Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

АНАЛИЗ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ОНТОГЕНЕЗЕ

tanypav 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.04.2022
1. Под межличностными отношениями понимается: субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. 2. Выделили возрастные закономерности развития межличностных отношений в детском возрасте, уточнили особенности данных отношений со сверстниками и со взрослыми на разных возрастных этапах.
Введение

Актуальность исследования. На современном этапе активно решаются вопросы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Возможности устанавливать положительные межличностные отношения «особым» ребенком с окружающими его взрослыми и сверстниками зависит от способностей правильно оценить ситуацию, найти адекватный способ реагирования. Межличностные отношения не только выявляют наиболее существенные характеристики объектов и субъектов общения, но и по разным направлениям воздействуют на дальнейшее формирование личности и наиболее явственно на такие блоки свойств, в которых находит выражение ее отношения к другим людям и к самому себе. Отношения, в которых находит выражение ее отношения к другим людям и к самому себе. Кроме того, требования предъявляются к познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере детей с интеллектуальной недостаточностью. Изменения, которые в них происходят под влиянием межличностного взаимодействия, с положительным или отрицательным результатом для целей каждого участника, в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, труду. Вопросами изучения межличностных отношений занимались А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Наиболее полно изучено общение, как один из компонентов межличностного взаимоотношения в работах М.И. Лисиной, Л.М. Шипицыной и др. Особенности психического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью не позволяют ему полноценно устанавливать взаимодействие с окружающей средой. Нарушение интеллектуальной деятельности влияет на возможности адекватной рефлексии стимулов поступающих из окружающей среды, в том числе и восприятия поведенческих реакций окружающих, которые возникают при межличностных отношениях. Особенности общения и межличностных отношений детей с интеллектуальной недостаточностью рассматривались в научных трудах Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Л.М.. Шипицыной, В.А. Вярянена, А.И. Гаурилиус. Однако особенности описаны недостаточно полно и рассматриваются не во всех возрастных периодах. Поэтому изучение особенностей межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью является актуальным вопросом. Объектом исследования выбран процесс формирования межличностных отношений в детском возрасте. Предмет исследования - особенности межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Цель исследования – выявить особенности межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью и проанализировать диагностические возможности проективной методики «Рисованный апперцептивный тест» (РАТ), для выявления данных особенностей. Гипотеза исследования между выборками: (дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью), (дети младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, (дети старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью) существуют лишь случайные различия по уровню исследуемого признака. Для реализации цели поставлены следующие задачи исследования: 1. На основе теоретического анализа литературных данных уточнить понятие “межличностные отношения”. 2. Выделить возрастные закономерности формирования межличностных отношений у детей в онтогенезе. 3. Определить особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью. 4. Описать диагностические методики, изучающие личностные взаимоотношения в детском возрасте. 5. Изучить и проанализировать диагностические возможности проективной методики РАТ в изучении межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью; 6. Составить рекомендации по применению методики РАТ в изучении межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Методы исследования: - теоретический анализ научной литературы; - информационный поиск глубиной 20 – 25 лет; - тест «Рисованный апперцептивный тест» РАТ; - математическая статистика (Н-критерий Крускала-Уолиса). Методологическая основа исследования: Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test, ТАТ) – проективная методика исследования личности. Одна из старейших и наиболее распространенных в мире. Создана Х. Морган и Г. Мюрреем Научная новизна: 1. Систематизирован теоретический материал по проблеме межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью. 2. По результатам исследования нами были разработаны рекомендации по применению проективной методики РАТ для диагностики особенностей межличностных отношений у детей младшего и старшего возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность. Теоретическая значимость исследования. В квалификационной работе систематизированы новейшие исследования по проблеме Практическая значимость исследования. Результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы родителями и воспитателями для формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью в онтогенезе. База исследования: Работа была выполнена на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат № 7", г. Дербента, Республики Дагестан. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3 ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ………………………………………………….7 1.1 Понимание межличностных отношений в психологии…………….……7 1.2 Виды, формы межличностных отношений……………………………...14 1.3 Значение межличностных отношений в личностном развитии человека…………………………………………………………………………..21 ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………...25 2.1 Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском возрасте……………………………………………….…25 2.2 Особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………..40 ГЛАВА 3 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………………………………………….50 3.1 Методики изучения межличностных отношений в детском возрасте...50 3.2 Изучение межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью при помощи методики «Рисованный апперцептивный тест» (РАТ)……………………………………………………………………….53 3.3 Анализ данных полученных в ходе использования методики РАТ…...56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…64 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..67
Список литературы

