Глава 1. Теоретические аспекты монополии как рыночной структуры
1.1. Сущность, особенности и виды монополий
Понятие «монополия» в процессе использования в рамках различных экономических школ на настоящий момент потеряло однозначную смысловую определенность, поэтому мы должны уяснить его содержание.
Исторически теория монополии развивалась в трех направлениях: рыночном, технологическом, марксистско-ленинском.
Представители первого направления рассматривали монополию как ситуацию на рынке, когда продавец может существенно влиять на объем предложения и цену товара и во многом их определять. Однако анализ конкуренции здесь замкнут на сфере обращения. При этом не учитывалась роль монополии в сфере материального производства. Производя значительную долю продукции, монополист занимает на рынке крупную нишу, является ведущим продавцом и активно влияет на объем и структуру предложения и, соответственно, на величину рыночной цены. Фирмы -монополии, являясь постоянными крупными поставщиками пользующейся рыночным спросом продукции, активно влияют и на величину рыночного спроса. Диверсифицируя производство отдельных видов продукции с учетом запросов покупателей, фирмы - монополии наращивают объемы сбыта и неуклонно увеличивают сумму своей выручки и чистой прибыли.
Важным преимуществом монополий в рыночных условиях является возможность существенно удешевить свою продукцию за счет увеличения масштабов производства и снижению трансформационных и трансакционных издержек. Внедряя новую технику и прогрессивную технологию, увеличивая объемы производства, фирмы - монополисты добиваются уменьшения средних постоянных, переменных и валовых издержек. Большим преимуществом монополистов является возможность существенного снижения трансакционных расходов, прежде всего, расходов на защиту прав собственности, расходов на ведение переговоров и на заключение сделок, расходов на рекламу. Крупные монополии имеют в своем составе высококвалифицированных снабженцев, маркетологов, юристов, деятельность которых способствует уменьшению трансакционных издержек монополий [23, с.129].
Представители технологического направления в теории монополии отождествляют монополию с крупномасштабным предприятием действующим на всех стадиях воспроизводства и во всех сферах деятельности как единая хозяйственная единица. Особое значение, представители технологического направления придавали преимуществу монополиям в технической и технологической базе по сравнению с немонополизированными предприятиями. Эти преимущества монополий явились результатом концентрации производства и капитала.
Несмотря на наметившуюся со временем тенденцию к сближению взглядов ученых - сторонников рыночного и технологического направлений, в современной экономической теории предпочтение отдается рыночному направлению теории монополии.
Монополии являются важным институтом рыночной экономики и оказывают большое воздействие на все звенья и способы функционирования хозяйственного механизма современной экономики развитых стран. Они характеризуют высокий уровень обобществления производства и обращения, концентрации и централизации производства и капитала.
Монополии видоизменяют конкуренцию, но не могут ее полностью устранить. В условиях монополизации экономики ведется конкуренция между монополиями друг с другом, между монополиями и немонополизированными предприятиями, а также между предприятиями, входящими в состав самих монополий.
Рыночная концепция монополии характеризует место и роль монополий в современном хозяйственном механизме наиболее полно.
В современных рыночных условиях монополии являются приоритетными хозяйствующими субъектами, которые занимают лидирующие позиции во многих отраслях экономики. Монополии сосредотачивают на своих предприятиях основную долю производимой продукции, производственных ресурсов и рабочей силы. Важно и то, что монополии располагают большим капиталом и оперативно маневрируют финансовыми средствами для изменения объемов производства и продаж различной продукции.
Анализируя причины появления монополии, марксистско-ленинская политическая экономия раскрывает их применительно к капиталистическому способу производства. В соответствии с данной методологией возникновение капиталистической монополии можно представить следующим образом:
- конкуренция - концентрация производства и капитала - монополия;
- конкуренция - концентрация производства и капитала - конкуренция – монополия [14, с.118].
Таким образом, в качестве главной причины монополии выдвигаются конкуренция и концентрация. Капиталист объективно вынужден увеличивать свой капитал и, соответственно, масштабы производства. Таким образом, осуществляется концентрация, представляющая диалектический процесс, происходящий в производительных силах и в производственных отношениях. Концентрация производительных сил приводит к увеличению масштабов производства, к замене мелкого производства крупным. В основе этого процесса лежат преимущества крупномасштабного производства, на котором при прочих равных условиях производительность труда, как правило, выше, чем на мелком.
Рассматривая концентрацию производства, марксизм неразрывно связывает ее с концентрацией капитала. Материализация концентрации капитала проявляется в концентрации производства. Однако нельзя отождествлять эти два процесса. С одной стороны, не всегда, хотя и в большинстве случае, более крупный капитал приводит к появлению более крупных предприятий. Иногда капиталист предпочитает диверсифицировать производство, приобрести предприятия в смежных, или вообще не связанных отраслях. С другой стороны, крупное предприятие не всегда создается за счет накопления прибавочной стоимости - может происходить централизация, а не концентрация капитала.
Однако в масштабах совокупного капитала и совокупного производства при капитализме концентрация производства неизбежно принимает форму концентрации капитала, так как осуществляется за счет накопления прибавочной стоимости.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что в марксистско-ленинской политической экономии под концентрацией в капиталистическом обществе понимается процесс укрупнения масштабов производства и капитала за счет аккумуляции прибавочной стоимости, созданной трудом наемных рабочих.
Как отметили классики марксизма-ленинизма, именно концентрация выступает главной объективной причиной возникновения монополии при капитализме. В этом состоит одно из важнейших научных открытий в теории монополии. Однако при этом меньшее значение придавалось исследованию конкретных условий рынка, при которых возникает монополия. Эти проблемы получили большую разработку в других направлениях экономической науки.
В современной экономической теории не сложилась общепринятая трактовка содержания монополии. Можно выделить как минимум три его трактовки: поведенческую, структурную и функциональную. При этом в поведенческой, где процесс хозяйствования анализируется с позиций выявления поведенческих особенностей субъектов, ее содержание сводится к борьбе хозяйствующих на рынке субъектов за монопольно высокую прибыль. В структурной, когда акцент переносится на анализ условий функционирования монополии (тип рыночной структуры), содержательная сторона усматривается в исключительном положении определенного хозяйствующего субъекта на рынке, в степени господства фирмы на рынке. Для функционального подхода характерно выражение содержания монополии в качестве стимулятора инновационной деятельности, либо рассмотрение монополии как отрицательного явления рыночной экономики, способствующего несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополисту [19, с.61].
Нельзя не признать, что все названные трактовки отражают важные аспекты роли монополии в экономике. Но нельзя не видеть и другого; все они даются с позиций анализа монополии как механизма подавления соперничества между хозяйствующими субъектами.
В имеющихся экономических исследованиях чаще всего монополией называют:
а) предприятие (обычно имеют в виду крупное предприятие), занимающее доминирующее положение на товарном рынке или в отрасли и обладающее монопольной властью, которую оно может использовать для удержания своего исключительного рыночного положения в течение долгосрочного периода за счет подавления реальных и потенциальных конкурентов; получения монопольно высокой прибыли, которая может быть достигнута за счет роста цен и снижения объема производства, давления на конкурентов и потребителей и т.д.;
б) структуру рынка, которая характеризуется: наличием одной или небольшого количества фирм, на долю которых приходится значительный объем рыночного производства; затрудненным вступлением на рынок новым хозяйствующим субъектам за счет наличия барьеров входа;
в) преимущественное или исключительное право на что-либо (торговые, таможенные, налоговые и другие льготы) в какой-либо сфере деятельности государства, ведомства, организации, предприятия, в результате чего происходит концентрация средств производства, научно-технических открытий и изобретений, источников и ресурсов сырья, денежного капитала, сбыта товаров, позволяющая навязывать контрагентамособые условия взаимоотношений выгодные им самим [4, с.236].
Все эти определения, безусловно, связаны между собой. Можно сказать, что они характеризуют одно и то же глобальное экономическое явление, которое можно рассматривать «с разных сторон» и которое проявляет себя в разных сферах.
Экономическая система есть совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм.
Монополия является элементом сложного социально-экономического рыночного механизма, призванного служить стимулированию экономического роста и повышению эффективности производства и экономики в целом важным звеном системы предпринимательства.
Системный подход к исследованию монополии позволяет раскрыть ее как систему воспроизводственных отношений между субъектами, действующими на различных уровнях: микро-, мезо-, макро. Анализ монополии как системы производственных отношений в российской экономической литературе, на наш взгляд, представлен не достаточно полно. Отсутствие комплексного анализа монополии не позволяет понять ее закономерный характер в условиях трансформации экономики.
Исследование монополии как системы экономических отношений между хозяйствующими субъектами представляет собой выявление ее системных признаков, к которым можно отнести структуру системы, целостность ее элементов, характер взаимосвязей между элементами, способность к саморазвитию на основе разрешения противоречий, интегрированность в общую систему экономических отношений, возможность регулирования.
Элементами монополии как системы являются хозяйствующие субъекты, экономические отношения между ними, монополистическая стратегия, отражающая цели и методы взаимодействия, экономические преимущества субъекта монополии. Для характеристики субъектов монополии как групп производителей и продавцов необходимо их структурировать, определяя следующую иерархию субъектов монополии в зависимости от уровня ее проявления. На микроуровне субъектами монополии могут быть отдельный человек, предприятие, фирма, их объединения; на мезоуровне - отрасль, регион, а на макроэкономическом уровне – государство [8, с.219].
На наш взгляд, вопрос об экономическом содержании монополии необходимо рассматривать в двух аспектах - текущего хозяйствования и воспроизводственном.
С точки зрения задач текущего хозяйствования, для всякой отдельной фирмы достижение монопольного положения воспринимается ничем иным, как механизмом соперничества, в рамках которого борьба за монопольную прибыль выражает целевую функцию этого механизма, степень монополизации - условия ее реализации, а монополистическая деятельность - способ достижения цели. Рассматриваемая же в воспроизводственном аспекте, содержательная сторона монополии отражает непрерывный процесс возобновления монопольной власти хозяйствующих субъектов в производстве и на рынке.
На современном этапе монополия рассматривается нами как экономические отношения между хозяйствующими субъектами за сохранение и упрочнение своих монопольных позиций в производстве и на рынке в целях реализации своей целевой функции - получения монопольной прибыли.
1.2. Поведение фирмы в условиях монополии
Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. У чистой монополии нет продавцов-соперников, поэтому фирма монополист имеет возможность повлиять на цену. Доступ других фирм на монополизированный рынок не возможен из-за наличия барьеров. Роль барьеров выполняют патенты или лицензии, исключительные права, полученные от правительства, большие размеры капитала и т. д.
Монополии осуществляют контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны [23, с.172].
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей.
Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять-таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.
Монополия характеризуется, преимущественно, отрицательными чертами (рис.1.2.1).
Рис.1.2.1. Отрицательные черты монополии [11, c.127]
В использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П.Самуэльсон), «ценоискатель» (П.Хейне).
Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.
Основные характерные черты:
1. На данном рынке производителем продукции и услуг выступает одно единственное предприятие — чистый, или абсолютный монополист. По существу оно же диктует цену на свою продукцию. На падающий спрос его продукции, монополист отвечает изменением предложения товара, чем и вызывает изменение объёма спроса и цены.
2. Вступление в данный рынок новых предприятий блокируется экономическими, финансовыми, правовыми, техническими и другими преградами. Иначе монополист теряет своё абсолютное монопольное положение.
3. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
4. Неценовая конкуренция на данном рынке отсутствует. Чистый монополист диктует цену. Причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения [12, с.193].
Черты чистой монополии наиболее полно встречаются в небольших населённых пунктах с одним магазином, одним телефонным пунктом, местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к монополии в географически изолированном населённом пункте.
Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию.
Институт частной собственности может быть использован монополией как средство эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Фирма, владеющая или контролирующая сырьё, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.
Эта рыночная структура представляет смешение конкуренции и монополии. Для этой структуры характерно относительно большое число небольших производителей, производящих дифференцированную, хотя и идентичную продукцию, развитость неценовой конкуренции и реклама. Производители в условиях монополистической конкуренции являются небольшими по размеру формата (розничная торговля, производство бытовой техники, парфюмерия, пошив верхней одежды и т. д.).
Рис.1.2.2. Основные достоинства и минусы монополистической конкуренции [4, с.180]
Монополистическая конкуренция обладает рядом положительных и отрицательных черт (рис.1.2.2).
В связи с тем, что монополистическая конкуренция включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции и чистой монополии, можно выделить следующие ее признаки. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действуют много фирм и имеется достаточно свободный вход в эту отрасль и выход из нее.
Другой чертой этого рынка является то, что все фирмы отрасли имеют определенную возможность "назначать" цену на производимый ими товар, т.к. каждая фирма продает отличный продукт от товаров других фирм.
Например, все фирмы выпускают верхнюю одежду. Казалось бы, товар один - мужские пальто, но каждая фирма выпускает свой товар, отличный от других фирм фасоном, составом и цветом ткани, отделкой, применяемой фурнитурой и т.п. Происходит дифференциация товара, которая покрывает фирмам возможность манипулировать ценами, повышать или понижать их.
В то же время, назначая цены, продавцы не могут не считаться со спросом и предложением, поэтому термин "назначенная цена" призван скорее подчеркнуть тот ее уровень, на который рассчитывают продавцы. В жизни они вынуждены находить разумные решения между желанием продать подороже и стремлением увеличить объем продаж, т.е. найти наиболее выгодную для себя цену или набор цен [4, с.181].
В конечном счете, каждый продавец устанавливает окончательную цену, хотя многие из них предпочитают преобладающую цену. Однако поиски уровня цен далеко не свободны от ограничений, налагаемых спросом и предложением. Даже крупные корпорации испытывают влияние спроса и предложения на принимаемые решения. К тому же цены зависят от издержек, а с издержками вынуждены считаться любой продавец.
Поэтому отправным пунктом ценообразования для товаропроизводителя является динамика предельных издержек и спроса, изменяющихся во времени вне зависимости от действий товаропроизводителей-конкурентов.
В свою очередь, наличие массы производителей, выпускающих аналогичные товары, а также возможность относительно свободного входа в отрасль вносят в процесс ценообразования важный элемент конкуренции.
Все это ведет к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Следовательно, дифференциация товара означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром, но и достаточно различные для того, чтобы товаропроизводитель чувствовал некоторую свободу в отношении "назначения" цены на свой товар.
Таким образом, можно сделать вывод, что исследование монополии как экономической категории, позволяет нам раскрыть ее взаимосвязь с другими экономическими категориями. Монополия является составной частью общей системы категорий в экономической системе общества, что позволяет обозначить ее как подсистему производственных отношений, имеющую свои особенности. Монополия, прежде всего, связана с такими экономическими категориями, как конкуренция, общественное производство, собственность, экономический интерес, спрос, предложение, ценообразование, прибыль, производительность труда, научно-технический прогресс.