Глава 1. Теоретические основы анализа финансовых результатов предприятия
1.1. Понятие, сущность и цели анализа финансовых результатов предприятия
Обеспечение его устойчивости, выживаемости в условиях острой конкуренции, а также достаточного уровня эффективности, рентабельности является главной задачей любого предприятия. Достижение этих элементарных целей предполагает четкую организацию деятельности общества, всех его структурных подразделений, высокий уровень внутрифирменного планирования.
Создание рыночной системы с ее жесткими требованиями к конечным результатам, дифференциация интересов пользователей экономической информации, преобразования в бухгалтерском учете делают правомерным в рамках единой системы бухгалтерского учета и экономического анализа выделение функциональных уровней: управленческого (внутреннего) и финансового (внешнего) учета и анализа (рисунок 1).
Рисунок 1 – Составляющие анализа хозяйственной деятельности
Финансовым анализом называют комплекс методик по накоплению, переработке и анализу качественной и количественной информации, касающейся финансов предприятия. В успешных компаниях финансовый анализ идет рука об руку с управленческим, позволяя вовремя обнаружить и искоренить негативные тенденции и усилить позитивные.
Изучая точки зрения различных авторов, наиболее интересным представляется мнение Г. В. Савицкой, которая пишет, что финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности [33, с. 51].
Таким образом, финансовый результат определяется как прирост или уменьшение стоимости имущества при постоянном капитале на начало и конец периода. Следует отметить, что взгляды различных авторов на определение сущности понятия «финансовый результат» разнообразны. В связи с тем, что под понятием «финансовый результат» понимаются различные виды прибылей и убытков, необходима определённая систематизация используемых терминов.
Практически любая коммерческая организация преследует свою главную цель - увеличение прибыли, поскольку без извлечения прибыли могут функционировать лишь общественные предприятия, которые могут рассчитывать на финансовую поддержку государства (бюджетные) и некоторых иных спонсоров. А потому именно показатель прибыли (убытка) является конечным результатом большинства разновидностей финансового анализа деятельности компаний, и анализ финансовых результатов не является исключением.
Целями проведения анализа финансовых результатоввыступают:
• своевременное обеспечение руководства предприятия и его финансово-экономических служб данными, позволяющими сформировать объективное суждение о результатах деятельности предприятия в различных сферах хозяйствования за отчетный год в сравнении с предыдущим годом, рядом прошедших финансовых периодов, с бизнес-планом, результатами деятельности других предприятий;
• выявление факторов, действие которых привело к изменению показателей финансовых результатов и резервов роста прибыли;
• разработка мероприятий по максимизации прибыли предприятия;
• разработка предложений по использованию прибыли предприятия после налогообложения.
Так А. Д. Шереметом и Р. С. Сайфулиным определены следующиезадачи анализа финансовых результатов:
1. анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
2. факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
3. анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности;
4. анализ и оценка использования чистой прибыли;
5. анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;
6. анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств;
7. анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты [37, c. 91].
Г. В. Савицкаяотражает следующие основные задачи анализа финансовых результатов:
1. систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
2. определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
3. выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
4. оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
5. разработка мероприятий по использованию выявленных резервов [33, c. 74].
Для достижения поставленных целей в процессе анализа финансовых результатов решаются определенные задачи.
Рисунок 2 – Задачи анализа финансовых результатов предприятия [составлено автором]
Многие авторы и экономисты, которые исследуют экономические отношения, в своих научных исследованиях уделяют большое внимание изучению анализу финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, но они по-разному подходят к такому экономическому определению, как «финансовый анализ», с разных сторон и различными способами.
Например, Казакова Н. А. определяет финансовый анализ как «часть экономического анализа, который представляет собой систему определенных знаний, связанную с исследованием финансового положения организации и её финансовых результатов, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов, на основе данных финансовой отчётности» [22, с. 48].
С этим мнением можно согласиться: действительно, финансовый анализ помогает рассмотреть общее состояние компании, и её финансовые результаты с различных сторон. Финансовыми результатами компании называют экономические итоги производственно-хозяйственной деятельности. Они показывают за анализируемый период увеличение или уменьшение объема прибыли или убытка. В условиях современной рыночной экономики целью любого предприятия является процесс максимизации прибыли, то есть увеличение прибыли различными способами.
При таких условиях предприятия, которые получают высокий экономический результат, могут осуществлять и выполнять свою производственно-хозяйственную деятельность на высшем уровне. Но если компании работают малоэффективно, нерентабельно, тем более в убыток, то у них появляется большой риск разориться и прекратить своё существование, то есть стать банкротом [2].
Финансовые показатели позволяют измерять эффективность работы по следующим направлениям: финансовое планирование и бюджетирование, финансовый анализ, управление финансовыми отношениями и денежными фондами, определение и реализация инвестиционной политики, организация отношений с бюджетами, банками и др.
Показатели рентабельности и деловой активности (оборачиваемости) показывают насколько компания использует имеющиеся возможности повышения эффективности работы. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности позволяет понять кредитную политику. Учитывая, что прибыль формируется под влиянием всех факторов, можно утверждать, что анализ финансовых результатов и анализ рентабельности формирует совокупную оценку качества финансовой деятельности предприятия.
Об эффективности финансовой деятельности можно судить по двум аспектам: результатам финансовой деятельности; финансовому состоянию предприятия. Первое выражается тем, насколько эффективно компания может использовать имеющиеся у нее активы, а главное – способна ли она генерировать прибыль и в каком объеме. Чем выше финансовый результат на каждый рубль вложенных ресурсов, тем качественней результат финансовой деятельности. Однако прибыльность и оборачиваемость не являются единственными индикаторами финансовой деятельности компании. Противоположной и связанной категорией является уровень финансового риска. Текущее финансовое состояние предприятия как раз означает, насколько устойчивой является хозяйственная система. Если компания способна отвечать по своим обязательствам в краткосрочной и долгосрочной перспективе, обеспечивать бесперебойность производственного и сбытового процесса, а также воспроизводить затраченные ресурсы, то можно предположить, что при сохранении текущих рыночных условий предприятие будет продолжать работать. В таком случае финансовое состояния можно считать приемлемым [21].
Стоит заметить, что наиболее важным методом является метод коэффициентов, он же метод относительных показателей. В таблице 1 представлены группы финансовых коэффициентов, которые лучше всего подходят для анализа деятельности.
Таблица 1
Основные группы показателей, которые используются в процессе оценки финансового результата компании [21].
Категория Описание
Деловой активности (Оборачиваемости) Показатели деловой активности измеряют эффективность ежедневных операций компании, например, таких как сбор дебиторской задолженности, управление запасами и прочее
Прибыльности и рентабельности Показатели прибыльности измеряют способность компании генерировать прибыль от использования ресурсов компании
Оценки стоимости Измеряют стоимость компании исходя из оценки активов и прогноза денежных потоков, которые предприятие способно сгенерировать
Результаты финансовой деятельности предприятия формируются под воздействием результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности и характеризуются системой финансовых показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, приведенных в системе экономической информации предприятия.
По мнению Ковалева В. В. предмет финансового анализа предприятия являются финансовые результаты и финансовое состояние организации. К финансовым результатам организации относят показатели прибыли, которые отражают особенности ее хозяйственной деятельности и присутствующие в финансовой отчетности (валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль от прочей деятельности, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, совокупный финансовый результат, нераспределенная прибыль) [23, с. 74].
Следовательно, финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций является объектом экономического и финансового анализа.
Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Порядок сравнения показателей финансовой отчетности представлен в таблице 2.
Таблица 2
Порядок сравнения показателей финансовой отчетности [составлено автором].
№ п/п Показатели
1 Составление сравнительных таблиц, определение абсолютного и относительного отклонения
2 Расчет показателей за несколько лет в процентах к итоговому показателю (к итогу баланса)
3 Расчет относительных отклонений в процентах относительно базового года
В систему показателей финансовых результатов входят не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности использования. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность управления.
Способность компании обеспечить устойчивый рост прибыли и, как следствие, собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. В целом показатели, характеризующие финансовые результаты компании делятся на две основные группы: абсолютные и относительные (рис. 3).
Рисунок 3 - Основные группы финансовых показателей [33, с. 86]
Знание факторов, определяющих финансовые показатели, является основой классификации резервов, наличие которых необходимо для непрерывной ритмичной деятельности предприятия.
При оценке деятельности предприятия анализируются два свойства: надежность и эффективность. Обычно увеличение одного вызывает уменьшение другого. Надежность предприятия удобно разделить на его ликвидность и финансовую устойчивость, а финансовую эффективность - на прибыльность (рентабельность) и деловую активность.
1.2. Особенности формирования прибыли и факторы определения рентабельности предприятия
Прибыль любого предприятия отражаетчистый доход, созданный в сфере материального производства и на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Соответственно, в этом случае она представляет собой конечный финансовый результат деятельности компании. Прибыль является индикатором, который наилучшим образом отражает эффективность производства, объем и качество выпускаемой продукции, состояние производительности труда, уровень затрат.
Прибыль - один из важнейших показателей, используемых для оценки деятельности предприятия. Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской активности, который отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, отвечает потребностям компании. Вместе с тем прибыль не только дает оценку повышения производственного потенциала предприятия за отчетный период, но и оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности [5, с. 48].
За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Следовательно, прибыль становится не только источником, обеспечивающим, внутрихозяйственные потребности предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социально-экономического развития организации.
Исторически сложились две трактовки прибыли: прибыль как доход собственника специфического фактора - предпринимательского таланта - и прибыль как некая остаточная величина, остающаяся после вменения каждому фактору своего дохода. Назовем их объективными и субъективными теориями.
Разные авторы вносят свои изменения в трактовку определения прибыли.
Адам Смит и Давид Рикардо, являясь представителями классической политической экономии, определяют прибыль, как часть неоплаченного труда рабочего. Адам Смит предполагал, что из стоимости продукта вычитается некая часть, заработная плата, которая выплачивается рабочим за их труд, а остальное присваивается капиталистом. Давид Рикардо был последователем Смита и также считал прибыль избытком стоимости над заработной платой. Можно сделать вывод о том, что представители классической политической экономии видели источник прибыли в уменьшении доли заработной платы в стоимости продукции.
Иной взгляд на формирование прибыли имели представители теории производительности капитала Жан-Батист Сей и Джон Бейтс Кларк. Согласно теории Ж. Б. Сея о трех факторах производства, стоимость складывается из заработной платы, прибыли и ренты. Жан-Батист Сей разделил прибыль на предпринимательский доход и процент. Под предпринимательским доходом он понимает вознаграждение за талант предпринимателя, а под процентом - доход на капитал. Таким образом, они рассматривают источники прибыли в работе управляющего и в эффективности вложенного капитала.
Другой подход к определению прибыли имели представители теории «воздержания»: в трактовке Н. У. Сениора и Дж. С. Милля процент на капитал – это вознаграждение за воздержание предпринимателя от расходования собственного капитала на текущее потребление – и предпринимательский доход, принимающий форму платы за управление предприятием и несение определенного делового риска.
Прибыль является главной целью предпринимательской деятельности. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность.
Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется результатами ее формирования и характером распределения.
Источником образования прибыли предприятий является общий доход, который представляет собой сумму денежных средств, получаемых предприятием от всех видов его деятельности. Прибыль, прежде всего, зависит от объема реализованной продукции, ее конкурентоспособности, маркетинговой, инновационной и инвестиционной деятельности.
Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
Следует отметить, что абсолютная величина прибыли недостаточно полно характеризует экономическую эффективность предприятия, поскольку не обладает в полной мере свойством сопоставимости.
Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей [12, с. 83].
Батыршина Н.И. считает, что прибыль является одной из ключевых форм, связанных с накоплением денежных средств, которые образуются в конкретном предприятии, также и в конкретной отрасли экономики. Общая сущность и значимость прибыли определяется на основании выполнения ею определенных функций. Она является основным и стратегически важным результативным параметром в ходе определения конечного уровня эффективности применения разнообразных внутриорганизационных ресурсов [8, с. 256].
Таким образом, только отношение прибыли к капиталу показывает, насколько хорошо полученный компанией капитал был использован в производстве, т. е. сколько составляет прибыль, полученная на единицу капитала.
Дементьев М. Ю. полагает, что рентабельность представляет из себя показатель, определяющий отношение прибыли к установленной сумме затрат на производственные процессы, инвестиционные вложения различных операций и конечную сумму имущества фирмы [15, с. 74].
Характеристика структуры прибыли представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Характеристика структуры прибыли [34, с. 86]
Размер прибыли от основной деятельности определяется факторным анализом прибыли от продаж, при этом размер прибыли будет соответствовать прибыли от реализации продукции (работ, услуг). На факторный анализ влияют такие показатели (факторы) как:
- увеличение, либо уменьшение объема продаж продукции;
- изменение натурального состава реализуемой продукции (работ, услуг);
- изменение себестоимости продаж;
- динамика цен на реализуемую продукцию (работы, услуги).
Рисунок 5 – Показатели прибыли предприятия, используемые в ходе анализа [12, с. 112]
Состав производственной деятельности организации может как положительно, так и отрицательно сказаться на размере прибыли любой организации. Увеличение объема продаж прибыльной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если продукция убыточная, то при увеличении продаж наблюдается уменьшение суммы прибыли.
Чтобы правильно рассчитать эффективность компании и улучшить показатели, следует учитывать влияние внешних и внутренних факторов.
Рисунок 6 – Факторы, влияющие на показатели рентабельности
Экономическая сущность показателей рентабельности – это отношение полученной прибыли за отчетный период к имуществу, капиталу, затратам и т.д. Чем выше величина показателей рентабельности, тем эффективнее финансово-хозяйственная деятельность организации [20, с. 89].
Показатели рентабельности помогают сравнить свой бизнес с конкурентами, прогнозировать развитие, понять, что следует улучшить. Также они позволяют рассчитать эффективность реализации основной продукции, выстраивать эффективную стратегию, которая поможет сократить издержки, контролировать ценовую политику. Понимание уровня рентабельности нужно, чтобы оценить, насколько выгодно будет открывать компанию в какой-либо сфере и сколько прибыли она сможет получить при определенном количестве вложенных средств. Исходя из этих данных можно скорректировать план действий, чтобы избежать убытков. Кроме этого, рассчитав показатели, можно:
- составить прогноз прибыли;
- подкрепить данными проект для инвесторов;
- успешно конкурировать с другими компаниями схожего профиля;
- определить реальную рыночную стоимость бизнеса.
Показатели рентабельности являются относительной характеристикой финансовых результатов деятельности компании. Они оценивают рентабельность (доходность, прибыльность) с разных точек зрения и в сочетании с показателями прибыли дают полное описание формирования собственных средств компании и их использования.
В любом случае, рентабельность представлена как конечное соотношение дохода и вложений капитала. Производя исследование связи прибыли с вложенным капиталом, рентабельность даёт возможность производить качественное сравнение доходности предприятия при использовании им альтернативных способов применения капитала.
Чтобы вычислить эффективность компании, применяются несколько показателей рентабельности. Для их подсчета используется отношение чистой прибыли к одной из величин:
- рентабельность активов (ROA) - к активам;
- рентабельность продаж (ROS) - к выручке;
- рентабельность основных средств (ROFA) - к основным средствам;
- рентабельность инвестиций (ROI) - к вложенным деньгам;
- рентабельность собственного капитала (ROE) - к собственному капиталу.
Рентабельность продукции и услуг - это показатель выгоды, которую получает компания от продажи товаров или определенных услуг. Это позволяет узнать, какую прибыль приносит каждый вложенный в производство рубль. Расчитывается рентабельность по формуле:
Rпр = П / Сс ? 100,
где:
Rпр - рентабельность продукции;
П - прибыль;
Сс - себестоимость.
Рентабельность производства отражает его экономическую эффективность, насколько оно прибыльное и стоит ли в него вкладывать средства. Показатель соотносит величину полученной прибыли с размером средств, которые позволили ее получить.
В целом, это отношение чистой прибыли к стоимости основных фондов и оборотных средств. Если у предприятия несколько производств, то рентабельность каждого рассчитывается отдельно. В случае, когда ее уровень недостаточно высок, его можно повысить, если снизить себестоимость продукции, рациональнее подходить к расходованию основных ресурсов и т.д.
Рентабельность производства рассчитывается по следующей формуле:
Rпр = П / (Цс + Цо) ? 100%,
где:
П - прибыль;
Цс - стоимость основных фондов компании;
Цо - стоимость оборотных активов с учетом амортизации и износа.
Показатели рентабельности активов (ROA) рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании. Например, здания, оборудование, сырье, деньги и т.д., а также какую прибыль они приносят, а именно доход от каждого рубля. Если рентабельность опустилась ниже нуля, то предприятие работает в убыток. Таким образом, чем она выше, тем эффективнее используются активы. Рассчитывается ROA как отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов:
ROA = П / ЦА ? 100%,
где:
П - прибыль за период работы;
ЦА - средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS), или как говорят экономисты – маржинальности, определяется как отношение чистой прибыли (NI) за анализируемый период к величине выручки (S):
ROS = NI : S.
Рентабельность продаж позволяет проводить ретроспективный анализ и, в случае снижения, сигнализирует о падении эффективности бизнеса.
Рентабельность основных средств, или производственных фондов, показывает доходность от использования основных активов, которые участвуют в производстве продукта или услуги. При этом они не расходуются, а только изнашиваются. Формула расчета:
ROFA = П / Цс ? 100%,
где:
П - чистая прибыль организации за нужный период;
Цс - стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA) можно узнать, насколько эффективно предприятие использует собственные ресурсы. Оборотные активы, в отличие от основных средств, расходуются компанией во время производства услуг и товаров. Формула расчета:
RCA = П / Цо ? 100%,
где:
П - чистая прибыль за определенный период;
Цо - стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или оказания услуги за это же время.
Рентабельность собственного капитала (ROE) - это показатель того, как работают денежные средства, вложенные в компанию, но только уставный или акционерный капитал. Рентабельность можно сравнивать с данными других предприятий. Формула расчета:
ROE = П / К ? 100%,
где:
П - прибыль;
К - капитал.
При помощи рентабельности есть возможность исследовать и оценить эффективность управленческой деятельности в отношении предприятия. Определено это тем, что получение высоких норм прибыли и конечной доходности будет формироваться на грамотном и правильном построении внутренней политики [15, с. 75].
По словам современного экономиста Д. Воронова, прежде всего, следует снижать издержки и повышать чистую прибыль. Для этого необходимо осуществлять постоянный мониторинг и оптимизацию бизнес-процессов, сокращать непроизводительные потери труда и материалов, совершенствовать технологию и организационную структуру компании.
Другой путь повышения рентабельности - увеличение объемов производства и реализации продукции. Дело в том, что в издержках любого предприятия выделяют так называемые постоянные и переменные затраты. При изменении объемов продаж эти виды затрат в различной степени влияют на финансовый результат компании. Поэтому рост выручки, как правило, приводит к более сильному росту прибыли, а значит - повышению рентабельности. Этот феномен экономисты называют операционным рычагом. Чем выше доля постоянных затрат, тем больше будет проявляться указанный эффект.
Таким образом, увеличение объемов продаж позволяет получить дополнительную прибыль как за счет увеличения количества реализованной продукции, так и за счет роста рентабельности. Именно поэтому большинство компаний стремится к масштабированию бизнеса и расширению рынков сбыта [39].