1 ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Основы коммуникативной культуры детей дошкольного возраста, их сущность и содержание
Общение является взаимодействием двух либо более людей, которое направлено на объединение и согласование их усилий для налаживания отношений, а также достижения результата. В качестве необходимых условий, подтверждающих наличие настоящего общения, выступают: умение отождествления себя с другими людьми, способность сопереживать, готовность принять иную точку зрения .
Развитие коммуникативной культуры детей дошкольного возраста является одной из главных задач образования во все времена. Важно начать развитие коммуникативной культуры именно в дошкольном возрасте. Основой коммуникативной культуры личности является общение, без которого человек не сможет развиваться.
В соответствии ФГОС ДО содержание образовательной области, «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
В период от рождения до семи лет последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно - познавательная, внеситуативно - личностная. Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей коммуникативного общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует «обогащению и преобразованию их социальных потребностей» .
Без постоянной поддержки взрослого развитие коммуникативного общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Исследования Е.О. Смирновой, Р.И. Терещук, В.М. Холмогоровой показали, что примерно к четырем годам для ребенка сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Коммуникативное общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов.
Развитие коммуникативного общения ребенка 4 - 7 лет со сверстником также проходит ряд этапов. На первом этапе (4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое проявляется в параллельных действиях детей.
На втором этапе (4 - 6 лет) возникает потребность в ситуативно- деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность – потребность в уважении и признании сверстника.
На третьем этапе (6 - 7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности – содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. В коммуникативном общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми. К концу старшего дошкольного возраста в жизни ребенка все большее время и внимание занимают сверстники. Возникают различные группы, сообщества, обмениваются своими мыслями в зависимости от задач, случая. Часто ребенок за год меняет несколько таких групп, имеет многочисленные знакомства, но еще не настоящую дружбу. В этом возрасте дружба скорее напоминает сотрудничество в каком-то деле. Заканчивается дело – заканчивается и сотрудничество.
Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей. основное побуждение к коммуникативному общению рождается из стремления ребенка к самопознанию и самооценке через партнера по общению и с его помощью, и это в одинаковой степени относится к обеим сферам коммуникации детей .
Таким образом, уже в дошкольном возрасте коммуникативные потребности выходят за рамки родной семьи и в жизни ребенка появляются друзья и товарищи. В этот период основное взаимодействие детей между собой происходит в игре. Именно в игре они постигают и учатся применять вербальные и невербальные средства и способы коммуникации, образцы поведения в различных ситуациях, способы эмоционального реагирования. Коммуникация дошкольников очень разнообразна, в ней много эмоций, творчества, фантазии. Отмечено, что в общении детей между собой «почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого».
В современных условиях многие социальные аспекты и нарастающая волна информационного развития общества ограничивают и сильно меняют характер общения детей. Часто дошкольники испытывают дефицит полноценного взаимодействия в активных играх, ограничения в тактильном, сенсорном, эмоциональном отношении. В организации поведения, регуляции эмоционально-волевой сферы, в формировании самосознания и самооценки в основе нарушенной коммуникации лежит дефицит социального взаимодействия, обусловленный вторичными причинами. Из-за отсутствия опыта общения дети не владеют средствами и способами коммуникации, испытывают сложности при инициировании контакта, не владеют темами актуальных интересов сверстников. Современные дети, воспитывающиеся в семье, как правило, находятся под постоянным надзором взрослых и в силу социальных причин ограничены в общении. Дети практически не играют во дворах, из активного использования постепенно уходят традиционные подвижные игры, а это тоже важные условия развития коммуникативных навыков.
Сформированность коммуникативных навыков помогает дошкольнику стать образованным, легко адаптироваться в социуме. Существенную роль в развитии коммуникативной деятельности детей играет коммуникативная культура.
Коммуникативная культура рассматривается в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и в других науках. Психологи Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев описывают социальные проблемы коммуникации личности; философы М. М. Бахтин, М. С. Каган, В. С. Библер раскрывают сущность коммуникативной культуры. Вопросы развития коммуникативной культуры личности рассматриваются в исследованиях И. А. Зимней, И. Ф. Исаева и др. Однако, в психолого-педагогической литературе однозначного определения понятия «коммуникативная культура» нет. Понятие «коммуникативная культура» обладает характеристиками, присущими понятиям «культура» и «коммуникация» .
В современном энциклопедическом словаре «коммуникация» — это общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. «Культура» (от лат. Cultura воспитание, образование, развитие) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Следовательно, «коммуникативная культура» как форма деятельности человека, выражает суть общей культуры со всеми ее характеристиками и проявляется в процессе коммуникации. В социальной психологии коммуникативная культура рассматривается как одна из характеристик коммуникативного потенциала личности и является синонимом термина «культура общения» .
В основе общения лежит область контактов людей при их взаимодействии друг с другом. Эти контакты протекают в реальном пространстве общества, субъектов и их внутренних миров.
В. С. Садовская выделяет следующие стороны общения:
? коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
? интерактивная сторона заключается в обмене деятельностью;
? перцептивная сторона общения — в обмене впечатлениями и чувствами.
Коммуникативная сторона общения дошкольников определяется потребностями, которые лежат в основе той или иной формы общения. На протяжении дошкольного периода развиваются, сменяя друг друга, несколько форм общения.
А. Г. Рузская выделяет три основные формы общения со сверстниками в дошкольном возрасте: эмоционально-практическая форма характерна для детей от 2 до 4 лет; ситуативно-деловая — для детей 4–6 лет; внеситуативно-деловая форма общения характерна для старших дошкольников, которая складывается к 6–7 годам, этот период внешне проявляется в избирательных привязанностях, дружбе и возникновении более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Они рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила .
Причиной такой смены является изменение содержания коммуникативной потребности у детей. Главным условием нормального развития и благополучия ребенка в детском саду является его доброжелательное отношение со сверстниками и с воспитателем. В энциклопедическом словаре (основы духовной культуры) педагога В. С. Безруковой, дано определение коммуникативной культуры — это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя. В коммуникативную культуру входят: эмоциональная культура (культура чувств), культура мышления и культура речи .
Развитие речи в дошкольном возрасте, одно из важнейших образовательных линий. Речь возникает из потребности общения, поэтому основным в речевом развитии ребенка является усовершенствование умения пользоваться речью как средством общения. Коммуникативная функция речи является одной из основных функций, развивающихся в дошкольном возрасте. У старших дошкольников формируется такая форма речи, как объяснительная — это рассуждения, объяснение способа действий. Объяснительная речь важна для развития взаимоотношений детей и умственного развития .
Мышление начинается использоваться дошкольником для познания того, что выходит за пределы его собственной деятельности. Об этом говорят вопросы 6–7- летнего ребенка (А что внутри Земли? А почему небо голубое?). Серьезный экспериментальный и теоретический материал по проблеме развития детского мышления принадлежит известным зарубежным психологам Ж. Пиаже и Дж. Брунеру, которые считали основным показателем умственного развития ребенка овладение им действиям и операциям. По мнению ученых, первая стадия в развитии детского мышления охватывает детей дошкольного возраста до шести лет. Эмоциональная культура (культура чувств) современных дошкольников, существенно изменилась, у детей увеличился уровень эмпатии по отношению к сверстникам и к пожилым людям.
Дошкольники стали подавлять свои эмоции — дети стараются не показывать свои реальные переживания, либо подавляя их, либо маскируя. Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет о старших дошкольниках, которые раньше выражали свои эмоции открыто .
Анализ программ дошкольного образования («От рождения до школы» и «Детство») показал, что развитию коммуникативной культуры старших дошкольников уделяется особое значение. В примерной программе «От рождения до школы» ставятся следующие задачи: воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, уважительное отношения к окружающим; привычку сообща играть; умение самостоятельно находить общие интересные занятия; формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников.
В рамках реализуемой программы «Детство» социально-коммуникативное развитие направлено на: воспитание доброжелательного отношения к людям, уважение к старшим, дружеское взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам; развитие добрых чувств и эмоциональную отзывчивость; воспитание культуры поведения и общения, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. Проблема развития коммуникативной культуры старших дошкольников связана с дефицитом доброты, уважения и воспитанности.
Таким образом, понятие «коммуникативная культура» включает в себя потребность в коммуникации, свободу выбора партнера для общения, самовыражение и т. д. Главной коммуникативной потребностью дошкольника является потребность в общении со сверстниками и взрослыми, которая происходит к 6–7 годам. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые, избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы.
1.2 Проявление коммуникативной культуры у детей среднего дошкольного возраста и ее оценка
Средний дошкольный возраст 4-5 лет связан с формированием прогрессивных новообразований коммуникативной культуры. Ребенок начинает становиться субъектом, у него формируется позиция «Я – сам», он начинает сопротивляться требованиям общества, это сопротивление необходимо, чтобы развить собственную самость.
Для этой новой позиции (субъекта) ребенок должен выработать новые для него формы коммуникативной культуры (с помощью взрослых). Это необходимо, чтобы с одной стороны, осуществлять эффективную социализацию, с другой стороны сохранить свою самость. Когнитивный компонент развития коммуникативной культуры связан с когнитивным развитием ребенка в возрасте 3-5 лет. Согласно Ж. Пиаже, это возраст совпадает с началом первой подстадии дооперациональной стадии развития интеллект (эта подстадия приходится на возраст 2- 4 лет) .
В 4-5 лет ребенку уже оказывается доступной символическая репрезентация, то есть применение слов, действий, образов, событий для описания собственных переживаний и того, что происходит с ребенком в реальной жизни. Считается, что дети в этом возрасте могут имитировать знакомые роли, и действия, изображать прошедшие события. Появляются игры с предметами. После 3-х лет дети могут использовать предметы, совершенно оторванные от игровой ситуации для игры. Оценить уровень когнитивного развития коммуникативной культуры на этой стадии можно используя тесты- задачи Ж. Пиаже, которые он применял для соответствующих целей.
Мотивационный компонент коммуникативной культуры ребенка в возрасте 4-5 лет. Изменение мотивации является одним из характерных признаков кризиса 3 лет по Л.С. Выготскому . В этом возрасте происходит изменение мотивация поведения ребенка. Ребенок впервые становится способным поступить вопреки своему непосредственному желанию. Например, он может отказываться поиграть в любимую игрушку именно потому, что он этого очень хочет. Поведение ребенка будет зависеть от отношений с другими людьми, а не определяться только его желанием. Ребенок хочет, чтобы взрослые учли его мнение. У ребенка появляются такие черты характера, как упрямство и строптивость. Под упрямством понимают такие реакции ребенка, когда он настаивает на своем, не смотря на то, что объективно не прав.
Под строптивостью понимают сопротивление требованиям взрослого, стремление сделать наперекор. Считается, что строптивость направлена против всей сложившейся системы отношений в раннем детстве, а не против конкретного взрослого. Эмоционально-волевой компонент коммуникативной культуры ребенка в возрасте 4-5 лет. Этот возраст очень важен для формирования эмоционально-волевой сферы. Д. Б. Эльконин считал, что именно в этот возрасте закладываются основы воли. Д. Б. Эльконин также связывал этот возраст (3-5 лет) в рамках своей теории с соответствующим кризисом «инициатива или вина» .
В зависимости от того, как происходит развитие личности ребенка у него может сформироваться инициатива как целеволевое качество или его противоположность - чувство вины за проявления своей самости. Оптимальное развитие коммуникативной культуры обеспечит ребенку развитие инициативы - составляющей воли.
Л.С. Выготский считал, что этот возраст связан с формированием позиции «Я- сам», в этом возрасте ребенок хочет сделать все сам, даже то, что выполнить еще не может . Появление этой позиции означает оптимальное формирование эмоционально- волевого компонента коммуникативной культуры на этом этапе.
Поведенческий компонент коммуникативной культуры ребенка в возрасте 4-5 лет. Вообще согласно теории, о поведенческом компоненте нужно судить по сформированности коммуникативных стилей, и по степени развития норм общения, по наличию у человека определенных этических правил, которые регулируют взаимоотношение людей. Понятно, что у ребенка в такой форме этот компонент сформирован быть не может, но уже на этом этапе его нужно формировать с помощью образовательной среды.
Для ребенка коммуникативная культура предполагает установление адекватных отношений с окружающим социумом, главным образом со взрослыми. Ребенок должен начать учиться определенным правилам социальных отношений.
Оптимальная социализация ребенка требует у него развития сопереживания («животному тоже больно, нельзя его дергать за хвост»), а также формирование у него вежливой культуры общения (использование слов спасибо, пожалуйста и др.).
Взрослые выступают посредниками в формировании коммуникативной культуры, поэтому для развития этого компонента необходима совместная деятельность ребенка и взрослого. Необходимо, чтобы эта деятельность была насыщена использованием вежливых слов и элементами сопереживания. демонстрируемыми взрослыми. Взрослым необходимо использовать вежливые слова по отношению к друг другу и к ребенку подчеркнуто, обращая на это его внимание.
Также необходимо вырабатывать у ребенка элементы сопереживания, как по отношению к самим взрослым, так и к другим детям, а также по отношению к животным и растениям.
Таким образом, коммуникативная культура дошкольников среднего возраста это комплекс знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, планирование ситуации общения, оценка и интерпретация коммуникативных действий), включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры).
1.3 Необходимость и особенности формирования основ коммуникативной культуры у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации
Образовательная деятельность по формированию у детей среднего дошкольного возраста социальных коммуникативной культуры строится на следующих принципах:
1. Вариативность. Вариативность содержания образования, согласно ФГОС ДО, в процессе формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков достигается путем построения основной образовательной программы с учетом нескольких примерных образовательных программ дошкольного образования, использования программ дополнительного образования .
2. Принцип социообразности предусматривает раскрытие ребенку его индивидуального мира, интересов, способностей и потребностей, предполагает обогащение содержания работы с детьми по формированию у них социальных навыков информацией о различных сферах социальной культуры, науки, искусства. Данный принцип находит отражение и в информации для дошкольников, касающейся содержания региональной направленности.