Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Влияние взаимоотношений младшего школьника с учителем на его эмоциональное благополучие

baby_devochka 1850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.04.2022
Тема выпускной квалификационной работы: «Влияние взаимоотношений младшего школьника с учителем на его эмоциональное благополучие». Объем дипломной работы 62 страницы, на которых размещены 4 рисунка и 4 таблицы. При написании дипломной работы использовалось 40 источников литературы. Ключевые слова: эмоциональное благополучие, адаптация, самовосприятие, эмоциональная комфортность. Объект исследования: дети младшего и среднего школьного возраста 11-12 лет, перешедшие из начальной школы в среднее звено. Цель исследования: изучение факторов и отличий эмоционального благополучия школьников 11-12 лет, установление взаимосвязей между аспектами психологического благополучия и особенностей социально- психологической адаптации. Выборка исследования: Муниципальное образовательно учреждение средняя образовательная школа №8562, Москва. Учащиеся 4-5 классов (11-12 лет), перешедшие из младших классов в среднее звено в количестве 50 человек. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложения. В первой главе изложены теоретические аспекты влияния взаимоотношений младшего школьника с учителем на его эмоциональное благополучие. Во второй главе проведен анализ эмпирического исследования. Заключение посвящено выводам по результатам проведенного исследования. Одно приложение содержит описание методики.
Введение

Требование повышения качества образования, вызванное глобальными преобразованиями в России, касается всех уровней образования, в том числе и начального общего образования. В ряду разнообразных умений, способностей и компетенций, которыми должны овладеть младшие школьники, в настоящее время существенное значение приобретает эмоциональное благополучие, т.к. овладение ей является одним из факторов формирования личности. Актуальность исследования. Стойкий интерес к проблеме эмоционального благополучия детей младшего и среднего школьного возраста (дети, перешедшие из начальной школы в среднее звено, дети - пятиклассники) нашел отклик в работах многих отечественных ученых, что нередко рассматривается в качестве подтверждения уровня разработанности данной проблемы. Переход из начальной школы в основную считается одной из педагогически сложных школьных проблем. Педагогические особенности переходного периода порождают трудности психологического характера, как у учащихся, так и у педагогов (Е.Ю. Беликова, 2003). Эмоциональные переживания учащихся в данный период возникают в результате несоответствия личностных ожиданий с оценкой референтной группы сверстников и с оценкой учителями и родителями (М.И. Борищевский, 1980). Но данное обстоятельство является не единственным фактором, вызывающим эмоциональные переживания школьников, в учебно- познавательном процессе. Несмотря на его обоснованность и логичность, учебный процесс дает мало подкреплений для развития позитивных эмоций. Напротив, у многих учащихся он вызывает переживание скуки и страха, препятствующие полноценному развитию личности (М.Н. Скаткин, 1980). Переживание негативных эмоций в данный период может быть вызвано и познавательной деятельностью, ожиданием оценки достигнутых результатов со стороны взрослых и реакции окружающих сверстников (Н.В. Литвиненко, 2000). Таким образом, круг школьных ситуаций, вызывающих эмоциональные переживания ребенка широк. Это могут быть проверка и оценка знаний, авторитарность преподавателей, обвинения, опускающиеся до обсуждения личностных черт, ситуации неуспеха в деятельности. При этом школа выявляет, особенности ребенка, сложившиеся в семье, и служит ситуацией- стимулом, провоцирующим реакцию. Тем не менее, нельзя не признать, что характер обучения в том виде, в каком оно имеет место во многих школах, содержит совокупность факторов, способных вызвать эмоциональные переживания учащихся. Так, переход из начальной школы в основную может обострить прежние проблемы детей, как явные, так и скрытые от внимания педагогов и родителей, а также спровоцировать появление новых, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, к учебе. Существование этих проблем у учащихся проявляется в переживании различных негативных эмоций, в том числе тревожности, страха и неуверенности в себе (Е.В. Новикова, 1997). Между тем в исследованиях по проблеме эмоционального благополучия детей младшего и среднего школьного возраста чаще всего поднимаются вопросы, касающиеся ее определения и близких по смыслу феноменов и фактов. При этом остаются малоизученными механизмы и способы самостоятельного регулирования уровня эмоционального благополучия детей младшего и среднего школьного возраста (детей 11-12 лет перешедших из начальной школы в среднее звено, детей-пятиклассников) в процессе адаптации. Выявить такие механизмы позволяет детальное, углубленное изучение взаимосвязи различных психических феноменов эмоционального благополучия детей младшего и среднего школьного возраста. Сопоставление уровня эмоциональности с уровнем адаптации и с типами реакций на фрустрацию, открывает новые возможности для изучения внутренних ресурсов детей, которым предстоит адаптация. Важность исследования эмоционального благополучия детей младшего и среднего школьного возраста обусловливается тем, что к этому возрасту интенциональная структура (означающее центральное свойство человеческого сознания) субъекта еще недостаточно сформировалась, и здесь можно говорить о не устойчивой личностной организации, о низкой адаптации, либо дезадаптации, о проблеме школьной, экзаменационной, соревновательной тревожности, личном эмоциональном благополучии. При оценке эмоционального благополучия детей младшего и среднего школьного возраста в психологической науке отмечаются тенденции на не достаточную разработанность самого понятия «эмоциональное благополучие детей – пятиклассников, перешедших из начальной школы в среднее звено». Действительно, в последнее время отношение российских психологов к проблеме эмоционального благополучия детей младшего и среднего школьного возраста кардинально изменилось на ряду с высоким уровнем перемен в жизни общества, сопровождающимся неопределенностью и непредсказуемостью будущего и, как следствие, всплеск эмоциональной напряженности, фрустрированности, тревожности. Несмотря на это, изучение эмоционального благополучия детей младшего и среднего школьного возраста продолжает оставаться в узких рамках проблем, разрешения которых не всегда бывает достаточно для полного раскрытия психологических закономерностей, и для выявления тех взаимосвязей, которые являются предметом исследования в психологии развития детей. Объектом исследования являются дети младшего и среднего школьного возраста 11-12 лет, перешедшие из начальной школы в среднее звено. Предмет исследования – эмоциональное благополучие и особенности социально-психологической адаптации детей младшего и среднего школьного возраста 11-12 лет. Цель исследования- изучение факторов и отличий эмоционального благополучия школьников 11-12 лет, установление взаимосвязей между аспектами психологического благополучия и особенностей социально- психологической адаптации. Гипотезы исследования: 1. Для школьников 11-12 лет в целом присуще испытывать психологическое благополучие; 2. Существуют значимые отличия между показателями психологического благополучия учащихся младшей и средней школы: - наиболее выраженными аспектами психологического благополучия учащихся младшей школы являются отношения с родителями и педагогами; - наиболее выраженными аспектами психологического благополучия учащихся средней школы являются отношения с друзьями; 3. Для школьников 11-12 лет в целом присущ необходимый уровень социально-психологической адаптации; 4. Существуют значимые отличия между показателями социально- психологической адаптации учащихся младшей и средней школы: - у учащихся младшей школы наиболее развитыми являются такие особенности адаптации как принятие других; - у учащихся средней школы наиболее развитыми являются такие особенности адаптации как интернальность и стремление к доминированию; 1. существует взаимосвязь показателей исследования: - у учащихся младшей школы между эмоциональным комфортом и отношением к педагогам и к родителям; - у учащихся средней школы между уровнем адаптации и отношением к себе и к друзьям. Теоретико-методологическая основа исследования: Методологические принципы: теоретической основой выфпускной квалификационной работы стали: принцип целостного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова), субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова- Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сергиенко). Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы изучения эмоционального благополучия детей 11-12 лет перешедших из младших классов в среднее звено; 2. Провести эмпирическое исследование психологического благополучия и особенностей социально-психологической адаптации школьников в период перехода учащихся из младших классов в среднее звено; 3. Выявить отличия показателей исследования между учащимися младшей и средней школы; 4. Установить взаимосвязи особенностей адаптации и аспектов психологического благополучия школьников. Методы исследования: Методы получения информации: аналитический обзор литературы по проблеме исследования, беседа, опрос (методика изучения психологического благополучия школьника). Для обработки данных предполагается использовать пакет прикладных программ статистической обработки данных STATISTICA 6.0: методы сравнения (критерий достоверности различий одновременно между тремя (данные опроса в мае 2020 г., данные опроса в октябре 2020 г. и данные опроса в мае 2021 г.) подгруппами экспериментальной группы) – модифицированный вариант t- критерия Стьюдента; метод ранговой корреляции по U-критерию Манна-Уитни. Надежность и валидность результатов исследования обеспечена соответствующим выбором метода анализа, собственно, результатов исследования, достаточным объемом выборки исследуемых (50 человек), наличием трех экспериментальных подгрупп, сочетанием качественного, количественного и статистического анализа результатов исследования. Методики эмпирического исследования: 1. Методика: опросник психологического благополучия школьника для определения уровня эмоционального самочувствия ребенка в группе сверстников (Автор: Кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии института психологии УрГПУ Водяха С.А.) 2. Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонд. Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности. Этапы исследования: Первый этап включает в себя осмысление проблемы и поиск программы исследования. На втором этапе проводится экспериментальная работа, сбор эмпирического материала. Третий этап – обобщающий, несет в себе само исследование, анализ, систематизацию и обобщение всего собранного материала, оформление результатов и выводов исследования в виде магистерской диссертации. Эмпирическая база исследования. Муниципальное образовательно учреждение средняя образовательная школа №8562, Москва. Учащиеся 4-5 классов (11-12 лет), перешедшие из младших классов в среднее звено в количестве 50 человек. Научная новизна исследования: 1. Выявление индивидуальных особенностей эмоционального состояния детей 11-12 лет, перешедших из младших классов в среднее звено в условиях адаптации. 2. Подготовка научно обоснованных рекомендации, учитывающих индивидуальные особенности эмоционального состояния детей 11-12 лет, перешедших из младших классов в среднее звено в условиях адаптации, для внедрения в практику деятельность школьных психологов, как структурную единицу образовательного процесса. Структура работы. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и дополнена двумя приложениями. Первая глава посвящена теоретическому аспекту влияния взаимоотношений младшего школьника с учителем на его эмоциональное благополучие. Во второй главе представлено эмпирическое исследование влияния взаимоотношений младшего школьника с учителем на его эмоциональное благополучие. Работа иллюстрирована 6 таблицами, 4 рисунка. Библиографический список включает в себя 40 научных источников. Работа изложена на 63 страницах.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С УЧИТЕЛЕМ НА ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ 12 1.1 Понятие эмоционального благополучия 12 1.2 Особенности формирования эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста 19 1.3 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе 24 Выводы по главе 1. 30 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 32 2.1 Организация и методы исследования 32 2.2 Результаты исследования и их анализ 33 2.3 Программа внеурочной деятельности, направленная на формирование эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста 49 Выводы по главе 2. 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59 ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Список литературы

1. Аромштам, М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников / М. Аромштам // Дошкольное образование. – 2018. – № 8. – С. 55–57. 2. Ахметова, М. Н. Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. / Сост. М. Н. Ахметова, Ю. В. Иванова, К. С. Лактионов. – Пермь: Меркурий, 2018. – 190 с. 3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. – Москва: Просвещение, 2018. – 400 с. 4. Баранцева, О. Г. Метод проектов во внеурочной деятельности / О. Г. Баранцева // Начальная школа. – 2020. – № 3. – С. 3. 5. Бессонова, Ю. В. О структуре психологического благополучия / Ю. В. Бессонова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. – 146 с. 6. Бефани, А. А. Эмоциональный компонент психологического благополучия личности: эвдемонистический подход / А. А. Бефани. – Санкт-Петербург: Астропринт, 2018. – 332с. 7. Божович, Л. И. Психология формирования личности / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 400 с. 8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 398 с. 9. Болотина, Л. А. Психология и педагогика: конспект лекций / Л. А. Болотина. – Москва: Эксмо, 2019. – 400 с. 10. Вологдина, К. А. Теоретические подходы к исследованию эмоционального благополучия в современной психологии / К. А. Вологдина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2019. – 184 с. 11. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов. – Москва: Просвещение, 2018. – 111 с. 12. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность: методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Москва: Просвещение, 2019. – 223 с. 13. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности: Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Москва: Просвещение, 2020. – 96 с. 14. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – Москва: Айрис-пресс, 2018. – 160 с. 15. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – Москва: Академия, 2019. – 329 с. 16. Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2019. – № 3. – С. 15–26. 17. Захарова, М. Н. Развитие эмоциональной сферы как фактор повышения интеллектуального уровня младших школьников / М. Н. Захарова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2020. – № 1 – 2. – С. 49–68. 18. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. – Москва: Эксмо, 2019. – 223 с. 19. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / В. И. Ковалько. – Москва: ВАКО, 2018. – 203 с. 20. Марищук, Л. В. Удовлетворённость качеством жизни как критерий психологического здоровья / Л. В. Марищук, Е. В. Пыжьянов // Психология XXI века: материалы междунар. науч.-прак. конф. молодых ученых. – Санкт-Петербург: из-во СПбГУ, 2018. – С. 450– 455. 21. Мартынова, С. А. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО / С. А. Мартынова // Молодой ученый. – Москва, 2015. – № 2. – С. 19–21. 22. Маслов, С.И. Эмоциональное развитие младших школьников / С.И. Маслов, Т.А. Маслова. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 260 с. 23. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 444 с. 24. Митин, С. Н. Триединый адаптационный ресурс здоровья как основа готовности будущих руководителей к адаптивному совладающему поведению / С. Н. Митин, Е. В. Барханская // Известия Самарского науч. центра РАН. – 2019. – № 2 – 3. – С. 621–624. 25. Никулина, Д. С. Подходы к определению эмоционального благополучия / Д. С. Никулина // Известия Южного Федерального Университета. Технические науки. – 2018. – № 6. – С. 73–76. 26. Петровский, А. В. Психология / А. В. Петровский. – Москва: Академия, 2020. – 512 с. 27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 713 с. 28. Сарсембенова, Г. Д. Особенности организации внеурочной работы в начальной школе / Г. Д. Сарсембенова, А. Д. Абилхаева // Молодой ученый. – 2020. – № 21. – С. 916–919. 29. Сарыева, С. Эмоциональные взаимоотношения школьников младшего подросткового возраста / С. Сарыева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2019. – № 4. – С. 152– 154. 30. Склярова, Т. В. Возрастная психология для социальных педагогов: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова. – Москва: ПСТГУ, 2019. – 336 с. 31. Созонтов, А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия / А. Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2018. – № 4. – С. 105 – 114. 32. Устинова, Н. А. Детерминанты эмоционального благополучия дошкольника / Н. А. Устинова, М. Ю. Андреева. – Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2019. – 146 с. 33. Хайрутдинова, Р. Р. Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному краеведению в контексте требований ФГОС / Р. Р. Хайрутдинова // Теория и практика общественного развития. – Краснодар: ХОРС, 2019. – № 12. – С. 190–194. 34. Шаповалова, О. Е. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся / О. Е. Шаповалова. – Москва, 2019. – 353 с. 35. Шевеленкова, Т. Д. Психологическое благополучие личности / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2020. – № 3. – С. 95–129. 36. Агафонова, Е. В. Организация внеурочной деятельности в начальной школе [Электронный ресурс] / Е. В. Агафонова. - Электрон. дан. - 2019. - Режим доступа: https://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola/vospitatelnaya- rabota/2019/09/07/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. 37. Лисина М. И. Электронный каталог Общение, личность и психика ребенка [Электронный ресурс] / М. И. Лисина. – Электрон. дан. – 2017. – Режим доступа : http://lib.mgppu.ru. – Загл. с экрана. – Яз. рус. 38. Особенности младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Электрон. дан. – 2017. – Режим доступа: http://www.liceum9.ru. – Загл. с экрана. – Яз. рус. 39. Пожиткина, Н. В. Анализ эмоционального благополучия школьника в контексте его психологического здоровья [Электронный ресурс] / Н. В. Пожиткина, Д. А. Савенок, А. В. Папушина // Психология, социология и педагогика. – Электрон. дан. – 2019. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2019/06/856, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. 40. Шпаковская, Е. Поведенческие особенности людей, мотивированных на достижение успеха и избежание неудач [Электронный ресурс] / Е. Шпаковская. – Электрон. дан. – 2019. – Режим доступа: http://www.komanda.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С УЧИТЕЛЕМ НА ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ 1.1 Понятие эмоционального благополучия С позиции ВОЗ, под здоровьем понимается «состояние полной гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка». Под психологическим здоровьем понимается «состояние человека, которое характеризуется высоким уровнем индивидуального развития, осознанием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, управлением собой и своими действиями, в том числе, умение грамотно относиться к себе и к другим, осознанием ответственности за свое развитие и дальнейшую жизнь» [26, С.45]. Понятие «благополучие» употребляется в медицинских, биологических, экономических науках, в философии и педагогике. Семантика слова «благополучие» разнохарактерно. Во-первых, под благополучием понимается процесс счастливого и спокойного протекания жизни, дел, успешность, достижение ожидаемого результата [38]. Во- вторых, благополучие употребляется синонимично счастью, благоприятного физического и психического состояния. В-третьих, благополучие рассматривается как материальный достаток. В понятие слова благополучие входит не только состояние счастья и благоприятного физического и психического состояния, но и хороший материальный достаток [11, С.69]. Благополучие рассматривается как совокупное явление, обобщающее психические, социальные и физические аспекты, не приводящие к пониманию удовлетворённости. В этом случае, ощущение благополучия, по мнению Ю. В. Бессоновой, можно понимать как единое психическое явление, отражающее успешность жизнедеятельности индивида в социальной среде, сопровождающееся благоприятным эмоциональным фоном, функциональным состоянием организма, психики, позитивным самоопределением и доверительным мироощущением [27, С.108]. Благополучие – это не вопрос имеющихся условий и ситуаций, а вопрос