Глава I. Теоретические аспекты развития поисковой деятельности старших дошкольников посредством квест-игр.
1.1. Сущность понятия поисковой активности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
Проблема формирования и развития поисковой активности волновала многих учёных прошлого, которые стремились раскрывать основные приёмы процесса развития познавательной активности детей. Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка.
Деятельность дошкольника существенно зависит от внешних и внутренних условий присвоения им опыта, накопленного человечеством. Педагог, создавая эти условия, раскрывает перед детьми средства и способы познания мира, формирует основы личностной культуры, в том числе культуры познания. При этом степень проявления активности как личностного качества ребенка зависит от характера и содержания деятельности и выполнения функций ребенка в этом процессе.
К старшим дошкольникам относят детей в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. «В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе»
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной деятельности, которая состоит из 3-х компонентов:
1. познавательные процессы восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира). Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.
Именно подобную субъективную позицию ребенка обеспечивает поисковая деятельность. Возможности и преимущества использования поисковой деятельности в работе с дошкольниками выделены в ряде исследований (Н.И. Апполонова, О.В. Афанасьева, JI.A. Венгер, Д.И. Воробьева, З.А. Грачева, М.Н. Емельянова, О.Л. Князева, Т.А. Куликова, А.Р. Лурия, Л.М. Маневцова, А.К. Матвеева, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, Н.К. Постникова, А.И. Савенков, H.A. Семенова и др.).
Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятие детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ, и выдвигаются предположения, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.
Вместе с тем в практике дошкольных учреждений недостаточно учитываются особенности и дидактический потенциал поисковой деятельности дошкольников в формировании познавательной активности. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельной) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации. Однако общий уровень поисковой деятельности, обеспечивающий максимальное проявление познавательной активности, определяется именно уровнем ее организации, смысловой направленностью, выбором объекта и содержания (О.Л. Князева, А.Н. Поддьяков, O.K. Тихомиров и др.).
Во многих исследованиях содержанием поисковой деятельности ребенка являются различные объекты: природные явления (А.И.Иванова, Т.А.Куликова, Л.М.Маневцова, Н.К.Постникова), математические понятия (Н.Е.Веракса, Т.И.Ерофеева и др.), физические категории (Н.В.Абакелия, И.С.Фрейдкин), материал конструктивной деятельности (Л.А. Парамонова, Г.В. Уродовских), художественные тексты (Е.Д. Бодрова), географические объекты (В.И. Каразану), дидактические игры и игрушки (Д.В. Цихвинская) и др.
И в нашей работе мы решили рассмотреть эффективность формирования поисковой активности старших дошкольников с точки зрения игры, в частности – квест-игр, направленных на повышение у дошкольников мотивации к обучению и, тем самым, решению ряда образовательных задач.
Реализация образовательных задач дошкольного учреждения вполне возможна в формате квест-игры. В последние несколько лет все более и более популярными становятсяприключенческие, игровые квесты-занятия, актуальные в контексте ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции детей в процессе решения игровых поисковых задач.
Квест-игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи направлений развития и образования ребенка. А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности.
И. Н. Сокол рассматривает квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
Л.Ю. Лосева отмечает, что квест-игру дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.
В образовательном процессе квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи, поставленные педагогом. Это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность каждого участника.
М.А. Бондарь отмечает, что квест – это командная игра, для которой нужна сильная координация действий всех игроков, от успешного взаимодействия которых зависит результат деятельности. Участники игры должны быстро адаптироваться в новых условиях, принимать решения в самых неожиданных ситуациях.
Таким образом, в последние несколько лет все более и более популярными становятся приключенческие, игровые «квесты». Тщательно организованные квест-игры актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
1.2. Типология квест-игр как средства развития поисковой активности у старшего дошкольника и технология их проведения.
Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче.
А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Как отмечают М.Н. Кичерова и Г.З. Ефимова, «квест (от английского quest - поиск, игра-загадка) – специфическая форма игровой деятельности, которая требует от участников поиска решения поставленных задач».
Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия. Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит соединение разнообразных видов детской деятельности (Приложение 1).
Квест как форма обучения детей в ДОО способствует развитию деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Существует несколько основополагающих принципов квеста для детей дошкольного возраста:
-доступность – все вопросы и задания соответствуют возрасту;
-системность – задания логически связаны друг с другом;
- эмоциональная окрашенность заданий;
-время на выполнения заданий, чтобы дети не потеряли интерес;
-разнообразие видов активности;
-наличие четко сформулированной цели и видимого конечного результата.
При подготовке квест-игры для детей старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться 3х основных правил:
1) игры должны быть безопасными;
2) вопросы и задания должны соответствовать возрасту;
3) споры и конфликты надо решать только мирным путём.
Важно отметить, что квест – это универсальная игровая технология, включающая соревновательные механизмы, повышает качество выполнения заданий, дает возможность самостоятельно осваивать новые знания, позволяет за короткое время вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса в решении образовательных задач в игровой и занимательной форме.
Помимо прочего, существует целая методология проведения квестов:
1. Словесные методы (чтение сказки педагогом, беседа по сказке, вопросы, пояснения, объяснения).
2. Игровые методы (творческие задания, дидактические игры; сюрпризный момент, загадывание загадок).
3. Практические методы (решение заданий, упражнений).
4. Наглядные методы и приемы (демонстрация наглядных пособий, иллюстраций; показ способов действий);
5. ИКТ (показ презентаций).
Структура образовательного квеста состоит из:
1. Введения, где чётко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, сделан обзор всего квеста;
2. Заданий, которые понятны, интересны и выполнимы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации);
3. Ресурсов — список информационных ресурсов (в электронном, бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернете, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания;
4. Процесса работы – описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания;
5. Оценки – описание критериев и параметров оценки квеста;
6. Заключения – раздел, в котором суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над квестом.
В зависимости от сюжета квесты могут быть:
• линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
• штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач. Особенностью таких квестов является то, что дети могут проявлять свое творчество и выбирать способ выполнения заданий. Для дошкольников это могут быть элементарные задания такие как: найди спрятанные игрушки в группе; найди геометрические фигуры, которые спрятались в группе (их заранее надо повесит в разных участках группового помещения, из которых потом можно сделать аппликацию и т. д.
• кольцевыми, они представляют собой тот же«линейный»квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными
Проводиться квесты могут в самых разных местах:
• в замкнутом помещении - в группе,
• в музыкальном или спортивном залах,
• на природе – на участке или на всей территории детского сада.
Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:
Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность.
Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества. Организационная часть квеста также включает:
• Распределение детей на команды;
• знакомство с правилами;
• раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за дачные варианты и правильные ответы.
Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:
o Что вызвало наибольший интерес?
o Что узнали нового?
o Что показалось трудным?
o Довольны ли вы своими результатами?
o Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?
В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п.
Примеры оформления игрового маршрута:
• Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой в поиске того места, куда следует отправиться.
• «Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
• Карта — изображение маршрута в форме схемы.
• «Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
• «Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.
• «Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника,
Примеры заданий:
1. «Кроссворд». Дети отгадывают загадки, затем вписывают (малышам помогает педагог) в клеточки первые буквы названных слов и получают слово-подсказку.
2. «Пазл». Собранная из пазлов картинка подскажет, куда двигаться дальше, например, получилось изображение холодильника, значит, нужно идти на кухню.
3. «Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.
4. «Зеркало». Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу.
5. «Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.
6. «Составь рассказ». Две команды составляют рассказы по опорной схеме, картинке или таблице. Например, одна команда составляет рассказ о весне, а другая — о зиме. Рассказывают те дети, у которых на эмблеме изображены цветочек и снеговик.
7. «Цветик-семицветик». На сердцевине цветка, в центре круга, изображён звук «В», на лепестках нарисованы картинки. Задание: подобрать лепестки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «В».
8. «Фея танца». Согласно легенде, детям нужно пройти через пещеру, но сказочная фея пропускает только тех ребят, которые под звуки лёгкой и тихой музыки перевоплощаются в гномов, а, услышав громкую и тяжёлую, изображают грозных троллей.
Общая игровая цель – известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».
Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.
Игроков сопровождает инструктор команды – взрослый. Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.
О чём нужно помнить при подготовке квеста:
1. Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.
2. Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.
3. Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей. — Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!
4. Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.
5. Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.
6. Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.
7. Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.
8. В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что квест – игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
1.3 Возможности в развитии поисковой активности старшего дошкольника посредством применения квест-игр.
В ФГОС ДО четко определены задачи познавательного развития дошкольников:
1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
2. Формирование познавательных действий, становление сознания;
3. Развитие воображения и творческой активности;
4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В ходе квеста у детей происходит развитие по всем 5 образовательным областям, и реализуются разные виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная, музыкальная.
Квест оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Главное преимущество квеста заключается в том, что такая форма организации детей ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
В формате квестов есть еще ряд достоинств, позволяющий решить современные проблемы образования дошкольников более эффективным путем:
1. Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
4. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.
6. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая.
Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого. Квест-игра создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Квест – уникальный продукт, а возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.