Глава 1. Теоретические основы преподавания темы «Эластичность спроса» базового курса экономики в старшей школе
1.1 Современные подходы к преподаванию базового курса экономики в старшей школе
Образование во все времена занимало важное место в общественной жизни. Первые университеты и колледжи развивали науку, влияли на социальные процессы и давали билет в жизнь талантливым людям. А какую роль играет образование в современном мире? Так ли велико его значение в Образование — это важный процесс, во время которого человек получает знания, учится взаимодействовать, приобщается к культуре и перенимает ценности общества.[2]
Организация экономистов исполняется на базе сочетания абстрактного преподавания с практическим освоением способов и приёмов мероприятия сосредоточенные по профилю специальности. Много времени уделяется независимой службе учащихся и привлечению их к академической службе кафедр, академических студенческих сообществ и т. Выпускники народнохозяйственных институтов зарабатывают квалификацию экономиста с согласованием с профилем подготовки направляются в плановые отделы, отделы труда и зарплаты, отделы обеспечения предприятий, министерств и ведомств, в систему Министерства финансов, Госбанка, Основного статистического управления и др. Научно-педагогические персоналы по части народнохозяйственных наук готовятся в налаженности аспирантуры, устроенной около большинстве народнохозяйственных институтов и факультетов. Профессионалов по планированию, учёту, товароведению с посредственным Э.о. пропускают техникумы. Разрез преподавания в техникумах больше узкий, чем в вузах. Выпускники техникумов зарабатывают квалификацию техника-плановика, товароведа, бухгалтера и др.
Экономическое образование - это подготовка специалистов в сфере экономики для планирования финансовой и хозяйственной деятельности. Экономика больше всего относится к гуманитарным дисциплинам. Обучение направлено на анализ, планирование и исследование рисков. Иными словами, экономист должен предусмотреть все риски для предприятия, которые могут возникнуть в ходе нерационального распределение ресурсов. [10]
Опыт показывает, что хорошее и качественное экономическое образование дает хорошую базу для самостоятельности в будущем и для успешной работы в хозяйстве. Поэтому, преподавание такого предмета в школе, как «Экономика» будет благоприятным периодом для формирования основ экономики.[5]
В экономической науке принято деление на уровни:
1. микроэкономические уровень
2. Макроэкономический уровень
3. Международный уровень
4. Глобальный уровень
Если рассматривается как предмет, то это углублённый и базовый уровень.
В нашей работе мы будем рассматривать базовый уровень. Базовый уровень больше раскрывает общие экономические термины экономики, законы. Развивает экономическое мышление у школьников. Формирует простые экономические умения и навыки.
На углубленном уровне уже помимо основных понятий и терминов подключаются: решение задач, анализ, синтез, оценка. То есть формируются экономические компетенции. На углубленном уровне экономика рассматривается более детально, чтобы применить это на практике.
Современное образование описывается целой совокупностью подходов, включающей системно-деятельностный, аксиологический, антропологический, культурологический, компетентностный, личностно ориентированный, технологический и др. Любой из названных методологических подходов в образовании через совокупность общих принципов в своем ракурсе описывает цели образования, отбор содержания и организацию образовательного процесса, оценку образовательных результатов. Сегодня очевидно, что современная модель образования проектируется и практически реализуется на основе перечисленных методологических подходов, которые, в свою очередь, взаимодействуют и дополняют друг друга. Существует немалое количество подходов преподавания различных дисциплин, в том числе и предмета «Экономика». Можно сказать, рассматривая источники, что основными подходами в педагогики являются:
1. системно-деятельностный
2. личностно-ориентированный
3. компетентностный
4.Теоретический
5. Академический
6. культурно -функциональный
Но мы выделили только первые 4 из них.[10]
Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции требуют разработки новых теоретико-методологических подходов в педагогике. При этом под теоретическим подходом понимается синтез теоретических положений, руководящих идей. Сущность гуманистической педагогики представлена основными положениями деятельностного, личностно ориентированного, культурологического подходов к изучению педагогической реальности.
Культурно - функциональный подход направлен на создание у школьников общей культуры экономики, формирование обширных представлений об окружающей действительности, сущности экономических процессов.Этот процесс направлен на формирование экономической культуры, представлений о мире, процессах. Школьника прививается саморазвитие и самообразование. Формируют системы ценностей и развитие индивидуальности.
Профессионально-ориентированный, или бизнес-ориентированный, Этот подход направлен на обучение прикладных дисциплин, конкретно предпринимательству и менеджменту. Здесь можно перенасытить рынок, сузив ориентированность профессии. При этом неширокая направленность экономического образования на профессии, соединенные с предпринимательством и менеджментом, не дает ученикам самореализоваться на рынке труда.
Система образования очень изменилась и меняется на протяжении всей жизни. Как раньше выпустить ученика с готовым набором знаний не совсем актуально, ведь система меняется. Сейчас актуально научить детей учиться на протяжении всей жизни. Следовательно, необходимы новые, современные подходы преподавания. К ним можно отнести компетентностный, личностно-ориентированный и системно-деятельностный.[3]
Компетентностный подход педагогического процесса
В основном выпускники решают задачи по готовому шаблону и воспроизводят тот материал, который им дали. Но обществу нужны люди, которые могут решать жизненные и профессиональные задачи, которые носят названия компетенций и компетентностей.[12]
Определение 1
Компетенцияявляется тем, чем необходимо овладеть с целью выполнения определенной деятельности.
Определение 2
Компетентностьпредставляет собой умение использовать полученные знания на практике с целью решения теоретических или же практических проблем.
Проблематика отбора главных компетенций представляет собой важнейшую задачу для повышения уровня общего образования. Основные требования к ключевым компетенциям можно записать в виде следующего списка:
• многофункциональность,
• междисциплинарность,
• существенное интеллектуальное развитие,
• многомерность.
В наше время в области образования происходит развитие следующих основных компетенции:
• компетенции в сфере познавательной деятельности, которые базируются на усвоении методов самостоятельного получения знаний;
• компетенции в сфере общественной деятельности;
• компетенции в сфере трудовой деятельности;
• компетенции в сфере бытовой деятельности;
• компетенции в сфере культурной деятельности.
Компетентностный подход
В ходе преподавания разнообразных общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях стоит реализовать компетентностный подход в воспитании. Здесь вырабатываются практические навыки и мыслительные процессы. Обязательно нужно, чтобы в этом подходе были задействованы работы характера: поискового, экспериментального, творческого, исследовательского.
Теоретический подход — это та научная основа, исходя из которой исследователь осуществляет осмысление полученной им информации, а следовательно, от нее зависит возможность адекватного формирования представления о ситуации. Среди ученых-физиков бытует выражение: «Самым практичным является хорошая теория». С этим нельзя не согласиться.
Цель теоретического подхода это дать упрощённое представление об экономике от простого к сложному. Здесь происходит постепенное углубление, поняв, основные понятия. [15]
Личностно-ориентированный подход в обучении - это концентрация внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.[9]
Этот подход можно использовать на любом этапе экономики. Здесь сложная задача это сохранить личностно-ориентированный подход в условиях современного обучения и усовершенствовать его. Одна из концепций философии то, что к подрастающему поколению обращаются, как к личности. Тем самым ученик чувствует долю ответственности и становится полноправным членом общества.
Цель личностно ориентированного образования - это создание условий для полноценного становления следующих функций индивида:
способность человека к выбору;
умение рефлектировать, оценивать собственную жизнь;
поиск значения жизни;
творчество;
создание образа «Я»;
ответственность (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»).
В личностно-ориентированном образовании обучающийся — это главное действующее лицо всего образовательного процесса.
Личностно-ориентированное образование предполагает ориентацию на воспитание, образование и развитие всех детей с учетом их личных особенностей (возрастных, физических, психологических, интеллектуальных); образовательных потребностей, расположение учащихся по однородным группам: возможностям, профнаправлению, а также отношение к любому ребёнку как к неповторимой индивидуальности.[10]
Личностно-ориентированный подход
Личностный подход базируется на том, что любая личность универсальна и основной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности и создание условий для становления творческого потенциала.[2]
«Экономика (базовый уровень)» представляет собой вводный курс в экономическую теорию, направленный на широкий круг слушателей. Курс позволяет познакомиться с основными понятиями и моделями микроэкономики и макроэкономики.[11]
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.[17]
Личность формируется универсальными учебными действиями. Согласно ФГОС системно-деятельностный результат подход выделяется результаты обучение воспитание в основе других важных задач и универсальных учебных действий. Ими должен владеть учащийся это как раз и создаёт возможность для новых знаний, навыков и умений, компетенций. То есть другими словами системно-деятельностный подход даёт возможность учиться на протяжении всей жизни. Учебные действия это обобщённые действия, которые порождают возможность применять навыки в разных областях и сферах. Система деятельность подходе ещё один важный момент, учащиеся должны быть мотивированы на учёбу широком значении термин универсальное учебное действие означает способность школьника к саморазвитию и совершенствованию приобретая новый социальный опыт термин универсальные учебные действия более узко можно сказать что это совокупность действий которые обеспечивают его культурную идентичность социальную компетентность толерантность способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений включая организацию этого процесса. Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.[5]
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
4. Результат как мотив и ценность деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ставят задачу ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.
В основе концепции ФГОС, состоит системно-деятельностный подход, предусматривает формирование УУД. УУД- индивидуальных регулятивных познавательных коммуникативных, как основа учебного процесса и комплекс требований к уроку. Исследуя эти требования: - целеполагание. Целеполагание, это означает, что перед обучающимися должны быть поставлены понятные и конкретные задачи. Эти задачи можно достигнуть и измерить. Обучающиеся должны понимать что они освоят в период обучения. Задачи для достижения данной цели должны быть понятны и достижимы. Например, основные понятия на уроке, выявить тему урока, выяснить самое место темы в образовательном курсе, разделить урок на несколько частей. В общем, ученик должен понять смысл этого урока, для чего он нужен. Перед учениками необходимо поставить чёткие, выполняемые, понятные цели. Лучше всего, если ученик сформулирует тему, цель урока, составит план работы. Мотивация здесь тоже очень важна. Если ученик мотивирован, ему захочется сделать и выяснить как можно больше. Роль мотивации лежит на плечах учителя. Учитель обязан вызвать интерес к данному предмету и самому процессу. Мотивация повышается перед учащимся, когда учащийся видит свой промежуточный и итоговый результат. Проанализировав содержание, учитель можно руководствоваться предполагаемыми результатами урока, конкретными программами, то есть не только знания могут контролироваться, но подвергаться контролем могут и УУД. УУД - интегративность знаний, обработка метапредметных универсальных действий. Учителя чётко должны представить, какие универсальные действия будут на каждом этапе урока. Построение каждого этапа урока проводится по схеме: формирование учебного задания-деятельность учащихся по его выполнению-подведение итогов деятельности. Контроль процесса и степени выполнения- рефлексия;- применение разных приёмов формирования результативной образовательной деятельности учащихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей; -подведение итогов каждого этапа урока, формирование обратной связи на каждом этапе урока. если ученик будет проговаривать все задания и знания вслух, это быстрее запоминается. психологический механизм. Можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по своей идее он останется значимым практико-ориентированным; - применение системы самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности; - рефлексия как осознание себя в процессе деятельности; - качественная положительная оценка деятельности обучающихся, которая помогает в формировании положительной учебной мотивации; - минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе, включать варианты выбора заданий, как по форме, так и по содержанию с учетом возрастных и личностных особенностей; - организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения. Требования учителя по отношению к ученикам должны быть разумными, проверенными, доступными, ученики должны быть уверены, что требования ставить необходимо, педагог обязан контролировать, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно.[4]
Не смотря на то, что системно-деятельностный подход является основой в преподавании любой дисциплины, нельзя использовать его без комбинирования с другими подходами. Теоретический подход, компетентностный, личностно-ориентированный хорошо взаимодействуют вместе.
Сейчас в настоящее время педагоги всё больше ведут поиски нужной формы обучения, которая будет отвечать современным требованиям, предоставляя, такой же уровень знаний не теряя качества образования. Основной задачей остаётся развить компетенцию "научить учиться". Традиционная форма обучения не изменили и не потеряли всей значимости сейчас.
При изучении формировании структуры урока, нужно придерживаться
следующих нескольких правил:
- четко выявить тему, поставить цели, определить тип урока и его место в
содержании учебной программы;
- проанализировать и проработать учебный материал (выявить его
содержание, объем, проследить и установить связь с ранее изученным, комплекс управлений, дополнительный материал для дифференцированной
работы и домашнее задание);
- выявить и применить самые результативные способы и методы обучения
в конкретном классе, различные типы деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока;
- определить, выявить типы и формы контроля за образовательной
деятельностью школьников. Продумать и выбрать необходимый темп урока, иными словами, рассчитать время на определенный его этап;
- продумать форму подведения результатов урока;
- продумать и определить содержание и объем домашнего задания. [6]
Участники обучения это учитель и ученики. Действуя сообща, их совместная деятельность являются залогом успешного образовательного процесса. Таким образом, мы выделили основные подходы:
1.Теоретический;
2.Системно-деятельностный;
3.Личностно-ориентированный;
4.Компетентностный;
Подходы дополняют друг друга.
1.2 Потенциал темы «Эластичность спроса» базового курса экономики в старшей школе
Согласно государственному образовательному стандарту - ФГОС, государство предъявляет требования к основной образовательной программе, а ранее к образовательным результатам. ФГОС нового поколения включает в себя следующие требования:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.[9]
В нынешних социально – экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и принять навыки рационального экономического поведения. Создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения[3].
На современном этапе сейчас общество требует от выпускников быстрой адаптации в экономической сфере.
Сложность экономики в том, что у учеников нет какого-то опыта в экономике. Поэтому задача экономического образования сформировать экономическое мышление и дать навыки критического мышления.
Межпредметные связи- это связи между различными учебными предметами, через которые формируется единая программа. То есть можно сказать, что экономическое образование взаимосвязь предметов: информатика, история география, право, обществознание. [15]
Образовательные результаты в развивающем образовании —это изменения в совокупности мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач, или приращение в ресурсах ученика.[1]