ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие коммуникативных умений и коммуникативных универсальных учебных действий в педагогической науке
Слово «коммуникация» происходит от латинского существительного «communicatio», что переводится как «сообщение, передача», и глагола «communicare», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать» [9, c.134].
«Понятия «общение» и «коммуникация» относится к базовым категориям многих базовых и прикладных наук, причем исследователи нередко отражают эти два понятия (таких авторов как М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская). «Коммуникацию» можно рассматривать как средство общения, передачи любой информации от одного человека другому. Общение же представляет собой взаимодействие людей при обмене информации. Коммуникация – процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию» [34, с. 96].
В структуре коммуникационной деятельности ребенка М.И. Лисина выделяет следующие компоненты: «Предмет общения – другой человек, ровесник или взрослый, с которым происходит общение. Потребность в общении. Коммуникативные мотивы – то, для чего, собственно, предпринимается взаимодействие. Действия общения – единица коммуникативной деятельности, оно может быть адресовано как другому человеку, так и целой группе. Задачи общения, придающие ему целенаправленность. Продукты общения, то есть собственно его результат» [34, с. 124].
Наиболее обоснованной представляется позиция Г.М. Андреевой, рассматривавшей коммуникацию в качестве составной части общения [3, с. 116], то есть коммуникация – более широкое понятие по объёму.
Л.Д. Столяренко говорила о том, «что отношения между указанными понятиями зависят от типа общения, мотивов и целей субъектов, а также от ситуации общения» [48, с. 105]. В настоящее время большинство ученых рассматривают коммуникацию как составную часть процесса общения.
Выделяют коммуникативные навыки и умения. Следует отметить, что между этими понятиями, являющимися одной из самых важных категорий педагогики и психологии, есть определенные различия. «Так, понятие «умения» в научной литературе рассматривается как действия, которые выполняются определенным способом и с определенным качеством» [39,c.102]. Психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн исходят из основных положений психологической концепции деятельности, в соответствии с которой умения формируются на основе отдельных актов, компонентов деятельности. «В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения коммуникативных умений. Н.М. Косова называет их способностью управлять своей деятельностью в условиях решения коммуникативных задач; В.Д. Ширшов понимает их как комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих творчески использовать коммуникативные знания и навыки для точного и полного отражения и преобразования действительности» [28, с. 86].
Одни авторы под умением понимают возможность осуществлять на высоком уровне определенную деятельность, при этом умение формируется на базе нескольких навыков, то есть умение – более высокая психологическая категория и более сложное понятие, чем навыки. Таким образом, умение, складывается из целого ряда приобретенных и усвоенных навыков.
А.А. Бодалев выделяет в структуре коммуникативных умений «три компонента: информационно-коммуникативный, интерактивный, а также перцептивный» [9, с. 318].
Термин «коммуникативные навыки» относится, прежде всего, к наличию автоматизированного компонента сознательной деятельности, возникающего в результате упражнений. Таким образом, коммуникативные навыки являются автоматическими коммуникативными компонентами речевой деятельности, формированию которых способствует общение с учителями, родителями и другими взрослыми, а также со сверстниками.
Я.Л. Коломинский определяет «коммуникативные навыки как единство личностных качеств ребенка, необходимых для организации процесса взаимодействия в конкретной социальной среде и проявляющихся в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника» [28, с. 207].
По мнению Л.Я. Лозован, «коммуникативные умения и навыки выражают индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ему условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений» [36, с. 40]. Таким образом, коммуникативные навыки являются частью коммуникативных умений. Напротив, навыки общения для владения процедурами мышления и процессом, направленным на установление и поддержание отношений с людьми в процессе различных видов деятельности.
Переходя к рассмотрению коммуникативных универсальных учебных действий, следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования ориентирован на «формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными учебными умениями, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования» [51]. «В стандарте эти умения названы «универсальными учебными действиями». Этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними умений и навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [26,с.37]. Основной целью современного образования является научить учиться, а достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий [46 с.19].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования от 31 мая 2021 года, коммуникативные УУД являются важной составляющей в совокупности универсальных учебных действий, которыми должен овладеть учащийся начальной школы.
Они занимают особое место в комплексе УУД, поскольку именно от умения адекватно воспринимать информацию, владения коммуникативными навыками зависит не только учебная деятельность младшего школьника, но и успех во всей его последующей жизни.
«Коммуникативные навыки, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования включают в себя: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. 2) совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы» [51].
Типами коммуникативных УУД являются: «планирование образовательного сотрудничества с учителем и сверстниками - постановка целей, функций участников и способов взаимодействия; задавание вопросов - активное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление и выявление проблем, исследование, оценка альтернативных методов разрешения конфликтов, принятие решений и их реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка» [29, с.114].
Таким образом, сформированность коммуникативных навыков позволяет младшему школьнику успешно справляться с учебной деятельностью, проектировать и организовывать сотрудничество со сверстниками и взрослыми, что в дальнейшем обеспечит успешное развитие личности младшего школьника.
1.2. Понятие групповой работы, ее виды и способы организации в начальной школе
Младший школьный возраст – это время, когда ребенок активно осваивает коммуникативные навыки. В младшем школьном возрасте у ребенка развивается личность, развиваются такие чувства, как симпатия к другим, ответственность за себя и свои поступки перед другими. Именно поэтому необходимо работать и совершенствовать коммуникативные навыки.
«Одной из актуальных форм обучения, способствующей развитию коммуникативных умений и навыков, является групповая работа, которая сегодня используется педагогами в общеобразовательной и начальной школе. Основным фактором развития обучающихся является взаимодействие самих учеников. Групповая форма организации учебного процесса строится на сотрудничестве и взаимопомощи учащихся, раскрывает индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности» [5, c. 72].
При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю. Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снижается тревожность и страх» [40, c. 67].
Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен формировать группы. Если такой информации у него нет, то можно обратиться к учащимся с вопросом: «С кем бы вы хотели работать в одной группе?» Также можно перед работой провести социометрическое исследование класса и по его данным сформировать группы. «Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают неприязнь, то результативность работы будет крайне минимальной. Но иногда случается, что общая цель, необходимость согласованных действий, ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план, и между участниками устанавливаются дружеские отношения. Такую групповую работу можно считать эффективным средством решения воспитательных задач» [40, c.72].
«Групповые формы организации учебного общения включают: командную работу в проблемной ситуации (в парах, малых группах); коммуникативно-ориентированные задания (учебный диалог); командную работу с использованием современного учебного оборудования; взаимную проверку заданий; Игровые технологии; Групповые рисунки, аппликации и поделки из различных материалов; командные соревнования и другие. Положительные аспекты групповой формы работы:
1. На групповых занятиях возникает игровая атмосфера соревнования, раскованности, это повышает заинтересованность, мотивацию обучающихся в результатах своей работы. Работа в группе помогает учащимся осмыслить учебные действия.
2. Коллективная деятельность способствует сначала развитию умений анализа и оценки, а затем взаимного анализа и взаимной оценки, потом – самоанализа и самооценки.
3. Изменяется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность обучающихся так, что они самостоятельно находят решение поставленных задач и проблем.
4. Использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала при проведении ролевых учебных игр.
5. В групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, данный подход развивает творческое мышление обучающихся и применение уже полученных знаний.
6. Как отмечает А.А. Гиниятуллина, «в условиях работы в группе возникает благоприятный психоэмоциональный фон: пропадает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность обучающихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес» [19, c. 59].
Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира. Работа в группах более эффективна для повторения и закрепления изученного материала по изучаемым предметам.
«Первым шагом к групповой работе является самоопределение в отношении деятельности учащихся начальной школы. Член группы должен занять позицию в отношении своей работы в группе. Этот процесс должен направлять детей к достижению установленных результатов. Они должны определить свое место в группе, установить свои отношения с другими членами группы. Учащиеся младших классов учатся оценивать возможности друг друга, просчитывают варианты взаимодействия и распределения позиций в группе. Организация групповой работы – довольно серьезный с методической точки зрения процесс, подчиняющийся собственным специфическим правилам» [23, c.3]. Методы организации зависят от типа групповой работы:
1. По желанию. Учащиеся объединяются в группы по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может быть дано, как минимум, в двух вариантах: «Разделитесь на группы по ... человек» / «Разделитесь на ... равные группы».
2. Случайным образом. «Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в неё могут объединяться дети, которые никак не взаимодействуют между собой. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к взаимодействию с разными учащимися. Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству» [23, c. 4].
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса, по вариантам); с помощью импровизированных «фантов» и т.п..
3. По определенному признаку. Такой признак задается учителем, или любым учеником. Так, можно разделить учащихся по первой букве имени (гласная – согласная), либо в какое время года родился учащийся, либо по цвету глаз и так далее.
Этот способ деления класса на группы изначально задает некоторый общий признак, который имеется уже у обучающихся.
4. «По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может назначаться учителем или выбираться детьми самостоятельно. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата» [33,c.18]. В том случае если в классе есть ученики, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать именно их «лидерами».
5. По выбору педагога. В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может и уйти от ответа на вопросы учащихся по этому поводу.
Виды групповой работы в начальной школе разнообразны. Наиболее часто используются следующие виды: работа в парах, мозговой штурм, игра «Продолжи», охота за сокровищами, снежный ком, мозаичная группа (или Пазлы), прием «Зигзаг» (Метод пилы).
Рассмотрим особенности вышеперечисленных видов. Начнем с «Мозгового штурма». «Мозговой штурм» требует соблюдения регламента, роли распределяются внутри группы. После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады или сообщения, а после представляется защита от разных групп. Можно использовать на уроках по разным предметам (например, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, на литературном чтении при составлении обзора литературного героя).
«Охота за сокровищами». Учитель сам составляет вопросы, которые требуют не только знания фактов, но и понимания. Учащиеся в группе отвечают на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительный материал, учебник.
«Пазлы». «Учитель разделяет тему урока на несколько частей так, чтобы каждой группе была дана своя часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами теоретические материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы изменяются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым «коллегам» свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В итоге работы делают выводы» [42, c. 74].
А. Золотухина выделяет технологическую цепочку форм групповой деятельности обучающихся [23, c. 4]:
1. Определить цели и задачи урока: какие знания, обучающиеся должны усвоить; какими умениями (интеллектуальными, практическими) должен овладеть младший школьник; какие качества будет проявлять обучающийся; какие чувства будут выражать; как будет осуществляться рефлексивная деятельность обучающихся и на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
2. Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы обучающихся.
3. Определить задания для групп, обучающихся в соответствии с целями урока.
4. Продумать методы создания групп.
5. Выбрать помощников (руководителей групп).
6. Определить этапы работы групп.
7. Продумать методы вовлечения обучающихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
8. Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
9. Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
10. Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития аналитических умений [23, c. 5].
«Групповая работа в классе может быть успешной для учащихся только в том случае, если она постепенно и качественно подготовлена к ней. Первый этап представляет собой организацию индивидуальной работы младших школьников, например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.
Второй этап – работа в парах постоянного состава (можно рассматривать как начальный этап групповой работы). Работа в парах также выбирается с небольшим опытом работы студентов в коллективной деятельности. Вы можете использовать эту форму для изучения, например, нового материала, который является теоретическим и может быть разделен на переменные задачи.
Третий этап, собственно групповая работа, начинается с первоначального формирования групп. Кроме того, в этом случае используйте несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию ученика или самим учителем, могут образовываться постоянные и временные ассоциации, только для одного урока (предмета)» [22, c.12].
Организация групповой работы, учитывает успеваемость и индивидуальные особенности каждого учащегося начальной школы, учитывает различные возможности обучения в группе и целесообразность организации рабочих групп самостоятельно.
Исходя из вышесказанного, групповой способ организации учебной работы - это способ организации учеников, характеризующийся прямым взаимодействием между учениками - опосредованным характером направления учебной деятельности каждого ученика учителем. Такая форма работы способствует успешному усвоению учебного материала, формирует коммуникативные навыки и благоприятно влияет на отношения школьников.
1.3. Условия использования на уроках в начальной школе групповой работы, направленной на формирование коммуникативных умений
Использование групповых форм работы в качестве средства формирования коммуникативных навыков младших школьников может быть более эффективным при создании особых условий. Рассмотрим эти условия более подробно. Важными условиями использования на уроках в начальной школе являются применении разнообразных форм и видов групповой работы, а также соблюдение технологических этапов групповой работы.
Практика показывает, что важно начинать внедрять элементы командной работы с первых дней обучения детей в школе. «Уже первоклассники работают со своим другом, им интересно общаться друг с другом, и такая форма работы для них является нормой. Однако важной задачей школы является формирование таких умений, как: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы взаимоконтроль и взаимопомощь, умение слушать и правильно выражать свои мысли, отстаивать свою позицию и т.д.» [28, c.73].
Так, например, при выстраивании образовательного сотрудничества важно учитывать, что в опыте детей может и не быть такой формы общения, поэтому необходимо обращать внимание детей на то, как выразить свое согласие или несогласие с одноклассниками, и как проявлять осторожность, чтобы не обидеть, как просить помощи у друга. С одним или двумя учениками на доске вы можете показать варианты эффективного общения: «Вы согласны?», «Ты не возражаешь?», «Что ты думаешь?»
«Работа может быть организована в парах при изучении новых материалов, при повторении, закреплении и контроле знаний. Вы можете проверить ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д. Учитель на начальных этапах выступает образцом эффективного взаимодействия, показывая своим личным примером культуру общения, внимательное отношение участников диалога, уважение к отношению собеседника. Затем постепенно инициатива в общении передается самим студентам, при этом их интерес к заданиям возрастает, поскольку они выступают не только как студент, но и как преподаватель.
«Только когда дети научатся работать в парах, вы сможете начать учиться работать в небольших группах, состоящих из четырех и более человек. Как показывает практика, в начале освоения приемов командной работы студенты не очень внимательно относятся к ответам одноклассников. Здесь опять же локация должна быть активной – важно научить студентов быть терпимыми по отношению к другу, к разнообразию точек зрения, планированию и координации совместной деятельности, уметь правильно мыслить и выражать свои идеи» [23].
Групповые формы организации деятельности довольно легко можно применять при изучении разных предметов.
«Работая в группе, дети активно участвуют в выполнении задания, контролируя друг друга. Ответственность за выполнения работы ложится не на одного человека, а распределяется между всеми участниками команды. Это позволяет детям учиться новому в комфортных условиях и переходить к индивидуальной работе с пониманием и некоторым опытом, накопленным в процессе работы, воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей» [23].
Можно использовать работу учащихся в группах на разных этапах урока, на разных этапах изучения каких-либо тем или разделов и т.д. Например, на уроке самостоятельно изучите новый учебный материал. Цель этого урока - научить каждого новому понятию, определению и т.д.
«Командная работа, тоже может быть использована уже в первые дни обучения учащихся в классе. Для того чтобы ученики стремились к взаимодействию, задачи работы пары должны быть сложными, требующими напряжения мышления: с недостаточными или избыточными данными, без вопросов, с ошибкой в случае или типичными, но требующими навыков, которые еще не были решены. При организации работы необходимо: четко сформулировать задачу; дать инструкции (письменные или устные); при работе непосредственно в парах наблюдать и оказывать помощь по просьбе детей; организовать фронтальное обсуждение результатов (обсуждение)». [5, с.72].
Одним из видов групповой работы является прием «Зигзаг», метод Пилы. «Здесь учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но находящиеся в разных группах, обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем учащиеся возвращаются в свои группы и «обучают» других членов группы тому, что узнали сами. А те, в свою очередь, докладывают о своей части задания» [38,c.62]. Систематическое использование такого вида групповой работы способствует развитию коммуникативных умений у учащихся начальных классов.
Следующим видом групповой работы является прием «Снежный ком». «Работа в группе начинается с выполнения индивидуального задания. Все учащиеся получают одинаковые задания и самостоятельно выполняют их, после этого проводится работа в парах, где учащиеся предлагают свое выполнение задания, из которых выбирается лучшее.