Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА НА САМОСОЗНАНИЕ И САМООЩУЩЕНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

tanypav 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.04.2022
Таким образом, в нашей работы были реализованы все поставленне цели и задачи. Был проведен теоретический обзор проблемы влияния социального статуса на формирование самосознания и самоощущения подростков. Было установлено, что формирование самосознания рассматривается в классических работах известных психологов как основное новообразование подросткового возраста. При этом социальная ситуация, как решающий фактор, определяющий успешность психического развития подростка, включает в себя группу сверстников как важную ее часть. Межличностные отношения и их характер оказывают наиболее значительное влияние на становление личности подростка, а в частности, на становление его самосознания и самоощущения, как ядра личности.
Введение

Актуальность темы. В структуре психики человека личность занимает ключевое положение, и в то же время, является наименее изученной ее областью. Остается множество вопросов о развитии личности и факторах, влияющих на данный процесс. Важнейший компонент личности человека - его самосознание. В психологической литературе показано, что являясь “ядром личности”, самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. Проблемой самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Этой проблеме посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Э.Эриксона, Ч.Кули, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых. Подростковый возраст представляет особый этап развития в личности ребенка. Представления современного подростка об окружающем мире, осознание себя и своего положения в социальном окружении формируются в сложных условиях общества XXI века. Изучение особенностей личности подростков актуально для современного общества в психологическом, педагогическом и социальном отношении. Для того чтобы понять механизмы формирования поведения подростков, необходимо исследовать специфику формирования их самосознания. Под самосознанием в психологии понимают совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Возрастные и индивидуальные особенности подростков всегда находят свое отражение в становлении самосознания. Самосознание выступает как структура, определяющая личность и ее развитие. Вот почему так важно и актуально на сегодняшний день понять, какие же факторы способствуют развитию самосознания современных подростков, и создать такие условия, чтобы подростки приобщались к нравственным ценностям общества. Изучению проблем подросткового возраста посвящены многие исследования таких известных психологов, как Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, Л.М.Фридмана, В.А.Аверина, Х.Ремшмидта, Ф.Райса, В.Г.Казанской и ряда других. Л.С. Выготский считал развитие самосознания основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного “Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте. Этот период считается критическим или даже периодом возникновения самосознания во всей его целостности. Согласно С.Л. Рубинштейну, процесс формирования самосознания протекает от наивного неведения в отношении самого себя ко все более глубокому самопознанию, соединяющемуся со все более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для подростков все более переносится к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом. Самоощущене отражает эмоциональный компонент самосознания, переживания личности по поводу себя, своих действий и отношений с окружающими. Т.к. в подростковом возрасте формируется самосознание в целом, его эмоциональный компонент также заслуживает внимания со стороны исследователей. При этом в подростковом возрасте социальная ситуация ребенка включает в себя в качестве основного компонента группу сверстников. Группа сверстников играет важнейшую роль в становлении личности подростка, в частности в формировании его самосознания. Проблема исследования связанна с вопросами подросткового периода, который очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В самооценке подростка происходят следующие преобразования: углубляется содержательный аспект его самооценки и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества, влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы. Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. Изучение особенностей самосознания в подростковом возрасте и влияния социального статуса на самосознание и самоощущение подростков является важным направлением психолого-педагогических исследований, этим объясняется актуальность темы данного исследования. Объектом исследования является самосознание и самоощущение учащихся подросткового возраста. Предметом данного исследования является процесс влияния социального статуса на самосознание, самоощущение учащихся в подростковом возрасте. Гипотеза исследования состоит в предположении, что уровень развития самосознания и самоощущения учащихся подросткового возраста будет зависеть от их социального статуса, а именно: у учащихся подросткового возраста, имеющих более высокий уровень социального статуса, будем ожидать более высокий уровень развития самосознания и самоощущения, чем у учащихся подросткового возраста, имеющих более низкий уровень социального статуса. Цель настоящей работы заключается в исследовании влияния социального статуса на особенности самосознания и самоощущения учащихся подросткового возраста. В ходе исследования решались следующие задачи: 1. Создать теоретический обзор проблемы влияния социального статуса на самосознание и самоощущение учащихся подросткового возраста. 2. Создать экспериментальный план практического исследования влияния социального статуса на самосознание и самоощущение подростков. 3. Провести исследование социального статуса испытуемых. 4. Провести исследование особенностей самосознания и самоощущения подростков. 5. Провести эмпирическое исследование зависимости самосознания и самоощущения подростов от социального статуса. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ, обобщение, сравнение, классификация. 2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение 3. Обработка результатов исследования. Методологическая основа исследования: Для проведения исследовательской работы использовалась «Социометрическая методика» и « Тест опросник самоотношения (ОСО)» Научная новизна: состоит в анализе и обобщении теоретических, технологических и концептуальных основ изучения особенностей самосознания в подростковом возрасте и влияния социального статуса на самосознание и самоощущение подростков, а также аспектов, формирования у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности Теоретическая значимость исследования. В квалификационной работе систематизирован теоретический материал по проблеме изучения особенностей самосознания в подростковом возрасте и влияния социального статуса на самосознание и самоощущение подростков. Практическая значимость исследования. Результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы родителями и воспитателями для развития самосознания в подростковом возрасте. База исследования: в исследовании принимали участие 41 учащийся подросткового возраста (14 - 15 лет). Работа была выполнена на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №11" имени Ш.С.Абрамова городского округа" город Дербент"городского округа « город Дербент» Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА НА САМОСОЗНАНИЕ И САМООЩУЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА….….8 1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста………..8 1.2 Межличностные отношения в подростковом возрасте………………………15 1.3 Самосознание и самоощущение в подростковом возрасте………………….20 1.4 Взаимосвязь самоощущения и самосознания и социального статуса личности в подростковом возрасте…………………………..……………………31 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА НА САМОСОЗНАНИЕ И САМООЩУЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА……36 2.1 Программа исследования………………………………………………………36 2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………………41 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..…….55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………58
Список литературы

1. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. М., 1998. С. 125-138. 2. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Юнити, 2004. 245с. 3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Спб.: Питер, 2009. 400 с. 4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с. 5. Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В. Интересы и потребности современных детей и подростков. СПб.: Каро, 2007. 144 с. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2008. 671 с. 7. Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. М: Бахрах-М. 2004. 144c. 8. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: “Дом педагогики”, 1996. 208 с. 9. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. СПб.: Питер, 2006. 240 с. 10. Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991. 174 с. 11. Крайг Г. Психология развития. Спб.: Питер, 2008. 939 с. 12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Творческий центр, 2001. 237 с. 13. Лишин О.В. Подросток в эпоху перемен. / Мир психологии. М. - Воронеж, 2007. № 4. С. 11-26. 14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смымл, 2005. 352 с. 15. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер-Пресс, 2007. 793 с. 16. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. 582 с. 17. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. М.: АКАДЕМИЯ, 2002. 624 с. 18. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2002. 464 с. 19. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2008. 640 с. 20. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: «Академия», 2000. 196 с. 21. Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной. 4-е изд. Спб.: Питер, 2004. 592 с. 22. Прихожан А.Н. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2001. 368 с. 23. Психология подростка /Под ред. А.А.Реана. Спб: «прайм-Еврознак», 2003. 480 с. 24. Психология подростка: полное руководство /Под ред. А.А.Реана. Спб.: Прайм-Еврознак. 2008. 512 с. 25. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 550 с. 26. Ратанова Т.А. Методы изучения и психодиагностика личности /Т.А.Ратанова, Л.И.Золотарева, И.Ф.Шляхта. М.: Изд-во МГОПУ, 1997. 219 с. 27. Реан А. А. Психология детства. Спб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. 368 с. 28. Самосознание проблемных подростков / под ред. Н. Л. Белопольской. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. 330 с. 29. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М.: Айрис-пресс, 2006. 256 с. 30. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Тест опросник самоотношения / В.В. Столин, С.Р. Пантилеев. // Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. Минск, 1989. С.87-94. 31. Темина С.Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции. М.: МОДЭК, 2001. 112 с. 32. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. СПб.: Речь, 2006. 192 с. 33. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. с. 368. 34. Хухлаева О.В. Психология подростка. 2-е изд.,испр. М.: Академия, 2005. 160 с. 35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 2008. 606 с. 36. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Вопросы психологии. 2002. С. 228-239. 37. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА НА САМОСОЗНАНИЕ И САМООЩУЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста самоощущение самосознание личность подростковый Одним из основных критических периодов в жизни любого человека является подростковый период. Подростковый возраст является переходным и, по мнению Л.С.Выготского, включает в себя два ряда процессов. Натуральный ряд характеризуется процессами биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд - процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова [6, С. 329]. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не параллельны. Во-первых, различны темпы физического и психологического развития. Один мальчик в 14-15 лет может выглядеть уже почти взрослым, а другой - еще совсем ребенком. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило. Во-вторых, существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время. Еще больше вариаций в психике: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других - еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg