1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности организации
Проблемы обеспечения конкурентоспособности различных субъектов экономики в соответствии с глобальными тенденциями становятся все более актуальными с точки зрения особенностей современной российской экономики: интенсивное развитие рынка по всем направлениям приводит к динамике и нестабильности конкурентной среды [1]. В этом случае предприятия различных отраслей вынуждены вести постоянный мониторинг своей конкурентоспособности, что свидетельствует об эффективности их работы на рынке. Это конкуренция (особенно способность новых фирм находить свое место в той или иной отрасли), одновременно приводящая к расширению производства или оказанию услуг и снижению цен на продукцию (работы, услуги) до уровня, соответствующего затратам на производство. Неспособность некоторых фирм использовать передовые экономические технологии производства на конкурентном рынке в конечном итоге означает уничтожение других конкурирующих фирм, которые используют наиболее эффективные методы их производства.
Управление с целью определения стандарта, называемого конкурентоспособностью [2]. Поскольку конкуренция в настоящее время становится универсальной характеристикой экономики, необходимо ее глубокое научное понимание как экономической категории [3].
Следует отметить, что категория "конкурентоспособность" широко используется в современной экономике. Это определяет разнообразие значений, включенных в термин, и интерпретаций, применимых к различным субъектам и условиям его управления [4]. Это обстоятельство объясняет отсутствие единого понимания категории "конкурентоспособность": смысловое и существенное содержание категории меняется в зависимости от целей и объекта исследования. В ходе анализа научных публикаций по вопросам конкурентоспособности установлено, что каждый автор дает свое определение конкурентоспособности в зависимости от целей и задач своего исследования, аспектов конкретного объекта, а также исходя из требований субъектов рыночных отношений. Приведем некоторые определения понятия "конкурентоспособность".
Определения, основанные на внешней и внутренней деятельности предприятия:
1) Конкурентоспособность — предприятия-это способность предприятия создавать превосходство над конкурентами, что позволяет ему достигать поставленных целей [5].
2) Конкурентоспособность-это состояние товаропроизводителя, выражаемое через показатели, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику на внутреннем и внешнем рынках в зависимости от экономических, социальных, политических факторов [6].
3) Конкурентоспособность-это состояние (в статике) или способность (в динамике) субъекта быть лидером со своим объектом, успешно конкурировать на определенном рынке, в определенное время, для достижения той же цели [7].
Определения, основанные на товарной составляющей конкурентоспособности:
1) Конкурентоспособность-свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения реальной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [8].
2) Конкурентоспособность-это способность предприятия эффективно производить и реализовывать продукцию не выше любых других контрагентов в своей рыночной нише и по качеству [9].
3) Интегральной конкурентоспособностью предприятия по отношению к другим предприятиям является его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать эту долю [10].
Определения, координирующие товарную и производственную деятельность субъекта:
1) Конкурентоспособность-это сравнительная характеристика, выражающая различие между развитием конкретной организации и степенью удовлетворения потребностей людей между конкурентами, а также возможностью и динамикой адаптации организации к условиям рыночной конкуренции [11].
2) Конкурентоспособность-товары, привлекательные для потребителей по сравнению с товарами конкурентов по реальной и потенциальной способности компании, а также имеющимся для этого проектным, производственным и сбытовым возможностям, ценовым и неценовым характеристикам в комплексе [8].
3) Конкурентоспособность-способность предприятия противостоять другим производителям аналогичной продукции (услуг) на рынке как по степени удовлетворения определенной общественной потребности в собственных товарах, так и по эффективности производственной деятельности [6].
4) Конкурентоспособность-способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет способности эффективно использовать ее финансовый, производственный и трудовой потенциал [12].
5) Конкурентоспособность предприятия-система оценочных характеристик продукции или услуги, производственной и хозяйственной деятельности предприятия, влияющих на результаты конкуренции с другими предприятиями на рынке сбыта [13].
Опираясь на экономическое содержание понятия «конкуренция», многие авторы раскрывают понятие «конкурентоспособность», акцентируя внимание на различных ее аспектах. На сегодняшний день даны различные определения конкурентоспособности, таблица 1.1.1
Таблица 1.1.1 – Определения термина «конкурентоспособность»
Автор Определение конкурентоспособности
М. Портер Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений
М. Гельвановский Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования
П. Завьялов Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, которые реализуются в товарах и услугах, успешно противостоящим конкурирующим аналогам, как на внутреннем, так и на внешнем рынке
В. Е. Хруцкий,
И. В. Корнеева Способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг
Н. С. Яшин Включает совокупность, с одной стороны, характеристик самой организации, определяющуюся уровнем использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала, а также потенциала маркетинговых служб, а с другой стороны – внешних социально-экономических и организационных факторов, позволяющих организации создавать более привлекательную по ценовым и неценовым характеристикам продукцию по сравнению с конкурентами. Главный критерий эффективности деятельности организации.
Р. А. Фатхутдинов Свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность предприятия в широком смысле можно определить, как возможность достижения рыночных целей в условиях противостояния конкурентов
На сегодняшний день актуален вопрос повышения конкурентоспособности предприятия. Рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкуренции. Экономические санкции в отношении России определяют необходимость формирования производственного потенциала, что дает реальную возможность повысить конкурентоспособность отечественных предприятий.
Существует острая необходимость качественных изменений в развитии и повышении конкурентоспособности малых предприятий сектора услуг в целом и сферы общественного питания в частности. Успешное решение этой сложной проблемы зависит от постоянного совершенствования стратегий управления. Это требует неординарных взглядов и подходов к возникающим проблемам, поиска новых форм и методов развития сферы общественного питания, что обуславливает усиление роли научного подхода к проводимым в ней преобразованиям.
Ожидаемые в результате реформ высокие темпы роста народного хозяйства, развитие науки, просвещения, здравоохранения и сферы обслуживания связаны с ростом потребности в рабочей силе. Удовлетворить свои потребности в пище человек может либо путем ее домашнего приготовления, либо в предприятиях общественного питания. Развитие общественного питания непосредственно отражается на самом процессе воспроизводства рабочей силы, которое предполагает не только количественное расширение трудовых ресурсов, но одновременно восстановление трудоспособности работающих.
Развитие сферы общественного питания на производственных предприятиях способствует более рациональному и эффективному использованию трудовых ресурсов, сокращению потерь рабочего времени, улучшению трудового ритма предприятия, повышению экономической эффективности производства.
Конкурентоспособность – сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях (таблица.1.1.2) [11].
Наиболее изучена конкурентоспособность товаров. При этом в большинстве работ это понятие, в первую очередь, связывается с качеством товара. Одной из первых работ в данном направлении является монография М. Г. Долинской и И. А. Соловьева, где авторы дают следующее определение конкурентоспособности товара: это «характеристика продукции, которая отражает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение» [13].
Таблица 1.1.2 – Характеристика уровней конкурентоспособности
Уровень
конкурентоспособности Объект или субъект
конкурентоспособности Некоторые факторы конкурентоспособности
Товарный Товары (работы, услуги) Качество продукции, соответствие
нормам и стандартам.
Цена.
Соответствие потребительскому спросу
Продолжение таблицы 1.1.2
Микроуровень Товаропроизводитель
(организация, фирма) Сравнительная конкурентоспособность
продукции.
Эффективность производственной
деятельности.
Финансовые показатели деятельности.
Эффективность организации и сбыта продукции на рынке и его доля
Мезоуровень Объединение предприятий,
отрасли Внутренняя структура отрасли.
Влияние внешней среды.
Конкурентоспособность отдельных элементов;
Взаимодействие между элементами системы
Макроуровень Народное хозяйство в
целом, страновая
конкурентоспособность, конкурентоспособность регионов Инвестиционный климат.
Научно-технический уровень.
Конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом
Выделяются следующие признаки конкурентоспособности, предоставленны на рисунке 1.1.1:
Рисунок 1.1.1 – Признаки конкурентоспособности
Очевидно, что основная часть конкурентных преимуществ создается на мезо – уровне на предприятиях и фирмах, где применяются новые технологии, новые материалы, новые, эффективные формы организации труда, в результате чего появляются конкурентоспособные товары, продукты и услуги.
Поэтому в некоторых работах понятие макроконкурентоспособности ставится под сомнение, а анализ конкурентоспособности предлагается ограничить уровнем товаров и фирм [13]. В частности, п. Кругман критикует современную "тягу к конкурентоспособности", считая конкурентоспособность "атрибутом компаний".
При оценке конкурентоспособности предприятий общественного питания необходимо исходить из следующих исходных положений-принципов, дающих право на повышение точности оценки, учет интересов субъектов рынка, унификацию порядка действий, соответствующего содержанию процедуры оценки:
- оценка деятельности предприятия;
- ориентация на определенный сегмент рынка;
- ориентация на определенный тип рынка;
- профилактика "двойного счета";
- составление номенклатуры критериев оценки конкурентоспособности предприятия с учетом предъявляемых требований и обязательных требований стандарта.
Таким образом, общественное питание-одна из самых динамично развивающихся, высокодоходных, перспективных для инвестиций отраслей потребительского рынка в нашем государстве. Однако в этой сфере существует ряд проблем, препятствующих развитию предприятий:
Рисунок 1.1.2 – Проблемы предприятий общественного питания.
На сегодняшний день конкурентоспособность предприятий общественного питания можно обеспечить при соблюдении следующих условий:
Рисунок 1.1.3 – Условия конкурентоспособности
Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентоспособность является важнейшим элементом успеха любого предприятия, в том числе сферы общественного питания. Конкуренция как особенность рыночной экономики гарантирует свободу творчества, которая
Условия его самореализации в экономике путем разработки и формирования новых конкурентоспособных товаров и услуг.
1.2 Факторы конкурентоспособности организации
Конкурентоспособность как комплексный показатель успеха исследуется с разных сторон, предлагаются подходы к его оценке, управлению и развитию. В то же время проблема повышения конкурентоспособности не теряет своей актуальности, побуждает к поиску новых инструментов, факторов, алгоритмов, если результат не гарантирован, то максимально приближен к нему.
Конкурентоспособность предприятий общественного питания включает в себя три основных компонента. Один из них тесно связан с продуктом и часто сводится к качеству. Второй компонент связан с как с экономикой продаж и обслуживания товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. И третья составляющая отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как
человеку, как члену той или иной социальной группы и т.д.
Конкурентоспособность продукта и привлекательность рынка оцениваются как комплексные показатели нескольких характеристик или критериев.
Далее рассмотрим факторы (критерии), которые определяют отдельно конкурентоспособность организации и конкурентоспособность продукции.
При разработке стратегии организации на основе анализа отрасли и конкуренции требуется выявлять ключевые факторы ее успеха, в том числе такие, как:
- качество и характеристики продукции;
- репутация (имидж);
- производственные мощности;
- использование технологий;
- дилерская сеть и возможности распространения;
- инновационные возможности;
- финансовые ресурсы;
- издержки по сравнению с конкурентами;
- обслуживание клиентов.
Конкурентоспособность любого предприятия зависит от ряда факторов.
Их можно разделить на три группы факторов: технико-экономические; коммерческие; нормативно-правовые, которые представлены на рисунке 1.2.2 [26]:
К технико-экономическим факторам обычно относят: качество продукции, продажную цену и затраты на потребление продукции или сервис. Эти компоненты в основном зависят от работы поваров и интенсивности труда обслуживающего персонала, издержек производства, уникальности продукции и др. [26].
Коммерческие факторы во многом определяют условия реализации товаров на конкретном рынке.
Они включают:
- конъюнктура рынка
- предоставляемый сервис (наличие дополнительных услуг и их условия качество обслуживания);
- реклама (наличие и эффективность рекламы и других средств воздействия на потребителя в целях формирования спроса);
- имидж организации (узнаваемость бренда, репутация заведения)
В условиях высокой конкурентоспособности больших предприятий на мировом рынке, если какая-либо продукция владеет конкурентоспособностью на одном географическом рынке, то вполне возможно, что она не сможет совершить того же на другом.
Также продукция, что вытесняет с рынка, неудачно ведет компанию по реализации и маркетингу и терпит провал, возможно через некоторое время достигнуть успеха.
Связано это с такими факторами, как уход ключевого конкурента, сдвиг цен на товары-заменители, реформы и кардинальные изменения в маркетинговой деятельности предприятия.
.
Рисунок 1.2.1 - Факторы конкурентоспособности предприятия
Рисунок 1.2.2 – Основообразующие факторы конкурентоспособности предприятий общественного питания
Конкурентное преимущество зачастую сравнивают, более того приравнивают с
конкурентоспособностью, несмотря на то, что между ними имеются различия.
Конкурентное преимущество товара-это прежде всего значительное наличие преимущества над конкурентами в разных областях, то есть это результат над низкой себестоимости, качества и технического уровня производимой. Важно отметить, что конкурентное преимущество — это факт, который демонстрирует реальный спрос и предпочтения потребителей на рынке.
Конкурентное преимущество делят на внешние и внутренние:
оценка внутренних аспектов деятельности предприятия, то есть уровень затрат, эффективность труда, организация процессов, менеджмент, инновации, технология и т. причисляются к внутренними конкурентных.
Внешние конкурентные преимущества основываются на умении предприятия создавать более важные ценности для потребителей продукции, что дает возможность к более полному удовлетворению их потребностей, сокращение расходов и повышения производительности деятельности. К внешним конкурентным преимуществам информационные, качественные, конструктивные, ценовые, сбытовые и так далее.
Таким образом, изучение соотношения понятий "конкурентоспособность" и "конкурентные преимущества" позволяет сделать следующие выводы:
1) под конкурентоспособностью объекта понимается очевидная для покупателя способность удовлетворять потребности покупателей наравне с конкурентами. В том случае, если эта способность выше, чем у конкурентов, можно говорить о наличии конкурентного преимущества;
2) с экономической точки зрения конкурентоспособность оправдывает существование субъекта на рынке. Он фиксирован на определенный момент;
3) победа в конкурентной борьбе не гарантирует конкурентоспособности, но конкурентное преимущество - существенное отличие продукта, предлагаемого субъектом хозяйствования, от аналогичных продуктов конкурентов, признанных целевой аудиторией;
4) конкурентоспособность обеспечивает преимущество, формируемое набором так называемых "преимуществ низкого порядка", сгруппированных в "конкретные продукты". Во втором случае мы можем говорить о "чистом конкурентном преимуществе", которое возникает при внедрении инновации;
5) наличие "чистого конкурентного преимущества" не гарантирует конкурентоспособности, но наличие конкурентоспособности является необходимым условием существования "чистого конкурентного преимущества". Конкурентоспособность является основой для формирования и использования "чистого конкурентного преимущества". Конкурентоспособность товара в отличие от конкурентных преимуществ испытывает очень сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не касающиеся деятельности предприятия, она же навязывает борьбу с другими предпринимателями и выигрывает на рынке товара и услуг.
Таким образом, определение конкурентоспособности-это ни столько показатель прибыли предприятия, рыночной доли или компетенции рабочего персонала, сколько соотношение с конкурентами и тех сил, которые есть на рынке.
Конкурентоспособность предприятия — это главный показатель конкурентоспособности любой страны, что вызывает систематический мониторинг и контроль органов государственного управления.
И так, рассмотрим ключевые факторы, определяющие конкурентоспособность продукции.
- фактор времени. определение конкурентоспособности товара по фактору времени ссылаясь на первый основной принцип теории финансов «сегодняшний доллар стоит больше, чем завтрашний»;
- фактор качества товаров, который проявляется не только в улучшении показателей качества, но и в увеличении годовой производительности (полезного эффекта) товара и росте затрат на эксплуатацию и ремонт;
- фактор масштаба (объема) производства товара. за счет роста масштаба производства можно снизить себестоимость продукции и повысить ее качество;
- фактор новизны товара. обеспечение конкурентоспособности осуществляется исходя из удовлетворения новых потребностей человека либо удовлетворения уже имеющихся потребностей принципиально другим;
- фактор метода получения информации. в процессе производства и потребления продукции следует пользоваться одними и теми же подходами, и методами получения информации и выполнения расчетов;
- фактор условий эксплуатации товара. сохранение качества зависит от правильной эксплуатации товара, соблюдения рекомендаций по уходу за товаром. важным фактором покупательских предпочтений являются продолжительность срока эксплуатации. при прочих равных условиях более конкурентоспособным товаром будет тот, у которого лучшие эксплуатационные свойства;
- фактор ценообразования. цена определяет структуру производства, оказывает решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния, установленная цена, разумная ценовая тактика, аргументированная ценовая стратегия составляют требуемые компоненты эффективной деятельности каждого предприятия;
- рыночный фактор. необходимость в развернутой характеристике рыночных возможностей появляется уже при изучении производства новой продукции, предназначенной для определенного рынка. рыночный фактор характеризуется следующими критериями: тип рынка, емкость, стабильность и перспективность, подготовленность4
- сбытовой фактор. удачная конструкция и технология изготовления нового товара не обеспечивают его конкурентоспособности без эффективного сбыта;
- сервисный фактор действует на стадии предпродажного и послепродажного обслуживания;
В конечном счете, уровень конкурентоспособности (как функция всех вышеперечисленных факторов) отражается в интегрированном индикаторе стоимости предприятия. Именно в соответствии с динамикой этого показателя руководители компаний могут сделать комплексный вывод о правильности принятых управленческих решений и эффективности управления бизнесом.
Данный вывод заключается в том, что конкурентоспособность предприятия - это многомерная концепция, которая формируется комплексом факторов, которые не только отражают текущую ситуацию, но и прогнозируют состояние предприятия в будущем для достижения стратегических задач, возврата вложенных средств и повышения рыночной стоимости компании.
1.3 Методики оценки конкурентоспособности организации
В настоящее время разработано достаточно большое количество методов определения и оценки конкурентоспособности предприятия.
В некоторых методах оценка основывается на результатах экономической деятельности. Сущность методов заключается в том, что конкурентоспособность-это способность вести эффективную экономическую деятельность в условиях конкурентного рынка.
В других-оценивают основные факторы: качество, стоимость, обслуживание и т. третье направление - определяется внутренними факторами компании, такими как основные средства, уровень финансового менеджмента и т. В таких методах стараются оценить потенциал, а не реальную конкурентоспособность. Эти методы нельзя считать точными, так как в данном случае оценивается потенциал, который не всегда может быть эффективно использован.
Рассмотрим наиболее часто используемые методы оценки конкурентоспособности, представленные в специальной литературе, и проведем их сравнительный анализ.
Наиболее известные модели и методы оценки конкурентоспособности товаров и организаций можно разделить на две группы: аналитические и графические методы. Это разделение на методы оценки конкурентоспособности продукта и методы оценки конкурентоспособности организации довольно условно, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования.
Классификация методов оценки конкурентоспособности товаров и организаций приведена на рисунке 1.3.1.
Рисунок 1.3.1 – Иерархия методов оценки конкурентоспособности
На сегодняшний день разработано и на практике используется множество методов определения конкурентоспособности предприятия.
Рассмотрим основные подходы, предложенные в специальной литературе для оценки конкурентоспособности, и проведем их сравнительный анализ, который представлен в таблице 1.3.1
Таблица 1.3.1 – Основные методы конкурентоспособности предприятия
Название метода Отличительные черты методики Плюсы и минусы метода
1. Матричные методы
1.1 Матрица БКГ;
1.2 Матрица Портера;
1.3 Матрица “привлекательность рынка/конкурентоспособность” (так называемая модель GE/McKinsey); Оценка начинается с построения специальной матрицей в определенной системе координат: по оси абсцисс откладываются темпы роста или сокращения объема продаж; Плюсы: обеспечивает высокую адекватность оценки.
Минусы: не дает возможность провести анализ причин сложившейся ситуации, чем осложняет процесс разработки
Продолжение таблицы 1.3.1
Название метода Отличительные черты методики Плюсы и минусы метода
1.4 Матрица “привлекательность отрасли конкурентоспособность” (так называемая модель Shell/DPM);
1.5 Матрица “стадия развития рынка/конкурентная позиция” (так называемая модель Hofer/Schendel);
1.6 Матрица “стадия жизненного цикла продукции/конкурентная позиция” (так называемая модель ADL/LC) по оси ординат располагается относительная доля, которую предприятие занимает на рынке.
Согласно этой методике самыми конкурентоспособными считаются те экономические субъекты, которые функционируют на быстрорастущим рынке и занимают существенную его долю. управленческих решений, кроме того эти методы требуют наличия точной маркетинговой информации, а это сопряжено с необходимостью проведения исследований.