Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ситуация на современном мировом и национальном рынке нуждается в более пристальном внимании к функционированию Фонда национального благосостояния Российской Федерации. С одной стороны его активы выступают в качестве финансового резерва внутренней экономики, с другой, фонд является важным участником международной финансовой системы. Часто использование накоплений Фонда является действенной антикризисной мерой для восполнения бюджетного дефицита, стабилизации финансовых рынков, поддержания необходимой ликвидности кредитной системы и удержания на потребительского спроса и лояльности населения на нужном уровне.
Независимые фонды представляются результативным рычагом государственного воздействия на внутреннюю экономическую обстановку больше чем в 50 странах мира. Ориентация на сырьевую экономику в Российской Федерации также обуславливает благородную несамостоятельность федерального бюджета от конъюнктурных доходов. Поэтому вопросы эффективного управления средствами Фонда национального благосостояния завоевывают всегда большущую важность. Ключевым моментом является то, что природные ресурсы исчерпаемы и невозобновляемы, а несамостоятельность российской экономики от них постоянно растет. Это значительно ограничивает экономическое развитие страны.
Для обеспечения сбалансированности федерального бюджета при падении стоимостей на нефть, и для обеспечения связывания излишней долларовой ликвидности в России действует ресурс национального благосостояния. По достоверным сведениям Минфина России на начало 2021 года объем ФНБ составил 13 898 521,8 млн. рублей или 12,0% ВВП страны .
Несмотря на стабильно прогрессирующий резерв, есть основания полагать, что функционирование и перспективы развития Фонда национального благосостояния характеризуются низкой отдачей. Это происходит вследствие консервативного, нуждающегося в корректировке инвестиционного подхода и отсутствия четкой системы критериев оценки эффективности управления. Без грамотной, экономически обоснованной инвестиционной стратегии риски снижения эффективности государственного финансового регулирования национальной экономикой значительно возрастают. В связи с этим тема изучения сущности методологических основ управления Фондом национального благосостояния является актуальной.
Целью данной работы является изучение социально-экономической сущности Фонда национального благосостояния, выявление особенностей в механизме управления средствами ФНБ и поиск путей его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить понятие и социально-экономическую значимость Фонда национального благосостояния, его функции и задачи.
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую управление Фондом национального благосостояния.
3. Освоить методические основы оценки эффективности деятельности Фонда национального благосостояния и механизма его управления.
4. Определить источники аналитической информации о формировании, размещении и использовании средств Фонда национального благосостояния.
5. Проанализировать генезис развития управления средствами Фонда национального благосостояния.
6. Оценить эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния.
7. Обосновать потребность улучшения управления Фондом национального благосостояния.
8. Изучить перспективы развития, возможные направления роста прибыли и рентабельности деятельности Фонда национального благосостояния ста.
9. Разработать рекомендации по совершенствованию эффективности размещения и управления денежными активами фонда для обеспечения устойчивого экономического роста.
Предметом исследования является Фонд национального благосостояния Российской Федерации (далее ФНБ).
Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе формирования и управления средствами ФНБ. Для написания данной выпускной квалифицированной работы использована современная финансовую литература, интернет-ресурсы, нормативно-правовые акты.
В методологической базе исследования лежат принципы диалектического познания. В ходе исследования были использованы общенаучные технологии и приемы познания, в частности, аналитические, математические, статистические методы и употребляемые программные продукты, метод сравнения, метод моделирования, метод индукции и дедукции.
В качестве теоретической основы использованы итоги основательных и практических исследований, напечатанных в научно-практических статьях.
В качестве эмпирической базы исследования использовалась информация из аналитических обзоров и материалов МВФ, центральных банков, со страниц интернет сайтов, посвященных деятельности Фонда национального благосостояния.
Базой данных статистических и вероятностных расчетов явились данные, размещенные на служебных сайтах Федерального казначейства, Министерства финансов Российской Федерации, Банка России
За последние годы был опубликован ряд работ, посвященных исследованию ФНБ, вопросам управления и использования его средств. Это статьи таких авторов, как В.А. Васин, М.А. Абрамова, Л.М. Архипцева, С.Ю. Витте, А.П. Вавилов, Ю.М. Воронин, Е.Т. Гайдар, М.В. Данилина, Е.А. Ермакова, М.Ю. Копейкин, А.Ю. Кнобель, Е.В. Лебединская, О.В. Павлюкова, Е.М. Петрикова, А.В. Розанов, Б.Б. Рубцовым, В.К. Сенчаговым, А.Н. Сухарев, А.Б. Фельдманом, М.Г. Бароновской, П.А. Казакевича, А.В. Левченко и т.д. Основной акцент в этих работах делался на изучение вопросов управления процессом инвестирования (размещения) средств Фонда национального благосостояния, выбора приоритетного направления инвестирования, изменения требований к инвестиционным активам с целью повышения доходности, ликвидности и сохранности инвестиций.
Структура и объем исследования взаимосвязаны, логично последовательны и соответствуют теме, целям и задачам работы.