В начале XIX века произошел стремительный взлет в культурном раз-витии России. Русская художественная культура первой трети XIX века складывалась в период общественного подъема, связанного с героиче-скими событиями Отечественной войны 1812 года и развитием антикре-постнических и вольнолюбивых идей преддекабристского периода. В это время достигли блистательного расцвета все виды изобразительного ис-кусства. Именно в это время русские художники, скульпторы и архитек-торы достигли высочайшего мастерства, что позволило им встать в один ряд с величайшими мастерами европейского искусства. М. Горький пи-сал: «В области искусства, в творчестве сердца, русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрас-ную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, кото-рой восхищается весь мир… Гигант Пушкин – величайшая гордость наша…, а рядом с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюллов».
Ведущим стилем изобразительного искусства в конце XVIII – начале XIX века явился классицизм. За идеальный образец классицизма прини-малось наследие античных искусств – древнегреческого и древнеримско-го. Основная тема классицизма – торжество нравственных идеалов, граж-данский долг.
Уже с начала XIX века классицизм обогащается новыми чертами, его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, историче-ской живописи, отчасти в скульптуре. Восприятие античной культуры стало более историчным, чем в XVIII веке, более демократичным. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтическое направ-ление и начинает формироваться новый реалистический метод. Класси-цизм в соответствии с романтическими тенденциями создает образы приподнято-одухотворенные, эмоционально-возвышенные. Однако об-ращение к живому непосредственному восприятию природы и разруше-ние системы так называемых высоких и низких жанров уже противоре-чило академической эстетике, опиравшейся на классицистические кано-ны. Именно романтическое направление русского искусства первой трети XIX века подготовило развитие реализма в следующие десятилетия, так как оно сближало художников-романтиков с действительностью, с про-стой реальной жизнью. Во второй трети XIX века искусство во многом утрачивает прогрессивные черты (в связи с усилением правительственной реакции) и классицизм в сущности исчерпывает себя, уступая дорогу ре-ализму.
«Академия художеств считалась оплотом классицизма, требовавшая обязательного следования строгим канонам и поощрявшая написание картин на исторические, библейские и мифологические сюжеты. Не слу-чайно в истории русской живописи классицизм часто именуется «акаде-мизмом». Академия, являясь в первой половине XIX века центром худо-жественной жизни в России, выпустила из своих стен блестящую плеяду национальных архитекторов, скульпторов и живописцев, оставивших неизгладимый след в истории русского искусства».
Одно из первых мест в ряду выдающихся деятелей русского искусства конца 1820-1850-х годов занимает Карл Павлович Брюллов. Он оказался на вершине того подъема художественной культуры, который характери-зовал Россию в первой половине XIX века. Успеху Брюллова способ-ствовали все свойства его богато одаренной натуры: яркий талант, огромный живописный темперамент, разносторонность интересов и не-зависимость идейных взглядов.
Говоря об актуальности, стоит отметить, что Брюллов оказал огромное влияние на развитие русского искусства; «...он открыл для русской шко-лы совершенно новый путь, придав предметам живописи значение об-ширнейшее, которое до него они не имели... Ни об одном из русских художников нет такого количества воспоминаний. Его живая и часто очень умная речь, его независимые поступки, его язвительность и одино-чество, его человечный и в чем-то трагический образ остался в памяти людей, знавших его. Брюллов был человеком, служившим Искусству, а не своему успеху. Он действительно умел уходить в работу целиком, за-бывая обо всем. Век двадцатый был беспощаден к художнику, его высме-ивали мирискусники, он стал символом всего отжившего для авангарда, но на исходе столетия, люди отвыкшие от музеев в своей повседневной суете, забыв о более важных для жизни вещах, становились в очередь за билетом на персональную выставку, посвященную двухсотлетию Карла Брюллова, и это был новый триумф автора «Последнего дня Помпеи», триумф вполне заслуженный. Его картины разошлись по миру и хранятся не только в лучших музеях нашей страны, но и в коллекциях Италии и Америки.
Цель: изучить два направления классицизм и романтизм в творчестве Карла Брюллова.
Задачи: в первой части познакомимся с особенностями классицизма в русской живописи. Это поможет более четко представить тему работы. Далее перейдем к итальянскому периоду творчества художника.
Во второй части рассмотрим переход от классицизма к романтизму и коснемся зрелого периода Карла Брюллова.
Теоретическая база исследования: При написании курсовой работы ис-пользовались труды следующих авторов: М.М. Раковой, Н. Майоровой и Г. Скокова, А. Бенуа, М. Аленова, Н.И. Яковкиной, Э. Ацаркиной и др.