Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности психического развития современных младших школьников в условиях внедрения информационных технологий в процесс обучения

baby_devochka 1600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2022
В настоящее время существует ряд неоднозначных подходов к вопросу влияния информационных технологий на психическое развитие ребенка. В зависимости от культуры, мировосприятия и профессионального статуса различных авторов, подходы различаются. Информационная технология - это совокупность методов, произведенных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности [7, с. 2]. Анализируя развитие использования компьютера в целях образования детей младшего возраста за рубежом, можно отметить, что интерес к данному вопросу проявляется еще в 1985-1987 гг. в Японии, США и странах Европы: Великобритании, Франции, ФРГ, Швеции, Швейцарии. Целью этих масштабных проектов за рубежом являются применение новых информационных технологий для обучения и развития детей, умение пользоваться информацией, знакомство с основами программирования, а также компьютерная поддержка предметных уроков. В нашей стране к настоящему времени проведен ряд исследований, раскрывающих методические и технологические аспекты обучения информатике младших школьников. Данной проблеме посвящены работы С.А. Бешенкова, Ю.М. Горвица, А.В. Горячева, Т.О. Волковой, А.Л. Давыдова, В.В. Дубининой, Д.В. Зарецкого, З.А. Зарецкой, Е.В. Зворыгиной, Е.П. Коляды, JI.A. Леоновой, Н.В. Матвеевой, C.JI. Новоселовой, Н.А. Ким, Г.Ф. Коробейниковой, Ю.А. Первина, Н.Н. Поддьякова, В.Н. Просвиркина, Н.Н. Салтановой, Л.Д. Чайновой и многих других. Информатизация образования подразумевает, прежде всего, использование возможностей инновационных технологий для качественного изменения содержания, форм, методов обучения и воспитания. Все это предполагает формирование у обучаемых алгоритмического стиля мышления и развитие навыков познавательной деятельности. Таким образом, возникает проблема выявления и анализа психолого-педагогических условий, способствующих психическому развитию современных младших школьников в условиях внедрения информационных технологий в процесс обучения. Исходя из этого, нами определена цель исследования: определить эффективные психолого-педагогические условия, способствующие психическому развитию современных младших школьников в условиях внедрения информационных технологий в процесс обучения. Объект: психическое развитие детей младшего школьного возраста Предмет: психическое развитие современных младших школьников в условиях внедрения информационных технологий в процесс обучения. Гипотеза исследования построена на предположении о том, предполагается, что обучение посредством использования современных информационных технологий будет способствовать психическому развитию младших школьников. Задачи исследования: 1. Изучить особенности психического развития детей младшего школьного возраста. 2. Обосновать педагогические условия внедрения информационных технологий в условиях начальной школы . 3. Показать влияние информационных технологий в процесс обучения на психическое развитие детей младшего школьного возраста . 4. Изучить особенности психического развития младших школьников в условиях внедрения информационных технологий в начальной школе. 5. Экспериментально проверить использование современных информационных технологий как средства психического развития младших школьников. 6. Проанализировать мероприятия по повышению психического развития младших школьников через использование современных информационных технологий. Методы исследования: 1. Группа теоретических методов: теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме. 2. Группа эмпирических методов: опросные методы (анкетирование, интервью, беседа), педагогический эксперимент, целенаправленное наблюдение. 3. Группа статистических методов: методы математической обработки данных, определения средних величин. Теоретико-методологической основой исследования явились: - работы П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других авторов, в которых через психологические концепции раскрываются методы развивающего обучения; - идеи гуманизации образования и воспитания (С. И. Архангельский, Е.П. Белозерцев, А.В. Брушлинский, М.В. Кларин, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Д. Никандров, Е.Н. Шиянов и др.); - теория системно-деятельностного подхода, нашедшая свое отражение в работах JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, C.JI. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской и др.; - теоретические разработки в области компьютеризации образования (Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, Г.Л. Луканкин, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, А.Л. Семенов). Организация и этапы исследования: Первый этап: выбор темы, изучение научной и методической литературы, по исследуемой проблеме; анализ состояния проблемы и степени ее разработанности; уточнение понятий. Второй этап: выработка критериев эффективности психического развития современных младших школьников в условиях внедрения информационных технологий в процесс обучения. Разработка занятий и рекомендаций по использованию компьютерных технологий на уроках в начальной школе. Третий этап: проведение контрольного эксперимента, сопоставление результатов с положениями гипотезы, анализ полученных данных, систематизация и обобщение основных результатов, уточнение выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные психолого-педагогические условия использования современных информационных технологий в учебном процессе могут способствовать созданию адекватной для младших школьников образовательной среды. Предложенные рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроках в начальной школе могут быть полезны для педагогов начальной школы, а также родителям младших школьников. База исследования: МБОУ СОШ №1 с. Канглы. Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.?
Введение

Система образования в настоящее время является одной из наиболее бурно развивающихся сфер, поскольку необходимость адаптации человека в современном информационном обществе требует изменения целей, задач и содержания образования. То есть переход к информационному обществу выдвигает социальный заказ педагогам на подготовку личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной и недостаточной информации. Поиск средств реализации такого социального заказа вызывает необходимость выстроить образовательное пространство с учетом новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности, что, в свою очередь, предполагает определение педагогических условий создания глобальной информационной образовательной среды, которая обеспечивает широкие возможности для образовательной деятельности, оказывает влияние на перераспределение ролей между ее участниками. То есть переход к информационному обществу выдвигает социальный заказ педагогам на подготовку личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной и недостаточной информации [4, с. 98]. Поиск средств реализации такого социального заказа вызывает необходимость выстроить образовательное пространство с учетом новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности, что, в свою очередь, предполагает определение педагогических условий создания глобальной информационной образовательной среды, которая обеспечивает широкие возможности для образовательной деятельности, оказывает влияние на перераспределение ролей между ее участниками [18, с. 17]. В этой связи остро встает вопрос о роли и месте школы в формировании у подрастающего поколения информационной компетентности и именно поэтому значительное внимание сегодня уделяется формированию информационно-коммуникационных знаний и умений у школьников. Наш современный мир становится все более зависимым от компьютерных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры ? информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня. Причина внедрения информационных технологий во все сферы человеческой жизни кроется в возрастающем с каждым днем объеме информации, с которой человек встречается ежедневно, с переходом общества к информационной цивилизации. Использование ИКТ, также позволит решать ряд прикладных задач по оптимизации учебного процесса, повышении активной роли обучающегося через включение его в различные виды деятельности, в том числе самостоятельной, развитию его мотивации к образовательной деятельности, что, в свою очередь, влияет на повышения качества образовательного процесса. Такие внедрение информационных технологий в педагогический процесс становится одним из приоритетных направлений организации образовательного процесса в средне специальном образовательном учебном заведении. Проблемы определения новых дидактических подходов при модернизации образовательных систем были объектом научного интереса достаточно многих педагогов-исследователей. Среди них А.П. Аношкин, B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, В.Ф. Кривошеев, В.П. Симонов, Н.И. Суртаева и другие. Вопросы информатизации образования рассмотрены в работах В.В. Анисимова, Я.А. Ваграменко, З.П. Дьенеша, В.П. Кашицина, Т.В. Кудрявцева, Г.Л. Луканкина, Е.И. Машбица, В.М. Монахова, И.В. Роберт, А.Л. Семенова и других. В этих работах рассматриваются различные аспекты информатизации системы образования, однако нет целостной картины развития начальной школы в условиях информатизации. Тем не менее, многие положения, связанные с организацией педагогического процесса в условиях информатизации системы образования были использованы в нашей работе. Проблемы обучения и развития ребенка в начальной школе отражены в работах Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, П.Ф. Каптерева, Л.Ф. Климановой, А.Н. Леонтьева, М. Монтессори, С.Л. Рубинштейна, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина и других.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 9 1.1. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста 9 1.2. Педагогические условия внедрения информационных технологий в условиях начальной школы 16 1.3. Влияние информационных технологий в процесс обучения на психическое развитие детей младшего школьного возраста 26 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33 ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 34 2.1. Изучение особенностей психического развития младших школьников в условиях внедрения информационных технологий в начальной школе 34 2.2. Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства психического развития младших школьников 45 2.3. Анализ реализованных мероприятий по повышению психического развития младших школьников через использование современных информационных технологий 51 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 2. «Рекомендациях по использованию компьютеров в начальной школе» - Министерство образования Российской Федерации Письмо от 28.03.2011 г. N 199/13. 