Глава 1. Общие положения об учёте расчетов по налогам и сборам
Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами (по сборам и налогам) осуществляется в рамках взаимоотношений между коммерческой организацией с государственной налоговой системой.
Налоговая система является системой налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке.
Порядок взимания налогов и сборов и их установление регулируется налоговым законодательством Российской Федерации, основой которого является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В Российской Федерации устанавливаются федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы), а также местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы признаются в порядке, установленном налоговым кодексом Российской Федерации, и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональные налоги и сборы признаются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, издаваемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате. на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Местные налоги и сборы признаются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, опубликованными в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательными для исполнения. оплата на территориях соответствующих муниципальных образований.
Общая схема бухгалтерского учета налогов:
• при возникновении объекта обложения налогом делается проводка по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и дебету счетов тех источников, за счет которых возмещаются налоги - себестоимость продукции - 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу" и т.д.; уменьшение выручки от продаж счет 90 "Продажи", субсчет "НДС", финансовых результатов - счет 99 "Прибыли и убытки" и т.д. Источник, за счет которого возмещаются те или иные налоги, указывается в соответствующих законодательных или нормативных актах (законах, и инструкциях МНС России);
• при уплате налога дебетуется счет 68 и кредитуются счета учета денежных средств - 51 "Расчетные счета", 52 "Валютный счет" (в тех случаях, когда налоговым законодательством разрешается или допускается уплата налогов в валюте), 55 "Специальные счета в банках" - при уплате налогов со специальных счетов в банках (при недостаточности средств на расчетных счетах). При определенных условиях налоги и сборы могут уплачиваться и наличными средствами (бухгалтерская проводка: дебет счета 68 кредит счета 50 "Касса").
Расходы организаций по уплате земельного налога относятся на стоимость продукции (работ, услуг) (дебет по счету 26, кредит «Общехозяйственные расходы» по счету 68).
Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет части оставшейся прибыли после уплаты налога на прибыль (доход) (дебет счета 99, кредитный счет «Прибыли и убытки» 68).
Основные налоги и сборы, уплачиваемые большинством организаций, включают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество, единый социальный налог (налог).?
Глава 2. 2. Система налогов и сборов и особенности их учета
2.1 Учет расчетов по федеральным налогам и сборам
Налог на добавленную стоимость
Важнейшим из косвенных налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость. Налогообложение добавленной стоимости обеспечивает более 45% поступлений в бюджет.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - это форма уплаты в бюджет добавленной стоимости, созданной на всех этапах производства и обращения.
Налог на добавленную стоимость указан в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все организации и индивидуальные покупатели, которые в соответствии со ст. 144 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат обязательной регистрации в налоговой инспекции.
Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 03.07.2002 № БГ-3-03/338, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, уплачивающие налоги ежеквартально, подают налоговую декларацию не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
НДС взимается по следующим ставкам на 2020 год:
• 0% - применяется при экспорте, международных перевозках и других операциях, перечисленных в п. 1 ст. 164 НК РФ;
• 10% - ставка, по которой налог начисляется при ввозе и реализации отдельных товаров, а также при реализации отдельных услуг;
• 20 % - общая ставка, которая применяется к большинству операций (п. 3 ст. 164 НК РФ).
В бухгалтерском учете по НДС делаются следующие записи.
По операциям, связанным с продажей товаров, продукции, работ и услуг, а также прочего имущества:
Д-т сч. 90 К-т сч. 68 - на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг;
Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи основных средств, нематериальных и прочих активов, а также от их безвозмездной передачи.
При определении для целей налогообложения выручки от продаж товаров, продукции, работ и услуг, а также иного имущества по оплате обязательства по НДС перед бюджетом учитываются в следующем порядке:
• Д-т сч. 90, 91 К-т сч. 76 - отражена задолженность по НДС от стоимости проданной продукции, товаров и передаваемого имущества в неоплаченной их части;
• Д-т сч. 76 К-т сч. 68 - отражена задолженность бюджету по НДС по поступлении денежных средств в оплату отгруженных объектов сделки.
По прочим операциям:
• Д-т сч. 62 К-т сч. 68 - начислен НДС от суммы авансов полученных;
• Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - уменьшена сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, на суммы, уплаченные ранее по материальным ценностям, работам и услугам;
• Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - уменьшен налог, подлежащий перечислению, на суммы НДС, уплаченные на таможне по материальным ценностям, полученным по импорту;
• Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - уменьшен налог, подлежащий перечислению, на суммы НДС по материальным ценностям, в оплату которых передан вексель по индоссаменту;
• Д-т сч. 68 К-т сч. 62 - восстановлена сумма аванса по продаже продукции, работ и услуг в счет полученного аванса;
• Д-т сч. 91 К-т сч. 19 - списан НДС, уплаченный по лимитированным расходам (подготовка кадров, командировочные расходы, реклама), отнесенным на себестоимость продукции (работ, услуг), сверх установленного лимита.
Акцизы
Как и налог на добавленную стоимость, акцизные сборы - это косвенный налог, который увеличивает цену продукта и, следовательно, оплачивается потребителем. Однако, если налог на добавленную стоимость взимается с части стоимости товаров, акцизный сбор взимается со всей стоимости товаров, включая материальные затраты.
Акцизами облагаются высокодоходные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет выводить полученную их производителями сверхприбыль в доход государства.
Порядок учета для исчисления акцизов определяется главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 179 п. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, организации или иные лица признаются плательщиками акциза, если они совершают налогооблагаемые операции в соответствии с главой 22 «Акциз» Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту нахождения, а также по месту нахождения каждого из своих обособленных подразделений налоговую декларацию о фактической реализации ими подакцизных товаров, осуществленной ими за налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а при осуществлении деятельности по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, по форме, утвержденной Приказом МНСРФ от 04.01.2002 № БГ-3-03/3 (с изм. от 16.07.2002). При заполнении декларации следует руководствоваться Инструкцией утвержденной Приказом МНС РФ от 04.02.2002 № БГ-3-03/51.
Организации уплачивают акцизы на отдельные виды производимых и реализуемых ими товаров в соответствии с их перечнем, установленным законом. Порядок исчисления и уплаты акцизов регулируется налоговым законодательством. В этом случае производятся следующие бухгалтерские проводки:
• а) Д-т сч. 90 К-т сч. 68 - на сумму акцизов по товарам, проданным на сторону
• или
• Д-т сч. 90 К-т сч. 76 - на сумму акцизов по товарам, проданным на сторону, в части неоплаченной выручки при ее определении для целей налогообложения по оплате;
• б) Д-т сч. 20 К-т сч. 68 - на сумму акцизов по товарам, использованным в собственном производстве;
• в) Д-т сч. 68 К-т сч. 51, 52 - перечислена задолженность в бюджет
• или
• Д-т сч. 97 К-т сч. 51 - перечислена сумма акцизов в бюджет авансом;
• Д-т сч. 68 К-т сч. 97 - списан аванс по продаже подакцизных товаров;
• г) Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - отражены акцизы, уплаченные по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров;
• д) Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - зачет акцизов по мере списания на производство подакцизных товаров.
Таможенная пошлина
В бухгалтерском учете делаются следующие записи.
А. По экспорту товаров
Д-т сч. 44 и др. К-т сч. 68 - отражена задолженность бюджету по таможенной пошлине на дату представления грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению;
Д-т сч. 68 К-т сч. 51, 52 - погашена задолженность.
Б. По импорту товаров
Д-т сч. 07, 10, 41 К-т сч. 68 - отражена задолженность бюджету по таможенной пошлине на дату представления грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению;
Д-т сч. 68 К-т сч. 51, 52 - погашена задолженность.
Налог на добычу полезных ископаемых
Предметом налогообложения является стоимость реализованного сырья и продукции, полученной из полезных ископаемых. Бухгалтерские проводки производятся по следующим счетам:
• Д-т сч. 20, 23, 25 К-т сч. 68 - отражена задолженность по платежам в бюджет;
• Д-т сч. 68 К-т сч. 51, 52 - перечислена задолженность в бюджет.
Налог на прибыль
Плательщиками корпоративного подоходного налога (далее в данной главе - налогоплательщики) являются:
• российские организации;
• иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доход из источников в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Для целей данной главы прибыль признается:
• для российских организаций - полученные доходы за вычетом суммы понесенных расходов, определенной в соответствии с настоящей главой;
• для иностранных организаций, действующих на территории Российской Федерации в составе постоянных представительств, - доход, полученный от этих постоянных представительств, за вычетом суммы расходов, понесенных этими постоянными представительствами, как определено в соответствии с настоящей главой;
• для других иностранных организаций - доходы, полученные из источников в Российской Федерации. Доход этих налогоплательщиков определяется в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса.
По учету налога на прибыль делаются следующие бухгалтерские записи:
• Д-т сч. 99 К-т сч. 68 - на сумму налога, причитающегося по расчету к уплате в бюджет;
• Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - на сумму налога с безвозмездно полученного имущества и денежных средств;
• Д-т сч. 68 К-т сч. 51, 52 - перечислены денежные средства в погашение задолженности;
• Д-т сч. 84 К-т сч. 75 - отражены суммы дивидендов, начисленных юридическим и физическим лицам, не являющимся работниками организации;
• Д-т сч. 75 К-т сч. 68 - отражена задолженность бюджету по налогу на прибыль по ставке 15%, за исключением суммы дивидендов по акциям, принадлежащим государству;
• Д-т сч. 75 К-т сч. 70 - отражена начисленная сумма дивидендов физическим лицам - работникам организации;
• Д-т сч. 70 К-т сч. 68 - отражена задолженность бюджету по налогу на доходы физических лиц;
• Д-т сч. 75 К-т сч. 51 - перечислены дивиденды акционерам - юридическим и физическим лицам - не работникам организации.
Налог на доходы физических лиц
Плательщиками НДФЛ признаются лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также лица, получающие доход из источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (далее - налогоплательщики).
Объектом налогообложения являются доходы, полученные налогоплательщиками:
• из источников в Российской Федерации и (или) из источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
• из источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При расчете налога по месту выплаты заработной платы работникам (одновременно с начислением заработной платы) в организации производится регистрация по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по заработной плате» и зачислению счета 68 «Расчет сборов и комиссий». При переводе налога в бухгалтерский учет счет 68 дебетуется по счетам денежных средств.
Налог на операции с ценными бумагами
Делаются следующие бухгалтерские записи:
• Д-т сч. 04 К-т сч. 68 - начислен налог в инвестиционных фондах и страховых компаниях при первоначальной эмиссии ценных бумаг;
• Д-т сч. 26 К-т сч. 68 - начислен налог в инвестиционных фондах и страховых компаниях при увеличении размеров уставного капитала;
• Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - начислен налог в организациях других организационно - правовых форм;
• Д-т сч. 68 К-т сч. 51 - перечислен налог в бюджет.
Платежи за пользование природными ресурсами и за выбросы и сбросы загрязняющих веществ
Делаются следующие бухгалтерские записи:
• Д-т сч. 08 К-т сч. 68 - начислен налог по работам капитального характера;
• Д-т сч. 20, 23 и др. К-т сч. 68 - начислен налог в пределах лимитов по обычным видам и предметам деятельности организации;
• Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - начислен налог сверх лимитов;
• Д-т сч. 68 К-т сч. 51 - перечислены платежи в бюджет.
2.2 Учет региональных налогов и сборов
Налог на пользователей автодорог
Делаются следующие бухгалтерские записи:
• Д-т сч. 20, 23, 44 и др. К-т сч. 68 - начислена задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог;
• Д-т сч. 68 К-т сч. 51 - перечислен налог в бюджет.
Налог с пользователей дорог в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1759-1 (с изменениями от 25 июля 2002 г.) «Плата за проезд в Российской Федерации» уплачивают компании, организации, учреждения и предприниматели, юридические лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе компании с иностранными инвестициями, базирующиеся на территории Российской Федерации, ассоциации и международные организации, ведущие хозяйственную деятельность в рамках постоянных представительств, иностранные юридические лица; Филиалы и аналогичные подразделения компаний, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и результаты.
Ставка налога для участников дорожного движения определяется как:
- 1% от суммы, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
- 1% разницы между продажной и покупной ценами на товары, проданные в результате закупочной, сбытовой и маркетинговой деятельности.
Налог рассчитывается отдельно для каждого вида деятельности, за исключением налога с продаж, налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных пошлин.
Сумма налога полностью зачисляется в Территориальный дорожный фонд для целевого финансирования.
Налогоплательщики уплачивают налог ежемесячно по результатам реализации продукции (работ, услуг) и реализации товаров за предыдущий месяц до 15 числа следующего месяца. Налогоплательщики, имевшие по данным отчетности предыдущего квартала среднемесячный платеж не более 2000 рублей, а также малые предприятия (юридические лица), не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Упрощенная система налогообложения, учета и декларирования для малых предприятий», налог уплачивается один раз в квартал по декларациям, представленным в течение 5 дней со дня представление декларации за квартал и до 10 дней после истечения годичного срока подачи декларации.
Налог на имущество организаций
Делаются следующие бухгалтерские записи:
• а) Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - начислен налог по расчету на отчетную дату;
• б) Д-т сч. 68 К-т сч. 51 - перечислен налог в бюджет.
Размер этого налога не играет значительной роли в общем объеме государственных доходов, но занимает центральное место в системе налога на имущество в России. Налоговые поступления от собственности организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в настоящее время составляют около 5% от общих налоговых поступлений.
Плательщиками налога на имущество в соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.91 № 2030-1 «О налоге на имущество организаций» являются предприятия, учреждения и организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации считаются юридическими лицами. Российская Федерация. Российская Федерация, иностранные юридические лица, а также дочерние и иные юридические лица аналогичных подразделений, имеющие отдельный баланс и текущий (текущий) счет.
Остаточная стоимость основных средств, нематериальных активов, запасов и расходов на балансе налогоплательщика определена как объект налогообложения капитала компаний Законом № 2030-1. Параллельно для целей налогообложения определялось его среднегодовое значение.
Налог отнесен законодательством к числу региональных налогов и равными долями.
В соответствии со статьей 7 Закона № 2030-1, сумма налога на имущество рассчитывается и уплачивается на баланс ежеквартально по методу начисления, а перерасчет производится в конце года. Сумма налога уплачивается в качестве обязательного платежа в бюджет и относится к финансовым результатам бизнеса.
Расчеты по налогам и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период представляются предприятиями в налоговые органы в головном офисе организации и ее обособленных подразделениях вместе с бухгалтерской отчетностью ежеквартально - в течение 5 дней с даты сдача ежеквартального отчета по годовым расчетам - в течение 10 дней со дня подачи годового отчета.
2.3 Учет местных налогов и сборов
Земельный налог
Делаются следующие бухгалтерские записи:
• Д-т сч. 20, 23 и др. К-т сч. 68 - начислен налог;
• Д-т сч. 68 К-т сч. 51 - перечислен налог в бюджет.
Налог на рекламу
Делаются следующие бухгалтерские записи:
• Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - начислен налог;
• Д-т сч. 68 К-т сч. 51 - перечислен налог в бюджет.
2.4 Учет расчетов по единому социальному налогу
Расчет единых выплат (взносов) общественных организаций по отчислениям в государственные фонды (внебюджетные), а также выплат работникам по причитающимся им выплатам из фонда социального страхования осуществляется на счете 69 «Взносы в социальное страхование и социальное страхование». Начисление и уплата единого социального налога в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования осуществляются организациями в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 24) и Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденными Приказом МНС России от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/465.
Этот счет имеет субсчета:
69-1 «Расчеты по пенсионному страхованию»;
69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;
69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию»;
69-4 «Взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний».
На счет 69 зачисляется сумма выплат по социальному страхованию и обеспечению сотрудников, подлежащая перечислению в соответствующие фонды, в корреспонденции со счетами, отражающими расчет вознаграждения в виде взносов, производимых за счет организация.
Налогоплательщиками являются организации, в том числе организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Объектами обложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, накопленные работодателем в пользу работников на всех их базах, исчисляемые после окончания месяца методом начисления за год.
При этом, в частности, в доход (налоговую базу) не включаются следующие платежи:
• государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законом;
• все виды компенсаций, предусмотренных законом, в том числе связанные с увольнением работников, включая компенсацию за неиспользованный отпуск; возмещение командировочных расходов и стоимости переезда в другое место (в размере и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации);суммы единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств, квалифицированных как таковые в решениях соответствующих государственных органов.
По кредиту счета 69 отражается сумма отчислений, подлежащих уплате в внебалансовые государственные фонды, соответствующая списанию соответствующих счетов, на которых учитываются затраты на оплату труда, в частности:
08 "Вложения во внеоборотные активы" - работников, занятых капитальным строительством, выполненным хозяйственным способом;
20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и др. - работников, занятых в основном и вспомогательных производствах, а также управлением;
70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - в части платежей, производимых за счет работников организации;
91 "Прочие доходы и расходы" - в части выплат социального характера, производимых за счет прибыли, а также сумм пени за несвоевременный взнос платежей.
К списанию счета 69 «Социальное обеспечение и расчеты по страхованию» относятся, в частности, средства, перечисленные в государственные фонды (внебюджетные) или использованные в установленном порядке социального страхования, в соответствии с зачислением на счета:
51 "Расчетные счета" - перечисление взносов в пользу государственных (внебюджетных) фондов;
50 "Касса", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности, на детей, оплату путевок на санаторно - курортное лечение и отдых работников и членов их семей и др.
Не подлежат налогообложению:
• пособие по беременности и родам;
• единовременное пособие женщинам, поступившим в медицинские учреждения на ранних сроках беременности;
• единовременное пособие на рождение ребенка;
• ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком полутора лет;
• пособие на усыновление ребенка;
• оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами;
• пособие на погребение.