1. Особенности брачных отношений в контексте системной семейной теории
Под готовностью к браку понимается система социально-психологических установок личности определяющая в целом эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества. Процесс этот длительный, требующий комплексного воспитательного воздействия. Особое значение в этой системе отводится нравственной и психологической подготовке.
Нравственная подготовка к браку - это формирование личности с высокой культурой чувств и поведения, воспитание характера, способствующего сотрудничеству супругов, родителей и детей, ответственности перед семьей.
Психологическая подготовка к браку предполагает знание психологии личности, супружеских взаимоотношений, методов разрешения семейных конфликтов, способов саморегуляции собственной психики и поведения Отношения в семье в значительной степени определяются тем, какими мотивами руководствовались вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы.
Мотивы существенно зависят от социального положения субъекта, его пола, возраста, ценностных ориентации и других факторов.
Таких мотивов может быть один или несколько, но у каждого есть один - два ведущих. Разберем их: любовь, желание иметь постоянного сексуального партнера, психологические причины, желание иметь детей, решение бытовых проблем, сложившиеся обстоятельства.
Таким образом, обоснованное брачное решение - это такой выбор, при котором учитывается, что супружество есть семейный союз, бытовое сотрудничество, рождение детей, а не только пылкие чувства.
Необходимо отметить, что семья родителей оказывает непосредственное влияние на брак детей:
Во-первых, они передают генетически запрограммированные черты - тип телосложения, внешняя привлекательность, готовность к определенному типу реакций и т.д.
Во-вторых, через стиль взаимоотношений друг с другом и со своим ребенком родители формируют - вольно или невольно - основные черты характера личности.
В-третьих, родители в какой-то степени определяют уровень образования ребенка и снабжают его образцами семейных отношений. Даже если это был отрицательный опыт, он все равно останется наиболее знакомым или вообще единственно известным, и ему приходится использовать его хотя бы для контраста.
В-четвертых, если родители живы, они могут непосредственно вмешиваться в семейные дела своих детей: помогать им или мешать, мирить или ссорить. Можно перечислить предложенные Н.Н. Нарициным несколько внутренних критериев, которые определяют выбор партнера.
Вопросу семьи, брака уделяется большое внимание, как государства, обществ и сам человек. Человечество с древних времен стремится к объединению, единению с другим, себе подобным. Развитие личности максимально проявляется начинается в семье, во взаимоотношениях членов семьи, мужчины и женщины. Формирование семьи - это естественная потребность и стремление человека.
Брак – союз мужчины и женщины – рассматривается как основная ступень появления семьи. Брак заключается в установленном законом порядке, его которого – создание ячейки общества и принятие прав и обязанностей обеими сторонами. Значение брака и семьи не идентичны абсолютно. Значение «семья» определяет более широкие связи по сравнению с определением «брак», и отношения в браке не охватывают все моменты союза.
«Брак» – это определенное социальное и психологическое явление. Оно занимает только часть такого широкого понятия как семья. Оно рассматривает взаимоотношения между супругом и супругой. Тем не менее, когда взаимоотношения оформлены законом, брак является тем генетически исходным союзом, которой приводит к более многосторонним и многообразным взаимоотношениям.
«Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, является ячейкой общества, где зарождается и формируется информационное обеспечение социального поведения индивида».
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Семья – пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями.
Если рассматривать семью с точки зрения психологии и работы ее механизмов, можно обратить внимание на два подхода.
М. Земская, В.П. Меньшутин, Е.В. Криченко, В.А. Терехин и др. рассматривают и анализируют семью как малую группу. Можно рассматривать этот феномен с точки зрения социальной психологии. Анализируя подобный метод, необходимо показать, что семья – это социальная, культурная общность. Характерные особенности – она базируется на одинаковом отношении к жизни, в определенной степени, кроме этого, общность социальных ценностей.
Следующее направление позволяет анализировать семью как систему.
Семейная терапия, основанная на системной перспективе, представляет собой особый психотерапевтический подход, в котором основное внимание уделяется семье и другим отношениям человека. Это хорошо изученный подход с убедительными доказательствами эффективности и действенности в широком диапазоне конкретных состояний. Предоставление семейной терапии должно быть предложено по следующим причинам:
Семейная работа важна как средство профилактики различных проблем, которые могут стать серьезным бременем для общества в целом.
Семейная терапия считается высокоэффективным подходом к профилактике и лечению различных эмоциональных и поведенческих проблем в детском и подростковом возрасте.
Семейная терапия может помочь членам семьи использовать свои собственные ресурсы для оказания поддержки друг другу в различных стрессовых ситуациях, включая психические и физические заболевания.
Надлежащим образом подготовленные семейные терапевты и системные консультанты могут использовать свои навыки в различных контекстах, таких как организации и учреждения, где они могут способствовать командной работе и решению проблем. Они также могут участвовать в разрешении конфликтов и переговорных процессах в условиях социальных и политических кризисов.
Системная перспектива в самом широком смысле может способствовать укреплению солидарности, терпимости, доверия и сотрудничества, краеугольным камням здорового общества.
Никто не живет своей жизнью в изоляции. Публично и в частном порядке, на работе и дома мы все оказываем влияние на окружающих нас людей. Каждый из нас является частью более широкой сети или «системы». Наше взаимодействие с другими людьми — это то, как работает система.
Представить, что семья также является системой, можно на примере семейного приема пищи. Некоторые члены семьи могут весело болтать друг с другом, другие могут сидеть в тишине на протяжении всей трапезы, возмущаясь тем, что их о чем-то спрашивают. Другие могут спорить, заставляя кого-то другого успокоить ситуацию и договориться о мире. И это повторяется каждый раз во время еды, потому что все члены семьи выработали разные способы общения друг с другом. Это то, что семейный и системный психотерапевт назвал бы «паттернами».
Со временем эти системы растут и изменяются, поскольку в игру вступают различные факторы. Возможно, ребенок стал подростком, но родители по-прежнему относятся к нему как к младшему ребенку. Шаблоны больше не работают, и система «дает сбой».
Цель семейной системной психотерапии состоит в том, чтобы помочь занять другую позицию, работая с отдельными людьми или всей семьей. В рамках системной психотерапии появляется возможность посмотреть, как различные факторы влияют на людей в системе: подчеркнуть сильные стороны, устойчивость и доступные ресурсы, а также вклад каждого в функционирование системы.
Задача системно-ориентированной семейно терапии состоит в том, чтобы помочь члена семьи понять друг друга, разработать новые способы общения друг с другом. Данное направление также может помочь создать среду, в которой все поддерживают друг друга, укрепляя здоровье и благополучие.
Исследования показывают, что семейная терапия полезна для детей, молодежи, взрослых и пожилых людей, испытывающих широкий спектр трудностей и межличностных проблем и обстоятельств на протяжении всей семейной жизни.
Семейная терапия обращается к проблемам, которые люди представляют в контексте своих отношений со значимыми людьми в их жизни и в их социальных сетях. Это общепризнанный психотерапевтический подход, в первую очередь направленный на семейную систему как социальную единицу, в отличие от других психотерапевтических подходов, таких как психодинамическая или когнитивно-поведенческая терапия, которые фокусируются на индивидууме.
Семейная терапия и системная практика — разнородная область; существуют разные школы и модели, которые разделяют несколько принципов и руководящих предположений. Некоторыми из целей семейной терапии могут быть, например, улучшение функционирования семьи на разных уровнях, улучшение взаимопонимания и эмоциональной поддержки между членами семьи, развитие навыков преодоления и стратегии решения проблем в различных жизненных дилеммах и ситуациях и так далее.
Традиционно семейная терапия уделяла основное внимание взаимодействию между членами семьи, качеству семейных отношений, различным аспектам развития и функционирования семьи и так далее. Однако семейная терапия основывается на так называемых системных предположениях или контекстуальной перспективе, которые подчеркивают роль более широких систем, таких как сообщество, общество и культура, к которой принадлежит семья.
Многие модели психотерапии рассматривают семью как систему во многих исследованиях. Также социальная психология проводит анализ семьи как системы. Рассматривая семью таким образом, определение системной организации четко вырисовывается в результате исследований. «
Семейный системный подход» признают самым распространенным в психотерапии подходом.
Это направление рассматривает семью как систему. Системный семейный подход, основываясь на общей теории систем, заимствует из данной теории два основных положения:
1) целое больше, чем сумма его частей;
2) все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга.
Все перечисленные понятия, в целом, делают возможным сфокусировать свое внимание и высвятить особенности взаимоотношений членов семьи, кроме этого, выявить все характерные черты и специфику, в каких отношениях состоит семья с обществом, позволяет вся семейная системная психотерапия.