3. Письмо Министерства образования «Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе» от 17 декабря 2001 года № 957/13-13. 4. Абдуразаков М.М. Направления совершенствования подготовки к профессиональной деятельности будущего учителя информатики / М.М. Абдуразаков, Г.М. Гаджиев // Информатика и образование. –2016. –№2. – с. 98–102. 5. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе / Р. Агапова // Информатика и образование. –1994. – №2. 6. Алексеев О.Г. Организация и проведение занятий с применением моделированных на ЭВМ учебных заданий / О.Г. Алексеев, И.Ф. Володость, А.А. Бабаев. - Л: ВИАЛКА, 1977. - 13 с. 7. Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии, как фактор модернизации учебного заведения//СПО. – 2004.- № 6.-С.2. 8. Андреев Г.П. Компьютеризация процесса обучения в вузе: проблемы, тенденции, перспективы / Г.П. Андреев. – М.: ВПА, 1990. - 48 с. 9. Андриевская В.В. Некоторые предпосылки психологического обеспечения диалога при решении учебных задач /В.В. Андриевская// Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. - М., 1985. - С. 13-19. 10. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы /Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с. 11. Батышев С.Я Энциклопедия профессионального образования / С.Я. Батышева. – М. : АПО, 1999. – С. 341 12. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры / И.Г. Белавина // Информатика и образование. – 1991. – №3. 13. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр / И.Г. Белавина // Вопрос психологии. – 1993. – №3. 14. Беспалько В.П., Беспалько Л.В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. – Вып. 2. – М.: Знание, 1989. – 192с. 15. Битянова М.Р. Профессия - школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя /М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Т.В. Земских. – М.; Генезис, 2000. - 110 с. 16. Божович Л.И. О мотивации учения /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, сост. И.В. Дубровина/Л.И. Божович. – М.; Изд. Центр «Академия», 1999.- 320с. 17. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1970. - 142 с. 18. Вишневская С.О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках /С.О. Вишневская // Интернет-журнал «Эйдос» – 2009. 19. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. 20. Гаммершмидт И.И. Информационные технологии в сельской школе /И.И. Гаммершмидт, Д.А. Гаммершмидт// Информатика и образование. - №7.- 2005. 21. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы /Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. - 265 с. 22. Горемычкин А.И. О стратегии компьютеризации /А.И. Горемычкин // Информационные технологии. - 2009. - № 2. - C.10-16. 23. Гурьев, С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса /С.В. Гурьев. – М.: Просвещение, 2002. – 234 с. 24. Гусев, В.В. Информационные технологии в образовательном процессе /В.В. Гусев, П.И. Образцов, В.М. Щекотихин. - Орел: ВИПС, 1997. - 126 с. 25. Домрачев В.Г. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий /В.Г. Домрачев, И.В. Ретинская // Информационные технологии. - 1996. - № 2. - C.10-13. 26. Дусавицкий А.К. Познавательные мотивы /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, сост. И.В. Дубровина /А.К. Дусавицкий. – М.; Изд. Центр «Академия», 1999.- 320с. 27. Зайцева, Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения /Л.А. Зайцева. – М.: Просвещение, 2003. – с.253. 28. Зубрилин А.А. Виды и средства контроля знаний, умений и навыков обучаемых, применяемых на элективных курсах по информатике /А.А. Зубрилин, Е.М. Юртанова // Информатика и образование. - №10.- 2006. 29. Каргинцева Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности /Е.И. Каргинцева // Начальная школа. - № 11-12.- 1992.- с. 29-31. 30. Климов В.Г. Психолого-педагогические проблемы эффективности использования информационных и коммуникационных технологий обучения// СПО. - 2004.- № 6. – 14с. 31. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник /Под ред. В.И. Гриценко, А.М. Довгяло, А.Я. Савельева. - Киев: Наукова думка, 1992. - 652 с. 32. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - С.21. 33. Матрос Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения. //Педагогика. - 2007. - № 6. – 72с. 34. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. - М.: Знание, 1986. - 80 с. 35. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения /Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1988. - 191 с. 36. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 1979.-47 с. 37. Молочкина Н.Ю. Диагностика, анализ и мониторинг образовательного процесса в современной школе // Завуч современной школы. - 2002. № 1. – 12с. 38. Муранов А.А. Начальная школа учебно-воспитательного комплекса «Измайлово» №1811 г. Москвы /А.А. Муранов // Информатика. - №23.- 2005.-23 с. 39. Новые информационные технологии образования: экспериментальная проверка педагогической эффективности / Под ред. В.Г. Разумовского, И.М. Бобко. - Новосибирск: НИИИВТ, 1991. - 69 с. 40. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия. - 1999. – 213с. 41. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования /И.В. Роберт. - М.: Школа - Пресс, 1994. — 205 с. 42. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. - 2018 - № 6. – 16с. 43. Сангалиева Г.К. ИКТ и 12-летнее образование / Г.К. Сангалиева. – М.: Академия, 2010. 44. Сафьянинов П.С. Забавный компьютер / С.П. Сафьянинов // Информатика и образование. – 1993. – №4. 45. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. // Народное образование. - 1998. – 54с. 46. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения /Т. Сергеева //Информатика и образование. – 1991. -№ 1. - С. 3-10. 47. Смирнов В. Компьютер помогает школе / В. Смирнов // Народное образование. – 1988. – №12. 48. Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий /Т.Е. Соколова // Начальная школа. - № 3.-2004.- с. 21-23. 49. Сутирин Б. Компьютер в школе сегодня и завтра / Б. Сутирин, В. Житомирский // Народное образование. – 1986. – №3. – С. 21–23. 50. Талызина, Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса / Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения /Н.Ф. Талызина// Сб. научн. тр. - М.: Изд-во АПН СССР, МГУ, 1985. - С. 15-26. 51. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 172 с. 52. Талызина Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса / Н. Ф. Талызина – М.: Знание, 1977. – 412 с. 53. Тихонова А.Н. Образовательные интернет – ресурсы / А.Н. Тихонова, А.Д. Иванникова. – М.: Просвещение, 2004. – 287 с. 54. Толыпина Ю.А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе / Ю.А. Толыпина. – М.: Буки – Веди, 2012. – С. 300 – 301. 55. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – 3–изд. – М.: Дашков и К, 2008. – 280 с. 56. Уваров А.Ю. На пути к общественной коллекции цифровых образовательных ресурсов /А.Ю. Уваров // Информатика и образование. - №7. – 2005. 57. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. - М.: МГУ, 1972. - С.260-273. 58. Хуторской А.В. Информатика и ИКТ в начальной школе / А.В. Хуторской, Г.А. Андрианов. – М.: Бином, 2009. –150 с. 59. Фалина И.Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики /И.Н.Фалина, М.Н.Мохова // Информатика. - №9. - 2006. 60. Филатов О.К. Основные направления информатизации современных технологий обучения // Информатика и образование. - 1999. - № 2. – 60с. 61. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92. 62. Черных В.В. Использование компьютерных технологий в образовании /В.В. Черных // Российское образование. - 2009. - № 11. – 24 с. 63. Щукина, Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся /Г.И. Щукина. - М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. - 170 с. 64. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 203 с. 65. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды. - 2-е изд., стер. - М.: Воронеж, 1997. – 416 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 1.1. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией [19, 65]. Психическое развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека [65, с. 167]. В настоящее время нет единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей, были проанализированы несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях [32, с. 21]. Социальная ситуация в младшем школьном возрасте: 1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. 2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. 3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам). 4. Мотивация достижения становится доминирующей. 5. Происходит смена референтной группы. 6. Происходит смена распорядка дня. 7. Укрепляется новая внутренняя позиция. 8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми [19]. Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками: выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения; по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей. Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства. Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Хотелось бы отметить, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности: младенцы – непосредственно эмоциональное общение; раннее детство – манипулятивная деятельность; дошкольники – игровая деятельность; младшие школьники – учебная деятельность; подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность; старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность [19, с. 87]. Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие - между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня. Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций [65]. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя. Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их. Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.) [61, с. 90]. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия. Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности [61, с. 92]. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо [19]. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности [65, с. 215]. Таким образом, младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности. 1.2. Педагогические условия внедрения информационных технологий в условиях начальной школы Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении, считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации начального образования. Сегодня высокая информационная культура учителя рассматривается как необходимое условие профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим выросла активность применения информатизации в учебном процессе и вообще в педагогической сфере [8, с. 38]. Технология – достаточно жёстко зафиксированная последовательность действий и операций, характеризующих получение заданного результата [20, с. 34]. Педагогическая технология — это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер [14, с. 68]. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести: -развивающее обучение; -проблемное обучение; -разноуровневое обучение; -коллективную систему обучения; -технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ); -исследовательские методы в обучении; -проектные методы обучения; -технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); -информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); -здоровьесберегающие технологии и др. [14, с. 71]. Исходя из целей и задач нашего исследования, мы остановимся на информационных технологиях. «Информационная технология - это совокупность методов, произведенных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности» [24, с. 48]. «Информационная технология - технология информации в соединении с другими, связанными с нею технологиями» - программа информатизации обучения ЮНЕСКО [5, с. 39]. В современном обществе постепенно происходит слияние классических информационных технологий, связанных с использованием информационно-вычислительной техники для обработки и хранения информации, с коммуникативной функцией информационных технологий. Главной целью использования ИКТ в начальной школе является формирование информационной активности детей, под которой понимается эмоциональная, интеллектуальная и практическая готовность младших школьников включиться в информационную деятельность в условиях учебного процесса и решает комплекс задач образования: обучающие, развивающие и воспитывающие. - обучающая: формирование компетенций в области использования компьютеров в учебной деятельности; приобретение навыков работы с информацией; - развивающая: развитие личностных качеств обучаемых (мышление, память воображение и пр.), развитие навыков невербальной коммуникации (в процессе игровой деятельности); приобретение и развитие навыков коллективной и групповой деятельности; мотивация использования компьютеров в учебной деятельности на более старших ступенях образования; - воспитательная: воспитание информационной культуры у учащихся начальных классов. Решение этих задач именно в начальной школе будет способствовать повышению качества обучения и эффективности учебной деятельности на более старших ступенях [23, с. 128]. Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. Всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано. Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ - компетенцией педагога. Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции. 1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты); 2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.) 3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося). По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов: 1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки). 2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами). 3. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов) [34, с. 48]. Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными. Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ: 1. Концептуальный Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п. Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.); Выбор типа образовательных электронных ресурсов. II. Технологический Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; Выбор способа взаимодействия учителя и ученика. III. Операциональный Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов. Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля. IV. Педагогическая реализация Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося [42, с. 16]. ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей. Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики. Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg