Глава 1. Аспекты изучения лексики в школьном курсе английского языка
1.1 Теоретические основы термина лексика
Понятие «лексика» произошло от среднегреческого lexikos – "относящийся к слову" (lexis – "слово, выражение"), Под термином «лексика» предполагают совокупность всех слов языка, то есть его словарный состав.
Изучением лексики занимается раздел языкознания —лексикология. Она, как и другие разделы языкознания, обладает своим объектом изучения и своими основными задачами. Объектом изучения служат лексические единицы языка в широком понимании (слова, устойчивые словосочетания, фразеологизмы). Важнейшие задачи лексикологии это:
• определение понятия слова;
• обозначение взаимоотношений между лексическими единицами;
• определение границ слова; установление связей между лексическими единицами языка и их классификация по разным признакам;
• семантическая характеристика слова;
• классификация лексических значений слов по разным признакам;
• изучение вопросов пополнения и развития словарного состава языка.
Лексикология, в зависимости от объекта исследований, делится на общую и частную. Общая лексикология изучает словарный состав языка как общечеловеческого явления. Частная лексикология изучает лексический состав какого-либо конкретного языка.
Лексика и лексикология имеют тесную связь с другими разделами языкознания. Преимущественно с грамматикой и словообразованием. Эти разделы тоже исследуют слово, несмотря на то, что изучение происходит с разных сторон и в разных аспектах. Все эти разделы занимаются категориями значения и отношения, хотя в разных подсистемах языка эти категории проявляются по-разному. Однако, при обучении различным аспектам иностранного языка, на первое место по важности стоит отправить лексический, так как на начальной стадии можно общаться без знаний грамматики, лишь отдельными словами. Но, несмотря на это, полноценное общение все же требует знания всех трех аспектов.
Когда мы осваиваем лексику изучаемого языка, мы обогащаем словарный запас, и повышаем знания языковой культуры. По словам филолога С.Г. Тер-Минасовой, «узнав новое иностранное слово, эквивалент родного, следует быть очень осторожным с его употреблением: за словом стоит понятие, за понятием — предмет или явление реальности мира, а это мир иной страны, иностранный, чужой, чуждый.»
Развитие лексики направлено на расширение объема словаря. В процессе обучения и развития детей их словарь обогащается, «значение слова развивается, меняет свою структуру».
Таким образом, формирование лексики учеников тесно связано с получением информации об окружающем мире. Лексический аспект языкознания играет огромную роль в процессе освоения языка. С его помощью можно не только изучить отдельное слово, но и отследить его отличительную характеристику, взаимоотношения слова с другими лексическими единицами и сферу его употребления. В свою очередь, знание лексики в совокупности с другими аспектами гарантирует свободную и качественную коммуникацию с носителями изучаемого языка. А это можно достичь лишь при усвоении определенного лексического минимума.