1. Роль исследования в развитии менеджмента
1.1 Понятие исследования
При раскрытии темы контрольной работы необходимо дать определение исследованию. Исследование – это фактор любой деятельности (научной, хозяйствующей, культурной и.т.д), который в зависимости от рода деятельности реализуется в разной мере[3].
Научная деятельность предусматривает высший уровень фундаментальных исследований и направлена на определение моделей поведения объекта исследования и получение новых идей. Технические действия, требующие автоматизма и усидчивости, требуют минимума исследований. Менеджмент, основным содержанием которого является принятие решений, трудно представить без исследовательской деятельности. С развитием менеджмента возрастает роль и удельный вес научных исследований.
Необходимы исследования, чтобы понять ситуацию более глубоко и ясно. Кроме того, чтобы выявить проблему и эффективно решить эту проблему, необходимо изучить эту проблему.
1.2 Типы исследования
В дихотомических категориях типы исследований можно выделить по различным критериям. В соответствии с целью обучения это практические и научно-практические (образовательные) занятия, которые заключаются как просто в выработке эффективных решений и достижении желаемого результата, так и в дальнейших исследованиях, актуализации знаний и повышении уровня знаний. Образование.
В зависимости от аппарата научного анализа и научной методологии исследование может быть эмпирическим, т. е. основанным прежде всего на накопленном и ближайшем, непосредственном результате, и научном опыте, построенном на обобщениях естественного характера.
Исследования могут быть ресурсоемкими, эта функция зависит от использования определенных ресурсов на всех этапах исследования. В зависимости от времени исследование может быть или не быть долгосрочным[1].
Наконец, в зависимости от степени организованности и участия персонала в его проведении исследование может быть индивидуальным или коллективным, стихийным или организованным. Исследования, основанные на анализе самописных управленческих ситуаций, могут быть практически любыми из перечисленных типов, хотя и имеют свою специфику. Процесс совершенствования управления всегда предполагает выбор того или иного вида исследования. Это позволяет добиться большего эффекта.
2. Стадии исследования в менеджменте
1.1 Подготовительная (теоретическая) стадия
2.1.1. Формирование объекта и проблемы исследования
Объектом исследования является организация или система управления, а проблемы, возникающие в этой системе, являются объектом исследования. Проблема – это противоречие, которое необходимо разрешить, что гарантирует развитие управления изучаемым объектом. Проблема решается комплексом задач. В отличие от задачи задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма среди известных. Качество проблемы становится выше, если реализовать следующие четыре шага ее «очистки»:
1) отделение реальных проблем от псевдопроблем;
2) отбор реальных проблем по необходимости решения;
3) выбор задачи по ожидаемому значению результата;
4) отбор проблем по критерию возможности разрешения.
В методологии исследования очень важным оказываются следующие принципы отбора проблем:
1) острота проблемы;
2) содержание проблемы;
3) наукоемкость проблемы;
4) трудоемкость решения проблемы, ресурс времени;
5) перспективы развития.
Постановка проблемы предполагает следующую группу действий:
1. Формулирование проблемы, состоящее из следующих операций:
a. определение центральной проблемы проблемы;
б. противоречие - закрепление противоречия, ставшего корнем проблемы;
в. Фанчатизация — это гипотетическое описание ожидаемого результата[2].
2. Построить задачу, состоящую из следующих операций:
а) расслоение - подразделение проблемы на неотвеченные подвопросы, которые не могут найти ответ на главный проблемный вопрос;
б) композиция - группировка и организация порядка решения подзадач, составляющих проблему;
в) местоположение - ограничить область исследования в соответствии с потребностями исследования и отличить известный объект от неизвестного в области, выбранной для исследования;
г) вариант ищет альтернативы для всех элементов проблемы.
3. Оценка проблемы, характеризующаяся следующими действиями:
a. кондификация – выявление всех условий, необходимых для решения проблемы;
b. когнификация – выяснение степени проблемности, т. е. соотношения известного и неизвестного в информации, которую требуется использовать для решения пробле- мы.
4. Обоснование, представляющее собой последовательность следующих процедур:
a. экспозиция;
b. актуализация;
c. компроментация;
d. демонтарция.
5. Обозначение, состоящее из следующих процедур:
a. Экспликация понятий, т. е. перекодировка – перевод проблемы на иной научный или обыденный язык;
b. интимизация понятий – словесная нюансировка выражения проблемы и подбор понятий, наиболее полно отражающих смысл проблемы[2].
Существуют три уровня постановки проблемы:
1) интуитивная форма постановки проблемы – в этом случае ограничиваются только постановкой центрального вопроса проблемы;
2) постановка проблемы в соответствии с указанными правилами, но без необходимости их полного соблюдения, хотя и при наличии процедурного списка;
3) сознательное использование всех процедур постановки проблем и входящих в них операций. Таким образом, сегодня исследование – одна из основных функций управления, обеспечивающая высокое качество управленческих решений, и средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.). Формула современного управления – «управлять, совершенствуя и совершенствуясь»[5].
Приведенная выше формула требует от исследователя постоянного отслеживания ситуации, и ее экстраполяции в ближайшей и среднесрочной перспективах.
2.1.2 Основные характеристики объекта исследования
Объектом исследования является организация, подразделение, любая структурная единица, группа лиц и т. п., деятельность которых должна описываться ситуацией. Различают включенное и простое наблюдение: в первом случае наблюдатель имитирует вхождение в социальную среду, приспосабливается к ней и анализирует события «изнутри»; во втором случае наблюдатель фиксирует события «извне».
Наблюдение ведется не только для сравнения каких-то гипотез. Его основная функция заключается в подтверждении явлений или фактов. Лидер, имеющий только свой индивидуальный стиль управления, приводящий к желаемому результату, способен увидеть все проявления людей в коллективе, в том числе и личные, скрытые от невооруженного глаза. Поэтому наблюдения являются одним из основных признаков объекта исследования. Особенности стадии исследования.
2.2.1 Постановка задачи
Для определения особенностей исследовательского шага необходимо правильно реализовать постановку задачи исследования. При этом особое место занимает описательная часть исследования, непосредственно связанная с изучением первоисточников. Следующим шагом в постановке задачи является сопоставление выделенных материалов по их формальным и содержательным характеристикам, а также выявление общих закономерностей и тенденций, которым следует исследуемый объект в своем развитии.
Можно проводить эксперименты для получения фактического материала, необходимого для создания ситуации, проводить исследования по результатам ситуационного анализа и т. д. Этот метод прошел долгий путь развития — от первых спорадических опытов до высокоразвитой современной экспериментальной техники.
Постановка задачи — самый важный шаг в построении модели, способной обеспечить правильное решение задачи управления. Использование математики или компьютера бесполезно, если сама проблема точно не диагностирована.
При построении модели руководитель должен определить основную цель модели, стандарты вывода или информацию, которую необходимо получить, чтобы помочь руководству решить ту или иную проблему. Еще одним важным фактором, который следует учитывать при построении модели, является стоимость[6].
2.2.2 Разработка методики и программы исследования
При разработке методики особое внимание уделяется проверке достоверности модели. Именно определение надежности метода позволяет исследователю правильно решить поставленную задачу. Одним из проверенных методов такого контроля является проверка ситуации за прошедший период. После проверки модель готова к использованию в исследовании. Еще одним видом моделирования является имитационное моделирование.
Моделирование как метод изучения системы управления представляет собой процесс создания модели и ее экспериментального применения для определения изменений в реальной ситуации. Основная идея моделирования заключается в использовании устройства для имитации реальной системы для изучения и понимания ее свойств, поведения и характеристик. Таким образом, моделирование часто является наиболее практичным способом замены модели реальной системой.
Имитационная модель представляет собой модель системы, исследование которой осуществляется путем эксперимента, воспроизводящего процесс функционирования или развития системы. Такой эксперимент называется имитационным.
Среди этих моделей различают следующие:
- формализованные численными методами,
- вероятностные алгоритмические языки моделирования,
Кроме рассмотренных в процессе исследования ситуаций могут быть использованы следующие методы:
– Метод измерения позволяет дать в определенных единицах измерения численную оценку исследуемого свойства объекта.
– Метод сравнения позволяет определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.д. в зависимости от цели исследования).
– Метод абстрагирования основан на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучении в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели.
– Метод анализа и синтеза основан на использовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез)[5].
Для выбора и обоснования методов исследования ситуации можно проводить специальные методологические исследования. Методологические исследования следует понимать как выбор и применение одного из целенаправленных методов, выработку принципиально новых или выявление существенных особенностей имеющейся методики. Их характерными чертами являются:
– объективная оценка конкретного метода;
– выявление новых существенных особенностей его алгоритма и их обоснование;
– разработка нового метода, дающего весомые преимущества при анализе ситуаций;
– историческая преемственность предлагаемого принципиально нового методического решения;
– экономическое обоснование усовершенствованного метода. Расчетно-аналитические методы требуют не только получения точных и достоверных научных фактов, но и математических расчетов.
Программа исследования представляет собой содержание и подробный план предстоящей деятельности. Разработка программы предусматривает:
– определение перечня предметных областей, которые должны быть обследованы;
– установление приоритетов их рассмотрения, определение степени детализации исследования;
– определение методики исследования, т. е. приемов и методов, которые следует использовать при выявлении и решении проблемы;
– определение методов и средств сбора и обработки информации по исследуемой проблеме: составление анкет, карт, группировочных таблиц и других инструментов, необходимых для проведения работы;
– определение состава отчетной документации и требований к ней, включая сроки предоставления, рассмотрения и утверждения.
Основные характеристики объекта исследования, как и сам процесс являются организованными технологическими схемами. По сути, они отражают ту последовательность и комбинаторику самого метода исследования.
Простейшей технологией является линейная. Это последовательное проведение сетевых операций по этапам, постановка задачи, постановки проблемы, выбор метода исследований и реализации проверочных решений на практике.
2.3 Стадия реализации
2.3.1 Создание экспериментальной ситуации
Эксперимент – это изучение предметов или явлений, создающих искусственные, но приближенные к реальности условия для их проявления. Экспериментальный метод включает несколько этапов.
При создании экспериментальной ситуации первый шаг — теоретический. Он включает в себя следующие элементы: обоснование самой проблемы исследования, определение объекта и предмета экспериментальной ситуации, формирование задач, гипотез, гипотез исследования, этот этап обязательно учитывает цель и задачу исследования, объект исследований. исследование, его характеристики, материальные ресурсы, временные тенденции, степень разработанности вопроса в теоретическом плане.
Вторым этапом экспериментальной ситуации является разработка программы эксперимента, в нем разрабатываются необходимые элементы эксперимента, методики, построение плана ситуации, программа эксперимента обосновывает целесообразность инноваций, гипотез положительного или отрицательного исхода. На этом этапе указываются степень представительности специфики, организаторы и распределение ролей между ними. Учитываются ресурсные факторы: людской, материальный, денежный, технологический.
Третьим этапом в стадии реализации является собственно реализация программа эксперимента. Экспериментирование непосредственно является основой третьего этапа, возникает экспериментальная ситуация, которая характеризуется такими факторами как: условия эксперимента, вербальные и предметные факторы-раздражители, регламентирующие документы, инструкции, а так же сроки проведения, основные мероприятия, процедура реализации. На этом этапе проводится оценка первоначального, промежуточного и финишного состояния всех значимых процессов.
К четвертому этапу относят аналитический обзор и оценка полученных результатов. На этом этапе дается ответ достигнута ли та цель, которая формировалась на подготовительной стадии. А так же, возможно получение целого ряда иных сопутствующих результатов. На этом этапе делаются выводы, рекомендации, изменения первоначального проекта, рассчитывается масштаб применения, суммируется ожидаемый эффект[4].
Современная практика в различных областях общественной жизни, особенно в управлении народным хозяйством, показывает, что на сегодняшний день наиболее актуальной задачей является разработка методов получения достоверных результатов в процессе проведения эксперимента. Получение достоверных результатов во многом зависит от «чистоты» эксперимента. Проведение эксперимента требует определенной защиты объекта эксперимента от влияния внешней среды, в частности лишения искусственных льгот при снабжении или финансировании предприятия (организации), а также тщательного подбора объектов контроля.