Актуальность темы. В структуре психики человека личность занимает ключевое положение, и в то же время, является наименее изученной ее областью. Остается множество вопросов о развитии личности и факторах, влияющих на данный процесс. Важнейший компонент личности человека - его самосознание. В психологической литературе показано, что являясь “ядром личности”, самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. Проблемой самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Этой проблеме посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Э.Эриксона, Ч.Кули, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.
Подростковый возраст представляет особый этап развития в личности ребенка. Представления современного подростка об окружающем мире, осознание себя и своего положения в социальном окружении формируются в сложных условиях общества XXI века. Изучение особенностей личности подростков актуально для современного общества в психологическом, педагогическом и социальном отношении. Для того чтобы понять механизмы формирования поведения подростков, необходимо исследовать специфику формирования их самосознания. Под самосознанием в психологии понимают совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Возрастные и индивидуальные особенности подростков всегда находят свое отражение в становлении самосознания. Самосознание выступает как структура, определяющая личность и ее развитие. Вот почему так важно и актуально на сегодняшний день понять, какие же факторы способствуют развитию самосознания современных подростков, и создать такие условия, чтобы подростки приобщались к нравственным ценностям общества.
Изучению проблем подросткового возраста посвящены многие исследования таких известных психологов, как Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, Л.М.Фридмана, В.А.Аверина, Х.Ремшмидта, Ф.Райса, В.Г.Казанской и ряда других. Л.С. Выготский считал развитие самосознания основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного “Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте. Этот период считается критическим или даже периодом возникновения самосознания во всей его целостности. Согласно С.Л. Рубинштейну, процесс формирования самосознания протекает от наивного неведения в отношении самого себя ко все более глубокому самопознанию, соединяющемуся со все более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для подростков все более переносится к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом.
Самоощущене отражает эмоциональный компонент самосознания, переживания личности по поводу себя, своих действий и отношений с окружающими. Т.к. в подростковом возрасте формируется самосознание в целом, его эмоциональный компонент также заслуживает внимания со стороны исследователей. При этом в подростковом возрасте социальная ситуация ребенка включает в себя в качестве основного компонента группу сверстников. Группа сверстников играет важнейшую роль в становлении личности подростка, в частности в формировании его самосознания. Проблема исследования связанна с вопросами подросткового периода, который очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В самооценке подростка происходят следующие преобразования: углубляется содержательный аспект его самооценки и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества, влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы. Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.
Изучение особенностей самосознания в подростковом возрасте и влияния социального статуса на самосознание и самоощущение подростков является важным направлением психолого-педагогических исследований, этим объясняется актуальность темы данного исследования.
Объектом исследования является самосознание и самоощущение учащихся подросткового возраста.
Предметом данного исследования является процесс влияния социального статуса на самосознание, самоощущение учащихся в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что уровень развития самосознания и самоощущения учащихся подросткового возраста будет зависеть от их социального статуса, а именно: у учащихся подросткового возраста, имеющих более высокий уровень социального статуса, будем ожидать более высокий уровень развития самосознания и самоощущения, чем у учащихся подросткового возраста, имеющих более низкий уровень социального статуса.
Цель настоящей работы заключается в исследовании влияния социального статуса на особенности самосознания и самоощущения учащихся подросткового возраста. В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Создать теоретический обзор проблемы влияния социального статуса на самосознание и самоощущение учащихся подросткового возраста.
2. Создать экспериментальный план практического исследования влияния социального статуса на самосознание и самоощущение подростков.
3. Провести исследование социального статуса испытуемых.
4. Провести исследование особенностей самосознания и самоощущения подростков.
5. Провести эмпирическое исследование зависимости самосознания и самоощущения подростов от социального статуса.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение, сравнение, классификация.
2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение
3. Обработка результатов исследования.
Методологическая основа исследования:
Для проведения исследовательской работы использовалась «Социометрическая методика» и « Тест опросник самоотношения (ОСО)»
Научная новизна: состоит в анализе и обобщении теоретических, технологических и концептуальных основ изучения особенностей самосознания в подростковом возрасте и влияния социального статуса на самосознание и самоощущение подростков, а также аспектов, формирования у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности
Теоретическая значимость исследования.
В квалификационной работе систематизирован теоретический материал по проблеме изучения особенностей самосознания в подростковом возрасте и влияния социального статуса на самосознание и самоощущение подростков.
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы родителями и воспитателями для развития самосознания в подростковом возрасте.
База исследования: в исследовании принимали участие 41 учащийся подросткового возраста (14 - 15 лет). Работа была выполнена на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №11" имени Ш.С.Абрамова городского округа" город Дербент"городского округа « город Дербент»
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.