1.ПРИБЫЛЬ, ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Понятие прибыли, ее виды
В настоящее время в рыночных условиях увеличивается значение коммерческих организаций, целью которых является получение максимальной прибыли при удовлетворении материального и социального уровня потребностей работников и производительности развитие бизнеса. Во время определения объемов закупок тех или иных товаров и возможности продаж партнер (поставщик и торговые предприятия) должен обязательно просчитать условия выгодности торговых сделок, т.е. возможностей получения оптимальных уровней и масс прибылей.
Прибыль — это денежное выражение основной части сбережений, полученных предприятиями всех форм собственности. Как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности компании.
Прибыль - одним из основных финансовых показателей плана является оценка хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли, финансирования мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий осуществляется увеличение фонда оплаты труда их сотрудников. Это не только источник удовлетворения потребностей бизнеса в компании, но он приобретает все большее значение при формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Прибыль — это систематически воспроизводимый особый ресурс бизнес-организации, конечная цель развития бизнеса. Суть рассматриваемой экономической категории заключается в том, что требуемый уровень прибыли составляет:
- основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;
- основной источник увеличения рыночной стоимости организации;
- показатель кредитоспособности организации;
-основной интерес собственника, так как дает возможность приумножить капитал и бизнес;
-конкурентоспособность организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
-гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.
При анализе деятельности компании рассматриваются различные виды прибыли: валовая, операционная, финансовая, балансовая, чистая.
Валовая прибыль (ВП) – это разность выручки по основной деятель-ности и себестоимости продукции. Она отражается в отчете о прибылях и убытках (ОПУ). Рассчитывается по формуле:
ВП=В-С (1.1)
где В – выручка;
С – себестоимость
Валовая прибыль не отражает реальные доходы предприятия, так как в нее не включены издержки на сбыт, рекламную компанию, уплату налоговых обязательств и другие. Она отображает только ту часть дохода, которая получена по итогам производственного цикла. Анализ валовой прибыли больше необходим для внутренних пользователей финансовой информации – руководителей, экономистов. По этому показателю состав-ляется прогноз затрат и выручки.
Операционная прибыль (ОП) – это валовая прибыль с учетом опера-ционных расходов и доходов. Она вычисляется по формуле:
ОП=ВП–ОР+ОД (1.2)
где ОР – операционные расходы
ОД-операционные доходы
К операционной прибыли относятся административные затраты, траты на рекламу и сбыт, налоги, за исключением налога на прибыль и другие.
Операционная прибыль отражает эффективность работы предприя-тия по основному виду деятельности. Она показывает, насколько успешно функционирует компания без финансовой и инвестиционной деятельности.
Финансовая прибыль (ФП) – это разница между доходами и расхо-дами от финансовых операций, связанных с внешними источниками фи-нансирования. К таким операциям относятся:
• получение банковского кредита
• эмиссия ценных бумаг
• выплата дивидендов или процентов по кредиту
Финансовая прибыль рассчитывается по формуле:
ФП=ФД–ФР (1.3)
где ФД – финансовые доходы
ФР – финансовые расходы
Балансовая прибыль (БП) возникает от всех видов деятельности ком-пании до момента исчисления налога. Она исчисляется по следующей формуле:
БП=ОП-ФП (1.4)
где ОП-операционная прибыль
ФП- финансовая прибыль
Чистая прибыль (ЧП) рассчитывается как разница между БП и ис-численным налогом на прибыль:
ЧП=БП-Н (1.5)
где Н – налог на прибыль.
Чистая прибыль – это та часть доходов от функционирования компа-нии, которая остается в распоряжении собственников предприятия после погашения всех текущих обязательств.
Чистая прибыль может быть направлена на следующие цели:
1. выплата дивидендов;
2. приобретение основных средств или нематериальных активов;
3. формирование резервов или фондов предприятия;
4. увеличение уставного капитала;
5. погашение убытков, полученных за предшествующие периоды.
На какие цели будет направлена чистая прибыль, решается на общем собрании акционеров предприятия.
Нераспределенная прибыль. Если после перераспределения чистая прибыль на формирование фондов, выплату дивидендов или иные цели у предприятия еще остались средства, то они являются нераспределенной прибылью. Данный вид прибыли отражается в отчете о финансовом поло-жении в разделе «Собственный капитал». Нераспределенная прибыль от-ражается в пассиве, то есть она является источником формирования активов компании и одновременно с этим отражает задолженность предприятия пе-ред акционерами, так как могла быть в полном объеме направлена на выпла-ту дивидендов. Кроме того, его можно классифицировать по различным критериям. Классификация прибыли представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Классификация прибыли
Рассмотрим, какую роль играет прибыль организации в условиях рыночной экономики.
Прибыль организации является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников организации. Характеристикой этого роста выступает размер текущего и отложенного дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль. Если для собственников организации получение высокого уровня прибыли является очевидным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос – является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров организации и остального его персонала.
1. Прибыль организации создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли организации через налоговую систему позволяет наполнять доходную часть федерального и государственного бюджета что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики.
2. Прибыль организации является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности. Индивидуальный уровень прибыли организации в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики.
3. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли принадлежит главенствующая роль. Чем выше уровень генерирования прибыли в организации в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции организации на рынке. При этом, в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов организации, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.
4. Прибыль является главным источником роста рыночной стоимости организации. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной организации прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость организации в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.
Основная цель управления прибылью - максимальное повышение благосостояния собственников в текущем и будущем периоде.
1.2 Источники получения прибыли. Распределение и использование прибыли
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию. Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:
- первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.
- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.
- третий источник из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли. Рассматривая прибыль как экономическую категорию, можно говорить о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели. Емким информативным показателем является балансовая прибыль.
Объектом распределения является прибыль до налогообложения (балансовая прибыль). Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно регулируется только часть прибыли, поступающая в бюджет. Государство напрямую не вмешивается в процесс распределения чистой прибыли, но посредством предоставления налоговых льгот может стимулировать направление ресурсов на капитальные вложения, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, на проведение научно-исследовательских работ. Законодательно установлен размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам. Распределение прибыли регламентируется в уставных документах. В соответствии с уставом создаются фонды: потребления, накопления, социальной сферы. Если фонды не формируются, то в целях планового расходования средств составляются сметы на развитие производства, социальные нужды, материальное поощрение работников, благотворительные цели. К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы, финансирование разработок и освоения новой продукции и технологических процессов, затраты, связанные с техническим перевооружением, расширением предприятия, проведением природоохранных мероприятий, расходы по погашению долгосрочных кредитов. Накопленная прибыль может быть направлена в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, перечисляться вышестоящим организациям, концернам, ассоциациям, союзам. Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий. К материальным поощрениям относятся выплаты премий за достижения в труде, оказание материальной помощи, единовременные пособия, компенсация стоимости питания. Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. участвующую в накоплении, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимость имущества. Если прибыль не расходуется, она остается как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала. Наличие такой прибыли свидетельствует о наличии источника для дальнейшего развития.
Процессы распределения прибыли на социальные нужды включают в себя сумму затрат на содержание социально-бытового объекта на балансе предприятий, финансирование строительства непроизводственной площадки, организации и развития подсобного хозяйства, проведения досуга, культурно-массового мероприятия.
В категорию расходов по материальному стимулированию входят разовое поощрение за завершение особо важной производственной деятельности, выплата премий за создание, развитие и внедрение технологии нового типа, стоимость предоставления вспомогательных материалов работникам и работникам, единовременное пособие выходящему на пенсию ветерану работы, надбавка к пенсии, компенсация работнику увеличения стоимости питания в столовой, кафетерии предприятий в связи с повышением цен и др. В результате все виды прибыли, доступные компаниям, разбиваются на части. Первая часть увеличивает собственность предприятий и участвует в процессах накопления, вторая характеризуется долей прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно использовать всю прибыль для экономии. Остатки прибыли, не используемые для роста активов, имеют значения резервов и могут использоваться в последующем периоде для покрытия возможных убытков, для финансирования различных видов затрат. Под нераспределенной прибылью в широком смысле понимается вид прибыли, используемой для накопления, наличие нераспределенной прибыли прошлых лет свидетельствует об абсолютной финансовой устойчивости предприятий, наличии источников для дальнейшего развития.
Прибыль - главный фактор экономического и социального развития не только компании, но и экономики страны в целом. Поэтому очень важно экономически правильное планирование прибыли на предприятиях.
1.3 Анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия
Уровень и величина прибыли складываются под влиянием многих факторов, которые влияют на нее как отрицательно, так и положительно. Факторы, влияющие на прибыль, многочисленны и разнообразны. Огра-ничить их довольно сложно. Все факторы, влияющие на прибыль пред-приятия, делятся на основные, оказывающие решающее влияние на уро-вень и размер прибыли, и второстепенные - в большинстве случаев их вли-янием пренебрегают. Кроме того, весь набор факторов делится на внешние и внутренние. Они тесно связаны друг с другом. Внутренние факторы, влияющие на прибыль, а также на рентабельность — это факторы, обу-словленные ростом розничного товарооборота и ресурсные факторы (со-стояние и условия эксплуатации ресурсов, их состав и размер).
Внутренние факторы обуславливаются следующими параметрами:
- объемы розничной торговли. В случае если доля прибыли в ценах на товары неизменна, размер прибыли растет за счет увеличения объемов их продаж.
- структура розничных товаров. Оборот увеличивается за счет рас-ширения ассортимента. Увеличивая в обороте сегмент престижных каче-ственных товаров, можно добиться увеличения доли прибыли в ценах, так как покупатель чаще покупает товары из этой группы именно из-за их престижности.
- организация движения товаров. Следствием ускоренного движения товаров к точкам продаж является снижение операционных расходов и увеличение объемов бизнеса. В результате происходит рост уровня и мас-сы прибыли.
- организация коммерческих и технологических процессов реализа-ции товаров. Для увеличения прибыли прибегают к внедрению прогрес-сивных методов торговли: продажа товаров по каталогам и образцам, са-мообслуживание. Такие методы снижают затратность и увеличивают объ-ем торгов.
- состав и численность работников. При достаточном уровне техни-ческой поддержки труда необходимое количество сотрудников обеспечи-вает полное выполнение программы по получению плановой прибыли для предприятия. Важен фактор квалификации сотрудника, его умение четко и быстро обслужить покупателя, правильно оформить покупку товара.
Системы и формы экономического поощрения труда сотрудников. Эти факторы, влияющие на величину прибыли, проявляются через показа-тели затрат на заработную плату и рентабельность этих затрат. Сегодня усиливается фактор морального стимулирования сотрудников, когда они получают удовлетворение от своей работы.
Производительность труда сотрудников компании. При прочих рав-ных условиях рост производительности труда приводит к увеличению рентабельности коммерческой структуры и увеличению прибыли.
Техническая вооруженность и фондовооруженность труда работни-ков. Производительность труда прямо пропорциональна оснащению ра-бочих мест образцами современного торгового оборудования.
Материально-техническая база торгового предприятия. Структура, имеющая более развитую и современную материально-техническую базу, может рассчитывать на постоянный рост розничного товарооборота с пер-спективой на длительный период. Вслед за этим повышается рентабель-ность и увеличивается объем прибыли.
Территориальное расположение, состояние и развитие торговой се-ти. Местоположение торговых сетей напрямую влияет на рентабельность и сумму прибыли. Наряду с магазинной стационарной сетью на показатель прибыли существенно влияет развитие сети передвижной, посылочной и мелкорозничной.
Уровень физического и морального износа основных фондов. Дан-ный фактор очень важен в плане роста рентабельности предприятия. Опо-ра на изношенное, устаревшее морально оборудование и основные фонды лишает надежды на рост прибыли в будущем.
Фондоотдача. Прямой результат ее повышения – рост розничного товарооборота в расчете на 1 рубль вкладываемых в основные фонды средств.
Оборотные средства. Это факторы, влияющие на изменение прибыли непосредственно. Поскольку масса полученной от одного оборота прибы-ли напрямую зависит от размера оборотных средств.
Порядок ценообразования. Размер полученной прибыли зависит от размера прибыли, которая включена в цену товара. Постоянное увеличе-ние прибыльной доли курса может привести к результату, противополож-ному желаемому.
Работа по взиманию дебиторской задолженности. Отсутствие задер-жек по взиманию дебиторской задолженности ускоряет оборачиваемость оборотных средств, что в свою очередь ведет к росту прибыли.
Исковая работа. Данный фактор оказывает непосредственное влия-ние на прибыльность внереализационных операций. Режим экономии. Имеет место относительное снижение текущих затрат коммерческого пред-приятия и рост суммы предполагаемой прибыли. В данном случае имеется в виду не абсолютно снижение имеющихся расходов, а относительное.
Деловая репутация фирмы. Речь идет о взгляде потребителя на по-тенциальные возможности коммерческой структуры. Наличие высокой коммерческой репутации позволяет увеличить прибыльность предприятия и получить дополнительную прибыль. Компания не может работать изо-лированно. Он постоянно взаимодействует с внешней средой: продавцами и производителями товаров, покупателями (в основном, населением), гос-структурами и госструктурами. Совокупность подобных факторов оказы-вает непосредственное влияние на эффективность коммерческого предпри-ятия, рентабельность его деятельности и сумму прибыли.
2.АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «ИМПУЛЬС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Импульс»
ООО «Импульс» является коммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью, в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. Общество является юридическим лицом и действует на основании законодательства РФ и устава. Основной целью организации является получение прибыли.
Предметом деятельности ООО «Импульс» является насыщение потребительского рынка товарами и услугами.
ООО «Импульс» в установленном законом порядке осуществляет следующие виды деятельности:
- изготовление и реализация строительных деталей и конструкций;
-строительство, капитальный ремонт и реконструкция объектов жилищного фонда и промышленных зданий и сооружений;
-благоустройство;
- производство товаров народного потребления;
- торгово-закупочная;
- посредническая;
- транспортные услуги.
Внешнеэкономическая деятельность ООО «Импульс» определяется экспортом производимой Обществом собственной продукции (работ, услуг) как для собственных производственных и социальных нужд, так и для насыщения рынка товарами и услугами. Структура персонала организации соответствует ее отраслевой специфике. При этом для нее характерна потребность в квалифицированном персонале, обладающем специальными навыками.
На рисунке 2.1 представлена структура организации ООО «Импульс»
Рисунок 2.1 - Структура организации ООО «Импульс»
Организация зарегистрировано по адресу: 107078, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 19, корп. 2. Структура ООО «Импульс» предполагает специализацию подразделений, что повышает эффективность деятельности предприятия за счет распределения функций и полномочий. Рассмотрим основные стратегии ведения бизнеса, используемые в ООО «Импульс».
Основная задача организации в данной ситуации – изготовить и реа-лизовать больше продукции, и минимизировать затраты на реализацию.
Рассмотрим основные стратегии ведения бизнеса, используемые в ООО «Импульс». Так как ООО «Импульс»» является довольно стабильно функционирующим предприятием, то оно использует стратегию, роста, при которой предприятие делает все, чтобы с конкретным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для ее реализации требуются большие маркетинговые усилия. При этом допускается осуществление «горизонтальной интеграции», при которой предприятие пытается устано-вить контроль над своими конкурентами. Также ООО «Импульс» активно использует стратегию прибыли.
Организации, применяющие стратегию прибыли, находятся на стадии зрелости и рассчитывают получать постоянную прибыль при по-мощи хорошо зарекомендовавшего изделия, освоенных технологий и при отлаженном производстве.
Таблица 2.1
Основные экономические показатели деятельности ООО Импульс» за 2018-2020 гг.
Показатели
2018 г.
2019 г.
2020 г. Изменения
абсолют- ные,
+,- относи- тельные,
%
Выручка, тыс. руб. 237193 346432 530463 293270 123,64
Расходы по обычной деятель-ности, тыс. руб. 192186 259992 411447 219261 114,09
Затраты на 1 руб. выручки 0,81 0,75 0,78 -0,03 -3,70
Прибыль от продаж тыс. руб. 45007 86440 119016 74009 164,44
Прочие доходы тыс. руб. 19853 7813 419 -19434 -97,89
Прочие расходы тыс. руб. 10025 2369 6700 -3325 -33,17
Налог на прибыль (доходы)
тыс. руб. 11104 20284 25549 14445 130,09
Чистая прибыль (убыток) тыс. руб. 43428 71600 87186 43758 100,76
Рентабельность продаж, % 18,97 24,95 22,44 3,46 х
Среднегодовая стоимость
основных фондов, тыс. руб. 2133 61820 124261 122128 х
Выручка за анализируемый период 2018-2020 гг. увеличилась на 293270 тыс. руб. и составила 530463 тыс. руб. Увеличение выручки ООО «Импульс» произошло за счет роста объема продаж. Расходы по обычной деятельности ООО «Импульс» в 2020 г. увеличиваются на 219261 тыс. руб., за счет повышения стоимости материалов, увеличения транспортно-заготовительных расходов, расходов на оплату труда. Прибыль от продаж увеличилась на 74009 тыс. руб. и составила 119016 тыс. руб., в связи с этим происходит увеличение рентабельности продаж на 3,46 %.
Отрицательным фактором является снижение суммы прочих доходов ООО «Импульс» на 19434 тыс. руб. или 97,89%, в 2020 г. показатель составляет 419 тыс. руб. Снижение прочих расходов за анализируемый период составило 3325 тыс. руб.
На рисунке 2.2 представлена динамика показателей прибыли ООО «Импульс» за 2018-2020 гг.