Необходимо заметить, что семья - это добровольный союз двух людей, обладающих неповторимым жизненным опытом, своеобразным комплексом личностных характеристик, особенной жизненной позицией и мировоззрением.
2. Анализ удовлетворенности браком в контексте системной семейной теории
¬Исследование феномена удовлетворенности браком в отечественной и зарубежной психологии проводится уже порядка трех десятилетий в рамках общего подхода изучения качества брака. За это время выявлено множество факторов, подтверждающих многогранность данного понятия. Но в связи с тем, что институт семьи с течением времени претерпевает серьезные изменения, изучение удовлетворенности браком всегда будет актуально.
Одна из первых и наиболее емких, на наш взгляд, классификаций факторов удовлетворенности браком представлена А.Ю. Тавит (1983). Автор выделяет две группы факторов удовлетворенности браком: возникшие до бракосочетания и возникшие во время брачного периода. Первая группа факторов, по мнению А.Ю. Тавит, является психологической основой брака и включает такие аспекты, как происхождение (схоже с понятием «семейного сценария» Э. Берн (1998)), качества личности, идеал супруга и брака, мотивы вступления в брак. Вторая группа факторов включает: этическо-эмоциональные отношения супругов, психофизиологические отношения супругов, единство взглядов на воспитание детей, распределение домашних и хозяйственных работ, свободное время и его провождение, отношение с отцом-матерью супруга(и), с друзьями, отношение к алкогольным напиткам.
По мнению Р. Кеттела, для оптимального психологического контакта супругов необходимо определенное сочетание личностных параметров мужа и жены: контакт тех особенностей личности, которые обусловлены природными факторами (темперамент, нейродинамические характеристики личности) и сходство личностных черт, формирующихся и изменяющихся в процессе жизнедеятельности человека. А.Н. Волкова предполагает, что совместимость супругов определяется: различием таких личностных особенностей как общительность, тревожность,доверчивость, смелость, реализм, доминантность, самостоятельность, радикализм и искушенность; подобием интеллектуальных особенностей, чувством ответственности и долга, принятием социальной нормативности.
Таким образом, для создания психологической атмосферы супруги должны обладать сходными или близкими по уровню развития и степени выраженности интеллектуальными качествами; единством моральных норм; общностью жизненных целей, ценностных ориентации и способов их достижения.
Социально-психологический уровень отношений характеризует сферу взаимодействия мужа и жены в процессе реализации супружеских ролей. Т.С. Яценко выделила четыре основные супружеские роли: сексуальный партнер, друг, опекун, покровитель. При выполнении указанных ролей реализуются соответствующие потребности: сексуальные, эмоциональной связи, опеки и бытовые. Характер супружеских отношений определяется компоновкой этих ролей.
Американский исследователь К. Киркпатрик выделяет три основных вида ролей:традиционные; товарищеские; роли партнеров.
Исходя из представлений супругов о роли в семье, можно привести следующую классификацию мужей и жен. Четыре типа жен - «хозяйка», «воин», «приз» и «муза». Мужские типы - это «хозяин», «воин», «подарок» и «авантюрист».
Характер супружеских отношений зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены, и ролевых представлений супругов о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы. Как и для мужчин, так и для женщин наиболее значимыми для семейного благополучия сферами взаимодействия являются общность интересов и потребностей, мнений, установок, ценностных ориентации, родительских функций; реализация профессиональных интересов каждого из супругов. Такая «модель семейных ценностей» находит отражение в ролевом поведении «мужа-отца» и «жены-матери».
Социокультурный уровень супружеских отношений затрагивает аспект духовного взаимодействия партнеров. Общность значимых переживаний, ценностных ориентации, мнений и установок можно рассматривать как общность культуры партнеров.
В последнее время особую актуальность приобрела проблема стабильности брака. Под стабильностью понимается «прочность», «устойчивость», «равновесие», «адаптация», «сплоченность». Э.А. Тийт выделяет три типа факторов, влияющих на стабильность семьи: первый связан с личностью индивида, его происхождением и семейным воспитанием; второй - с предысторией и условиями заключения брака; третий связан с организацией быта семьи и с влиянием внутрисемейных отношений.
Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис дают следующую классификацию семейных функций:
Воспитательная функция состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут реализовываться в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.