восприятия жизни, индивидуального отношения к ситуации и к своим возможностям, реализация своих способностей и возможностей. И. М. Слободчиков рассматривает эмоциональное благополучие, как фактор высокой самооценки, ориентации на успех в достижении целей и ощущение эмоционального комфорта. Г. А. Урунтаева рассматривает под эмоциональным благополучием чувство защищённости, которое способствует у личности доброжелательного расположения к другим людям [37]. В исследованиях А. Д. Кошелевой и Г. Г. Филипповой эмоциональное благополучие понимается как часть психологического здоровья. Термин «психологическое здоровье» был предложен И. В. Дубровиной как «необходимое условие полноценного функционирования человека в процессе его жизнедеятельности». Анализ литературы показал, что практически каждый автор, занимающийся исследованием эмоций, обращается к проблеме эмоционального благополучия. Но, на данный момент, проблема эмоционального благополучия личности исследована в психологии косвенно и, в целом, остаётся малоизученной, многочисленные аспекты этой проблемы остаются недостаточно аргументированными и требуют более глубокого рассмотрения сущности этого феномена. В науке ещё не сформулирована единая мировоззренческая позиция касательно эмоционального благополучия, как отдельной области психологического знания. Авторы употребляют синонимы, в том числе «положительный нервно-психический тон» (В.М. Бехтерев), «удовольствие – радость» (К. Изард), «счастье» (М. Аргайл), «эмоциональное самочувствие» (В. П. Зинченко), «эмоциональное состояние» (М. И. Дьяченко, Б. А. Душков), «настроение» (А. Д. Кошелева, С. Л. Рубинштейн). В психологическом словаре М. И. Дьяченко термин «эмоциональное состояние» рассматривается как «особое состояние сознания, состояние индивидуального эмоционального комфорта- дискомфорта, как неразрывно связанные ощущения благополучия- неблагополучия в определенных подсистемах организма или всего организма в целом». В энциклопедическом словаре Б. А. Душкова эмоциональное состояние – это состояние, вызванное переживанием человека его отношения к внешнему миру и самому себе и характеризуемые преобразованиями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды, непосредственно сопряженных с индивидуальной семантической ролью, поступающей к человеку информации и являются коррекцией, вносимой личностью как ответ, понятный исключительно информационной системой раздражителя [12, С.74]. Понятие «эмоциональное благополучие» сопоставимо с понятием «эмоциональное самочувствие», которое рассматривается как ощущение ребенком эмоционального комфорта дискомфорта, соотносимого с разнообразными значимыми частями его жизни. А. Д. Кошелева рассматривает «настроение» как в разной по степени осознанным психическим состоянием, которое может быть отрицательным или положительным эмоциональным фоном психической жизни человека. С. Л. Рубинштейн понимает настроение как совокупное эмоциональное состояние индивидуума, отражающее порядок каждого из её выражений [7, С.60]. Далее рассмотрим различные подходы к исследованию понятия «эмоциональное благополучие», поскольку современное изучение этой проблемы в зарубежных и отечественных источниках трактуется с различных научных позиций. Например, такие, как гедонистический; психоаналитический; эвдемонистический; психофизиологический; в контексте роли эмоций в жизни и функций человека. Базовым определением гедонистического подхода является «субъективное благополучие», рассматривающийся как когнитивный элемент удовлетворённости жизнью. Э. Галлоун, Р. Каммингс и А. Лау рассматривают «субъективное благополучие» как индивидуальные диспозиции, ожидания, ценности и цели. Понятие «субъективное благополучие» выходит за рамки эмоциональной сферы человека и рассматривается как результат внутренней оценки эмоциональных реакций. Э. Динер и Р. Ларсен установили, что у «субъективно благополучных» участников эксперимента обнаруживали положительные эмоции независимо от жизненного опыта. Следовательно, предрасположенность к позитивному реагированию может быть устойчивой поведенческой особенностью личности. Согласно исследованиям различных учёных, уровень субъективного благополучия остаётся устойчивым в течение четырёх, шести и десяти лет [38]. Э. Динер утверждает, что субъективное благополучие определяется из субъективной удовлетворенностью жизнью, положительных и отрицательных эмоций. Речь идёт о познавательной и эмоциональной стороне принятия себя. Принятие или непринятие жизненных событий, анализ их как позитивных либо как негативных всегда имеет под собой соответственно окрашенную эмоцию. С точки зрения данного подхода Р. М. Шамионов рассматривает благополучие как собственную позицию человека по отношению к своей личности, жизни и процессам, которые имеют первостепенную значимость с позиции усвоенных устойчивых представлений о внешней и внутренней среде и отличающееся чувством удовлетворённости. С. А. Водяха в своей работе сделал вывод о том, что субъективное благополучие является относительно устойчивой диспозицией. Исследования, проводимые по соотношению индивидуального благополучия с отдельными показателями физического здоровья. Т. Дэвиса в своей работе выявил, что скорость выздоровления больных в большей степени зависит от их субъективного благополучия. Несмотря на расхождении в понимании структуры позитивных и негативных эмоций представители разнообразных направлений исходят из идеи о том, что преобладание позитивных эмоций обусловливает субъективное благополучие. Следовательно, эмоциональное благополучие в первую очередность зависит от ценностей, отвечающих за выбор стратегии переживания благополучия, что напрямую противоречит основным положениям гедонистического подхода. Эвдемонистический подход к пониманию эмоционального благополучия был сформулирован в работе К. Рифф, показавшей, что не всё то, что доставляет человеку удовольствие, связано с достижением эмоционального благополучия [40]. К. Рифф, на основе существенной разницы между гедонией и эвдемонией, разработала модель эмоционального благополучия, согласно которой: 1) эмоциональное благополучие представляет собой непрерывный личностный рост и полноценность жизни; 2) эвдемоническое благополучие является следствием эффективной саморегуляции различных психологических и физиологических систем. Психоаналитическая теория (Э. Джекобсон, М. Кляйн, М. Малер, Д. Пайнз) раскрывает причинно- следственную связь между эмоциональным благополучием, особенностями процесса раннего периода развития личности и соматическими патологиями [6, С.32]. Данные ученые предполагают, что в развитии сердечно-сосудистых заболеваний основную роль играет модель поведения, формирующаяся в детстве: к ишемической болезни сердца склонны люди излишне честолюбивые, выделяющиеся большой нетерпеливостью и враждебностью, а к гипертонии приводит высокая эмоциональная возбудимость, не имеющая соответствующего выхода. Ими показана значимость психических условий в возникновении и течении дерматологических заболеваний. Психонейроиммунологические исследования раскрывают зависимость состояния иммунной системы от психических причин, например, от эмоционального состояния индивида. Итоги последних исследований в данной области позволяют признать возможным, что положительные эмоции и отличное настроение воздействуют на иммунную систему, повышая сопротивляемость организма к болезням. Американские ученые представили научные доказательства того, что гнев и страх могут вызвать инсульт, а Ч. К. Тойч в работе «Рак и эмоции» сделал предположение, что ненависть, огорчение и чувство вины являются основополагающим звеном многих форм рака. Также, ученые Калифорнийского университета сравнили результаты анализа крови жизнерадостных и депрессивных людей и обнаружили, что у жизнелюбивых людей отдельные клетки иммунной системы работают активнее [6, С.33]. Эмоциональное благополучие рассматривается так же в контексте роли эмоций в жизни человека и функций, выполняемых ими. Эмоциональное благополучие человека связано как с характером переживаемых эмоций, так и с умением и возможностью выражать эти эмоции. В рамках направления этих исследований оно рассматривается как показатель успешности эмоциональной саморегуляции человека [36]. М. Аргайл связывает эмоциональное благополучие с социально- психологическими причинами – утратой стабильного положения в обществе, низкой самооценкой, ростом психологической напряжённости в семье. Н. В. Дмитриева и В. А. Труфакин придерживаются такой же позиции, как и М. Аргайл, подчёркивая взаимосвязь социальных и психоэмоциональных проблем [37]. С. А. Водяха выделил факторы, воздействующие для экспансивное благосостояние нашего современника: 1. Аффективная область оценочного процесса воздействует на эмоциональное благополучие, исключительно на такие его детали, как настроение и ситуативные аффекты. 2. Экономическое состояние влияет на эмоциональное благополучие женщин в меньшей степени, нежели мужчин. Низкий уровень доходов чаще приводит мужа к депрессии, а не жену или же незамужних женщин. Люди с высоким уровнем доходов чаще воспринимаются как более успешные и умные, но менее дружелюбные [8, С.98]. Социальная среда влияет на эмоциональное благополучие. Р. Винкельман в своей работе обнаружил, что несоответствие между средней квалификацией представителей разнообразных профессий и индивидуальной квалификацией работника приводит к снижению уровня удовлетворенности своей работой и жизни в целом. Группа исследователей под руководством Т. Магнуса, обнаружила большое генетическое влияние на эмоциональное благополучие личности. Ученые выявили, что наиболее значимым прогнозированием удовлетворенности жизнью являются такие черты личности как эмоциональная стабильность и оптимизм [22, С.52]. В исследовании Д. Гилберта представлено, как аффективное предвидение воздействует на эмоциональное благополучие. Оказалось, человеческая способность создавать воображаемый прогноз будущего является эволюционно выработанным [33, С.190]. Если человек уверен, что в будущем его ожидают исключительно позитивные события, он будет замечать положительное в любых аспектах своей жизни. В своем исследовании по влиянию саморегуляции на эмоциональное благополучие Ч. Карвер и М. Шайер обнаружили, что человек постоянно оценивает степень соответствия своего нынешнего и желаемого положения. Если он видит несоответствие между реальным и желательным состоянием, человек поменяет свое поведение, чтобы достичь желаемого результата с учетом внешних препятствий [28, С.916]. Относительно детей эмоциональное благополучие может определяться как устойчивое эмоционально-положительное состояние ребенка в том социальном институте, который является основой его возрастных социальных потребностей [10, С.77]. Понятие «психологическое здоровье» ввела И. В. Дубровина, предположившая, что это является важнейшей предпосылкой полноценного развития и функционирования человека в процессе онтогенетического развития [16, С.15]. Вместе с тем способность выживать, адаптироваться и развиваться в изменяющихся условиях окружающего мира считается основой психологического здоровья человека. Представленное понятие обычный используют для характеристики человека как субъекта своей жизни, активно изменяющего себя, свои характеристики и способности [31, С.105]. Эмоциональное благополучие, являясь частью психологического здоровья, подразумевает абсолютного удовлетворения потребности в межличностном общении, формирование благожелательных семейных отношений, благоприятных отношений в учебном или трудовом коллективах и создание одобрительного эмоционального контекста актуальных жизненных обстоятельств. Отрицательное эмоциональное самочувствие побуждает появление эмоциональной отстраненности и разрыв межличностных взаимоотношений, вызывает одиночество [31, С.106]. 1.2 Особенности формирования эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста С переходом ребенка в школу у него происходят перемены, влияющие на характер и эмоциональную сферу. Эмоциональная область претерпевает изменения, что способствует росту различных психологических реакций. Одной из важнейших характеристик психологического здоровья является эмоциональное благополучие [30, С.36]. Показателями эмоционального благополучия являются: позитивная самооценка, общее эмоциональное состояние в школе, удовлетворенность учебной деятельностью, возможность достижения положительных результатов и переживания собственного успеха, отношение к ситуации проверки знаний и оценки, удовлетворенность отношениями с учителем и взаимоотношениями в школьном коллективе [26, С.43]. Наиболее важным в настоящий момент является понимание всеми участниками процесса обучения и воспитания значимости развития эмоциональной компетентности. Без этого невозможно формирование мобильной, способной к социальной адаптации и направленной на самореализацию личности [19, С.39]. Период школьного детства занимает определяющую роль в формировании данных умений, а значит должен быть представлен разнообразными формами работы, развивающими эмоциональный мир детей. Приоритет в такой работе и педагога, и психолога должен быть отдан активным формам. Только проективные творческие задания, игровые ситуации, занятия с использованием элементов социально-психологического тренинга дают их участникам возможности эмоционального раскрепощения, ощущение сопричастности общему делу, настроению, дают повод для обмена переживаниями, мыслями и идеями [8, С.47]. В напряженном темпе учебной деятельности необходимо предоставить виды групповой деятельности, которые могут сопровождаться психологическим выплеском самих учителей и обучать их технологиям работы по эмоциональному развитию ребенка. Это формирует основные установки принятия партнера и участия в его эмоциональном мире. Современный человек, чтобы успешно реализовать себя в жизни, должен быть компетентным в вопросах эмоционального самочувствия. Эмоциональная компетентность определяет способность проявлять собственные эмоции так, чтобы они были поняты другими, и уметь распознавать эмоциональные проявления партнера по общению, искусство управлять своими эмоциями и общую стрессоустойчивость личности [4, С.3]. Эмоциональное благополучие является одной из основных качественных характеристик жизни человека и зависит от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, и от оптимальности систем: «мать-дитя», «учитель-ученик». Эмоционально благополучный ребенок улыбчив, доброжелателен, слушает других, неконфликтен, обладает хорошим чувством юмора. Обычно, уделяя внимание физическому самочувствию своего ребенка, некоторые родители не осознают значения формирования эмоционального благополучия ребенка. Условием предупреждения эмоционального неблагополучия является создание доброжелательной атмосферы, характеризующейся взаимным уважением и доверием. В общем, на эмоциональное благополучие младших школьников влияет ряд факторов, например: объективные и субъективные условия среды, предопределенные индивидуально-личностными особенностями [29, С.152]. Младший школьник в отличие от дошкольника более сдержано выражает свои эмоции. Новая роль, которую он принимает, определяет обязанности, при выполнении которых у него возникают всевозможные эмоциональные переживания. В младшем школьном возрасте ребенок осознает важность и результат его учебной деятельности. Учебная деятельность становится ведущей. Значимость обретает оценка учителем его достижений и ошибок. Если родные и близкие люди не проявляют эмоциональную поддержку, то оценка может не вызывать никаких переживаний у ребёнка, а это не содействует формированию положительной мотивации к обучению. Н. С. Лейтеса и П. М. Якобсона в своем исследовании выявили, что первоклассники не способны верно понимать выражения ужаса, гнева и страха. Восприятие и понимание эмоций развивается через подражание взрослым в выражении чувств. В итоге, ключевым фактором, определяющим развитие ребёнка, является взрослый и его степень участия в жизни ребёнка [35, С.95]. Эмоциональная сфера младшего школьника становится более разнообразной по мере того, насколько хорошо он узнаёт окружающий мир. От взрослого человека зависит то, насколько правильным у ребенка будет восприятие жизни и окружающей действительности. Для развития гармоничной личности ребенка важно сформировать доброжелательное общение с учителем. Важно показывать ребенку, что в его силах уверены, его любят и поддержат. Так же немаловажен позитивный контакт учителя с родителями или опекунами ребенка. При подавлении детской непосредственности страдает эмоциональная сфера ребенка, что приведет к задержке развитие интеллектуальной сферы и не позволит ему в полной мере реализоваться в различных видах деятельности [9, С.55]. Младшие школьники наиболее восприимчивы для воспитания доброжелательности к другим людям. Эмоциональные взаимоотношения в ученическом коллективе играют большую роль. Необходимо стимулировать учеников на участие в жизни коллектива и в школьных мероприятиях, т.к. это формирует у детей чувство коллективизма. Выполнение поручений и совместная деятельность помогают школьникам накапливать важнейший опыт сотрудничества. Дети в период младшего школьного возраста ответственно относятся к своим обязанностям, что формирует у них чувство ответственности и чувство подавления собственных интересов ради общей цели в коллективе. В коллективе формируются такие чувства как товарищество, дружба, привязанность. Н. П. Аникеева обращает внимание на существование взаимосвязи эмоционального климата в ученическом коллективе с благоприятным эмоциональным развитием младших школьников [15, С.29]. Эмоции чаще всего сконцентрированы на определенном объекте и связаны с выражением отношения к нему. Нравственные эмоции напрямую сопряжены с нравственными ценностями, что можно сказать и о социальных, интеллектуальных, художественных и других. Чувство вины возникает, если возникает противоречие между совершенным поступком и ценностным отношением общества к этому. Без сопоставления с ценностью объекта невозможно утверждать о значимости или нежелательности тех или иных эмоций по отношению к нему. Так, например, радоваться победе сверстника, считается позитивной реакцией, а негативной – радость из-за его неудачи. Эмоции направлены на ценности и связаны с их реализацией, следовательно, их можно систематизировать по выражению ценностей. На основании чего выделяются следующие группы эмоций: интеллектуальные, нравственные, эстетические, религиозные, социальные, физиологические. Но эмоциональная содержит в себе не только содержание в зависимости от направленности объекта, но и по качеству (радость, горе, досада и др.). Л. С. Выготский писал: «Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля». Поэтому эмоции не только формируют систему ценностей, но также и сами становятся объектом ценностного отношения [18, С.23]. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности, которая в раннем детстве поддерживается родителями. Это безопасность в отсутствии страха, защита от гнева, боли. Удовлетворение потребности в безопасности служит важным условием для удовлетворения потребностей второго уровня – потребностей развития. Ощущение безопасности создается благодаря заботе родителей, поддержкой и проявлением их любви к ребенку [25, С.73]. В отечественной психологии упор традиционно смещался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях с взрослым. Первоначально мать рассматривали как источник стимуляции, обеспечивающий потребность в ощущениях [9, С.21]. М. И. Лисина и ее сторонники определяют потребность в общении самостоятельной потребностью. Это формирует у ребенка взрослый, проявляя свое эмоциональное отношение к потребности в эмоциональном взаимодействии, которое является первой стадией общения – ситуативно- личностной. В современной отечественной возрастной психологии младшим школьным возрастом принято считать возраст детей от 6-7 до 10-11 лет (1- 4 классы). По мнению Д. Б. Эльконина, данный период является четвертым после детства (0-1 год), раннего детства (1-3 года), дошкольного детства (3-6 лет). В своем исследовании он подчеркнул преобладание операционно-технической сферы, развитие мотивов познавательной деятельности, освоение правил учебной деятельности [36]. Переход к систематическому обучению создает условия для развития активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Ребенок постепенно овладевает психическими процессами, учится управлять восприятием, воображением, памятью, вниманием. Младшие школьники лучше запоминают определенные сведения, лица, факты, предметы, чем определения, объяснения, описания. Они склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей [3, С.40]. В этом возрасте ребенок осознает себя как уникальную личность и стремится к самосовершенствованию, что находит свое отражение и во взаимоотношении со сверстниками. Дети поначалу стараются себя вести так, как принято в данной группе и подчиняется их правилам. После формируется потребность в лидерстве, соперничестве. Дети развивают умение заводить друзей и находить с ними общий язык [28, С.917].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg