ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С УЧИТЕЛЕМ НА ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
1.1 Понятие эмоционального благополучия
С позиции ВОЗ, под здоровьем понимается «состояние полной гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка». Под психологическим здоровьем понимается «состояние человека, которое характеризуется высоким уровнем индивидуального развития, осознанием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, управлением собой и своими действиями, в том числе, умение грамотно относиться к себе и к другим, осознанием ответственности за свое развитие и дальнейшую жизнь» [26, С.45].
Понятие «благополучие» употребляется в медицинских, биологических, экономических науках, в философии и педагогике. Семантика слова «благополучие» разнохарактерно. Во-первых, под благополучием понимается процесс счастливого и спокойного протекания жизни, дел, успешность, достижение ожидаемого результата [38]. Во- вторых, благополучие употребляется синонимично счастью, благоприятного физического и психического состояния. В-третьих, благополучие рассматривается как материальный достаток. В понятие слова благополучие входит не только состояние счастья и благоприятного физического и психического состояния, но и хороший материальный достаток [11, С.69].
Благополучие рассматривается как совокупное явление, обобщающее психические, социальные и физические аспекты, не приводящие к пониманию удовлетворённости. В этом случае, ощущение благополучия, по мнению Ю. В. Бессоновой, можно понимать как единое психическое явление, отражающее успешность жизнедеятельности индивида в социальной среде, сопровождающееся благоприятным эмоциональным фоном, функциональным состоянием организма, психики, позитивным самоопределением и доверительным мироощущением [27, С.108].
Благополучие – это не вопрос имеющихся условий и ситуаций, а вопрос восприятия жизни, индивидуального отношения к ситуации и к своим возможностям, реализация своих способностей и возможностей. И. М. Слободчиков рассматривает эмоциональное благополучие, как фактор высокой самооценки, ориентации на успех в достижении целей и ощущение эмоционального комфорта. Г. А. Урунтаева рассматривает под эмоциональным благополучием чувство защищённости, которое способствует у личности доброжелательного расположения к другим людям [37].
В исследованиях А. Д. Кошелевой и Г. Г. Филипповой эмоциональное благополучие понимается как часть психологического здоровья. Термин «психологическое здоровье» был предложен И. В. Дубровиной как «необходимое условие полноценного функционирования человека в процессе его жизнедеятельности». Анализ литературы показал, что практически каждый автор, занимающийся исследованием эмоций, обращается к проблеме эмоционального благополучия. Но, на данный момент, проблема эмоционального благополучия личности исследована в психологии косвенно и, в целом, остаётся малоизученной, многочисленные аспекты этой проблемы остаются недостаточно аргументированными и требуют более глубокого рассмотрения сущности этого феномена.
В науке ещё не сформулирована единая мировоззренческая позиция касательно эмоционального благополучия, как отдельной области психологического знания. Авторы употребляют синонимы, в том числе «положительный нервно-психический тон» (В.М. Бехтерев), «удовольствие – радость» (К. Изард), «счастье» (М. Аргайл), «эмоциональное самочувствие» (В. П. Зинченко), «эмоциональное состояние» (М. И. Дьяченко, Б. А. Душков), «настроение» (А. Д. Кошелева, С. Л. Рубинштейн). В психологическом словаре М. И. Дьяченко термин «эмоциональное состояние» рассматривается как «особое состояние сознания, состояние индивидуального эмоционального комфорта- дискомфорта, как неразрывно связанные ощущения благополучия- неблагополучия в определенных подсистемах организма или всего организма в целом».
В энциклопедическом словаре Б. А. Душкова эмоциональное состояние – это состояние, вызванное переживанием человека его отношения к внешнему миру и самому себе и характеризуемые преобразованиями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды, непосредственно сопряженных с индивидуальной семантической ролью, поступающей к человеку информации и являются коррекцией, вносимой личностью как ответ, понятный исключительно информационной системой раздражителя [12, С.74].
Понятие «эмоциональное благополучие» сопоставимо с понятием «эмоциональное самочувствие», которое рассматривается как ощущение ребенком эмоционального комфорта дискомфорта, соотносимого с разнообразными значимыми частями его жизни. А. Д. Кошелева рассматривает «настроение» как в разной по степени осознанным психическим состоянием, которое может быть отрицательным или положительным эмоциональным фоном психической жизни человека. С. Л. Рубинштейн понимает настроение как совокупное эмоциональное состояние индивидуума, отражающее порядок каждого из её выражений [7, С.60]. Далее рассмотрим различные подходы к исследованию понятия «эмоциональное благополучие», поскольку современное изучение этой проблемы в зарубежных и отечественных источниках трактуется с различных научных позиций. Например, такие, как гедонистический; психоаналитический; эвдемонистический; психофизиологический; в контексте роли эмоций в жизни и функций человека. Базовым определением гедонистического подхода является «субъективное благополучие», рассматривающийся как когнитивный элемент удовлетворённости жизнью. Э. Галлоун, Р. Каммингс и А. Лау рассматривают «субъективное благополучие» как индивидуальные диспозиции, ожидания, ценности и цели. Понятие «субъективное благополучие» выходит за рамки эмоциональной сферы человека и рассматривается как результат внутренней оценки эмоциональных реакций. Э. Динер и Р. Ларсен установили, что у «субъективно благополучных» участников эксперимента обнаруживали положительные эмоции независимо от жизненного опыта. Следовательно, предрасположенность к позитивному реагированию может быть устойчивой поведенческой особенностью личности. Согласно исследованиям различных учёных, уровень субъективного благополучия остаётся устойчивым в течение четырёх, шести и десяти лет [38].
Э. Динер утверждает, что субъективное благополучие определяется из субъективной удовлетворенностью жизнью, положительных и отрицательных эмоций. Речь идёт о познавательной и эмоциональной стороне принятия себя. Принятие или непринятие жизненных событий, анализ их как позитивных либо как негативных всегда имеет под собой соответственно окрашенную эмоцию. С точки зрения данного подхода Р. М. Шамионов рассматривает благополучие как собственную позицию человека по отношению к своей личности, жизни и процессам, которые имеют первостепенную значимость с позиции усвоенных устойчивых представлений о внешней и внутренней среде и отличающееся чувством удовлетворённости. С. А. Водяха в своей работе сделал вывод о том, что субъективное благополучие является относительно устойчивой диспозицией. Исследования, проводимые по соотношению индивидуального благополучия с отдельными показателями физического здоровья. Т. Дэвиса в своей работе выявил, что скорость выздоровления больных в большей степени зависит от их субъективного благополучия. Несмотря на расхождении в понимании структуры позитивных и негативных эмоций представители разнообразных направлений исходят из идеи о том, что преобладание позитивных эмоций обусловливает субъективное благополучие. Следовательно, эмоциональное благополучие в первую очередность зависит от ценностей, отвечающих за выбор стратегии переживания благополучия, что напрямую противоречит основным положениям гедонистического подхода. Эвдемонистический подход к пониманию эмоционального благополучия был сформулирован в работе К. Рифф, показавшей, что не всё то, что доставляет человеку удовольствие, связано с достижением эмоционального благополучия [40].
К. Рифф, на основе существенной разницы между гедонией и эвдемонией, разработала модель эмоционального благополучия, согласно которой:
1) эмоциональное благополучие представляет собой непрерывный личностный рост и полноценность жизни;
2) эвдемоническое благополучие является следствием эффективной саморегуляции различных психологических и физиологических систем.
Психоаналитическая теория (Э. Джекобсон, М. Кляйн, М. Малер, Д. Пайнз) раскрывает причинно- следственную связь между эмоциональным благополучием, особенностями процесса раннего периода развития личности и соматическими патологиями [6, С.32]. Данные ученые предполагают, что в развитии сердечно-сосудистых заболеваний основную роль играет модель поведения, формирующаяся в детстве: к ишемической болезни сердца склонны люди излишне честолюбивые, выделяющиеся большой нетерпеливостью и враждебностью, а к гипертонии приводит высокая эмоциональная возбудимость, не имеющая соответствующего выхода. Ими показана значимость психических условий в возникновении и течении дерматологических заболеваний. Психонейроиммунологические исследования раскрывают зависимость состояния иммунной системы от психических причин, например, от эмоционального состояния индивида. Итоги последних исследований в данной области позволяют признать возможным, что положительные эмоции и отличное настроение воздействуют на иммунную систему, повышая сопротивляемость организма к болезням. Американские ученые представили научные доказательства того, что гнев и страх могут вызвать инсульт, а Ч. К. Тойч в работе «Рак и эмоции» сделал предположение, что ненависть, огорчение и чувство вины являются основополагающим звеном многих форм рака. Также, ученые Калифорнийского университета сравнили результаты анализа крови жизнерадостных и депрессивных людей и обнаружили, что у жизнелюбивых людей отдельные клетки иммунной системы работают активнее [6, С.33].
Эмоциональное благополучие рассматривается так же в контексте роли эмоций в жизни человека и функций, выполняемых ими. Эмоциональное благополучие человека связано как с характером переживаемых эмоций, так и с умением и возможностью выражать эти эмоции. В рамках направления этих исследований оно рассматривается как показатель успешности эмоциональной саморегуляции человека [36].
М. Аргайл связывает эмоциональное благополучие с социально- психологическими причинами – утратой стабильного положения в обществе, низкой самооценкой, ростом психологической напряжённости в семье. Н. В. Дмитриева и В. А. Труфакин придерживаются такой же позиции, как и М. Аргайл, подчёркивая взаимосвязь социальных и психоэмоциональных проблем [37].
С. А. Водяха выделил факторы, воздействующие для экспансивное благосостояние нашего современника:
1. Аффективная область оценочного процесса воздействует на эмоциональное благополучие, исключительно на такие его детали, как настроение и ситуативные аффекты.
2. Экономическое состояние влияет на эмоциональное благополучие женщин в меньшей степени, нежели мужчин. Низкий уровень доходов чаще приводит мужа к депрессии, а не жену или же незамужних женщин. Люди с высоким уровнем доходов чаще воспринимаются как более успешные и умные, но менее дружелюбные [8, С.98].
Социальная среда влияет на эмоциональное благополучие. Р. Винкельман в своей работе обнаружил, что несоответствие между средней квалификацией представителей разнообразных профессий и индивидуальной квалификацией работника приводит к снижению уровня удовлетворенности своей работой и жизни в целом. Группа исследователей под руководством Т. Магнуса, обнаружила большое генетическое влияние на эмоциональное благополучие личности. Ученые выявили, что наиболее значимым прогнозированием удовлетворенности жизнью являются такие черты личности как эмоциональная стабильность и оптимизм [22, С.52].
В исследовании Д. Гилберта представлено, как аффективное предвидение воздействует на эмоциональное благополучие. Оказалось, человеческая способность создавать воображаемый прогноз будущего является эволюционно выработанным [33, С.190].
Если человек уверен, что в будущем его ожидают исключительно позитивные события, он будет замечать положительное в любых аспектах своей жизни. В своем исследовании по влиянию саморегуляции на эмоциональное благополучие Ч. Карвер и М. Шайер обнаружили, что человек постоянно оценивает степень соответствия своего нынешнего и желаемого положения. Если он видит несоответствие между реальным и желательным состоянием, человек поменяет свое поведение, чтобы достичь желаемого результата с учетом внешних препятствий [28, С.916].
Относительно детей эмоциональное благополучие может определяться как устойчивое эмоционально-положительное состояние ребенка в том социальном институте, который является основой его возрастных социальных потребностей [10, С.77].
Понятие «психологическое здоровье» ввела И. В. Дубровина, предположившая, что это является важнейшей предпосылкой полноценного развития и функционирования человека в процессе онтогенетического развития [16, С.15]. Вместе с тем способность выживать, адаптироваться и развиваться в изменяющихся условиях окружающего мира считается основой психологического здоровья человека. Представленное понятие обычный используют для характеристики человека как субъекта своей жизни, активно изменяющего себя, свои характеристики и способности [31, С.105]. Эмоциональное благополучие, являясь частью психологического здоровья, подразумевает абсолютного удовлетворения потребности в межличностном общении, формирование благожелательных семейных отношений, благоприятных отношений в учебном или трудовом коллективах и создание одобрительного эмоционального контекста актуальных жизненных обстоятельств. Отрицательное эмоциональное самочувствие побуждает появление эмоциональной отстраненности и разрыв межличностных взаимоотношений, вызывает одиночество [31, С.106].
1.2 Особенности формирования эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста
С переходом ребенка в школу у него происходят перемены, влияющие на характер и эмоциональную сферу. Эмоциональная область претерпевает изменения, что способствует росту различных психологических реакций. Одной из важнейших характеристик психологического здоровья является эмоциональное благополучие [30, С.36].
Показателями эмоционального благополучия являются: позитивная самооценка, общее эмоциональное состояние в школе, удовлетворенность учебной деятельностью, возможность достижения положительных результатов и переживания собственного успеха, отношение к ситуации проверки знаний и оценки, удовлетворенность отношениями с учителем и взаимоотношениями в школьном коллективе [26, С.43].
Наиболее важным в настоящий момент является понимание всеми участниками процесса обучения и воспитания значимости развития эмоциональной компетентности. Без этого невозможно формирование мобильной, способной к социальной адаптации и направленной на самореализацию личности [19, С.39].
Период школьного детства занимает определяющую роль в формировании данных умений, а значит должен быть представлен разнообразными формами работы, развивающими эмоциональный мир детей. Приоритет в такой работе и педагога, и психолога должен быть отдан активным формам. Только проективные творческие задания, игровые ситуации, занятия с использованием элементов социально-психологического тренинга дают их участникам возможности эмоционального раскрепощения, ощущение сопричастности общему делу, настроению, дают повод для обмена переживаниями, мыслями и идеями [8, С.47]. В напряженном темпе учебной деятельности необходимо предоставить виды групповой деятельности, которые могут сопровождаться психологическим выплеском самих учителей и обучать их технологиям работы по эмоциональному развитию ребенка. Это формирует основные установки принятия партнера и участия в его эмоциональном мире. Современный человек, чтобы успешно реализовать себя в жизни, должен быть компетентным в вопросах эмоционального самочувствия. Эмоциональная компетентность определяет способность проявлять собственные эмоции так, чтобы они были поняты другими, и уметь распознавать эмоциональные проявления партнера по общению, искусство управлять своими эмоциями и общую стрессоустойчивость личности [4, С.3].
Эмоциональное благополучие является одной из основных качественных характеристик жизни человека и зависит от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, и от оптимальности систем: «мать-дитя», «учитель-ученик». Эмоционально благополучный ребенок улыбчив, доброжелателен, слушает других, неконфликтен, обладает хорошим чувством юмора. Обычно, уделяя внимание физическому самочувствию своего ребенка, некоторые родители не осознают значения формирования эмоционального благополучия ребенка. Условием предупреждения эмоционального неблагополучия является создание доброжелательной атмосферы, характеризующейся взаимным уважением и доверием. В общем, на эмоциональное благополучие младших школьников влияет ряд факторов, например: объективные и субъективные условия среды, предопределенные индивидуально-личностными особенностями [29, С.152].
Младший школьник в отличие от дошкольника более сдержано выражает свои эмоции. Новая роль, которую он принимает, определяет обязанности, при выполнении которых у него возникают всевозможные эмоциональные переживания. В младшем школьном возрасте ребенок осознает важность и результат его учебной деятельности. Учебная деятельность становится ведущей. Значимость обретает оценка учителем его достижений и ошибок. Если родные и близкие люди не проявляют эмоциональную поддержку, то оценка может не вызывать никаких переживаний у ребёнка, а это не содействует формированию положительной мотивации к обучению. Н. С. Лейтеса и П. М. Якобсона в своем исследовании выявили, что первоклассники не способны верно понимать выражения ужаса, гнева и страха. Восприятие и понимание эмоций развивается через подражание взрослым в выражении чувств. В итоге, ключевым фактором, определяющим развитие ребёнка, является взрослый и его степень участия в жизни ребёнка [35, С.95].
Эмоциональная сфера младшего школьника становится более разнообразной по мере того, насколько хорошо он узнаёт окружающий мир. От взрослого человека зависит то, насколько правильным у ребенка будет восприятие жизни и окружающей действительности. Для развития гармоничной личности ребенка важно сформировать доброжелательное общение с учителем. Важно показывать ребенку, что в его силах уверены, его любят и поддержат. Так же немаловажен позитивный контакт учителя с родителями или опекунами ребенка. При подавлении детской непосредственности страдает эмоциональная сфера ребенка, что приведет к задержке развитие интеллектуальной сферы и не позволит ему в полной мере реализоваться в различных видах деятельности [9, С.55].
Младшие школьники наиболее восприимчивы для воспитания доброжелательности к другим людям. Эмоциональные взаимоотношения в ученическом коллективе играют большую роль. Необходимо стимулировать учеников на участие в жизни коллектива и в школьных мероприятиях, т.к. это формирует у детей чувство коллективизма. Выполнение поручений и совместная деятельность помогают школьникам накапливать важнейший опыт сотрудничества. Дети в период младшего школьного возраста ответственно относятся к своим обязанностям, что формирует у них чувство ответственности и чувство подавления собственных интересов ради общей цели в коллективе. В коллективе формируются такие чувства как товарищество, дружба, привязанность. Н. П. Аникеева обращает внимание на существование взаимосвязи эмоционального климата в ученическом коллективе с благоприятным эмоциональным развитием младших школьников [15, С.29].
Эмоции чаще всего сконцентрированы на определенном объекте и связаны с выражением отношения к нему. Нравственные эмоции напрямую сопряжены с нравственными ценностями, что можно сказать и о социальных, интеллектуальных, художественных и других. Чувство вины возникает, если возникает противоречие между совершенным поступком и ценностным отношением общества к этому. Без сопоставления с ценностью объекта невозможно утверждать о значимости или нежелательности тех или иных эмоций по отношению к нему. Так, например, радоваться победе сверстника, считается позитивной реакцией, а негативной – радость из-за его неудачи.
Эмоции направлены на ценности и связаны с их реализацией, следовательно, их можно систематизировать по выражению ценностей. На основании чего выделяются следующие группы эмоций: интеллектуальные, нравственные, эстетические, религиозные, социальные, физиологические. Но эмоциональная содержит в себе не только содержание в зависимости от направленности объекта, но и по качеству (радость, горе, досада и др.). Л. С. Выготский писал: «Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля». Поэтому эмоции не только формируют систему ценностей, но также и сами становятся объектом ценностного отношения [18, С.23].
А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности, которая в раннем детстве поддерживается родителями. Это безопасность в отсутствии страха, защита от гнева, боли. Удовлетворение потребности в безопасности служит важным условием для удовлетворения потребностей второго уровня – потребностей развития. Ощущение безопасности создается благодаря заботе родителей, поддержкой и проявлением их любви к ребенку [25, С.73].
В отечественной психологии упор традиционно смещался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях с взрослым. Первоначально мать рассматривали как источник стимуляции, обеспечивающий потребность в ощущениях [9, С.21]. М. И. Лисина и ее сторонники определяют потребность в общении самостоятельной потребностью. Это формирует у ребенка взрослый, проявляя свое эмоциональное отношение к потребности в эмоциональном взаимодействии, которое является первой стадией общения – ситуативно- личностной.
В современной отечественной возрастной психологии младшим школьным возрастом принято считать возраст детей от 6-7 до 10-11 лет (1- 4 классы). По мнению Д. Б. Эльконина, данный период является четвертым после детства (0-1 год), раннего детства (1-3 года), дошкольного детства (3-6 лет). В своем исследовании он подчеркнул преобладание операционно-технической сферы, развитие мотивов познавательной деятельности, освоение правил учебной деятельности [36].
Переход к систематическому обучению создает условия для развития активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Ребенок постепенно овладевает психическими процессами, учится управлять восприятием, воображением, памятью, вниманием. Младшие школьники лучше запоминают определенные сведения, лица, факты, предметы, чем определения, объяснения, описания. Они склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей [3, С.40].
В этом возрасте ребенок осознает себя как уникальную личность и стремится к самосовершенствованию, что находит свое отражение и во взаимоотношении со сверстниками. Дети поначалу стараются себя вести так, как принято в данной группе и подчиняется их правилам. После формируется потребность в лидерстве, соперничестве. Дети развивают умение заводить друзей и находить с ними общий язык [28, С.917].