Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики

stitova 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2022
Таким образом, подводя итоги данному исследованию, отметим его ключевые моменты: В период младшего школьного возраста именно мышление в значительной степени воздействует на развитие всех психических процессов. Становление мышления у детей имеет большое значение для развития всесторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем интеллектуальных способностей, которая может не только приспособиться к постоянно меняющимся условиям, но и создавать что-то новое, обеспечивающее общественный процесс.
Введение

Актуальность исследования. В обучении младших школьников важная роль отводится формированию мышления. Становление мышления у детей имеет большое значение для развития всесторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем интеллектуальных способностей, которая может не только приспособиться к постоянно меняющимся условиям, но и создавать что-то новое, обеспечивающее общественный процесс. Такую личность трудно себе представить без формирования мышления. Поэтому одной из главных задач, стоящей перед учителем начальных классов является развитие у учащихся общих приёмов мышления. Большие развивающие возможности в этом плане имеют уроки математики. В процессе обучения ставятся задачи, связанные не только с приобретением школьниками математических знаний, умений и навыков, но и развитием мыслительных способностей на математическом материале. Мышление школьника наиболее ярко проявляется при решении задач, а также очень эффективным средством для его развития выступает игра. Математика, в наибольшей мере, подразумевает использование занимательных задач, игр, упражнений, направленных на формирование мышления у обучающихся. Именно эта дисциплина помогает детям строить умозаключение, проводить доказательства, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Весомое значение отдаётся формированию мышления младших школьников в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, которые рассматривают основы пространственного, а также алгоритмического и логического мышления. Мышление младшего школьника отличается более высокими темпами его развития. Следовательно, особое внимание формированию мышления следует уделять в младшем школьном возрасте, когда наиболее активно у ребенка развиваются восприятие, память, мышление, речь и воображение. Степень научной разработанности темы исследования. Многих исследователей привлекала и привлекает проблема формирования мышления детей младшего школьного возраста. Заложены теоретические и практические основы развития математического мышления школьника в учебной деятельности были выдающимися отечественными учеными: Р.А. Атахановым, В.А. Гусевым, А.И Голиковым, Н.Б. Истоминой, Ю.М. Колягиным и др. Одними из первых предприняли попытки развития теоретического мышления учащихся в начальной школе Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. В русле развивающего обучения появились различные программы начального обучения и учебники математики, в которых авторы различными приемами и средствами развивают математическое мышление школьника (И.И. Аргинская, Т.Е. Демидова, Н.Б. Истомина, С.А. Козлова, Л.Г. Петерсон и др.). Проблема исследования. Проблема исследования обусловлена противоречием: с одной стороны, серьезной проработанностью теоретических основ развития разных видов мышления у детей младшего школьного возраста, а, с другой стороны, не конкретизированы педагогические условия, направленные на его развитие у младших школьников на уроках математики. Объект исследования- формирование мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики. Предмет исследования - педагогические условия формирования мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики. Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать в ходе опытно-экспериментальной работы педагогические условия формирования мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики. В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования: 1. Изучить степень разработанности проблемы развития мышления младших школьников на уроках математики в научной психолого-педагогической и методической литературе; 2. Определить психолого-педагогическую сущность понятия «мышление» и психологические особенности его формирования в учебном процессе; 3. Проанализировать педагогические условия, направленные на формирование мышления у детей младшего школьного возраста; 4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию мышления младших школьников на уроках математики. Проанализировать результаты. Гипотеза исследования: положительные результаты по формированию мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики будут наблюдаться при обеспечении определённых педагогических условий: - разработка картотеки игр и упражнений на развитие мышления у детей младшего школьного возраста; - систематическое и целенаправленное использование занимательных математических задач и игр, направленных на развитие мышления обучающихся на уроках математики; - педагогическое просвещение родителей и привлечение их к совместной деятельности по вопросам формирования мышления у младших школьников; Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: - теоретические: анализ педагогической литературы по заданной теме; - эмпирические: обобщение опыта, наблюдение, беседа, эксперимент. База проведения исследования – МБОУ города Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 9» Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 7 1.1. Проблема исследования мышления младших школьников в психолого-педагогической литературе 7 1.2. Особенности формирования мышления младших школьников на уроках математики 22 1.3. Педагогические условия реализации приёмов развития мышления младших школьников на уроках математики 40 ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 51 2.1. Диагностика уровня развития мышления у детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследования 51 2.2. Описание педагогической работы по развитию мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики 59 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78 ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Список литературы

1. Аверин В. А. Психология развития человека: рождение и жизнь / В. А. Аверин. – Санкт - Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "СпецЛит", 2021. – 432 с. – ISBN 978-5-299-01104-3. 2. Айманова М. К. Учет возрастных особенностей младших школьников при реализации ФГОС НОО / М. К. Айманова // Инновации в современной науке : Материалы VII Международного зимнего симпозиума, Таганрог, 27 февраля 2015 года / Центр научной мысли. – Таганрог: ООО "Издательство "Спутник+", 2015. – С. 45-48. 3. Акпынар Л.М. Развитие пространственного мышления младших школьников в процессе ознакомления с геометрическим материалом // Перспективы развития науки и образования. Материалы XV международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. 2017 С. 59-61. 4. Аленьтьева Е.И. Развитие логического мышления у младших школьников в учебной деятельности / Е.И. Аленьтьева, Ю.Ю. Курбангалиева, О.А. Попова // Гуманитарные исследования. – 2014 – №4 (52). – С.109 – 112 5. Бажан З. И. Особенности формирования логического приема классификации у младших школьников в процессе обучения математике / З. И. Бажан, Н. А. Белозерова // Педагогический вестник. – 2020. – № 14. – С. 9-11. 6. Боровская Д.Н., Кравцова, Л.Ф. Особенности развития пространственного мышления младших школьников на уроках математики // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2018 № 1-2 (13). С. 7-9. 7. Бурдыгина Т.П. Цели и методы формирования пространственных представлений в системе обучения математике в начальной школе//Актуальные вопросы модернизации российского образования. Материалы XXIII Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2015 С. 65-68. 8. Василенко А.В. Систематизация задач на развитие пространственного мышления учащихся //Современные проблемы науки и образования. 2015 №2. С.460-470. 9. Вендина А.А. Особенности развития пространственного мышления на уроках математики в начальной школе // Постулат. 2018 № 1 (27). С. 4- 9 10. Воронина Л. В. Возможности учебных задач в развитии мышления младших школьников на уроках математики / Л. В. Воронина, П. Е. Колганова // Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, технологическим и математическим дисциплинам : материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к юбилею Тамары Николаевны Шамало, Екатеринбург, 26–27 октября 2020 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 306-310. 11. Голиков А. И. Теория и методика математического развития младших школьников в учебной деятельности [Текст]: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. И. Голиков; МГУ. – М., 2008 – 357 с. 12. Гололобова И. М. Формирование теоретического мышления младших школьников на уроках математики / И. М. Гололобова, Б. В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 203-208. 13. Гребенникова Н.Л., Каюмова, А.Я. Развитие пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала // Образование и наука в современных реалиях. Материалы V Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.].2018. С. 94-97. 14. Давыдов В. В. Научные достижения Д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии / В. В. Давыдов // Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1989. – С. 5–24. 15. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. –Москва : ПНТОР. – 2012 – 544 с. 16. Деменева Н.Н. Развитие пространственного мышления младших школьников на основе геометрического материала //Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Материалы XI Международной научно-практической конференции. 2017 С. 82-84. 17. Дубровина И.В. Психология [Текст]/ И.В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан / под ред. И. В. Дубровиной. – М.:Академия, 2003 ? 460 с. 18. Ефремова О. И. Психология развития / О. И. Ефремова, Л. И. Кобышева. – Москва-Берлин : ООО "Директмедиа Паблишинг", 2018. – 1 с. – ISBN 978-5-4475-9662-0. 19. Забродин Ю. М. Психодиагностика : Монография / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян. – Саратов : Вузовское образование, 2018. – 449 с. – ISBN 978-5-4487-0257-0. 20. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. / И.А. Зимняя. – Москва : Логос, 2012 – 384 с. 21. Иголкина Н. И. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина: содержание и применение в работе с неуспевающими обучаемыми / Н. И. Иголкина // Лингвометодическое обеспечение инклюзивного иноязычного образования, Москва, 20 апреля – 12 2021 года. – Москва: Белый Ветер, 2021. – С. 37-43. 22. Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина. – Москва : Модек. – 2014 – 224 с. 23. Кашапов М. М. Психология творческого мышления : Учебное пособие / М. М. Кашапов. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2017. – 436 с. – ISBN 978-5-16-011594-8. – DOI 10.12737/22371. 24. Кириленко С.Е. Формирование пространственного мышления у младших школьников в урочной деятельности // Инструменты современной научной деятельности: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2017 С. 32-37. 25. Колягин Ю. М. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика [Текст]: учеб. пособие/ Ю.М. Колягин, В. А. Оганесян, В. Я. Саннинский, Г. Я. Луканкин. – М.: Просвещение, 1975– 462с. 26. Кожихова О.Н. Развитие пространственного мышления младших школьников // Вестник научных конференций. 2017 № 3-3 (19). С. 59-61. 27. Куранова С. В. Технологии развития логического мышления младших школьников на уроках математики / С. В. Куранова // Гносеологические основы образования : материалы V Международной конференции, посвящённой памяти профессора С.П. Баранова, Липецк, 16–17 октября 2020 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. – С. 351-355. 28. Кузнецова О. В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Кузнецова; Ярослав. гос. пед. ун-т. –Ярославль, 2015 – 282 с. 29. Маклаков А.Г. Общая Психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : 2005 – 583 с. 30. Максимов Л. К. Формирование математического мышления у младших школьников [Текст]: уч. пособие по спецкурсу / Л. К. Максимов. ?М.: Просвещение, 1987 – 96 с. 31. Мальцева Е.В. Использование игровых приемов при формировании пространственного воображения младших школьников на уроках математики // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2015 № 8 С. 155-159 32. Мишанкина Н. А. Личностные особенности творческого мышления в младшем школьном возрасте / Н. А. Мишанкина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 5. – С. 42. 33. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7(1). 34. Никифоров Г.С. Логическое мышление. / Г.С. Никифоров. – Львов :ЛГУ, 2012 – 192 с. 35. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с. 36. Овчиникова В.С. Дидактические игры – способ побуждения младших школьников к автоматизации действий // Начальная школа. – 2010 – № 9 – С.19 –24. 37. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c. 38. Очирова А.А. Формирование мышления младшего школьника на уроках математики // Молодой ученый. 2017 № 6 (140). С. 435-439. 39. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: уч. пособие для студ. / И.П. Подласый. – Москва : ВЛАДОС. – 2008 – 474 с.40. Реан, А. А., Бордовская, Н. В. Психология и педагогика. – СПб. :Питер,2007 -432 41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002 – 720 с. 42. Старикова О.А. Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики // Студенческая наука и XXI век. 2008 №5 С. 338-342. 43. Сидорова В.А. Развитие пространственного мышления у младших школьников // Приоритеты педагогики и современного образования: материалы Международной научно-практической конференции. 2018 С. 184-189 44. Сундеева Л. А. Формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики / Л. А. Сундеева, А. С. Сорокина // Карельский научный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 2(19). – С. 41-43. 45. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека : педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика,1990. – 288с. – (Библиотека учителя). 46. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст]: кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 1988 – 175 с. 47. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова, А.В.Басов. – Ярославль :«Академия развития». 1997 - 240 с. 48. Троцкая Е.С., Двойнин А.М. Роль геометрического материала в развитии пространственного мышления младших школьников // Психология в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. 2017 С. 261-263. 49. Тютина Л.И. Разработка педагогических условий формирования пространственного мышления детей младшего школьного возраста на уроках математики // Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах. Материалы Всероссийской научно- практической конференции студентов математических факультетов под общ.ред. А.Ю. Скорняковой. 2017 С. 53 50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2010 - 31 с.- (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022995-1. 51. Халилова Р.Н. Роль геометрического материала в формировании пространственного мышления младших школьников // Вестник современных исследований. 2018 № 5.1 (20). С. 227-228. 52. Цуркова Е. А. Специфика индивидуально-авторского осмысления когнитивных процессов в работе Л.С. Выготского "мышление и речь" / Е. А. Цуркова // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования : сборник статей по материалам LXVIII студенческой международной научно-практической конференции, Новосибирск, 01 мая 2019 года. – Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2019. – С. 120-124 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 1.1. Проблема исследования мышления младших школьников в психолого-педагогической литературе Развитие всесторонне развитой личности, на сегодняшний момент, является доминирующей задачей в обучении младших школьников. Развитие школьников осуществляется в должной степени при реализации таких важных показателей как самостоятельность и активность во всех сферах образовательной деятельности. Совершенно очевидно, что эта работа невозможна среди учащихся начальной школы без становления основных познавательных процессов. В младшем школьном возрасте развитие психики ребенка достигает довольно высокого уровня. Все процессы: память, мышление, воображение, восприятие, речь - они перешли на новый уровень своего развития. Различные типы когнитивных процессов, которые позволяют осуществлять все виды деятельности ребенка, функционируют не отдельно друг от друга, а в виде сложной системы, каждый из которых связан с другими. Эта связь не остается неизменной на протяжении всего детства: в разное время один из процессов приобретает ведущее значение для общего психического развития В младшем школьном возрасте именно мышление в значительной степени влияет на развитие всех психических процессов. Что же такое мышление? Прежде всего мышление является высшим познавательным психическим процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений [33]. Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [40].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg