Глава 1 Теоретические аспекты эффективности предприятия
1.1 Эффективность деятельности предприятия, её сущность и показатели
Эффективность деятельности предприятия - главная черта хозяйствования на всех уровнях. Под данным термином понимается уровень применения производственного потенциала, методом соотношения результатов и затрат общественного производства. Чем меньше расходы на единицу полезного эффекта, чем выше результат при таких же расходах, или чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, тем выше эффективность производства.
Эффективность можно представить словно коэффициент - отношение результатов на выходе к ресурсам на входе либо через объемы выпуска продукции.
Есть следующие виды эффективности:
- экономическая;
- социальная;
- техническая;
- экологическая.
Прибыльность является одной из экономических целей компании. Экономика — это относительная метрика, которая измеряет результат, достигнутый за счет затрат или ресурсов.
Для достижения социальных целей предприятия является социальная эффективность. Социальная эффективность – это степень ожидаемости интересов и потребностей людей, реализуемых на практике.
К достижению технических целей предприятия относится техническая
эффективность.
Целью технической эффективности является выполнение качественных и количественных требований к продукту и графику производства, а также необходимой производственной мощности.
Экоэффективность подчеркивает достижение экологических целей компании. Его основная задача – создание оптимальной защиты окружающей среды и общепризнанного названия у него нет.
В общеэкономической практике экономические, социальные, технические и экологические принципы тесно связаны и зависят друг от друга.
Суть повышения экономической эффективности производства заключается в достижении значительного увеличения объема производства на каждую единицу финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Это означает повышение производительности общественного труда, что является одной из сторон повышения эффективности производства.
Проблема эффективности существует в той или иной интерпретации с момента возникновения материального производства и отражает взаимообусловленность производственных отношений того или иного способа производства.
В условиях формирования рыночных отношений проблема эффективности становится решающей, когда результаты работы одних субъектов рынка зависят от слаженности и четкости работы других субъектов. Возможность объективно определить эффективность производства предприятия имеет основополагающее значение в системе управления производством.
В системе показателей эффективности производства не все они имеют равное значение. Различают основные и дополнительные показатели. Если основные показатели называются обобщающими, то дополнительные считаются функциональными и характеризуют какую-либо конкретную сторону деятельности.
Объектировавшие показатели в основном выражают завершающие результаты производства и реализации стратегических задач. Показатели используются для устранения узких мест в производстве, а также для анализа и выявления резервов мощностей.
Также следует заметить, что можно забыть основной фактор эффективности - интенсификацию производства, если полагаться лишь на темпы роста, как на показатель, характеризующий эффективность производства. В следствии экстенсивных факторов могут быть достигнуты высокие темпы роста, то есть в итоге дополнительных капитальных вложений на развитие производства (новое строительство, закупка нового оборудования, реконструкция), хотя использование внутренних запасов и средств при этом имеет возможность оставаться на прежнем уровне.
Было бы неправильно сделать вывод из сказанного о непригодности показателя темпов роста для оценки отдельных технико-экономических показателей и эффективности производства.
Довольно давно экономисты спорили о том, с помощью какого показателя можно объективно определить эффективность производства.
При предложении различных формул, каждая из них имела свои достоинства и недостатки. Экономическая эффективность рассматривается как многомерное явление, так как ни один из показателей не может быть универсальным. Для оценки эффективности компании была введена система показателей, в которой показатели оценки и планирования повышения экономической деятельности были объединены в 4 группы[19]:
1) обобщающие показатели экономической эффективности компании;
2) показатели эффективности использования труда;
3) показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений;
4) показатели эффективности использования материальных ресурсов.
Ранее было упомянуто, что показатели экономической эффективности представляют собой систему оценок, охватывающую всю производственно-хозяйственную деятельность компании и состоит из обобщающих и функциональных показателей. К группе обобщающих можно записать следующие показатели:
а) темпы роста выпуска продукции;
б) рентабельность и ее рост;
в) затраты на 1 рубль товарной продукции, производство чистой продукции на 1 рубль затрат.
Темп роста производства ликвидной продукции (товаров) используется для анализа динамики производства. Валовая продукция – это стоимость всего произведенного продукта и выполненной работы, которая включает в себя незавершенное производство. Обычно выражается в сопоставимых ценах. Товарная продукция - отличается от валовой продукции тем, что не включает в себя товарооборот в хозяйстве и незавершенное производство. Он выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По составу во многих компаниях валовая продукция аналогична товарной продукции, если нет незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота.
Затраты предприятия на производство следующих видов затрат[19]:
1) материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, тепло и др.);
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация основных средств;
5) прочие затраты.
Общая рентабельность производства является одним из важных качественных показателей экономической эффективности производства. Он обобщает деятельность предприятия, что выражается в соотношении между использованными производственными ресурсами (средствами производства) и полученным результатом. В этом смысле рентабельность изменение коэффициента экономической эффективности.
Для определения рентабельности производства на любом уровне управления необходимо сопоставить полученный эффект с затратами на производство, которые могут быть текущими и единовременными (в том числе капитальными).
Общая рентабельность производства показывает, насколько эффективно предприятие использует основные и оборотные средства. Общая рентабельность характеризует величину суммы (чистой прибыли), полученной на рубль вложенных в производство средств.
Рентабельность продаж - увеличение этого показателя может отражать увеличение удельных затрат или увеличение цен на продукцию при постоянных затратах. Снижение этого показателя отражает обратную тенденцию [19].
Расчеты рентабельности продукции в основном связаны с определением фактической ситуации и планированием, а в меньшей степени с ценообразованием.
Сводка основных показателей экономической эффективности представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Показатели, характеризующие экономическую эффективность компании
Вывод: обеспечение стабильной работы предприятия по продаже конкурентоспособного товара, является главной задачей, а важнейшей качественной характеристикой хозяйствования - эффективность деятельности компании.
В следующем разделе рассмотри факторы эффективности производства.
1.2 Факторы эффективности производства
Эффективность является степенью как экономии, так и эффективности использования ресурсов — труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации и т. д. - в производстве товаров и услуг, которые отвечают различным запросам потребителей. Его измерение может стимулировать улучшение текущей деятельности компании, внедрение и эксплуатация позволяют повысить производительность труда на 5–10 % без внесения дополнительных организационных изменений. Показатели эффективности помогают установить реалистичные цели и вехи для диагностики деятельности в процессе развития организации.
Все компании имеют структуру, которая отражает различные функции, виды продукции или области знаний. Целевая специализация показывает, кто именно и какая часть организации может эффективно влиять на каждый ресурс. Для принятия обоснованных управленческих решений в области повышения эффективности крайне важно классифицировать все факторы эффективности на группы и подгруппы. Это позволит узнать «вес» и приоритет каждого из них, а также определить ответственных лиц и организационные подразделения компании.
Современные организации могут иметь многомерные задачи и стратегии их реализации, а значит, и классификация факторов эффективности производства должна быть многомерной и максимально соответствовать структуре организации и/или циклу производства продукции. Это согласование может быть достигнуто: более точной классификацией факторов и изменением структур организации с целью более эффективного использования этих факторов. В теории управления существуют разные модели классификации факторов эффективности [1].
Одна из моделей классификации факторов эффективности позволяет разделить факторы на внешние факторы: в части обслуживания клиентов и удовлетворения спроса, и внутренние факторы - повышение эффективности и производительности предприятия. Внешние факторы – те, которые в краткосрочной перспективе не могут быть подконтрольны или на которые не может повлиять руководство компании, и внутренние – те, которые находятся под контролем руководства компании и должны находиться под его влиянием, и их важно знать и понимать значение и методы воздействия внешних и внутренних факторов [6].
Исследование, проведенное консалтинговой фирмой McKinsey, установило, что 85 % количественных параметров, влияющих на деятельность глобальных компаний, являются внутренними и находятся под контролем руководства и только 15 % являются внешними факторами, неподконтрольными ему. Однако даже если фирма не в состоянии управлять внешними факторами, они должны представлять интерес для ее руководства: понимание внешних факторов может стимулировать определенные действия, направленные на изменение поведения фирмы и повышение эффективности ее долгосрочной деятельности.
К общим группам факторов, которые следует изучать в первую очередь, относятся факторы, связанные с внешней и внутренней средой предприятия, влияющие на эффективность деятельности предприятия в целом (Приложение 1).
Внутренние факторы эффективности
1) Факторы, связанные с процессом производства
Производственный процесс представляет собой сложную систему. Повышение эффективности зависит от того, насколько успешно мы определяем и используем ключевые системные факторы.
На основе модели «затраты-выпуск» основными логически непротиворечивыми элементами любого производственного процесса являются факторы эффективности производства, которые можно разделить на четыре группы:
- вход в процесс (факторы, связанные с исходными ресурсами);
- процесс (преобразование исходных ресурсов в готовую продукцию);
- результат (продукция и услуги, предназначенные для продажи);
- обратная связь (измерение результатов).
Эти группы факторов должны быть хорошо сбалансированы и скоординированы. Обратная связь (измерение и анализ эффективности) обеспечивает наилучшие критерии для оценки баланса и согласования факторов, влияющих на процесс и его результаты.
Если руководство компании научится планировать и внедрять на практике эффективные системы, стимулирующие факторы, связанные с производственным процессом, то неизменным результатом будет значительное повышение эффективности производства.
Обратная связь может рассматриваться как средство измерения и контроля эффективности компании. На уровне предприятия необходимо контролировать соотношение стоимости приобретения исходных ресурсов и стоимости готовой продукции. Это измерение учитывает условия ведения бизнеса, уровень цен, производственную специализацию компании, степень государственного вмешательства в экономику и т. д. Использование результатов измерения эффективности важно для принятия эффективных управленческих решений.
Систематический анализ эффективности и прибыльности деятельности компании дает возможность отслеживать динамику прибыли компании в результате изменения эффективности ее деятельности.
При этом задача руководства компании состоит в том, чтобы оценить те факторы, которые влияют на результативность, и принять соответствующие меры для их использования в своих интересах.
2) Факторы, связанные с исходными ресурсами
Эта группа факторов особенно важна, поскольку наиболее полно соответствует частным показателям эффективности производства, таким как производительность труда и капиталоотдача. Анализ соотношения капитал/труд и эффективности дает важную информацию для принятия управленческих решений в области улучшения качества и возможного сочетания ресурсов, а также методов их использования.
Повышение эффективности деятельности компаний во многом зависит от оптимального подбора сырья и материалов для производства собственной продукции. Материалоэффективность (производительность продукции на единицу используемого сырья или энергоносителей) зависит от их правильного подбора, включает такие показатели, как количество, ассортимент, качество, рыночная цена, а также требует постоянного внимания к оптимизации запасов, снижению накладных расходов и энергосбережению ресурсов.
Технологические инновации представляют собой важнейший источник роста эффективности производства. Повышение уровня автоматизации и использование информационных технологий поможет компании добиться прозрачности бизнеса для руководителей и собственников компании, повысить эффективность принятия управленческих решений, увеличить выпуск товаров и услуг, улучшить качество, внедрить новые методы маркетинга и т. д. .
Человеческий фактор является ведущим ресурсом в плане повышения эффективности компании. Следовательно, компании заинтересованы в найме хорошо образованной, квалифицированной и профессионально подготовленной рабочей силы, что позволит минимизировать затраты на внутреннее обучение.
3) Факторы, связанные с выпуском продукции
При этом мы рассматриваем товары с точки зрения потребительской ценности для покупателей. Сочетание НИОКР, маркетинга и продаж становится важнейшим фактором эффективности: наличие продукта в нужном месте, в нужное время и по нужной цене определяет его ценность для потребителя.
Ключевые факторы эффективности на этапе выпуска продукта должны учитываться руководством, в частности, при планировании маркетинга и продаж, чтобы увеличить проникновение на рынок и улучшить продвижение продуктов к потребителю. Важно, чтобы руководство компании учитывало отзывы потребителей и незамедлительно реагировало на полученную информацию, реагируя на любые изменения рыночной конъюнктуры, способствуя тем самым повышению эффективности в долгосрочной перспективе.
4) Другие полезные факторы
Во многих случаях полезны другие возможные классификации факторов эффективности производства, например:
- факторы, положительно влияющие на эффективность;
- факторы, отрицательно влияющие на эффективность (их зачастую называют барьерами на пути повышения эффективности).
Управленческие решения направлены на усиление влияния положительных факторов (таких как заинтересованность, энтузиазм, доступность технологий и т. д.) и устранение или снижение влияния барьеров роста эффективности (например, сопротивление изменениям, риски безопасности, малочисленность персонала). мотивация, нехватка квалифицированной рабочей силы и др.). Этот процесс часто начинается с мозгового штурма и перечисления барьеров и проблем на пути к повышению производительности [14].
Внешние факторы эффективности
Внешние факторы эффективности – факторы макроэкономической эффективности, которые либо ускоряют, либо тормозят ее рост. Общеизвестно, что результаты деятельности компании во многом зависят от внешнеэкономических, социальных, политических и других инфраструктурных условий, влияющих на эффективность и процесс принятия решений руководством компании. Внешние факторы должны осознаваться и учитываться руководством компании при принятии стратегических и оперативных решений. То, что в краткосрочной перспективе неподконтрольно отдельным компаниям, может контролироваться на более высоких уровнях общественных структур и государственных учреждений [6].
Глава 2 Анализ деятельности ОАО "Артпласт"
2.1 Общая характеристика компании
Полное название: Общество с ограниченной ответственностью «Арпласт»
Сокращенное название: ООО «Арпласт»
Юридический адрес: РФ, МО, г. Лобня, ул. Чкалова, 17, 141732
ИНН/КПП: 7721564835/771254863
ОКПО/ОГРН: 02842708/102770380795
Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью
Форма собственности: частная
Вид деятельности: производство одноразовой посуды
Размер уставного капитала: 14 000 000 руб.
ООО «Арпласт» занимается производством и выпуском одноразовой посуды для рынка потребителя. Задачи организации заключаются в том, чтобы, несмотря на кризис, затраты предприятия окупались, т.е. предприятие получало прибыль.
Отличительные особенности нашего предприятия состоят в следующем:
1. Предприятие обладает высокой конкурентоспособностью, которая обеспечивается низкими внутрипроизводственными издержками, вследствие чего, ООО «Арпласт» может устанавливать на свою продукцию более низкие цены, при этом, не снижая качество выпускаемой продукции.
2. Наша фирма имеет в запасе свободные рабочие места на различные должности с гибким графиком работы.
3. Компании – производители действуют каждый на своем рыночном сегменте и имеют свои группы покупателей.
4. компактность и удобство расположения (офис и склад на одной территории);
5. отсутствие перебоев в поставках (правильная организация работы и эффективное использование складских помещений);
6. постоянный ассортимент продукции;
7. наличие собственного парка автомобилей (организация доставок);
8. индивидуальные условия работы с клиентами (учитываются специфика фирм, сегмент рынка и регион);
9. осуществление рекламной поддержки;
Средства для создания предприятия будут собственные. Основными учредителями являются Смирнова К.С. и Богатов П.А.
Наша организация заключила договоры о поставке сырья с такими фирмами как «Омск-Полимер», «Мастер Кап» (завод «Диапазон») и «Интеко».
Основными ожидаемыми результатами работы нашего предприятия являются:
O Выручка от продаж: 95 551 140 руб.
O Затраты на производство: 75 217 160 руб.
O Прибыль: 16 267 184 руб.
O Срок окупаемости проекта: 0,18 года
Предприятие и отрасль
Форма собственности – частная.
Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью.
Преимущество данной правовой формы, как общество с ограниченной ответственностью, заключается в первую очередь в том, что организация может быть создана при наличии небольшого капитала. Это условие очень важно при создании небольшого предприятия, имеющего хорошую перспективу развития, а что касается партнеров по бизнесу, то риск каждого из них ограничен основным вкладом.
Наше предприятие может:
1. Использовать упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, что возможно только для малых предприятий.
2. Применять упрощенную систему налогообложения, т.е. предусматривается замена уплаты налога на прибыль, налога на имущество, единого социального налога на единый налог, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период.
Фирма была зарегистрирована в регистрационной палате как общество с ограниченной ответственностью. Учредительным документом является устав и учредительный договор. Регистрация ООО «Арпласт» произошла 1 февраля 2009 г. Юридический адрес предприятия: РФ, МО, г. Лобня, ул. Чкалова, 17, 141732.
Учредителями фирмы ООО «Арпласт» являются физические лица в количестве двух человек: Смирнова Ксения Сергеевна и Богатов Петр Алексеевич.
Для обеспечения деятельности организации создается уставный капитал. Уставный капитал формируется из собственных средств (Таблица 1).
Таблица 1 "Уставной капитал компании ОАО "Артпласт""
Учредитель Доля взноса в уставный капитал
ОАО «Арпласт»
В руб. % в УК
Смирнова Ксения Сергеевна 7504000–00 53,6
Богатов Петр Алексеевич 6496000–00 46,4
Итого 14000000–00 100
Предприятие ООО «Арпласт» производит и поставляет на рынок разнообразную одноразовую посуду.
Предприятие ООО «Арпласт» ставит цели:
u Экономические (получение прибыли, повышение рентабельности)
u Социальные (пластмассовая одноразовая посуда необходима в современном мире, т. к. это и экономия средств, и удобство)
Все началось в конце 50-х годов прошлого века, когда американец Уильям Дарт выпустил первый в мире пластиковый одноразовый стаканчик. В 1960 году Дарт создал Dart Container Corporation, которая сегодня контролирует треть американского рынка одноразовой посуды и упаковки.