на последующем этапе расследования 27 убийств, совершенных по религиозным мотивам 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 9. – Ст. 851 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. (опубликованы в Российской газете 4 июля 2020 г. № 144 (8198). 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52 (ч. 1). – Ст. 4291. 4. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 02.12.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 39. – Ст. 4465 (с последующими изменениями и дополнениями). 5. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 23. – Ст. 2291. 6. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (ред. от 01.06.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 22. – Ст. 3475. 7. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе» // Российская газета, 13.03.2009, № 43. 8. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. – М., 2000. С. 66. 9. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Отражение в приговоре мотивов насильственного преступления // Советская юстиция, 1982. № 20. С. 8. 10. Галиакбаров Р.Р. Уголовная ответственность за посягательства… С. 38. 11. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1996. С. 305-306. 12. Колесниченко А.Н. Научные и правовые основы расследования отдельных видов преступлений, автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – Харьков, 1967. С. 16. 13. Николайченко В.В. Пенитенциарные и постпенитенциарные преступления как объект криминалистического исследования. – Саратов, 2005. С. 73-77. 14. Убийство: частные методики расследования: Курс лекций / Под ред. А.М. Кустова. – М., 2010. С. 267. 15. Хвыля-Олинтер А.И. Духовно-религиозные основания национальной безопасности России. – М., 2012. С. 31-32. 16. Архив Алданского улусного народного суда Республика Саха (Якутия) за 1999 год. Уголовное дело № 1-187/99. 17. Архив военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу за 2018 год. Уголовное дело № 1.17.0200.0505.000077/18. 18. Архив Верхнепышминского городского суда Свердловской области за 2017 год. Уголовное дело № 1-98/17. 19. Архив Верховного суда Республики Хакасия за 2009 год. Уголовное дело № 2-18/09. 20. Архив Джанкойского районного суда Автономной Республики Крым за 2010 год. Уголовное дело № 1-635/10. 21. Архив Западно-Сибирского окружного военного суда за 2001 год. Определение от 04.01.2001. 19. Архив Калужского областного суда за 1993 год. Уголовное дело № 2-68/93. 20. Архив Кемеровского областного суда за 2001 год. Уголовное дело № 2-182/01.
Отрывок из работы

Глава I. Комплексная характеристика убийств, совершенных по религиозным мотивам § 1. Уголовно-правовая характеристика убийств, совершенных по религиозным мотивам С учетом современных тенденций научно-технологического развития Российской Федерации изложение существа частной методики расследования преступлений, по нашему мнению, представляется целесообразным начать с уголовно-правовой характеристики преступления как элемента по расследованию и раскрытию отдельного состава преступления, поскольку ее следует не только знать субъекту доказывания, но и грамотно использовать в процессе расследования. Религия, с точки зрения современности, понимается как связь с Высшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встречах с Ним11. Характерные особенности религии состоят в том, что с ее помощью человек удовлетворяет потребность во всемогущем объекте поклонения (почитания), придающем смысл его существованию, приобретает надежду на лучшее будущее, находит выход из кажущегося безвыходным положения, достигает не только собственного благополучия, но и обретает высшую цель, ради которой он живет и ради достижения которой может умереть. В основе этой высшей цели лежат религиозные представления «высшего порядка», касающиеся веры в Бога, цели существования и смысла жизни человека. Духовность, в общем религиозном смысле, представляет собой отношения человека или объединения людей с тем или иным объектом поклонения, реально существующим духовным миром, бесплотными духовными существами, а также отражение этих отношений в другие сферы общественной деятельности . Таким образом, духовность – это свойство личности, состоящее в непосредственном личном восприятии высших духовных сил, добровольном подчинении им и принятии к действию их предписаний в реальной действительности. Вера в религиозном смысле представляет собой внутреннюю осознанную духовную связь, сознательное и добровольное духовное общение, взаимодействие личности с тем или иным объектом (духом) служения, поклонения, почитания . Именно она позволяет получать таким путем духовные знания, умения и опыт. Вера – это духовная позиция, которую избирает каждая личность в процессе своего внутреннего самоопределения, вследствие чего не бывает личности, не обладающей той или иной верой. После принятия Конституции Российской Федерации (1993 год) в государстве стало формироваться законодательство, в той или иной степени регламентирующее основы религиозной жизни современного общества, характеризующейся возникновением огромного количества деструктивных религиозных организаций криминального толка, что потребовало более пристального изучения проблемы религиозной преступности. Вместе с тем в современном обществе количественные показатели преступлений, совершенных по религиозным мотивам, доподлинно неизвестны в связи с отсутствием их статистического учета . Следует отметить, что убийства людей по религиозным мотивам всегда являлись неотъемлемой частью мировой истории и были распространены во многих древних культурах. Российские историки придерживаются взглядов, что предпосылки для развития религиозных представлений, связанных с необходимостью принесения человеческих жертв, начали складываться еще на ранних этапах развития человечества. Не явилось исключением и наше время, ознаменованное большим количеством фактов совершения убийств на религиозной почве как в России, так и в других странах. В Российской Федерации в 90-е годы были зафиксированы многочисленные убийства, совершенные исповедующим культ сатаны Н. Авериным в Калужской области, оккультисткой А. Забродиной в Рязанской области, группой сатанистов во главе с З. Кузиной в Тульской области и др. В 2000 году в Эвенкийском автономном округе Красноярского края последователем культа Кришны Р. Любецким был ритуально убит православный священник из-за того, что «напоминал людям об их грехах и призывал к покаянию» (на допросах Любецкий утверждал, что убийство совершил не он, а бог Кришна ). Первое упоминание на Руси об уголовном преследовании за убийство, совершенное на религиозной почве, содержится в Соборном уложении 1649 года, где указано, что оно охватывается понятием церковного мятежа – нарушение общественного порядка в церкви путем лишения кого бы то ни было жизни (ст. 4 Главы 1). Советское уголовное законодательство, представленное принятыми поочередно в 1922, 1926 и 1960 годах уголовными кодексами РСФСР, не содержало ни одного состава преступления, предусматривающего ссылку на религиозный мотив убийства. В то же время ст. 74 УК РСФСР 1960 года содержала ссылку на уголовную наказуемость умышленных действий, направленных на возбуждение религиозной вражды или розни, пропаганду исключительности либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, повлекших гибель людей. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации содержит понятие простого убийства, под которым законодатель понимает умышленное причинение смерти другому человеку (ст. 105 УК РФ). Религиозный аспект убийства был отражен законодателем в новом уголовном законе России только в виде религиозной ненависти или вражды (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ), при этом само понятие религиозного мотива преступления не формулировалось. Однако нами в ходе исследования поставленной проблемы был сделан вывод о том, что религиозный мотив при совершении убийства следует рассматривать и трактовать значительно шире, чем он предусмотрен в законе. При юридическом анализе любого состава преступления в первую очередь следует рассматривать объект посягательства, позволяющий сделать вывод о социально-политическом содержании и степени общественной опасности совершенного противоправного деяния. Родовым объектом религиозно мотивированного убийства является комплекс общественных отношений, в которых находят свою реализацию права человека на жизнь, здоровье, полную неприкосновенность, а также конституционные права и свободы человека и гражданина, в том числе связанные со свободой вероисповедания. В качестве видового объекта преступного посягательства в рассматриваемом контексте будут выступать жизнь и здоровье, а непосредственного – человеческая жизнь. Объективная сторона убийств, совершенных по религиозным мотивам, характеризуется активными действиями, направленными на лишение жизни другого человека и закономерно причинившими ему смерть. При этом спецификой обладает именно форма посягательства на личность, которое совершается под видом проповедования религиозных доктрин и убеждений или в связи с исполнением религиозных обрядов (ритуалов). Общественная опасность совершенного убийства заключается в причиненном вреде в виде смерти человека. Необходимым признаком объективной стороны при совершении убийства также является наличие причинно-следственной связи между действием виновного и наступлением смерти потерпевшего. При этом действия преступника признаются причинно связанными только в тех случаях, когда они создали реальную возможность наступления опасного последствия. Ритуальное убийство является одной из форм так называемых криминальных ритуалов, совершение которых наиболее распространено, как правило, в сектах сатанинской, неоязыческой и апокалиптической направленности, в которых они заложены исторически и диктуются особенностями «вероучений». Подобные деяния при наличии устойчивой религиозной преступной группы подлежат квалификации по совокупности ст. 239 УК РФ (организация объединения, посягающего на личность и права граждан) и соответствующей части ст. 105 УК РФ (например, с особой жестокостью). Абсолютно неверной во всех случаях представляется и квалификация ритуального убийства по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство по мотиву религиозной ненависти или вражды), поскольку ритуал жертвоприношения не всегда предполагает наличие у виновного религиозной ненависти или вражды к потерпевшему. Убийство по мотиву религиозной ненависти или вражды (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ) – единственный вид убийства по религиозным мотивам, прямо указанный в уголовном законе и используемый в качестве квалифицирующего признака состава преступления. Культовые убийства, понятие которых также законодательно не закреплено и не содержится в специальной литературе, характеризуются тем, что при их совершении само деяние виновного, направленное на причинение смерти другому человеку, подчинено именно общей, пропагандируемой в религиозном культе идее и совершается в целях предотвращения реальных или мнимых событий либо явлений путем принесения жертвы той или иной сверхъестественной сущности. В качестве еще одной разновидности убийств, совершаемых по религиозным мотивам, следует выделить убийства, связанные с исполнением религиозного обряда. Главным характеризующим признаком таких убийств является то, что мотивом их совершения выступает религиозный, а вернее, псевдорелигиозный ритуал, т.е. вид обряда, исторически сложившаяся форма символического поведения, связанная с отправлением религиозного культа . Безусловно, к одной из разновидностей убийств, в основе совершения которых лежит религиозный мотив, следует отнести и так называемые убийства с признаками ритуальных самоубийств. В большинстве религиозных организаций деструктивного характера практикуется установление полного контроля над сознанием своих адептов путем воздействия на их психику. При этом деструктивный культ, добиваясь полного подавления воли человека, устанавливает контроль над поведением адептов, над их эмоциональной жизнью, языком и информацией. В числе обстоятельств, характеризующих субъективную сторону преступления, по рассматриваемой категории противоправных деяний, обязательно надлежит указать мотив и цель преступления. Следует прийти к выводу, что религиозный мотив преступления – это осознанные внутренние побуждения, обусловленные духовными потребностями человека, связанными с его верой в существование обожествляемых или почитаемых им сверхъестественных сил, состоящие в причинной связи с его религиозной идеологией, направленные на совершение преступления и оправдывающие его. Раскрытие в приговоре мотива преступления дает возможность выявить особенности личности обвиняемого, его стремления, смысл и цели преступных действий, а отсюда – действительное содержание событий, ставших предметом судебного рассмотрения . Переходя к краткой характеристике субъекта рассматриваемых преступлений, следует отметить, что она достаточно обычна и не содержит каких-либо проблемных аспектов, сводясь к традиционной совокупности признаков: статус лица, его вменяемость и возможность нести уголовную ответственность за преступление в силу достижения определенного возраста. Субъектом убийств, совершенных по религиозным мотивам, может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста, вовлеченное в деятельность деструктивного религиозного культа или самостоятельно активно практикующее занятия магией и оккультизмом. Субъекты, относящиеся к категории руководящего состава секты, совершая анализируемые преступления, в большинстве случаев руководствуются корыстными или иными эгоистичными мотивами. Обычно они лишь в незначительной степени находятся под влиянием религиозной идеологии, а в ряде случаев совершенно отчетливо понимают антинаучный характер исповедуемой религии и не верят в бога, однако, стремясь подчинить группу своему влиянию, делают вид, что искренне разделяют религиозные догмы и участвуют в отправлении религиозных обрядов . Сформулированные понятия убийства, совершенного по религиозному мотиву, а также религиозного мотива преступления возможно использовать в современном уголовном законе в качестве примечания к ст. 105 УК РФ. На сегодняшний день в России существует проблема, связанная с научной разработкой уголовно-правовой характеристики убийств с религиозной мотивацией. В науке до сих пор отсутствует четко построенная система сведений о признаках элементов состава рассматриваемых противоправных деяний, что не всегда позволяет детализировать сведения об элементах состава преступления и определить корреляционные связи между ними. Изучение уголовно-правовой характеристики преступления позволяет юридически правильно квалифицировать совершенное деяние, что является важным условием соблюдения законности в работе правоохранительных органов. § 2. Криминалистическая характеристика убийств, совершенных по религиозным мотивам В процессе создания частной методики расследования любого вида преступлений возникает один из наиболее принципиальных теоретических вопросов, имеющий существенное практическое значение и связанный с разработкой криминалистической характеристики преступления, включающей в себя системы наиболее значимых признаков преступления, а также их взаимосвязей, позволяющих наиболее эффективно расследовать совершенное преступное деяние. Цель создания криминалистической характеристики отдельного вида преступлений состоит в том, чтобы на ее основе разработать наиболее эффективные и рациональные направления следственного поиска с учетом выявленных взаимосвязей между отдельными криминалистически значимыми элементами этого вида преступлений. Впервые выражение «криминалистическая характеристика преступлений» было упомянуто А.Н. Колесниченко . По его мнению, указанная характеристика должна охватывать следующие основные группы методических вопросов: классификация преступлений данного вида на разновидности и группы; типичные следственные ситуации и основные направления расследования; характеристика способов совершения преступлений данного вида, разновидностей оставляемых ими следов (в широком смысле) и возможных путей установления преступника; характеристика способов сокрытия преступлений, типичные признаки сокрытия преступления и их роль в установлении преступления и преступника . Криминалистические классификации, построенные с использованием данных смежных наук, не конкурируют с уголовно-правовыми, уголовно-процессуальными и криминологическими, а наоборот, позволяют детально изучить классифицируемый объект с точки зрения расследования и предупреждения преступлений средствами и методами криминалистики . Эти признаки, которые могут выступать объектом криминалистической классификации, позволяют выделить из группы рассмотренных нами убийств, обусловленных религиозной мотивацией, сходные по ряду обстоятельств совершения преступления (по способу, времени, обстановке и др. обстоятельствам) криминалистические подвиды преступных посягательств и сделать их объектом изучения и дальнейшей классификации в целях выработки методически значимых рекомендаций для субъектов доказывания. Изучение значительного массива уголовных дел по фактам совершения религиозно мотивированных убийств позволило автору прийти к выводу о том, что структуру их криминалистической характеристики должно составлять описание следующих элементов, которые оказывают влияние на процесс выдвижения версий: • обстановка, при которой готовилось и было совершено убийство (время, место совершения и т.д.); • способ убийства; • орудия и средства, используемые при совершении убийства; • особенности механизма следообразования (следовая картина убийства); • мотив совершения убийства; • типичные особенности личности преступника и потерпевшего. Оценивая и изучая способ совершения религиозно мотивированных убийств, обстановку на месте происшествия, исследуя найденные на нем атрибуты культа, религиозные символы, знаки, орудия преступления, сопоставляя время совершения преступления со знаковыми для религиозного культа событиями и датами, анализируя имеющиеся данные о личности преступника и жертвы, субъект поисково-познавательной деятельности может определить, совершено ли преступление одним человеком или несколькими участниками религиозной группы, идентифицировать культ и тип совершенного религиозного ритуала, определить конкретные пространство и временной промежуток, в пределах которых осуществлялась преступная деятельность, установить мотивацию преступного деяния. Убийства, совершенные на религиозной почве, как правило, тщательно готовятся: выбираются оптимальные место и время совершения преступления, обеспечивающие благоприятную обстановку для развития криминальной ситуации (исключение возможных свидетелей-очевидцев, удаленность от населенных пунктов, условия окружающей местности, отсутствие освещения и т.д.) и позволяющие беспрепятственно скрыть следы противоправной деятельности. В криминалистической теории и методике расследования преступлений особое значение придается анализу такого центрального элемента криминалистической характеристики, как способ совершения преступления, поскольку о его понятии и структуре среди ученых-криминалистов также нет единого мнения. Подготовка к совершению преступления является определяющей в планировании преступником остальных этапов преступного события. Для совершения убийств с религиозной мотивацией характерными являются как химические, так и механические способы их реализации, но при этом возможны и акты бездействия. Для совершения убийств на почве религиозной ненависти или вражды помимо применения физической силы характерно приискание как колюще режущего оружия, так и предметов, которые в момент совершения преступления оказались под рукой: бутылка, палка, бытовые предметы (отвертка, молоток) и т.д. Безусловно, известна масса случаев совершения таких преступлений общеопасным способом – путем применения взрывчатых веществ и взрывных устройств. Помимо способа совершения преступления в элемент «способ преступления» по делам изучаемой категории следует включать и способ сокрытия преступления, рассматриваемый в качестве одной из форм противодействия расследованию и уклонения от ответственности за содеянное. Задачи по сокрытию совершенного убийства могут носить у членов деструктивных культов как простой, так и сложный характер, что обуславливается принадлежностью преступника к конкретной религиозной группе, имеющимися в культе религиозными взглядами, наличием времени и т.д. Таким образом, детальное изучение способов подготовки, совершения и сокрытия рассматриваемых преступлений способствует выявлению особенностей совершенных преступлений, круга потенциальных преступников, правильному выбору следователем тактических приемов раскрытия и расследования преступления. Тесно связан со способами убийств такой структурный элемент криминалистической характеристики преступлений рассматриваемой категории, как орудия и средства убийства, под которыми понимаются не только оружие как таковое, но и иные предметы, используемые преступником для достижения поставленной цели. Их выбор зачастую зависит от вида совершаемого религиозного убийства, особенностей проводимого ритуала, поражающих свойств оружия и т.д. В качестве орудий и средств рассматриваемой категории убийств также применялись тупые орудия (деревянные палки, дубинки, камни, кирпичи, молотки, утюги, бутылки) в 19 % случаев, рубящие орудия (топоры, колуны, лопаты) – в 5 % случаев, колющие орудия (спицы, шило) – в 3% случаев, огнестрельное оружие – в 6 % случаев, иные орудия и средства (как правило, различные иные бытовые предметы) – в 25 % случаев. Как самостоятельный элемент в криминалистической характеристике убийства выделяют механизм следообразования, включающий в себя совокупность типичных для конкретного преступления следов, отражающих картину события преступления и пригодных для идентификации личности преступника. Выделяемые религиозные убийства формируют свои собственные типовые «следовые картины», позволяющие следователю оперативно ориентироваться в событии преступления. Совершая мотивированные религиозными убеждениями убийства, сектанты могут оставить на месте совершения преступления специфические следы религиозно-обрядового и иного характера. Определенный символизм в различных религиозных группах придается конкретным числам, имеющим сакральное или оккультно-мистическое значение. Таким образом, следообразования, оставленные на месте происшествия ритуальные предметы, атрибуты, выступающие антуражем во время проведения обрядовых действий, символы и знаки – это важнейший источник доказательственной и иной информации, которая зачастую не исследуется и не анализируется вследствие отсутствия у следователя необходимых знаний. Несомненно, весьма существенную роль в расследовании каждого преступного деяния играет установление мотивов и целей поведения преступника, которые, являясь духовно-психическими явлениями, тесно связаны между собой в объективной действительности, что позволяет установить одно из них посредством другого с учетом их признаков. Если уголовно-правовое значение мотива заключается в его влиянии на характер и степень общественной опасности совершенного преступного деяния, то его криминалистическое значение, являясь более сложным, позволяет установить причины преступного поведения исходя из каждой конкретной ситуации, выдвинуть версии о субъекте и субъективной стороне преступления. Как показывает практика, религиозные мотивы, выбор методов и средств их реализации путем совершения убийств в значительной мере определяются качествами духовности и веры членов религиозных культов, а также вероучением и религиозной практикой самих религиозных объединений. Еще одним важным элементом криминалистической характеристики рассматриваемой категории убийств, который в криминалистическом аспекте рассматривается шире, чем в других науках, например в уголовном праве, и без которого немыслимо формирование частной криминалистической методики расследования преступлений, выступает личность преступника. Личность преступника, как отмечают психологи, – это совокупность негативных, социально значимых, индивидуально-типологических качеств индивида, обусловливающая его преступное поведение . Необходимость изучения личности преступника диктуется тем, что невозможно изучить природу любого насилия, не познав внутренний мир личности самого преступника, так как механизм формирования насилия носит субъективный характер и заключен в социальных, биологических свойствах и качествах человека, совершающего насилие над личностью . В криминалистических исследованиях неоднократно предпринимались попытки создания исчерпывающего перечня значимых свойств личности преступников, которые, однако, не привели к желаемому результату. Отдельное внимание следует уделить личностной характеристике участников исламских и иных религиозных сект деструктивной направленности, деятельность которых представляет повышенную общественную опасность. Завершая изложенное, стоит остановиться на том, что проведенные исследования позволили сделать следующие мотивированные выводы: 1. Криминалистами сравнительно давно признано право на существование криминалистической характеристики преступлений как самостоятельной криминалистической категории, при этом отмечается ее важная роль в разработке рекомендаций по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений. 2. Автором предложена классификация убийств, совершенных по религиозным мотивам, по выделяемым криминалистически значимым основаниям. 3. Структуру криминалистической характеристики убийств, совершенных по религиозным мотивам, составляют сведения об особенностях механизма преступления, обстановки совершения убийства, характерных способах убийства, орудиях и средствах, используемых для их совершения, особенностях механизма следообразования, типичных религиозных мотивах и целях преступного деяния, а также значимых свойствах личности преступника и потерпевшего. Проведенные исследования позволили прийти к выводу о том, что каждый элемент криминалистической характеристики религиозно мотивированного убийства имеет ярко выраженную специфику по сравнению с аналогичными элементами криминалистической характеристики иных видов убийств.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Право и юриспруденция, 50 страниц
500 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 28 страниц
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 16 страниц
150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg