Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Проект формирования первичных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста

baby_devochka 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.04.2022
Проблема исследования: какими должны быть содержание, методы и средства работы по формированию первичных представлений об окру-жающем мире у дошкольников? Объект исследования: процесс формирования первичных представ-лений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: проект формирования первичных представ-лений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических дан-ных разработать проект, направленный на формирование первичных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного воз-раста. Гипотеза исследования: формирование первичных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста будет эф-фективным, если будет разработан и реализован проект, а также созданы соответствующие условия. Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следу-ющие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования первичных представлений о других людях у детей старшего дошкольного возраста. 2. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего до-школьного возраста. 3. Провести экспериментальное исследование путем разработки и внедрения проекта по формированию первичных представлений об окру-жающем мире у детей старшего дошкольного возраста. 4. Проанализировать результаты диагностики первичных представ-лений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста. 5. Разработать методические рекомендации. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психоло-го–педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, сравнение, качествен-ная и количественная обработка полученных результатов, построение диа-грамм, таблиц. Теоретическая значимость работы заключатся в обобщении ос-новных тем исследуемой проблемы, отраженных существующей тематиче-ской литературе и программах по познавательному развитию дошкольни-ков, в свете реализации ФГОС ДО. Практическая значимость состоит в разработке проекта и возмож-ного использования материалов исследования педагогами дошкольных организаций и студентами профильного обучения. Этапы работы. Первый этап – организационно-подготовительный (октябрь 2020 – декабрь 2021 г.). На данном этапе изучалась, анализировалась, система-тизировалась информация по исследуемой теме в философской, психоло-гической, педагогической литературе. Также были определены позиции исследования, определен понятийный аппарат, сформулирована первичная гипотеза и сформулированы задачи исследования. На данном этапе ис-пользовались следующие методы: анализ, обобщение, сравнение. Второй этап – содержательно-процессуальный (январь – сентябрь 2021 г.). На данном этапе разрабатывался и реализовывался проект, внед-рялись условия. Использовались методы исследования: беседа, наблюде-ние, педагогический эксперимент. Третий этап – аналитико-корректирующий (октябрь 2021 г.). На дан-ном этапе приводились анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, систематизирова-лись полученные данные, осуществлялся контрольный педагогический эксперимент. Использовались методы исследования: качественная и коли-чественная обработка полученных результатов, построение диаграмм, таблиц. База исследования. Исследования проводились на базах Муници-пального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ай-гуль» с. Степной и Муниципального бюджетного дошкольного образова-тельного учреждения №3 «Шатлык» с. Акьяр МР Хайбуллинский район Республики Башкортостан. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заклю-чения, списка использованной литературы, приложений.
Введение

Актуальность. Окружающим миром принято называть то, что окружает ребёнка в его жизни, а именно: людей, природу, предметов. В широком понимании окружающий мир – вся планета, в узком – конкрет-ное окружение, в котором ребенок родился, растет и развивается. Соци-альный мир представляют люди или общество людей. Мы, люди, социали-зируемся, действуем, принимаем решения, преобразовываем его в соответ-ствии со своими потребностями. А природный мир — живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира. При этом ребенок не только знакомится с окружающим миром, не только познает его особенности в области растительного, животного, мира живой и неживой природы, социума, но и учится с ним взаимодействовать, оперируя полученным опытом. Методическую основу нашей работы представляют некоторые со-ставляющие, которые носят комплексный характер. Известнейшие зару-бежные и отечественные ученые, среди которых: Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский и Я.А. Коменский, А.С. Макаренко и И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский и другие были первыми авторами работ, в которых были высказаны мысли о возможности воспитания дошкольни-ков средствами окружающего мира. Теоретические и методические стороны проблемы взаимоотношений человека и природы освещены в трудах В.И. Мясницевич и Л.С. Игнатки-ной. Совокупность приемов и методов, стимулирующих детский познава-тельный интерес относительно окружающего мира, собрана в трудах В.Г. Фокиной и С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой и Р.С. Буре, и другие. Принципы формирования системы знаний о природе у дошкольников, во-просы взаимосвязей их труда в природной среде для полноценного разви-тия поднимают труды: Е.И. Тихеевой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой и С.А. Веретенниковой. Игра как способ обучения и воспитания ребенка изучена в работах Ф.Н. Блехера, Т.С. Комаровой, Д.Б. Эльконина, Е.Ф. Акуловой, В.А. Аванесовой, А.В. Запорожца, А.И. Сорокиной и др. Тем не менее, формирование первичных представлений об окружа-ющем мире изучено не достаточно. Это определило тему исследования «Проект формирования первичных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста». Актуальность нашего исследования определяется рядом существую-щих в настоящее время противоречий между: ? необходимостью формирования представлений об окружающем мире у старшего дошкольника и недостаточным методическим и техноло-гическим обеспечением этого процесса; ? педагогическим потенциалом деятельности дошкольников по фор-мированию представлений об окружающем мире и недостаточностью ор-ганизации данной деятельности в практике дошкольных образовательных учреждений.
Содержание

Введение ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОР-МИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУ-ЖАЮЩЕМ МИРЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Состояние проблемы формирования первичных пред-ставлений у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 1.2. Проект формирования первичных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного воз-раста 1.3. Педагогические условия формирования первичных пред-ставлений об окружающем мире у старших дошкольни-ков Выводы по 1 главе ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДО-ВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДО-ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУ-ЖАЮЩЕМ МИРЕ 2.1. Характеристика уровней сформированности первичных представлений об окружающем мире у детей старшего до-школьного возраста 2.2. Содержание работы по формированию представлений об окружающем мире на формирующем этапе исследования 2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формирова-нию первичных представлений об окружающем мире Выводы по 2 главе Заключение Литература Приложение 3
Список литературы

1. Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе [Текст] / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1979. – 176 с. 2. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх до-школьников: книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] /Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с. 3. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы [Текст]: (Число, величина, форма, пространство и время) / Ф.Н. Блехер. – Москва: Учпедгиз, 1948. – 160 с. 4. Близнецова, В.С. Руководство проектной деятельностью педаго-гов ДОУ [Текст] /В.С. Близнецова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2009. №9. С.33-40. 5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] А.К. Бондаренко. – М: Просвещение, 1991. – 160 с. 6. Боровлева, А.В. Проектный метод как средство повышения каче-ства образования [Текст] /А.В. Боровлева //Управление ДОУ. 2006.-№7.-С.76-83. 7. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] /Р.С. Буре. – М. Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез), 2011. 8. Бывшева, М.В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания: дис.…канд.пед.наук. [Текст] /М.В. Бывшева. – Екатеринбург, 2009. – 169с. 9. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрир. рук. [Текст] А.Л. Венгер. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 159с. 10. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика до-школьника [Текст] А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.-136 с. 11. Веретенникова, Н.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] Н.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 1980. 12. Виноградова, E.Л. Условия становления познавательной мотива-ции дошкольников 5-6 лет [Текст] Е.Л. Виноградова // Психологическая наука и образование. – 2004. №2. С.47-56. 13. Виноградова, Е.Л. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников [Текст] / Е.Л. Виноградова, Е.О. Смирнова //Журнал прикладной психологии.- 2003.-№2. - С. 50-59 14. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. По-собие для воспитателей [Текст] / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. // М.: Айрис-пресс, 2008. – 208с. 15. Виноградова, О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ [Текст] /О.В. Виноградов //Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.63-65. 16. Воспитание дошкольника в труде [Текст] /Под ред. В.Г. Нечаевой – М.: Просвещение, М., 1974. 17. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] /Л.С. Выготский // Со-брание сочинений: в 6 т. – Т. 2. - М.,1982. – С. 319-328. 18. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст] /Д.Б. Годовикова// Дошкольное воспитание. – 1986. – №1. – С.35-42. 19. Голицин, В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст]/В.Б. Голицин// Советская педагогика. – 1991.- – №3. – С.33-38. 20. Дереполенко, М.А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологиче-ского воспитания [Текст] М.А. Дереполенко // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. - №1. – С. 76-80. 21. Дидактическая игра как переходная форма обучения старших дошкольников на этапе подготовки к школе [Текст] // Е.Ф. Акулова. – Изв. Сарат. ун-та Сер. Акмеология образования. – - 2009. – № 2. – С. 75-81. 22. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окру-жением. Старшая группа [Текст] /О.В. Дыбина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -80с. 23. Евдокимова, Е.С. Теория проектирования в образовательном пространстве детского сада: опыт творческого проектирования [Текст] / Е.С. Евдокимова. – Волгоград: Перемена, 2001.– 83 с. 24. Запорожец, А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка [Текст]/А.В. Запорожец, Я.З. Неверович // Вопросы психологии. 1974. – № 6. С.59-73. 25. Захарова, М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети [Текст] /М.А. Захарова, Е.В. Костина. – Москва: Школ. Пресса, 2010. – 63 с. 26. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст] / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1982. – 159 с. 27. Зубкова, Т.И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста [Текст] /Т.И. Зубкова. – М.: Просвещение, 2017. – 63с. 28. Игнаткина, Л.С. Ознакомление дошкольников с ростом и разви-тием животных: [Текст] Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1989. – 18 с. 29. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный про-цесс) [Текст] В.С. Ильин. – М.: 1984. – 154 с. 30. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] /Г.М. Коджаспирова. – М.: Акаде-мия, 2003. – 176 с. 31. Комкова, Е.И. Когнитивно-личностное развитие ребенка в про-цессе его социализации // Л.И. Божович и современная психология лично-сти [Текст] /Е.И. Комкова. - Сб. тез.междунар. науч.-практ. конф., 29-30 окт. 2008 г. – М., 2008. – С.34-37. 32. Левшина, Н.И. Использование метода проекта при взаимодей-ствии с родителями воспитанников дошкольного образовательного учре-ждения [Текст] / Н.И. Левшина, Е.Г. Карпова, О.В. Понамарева // Управ-ление ДОУ – 2017. – № 6. С.77-89. 33. Леонгард, Э.И. Развитие речи детей в семье [Текст] /Э.И. Леон-гард, Е.Г. Самсонова-М.: 1991.–124 с. 34. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] /М.И. Лисина //Вопросы психологии.-1982. -№4.-С.18-35. 35. Лысых, О.Ю. Представления о полезных ископаемых у детей старшего дошкольного возраста: понятие, содержание [Текст] / О.Ю. Лы-сых, Е. М. Ходеева – Молодой ученый. 2021. - №24 (366). - С.334-338. – URL: https://moluch.ru/archive/366/82202/ (дата обращения: 03.12.2021). 36. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психическо-го развития ребенка: избр. психол.трудов [Текст] /Под ред. Е.Д. Божович. – М.: Ин-т Практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 448с. 37. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специ-альности "Дошкольное образование" [Текст] /Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. - 319 с. 38. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от тео-рии к практике [Текст]/ Л.Д. Морозова. – М.: Сфера, 2016.– 122 с. 39. Николаева, С.И. О некоторых подходах к экологическому воспи-танию детей [Текст]// Дошкольное воспитание, 1990, №5. – 51 – 54 с. 40. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспита-ния детей [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2009. – 232 с. 41. Новоселова С.Л. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах. [Текст] С.Л. Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64 с. 42. Павлова, Л.Ю. Дидактические игры как средство эколого- эстети-ческого воспитания детей 5-7 лет дис. … канд.пед.наук: 13.00.01, 13.00.07. [Текст] /Л.Ю. Павлова. – М., 2002. – 203 с. 43. Поддъяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет [Текст] / Н.Н. Поддьяков. – Москва: Сфера, 2014. – 143 с. 44. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Подготовительная к школе группа [Текст] /В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова и др. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 176с. 45. Проектная деятельность старших дошкольников /сост. В.Н. Жу-равлева. – Волгоград: Учитель, 2016. –214 с. 46. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] /Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989. – 216 с. 47. Райхерт-Гаршхаммер, Е. Проектная методика для педагогов до-школьных организаций: проф.стандарты и практ. советы [Текст]/Е. Райхерт-Гаршхаммер; пер. с нем. С.А. Жезлова. – Москва: Нац. образование, 2015. –128 с. 48. Рамазанова, Э.А., Сахтарова, Э.Э. Диагностика исходного уров-ня сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста Электронный ресурс. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/104773686/ 49. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека [Текст] С.И. Розум. – СПб.: Речь, 2007. – 365 с. 50. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процес-се трудовой деятельности. Учебное пособие. [Текст] /Д.В. Сергеева. – М., 1987. – 96 с. 51. Соломенникова, О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст]/ Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Со-ломенниковой. – М.: Мозаика-синтез, 2007. – 96 с. 52. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. Электронный ресурс. Режим доступа: https://lipatova-aist21.edumsko.ru/folders/post/1670219 53. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с. 54. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. Учебное пособие [Текст]/ Н.А. Бойченко, Г.И. Григоренко, Е.И. Коваленко. – Киев: Радзян, 1982. –112. 55. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного воз-раста) [Текст] /Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. 56. Трубайчук, Л.В. Механизмы личностного развития дошкольни-ков //Начальная школа плюс До и После. [Текст]. – 2006. № 7. С.3-5. 57. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] /Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1988. – 190с. 58. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. /Под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1980. – 237 с. 59. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.10.2013 г. N 1155). С изм. и доп. от: 21 января 2019г. Электронный ресурс. 60. Фокина, В.Г., Газина О.М. Теория и методика экологического об-разования детей дошкольного возраста [Текст] В.Г. Фокина, О.М. Газина. – М.: «Прометей», 2013. – 310 с. 61. Циценко, В.С. Организация проектной деятельности в ДОУ / [Текст] /В.С. Циценко, Т.Н. Красноперова // Молодой ученый. –2016. –No16. – С.384. 62. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Ша-мова. – М.: Педагогика, 1982. – 208с. 63. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего до-школьного возраста // Управление ДОУ. 2004. - № 4. - С. 99-101. 64. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учеб-ном процессе [Текст] Г.И. Щукина. – М., Просвещение,1999. –160с. 65. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] //Вопросы психологии,1971. – №4. С.6-20. 66. Ясвин, В.А. Формирование экологической культуры. Пособие по региональной экологической политике [Текст] /В.А. Ясвин. – М.: Акро-поль, ЦЭПР, 2004. – 196 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРО-ВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Состояние проблемы формирования первичныхпредставлений у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях Человек с окружающим миром взаимодействует только благодаря своей активности и деятельности. Интеллектуальные качества личности развиваются благодаря активности, самостоятельности, и это является обя-зательным условием. Познавательное развитие детей является одной из ак-туальных в педагогике и психологии темой дошкольного возраста. Совре-менные программы создаются с целью формирования у дошкольников си-стемных знаний и представлений о мире, о людях, разнообразных свой-ствах и взаимоотношениях предметов и явлений, а не отдельных отрывоч-ных знаний. Один из ведущих экспертов в области детского мышления и интеллектуального воспитания Н.Н. Поддъяков заметил, что в наше время нужно давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к простой сумме знаний [43]. Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмот-реть понятие познавательного развития с точки зрения некоторых авто-ров. Интеллектуальный подъем в детстве наиболее успешен в тех случаях, когда ему сопутствует воодушевление чем-то, стремление к каким-нибудь определенным видам занятий. По мнению Г.И. Щукина познавательное развитие ? это ценное лич-ностное образование, выражающее отношение человека к деятельности [64]. Т.И. Шамова придерживается мнения, что познавательное развитие – это деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [62]. В.С. Ильин считает, что основе познавательного развития лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими позна-вательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которы-ми обладает он в данный момент [29]. Т.И. Зубкова считает, что «познавательное развитие естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, её интен-сивность и интегральное личностное образование» [27]. М.И. Лисина, исследуя познавательное развитие детей, выявила, что в ходе общения детей и взрослых и сверстников, она активно развивается. При этом познавательное развитие является одной из составляющих в структуре деятельности и проявляет себя в процессе взаимодействия чело-века с окружающей средой [34]. Итак, развитие, в котором дети-дошкольники проявляют в процессе познания, следует определять как познавательное. Заинтересованное вос-приятие информации составляет суть познавательного развития. Ребенок в познании уточняет, углубляет свои знания, находит ответы на интересую-щие вопросы, проявляет элементы творчества, усваивает способы позна-ния и применяет его на другом материале [18]. Г.И. Щукина считает, что познавательное развитие отражает опреде-ленный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность ис-пользовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора. Она определяет познавательное развитие как качество лично-сти, которое включает стремление личности к познанию, выражает интел-лектуальный отклик на процесс познания. Она считает, что «познаватель-ное развитие» становится качеством личности при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потреб-ности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Проблема формирования познавательного развития на личностном уровне преимущественно сводится к рассмотрению моти-вации познавательной деятельности и к способам формирования познава-тельных интересов детей старшего дошкольного возраста [64]. В процессе формирования познавательного развития дошкольников наличие нескольких факторов является общим для всех исследований. Субъективная характеристика познавательного действия как внутренний фактор в их числе. Человек как целостный субъект познания выступает но-сителем познавательного развития. И.С. Морозова определяет познавательное развитие дошкольников как личностное образование, деятельное состояние, которое выражает ин-теллектуально–эмоциональный отклик дошкольника на процесс познания. А познание есть стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе полу-чения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, интерес к деятельности взрослых и других детей, выполнение индивидуальных и общих заданий. [38]. П.И.Зубкова понимает познавательное развитие старших дошколь-ников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становле-ние субъективных характеристик в учебно-познавательной деятельности. [27]. Рассмотренные нами определения познавательного развития ничуть не противоречат друг другу, а только дополняют существенные стороны понятия. Объединение этих подходов происходит на утверждении, что ис-точником познавательного развития детей является потребность личности в приобретении знаний, углублении уже имеющихся, в постижении духов-ной культуры общества, потребность в самовыражении, самореализации. Потребность является началом, призывающим субъекта к развитию. Таким образом, на основании изученных трудов и проведенного анализа, познавательное развитие определяется, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность дошкольника в необ-ходимости познания, творческого усвоения системы знаний. Дошкольник находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергич-ным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности. В структуру познавательного развития ученые ввели деятельностный компонент и это позволило им выявить его основные условия. Условие это включение в содержание дошкольного образования компонентов личност-но-ориентированной парадигмы, своевременное и адекватное опредмечи-вание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, создание проблемно-поисковых ситуаций, постепенное увеличение сложности содержания задач, стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной ум-ственной активности и самостоятельности, создание развивающей среды, предоставляющей каждому ребёнку широкий простор для самореализа-ции, оказание педагогической поддержки в процессе совместной деятель-ности, организация образовательного процесса на наглядно-образной ос-нове[19]. Э.И. Леонгард и Е.Г. Самсонова обозначили следующие уровни ак-тивности в зависимости от характера познавательной деятельности субъек-та: 1) репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого; 2) поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку предполагает большую степень самостоятельности. На этом уровне надо понимание задачи и поиск средства её выполнения; 3) творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути её решения избираются новые, неизбитые, оригинальные [33]. Познавательное развитие – стремление к наиболее полному изуче-нию предметов и явлений окружающего мира. На формирование познава-тельного развития ребенка влияют некоторые факторы. Авторы, исследо-вавшие эту проблему, выделяют следующие из них: общение (Д.Б. Годови-кова, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и другие.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и другие). Основным условием, которое обеспечивает уровень познавательного развития является насыщенная информационная среда и возможность практической деятельности в ней. А раннее введение теоретических форм обучения и слишком раннее приобщение ребенка к "книжной культуре" является основным препятствием к развитию данного уровня познаватель-ного развития [14]. В помощь приходит все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка. Мешает то, что дает ребенку го-товые знания раньше, чем они (знания) понадобятся для осмысления соб-ственного опыта. Мы в нашем исследовании будем придерживаться позиции исследо-вателя И.С. Морозовой, которая понимает под познавательным развитием дошкольников–личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик дошкольника на про-цесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе полу-чения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выпол-нение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей [38]. Рассматривая обозначенную нами проблему, необходимо дать воз-растную характеристику старших дошкольников. Д.Б. Эльконин определял возраст как относительно замкнутый пери-од, который характеризуется следующими главными показателями: опре-деленной социальной ситуацией развития, ведущим видом деятельности, основными психическими новообразованиями. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) делится им на три периода: младший дошкольный (3-4 года), средний дошкольный (4-5 лет), старший дошкольный (6-7 лет) возраст [65]. Организм ребенка старшего дошкольного возраста продолжает ак-тивно развиваться. Совершенствуются двигательные навыки и качества, растет физическая сила. По мере развития тонкой моторики дошкольник становится более самостоятельным в выполнении каждодневных действий. По словам А.В. Запорожца, в связи с развитием крупной и мелкой мото-рики, пространство, в котором растет ребенок, становится ему подвласт-ным [22]. Дошкольник действует аккуратно в подвижных играх, выбирает ракурсы расположения тела, учитывает физические дистанции в социаль-ных коммуникациях. С.Л. Выготский утверждает, что память (способность запоминать, хранить и воспроизводить информацию) у ребёнка старшего дошкольного возраста становится в центр сознания. Они запоминают непосредственно, не прибегая к специальным приемам. Развитие памяти в большой мере за-висит от физиологических особенностей и влияния социума, культуры [17]. Одним из аспектов познавательных процессов является сенсорный опыт, который накапливается у детей в процессе социальных взаимодей-ствий. Ребёнок постигает способы определения качеств и свойств предме-тов, отношений, овладевает восприятием времени, осваивая среду жизне-деятельности. В речи и мышлении старшего дошкольника отчетливо представлена направленность познавательных процессов на других людей и самого се-бя. И это отражается на отношения ребенка в социуме. Е.И. Комкова го-ворит о том, что мышление ребёнка 5-7 лет развивается на основе практи-ческого взаимодействия не только с реальным миром вещей, но и с миром взрослых, что связано со стремлением дошкольника получить новый опыт в [31]. По замечанию Л.А. Венгера, мышление детей старшего дошкольного возраста в целом отличается наличием познавательной потребности и ак-тивности, что проявляется в большом количестве детских вопросов о сущ-ности и связях между объектами мира предметов и мира людей. Мышле-ние детей этого возраста наглядно-образное. Они уже могут решать прак-тические задачи, опираясь на созданный в сознании образ; при этом нет необходимости действовать с предметами. Для этого дошкольники часто изображают объекты на бумаге в виде схем [9]. Н.А. Менчинская делает акцент на сензитивности старшего дошколь-ного возраста для развития речи. В это время вместе с развитием многих мыслительных операций происходит овладение речевыми и языковыми средствами. «Обобщение в образах и понятиях – результат усилий самого ребёнка, полученный под руководством взрослого» [36; 133]. Шестилет-ний ребёнок вполне способен распространять обобщение на окружающие объекты, вещи и людей. Исследования Н.А. Менчинской выявляют специфику формирования социальных понятий у старших дошкольников. В его мышлении большое место занимает понятие «больших» и «маленьких». Осмысление понятий происходит под влиянием взрослых. Так у ребенка складывается пред-ставление об изменении социального статуса (сейчас он маленький, когда подрастет, будет большой, пойдет в школу). В результате мыслительных операций сопоставления, сравнения в процессе усвоения общих понятий дошкольники получают необычные сочетания предметов и их свойств, что представляется в образах объектов, продуцированных детьми. Усвоение понятий ребенком происходит в непосредственном опыте, поэтому отно-шение ребёнка к конкретной вещи, явлению определяет характеробразо-вавшегося понятия [36]. Ученый приходит к выводу, что социальное познание старшего до-школьника осуществляется одновременно в предметном, действенном, ценностном направлении. Н.Н. Поддьяков обращает внимание на значительное увеличение круга представлений и знаний ребенка старшего дошкольного возраста об окружающем мире. Это связано с расширением диапазона познавательных возможностей детей [43]. Вместе с тем наблюдения показывают, что суще-ствует пропасть между тем, что старший дошкольник знает о действитель-ности и тем, как он к ней относится. Как утверждают А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, эмоции в этом возрасте господствуют над всеми сторонами жизни, однако к 6 годам эмоционально-волевая сфера детей становится более сбалансированной [22]. В старшем дошкольном возрасте формируются первоначальные нравственные представления. Дети получают представления о красивом и некрасивом, добре и зле, хорошем и плохом, которые проявляются в эмо-циях ичувствах. А.В. Запорожец показывает, что к 6-7 годам умение детей определять состояние других людей достигает высокого уровня. К тому же, у детей появляется предвосхищение тех или иных эмоций, что суще-ственно влияет на мотивацию их поведения [24]. Функциональное созревание нервной системы, растущая произволь-ность психических процессов делают более эффективными многие виды деятельности старшего дошкольника. Более длительное, концентрирован-ное, устойчивое внимание позволяет ему точно выполнять инструкции взрослого, следовать правилам, доводить до конца начатое дело, разви-вать выбранный замысел игры. В возрасте 6-7 лет между детьми завязываются дружеские отноше-ния, хотя ясного понимания дружбы у них нет. Тем не менее, с чужими людьми и друзьями дошкольники ведут себя по-разному. Они способны поддерживать тесные отношения с близкими людьми, основанные на забо-те и внимании, в течение достаточно длительного времени, а также взаи-модействовать по правилам дружбы. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста обу-словлено противоречиями, которые определяются множеством потребно-стей в игре, движениях, совместной деятельности, во внешних впечатлени-ях, общении. Удовлетворение этих потребностей зависит от взрослых, окружающих ребенка. Но в этом возрасте дошкольник уже способен само-стоятельно добиваться результата в предметной деятельности, проявлять инициативу в выстраивании отношений, расширяющихся по мере его взросления, развития механизмов социального познания [8]. В игровой деятельности заложен значительный потенциал для разви-тия процесса социального познания старшего дошкольника. Являясь ве-дущим видом деятельности дошкольника, игра наиболее продуктивна для становления социальных навыков, развития общения, сотрудничества. В ней формируются способности чувствовать и думать так, как чувствуют и думают другие люди в определенной роли, осмысливать свое поведение. А.Г. Рузская обращает внимание на то, что общение старших до-школьников со сверстниками приобретает вне ситуативно-деловую форму. В игровом сотрудничестве дети осваивают правила и нормы поведения, содержание социальных ролей, учатся взаимоотношениям. В игре разви-вается интерес к действиям других людей и собственная деятельность сре-ди сверстников. Собственная активная деятельность сочетается в игре с растущим интересом к партнерам, а это, в свою очередь, обеспечивает ре-бенку возможность осознать свои обязанности, поступки, их последствия, предоставляет опыт регулирования деятельности [46]. Развиваются и отношения старшего дошкольника со взрослыми. Общение со взрослыми стимулирует развитие социального познания ре-бенка. Причем установлено, что эмоциональные предпосылки к взаимо-действию с людьми создают для детей матери. На усвоение же формаль-ных норм и требований со стороны социального окружения оказывают влияние отцы. В результате ребенок получает определенные личностные черты, которые становятся видимы окружающим и часто невидимы ему самому [49]. Потребность в таком виде деятельности, как общение, связана у старших дошкольников со стремлением к познанию себя и других, к оцен-ке и самооценке. М.И. Лисина делает вывод, что для старших дошкольни-ков «характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними» [34;93]. Мир взрослых людей представляет для дошкольников особый инте-рес. Дети интересуются настроением родителей, здоровьем бабушки, их волнует мнение взрослых о результатах их деятельности. М.И. Лисина называет такую форму общения вне ситуативно-личностной. Пример взрослого приобретает большое значение для воспитания старшего до-школьника, потому что в этом возрасте взрослые пользуются большим ав-торитетом у детей, оказывают решающее влияние на их психическое раз-витие. Наряду с родителями и некоторыми другими людьми, воспитатель детского сада является для ребёнка значимым взрослым [34]. По мнению М.И. Лисиной, образ Я представляется «продуктом об-щения», в котором собраны установки ребенка по поводу собственной личности. Окружающие люди значительно влияют на развитие Я-концепции дошкольника, но и сам он прикладывает определенные усилия для развития представлений о себе, что активизирует процесс социального познания [34]. Дети старшего дошкольного возраста прилагают усилия, чтобы узнать как можно больше о себе. Сравнивая себя со взрослыми и сверст-никами, они ищут различия и сходства в одежде, чертах характера, при-вычках, социальных ролях и т.д. В этом возрасте они способны характе-ризовать себя через социальные отношения. Ребёнок старшего дошкольного возраста многое узнает о себе, пере-осмысливая отношения с окружающим миром. Особую роль в этом про-цессе играет механизм рефлексии. Л.В. Трубайчук пишет: «Способность к рефлексии выступает условием понимания человеком самого себя, что в первую очередь обуславливает понимание им других людей и мира в це-лом» [56;3]. Таким образом, возможности формирования первичных представле-ний об окружающем мире обусловлены физическим, психическим и соци-альным развитием детей старшего дошкольного возраста. Источником их формирования является организованная среда жизнедеятельности. Фор-мирование представлений об окружающем мире связано с развитием па-мяти, речи и мышления, сенсорным опытом, социально-бытовой ориенти-ровкой. Эти психологические достижения дают возможность дошкольни-кам активно и эффективно осваивать жизненное пространство, осознавать время своего существования, строить положительную Я-концепцию. Фор-мирование первичных представлений об окружающем мире проходит в предметном, действенном и ценностном направлении. Все это позволяет обратиться к поиску форм и содержания дошколь-ного образования, которые оптимизируют процесс формирования первич-ных представлений об окружающем мире у старших дошкольников. 1.2. Проект формирования первичных представлений об окру-жающем мире у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время проектная деятельность является наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом для детей дошкольного возраста. Проектная деятельность – форма организации совместной дея-тельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их опреде-лённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели. Цель в проектной деятельности – это решение конкретной пробле-мы, значимой для обучающихся и оформленной в виде неких конечных продуктов. Слово «проект» происходит от латинского – projectus, что в прямом переводе означает «брошенный вперед». Современный русский язык рассматривает понятие «проект» в нескольких значениях: ? как совокупность документов (расчеты, чертежи и др.), необходи-мых для создания какого–либо сооружения или изделия; ? как предварительный текст какого–либо документа; ? как какой-либо замысел или план. В педагогическом словаре понятие «проект» означает способ орга-низации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педаго-га и воспитанника; способ взаимодействия с окружающей средой; поэтап-ную практическую деятельность по достижению поставленной цели. По определению Г.М. Коджаспирова «проектная деятельность представляет собой самостоятельную и совместную деятельность взрослых и детей, направленную на планирование и организацию педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющей социально значимый результат [15]. И.В. Штанько отмечает, что проект является продуктом сотрудниче-ства и сотворчества воспитателя и детей [63]. Проектная деятельность дает возможность вовлекать родителей и других членов семьи в образовательную деятельность, стимулирует со-трудничество педагогов, детей и родителей. Целесообразность применения метода проектов при формировании представлений детей старшего до-школьного возраста о других людях очевидна. Участвуя в проекте, дети вовлекаются в различные виды деятельности, используют разнообразные источники информации, приобретая, тем самым, разносторонние знания о других людях. Старшие дошкольники при помощи целенаправленного, последовательного и непрерывного педагогического воздействия реали-зуют свой потенциал. Проектная деятельность применяется в дошкольных образователь-ных учреждениях сравнительно недавно, но уже прочно зарекомендовала себя, так как дает хорошие результаты и нравится детям. Проектная деятельность в последние годы пережила серьезные изме-нения в положительную сторону, учитывая новые подходы к образова-нию, ориентированные на компетенции. Проектная деятельность в рамках образовательного процесса способствует формированию межпредметных связей и развитию компетенции в комплексе. Образовательные программы указывают на необходимость проектной деятельности, так как с помощью проектов детям предоставляется возможность в одновременном примене-нии и развитии социальных, предметных, интеллектуальных, межкультур-ных и личностных компетенций. Мы можем говорить о том, что проектная деятельность, как и любая другая деятельность, имеет свою структуру: мотив, цель, задачи, действия, операции, может быть составляющей игровой, трудовой или учебной дея-тельности. Проектная деятельность в ДОО имеет свои специфические тре-бования. Среди ведущих требований к реализации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации можно отнести следующие: 1. Наличие ценностной проблемной ситуации, содержащей возмож-ности исследования, творчества, требующей интеграции разных областей знаний, исследовательского подхода к поиску вариантов решений. 2. Значимость результатов на разных уровнях: теоретическом, прак-тическом, познавательном. 3. Возможность реализации детьми самостоятельных действий: груп-пах, парно и индивидуально. 4. Четкая структура, поэтапность действий в реализации проекта, формулирование промежуточных результатов. 5. Использование методов исследования, предполагающих некото-рую этапность действий: • выбор проблемы и постановка задач (здесь возможно применение «мозгового штурма»); • формулирование предположений, гипотез по решению поставлен-ной проблемы; • обсуждение вариантов применения различных методов (наблюде-ния, эксперимента); • обсуждение вариантов представления итогов работы над проектом (проведение выставки работ, концерт для родителей и т.п.); • поиск, сбор информации, систематизация и анализ результатов; • формулирование выводов, проведение итоговой презентации ре-зультатов работы над проектом; • постановка задач и проблем для дальнейших исследований. В дошкольном учреждении возможно использование следующих ви-дов проектов: 1. Творческий проект. Поставленная задача подробно исследуется, затем дети показывают результаты своей работы в виде театральной сцен-ки. 2. Информационный практико-ориентированный проект. Детьми осуществляется сбор информации, ориентир на оформление группы, её дизайн. 3. Исследовательско-творческий проект. Перед детьми ставится определенная задача, решение представляется в виде драматизации или газеты. детского дизайна, 4. Ролево-игровой проект. Задача решается детьми в образе персо-нажей сказки. Особенности организации проектной деятельности: • проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которую невозможно решить прямым действием; • участники должны быть мотивированы; • проектная деятельность имеет адресный характер, т.е.продукт дея-тельность кому-то адресуется. Любой проект должен опираться на игровую деятельность, так как главным видом деятельности дошкольника, в том числе старшего, является игра. Классификация проектной деятельности, предложенная Т.А. Данили-ной, описывает, что в процессе реализации проектной деятельности долж-ны делать взрослые, а что дети.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg