Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Экспертиза в практике производства по делам об административных правонарушениях

baby_devochka 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.04.2022
Объект исследования – общественные правоотношения, которые складываются при назначении и проведении экспертизы в производстве по делам об административных правонарушениях. Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие процесс назначения и проведения экспертизы, дачи заключения экспертом, его оценки в производстве по делам об административных правонарушениях. Целью данной работы является выявление проблем правового регулирования экспертиз, назначаемых по делам об административном правонарушении, разработка рекомендаций нормативно-правового характера. Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи: 1) рассмотреть эволюцию организационно-правовых основ экспертизы в производстве по делам об административных правонарушениях; 2) рассмотреть понятие и выделить виды экспертиз, назначаемых по делам об административных правонарушениях; 3) изучить основания и процессуальный порядок назначения экспертиз по делам об административных правонарушениях; 4) изучить порядок производства экспертизы и заключение эксперта как вид доказательства по делам об административных правонарушениях; 5) рассмотреть процесс оценки заключения эксперта при производстве по делам об административных правонарушениях; 6) определить актуальные проблемы проведения экспертизы по делам об административных правонарушениях. В соответствии с намеченной целью и задачами были использованы методы: научные методы познания, в т. ч. диалектический, формально-юридический, социологический, а также анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. Теоретическим проблемам проведения экспертизы в практике производства по делам об административных правонарушениях значительное внимание уделяли в своих работах: Т. В. Аверьянова, С. Л. Басов, Ю. П. Кузякин, Б. В. Россинйский, Е. Р. Россинская, А. А. Эйсман. Нормативно базой исследования послужили Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты, административное законодательство Российской Федерации, ведомственные и межведомственные нормативные акты, иные нормативные источники касающиеся рассматриваемой проблемы. Работа состоит из двух глав, которые содержат по три подпункта, вводной части, заключения и списка использованных источников.
Введение

Производство по делам об административных правонарушениях - совокупность административно-процессуальных норм и деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, уполномоченных на их основании, на применение мер административного наказания. Оно охватывает обширную сферу деятельности, связанную с решением различных задач управленческого, исполнительно-распорядительного, индивидуального характера. В связи с усложнением процессуального производства, его значения для реализации требований законодательства повышает ответственность за принимаемые компетентными органами и должностными лицами решения. Для решения задач производства по делам об административных правонарушениях: всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения каждого дела; разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного по делу постановления, а также выявления причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, возникает насущная потребность привлечения в производство по делам об административных правонарушений лиц, обладающих глубокими профессиональными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла. В правоохранительной и правоприменительной деятельности все шире используются достижения науки и техники в целях установления истины и обеспечения процесса доказывания. Известно, что заключение эксперта является одним из важнейших видов доказательств по делам об административных правонарушениях. Вопрос об использовании в производстве по делам об административных правонарушениях основной формы специальных познаний – экспертизы – актуален. Основания и порядок назначения и проведения экспертизы в административном процессе регулируются главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу об административном правонарушении. Экспертиза назначается судьей, органом или должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, в случае, если при рассмотрении такого дела возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Вместе с тем, по мнению отдельных ученых, экспертиза в производстве по делам об административных правонарушениях, как и в административном процессе в целом, не получила полного теоретического исследования и необходимого правового регулирования, поэтому в производстве по делам об административных правонарушениях назначение и проведение экспертизы происходит по аналогии с уголовно-процессуальным законодательством, где экспертиза является судебной. Все это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….…………………………………3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ, НАЗНАЧАЕМОЙ В РАМКАХ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ……………………………………………………..…6 1.1 Эволюция организационно-правовых основ экспертизы в производстве по делам об административных правонарушениях...….……..…6 1.2 Понятие и виды экспертиз, назначаемых по делам об административных правонарушениях………………………………………….10 1.3 Основания и процессуальный порядок назначения экспертиз по делам об административных правонарушениях……………….……………………...15 2 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ..…………………….20 2.1 Порядок производства экспертизы и заключение эксперта как вид доказательства по делам об административных правонарушениях.…………20 2.2 Оценка заключения эксперта при производстве по делам об административных правонарушениях ……………………………………...….28 2.3 Актуальные проблемы проведения экспертизы по делам об административных правонарушениях………………………………………….34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..48
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. – Ст. 4398 2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021). // Российская газета. – 2001. – № 256. 3) Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ (ред. от 01.07.2021). // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2291. 4) Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 24.08.2021). // Российская газета. – 2011 г. – № 25(5401). 5) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. от 19.12.2013). // Бюллетень Верховного Суда РФ. –2005. – № 6. Научная и учебная литература 6) Аверьянова Т. В. Правовые проблемы совершенствования и использования методов экспертного исследования. / Т. В. Аверьянова. // Криминалистические аспекты совершенствования доказывания. – М.: Академия МВД России, 2006. – 990 с. 7) Баканов К. С. Проблемные вопросы правового регулирования назначения и проведения экспертиз в рамках производства по делам об административных правонарушениях./ К. С. Баканов, В. В. Власов.// Административное право и процесс. – 2016. – № 3. – С. 77-82. 8) Басов С. Л. Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях: учебное пособие / С. Л. Басов. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2019 – 56 с. 9) Кузякин Ю. П. Специальные знания в производстве по делам об административных правонарушениях. М., 2006. – С. 3. 10) Россинская Е. Р. Возможности экспертизы по делам об административных правонарушениях / Е. Р. Россинская.– 2002. – № 7. – С. 87. 11) Эйсман А. А. Заключение эксперта. Структура и научное обоснование. / А. А. Эйсман – М., 2007. – 272 с. Периодические издания 12) Авдеев М. И. Судебно-медицинский эксперт в административном производстве. / М. И. Авдеев. // Социалистическая законность. – 1974. – № 11. – С. 63-65. 13) Басов С. Л. Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях : учебное пособие. / С. Л. Басов. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2019 — 56 с. 14) Васильев Ф. П. Доказывание по делу об административном правонарушении: Дис. … д-ра юрид. Наук / Ф. П. Васильев.– М., 2005. – 403 с. 15) Глазунова И. В. Развитие института экспертизы как средство борьбы с административными правонарушениями. / И. В. Глазунова, А. А. Ширкин // Военное право. — 2019. — № 2 (54). — С. 66-71. 16) Гуреев В. А. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 24 - 32. Постатейный научно-практический комментарий / В.А. Гуреев, И.Н. Князева, А.В. Мартынов [и др.]. – М.: Редакция «Российской газеты», 2015. – Вып. I - II. – С.187. 17) Дьяконова О. Г. Заключения и показания эксперта и специалиста. / О. Г. Дьяконова // Бизнес в законе. – 2015. – № 1. – С. 114-118. 18) Естратова, Ю.А. Комплексная экспертиза: проблемы содержания понятия / Ю.А. Естратова // Известия алтайского государственного университета. – 2013. – № 2-1(78). 19) Кашепов В. П. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (постатейный) / В. П. Кашепов. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. – 560 с. 20) Кисин В. Р. Меры административно-процессуального принуждения применяемые милицией: Учебное пособие / В. Р. Кисин. – М., 1987. – 59 с. 21) Корухов Ю. Г. Экспертиза по делам об административных правонарушениях. / Ю. Г. Корухов. // Социалистическая законность. – 1983. – № 3. – С. 52-53. 22) Крылов И. Ф. Административная экспертиза. / И.Ф. Крылов. // Сборник научно-практических работ судебных медиков и криминалистов. Петразаводск, 1966. – Вып. 3 – С. 188-193 23) Мишин А. В. Актуальные проблемы назначения и производства судебной экспертизы. / А. В. Мишин, П. Н. Мазуренко. // Вестник экономики, права и социологии. – 2017. – № 1. – С. 86-8 24) Россинский Б. В. Статус эксперта и специалиста, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении. / Б. В. Россинский, Е. Р. Россинска. // Журнал российского права.– 2000. – № 9. – С. 32. 25) Россинская Е. Р. Законодательное регулирование назначения и производства судебной экспертизы. / Е.Р. Россинская. // Закон. – 2003. – № 3. – С. 3-9. 26) Рыжаков А. П. Понятие и основные права эксперта в административном судопроизводстве / А. П. Рыжаков. // Советник юриста. – 2016. – № 9. – С. 65 - 78. 27) Солнцев К. Н. Использование специальных познаний и технических средств при рассмотрении дел об административных правонарушениях. / К. Н. Солнцев. // Адъюнктура ВНИИ МВД России - 30 лет: история и перспективы. М.: 2000. – С. 186. 28) Соловей Ю. П. О некоторых новеллах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. / Ю.П. Соловей. // Сборник материалов международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2002. – Ч. 2. – С. 8-10. 29) Смирнова С. А. Судебная экспертиза на рубеже века. Состояние, развитие, проблемы./ С. А. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2004. – С. 87. 30) Топоркова М. К. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: теория и практика применения: Методическое пособие. 2-е издание. / М. К. Топоркова, С. И. Фёклин. – М.: Книгодел, 2019 – 108 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ПРОИЗВОДСТВКА ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ 1.1 Эволюция организационно-правовых основ экспертизы в производстве по делам об административных правонарушениях История возникновения и развития экспертизы в России, как и в других государствах, неразрывно связана с историей правосудия и потребностью общества в борьбе с правонарушениями, а также с общим прогрессом в развитии науки и техники, результаты которого дали возможность познания истины по совершаемым правонарушениям. Трудности применения специальных знаний и реализации доказывания, безусловно, носят одинаковый характер для всех видов процессуальной деятельности, хотя ранее в отечественной литературе в основном рассматривались вопросы использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве. В настоящее время в связи с развитием гражданского и арбитражного процесса, производства по делам об административных правонарушениях роль специальных знаний в этих сферах деятельности также значительно возрастает. Проблемы, которые возникали перед субъектами расследований и судьями, зачастую были неразрешимыми с точки зрения их профессиональных знаний. Требовалось использование помощи сведущих людей, которые стали приглашаться на предварительное следствие или суд для наблюдения и установления обстоятельств, познание которых требует специальных знаний в науке, искусстве, ремесле или иной области, и для изложения суду своего заключения или мнения о таких обстоятельствах. В середине 60-х годов XX века в криминалистической литературе появился новый для того времени термин – "административная экспертиза". Его автор, профессор И.Ф. Крылов, отнес к административным экспертизам не только освидетельствование живых лиц, но и вскрытие трупов, проводимое без постановления органов дознания или следствия о назначении экспертизы, а также в соответствии с требованиями административных органов. Обозначенная новым термином «административная экспертиза», не смотря на ее востребованность в правоприменительной практике, в том числе в деятельности милиции (до реформы 2011 года), не имела ни должной законодательной регламентации, ни теоретической разработки. В административном праве термин «экспертиза» не получил распространения, вместе с тем законодательство признает доказательством по делу об административном правонарушении заключение эксперта - ст. 231 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, среди участников производства по делу об административном правонарушении ст. 252 КоАП РСФСР называет эксперта. В науке административного права советского периода отсутствовало единство во взглядах на процессуальную форму, в которую надо было облекать результаты экспертизы. Так, например, действовавшее административно-правовое законодательство, в частности статья 252 КоАП РСФСР, не устанавливала форму заключения эксперта. Применительно к деятельности милиции действовавшее административно-процессуальном законодательство не содержало указаний на возможность проведения экспертных исследований в рамках административного расследования, однако, в ряде случаев при расследовании некоторых правонарушений невозможно обойтись без специальных познаний, т. е. без экспертного исследования. Фактически предлагалось свести к минимуму использование уголовно-процессуальной формы назначения экспертизы на основании постановления и, в случаях, когда без специальных знаний не обойтись, ограничиться истребованием справки по интересующим милицию вопросам у сведущего и авторитетного лица. Иного подхода придерживался профессор Ю.Г. Корухов, который отметил, что использование экспертных заключений, показаний экспертов не способно заменить само экспертное исследование и выводы, сделанные на его основе. Он рекомендовал усовершенствовать процессуальную форму специальных знаний в виде экспертизы по делам об административных правонарушениях путем ее возможного методологического упрощения, без ущерба для объективности, достоверности исследования, тем самым сократив временные и материальные затраты. Таким образом, в вопросе процессуальной формы результатов экспертизы в специальной литературе советского периода так и не удалось достигнуть единства. Объяснением этому может служить то обстоятельство, что и само «доказывание по делу и применение мер наказания производились без соблюдения особых процессуальных правил и письменной фиксации». Так, например, в действовавшей в СССР инструкции «О порядке назначения и проведения судебной экспертизы научно-исследовательскими учреждениями судебной экспертизы» прямо предусматривалась их обязанность по проведению экспертиз только по уголовным и гражданским делам. Экспертные учреждения не имели права принимать к своему производству «заказы» на экспертизы от управленческих органов. В случаях же острой нужды в проведении экспертизы, криминалистические учреждения вольно или невольно становились на путь нарушения инструкции и проводили экспертизы по требованиям органов управления. Следует отметить мнение профессора М.И. Авдеева, который указал на важность экспертизы определения степени опьянения и предложил закрепить принципы применения экспертизы в административном производстве в основах законодательства об административной ответственности, что способствовало бы его дальнейшему совершенствованию в правовом аспекте. Таким образом, следует констатировать, что проведение экспертиз по делам об административных правонарушениях продолжительное время не имело законодательной основы. Не решил рассматриваемых проблем в полной мере и первый кодифицированный правовой акт об административных правонарушениях – КоАП РСФСР 1984 года. В КоАП РСФСР доказательства определялись как фактические данные, на основе которых устанавливались обстоятельства дела, а заключение эксперта упоминалось среди прочих средств доказывания, позволяющих установить эти фактические данные. Вопросы, связанные с назначением эксперта, его правами и обязанностями в КоАП РСФСР были изложены крайне фрагментарно. Отправной точкой реформирования административно-процессуального института экспертизы в производстве по делам об административных правонарушениях стало принятие в 2001 году Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Теоретическая модель Административного кодекса Российской Федерации была основана на идее введения значительно более высоких процессуальных стандартов ведения производства по делам об административных правонарушениях. Согласно КоАП РФ, правоприменитель в ходе осуществления производства по делам об административных правонарушениях должен использовать весьма широкий арсенал юридических инструментов, в том числе и экспертизу (статьи 26.4, 26.5 КоАП РФ). На сегодняшний день «проведение экспертизы по делам об административных правонарушениях является редким явлением, касающимся только определенных видов правонарушений (например, в области безопасности дорожного движения, связанных с нарушением авторских прав, незаконной организацией и проведением азартных игр) или в связи с необходимостью решения вопроса о возбуждении уголовного дела». Таким образом, проведение экспертиз по делам об административных правонарушениях продолжительное время не имело законодательной основы. Эволюция организационно-правовых основ экспертизы в производстве по делам об административных правонарушениях показывает, что данный институт имеет перспективы развития в направлении дальнейшего сближения порядка производства по делам об административных правонарушениях с правилами уголовного судопроизводства. 1.2. Понятие и виды экспертиз, назначаемых по делам об административных правонарушениях Одной из обязанностей полиции в соответствии с законодательством Российской Федерации является проведение экспертиз по делам об административных правонарушениях (ст. 12 ФЗ «О полиции»). Законодательно также закреплен принцип, обязывающий полицию применять в своей деятельности достижения науки и техники (ст. 11 ФЗ «О полиции»). Одной из основных форм использования специальных познаний в административном процессе является экспертиза. Статья 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях впервые в законодательстве об административной ответственности подробно определяет порядок назначения и проведения экспертизы, тем самым подчеркивая значение экспертных заключений как доказательств по делу об административном правонарушении. В условиях, когда установлены многочисленные составы административных правонарушений юридических лиц, в том числе в сфере антимонопольного, налогового, таможенного и некоторых других отраслей законодательства, трудно переоценить значение экспертизы, проводимой лицом, обладающим специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле. Практика назначения и производства экспертиз по делам об административных правонарушениях в последние годы быстро развивается. Анализ этой практики показывает, что наиболее часто экспертизы назначаются по делам, связанным с нарушением правил и норм, действующих в промышленности, строительстве и энергетике; правил безопасности на транспорте; правонарушениями в области таможенного дела, в области охраны окружающей среды; нарушением правил дорожного движения (в случае причинения материального вреда или легкого вреда здоровью потерпевшего), требований пожарной безопасности и др. В соответствии с общепринятой классификацией экспертизы подразделяются на классы, роды и виды в зависимости от исследуемых объектов в совокупности с решаемыми задачами. Среди классов экспертиз, представляющих интерес для производства по делам об административных правонарушениях, следует выделить: 1) традиционные криминалистические экспертизы; 2) инженерно-технические экспертизы; 3) экспертизы веществ и материалов; 4) экологические экспертизы; 5) экономические экспертизы; 6) биологические экспертизы и др. Среди родов экспертиз, относящихся, например, к классу инженерно-технических, которые достаточно часто производятся по делам об административных правонарушениях, можно назвать: 1) дорожно-транспортные экспертизы; 2) пожарно-технические экспертизы; 3) некоторые другие экспертизы. Виды экспертиз рассмотрим на примере дорожно-транспортных экспертиз, которые подразделяются на: 1) автотехнические экспертизы; 2) автодорожные экспертизы; 3) инженерные экспертизы психофизиологического состояния водителя. Экспертизы различаются также в зависимости от того, производились ли они в экспертных учреждениях (независимо от формы собственности) или вне экспертных учреждений, причем последних становится все больше и больше. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Практика рассмотрения дел об административных правонарушениях свидетельствует, что в ряде случаев судьи, органы и должностные лица, в производстве которых находится дело, назначают также дополнительные, повторные, комиссионные и комплексные экспертизы. Нередко это происходит по ходатайствам лиц, в отношении которых ведется производство по делу, потерпевших, защитников и представителей. Дополнительные экспертизы назначаются при неполноте или неясности выводов основной экспертизы или когда после экспертного исследования возникают новые, связанные с тем же объектом вопросы, которые ранее не ставились перед экспертом. Именно последнее основание назначения дополнительной экспертизы чаще всего встречается на практике. Повторной экспертизой является экспертиза, производимая по тем же объектам и решающая те же вопросы, что и первичная экспертиза, заключение которой признано необоснованным или вызывает сомнения. Это возможно, например, если заключение первичной экспертизы противоречит объективно установленным фактам, или не согласуется с достоверными обстоятельствами дела, или сделано без учета относящихся к предмету экспертизы фактов. Повторные экспертизы производятся и в тех случаях, когда при назначении или производстве первичной экспертизы были допущены процессуальные нарушения (например, поручение производства экспертизы лицу, заинтересованному в исходе дела, или некомпетентному). Повторная экспертиза поручается другому эксперту или экспертам. Комиссионная экспертиза назначается судом в следующих случаях: по инициативе суда (исходя из сложности объекта исследования), в случаи удовлетворения ходатайства эксперта о привлечении к выполнению экспертизы дополнительного сотрудника, при наличии неустранимых противоречий в выводах первичной и повторной экспертизы. При назначении комиссионной экспертизы руководитель экспертного учреждения (структурного подразделения) возлагает на одного из экспертов координацию деятельности комиссии экспертов, разработку общего плана исследований и руководство совещанием экспертов. Руководитель комиссии экспертов не пользуется какими-либо преимуществами перед другими экспертами при разрешении поставленных вопросов по существу. Комиссия экспертов дает общее заключение при условии согласия с ним каждого участвовавшего в исследовании эксперта.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 43 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg