Проблема исследования вопросов стратегического управления в условиях пандемии коронавируса заключается в отсутствии определенных стандартов и норм к самому процессу стратегического управления. Можно выделить лишь ключевые принципы и задачи организации подобного управления, но одинаковых рецептов для разных фирм не находится. Несмотря на то, что появились определенные публикации по выбранной теме исследования, законченности и концептуального обобщения данная тема не нашла. Современные экономические формации как на макро, так и на микро- уровне находятся в поступательном развитии, и то что было актуальным вчера, сегодня уже не находит применения.
Современные фирмы в России, осознавая значимость стратегического управления особенно значимого в сложившихся условиях, предпринимают попытки внедрения последнего в повседневную практику. Однако, как показывает практика, стратегия прописывается лишь на самом общем уровне, разрабатывается цель и задачи стратегического управления, миссия компании и принципы организации деятельности, однако наблюдается слабая привязка к системе планирования и к общим бизнес-процессам производственной и финансово-хозяйственной деятельности.
Между тем, бизнес-стратегии предприятий и сам процесс стратегического управления предполагает нестандартность мышления руководителей, поиск тех резервов, которые были упущены ранее компанией или не нашли применения у ближайших конкурентов. Стандартные пути развития, выработанные многолетним опытом зарубежными компаниями уже «устарели».
Значение стратегического управления заключается в построении своеобразного каркаса будущего предприятия, наметки возможных направлений диверсификации бизнеса, пути поступательного развития технических и технологических процессов, а также социальной составляющей. Чем детальнее и тщательней прописана бизнес-стратегия развития компании, тем проще и яснее определить текущие цели и задачи развития предприятия в краткосрочном периоде.
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать систему стратегического управления на предприятии и разработать пути повышения реализации выбранных стратегических направлений.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
? рассмотреть сущность стратегического управления, а также особенности формирования бизнес-стратегии развития предприятия;
? ознакомится с особенностями разработки бизнес-стратегии, процессом ее выполнения и контролем за реализацией;
? определить рыночные позиции исследуемого предприятия и дать его общую характеристику;
? провести анализ управления проектной деятельностью;
? проанализировать стратегические проекты ООО «Газпром трансгаз Краснодар» филиал Учебно-производственный центр;
? на основе проведенного исследования предложить направления совершенствования бизнес-стратегии ООО «Газпром трансгаз Краснодар» филиал Учебно-производственный центр;
? разработать комплексную методику эколого-экономической оценки инвестиционных проектов и провести ее апробацию.
Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Краснодар» филиал Учебно-производственный центр.
Предметом исследования является система организационно-экономических и финансовых отношений в процессе формирования бизнес-стратегии развития предприятия.
При решении поставленных задач автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные наукой и апробированные практикой.
В зарубежной учебной и научной литературе тема исследования разработана достаточно хорошо. Долгое время изучение вопросов стратегического управления предприятием изучалось в российских учебных заведениях на основании перевода зарубежной литературы. В настоящее время появились и публикации отечественных специалистов. Наиболее известным автором в области стратегического менеджмента является О.С. Виханский. Он систематизировал зарубежный опыт и обобщил его в своих трудах. Впоследствии тема исследования нашла отражение в трудах следующих специалистов в области менеджмента и экономики: Басовский Л.Е., Зуб А.Т., Локтионов М.В., Зубкова А.Г., Мусаева Д.Э. и др.
В тоже время практическое применение методологии стратегического управления в российской практике находит свое использование только в крупных корпорациях с акционерным привлечением капитала. Предприятия малого и среднего бизнеса данные инструменты используют весьма ограничено, уделяя особое внимание текущему управлению, что частично связано со спецификой деятельности компании.
Как представляется возможным, актуальным является дальнейшая разработка вопросов стратегического управления, в частности требуется приведение практических примеров разработки бизнес-стратегии развития компании, на базе отечественного опыта с описанием полученных результатов.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили в первую очередь административно-правовые документы ПАО «Газпром», ООО «Газпром трансгаз Краснодар» филиал Учебно-производственный центр, такие как Устав, штатное расписание, Положения об отделах и др., а также отдельные нормативно-правовые акты регламентирующие текущую деятельность (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.).
Теоретическую основу исследования составили работы труды как зарубежных, так и отечественных специалистов, среди которых можно выделить следующих авторов: Александрова А.В., Курашова С.А., Кондрашева Н.Н., Ананьева Р.В., Басовский Л.Е., Виханский О.С., Наумов А.И., Дафт Р.Л., Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. и др.
Значительное количество публикаций появилось по вопросам стратегического управления на базе высших учебных заведений, в частности можно выделить работы Прохоренко А.А., Солонцова А.В., Попович А.М., Хвоиной И.С., Павлова К.В., Селина И.В. и др.
Научная новизна заключается в систематизации теоретических аспектов темы исследования и обобщении выкладок из зарубежной и отечественной литературы по вопросам формирования бизнес-стратегии развития предприятия.
Практическая часть представляет интерес в первую очередь для собственников компании, которые не рассматривали организационно-экономические, финансовые и производственные бизнес-процессы с ракурса обеспечения эффективного стратегического развития.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, восемь параграфов, заключение и список использованных источников.