1. Аугене, Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология / Д.И. Аугене 1997. - №4 – С. – 76 – 80. 2. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии / С.А. Алифанов, 2001. - №3 – С. – 90 – 96. 3. Андреева Г.М. Межличностное восприятие в группе / Г.М. Андреева, А.И. Донцова. М.:МГУ, 2001. – 292 с. 4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 363 с. 5. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2013. – 94 с. 6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с. 7. Бодалева, А.А. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. / А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. - 304с. 8. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 528 с. 9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Издательство «Север», 2014. – 143 с. 10. Гаурилиус, А.И. Возрастная динамика представлений учащихся вспомогательной школы о себе и одноклассниках в системе межличностных отношений: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 19.00.07 / А.И. Гаурилиус; Мн, 2008. – 20 с. 11. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я Гозман, Г.С. Прокопенко. – М.: Издательство «Знак Почета», 2017. – 23 с. 12. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2008. – 800 с. 13. Головина, Ж.Н. Некоторые особенности общения с взрослым детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития. Обучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков / Ж.Н. Головина. Иркутск: ИГПИ. – 2009. – 231 с. 14. Донцов, А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования / А.И. Донцов. М.:МГУ , 2004. – 207 с. 15. Донцов, А.И. О понятии группы в социальной психологии //Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая – М.: Аспект-Пресс, 2013 - 471с. 16. Запарожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т / А.В Запорожец. – М.: Педагогика, 2006. – Т.1 – 316 с. 17. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: Норма-Инфа, 2000. - 624 с. 18. Кембелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кембелл, И.М. Бобнева. – М.: Прогресс, 2000. - 390 с. 19. Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии / Е.С. Кузьмин. Л.: ЛГУ, 2007. - 172 с. 20. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты / А.Ф. Лазурский. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. - 119 с. 21. Литвинова, Н.А. Основы математической статистики в психологии: учеб.-метод. пособие в 2 ч. / Н.А. Литвинова, Н.Л. Радчикова. – Мн.:БГПУ, 2008. – Ч.1 – 87 с. 22. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2003. - 752 с. 23. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / А. Маслоу. – М., 2012. - С. – 108 – 117. 24. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: МГУ, 2011. - 292 с. 25. Морено, Д. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Д. Морено. -М., 1998. 26. Мухина, В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста. Возрастная и педагогическая психология / В.С. Мухина; под редакцией А.В. Петровского. М.: Просвещение. –2003. – 400 с. 27. Мясищев, В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности. Хрестоматия / В.Н. Мясищев. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999. - Т 2 - С.197-244. 28. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Общие основы психологии: в 3 т. / Р.С. Немов. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 2003. – Т 1. – 688 с. 29. Носс, И.Н. Руководство по психодиагностике/ И.Н. Носс. – М.: Излательство Института психотерапии, 2005. - 688 с. 30. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - К.: "Лыбидь", 1990. – 192 с. 31. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – Москва: Просвещение, 1996. - 464 с. 32. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480 с. 33. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.Г Петрова, И.В. Белякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с. 34. Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. М.: «Мысль», 2012 - 216 с. 35. Проективная психология / Пер. с англ. – М.: Издательство ЭКСНО пресс, 2000. 36. Процко, Т.А. Психолого-педагогическое обследование младших классов вспомогательной школы: Учебно-методическое пособие/ Т.А. Процко. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 111 с. 37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика ,2019. – Т. 2 – 433 с. 38. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2111 «Дефектология». – 3-е издание, переработанное и дополненное/ С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с. 39. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. / А.Г. Рузская. М.: Просвещение. – 2009. – 216 40. Рытченко, Т.А. Психология деловых отношений / Т.А. Рытченко, Н.В. Татаркова. - М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2001. 41. Самцова, Л.А. Использование проективной методики РАТ в диагностике дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.А. Самцова // От идеи - к инновации : материалы ХV Респ. студ. науч.-практ. конф., г. Мозырь, 24 апр. 2008 г. в 2 ч. / Мозырский. гос. пед. ун-т им. И. П. Шамякина ; ред. кол. И.Н. Кралевич [и др.]; отв. ред. И.Н. Кралевич. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. – Ч 1. – С. - 59. 42. Собчик, Л. Н. Рисованный апперцептивный тест/ Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2002. – 21 с. 43. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В. И. Лубовский, Т. В. Розанова. Л. И. Солнцева и др.; под ред. В. И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 543 с. 44. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М.: Прогресс, 1999 - 535 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ 1.1 ПОНИМАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ Рассматривая вопрос межличностных отношений, необходимо изучить взаимодействие человека с окружающим миром. В психологии под взаимодействием понимают процесс непосредственного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих взаимную обусловленность и связь. В нашем исследовании рассматривается взаимодействие между людьми. Выделяют групповое и межличностное взаимодействие. Групповое взаимодействие определяется как процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь [12, с. 389]. Оно может рассматриваться между частями группы и между целыми группами. Межличностное взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах: - это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный контакт двух или более человек, влекущий взаимное изменение поведения, деятельности, установок; - это система взаимно обусловленных индивидуальных действий связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных [12, с. 433]. Признаками межличностного взаимодействия является предметность (наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), требующих сопряжения усилий), эксплицированность (доступности для наблюдения и регистрации), ситуативность (регламентация деятельности конкретными условиями (интенсивностью, нормами, правилами)) и рефлексивная многозначность.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg