1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Понятие возбуждения уголовного дела
Само понятие «возбуждение уголовного дела» имеет не одно значение. Так, например:
1. Уголовнo-процесcуальный институт, который представляет собой уголовно-процессуальные нормы, регулирующий правоотношения при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений o преступлении (гл. 19, 20 УПК РФ).
2. Решение, которое вынесено в форме постановления, которым заканчивается рассмотрение сообщения o преступлении и является юридическим фактом для осуществления расследования преступления (ст. 146 УПК РФ).
3. Первичная стадия уголовного судопроизводства, представлена самостоятельностью задач, определенным кругом участников правоотношений или содержанием предмета данных правоотношений, процессуальными средствами, определенными сроками и решениями[7].
Институт возбуждения уголовного дела наделен огромным политическим и процессуальным смыслом, он необходим для того что бы гарантировать точную, направленную на конкретную цель, действующую, активную и инициативную борьбу с преступлениями. Данная борьба должна вестись в соответствии с законом. Компетентные органы или должностные лица при получении информации о совершённых или готовящихся преступлениях, обязаны осуществлять уголовно-процессуальную деятельность, они должны определить наличие или отсутствие необходимых обстоятельств и условий, которые являются законными и обоснованными, и будут начальным этапом производства по уголовному делу.
Не смотря на то, что стадия возбуждения уголовного дела составляет весомую часть уголовно-процессуального права, но все же данная стадия не всегда существовала.
В дореволюционный период в Уставе уголовного судопроизводства Российской империи 1864 года, существовала статья с названием «законные поводы к началу следствия» [38]. Данный указ предусматривал в статье 254, что «при производстве дознания полиция все нужные ей сведения собирает посредством розысков, словесными расспросами и негласными наблюдениями, не производя ни обысков, ни выемок в домах», таким образом полиция собирает информацию через словесные расспросы, розыск так же при помощи наблюдений.
Следует отметить, что стадия возбуждения уголовного дела сформировалась с принятием Основ уголовного судопроизводства СССР и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР[6], так как именно в них была впервые выделена такая самостоятельная стадия, как возбуждение уголовного дела. В УПК РСФСР такое понятие, как «возбуждение уголовного дела» предусматривала поводы к возбуждению уголовного дела, основания к возбуждению уголовного дела, обязанность рассмотрения сообщений о преступлении, порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела, направление заявления или сообщения по подследственности или подсудности, направление дела после его возбуждения, надзор прокурора [32].
Далее в УПК РФ появился соответствующий раздел, который именуется «возбуждение уголовного дела» и включает в себя две главы, это «повод и основание для возбуждения уголовного дела» и «порядок возбуждения уголовного дела». Хотелось бы отметить, что глава 20 УПК РФ «порядок возбуждения уголовного дела» посвящена не только тому, что предусмотрено самой главой, так же в данной главе содержится основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела.
В юридической литературе существует мнение, что такая стадия, как возбуждения уголовного дела представляет собой преграду для быстрого и своевременного реагирования на совершенные противоправные деяния. Так, например, В.В. Кальницкий считает, что должна быть признана только единая стадия - досудебное производство, которая бы объединяла в себе различные формы досудебной подготовки материалов предварительного расследования, действий сторон по обеспечению судебного разбирательства по делам частного обвинения [22]. Таким образом, предлагается объединить первые две стадии уголовного процесса в одно производство, которое будет именоваться, как «досудебная» стадия. Существуют авторы, которые полагают, что отказываясь от стадии возбуждения уголовного дела «во-первых, позволит следователю, органу дознания в условиях экстремальности действовать быстро и оперативно, во-вторых, откроет значимые преимущества в собирании доказательств, в-третьих, даст огромные возможности в экономии процессуальных средств».
Ряд научных деятелей связывает стадию возбуждения уголовного дела с ее возможным реформированием в дознание. Например, Р.С. Яновский, предполагает, что стадия возбуждения уголовного дела, практически сводимая к предварительной проверке, явилась «продуктом перерождения института дознания, предусмотренного дореволюционным законодательством, в соответствии с которым задачей полиции в ходе осуществления дознания было не собирание, а обеспечение доказательств» [53].
Те ученые, которые отстаивают мнение о сохранении стадии возбуждения уголовного дела, к примеру, В.И. Казаков, видят в данной стадии значительную правовую гарантию от незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности, осуществления мер процессуального принуждения, а также не позволения доведения до суда деяний, в которых нет состава преступления [21].
Некоторые ученные отмечают, что необоснованное возбуждение уголовного дела окажет отрицательное влияние на защиту общества от противоправных действий, приведет к бессмысленным затратам в следственной работе, обременит следователей и прочих работников лишней работой и отвлечет их от расследования действительных преступлений. «Невозможно найти гарантии, исключающие ложные доносы и добросовестные заблуждения заявителей, кроме как в проверке их заявлений». Защищая свою позицию, он отталкивается от того, что существует огромное количество преступлений, возбуждение уголовных дел по которым обязательно предполагает предварительную проверку. Таким образом, можно сказать, что исходя из точки зрения указанных авторов, стадия возбуждения уголовного дела играет в уголовном процессе значительную роль, она позволяет ограничивать непреступные деяния.
Стадия возбуждение уголовного дела – это определенный период времени, за который должностные лица обязаны осуществить уголовно-процессуальную деятельность, направленную на проверку заявлений (сообщений) о преступлении
Как и другие стадии, рассматриваемая стадия является самостоятельной, так как она имеет признаки, такие как: задачи; принципы; круг действий и правоотношений [11].
Одним из главных факторов, как благополучного расследования уголовного дела, так и обеспечение прав и защиты законных интересов граждан начинается со своевременного его возбуждения или расследования по горячим следам. Из этого следует что стадия возбуждения уголовного дела является не только первоначальной, но и весомой стадией уголовного процесса. Так же несвоевременно полученная информация (заявление, сообщение) о готовящемся или совершенном преступлении препятствует успешному расследованию, способствует утрате доказательств, из-за чего невозможно своевременно осуществить меры по розыску виновных лиц, вследствие чего виновные не будут наказаны, такие лица могу продолжать преступную деятельность, или же вовсе ставит расследование уголовного дела в тупик.
Также огромное значение имеет законный и обоснованный отказ в возбуждении уголовного дела. Данный отказ позволяет снять с граждан незаслуженное, несправедливое подозрение в совершении преступления, предотвращает судебные ошибки, сохраняет время, избавляет следственных, судебных и прокурорских работников от ненужной работы, таким образом позволяя сосредоточиться данным лицам на борьбу с преступностью. Недопустимыми являются факты, когда отдельные компетентные лица имея достаточные данные, которые указывают на признаки преступления, не действуют в соответствии с законом и не принимают по ним решений, также, не возбуждают в нужных случаях уголовных дел и не отказывают в этом.
Стадия возбуждения уголовного дела это первоначальная ступень уголовного процесса как деятельности, начало уголовного судопроизводства, ее характеризуют следующие признаки:
? самостоятельность задач; временные границы (со дня принятия сообщение до принятия решения не позднее 3 суток, срок может быть продлен до 30 суток);
? круг участников правоотношений;
? содержание (деятельность по рассмотрению сообщения и принятия решения);
? цель (установление условий);
? процессуальные средства, решения;
? во время осуществления деятельности, возникают и завершаются правоотношения между субъектами данной деятельности [15].
Сущностью стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок для начала расследования дела, так же использование мер процессуального принуждения и осуществление следственных действий могут проводиться только при наличии достаточной информации, которая будет указывать на признаки преступления. Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела является одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц.
Согласно УПК РФ до возбуждения уголовного дела не могут совершаться следственные действия, кроме осмотра места происшествия, документов и предметов (ч.2 ст. 176 УПК РФ).
Значение стадии возбуждения уголовного дела обуславливается определенным кругом задач, стоящих перед органами дознания, предварительного следствия.
Таким образом, можно определить следующие задачи:
? установления обстоятельств, которые исключают производство по делу;
? определение наличия повода и основания для возбуждения уголовного дела или отказа;
? профилактику совершения преступлений;
? так же гарантирование прав и законных интересов заявителей о преступлении, лиц, пострадавших от преступления;
? принятие соответствующего законного и обоснованного решения по сообщению о преступлении и прочие задачи [8].
Вышеуказанные задачи с одной стороны, ответная реакция на каждый факт криминала, который отображается в немедленной регистрации любого заявления, который содержит признаки объективной стороны состава преступления. С другой стороны, ограждение последующих этапов уголовного процесса.
Данные задачи можно считать решенными по окончании проверки заявлений (сообщений) о преступлении. Так как стадия возбуждения уголовного дела сама делится на два самостоятельных этапа. Каждый этап отличается особыми задачами, деятельностью, которая заканчивается конкретным процессуальным решением.
Первым этапом является подготовительный этап. Главной его задачей является установление подведомственности преступления, отраженного в поводе, и которое дало начало течению данного уголовного процесса.
Второй же этап –исключительный. Данный этап характеризуется сбором достаточных данных, необходимой информации, которая обращает внимание на признаки объективной стороны состава преступления. Безусловно, эти задачи, способствуют активному уяснению наличия предпосылок для возбуждения уголовного дела, и в это же время выделяют стадии предварительного расследования от работы над фактами которые не имеют место в реальности, и который без всяких сомнений являются не преступными.
Стадия возбуждения уголовного дела – это первая стадия, начальная ступень уголовного процесса, которую никак нельзя обойти стороной, ее задачами являются –своевременное реагирование на каждый факт совершения преступления и обособление последующих этапов уголовного процесса от рассмотрения непреступных деяний. Как уже было показано, что стадия возбуждения уголовного дела состоит из двух этапов – это подготовительный и исключительный, данная стадия завершается решением о возбуждении уголовного дела или же об отказе в его возбуждении.
Так как данная стадия является первоначальным этапом, она всегда идет впереди стадии предварительного расследования.
Ее главной и бесспорной задачей является гарантировать быстрое реагирование на каждое преступление и создать все условия для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств [16].
Так как на каждой стадии решаются определенные задачи, соответственно с решением задач формируется определенный круг субъектов.
? Проанализировав главы 19, 20 УПК РФ можно определить, что участниками данной стадии являются:
? лицо, подавшее сообщение (заявитель);
? дознаватель; следователь;
? орган дознания;
? руководитель следственного органа;
? прокурор;
? суд.
Так же субъектами могут быть лица, осуществляющие содействие при проведении проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, это:
? специалист;
? редакция;
? главный редактор;
? лицо, предоставившее информацию СМИ;
? потерпевший или его законный представитель по уголовным делам частного обвинения;
? конкретное лицо, в отношении которого есть подозрение [9].
Следует отметить, чтобы установить более полный круг субъектов стадии возбуждения уголовного дела следует ознакомиться не только с уголовно-процессуальным законом, но и с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». В данном законе предоставлен перечень лиц, которые осуществляют проверку информации о совершенном, совершаемом или готовящемся к совершению преступлении:
? лицо, подготавливающее, совершающее или совершившее противоправное деяние;
? лицо, которое может располагать сведениями о тяжких или особо тяжких преступлениях;
? лица, по заявлению которых или с их согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов и прочих.
Осуществив анализ сущности, значений и задач стадии возбуждения уголовного дела можно определить, что рассматриваемая стадия – это начальная стадия уголовного процесса, в которой компетентное должностное лицо в соответствии с законом осуществляет прием и проверку полученной информации о совершенном деянии, которое содержит признаки преступления, а также выносит решение о начале производства по уголовному делу или отказе в таковом.
Главной задачей рассматриваемой стадии досудебного производства является определение уполномоченными на то органами, должностными лицами наличия или отсутствия обстоятельств, необходимых для возбуждения уголовного дела.
1.2 Значение поводов и оснований к возбуждению уголовного дела как этапа процесса расследования преступления
Важным, безусловным элементом в нынешнем уголовном процессе, необходимым условием для осуществления деятельности на любом из этапов является конкретное условие.
Что касается первоначального этапа уголовного судопроизводства необходимо наличие таких условий, как законного повода и достаточного основания для возбуждения уголовного дела.
Законный повод или достаточные основания, а также отсутствия информации об обстоятельствах, которые исключают производство по делу, позволяют осуществлять деятельность, так же способствуют возникновению соответствующих правоотношений, которые направлены на разрешение поступившего заявление (сообщения) о преступлении и принятие соответствующего решения о возбуждении или об отказе уголовного дела.
Обращаясь к словарю русского языка автором, которого является С.И. Ожегова, под термином повод понимается:
1. Повод применяется для обозначения обстоятельств, способствующих быть основанием для чего-нибудь.
2. В философском значении повод также определяется как «событие, обстоятельство, дающее побудительный толчок для наступления других последствий» [10].
УПК РФ содержит ст.5, данная статья содержит понятия, которые используется законодателем. Но данная статья не содержит обозначение термина «повод».
Проанализировав ч.1 ст.140 УПК РФ можно сказать, что законодатель понимает под поводом информированность органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа о готовящемся, совершаемом или совершенном деянии, содержащем признаки преступления.
Таким образом, отправной точкой осуществления деятельности на стадии возбуждения уголовного дела является получение информации из источников. Законодатель определяет четыре повода для возбуждения уголовного дела: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Рассмотрим каждый повод:
? самым распространенным поводом к возбуждению уголовного делая это заявление о преступлении. Говоря о сообщениях, о преступлении предусматривается, как заявления граждан, так и заявления должностных и юридических лиц (например, предприятие, общественная организация).
В главе 19 УПК РФ не раз упоминается о «заявителе», тем не менее законодатель не дал конкретного понятия данного термина, и не предусмотрел внесение его в ст. 5 этого же кодекса. Таким образом, проанализировав текст УПК РФ можно сформулировать данное понятие заявителем является физическое лицо, которое обратилось с заявлением (сообщением) в органы уголовного преследования, о совершенном или готовящемся преступлении, соблюдая установленный порядок, предусмотренный законодателем. Необходимо отметить, что заявителем считается не только лицо, которое пострадало от совершенного преступления, но и которому стало известно о совершенном преступлении [14].
Заявление гражданина это устное или письменное заявление, или сообщение о преступлении, которое адресовано органу, осуществляющему уголовное преследование, а так же данный орган является уполномоченным возбуждать уголовные дела независимо от того, был ли нанесен вред преступлением заявителю или другим лицам и организациям. За исключением дел, которые возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя по делам частного и частно-публичного обвинения.
Как уже было указано выше заявление в письменном виде о преступлении должно быть подписано заявителем. Устное заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, оформляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Когда лицо подает заявление, то оно предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Также в соответствии с УПК РФ анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела, но данные заявление подлежат проверке, проверяются содержащиеся в них сведения о противоправных фактах. Основанием для возбуждения уголовного дела в данном случае могут стать полученные в результате такой проверки данные.
Следует подчеркнуть, что установлена обязанность руководителей учреждений, предприятий и организаций сообщать о совершенных преступлениях.
К примеру, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы полиции, при условиях, что им доставлено лиц имеющее телесные повреждения, в случае наличия подозрения об их насильственном характере.
Обязуют руководителей государственных предприятий сообщать в органы в случае совершения хищения, недостачах, о нарушении техники безопасности, которые в свою очередь повлекли несчастные случаи на производстве.
Органы, уполномоченные возбуждать уголовные дела не вправе отказывать в приеме заявления (сообщения) по причине недостаточных данных, которые содержатся в нем, в свою очередь устанавливается обязанность для принятия осуществления проверки и дополнению полученных сведений [20].
Лицо самостоятельно решает о том, заявить ли ему о совершенном или о готовящемся преступлении. Таким образом, такой повод, как заявление граждан является показателем их активности и инициативности, которые помогают в расследовании преступления или же помогают пресечь преступление на стадии подготовки.
Следующий, второй повод для возбуждения уголовного дела, предусмотренный уголовным процессуальным законом – это явка с повинной. Также, как и предыдущий повод, понятие «явка с повинной» не разъясняется законодателем.
Явка с повинной, является не таким распространенным поводом, как заявление граждан.
Смысл такого повода, заключается в том, что лицо, которое совершило преступление, самостоятельно информирует органы уголовного преследования о совершенном им преступлении.
Необходимо осуществление принципа защиты прав и свобод граждан, при получении явки с повинной, так как данный повод предусматривает то, что будет известно лицо, совершившее преступление. При явке с повинной необходимо анализ всех признаков преступления, также целесообразным является проверка самой явки. Изучение личности и поводов явки с повинной гарантирует то, что будет исключен вариант оговора или самооговора. Так как происходят случаи, когда явка с повинной возникает вследствие психического или физического давления на лиц, которые в итоге осуществляют самооговор и пишут явку с повинной.
Третий повод - это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
Под иными источниками понимается:
? публикации и передачи соответственно в печатных и электронных средствах массовой информации;
? анонимные сообщения о тяжких и особо тяжких преступлениях, требующие обязательной проверки;
? сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности;
? сообщения должностных лиц исполнительной власти, в обязанности которых входит выявлять правонарушения в соответствующей сфере;
? информация, полученная дознавателем или следователем при производстве по уголовному делу;
? ведения, указывающие на наличие признаков преступления, полученные в ходе осуществления административной деятельности [26].
Вышеперечисленные сведения могут являться поводом к возбуждению уголовного дела, только после того, как их оформили рапортом сотрудника правоохранительных органов.
В данном поводе значимое место занимает обнаружение признаков преступления органом уголовного преследования.
Под непосредственным обнаружением признаков преступления – следует понимать самостоятельное установление уполномоченными органами и должностными лицами, данных, которые указывают на признаки состава преступления, в период осуществления ими своих полномочий, и не имеет значения, есть ли у них какое-либо заявление или сообщение.
В УПК РФ помимо перечисленных поводов содержится и такой повод, как рапорт об обнаружении признаков преступления, о котором говорится в ст.143.
Под рапортом об обнаружении признаков преступления – понимается процессуальный документ об обнаружении признаков преступления из иных источников, чем сообщение или заявление гражданина, а также явка с повинной, которые адресуются лицам, уполномоченным возбуждать уголовные дела.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, принимается лицом, получившим данное сообщение, или же лицом, обнаружившим признаки преступления.
Следующий повод – это постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Правовая сущность данного повода не отличается от других поводов для возбуждения уголовного дела [41].
Отличием данного повода от сообщений о преступлениях, полученных из иных источников, информация, которая содержится в постановлении прокурора, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, не нуждается в каком-либо дополнительном процессуальном оформлении. Не существует какой-либо необходимости в составлении рапорта об обнаружении признаков преступления - сообщение о преступлении в данном случае поступает в распоряжение органов предварительного расследования уже оформленным таким образом, как необходимо в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, поэтому оно должно сразу по получении использоваться в качестве полноценного повода для возбуждения уголовного дела.
Последний повод - материалы фальсификации финансовых документов учета и отчетности финансовой организации (ст. 172.1 УК РФ) могут быть направлены только Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ, а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Закон устанавливает запрет на возбуждение следователем уголовных дел по ст.172.1 УК РФ при поступлении любых иных поводов к возбуждению уголовного дела.
Закон включает в компетенцию Банка России установление обоснованности версий о наличии в деянии признаков противоправного деяния, которое предусматривается ст. 172.1 УК РФ. Это просматривается в положениях внесенных в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ ст. 751 и ст. 768 о том, что при неисполнении кредитной организацией или не кредитной финансовой организацией в срок, установленный требованием (предписанием)