Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методические решения по организации гимнастики после сна в дошкольной образовательной организации

baby_devochka 1325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.04.2022
Объектом исследования является физическое развитие и состояние здоровья детей 5 - 6 лет. Предметом исследования – методические решения по организации гимнастики после сна в ДОО. Цель исследования: разработать и апробировать методические решения по организации гимнастики после сна для детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач: - выявить сущность проблемы в научно-методической литературе, путем анализа основных концепций двигательной активности детей дошкольного возраста; - подобрать диагностические методики и выявить уровень двигательной активности после сна у детей дошкольного возраста; - разработать и применить комплексы гимнастики после сна для детей старшего дошкольного возраста; - систематизировать представленные данные и сформулировать основные выводы. Для достижения поставленной цели были выбраны следующие методы исследования: 1) изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; 2) беседа, анкетирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент; 3) количественный и качественной оценки полученных результатов. Методологические основы: - закономерности развития человека в онтогенезе (Н.А.Бернштейн, И.А.Аршавский, В.В.Давыдов, В.К.Бальсевич и др.); - разносторонность и комплексность педагогических воздействий, позволяющих детям достичь гармоничного и психомоторного состояния на каждом этапе их развития (Ю.В.Верхошанский, В.К.Бальсевич, Л.П.Матвеев, А.И.Кравчук и др.); - положения динамической анатомии, физиологии нервно-мышечного аппарата и высшей нервной деятельности, безусловности и произвольности двигательных действий (П.К.Анохин, В.М.Зациорский, М.И.Иваницкий, А.А.Ухтомский и др.); - теории деятельности и поэтапного усвоения умственных и двигательных действий (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин и др.); - педагогическая кинезиология (Х.Х.Гросс, Д.Д.Донской, В.С.Фарфель и др.); - воспитание физических и умственных способностей с учетом биологического возраста, пола, особенностей индивидуального развития в соответствии с критическими и сенситивными периодами развития детей (А.М.Шлемин, А.А.Гужаловский, В.К.Бальсевич, А.И.Кравчук, М.М.Круглый и др.) и исследовательского поведения (А.И.Савенков); - использование средств, методов обучения, разработанных в дидактике, современной теории обучения движениям и спортивной тренировке (Л.П.Матвеев, В.П.Филин, Ю.В.Менхин, Ю.К.Гавердовский и др.); - концепции физкультурного образования (И.И.Сулейманов, В.И.Михалев, В.И.Аикин, Л.И.Лубышева и др.). Научная новизна исследования: - конкретизировано понятие «гимнастика после сна» в аспекте исследования; - разработаны методические рекомендации для педагогов по проведению гимнастики после сна для детей старшего дошкольного возраста; - обоснованы способы оценки качества и эффективности двигательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе проведения гимнастики после сна. Экспериментальной базой исследования выступил МАДОУ детский сад «Сказка» г. Нефтекамск. Было обследовано 50 детей старшего дошкольного возраста, 25 детей экспериментальной и 25 детей контрольной групп. Практическая значимость исследования. Полученные результаты внесены в образовательный процесс МАДОУ «Детский сад № 29» г. Нефтекамск Республики Башкортостан. Материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы в практике дошкольных учреждений, на курсах повышения квалификации, в образовательно-педагогическом процессе, при профессиональной переподготовке педагогов и инструкторов физической культуры (ФК), для молодых специалистов, студентов. Методика использования гимнастики после сна м0жет быть рекомендована к применению в работе инструкторов ФК, воспитателям, студентам. Подобран комплекс диагностических методик, разработаны критерии и показатели для определения уровня сформированности компонентов ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста. Результаты могут использоваться в семейном воспитании с целью повышения знаний родителей, уровня их готовности к организации ЗОЖ своих детей, повышению мотивации к здорового образа у дошкольников. Сформулированные теоретические положения могут быть включены в курс педагогики и психологии семьи, использованы в системе повышения квалификации работников образования, а также для проведения консультаций и родительских собраний, в разработке планов и методических рекомендаций для педагогов и родителей по формированию З0Ж с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются непротиворечивостью и обоснованностью исходных теоретикометодологических подходов, экспериментальной проверкой теоретических положений, целенаправленным использованием количественных и качественных методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, достаточным объемом выборки, логикой осуществления эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями исследования, логической доказательностью выводов, репрезентативностью исследовательской базы,; количественным и качественным анализом данных, всесторонней апробацией полученных результатов, корректным применением статистических методов обработки результатов эксперимента методами математической статистики, положительными результатами формирующего эксперимента и внедрения практических рекомендаций. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных литератур.
Введение

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед работниками детских учреждений, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление его здоровья. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной деятельности, формирование опорно-двигательного аппарата системы организма, формирование начальных представлений о видах спорта, подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни. Одна из форм оздоровительной работы – гимнастика после сна. Гимнастика после сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Таким образом, проблема грамотного планирования и реализации программ двигательной активности и в частности гимнастических упражнений после сна является достаточно важной и нуждается в дополнительном изучении. Это и обуславливает достаточно высокую актуальность изучаемой нами темы. На основании актуальности проблемы определена тема исследования: «Методические решения по организации гимнастики после сна в дошкольной образовательной организации». Степень разработанности проблемы исследования. Многогранная роль активной двигательной деятельности в физическом совершенствовании, укреплении здоровья и формировании личности ребенка подчеркивается в трудах многих прогрессивных педагогов, основоположников отечественных и зарубежных систем физического воспитания детей (Аристотель, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, Я.А. Коменский и др.) Теория и методика проведения гимнастики после сна были разработаны Н.А. Метловым совместно с ленинградскими физиологами в 30-е годы XX столетия. Гимнастике после сна уделялись внимания И.А. Аршевского, Р.А. Абзалова, З.Н. Ермаковой, В.И. Козлова, Г.А. Прохоровой и др. Необходимым условием гармоничного развития личности ребенка является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки даже в дошкольном возрасте у большинства детей отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме дошкольника. Таким образом, возникают противоречия: - между степенью готовности педагогов к использованию гимнастики после сна с детьми и высокотехнологичного оборудования, поступающего в образовательные организации и не соответствием уровня подготовки педагогов, реализующих ФГОС ДО; - между пониманием важности физического развития в дошкольном возрасте, который является сензитивным для развития и созревания способностей к различным сферам деятельности человека и отсутствием системы физкультурно-оздоровительной работы в учреждении, обеспечивающей физическое воспитание, сохранение и укрепление здоровья воспитанников; -между объективно существующей потребностью педагогов активизировать положительную мотивацию детей к занятиям физической культурой и отсутствием научно обоснованных методик, способствующих решению этой актуальной для физической культуры проблемы; - между пониманием важности двигательной активности в режиме дня и не систематичностью посещения детьми гимнастики после сна. В рамках выпускной квалификационной работы была сделана попытка решить проблему: какие методические решения использовать во время организации гимнастики после сна в дошкольной образовательной организации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА В ДОО……………………...9 1.1. Гимнастика после сна как форма физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками………………………………………………………………….9 1.2. Структура и содержание гимнастики после сна в образовательном процессе ДОО …………………………………………………………………...14 1.3. Современные подходы к методике проведения гимнастики после сна с детьми…………………………………………………………………………….18 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………………25 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА В ДОО…………………………………………26 2.1. Констатирующий этап исследования. Выявление особенностей организации и проведения гимнастики после сна в ДОО…………………….26 2.2. Формирующий этап исследования. Разработка и реализация методических рекомендаций по организации гимнастики после сна в дошкольной образовательной организации……………………………………36 2.3. Контрольный этап исследования. Результаты опытно-экспериментальной деятельности……………………………………………………………………..44 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II………………………………………………………...52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….57 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………63
Список литературы

1. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж [Текст] / Н. А. Белая. – М.Профит, 2017. – 274 с. 2. Биляева А.А. Совершенствование движений в процессе физиологического воспитания с учетом возрастных особенностей двигательных функций: Автореф. Дис.... канд. пед. наук [Текст] / А.А. Биляева. – М.: Словис, 2016. – 24 с. 3. Бобкова Е.В. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе закаливание детей в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiysad/zdorovyyobrazzhizni/2014/11/07/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-pedagogicheskom 4. Веракса Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы [Текст] / Н.Е. Веракса. – М.: Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 405с. 5. Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей: книга для малышей и их родителей [Текст] / А.Д. Викулов, И.М. Бутин. – Ярославль: Гринго, 2012. – 176 с. 6. Воднева Е.В. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / Е.В. Воднева. – Смоленск: Луч, 2019. – 25с. 7. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет [Текст] / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. – М.: Аркти, 2016. – С. 36-41. 8. Волошина Л.Н. Практикум по теории и технологиям физической культуры дошкольников [Текст] / Л.Н. Волошина. – Белгород: Пресса, 2017. ? 181 с. 9. Волошина Л.Н. К здоровью – вместе! Программа и методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов детского сада и родителей в реализации образовательных областей «Физическое развитие» и «Социальное развитие»: учебное пособие [Текст] / Л.Н. Волошина. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2015. – 107 с. 10. Волошина Л.Н. Современные тенденции построения здоровьесберегающей среды детского сада [Текст] / Л.Н. Волошина // Основ здоровьесберегающего образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы): Материалы региональной научно-практической конференции. ? Белгород: Изд-во БелГУ, 2019. ? 296 с. 11. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении [Текст] / И.М. Воротилкина. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2015. – 144 с. 12. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений [Текст] / Ю.К. Гавердовский. – М.: Тера-Спорт, 2018. – 512 с. 13. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Старший возраст [Текст] / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2015. – 272 с. 14. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования [Текст] / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2017. – 341с. 15. Ермакова З.И. На зарядку, малыши! [Текст] / З.И. Ермакова. – Минск: Нар. асвета, 2017. – 401с. 16. Захарова Н.И., Шанц Е.А. Некоторые подходы к характеристике понятия «здоровый образ жизни дошкольников» [Текст] / Н.И. Захарова, Е.А. Шанц // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» // URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017038781 17. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым [Текст] / В.А. Зимонина. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 133с. 18. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет [Текст] / Науч. ред.М. М Безруких. – М.: Владос, 2017. – 336 с. 19. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Лукоянов Ю.Е. Эффективное закаливание в дошкольных учреждениях. Здоровый дошкольник: Социальнооздоровительная технология XXI века [Текст] / Авторы-составители Антонов Ю.Е.,Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2016. – С. 55-65. 20. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Кенеман. – М: Просвещение, 2018. – 347с. 21. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / М.Н. Кузнецова. – М.: АРКТИ, 2018. – 127с. 22. Кудаланова Л.П. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-3. – С. 626-627. 23. Кравченко В.М. Формирование здоровья и физической культуры дошкольников [Текст] / В.М. Кравченко. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2017. – 110 с. 24. Малахов Г.П. Движение, дыхание, закаливание [Текст] / Г.П. Малахов. – СПб.: Гигиена, 2016. – С. 121-160. 25. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? [Текст] / М.В. Мащенко. – Мозырь: ООО ИД Белый ветер, 2011. – 246с. 26. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников [Текст] / Б.Н. Минаев. – М.: Просвещение, 2015. – 222 с. 27. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ [Текст] / О.Н. Моргунова. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2011. – 304с. 28. Нарскин Г.И. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников [Текст] / Г.И. Нарскин, М.В. Коняхин, О.А. Ковалева и др.; Под. Ред. Г.И. Нарскина. – Мн.: Полымя, 2018. – 301с. 29. Нефедова А.С., Сахарова Н.А. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема [Текст] / А.С. Нефедова // Молодой ученый. – 2014. - №13. – С. 274-276. 30. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 2012. – 259с. 31. Павлова И.А., Ю.М. Фатхутдинова Ю.М. Традиционные и инновационные технологии в оздоровительной физической культуре с дошкольниками [Текст] / И.А. Павлова, Ю.М. Фатхутдинова и др. – М.: Профит, 2018. – 249с. 32. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) [Текст] / Л.И. Пензулаева. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 301с. 33. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду [Текст] / М.А. Рунова. – М.: Словис, 2016. – 200с. 34. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 35. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья [Текст] / Н. Семенова. – СПб.: НовЪ, 2020. – 149с. 36. Скрябина Д.В., Андреева Л.Д. Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников в условиях взаимодействия ДОО и семьи [Текст] / Д.В. Скрябина // Концепт. – 2017. – Т. 26. – С. 92-96. 37. Современные детерминанты здоровьесберегающей образовательной среды: монография [Текст] / Под ред. Р.В. Бахтиевой. – Орел: ОГУ, 2021. – 243 с. 38. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Тарасова. – М.:ТЦ Сфера, 2011. – 297с. 39. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 40. Филиппова С.О., Каминский О.А., Лукина Г.Г. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / С.О. Филиппова. – М.: Академия, 2017. – 307с. 41. Формирование здорового образа жизни у дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/- formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-doshkolnikov.html 42. Хакимова Г.А., Гребенюк Г.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей [Текст] / Г.А. Хакимова. – Нижневартовск: НГУ, 2016. – 175 с. 43. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников [Текст] / Т.Е. Харченко. – СПб.: Детство-пресс, 2017. – 211с. 44. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2012. – 466с. 45. Ченегин В.М. Физиологические закономерности возрастного развития двигательных функций [Текст] / В.М. Ченегин. – Волгоград: Сфера, 2017. – 68 с. 46. Чусов Ю.Н. Азбука закаливания [Текст] / Ю.Н. Чусов. – М.: Знание, 2015. – 115с. 47. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] / И.В. Чупаха. – М.: Словис, 2019. – 139с. 48. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А. Авторская программа по физическому воспитанию детей и методические рекомендации по организации дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении [Текст] / В.Н. Шебеко. – Мозырь: Белый ветер, 2012. – 167с. 49. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / В.Н. Шебеко. – М.: Академия, 2016. – 200с. 50. Шебеко В.Н., Шишкина В.А., Ермак Н.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / В.Н. Шебеко. – Минск: Голос, 2014. – 284с. 51. Юрко Г.П. Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста» [Текст] / Г.П. Юрко. – М.: Летопись, 2017. – 191с. 52. Якименко В. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна [Текст] / В. Якименко // Здоровье и физическая культура. – 2018. - № 2. – С.77-79.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА В ДОО 1.1. Гимнастика после сна как форма физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками Гимнастика (от греч. «гимнос» - обнаженный) - система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка [12]. Многогранная роль активной двигательной деятельности в физическом совершенствовании, укреплении здоровья и формировании личности ребенка подчеркивается в трудах многих прогрессивных педагогов, основоположников отечественных и зарубежных систем физического воспитания детей (Аристотель, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, Я.А. Коменский и др.) [38]. В целях повышения профессиональной компетентности в области физического воспитания были изучены современные концепции теории и методики физической культуры и спорта: - закономерности развития человека в онтогенезе (Н.А.Бернштейн, И.А.Аршавский, В.В.Давыдов, В.К.Бальсевич и др.); - разносторонность и комплексность педагогических воздействий, позволяющих детям достичь гармоничного и психомоторного состояния на каждом этапе их развития (Ю.В.Верхошанский, В.К.Бальсевич, Л.П.Матвеев, А.И.Кравчук и др.); - положения динамической анатомии, физиологии нервно-мышечного аппарата и высшей нервной деятельности, безусловности и произвольности двигательных действий (П.К.Анохин, В.М.Зациорский, М.И.Иваницкий, А.А.Ухтомский и др.); - теории деятельности и поэтапного усвоения умственных и двигательных действий (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин и др.); - педагогическая кинезиология (Х.Х.Гросс, Д.Д.Донской, В.С.Фарфель и др.); - воспитание физических и умственных способностей с учетом биологического возраста, пола, особенностей индивидуального развития в соответствии с критическими и сенситивными периодами развития детей (А.М.Шлемин, А.А.Гужаловский, В.К.Бальсевич, А.И.Кравчук, М.М.Круглый и др.) и исследовательского поведения (А.И.Савенков); - использование средств, методов обучения, разработанных в дидактике, современной теории обучения движениям и спортивной тренировке (Л.П.Матвеев, В.П.Филин, Ю.В.Менхин, Ю.К.Гавердовский и др.); - концепции физкультурного образования (И.И.Сулейманов, В.И.Михалев, В.И.Аикин, Л.И.Лубышева и др.) [8]. По определению Филипповой С.О. гимнастика после сна – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом [21]. Б.А. Ашмарин данному термину дает следующее определение: «Гимнастика (зарядка) после сна – это комплекс физических упражнений, проделываемых сразу после сна. Она состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Ее целью является повышение общего жизненного тонуса и основных процессов жизнедеятельности, тем самым она обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию» [1]. Изучив данную тему, я могу сказать, что гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой [42]. Цель: Обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности; закреплять навыки проведения дыхательных упражнений, точечного массажа, самомассажа рук, стоп ног, активизируя биологические активные точки; приучать осознанно, активно, с должным мышечным напряжением выполнять все виды движений. Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится гимнастика в постели, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики [15]. Невозможно переоценить значение правильно организованного сна. Еще И.П. Павловым было отмечено, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причем, по мнению ученого, оно не может быть достигнуто другими средствами и способами [8]. Одним из показателей стресса у ребенка является устойчивое отрицательное настроение или частая его смена. Другой важный признак – плохой сон, когда ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит [22]. Многие дошкольники, находясь в кровати, долго не могут расслабиться и успокоиться. Дети плохо засыпают или не засыпают вовсе, некоторые не могут даже лежать тихо и спокойно. Укладывание дошкольников в постель во время дневного сна достаточно сложный процесс, как для педагогов, так и для воспитанников детского сада. Особенно это проявляется в старших и подготовительных группах. Для того чтобы за два часа «тихого часа» каждый ребенок поспал или хотя бы спокойно полежал, отдохнул, разработана методика засыпания «Волшебная звезда». Методика засыпания. Переход в состояние покоя требует времени, отсутствия посторонних звуков (шума, громких голосов, иногда даже шепота на фоне тишины) и благоприятной эмоциональной атмосферы, спокойствия и уюта. В качестве вспомогательных средств используются: музыкальное сопровождение, соответствующая речь педагога (темп, громкость, тембр, тональность), приятные тактильные и визуальные ощущения. Все вышеперечисленные средства отражают и удовлетворяют потребность ребенка в безопасности и комфорте [10]. К сожалению, приходится констатировать, что современные условия жизни детей зачастую связаны с неоправданным уменьшением их двигательной активности. В современном мире тенденция к ограничению движений (гиподинамия) усиливаема, особенно в высокоразвитых в экономическом отношении странах. Поэтому жизненно необходима правильная организация двигательного режима в дошкольных учреждениях. Одной из составляющей двигательной деятельности детей дошкольного возраста является гимнастика после сна [27]. Гимнастика после сна улучшает деятельность сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, усиливает обмен веществ, укрепляет и развивает мышцы, повышает настроение и работоспособность, способствует приобретению хорошей осанки. Активизируя деятельность всех органов и систем, утренняя зарядка содействует укреплению здоровья [33]. Гимнастика после сна хотя и непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние. По данным врачей-гигиенистов, гимнастику после сна можно назвать еще вводной, поскольку она ускоряет вхождение организма в деятельность. Перед гимнастикой после сна стоят совершенно особенные задачи: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств детей, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия [7]. Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма. При составлении комплексов упражнений после дневного сна нужно стремиться к тому, чтобы они были не сложными по координации, охватывали крупные мышечные группы, обязательно включали общеразвивающие упражнения и циклические виды движений [44]. При проведении гимнастики используется такие методы и приемы, как показ упражнений, объяснение, имитация, зрительные ориентиры, выполнение упражнений в игровой форме, музыкальное сопровождение, сюжетный рассказ [36]. Гимнастика после сна важна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям [15]. Таким образом, гимнастика после сна становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. 1.2. Структура и содержание гимнастики после сна в образовательном процессе ДОО Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту биологические и социальные функции. Для того чтобы совместно укреплять здоровье ребенка, необходимо четко знать: возрастные особенности физиологии детского организма на каждом этапе его развития и те мероприятия, необходимые для поддержания и улучшения его здоровья [18]. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышающих иммунитет. Простота выполнения точечного массажа распространению этого метода [30]. Любимы детьми комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально-ритмических игр. Ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Музыкально-ритмические игры доставят ребенку не только радость, но и улучшат общее состояние организма, повысят его защитные функции, помогут приспособиться к неблагоприятным условиям внешней среды и бороться с инфекциями [41]. Рассмотрим особенности проведения гимнастики после сна. Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей. Задачи. Оздоровительные: - укреплять опорно-двигательный аппарат; - совершенствовать и развивать координацию движений; - повысить жизненный тонус; - укрепить иммунитет; - тренировать терморегуляционный аппарат. Обучающие: - учить детей дышать через нос; - упражнять в плавном свободном выдохе; - закрепить приемы элементарного самомассажа. Воспитательные: воспитывать привычку здорового образа жизни. Ожидаемые результаты. 1. Укрепить здоровье, иммунитет и опорно-двигательный аппарат детей; 2. Повысить жизненный тонус и эмоциональное состояние; 3. Развить координацию движений; 4. Научить правильно дышать через нос; 5. Способствовать воспитанию привычки к здоровому образу жизни. Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна: 1. Устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.); 2. Увеличить тонус нервной системы; 3. Усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других) [7]; Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок. Любое физкультурное мероприятие, в том числе и гимнастика после сна, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку гимнастика после сна не продолжительна (3-10 мин.) и физические нагрузки в ней можно сказать и нет [35]. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма. Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость. Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной [6]. Как нам известно, гимнастика после сна относится к закаливающим процедурам. Закаливание организма можно осуществлять только при отсутствии воспалительных процессов. В противном случае закаливающие процедуры могут спровоцировать обострение заболеваний. Наиболее простыми, доступными пониманию, запоминанию и исполнению ребенка являются комплексы гимнастики после дневного сна, представленные в игровой, сюжетно-ролевой форме [11]. Гимнастику после сна можно проводить под музыкальное сопровождение. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает. Структура гимнастики после сна. Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей: 1. Гимнастика в постели. 2. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. 3. Дыхательная гимнастика. 4. Индивидуальные задания. 5. Водные процедуры [17]. Раскроем каждый комплекс гимнастики: 1. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 мин. 2. Затем дети выполняют корригирующую гимнастику: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, ходьба по корригирующим дорожкам. Важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Для заинтересованности детей можно использовать кубики, мячи, погремушки и т.д. Длительность этой части составляет 2-3 мин. 3. Следующее – дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Выполнение упражнения дыхательной гимнастики «Паровоз»: руки согнуты в локтях, ходить по игровой комнате делая попеременные движения руками и приговаривая: Чух-чух-чух… увеличивать их дозировку нужно постепенно от 30 сек. 4. Индивидуальная работа с детьми. Педагог организует её как самостоятельную деятельность детей. Например, дать детям задание собирать жёлуди, камушки и т.п. поочерёдно правой и левой ногой. 2-3 мин. 5. Заканчивается гимнастика водными процедурами (умывание). Таким образом, данная форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. В течение года используются разные варианты гимнастики. 1.3. Современные подходы к методике проведения гимнастики после сна с детьми Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы. В связи с этим в настоящее время принимаются меры для изменения ситуации: разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления в соответствии с ФГОС. В комплексы бодрящих гимнастик нужно включить упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, массаж рук и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастики [6]. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а движения пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка [41]. Одной из таких форм является гимнастика после сна, которую, к сожалению, либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и проводят лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию [49]. Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg