Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение
«Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольника» Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение (например, страх; рисуя какие-либо явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх). Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, в связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения имеет изобразительная деятельность дошкольников.
Изобразительная деятельность – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства и коррекции развития детей. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни и природы.
В начале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании. Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников. Развитие наглядно – образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н. П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.
В рамках выполнения курсовой работы на тему «Характеристика особенностей изобразительной деятельности детей дошкольного возраста» были рассмотрены особенности развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
В младшем возрасте ребенок сначала рисует или лепит фигурку, потом изучает получившееся и дает название своему произведению, более старшие дети берут в руки пластилин или карандаши с намерением создать нечто определенное. В процессе работы идеи по изображению могут меняться.
Готовая работа в силу недостаточной проработанности зачастую требует дополнения комментариями. Развиваются технические навыки рисования – владение карандашом, мелком, соответствующий нажим и пр.
Мозг ребенка богат фантазией и выразить он ее может в чем угодно. Главная задача для воспитателей ДОУ - гармоничное формирование личности ребёнка, которое совершается в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, скопленному предыдущему поколениями. Изобразительное искусство является составной частью этого опыта, которая играет значител ьную роль в становлении личности. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно прикладное искусство. Самым распространённым видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике [6].
Книжная графика детям помогает глубже и совершеннее понять текст, об окружающим мире даёт знания. (Это обосновано в обследованиях В.А. Езикеевой, Р.И. Жуковской, В.Я. Кионовой, Т.А Кондратович, И.О. Котовой, Т.А. Репиной, Е.А. Флериной, А.Ф. Яковличевой и другие.) Вместе с тем, иллюстрация владеет редкими художественными совершенствами самостоятельного вида изобразительного искусства, первым подлинным произведением является из всех его видов, которые входят в жизнь ребёнка [6].
Это начальная ступень в понимании детьми иных видов изобразительного искусства, более трудных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.) [6].
Период дошкольного детства является одним из самых благоприятных периодов в общении детей с изобразительным искусством, в формировании у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого к опыту художественной деятельности не может приобщиться, который скоплен человечеством [6].
В понятие художественной деятельности входит основание художественных ценностей, их восприятие и приобретение нужных знаний по искусству [4].
Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное формирование, в совершенной мере будет зависеть от всеобщего культурного уровня и мастерства педагога [4].
Цель данной работы - изучить особенности развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенностями восприятия детей 6 года жизни.
3. Описать содержание и систему работы по развитию творческих способностей у дошкольников.
В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней [8].
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры [8].