ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Социально-педагогические основы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи
Взаимодействию дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) и семьи сегодня уделяется достаточно много внимания. Для того чтобы понять специфику управления взаимодействием в современных изменяющихся условиях, где родители становятся заказчиками образовательных услуг, важно рассмотреть сущность понятия «взаимодействие». В условиях введения «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи понимается как установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта [41].
Г.М. Андреева исследует взаимодействие как составную часть общения людей. Она обоснованно отмечает, что, несмотря на объективно существующую связь между общением и взаимодействием, развести эти понятия между собой достаточно трудно. Автор определяет взаимодействие как другую, по сравнению с коммуникативной, сторону общения. По ее мнению, эта «та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность» [3].
Н.Л. Виноградова понимает взаимодействие как способ социального бытия, который определяется диалогом субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегии общих действий личностей, социальных групп и общностей. По мнению Р.В. Овчаровой взаимодействие рассматривается как реально функционирующая связь, взаимная зависимость между субъектами, личностями. Компонентами взаимодействия, по мнению авторов, выступают взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияние, взаимоинформирование [32].
Педагогическое осмысление понятие «взаимодействие» получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина и др. Педагогическое взаимодействие - сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества [19].
Рассматривая сущность педагогического взаимодействия, Д. А. Белухин выделяет в нем следующие составляющие:
1) общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя;
2) совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры [6].
В.И. Загвязинский рассматривает «педагогическое взаимодействие» как «…сложный процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий, обусловленный и опосредованный учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания [19, с.192-193].
Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности: познавательной, трудовой, творческой. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человека». В. П. Дуброва под сотрудничеством понимает особым образом организованную деятельность, подразумевающую совместное определение целей, совместное ее планирование, учет интересов и возможностей участников взаимодействия, распределение сил и средств на основе возможностей каждого, взаимообогащение развития каждого из участников этой деятельности, общение на равных. Взаимодействие в контексте информационного пространства понимается как принцип и способ построения отношений и действий в совместной деятельности [18].
Идеи взаимодействия именно дошкольного образовательного учреждения и семьи были отражены в работах Е. В. Анисимовой, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Загик, Т.В.Кротовой и др. Авторы считают, что педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер считают, что проблемы во взаимоотношениях между родителями и педагогами основаны на нехватке информации, связанной, с одной стороны, с новыми технологиями воспитания и обучения, с другой – с удовлетворением спроса родителей на систему знаний по вопросам обучения и воспитания дошкольника [14, 20, 21].
Учитывая современные проблемы при организации взаимодействия, необходимо отметить, что эффективной работа будет только в том случае, если родители сами будут являться активными участниками образовательного процесса. Поэтому важной задачей дошкольного образовательного учреждения является формирование активной позиции родителей. Для достижения данной цели необходимо установить доверительные отношения между педагогами и родителями, относиться к ним как к равноценным партнерам, считает Н. Н. Зорина [23].
О. В. Солодянкина подтверждает данную мысль и предлагает принципы, положенные в основу конструктивных взаимоотношений между педагогами ДОО и семьей:
1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
2) единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
3) помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и взаимодействия дошкольной образовательной организации, его промежуточных и конечных результатов [37].
Исследования, проведенные Т.А. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи, в который входило: создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др. [.15].
Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия, по правовой и психолого-педагогической культуре. [17,c 34].
Исследования, проводимые в отечественной педагогике, не только конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей, но и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов, направленные на улучшение совместной работы с родителями. Так, Л.А. Никитина писала: «…Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял, не отторгал родителей от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для богатого и тонкого общения и взаимодействия. Как это сделать? Я долго мучилась над этим вопросом: хотелось, чтобы детский сад помог маме стать матерью, не только высвободил для этого время, но – главное! – приобщил ее к духовным пластам материнского труда, вызвал и развил потребность в нем» [30, с.21].
Именно от педагога зависит эффективность взаимодействия. О. Л. Зверева и Т. В. Кротова считают, что в работе педагога с родителями очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный 9 опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. [21].
Отношение родителей к активному сотрудничеству и вовлечение их в мероприятия зависит, прежде всего, от организации воспитательной работы в детском саду, от заинтересованности и инициативы администрации, от ее активной позиции к решению вопросов педагогического просвещения родителей.
Целью социально-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации является создание благоприятных условий для развития личности ребенка: физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального. Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации. Защита ребенка в его жизненном пространстве. А также установление доверительных партнерских отношений с семьей, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, создание условий для благоприятного климата взаимодействия с семьей.
Для осуществления социально-педагогической деятельности с семьей в дошкольной образовательной организации необходимы формы, методы, средства и направления, с помощью которых реализуется цель. От правильности выбора форм, методов и средств зависит содержание социально-педагогической деятельности с семьей в дошкольной образовательной организации.
Формами социально-педагогической деятельности дошкольной образовательной деятельности с семьей являются [28]:
• Формы общения: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, оформление информационных стендов, открытые совместная образовательная деятельность взрослых и детей.
• Анкетирование родителей: вновь поступающих детей; выявление социального заказа; выявление проблем, трудностей у родителей в воспитании ребенка.
• Ящик доверия и книга отзывов.
• Эмоционально-насыщенные формы общения: праздники, развлечения, досуги, совместные мероприятия.
Формы социально-педагогической деятельности с семьей дошкольной образовательной организации могут быть традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам социально-педагогической деятельности дошкольной образовательной организации с семьей можно отнести:
• информационно-наглядная информация на стендах;
• папки-передвижки; рекомендации;
• выставки детских работ;
• фотовыставки;
• индивидуальные беседы: консультации, посещение семьи ребенка;
• коллективные формы: родительские собрания, конференции, «круглые столы», тематические консультации.
К нетрадиционным формам социально-педагогической деятельности дошкольной образовательной организации с семьей относятся:
• познавательные формы: семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая гостиная, педагогический брифинг;
• информационно-аналитические: анкетирование, социологические опросы, «почтовый ящик»;
• досуговые формы: совместное проведение праздников, участие в выставках и экскурсиях;
• наглядно-информационные: информационные проспекты, дни открытых дверей, открытые просмотры занятий, режимных моментов, выпуск семейной газеты, проведение мастер-класса.
Методы социально-педагогической деятельности дошкольной образовательной организации с семьей можно разделить на три группы [37]:
1. Методы исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, опросные методы, беседа, интервью, моделирование. Изучение и обобщение передового педагогического опыта, математические методы обработки данных, такие как ранжирование, шкалирование и др.
2. Методы воспитания: методы организации деятельности; методы стимулирования деятельности, к ним относят поощрение, наказание, «взрыв». Методами формирования сознания являются педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно-полезной деятельности, использования творческих игр и др.)
3. Методы социально-психологической помощи (лекция, пример, беседа, диспут, рассказ).
В социально-педагогической деятельности дошкольная образовательная организации должна использовать также методы проектирования:
• социально-педагогическое конструирование.
• социально-педагогическое моделирование;
• социальное проектирование – обоснованное конструирование.
Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением. Однако если она организована таким образом, что будет служить достижению определенной цели, например формированию каких-то социальных умений, то игра выступает средством социально-педагогической деятельности. В качестве средств социально-педагогической деятельности дошкольной образовательной организации с семьей могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы – это те пути, с помощью которых он это сделает.
Таким образом, средство является более широким понятием, чем форма и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Различая эти понятия, следует помнить, что в реальном процессе социально-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации четкую границу между ними провести сложно, так как методам свойственна подвижность, изменчивость.
Связь между этими тремя понятиями можно условно изобразить так: для выполнения социально-педагогической деятельности социальному педагогу следует овладеть методами, которые, состоят из отдельных форм. Методы, формы и средства взаимосвязаны между собой таким образом, что методы и формы могут выполнять в отдельных случаях роль средств. Средства, в свою очередь, могут быть самыми различными, будь то игра, книга, соревнования и т.п. Социально-педагогическая деятельность с семьей в дошкольной образовательной организации имеет следующие направления.
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов. Содержание деятельности: проведение социальной паспортизации групп, изучение и анализ семейно-бытовых отношений в семье, изучение и анализ морально-психологического фона с целью выявление его воздействия на ребенка, социально-педагогическая диагностика родителей с целью выявления личностных проблем семьи.
2. Социально-педагогическая защита прав ребенка. Содержание деятельности: выявление и поддержка детей, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные), защита их прав и интересов.
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности ребенка. Содержание деятельности: выявление неблагополучных семей, создание банка данных по неполным семьям, семьям имеющих детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, приемным семьям, пропаганда здорового образа жизни. Содействие включение родителей в воспитательный процесс.
4. Социально-педагогическое консультирование. Содержание деятельности: консультировании родителей и педагогов.
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация. Содержание деятельности: выявление и предупреждение конфликтных ситуаций среди педагогического коллектива. Организация реабилитации детей, испытывающих дискомфорт в группе.
6. Организационно-методическая деятельность. Содержание деятельности: анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности. Участие в различных семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам. Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике.
При проведении социально-педагогического исследования семьи в дошкольной образовательной организации проводится социальная диагностика ребенка с целью психолого-педагогической корректировки и управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах здоровой личности.
Диагностика включает в себя всестороннее исследование ребенка. Это сбор информации о психофизическом состоянии, критериях жизни, окружении ребенка.
Примерная схема истории социально-педагогического развития ребенка такова [37]:
1. Анкетные данные о ребенке и главные сведения о семье. Дата рождения и четкий возраст ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и места работы всех членов семьи и родственников, принимающих роль в воспитании ребенка. Бытовые условия.
2. Данные о здоровье малыша. Особенности протекания беременности и родов, наличие причин риска в состоянии здоровья мамы и ребенка. Сведения о травмах и операциях, приобретенных либо нередких заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция малыша на них. Учет у психоневролога либо других профессионалов. Поставленный диагноз.
3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Где и кем воспитывался? В каком возрасте поступил в дошкольное учреждение? Как проходила адаптация, как складывались дела с другими детьми и воспитателями? Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них.
4. Черта развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.? Как шло развитие речи? Общий чувственный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в различных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Дела с членами семьи и со сверстниками. Обычные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция малыша на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия, и какие? Отношение к ним ребенка.
5. Какие еще моменты в развитии малыша родители считают существенными? Особенности малыша, тревожащие родителей.
На основе анализа данных диагностики разрабатываются методические рекомендации педагогам для их реализации в педагогической деятельности. Эти методические рекомендации помогают воспитателю создать персональную методику работы с ребенком.
Организовать социально-педагогическую деятельность с группой. Создать методику реализации отношений с родителями. Разрешить конфликт между участниками образовательного процесса. Ребенку, в процессе психофизического развития, поможет предупредить и преодолеть проявления девиантного поведения в группе, с родителями и воспитателями. Родителям помогут наладить отношения с ребенком, воспитателем. Для успешного проведения социально-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации с семьей педагог должен не только владеть методами и формами социально-педагогической деятельности, а также уметь выявить проблему. Для определения социально-педагогической проблемы нужно знать, что включает в себя эта проблема.
Для определения проблем семьи сначала нужно выявить [42]:
• содержание проблемы;
• внешние признаки проблемы;
• тип и уровень проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная, индивидуальная и т.д.);
• характер проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и т.д.). Затем провести ситуационный анализ, который включает в себя:
• общее описание социально-педагогической ситуации, истоки возникновения проблемы;
• организация структуры, в рамках которой возникает проблема;
• типовые отношения, сложившиеся в образовательном учреждении и взаимодействие субъектов данной ситуации;
• описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.д.;
• профессиональное понимание социально-педагогической проблемы;
• определение пределов проблемы для социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия.
Проведение определения социально-педагогической стратегии. Подготовка программы и рабочего плана деятельности включает:
• определение объекта и предмета;
• определение целей и задач;
• определение содержания деятельности;
• выработка показателей и критериев оценки;
• разработка инструментария социально-педагогической деятельности;
• описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации;
• разработка логической схемы анализа полученных данных, определения перспектив социально-педагогической деятельности;
• разработка рабочего плана.
Описание хода и результатов социально-педагогической деятельности включает в себя:
• основные выводы по задачам, характеризующим состояние социально-педагогической проблемы;
• выводы о готовности дошкольной образовательной организации к участию в решении проблем (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желания участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее решению);
• оценка реальности и значимости проблемы;
• выводы о возможности применения типовых технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки
• нового оригинального проекта;
• обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы.
Разработка технологии социально-педагогической деятельности с семьей в ДОО это:
• уточнение по итогам исследований социально-педагогического заказа;
• детализация проблемы;
• определение причин проблемной ситуации;
• определение действующих и нейтральных факторов;
• определение педагогического и социально-психологического фона деятельности;
• разработка концептуальных основ разрешения проблемы;
• разработка возможных путей решения проблемы;
• обоснование выбора пути решения социально-педагогической проблемы.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Формами социально-педагогической деятельности с семьей в ДОО является:
1) форма общения (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, оформление информационных стендов, открытые совместная образовательная деятельность взрослых и детей);
2) анкетирование родителей;
3) ящик доверия и книга отзывов;
4) эмоционально-насыщенные формы общения (праздники, развлечения, досуги, совместные мероприятия).
Формы бывают традиционные (родительское собрание, информационно-наглядная информация на стендах, рекомендации, выставки детских работ и т.п.) и нетрадиционные (семинары, практикумы, педагогические брифинги и т.п.).
Методы социально-педагогической деятельности с семьей в ДОО:
1) метод исследования (наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, опросные методы, беседа, интервью, моделирование). Метод воспитания;
2) метод организации деятельности;
3) метод стимулирования деятельности (поощрение, наказание) и т.д.
Средством социально-педагогической деятельности с семьей в ДОО может быть игра, природа, произведение искусств, книги, средства массовой информации, соревнования и др.
Направлениями социально-педагогической деятельности с семьей в ДОО являются: социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов; социально- педагогическая защита прав ребенка; обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности ребенка; социально-педагогическое консультирование; социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация; организационно-методическая деятельность.
1.2 . Основные этапы и формы работы по решению современных проблем взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй в области трудового воспитания детей старшего дошкольного
В данном параграфе мы рассмотрим основные направления и формы работы по решению современных проблем взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй в области трудового воспитания детей старшего дошкольного.
В. П. Дуброва, Е. А. Милашевич выделяют виды связей детского сада и семьи, направленные на их взаимодействие: это связи, которые направлены на то, что бы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказанием помощи. Это реализуется в таких формах работы как родительские собрания, консультации, лектории и т.д.; включение родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада. Родители оказывают помощь детскому саду, налаживают работу кружков, проведение экскурсий и т.д. Связи - координационные. Они возникают, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей [18].