Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И ПРОЯВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ И МЛАДШИХ КУРСОВ

stitova 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2022
Подводя итоги проведенной работы, можно отметить, нами были выполнены поставленные задачи и достигнута основная цель дипломной работы. Нам удалось выяснить, что развитию социальной тревоги способствуют как биологические факторы (включающие в себя влияние активности разных анатомических структур головного мозга), так и социальные факторы (включающие в себя ранний детский опыт взаимодействия со значимыми взрослыми, с ближайшим окружением сверстников, наличие социальной поддержки, исходящей от близких и родных людей, а также макросоциальная ситуация развития и становления личности).
Введение

По статистике, тревожные расстройства являются наиболее распространенной формой психологической или эмоциональной дисфункции, частота которых превышает распространенность депрессивных расстройств и расстройства, связанных с употреблением психоактивных веществ (Kessler et al., 2005). В наиболее полном обзоре психического здоровья Соединенных Штатов, по оценке Кесслера и его коллег за 2005 год, примерно 18,1% американцев в прошлом году страдали тревожным расстройством и более 28,8% страдали тревожным расстройством в течение своей жизни. Подобные оценки были получены в опросах, проведенных в Канаде. (Offord et al., 1996), Великобритания (Jenkins et al., 1997); континентальный Европе (Алонсо и др., 2004) и Австралии (Эндрюс, Хендерсон и Холл, 2001). Такая частота встречаемости данного феномена говорит о крайне высокой вероятности подвергнуться его негативному воздействию. Экономические оценки показывают, что на терапию тревожных расстройств только в Соединенных Штатах ежегодно приходится 1500 долларов США на человека в виде медицинских расходов и потери производительности, или 42 миллиарда долларов США. На основании этого можно со всей уверенностью заявить, что социальные последствия тревожных расстройств гораздо масштабнее, чем у серьезных психотических заболеваний. Тревога – чувство беспокойства или опасения, часто без четкого оправдания. Тревога отличается от страха, поскольку последний возникает в ответ на явную и реальную опасность, например, затрагивающую физическую безопасность человека. Тревога, напротив, возникает в ответ на кажущиеся безобидными ситуации или является продуктом субъективных внутренних эмоциональных конфликтов, причины которых могут быть не очевидны самому человеку. Небольшое беспокойство неизбежно возникает в повседневной жизни и считается нормальным явлением. Но стойкое, сильное, хроническое или повторяющееся беспокойство, не оправданное в ответ на реальные стрессы, обычно рассматривается как признак эмоционального расстройства. Когда такое беспокойство необоснованно вызывается конкретной ситуацией или объектом, это называется фобией. Распространенная или стойкая тревога, не связанная с какой-либо конкретной причиной или психическим беспокойством, называется генерализованной или же генерализованным тревожным расстройством. И если с понятием «тревога» знаком едва ли не каждый, кто имеет хотя бы малейшие познания в области психического здоровья и несмотря на систематические исследования в психологии состояний тревожности, адаптации и дезадаптации, тем не менее, такому явлению, как социальная тревога, специалисты несправедливо уделяют куда меньшее внимание. В области данной проблемы по прежнему остаются недостаточно изученными вопросы участия и значения психологических защит, несмотря на заметное увеличение числа случаев, как в обычной популяции, так и среди клинических групп [30, с. 80], что и послужило основной причиной создания данной работы, ввиду высокой актуальности рассматриваемого явления. Под термином социальной тревожности принято понимать тревожность, триггером которой выступают различного рода ситуации социального взаимодействия. Это понятие достаточно широкое и к нему относят целый ряд явлений - от наиболее мягкой формы – застенчивости, до таких серьезных проявлений, как избегающее расстройство личности. Исходя из всего написанного выше, объектом данного исследования является социальная тревога, а предметом особенности её проявлений у студентов младших и старших курсов. Гипотезой данной работы является предположение, что среди студентов старших курсов проявления социальной тревоги встречаются реже и имеют более умеренные показатели. Вторым допущением гипотезы является предположение, что проявления социальной тревоги взаимообусловлены с уровнем выраженности психологических защит. В первой главе данной работы будут раскрыты: история возникновения, природа и развитие феномена тревожности в психологической науке, рассмотрены биологические и социальные факторы, влияющие на формирование личностной тревожности, а также раскрыта сущность феномена социальной тревожности, ее диагностические критерии и маркеры будущей терапевтической работы, будут подробно разобраны мишени терапевтического воздействия, свойственные личностям с социальной тревогой, а также к ним будут подобраны конкретные стратегии работы. Во второй главе будут описаны методические основания исследования уровня и проявлений социальной тревоги у студентов младших и старших курсов. В третьей главе будут представлены результаты статистического анализа полученных результатов, который проводился при помощи программного обеспечения «STATISTICA» версии 13.3 и использованием критерия t – Стьюдента и метода корреляционного анализа. Таким образом основной целью данной работы является провести сравнительный анализ уровня и проявлений социальной тревоги у студентов младших и старших курсов. Для этого необходимо было выполнить следующие задачи: – осуществить подробный теоретический анализ сущности данного явления и как оно проявляется в структуре личности и ее жизнедеятельности; – с практической стороны этого явления, возникает необходимость изучить факторы и закономерности, которые способствуют его возникновению; – выявить степень и сущность проявлений социальной тревоги у студентов высшего учебного заведения; ¬– провести сравнительный анализ степени и сущности проявлений социальной тревоги у студентов младших и старших курсов; В работе использовались количественные и качественные методы исследования: теоретический анализ научной литературы и статистическая обработка полученных данных. В исследовательский инструментарий вошли 3 диагностические методики: Опросник «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI) разработан на основе психоэволюционной теории Плутчик и структурной теории личности Келлермана. Методика позволяет диагностировать систему механизмов психологической защиты, выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого. Опросник социальной тревоги и социофобии (ОСТиСФ) под авторством О. А. Сагалаковой, Д. В. Труевцева (2012) разработан для дифференциальной диагностики, определения преобладающего типа социальной тревоги, выраженности отдельных аспектов проявления страха оценивания в разных социальных ситуациях. Индивидуально-типологический опросник (ИТО) – оригинальная психодиагностическая методика, разработанная Людмилой Николаевной Собчик на основе собственной теории ведущих тенденций. Методика позволяет дать количественные оценки выраженности индивидуально-типологических свойств личности. Графическое изображение соотношений этих свойств позволяет понять степень компенсированности вышедших за границу нормы тенденций, судить о преобладающих социально-психологических тенденциях, об индивидуальном когнитивном стиле обследуемого. Сбор данных осуществлялся посредством заполнения участниками Google-форм.
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………….…..8 Глава 1. Общие теоретические положения феномена тревожности и социальной тревоги ……………………………………………………………………………...12 1.1. Феномен тревожности в психологической науке……………..………..........12 1.2. Факторы, влияющие на формирование личностной тревожности….....……15 1.3. Социальная тревога, как объект изучения психологической науки…..........19 1.4. Особенности проявления социальной тревоги у студентов в учебной деятельности и методы ее профилактики…………………………………………26 Выводы по главе 1..…………………………………………………………………33 Глава 2. Методические основания исследования уровня и проявлений социальной тревоги у студентов старших и младших курсов……………….…..34 2.1. Организация эмпирического исследования уровня и проявлений социальной тревоги у студентов старших и младших курсов………………………………....34 2.2. Обоснование методик исследования уровня и проявлений социальной тревоги у студентов младших и старших курсов…………………………….…...35 Выводы по главе 2…………………………………………………………………..37 Глава 3. Экспериментальные исследования уровня и проявлений социальной тревоги у студентов младших и старших курсов………………………….……..38 3.1. Диагностика уровня и проявлений социальной тревоги у студентов старших и младших курсов………………………………………………………..………....38 3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………41 Выводы по главе 3…………………………………………………………………..49 Заключение…………………………………………………………….…………....51 Список литературы………………………………………………………..….....….53 Приложение 1. Бланк Индивидуально типологического опросника Образец 1...59 Приложение 2. Бланк Индивидуально типологического опросника Образец 2..60 Приложение 3. Бланк Опросника социальной тревоги и Социофобии Образец 1…………………………………………………………………...……….61 Приложение 4. Бланк Опросника социальной тревоги и Социофобии Образец 2…………………………………………………………………...……….62 Приложение 5. Бланк Индекс жизненного стиля Образец 1…………..…….…...63 Приложение 6. Бланк Индекс жизненного стиля Образец 2…………..…….…...64
Список литературы

1. Бек, А. Когнитивная терапия депрессий [Текст] / А. Бек // Московский психотерапевтический журнал. — 1996. — № 3. — С. 69-92. 2. Бек, А. Когнитивная терапия депрессий [Текст] / А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери — CП6.: Питер, — 2003. — 304 с. 3. Гаранян, Н. Г. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации [Текст] / Н. Г. Гаранян, Д. А. Андрусенко, И. Д. Хломов // Психологическая наука и образование. — №1. — С. 72 — 81. — 2009. 4. Горнаева, С. В. Вина и стыд в контексте психологической регуляции социального поведения личности. // Балашов: Мир науки, культуры, образования. — 2012. 5. Ильин, Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние [Текст] / Е. П. Ильин – СПб.: Питер. – 2016. – 288 с. 6. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин – 2-е изд. – СПб.: Питер. – 2008. – 783 с. 7. Ковпак, Д. В. Страх…Тревога…Фобия…Вы можете справиться! Практическое руководство психотерапевта [Текст] / Д. В. Ковпак, — СПб.: Наука и Техника, — 2018. — 368 с. 8. Ковпак, Д. В. Страхи, тревоги, фобии…Как от них избавиться? Практическое руководство психотерапевта. [Текст] / Д. В. Ковпак, — СПб.: Наука и Техника, — 2014. — 285 с. 9. Колпакова, М. Ю. Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе. — М.: Никея, 2015. 160 с. 10. Коптева, Н. Н. Концепция онтологической уверенности-неуверенности Р. Лэйнга / [Текст] Н. Н. Коптева // Развитие личности. №1. – 2011. – С. 48-59. 11. Красик, Е. Д. Нервно-психические заболевания у студентов [Текст] / Е. Д. Красик, Б. С. Положий, — Томек, — 1982. — 70 с. 12. Краснов, В. Н. Тревожные расстройства: их место в современной систематике и подходы к терапии [Текст] / В. Н. Краснов // Социальная и клиническая психиатрия. – 2008. – № 4. – С. 33–38. 13. Левченко, Е. В. Анализ понятия «тревога» в истории психологии / [Текст] Е. В. Левченко, И. С. Кравцов // Специальное образование. №2 – 2011. – С. 69-75. 14. Лихи, Р. Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой. [Текст] / Р. Лихи, — СПб.: Питер, — 2017. — 368 с. 15. МКБ-10: F60.6 — Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности [Электронный ресурс] – 2021. – URL: https://mkb10.su/F60.6.html (Дата обращения 01.06.2021). 16. Никитина, И. В. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 2 / И. В. Никитина, А. Б. Холмогорова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2011 – №1 – С. 60-67 17. Орсильо, С., Рёмер Л. Осознанность или тревога. Перестань беспокоиться и верни себе свою жизнь [Текст] / C. Орсильо, Л. Ремер — Харьков: Гуманитарный центр, — 2016. — 364 с. 18. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 304 с. 19. Размахова, О. Л. Социальная тревога и фобия: как выглянуть из-под мантии невидимки [Текст] / О. Л. Размахова. — М.: АСТ (Серия «Скандал Рунета»). – 2019. – 200 с. 20. Сагалакова, О. А. Социальные страхи и социофобии: Учебное пособие [Текст] / О. А. Сагалакова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. – 2009. – 102 с. 21. Серван-Шрейбер Д. Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа. М.: Рипол-Классик, 2017. 352 с. 22. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен / [Текст] К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета (Серия «Философия. Психология. Педагогика») – 2013. – С. 42-52. 23. Старовойтов, В. В. Тревога и способы ее преодоления / [Текст] В. В. Старовойтов // История философии. Т. 20. – 2015. – С. 152-166. 24. Федоренко, П. А. Качай И. Победа над страхом, паникой и ВСД. Новые действенные методы [Текст] / П. А. Федоренко. — М.: АСТ, — 2018. — 288 с. 25. Федоренко, П. А. Счастливая жизнь без панических атак и тревог [Текст] / П. А. Федоренко. — М.: АСТ, — 2017. — 256 с. 26. Ханин Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности // Вопросы психологии №3 1991. - С. 57-59. 27. Холмогорова, А. Б. Био-психо-социальная модель как методологическая основа исследований психических расстройств [Текст] / А. Б. Холмогорова // Социальная и клиническая психиатрия. — 2002. - № 3. С. 97-104. 28. Холмогорова А. Б., Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии [Текст] / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. — 1998. - N. 1. — С. 94-102. 29. Холмогорова, А. Б. Суицидальное поведение в студенческой популяции [Текст] / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян, Д. А. Горшкова // Культурно- историческая психология.— 2009. — №3. — С. 101-110. 30. Холмогорова, А. Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 1 [Текст] / И. В. Никитина, А. Б. Холмогорова // ФГУ Московский НИИ психиатрии Росздрава (Серия «Социальная и клиническая психиатрия».) – 2010. – С. 80-84. 31. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] / К. Хорни — М.: Канон + РООИ «Реабилитация», — 2013. — 288 с. 32. Частоедова, И. А. Сравнительный анализ проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер различной специализации [Текст] / И. А. Частоедова, Е.А. Мухачева // Вятский медицинский вестник. – 2017. - № 2. – С. 80-84. 33. Черных, Е. И Социальная тревожность в контексте психологических защит [Текст] / Е. И. Черных, Т. А. Булатова // Томский государственный педагогический университет (Вестник Томского государственного педагогического университета). – 2010. – С. 107-111. 34. Чехлатый Е. И. Исследование копинг-механизмов у студентов вузов в связи с задачами первичной психогигиены и психопрофилактики // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 2006. - № 2. — с. 23-25. 35. Abramowitz, J. S. Exposure therapy for anxiety: Principles and practice / J. S. Abramowitz, B. J. Deacon, NY: Guilford Press. – 2019. 36. Amen, E. W., Renison N. A study of relationship between play pattern and anxiety in young children / E. W. Amen, N. Renison // Genetic Psychology Monographs, 1954. Pp. 3–41. 37. Beck, А. Т., Emery G., Greenberg R. L. Anxiety disorders and phobias: А cognitive perspective. New York: Basic Books. — 1961. — 235 Р. 38. Bosquet, М., Egeland, В. The developшent and maiпteпaнce of anxiety symptoms from infancy through adolescence in а longitudinal sample // Development and Psychopathology. - 2006. - №18. - P.517-550. 39. Bruch, М. А., Differences іn perseptions of parental and personal characteristics between generalized and nongeneralized social phobics / M. A. Bruch, R. G. Heimberg // Jouшal of Anxiety Disorders. — 1994. - № 8. — Р. 155-168. 40. Butler, G. Cognitive-behavioral therapy for anxiety disorders; Mastering clinical challenges / Butler, G., Fennell, M. A. – NY.: Guilford Press. – 2008. 41. Cattell, R. B. The nature and genesis of mood states: A theoretical model with 80 experimental measurements concerning anxiety, depression, arousal and other mood states / R. B. Cattell // Anxiety: Current trends in theory and research. Vol. 1. New York: Academic Press, 1972. Pp. 115–183. 42. Cunis, R. C., Miller К. Believing another likes or dislikes you: Behaviors making the beliefs come true. // Joumal of Personality and Social Psychology. — 1986. - N.51. — Р. 284-290. 43. Foa, Е. В., Franklin М. Е., Perry К. Ј., Herber J. D. Cognitive biases in social phobia. // Journal of Abnormal Psychology. — 1996. - N.105. — Р. 433—439. 44. Gilben Р., Trower Р. Evolution and process in social anxiety. in W.R. Crozier, L. E. Alden fl International handbook of social anxiety: Concepts, research, and interventions relating to the self and shyness. Busbane, Australia Wiley. — 2002. - Р. 259—279. 45. Glass, C.R., Amkoff D. B. Behavioral assessment of social anxiety and social phobia. // Clinical Psychology Review. — 1989. - № 9. — Р. 75—90. 46. Halford, К., Foddy М. Cognitive and social skills correlates of social anxiety. // British Journal of Clinical Psychology. — 1982. - №21. - Р. 17—28. 47. Hartman, L. M. А metacognitive model of social anxiety: Implications for treatment. // Clinical Psychology Review. - N.3. - Р. 435—456. 48. Heimberg, R. Generalized anxiety disorder: advances in research and practice / Richard G. Heimberg, Cynthia L. Turk, Douglas S. Mennin. – NY.: Guilford Press. – 2008. 49. Izard, C. E. Anxiety: A variable combination of interacting fundamental emotions // Anxiety: Current trends in theory and research. Vol. 1. New York: Academic Press, —1972. 50. Kholmogorova, A. B. Psychological factors of social anxiety in Russian adolescents / [Текст] A. B. Kholmogorova, T. S. Pavlova // Psychology in Russia: State of the art. – Volume 10. – 2017. ¬¬¬– C. 180-191. 51. Lazarus, R. S., Averill J. R. Emotion and cognition with special reference to anxiety //Anxiety: Current trends in theory and tesearch. Vol. 1. New York: Academic Press, 1972. 52. Martin, E. I., Ressler, K. J., Binder, E., & Nemeroff, C. B. (2009). The neurobiology of anxiety disorders: brain imaging, genetics, and psychoneuroendocrinology. The Psychiatric Clinics of North America, 32(3), 549–575 53. May, R. The Meaning of Anxiety / Rollo May. - М.: Независимая фирма «Класс». – 2001. – 300 с. 54. Norton, P. J. Cognitive-behavioral therapy for anxiety: A transdiagnostic treatment manual. / P. J. Norton. – NY.: Guilford Press. – 2012. 55. Phillips B.N. School stress and anxiety: Theory, research and intervention. New York: Human Sciences Press, — 1978. 56. Phillips, B. N., Martin N.P., Meyers J. Intervention in relation to anxiety in school // Anxiety: Current trends in theory and research. Vol. 1. New York: Academic Press, 1972. P. 409–464. 57. Sirota, A. N. The Role of Emotional Schemas in Anxiety and Depression among Russian Medical Students [Текст] / A. N. Sirota, D. Moskovchenko, V. Yaltonsky, etc. // Psychology in Russia: State of the Art. – 2018. – №11. – С. 131-143. 58. Spielberger C. D., Gorsuch R.L., Lushene R. D. STAI: Manual for the StateTrait Anxiety Inventory. Palo Alto, California: Consulting Psychologist Press, — 1970. 59. Sutherland, M. S. Avoidant Personality Disorder Causes, Frequency, Siblings and Mortality - Morbidity / M. S. Sutherland // Armenian Medical Network. – 2010. 60. Wlassoff, V. The Neurological Basis of Anxiety [Электронный ресурс] / Viatcheslav Wlassoff // Электронный журнал BrainBlogger. – 2017. – URL: https://brainblogger.com/2017/12/20/neurological-basis-of-anxiety/ (Дата обращения 05.10.2021).
Отрывок из работы

Глава 1. Общие теоретические положения феномена тревожности 1.1. Феномен тревожности в психологической науке Тревога, в отличие от страха, является ориентированным на будущее когнитивно-аффективным состоянием, которое возникает из лимбической системы, включающей в себя парагиппокампальную извилину и гиппокампальный комплекс. Такая реакция происходит в ответ на ожидаемые угрозы, которые часто носят расплывчатый или неопределенный характер. Как и страх, тревога включает когнитивные, физиологические и мотивационные (поведенческие) компоненты. Однако, в отличие от страха, тревога обычно имеет больший когнитивный компонент и подавленный физиологический элемент (физиологическая реакция, описанная Барлоу как «подготовительная установка» или «чрезмерная подготовка», переводит защитные физиологические системы в состояние повышенной готовности) [35]. Это состояние служит для мобилизации и ускорения ответных мер в случае возникновения столкновения с потенциальной угрозой. Следовательно, тревога вызывает физиологические изменения, подобные пережитым во время страха (например, учащенное сердцебиение, мышечное напряжение, изменения моторики, секреторно-эвакуаторные проявления), но обычно на менее интенсивном уровне, которые, однако, могут быть более затяжными, в силу отсутствия необходимой разрядки, наступающей после выполнения программы “fight or flight” [13].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg