1 Анализ состояния вопроса
1.1 Состояние безопасности дорожного движения в РФ
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети, статистика часто выделяет категорию детей – до 12 лет, и подростков – от 12 до 16 лет [32].
По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1000 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8 %) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55 %) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.
В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.
Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.
В России по данным ГИБДД основными виновниками большей части происходящих ДТП являются водители. Основные тенденции в динамике абсолютных чисел ДТП, погибших и раненых по вине водителей такие же, как и для общих показателей аварийности [6].
В России погибшими в результате ДТП считаются только те, кто умирают в первые семь дней после аварии. Все, кто умер в больницах позже, в статистику не попадают, 85 % погибших остались бы живы, если были бы пристегнуты ремнями безопасности. Около 10 % ДТП были по вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения (причины ДТП показаны на рис.1.1).
Каждый четвертый наезд на пешехода совершен на пешеходных переходах и этот показатель растет. Подавляющее большинство (95,5 %) таких происшествий зарегистрировано на территории городов и населенных пунктов. Число погибших в них увеличилось на 10,9 % или на 115 человек [9].
Рисунок 1.1 – Причины возникновения ДТП
Число погибших пешеходов в 2015-2020 годах возросло (+ 0,6 %). При этом число погибших пешеходов вне пешеходных переходов стабильно уменьшалось, а на пешеходных переходах – имело общую тенденцию к росту.
Около 80 % погибших на пешеходных переходах людей получили смертельные ранения в результате наездов на нерегулируемых пешеходных переходах. Соответственно, доля погибших на регулируемых переходах составляет примерно 20 %. Почти 40 % пешеходов погибают на дорогах вне городов и населенных пунктов, в том числе 20 % – на федеральных [32].
При наездах на пешеходов на пешеходных переходах в 85 % случаев устанавливается вина водителей (95 % - нарушение правил проезда пешеходных переходов). Вне пешеходных переходов – в 46,7 % случаев наездов виновны сами пешеходы (по погибшим – 52,3 %).
В общем числе виновных в наезде на пешехода вне пешеходного перехода водителей (устанавливается в 53,3 % случаев) в 31 % ДТП причиной указывается превышение или несоответствие скорости конкретным условиям.
Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя. Быть пешеходом – это очень ответственно. Безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей. И риски также присутствуют у обеих сторон. Потому что довольно часто виновными в ДТП являются именно пешеходы, переходящие улицу на красный свет или в неположенном месте. Некоторые даже банально забывают, если переходишь дорогу, нужно смотреть по сторонам, потому что из-за поворота может неожиданно появиться машина. И тогда уже поздно будет смотреть в ее сторону.
Поэтому и водителям, и пешеходам необходимо соблюдать основные правила, при которых риск дорожно-транспортных происшествий уменьшится:
• пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам;
• при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств;
• пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин;
• на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен [9].
Правилам дорожного движения нас учат еще с детства, а когда мы взрослеем, сразу забываем все азы. А основным правилом, пожалуй, является осмотр дороги перед переходом на ее противоположную сторону. Как ни банально это правило, но, если бы его соблюдали все пешеходы, дорожно-транспортных происшествий было бы меньше. Также нельзя переходить улицу в неположенном месте, даже если Вы очень спешите.
При неблагоприятных погодных условиях пешеходам нужно быть предельно внимательными! Если на улице дождь или туман – видимость водителя ухудшается в несколько раз. В таких условиях водителю трудно ехать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой от дождя дороге увеличивается. Поэтому только убедившись в полной безопасности начинайте переход. Запомните, автомобиль не может остановиться мгновенно!
Отдельным правилом для пешеходов, как и для водителей, является поведение на дороге во время гололеда. Двигаться, по возможности, желательно только по засыпанным песком участкам дороги или по снегу. Во время перехода дороги нужно быть предельно осторожными и переходить только на зеленый свет. Потому что, если вдруг вблизи появится машина, перебегать дорогу, покрытую ледяной коркой, весьма рискованно.
Соблюдение этих простых правил поможет уменьшить вероятность аварийных ситуаций на дорогах. Помните, от Вашей дисциплины на дороге зависит Ваша безопасность и безопасность окружающих Вас людей!
Для ГИБДД работа по предупреждению аварийности с участием пешеходов является одним из приоритетных направлений деятельности, ведь каждое третье дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали или погибли люди, происходит с участием пешеходов [32].
1.2 Основные показатели аварийности в регионе
Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов последних лет показывает ярко выраженный сезонный характер таких происшествий. Ежегодно максимальное количество таких ДТП приходится на период с октября по ноябрь. Почти четверть (141 из 590) от общего числа наездов на пешеходов в прошлом году была совершена именно в указанный период, при этом погибло 27 (28 % от общего числа погибших за год) пешеходов.
В областном центре было зарегистрировано 69 ДТП данной категории или 48,9% от всех ДТП с участием пешеходов в области. По времени суток основная часть ДТП в г. Пензе произошла в периоды с 7 до 9 часов утра (16 ДТП – 23,3%) и с 17 до 21 часов (23 ДТП – 33,3 %).
Наиболее аварийно-опасными являются следующие улицы: Проспект Строителей, где совершено 8 наездов на пешеходов (напротив домов № 25, 30 -дважды, 35, 67, 80, 90 и 134); Володарского – 4 ДТП (дома № 9,45,56,59); Суворова – 3 ДТП (дома № 92,139, 146); Терновского - 3 ДТП (дома № 69, 98, 141); Проспект Победы – 2 ДТП (дома № 6,138); Окружная – 2 ДТП (дома № 2, 19); Пушкина – 2 ДТП (дома № 2, 176); Глазунова – 2 ДТП (дома № 4, 6); Чаадаева – 2 ДТП (дома № 113, 165); Аустрина – 2 ДТП (дома № 96, 143) и 8-е Марта – 2 ДТП (дома № 9, 28). Также очагами аварийности в зоне пешеходных переходов являются участки улиц напротив домов №4 по ул. Бекешская, Пролетарская, 3, Московская, 59, Рахманинова, 31, Кураева, 14, Калинина, 112, Кулакова, 1, Рабочая, 7 и Ладожская, 105. В целом по области, максимальное количество ДТП среди дней недели приходилось на понедельник (24 ДТП), пятницу (24 ДТП) и четверг (22 ДТП). В течении суток самое большое количество ДТП было совершено в темное время и в период утренних и вечерних сумерек: с 17 до 21 часа (54 ДТП или 38,3% от общего числа) и с 7 до 9 часов утра (21 ДТП; 15,0%). Большая часть ДТП с участием детей-пешеходов также была совершена в утренние и вечерние часы в период с 7 до 9 (4 ДТП; 26,7%) и с 17 до 19 (6 ДТП; 40,0%).
В каждом десятом происшествии участвовали дети и подростки. Число погибших несовершеннолетних участников дорожного движения увеличилось на 5,1 % или на 48 человек (всего погибло 944 ребенка). Дети в возрасте до 7 лет составили 29 % общего числа погибших несовершеннолетних. Всего погибло 392 (+13,6 %) несовершеннолетних указанной возрастной категории (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Детский дорожно-транспортный травматизм (в зависимости от категории детей участников и их возраста)
Более чем в 50% случаев дети погибали в качестве пассажиров, при этом перевозка каждого второго погибшего ребенка осуществлялась без применения специального удерживающего устройства. Число погибших детей в возрастной группе до 7 лет, участвующих в дорожном движении в качестве пассажиров, возросло на 22,4 % и составило практически половину всех погибших детей-пассажиров (всего погибло 268 детей).
Количество происшествий с участием несовершеннолетних пешеходов и число погибших в них снизилось на 5,4% и 7,5 % соответственно (всего погибло 307 несовершеннолетних пешехода). Их доля в общем количестве погибших детей прошедшем году составила 47 %. В каждом четвертом таком происшествии пострадали дети до 7 лет.
2 Организационно-управленческий раздел
2.1 Исследование дорожно-транспортной аварийности в Пензенской области
По данным пропаганды Управления ГИБДД УМВД России по Пензенской области за 9 месяцев 2021 года на территории Пензенской области зарегистрировано 1718 (АППГ-1314, +30,7%) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 199 (214, -7,0 %) и получили ранения 2267 (1705, +33,0 %) человек.
Рост количества происшествий произошел в г. Пенза (+63,8 %), г. Заречный (+119,0 %), Бековском (+33,3 %), Белинском (+85,0 %), Бессоновском (+7,9 %), Вадинском (+12,5 %), Городищенском (+54,9 %), Земетчинском (+7,1%), Каменском (+6,7 %), Камешкирском (+7,1 %), Колышлейском (+56,5 %), Кузнецком (+25,0 %), Лунинском (+57,1 %), Наровчатском (+66,7 %), Неверкинском (+133,3 %), Н.Ломовском (+36,4 %), Пачелмском (+50,0 %), Сердобском (+44,4 %), Сосновоборском (+15,4 %) и Шемышейском (+41,20 %) районах.
Увеличение числа погибших в результате ДТП отмечается в г. Пенза (+21,2 %), г. Кузнецке (+100,0 %), Спасском (+150,0 %), Вадинском (с 0 до 2), Каменском (+11,1 %), Камешкирском (с 0 до 5), Колышлейском (+66,7 %), Лопатинском (+50,0 %), М.Сердобинском (+200,0 %), Мокшанском (+20,0 %), Наровчатском (с 0 до 3) и Неверкинском (+300,0 %) районах.
Выросли показатели по числу раненых в автоавариях людей наблюдаются в г. Пенза (+66,5 %), г. Заречный (+190,9 %), Белинском (+92,9 %), Бессоновском (+17,8 %), Городищенском (+79,7 %), Земетчинском (+38,5 %), Колышлейском (+74,2 %), Кузнецком (+27,6 %), Лунинском (+19,2 %), Мокшанском (+15,5 %), Наровчатском (+75,0 %), Неверкинском (+250,0 %), Н.Ломовском (+43,4 %), Пачелмском (+42,9 %), Сердобском (+65,6 %), Сосновоборском (+20,0 %) и Шемышейском (+21,4 %) районах.
Основное количество дорожно-транспортных происшествий (70,5%) зарегистрировано на улично-дорожной сети населенных пунктов. Всего в этих местах совершено 1212 (+36,9 %) ДТП, в которых погибли 81 (+1,3 %) и ранено 1501 (+37,8%) человек. На федеральных автодорогах зарегистрировано 273 (+8,8%) ДТП, в которых погибли 72 (-11,1%) и ранено 415 (+19,6%) человек. На территориальных – 359 (+33,5%) ДТП, в которых 68 (+4,6%) человек погибли и 521 (+28,0%) получили телесные повреждения.
При сопутствующих неудовлетворительных условиях (НДУ) совершено 344 (+10,3%) происшествия, в которых 32 (-23,8%) человека погибли и 440 (+12,5%) получили ранения [32].
Количество дорожно-транспортных происшествий в течении 9 месяцев 2012 года распределялось неравномерно. Максимальное количество ДТП среди дней недели приходится на воскресенье (288 ДТП или 16,8% от общего количества). В течении суток самое большое количество ДТП совершено в период с 18 до 20 часов (210 ДТП), а наименьшее (41 ДТП) – с 04 до 06 часов. Более половины ДТП (70,7%) зарегистрировано в светлое время суток – 1191 ДТП (+39,1%), в которых 114 (-5,8%) человек погибли и 1576 (+41,1%) получили ранения различной степени тяжести.
Основным видом дорожно-транспортных происшествий остаются столкновения транспортных средств, удельный вес данного вида происшествия составил 38,8. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года возросло количество наездов на стоящие ТС (+78,9 %), на велосипедистов (+64,9 %), на препятствия (+44,7 %) и на пешеходов (+17,0 %), а также падений пассажиров (+60,9 %), опрокидываний (+26,9 %).
Из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств совершено более 90,0 % всех происшествий. Всего за 9 месяцев 2012 года произошло 1597 (+31,9 %) ДТП, в которых 184 (-3,2) человека погибли и 2152 (+32,7 %) получили ранения.
В состоянии опьянения совершено 242 (+2,1 %) происшествия, в результате которых погибли 33 (+37,5 %) и ранено 340 (-4,8 %) человек. Рост происшествий данной категории зафиксирован в г. Пенза (+51,2 %), г. Заречный (+60,0 %), Городищенском (+11,1 %), Колышлейском (+66,7 %), Лунинском (+100,0 %), Мокшанском (+33,3 %), Наровчатском (+50,0 %), Неверкинском (с 0 до 2), Н.Ломовском (+20,0 %), Никольском (+33,3 %), Пачелмском (+300,0 %) и Сосновоборском (+100,0 %) районах.
Основная доля ДТП (87,0 %) от общего количества происшествий совершена водителями транспортных средств, принадлежащих физическим лицам.
Количество ДТП из-за нарушения правил дорожного движения пешеходами увеличилось, зарегистрировано 138 (+3,8 %) такое происшествие, в результате которых погибли 21 (-27,6 %) и получили ранения 125 (+13,6 %) человек. Рост данной категории происшествий отмечается в г. Пенза (+2,7 %), г. Заречный (+200,0 %), г. Кузнецке (+12,5 %), Бековском (с 0 до 2), Камешкирском (с 0 до 2), Колышлейском (с 0 до 3), Кузнецком (+250,0 %), Н.Ломовском (с 0 до 4) и Сердобском (с 0 до 3) районах.
2.2 Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов-детей в Пензенской области
Увеличились основные показатели аварийности с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет. Зарегистрировано 209 (+29,0 %) происшествий, в которых 3 (-40,0 %) ребёнка погибли и 229 (+30,1 %) – получили ранения. Из-за нарушения правил дорожного движения детьми произошло 52 (+26,9 %) происшествия, в которых 76 (+35,7 %) детей получили ранения. Рост происшествий данной категории зарегистрирован в г. Пенза (+94,1 %), г. Кузнецке (+50,0 %), г. Заречный (+50,0 %), Бековском (с 0 до 1), Бессоновском (+250,0 %), Городищенском (+20,0 %), Лунинском (с 0 до 1), Н.Ломовском (с 0 до 1), Сердобском (с 0 до 1) и Сосновоборском (с 0 до 2) районах.
Увеличение парка автомобилей идет очень большими темпами и развитие улично-дорожной сети просто не успевает за ростом числа транспортных средств, находящихся в собственности физических и юридических лиц. Уровень подготовки водительского состава остается достаточно низким, что является недопустимым в современных условиях дорожного движения. Все это ведет к росту числа дорожно-транспортных происшествий, а, следовательно, и увеличению количества пострадавших в них людей.
Практически каждое третье ДТП совершается водителями со стажем управления транспортным средством до 3 лет, из них около 40% – водителями на первом году после получения водительского удостоверения.
Динамика аварийности в Пензенской области за последние пять лет представлена в таблице 2.1, из которой видно, что количество ДТП возросло. Также увеличивается и количество лиц, получивших в дорожно-транспортных происшествиях травмы различной степени тяжести.
Таблица 2.1 – Динамика аварийности в Пензенской области за 2015-2020 гг
Вид Год
2015 2016 2017 2018 2019 2020
Всего ДТП
по области 1721 305 1665 1647 1828 2239
Погибло, чел. 362 329 276 338 305 295
Ранено, чел. 2122 2063 2044 2026 2392 2920
Что касается пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, то официальная статистика свидетельствует о том, что примерно 80% от общего числа погибших получает травмы, несовместимые с жизнью, за пределами областного центра, и 60…70% от числа раненых также страдает на дорогах в районах области. Ежегодно более двадцати человек погибает в ДТП в Городищенском, Кузнецком и Пензенском районах области. Немного отстают от них Бессоновский район, где ежегодно под колесами автомобилей погибает от 14 до 29 человек, и Мокшанский район, где год от года происходит увеличение числа погибших в ДТП Количество раненых в дорожно-транспортных происшествиях на дорогах области в разных районах колеблется в значительных пределах. Хочется особо отметить районы, в которых ежегодно получают ранения различной степени тяжести более ста человек. Это Н.Ломовский и Городищенский районы. Немного меньше людей страдают на дорогах Бессоновского, Кузнецкого и Мокшанского районов области. Показатели аварийности в регионе представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Относительные показатели аварийности в Пензенской области
Показатель Год
2016 2017 2018 2019 2020
ДТП на 100 000 населения 177,9 172,3 168,1 172,2 194
ДТП на 10 000 ТС 56,3 56,2 50,0 47,6 48
По данным ГИБДД России по Пензенской области за 9 месяцев 2021 года на территории области зарегистрировано 209 (АППГ - 162; +29,0 %) ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых 3 (5, -40,0%) ребёнка погибли и 229 (176, +30,1 %) получили ранения. Наибольшее количество происшествий с участием несовершеннолетних зарегистрировано на территории г. Пенза – 89 ДТП или 42,6 % от всех ДТП с участием детей в области. Зарегистрирован рост происшествий данной категории в г. Пенза (+71,2 %), г. Заречный (+300,0 %), Бековском (+100,0 %), Белинском (+33,3 %), Бессоновском (+100,0 %), Городищенском (+25,0 %), Иссинском (с 0 до 1), Каменском (+16,7 %), Камешкирском (с 0 до 1), Лопатинском (с 0 до 1), Лунинском (+400,0 %), Мокшанском (+16,7 %), Н.Ломовском (+250,0 %), Сосновоборском (+100,0 %) и Тамалинском (с 0 до 1) районах.С участием детей в возрасте до 7 лет зарегистрировано 28,2 % всех ДТП с участием детей, с участием детей возрастной группы от 7 до 10 лет зарегистрировано 19,1 %, от 10 до 14 лет – 32,1 %, от 14 до 16 лет – 20,8 %. Наибольшему риску получения ранений и смертельных травм подвергаются мальчики, с их участием зарегистрировано 135 ДТП, в результате которых погибли 2 ребенка и 149 получили ранения. Основное количество происшествий (159 ДТП или 76,1 %) с участием детей произошло на территории городов и населённых пунктов, в результате которых 1 ребёнок погиб и 174 получили телесные повреждения [32].
На федеральных автодорогах вне городов и населенных пунктов зарегистрировано 15 ДТП с участием детей, в результате которых 2 ребёнка погибли и 16 получили ранения. На территориальных – 33 ДТП, в результате которых 37 детей получили ранения. Чаще всего несовершеннолетние получают телесные повреждения при столкновениях транспортных средств, совершено 80 происшествий ДТП данного вида, в результате которых 1 ребёнок погиб и 96 получили ранения. Основное количество (50,4 %) всех пострадавших в ДТП детей составили дети-пассажиры (таблица 1.3).
Из-за нарушения правил дорожного движения детьми произошло 66 (52,+26,9 %) происшествий, в которых 76 (56, +35,7 %) детей получили ранения. Рост происшествий данной категории зарегистрирован в г. Пенза (+94,1 %), г. Кузнецке (+50,0 %), г. Заречный (+50,0 %), Бековском (с 0 до 1), Бессоновском (+250,0 %), Городищенском (+20,0 %), Лунинском (с 0 до 1), Н.Ломовском (с 0 до 1), Сердобском (с 0 до 1) и Сосновоборском (с 0 до 2) районах (количество пострадавших детей в ДТП по Пензенской области за 2020 год и за 9 месяцев 2021 года представлены на рис. 2.1 и 2.2, а количество пострадавших детей в ДТП по Пензенской области (по возрасту) за 2020 год и за 9 месяцев 2021 года на рис. 2.3 и 2.4).
Из-за перехода проезжей части вне пешеходного перехода совершено 11 ДТП, в неустановленном месте 15 ДТП, неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства – 8 ДТП, в 4 происшествиях дети-пешеходы были в возрасте до 7 лет без сопровождения взрослых, из-за неправильного выбора дистанции совершено 3 ДТП, несоблюдения очерёдности проезда – 2 ДТП. Пренебрежение водителей к использованию специальных детских сидений зафиксировано при оформлении 23 дорожно-транспортных происшествий.
Таблица 2.3 – Дорожно-транспортные происшествия с участием детей в Пензенской области
Вид 2020 9 мес. 2021
ДТП с участием детей 162 209
Погибло детей 5 3
Ранено детей 176 229
Тяжесть последствий 2,8 1,3
ДТП с участием детей-велосипедистов 11 22
Погибло 0 0
Ранено 11 22
Тяжесть последствий 0 0
ДТП с участием детей-пешеходов 60 58
Погибло 1 1
Ранено 63 57
Тяжесть последствий 1,6 1,7
ДТП с участием детей-пассажиров 75 99
Погибло 3 2
Ранено 86 115
Тяжесть последствий 3,4 1,7
По дням недели «пик» аварийности с участием детей отмечен в воскресенье. По времени суток наибольшее количество происшествий (по 35 ДТП) зарегистрировано в период с 16 до 18 часов и с 18 до 20 часов, доля этих происшествий – 16,7 % [32].
Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов последних лет показывает ярко выраженный сезонный характер таких происшествий. Ежегодно максимальное количество таких ДТП приходится на период с октября по ноябрь.
Рисунок 2.1 – Количество пострадавшие детей в ДТП по Пензенской области за 2020 год
Рисунок 2.2 – Количество пострадавшие детей в ДТП по Пензенской области за 9 месяцев 2021 года
Рисунок 2.3 – Количество пострадавшие детей в ДТП по Пензенской области (по возрасту) за 2020 год
Рисунок 2.4 – Количество пострадавшие детей в ДТП по Пензенской области (по возрасту) за 9 месяцев 2021 года
Почти четверть (141 из 590) от общего числа наездов на пешеходов в прошлом году была совершена именно в указанный период, при этом погибло 27 (28 % от общего числа погибших за год) пешеходов.
В областном центре было зарегистрировано 69 ДТП данной категории или 48,9% от всех ДТП с участием пешеходов в области. По времени суток основная часть ДТП в г. Пензе произошла в периоды с 7 до 9 часов утра (16 ДТП – 23,3%) и с 17 до 21 часов (23 ДТП – 33,3 %).
Наиболее аварийно-опасными являются следующие улицы: Проспект Строителей, где совершено 8 наездов на пешеходов (напротив домов № 25, 30 -дважды, 35, 67, 80, 90 и 134); Володарского – 4 ДТП (дома № 9,45,56,59); Суворова – 3 ДТП (дома № 92,139, 146); Терновского - 3 ДТП (дома № 69, 98, 141); Проспект Победы – 2 ДТП (дома № 6,138); Окружная – 2 ДТП (дома № 2, 19); Пушкина – 2 ДТП (дома № 2, 176); Глазунова – 2 ДТП (дома № 4, 6); Чаадаева – 2 ДТП (дома № 113, 165); Аустрина – 2 ДТП (дома № 96, 143) и 8-е Марта – 2 ДТП (дома № 9, 28). Также очагами аварийности в зоне пешеходных переходов являются участки улиц напротив домов №4 по ул. Бекешская, Пролетарская, 3, Московская, 59, Рахманинова, 31, Кураева, 14, Калинина, 112, Кулакова, 1, Рабочая, 7 и Ладожская, 105.