Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

baby_devochka 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.04.2022
Цель исследования: изучить специфические особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Объект исследования: мелкая моторика детей с ДЦП. Предмет исследования: специфика развития мелкой моторики детей с ДЦП посредством дидактической игры в период старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Проанализировать научную и учебную литературу по теме исследования. 2. Выявить основные особенности нарушений мелкой моторики у детей с ДЦП. 3. Изучить методы диагностирования нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. 4. Описать основные направления по работе над развитием мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП, посредством метода дидактических игр. Методологическими основами исследования явился психолого-педагогические труды по теме исследования, а также методы диагностики нарушений мелкой моторики у детей с ДЦП. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, исследование и применение методик по определению уровня развития мелкой моторики у детей с ДЦП. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Введение

В современном мире диагностируется большое количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. По статистике Всемирной организации здравоохранения на тысячу детей приходится шесть с подтвержденным диагнозом ДЦП [3]. Дети с ДЦП- это дети, нуждающиеся в оказании специализированной медицинской и психологической поддержке квалифицированных и узконаправленных специалистов. Для успешной социальной адаптации детей с ДЦП в современном обществе необходима качественная и своевременная медицинская диагностика, а также профилактические меры по коррекции разного рода психических расстройств, а также качественная медицинская поддержка детей для их нормального физиологического развития. Процесс социальной интеграции ребенка с ДЦП невозможен без целенаправленного развития его познавательной деятельности, которая, в свою очередь, корректируется узконаправленными специалистами в области психического развития здоровья ребенка. Существует достаточно большое количество научных трудов, посвященных коррекции, лечению и реабилитации детей с ДЦП. Данные труды представлены такими педагогами-психологами, а также, клиницистами, как Л.О. Бадалян, Л.И. Виноградова, М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, И.И. Кириченко, К.А. Семенова и другие. Анализ данных работ подтверждает тот факт, что развитие двигательной функции и мелкой моторики является неотъемлемой частью успешной коррекции и поддержке при данном заболевании. Процесс формирования двигательной функции у детей с ДЦП имеет свои специфические особенности, которые полностью связаны с задержкой развития, психическими нарушениями и невозможностью нормального функционирования опорно-двигательного аппарата. Нарушение функционирования опорно-двигательного аппарата у детей ДЦП выражено в следующем: 1. Функция удержания головы на раннем этапе развития ребенка несформирована, в более позднем периоде развития формируется с опозданием. 2. Нарушены функции сидения, стояния, а в последующем, ходьбы и манипулятивной деятельности. 3. Локомоторные и статические функции у ребенка с ДЦП сформированы неправильно или не могут развиваться вообще. Характерной отличительной особенностью ребенка с детским церебральным параличом является особенность, выраженная в нарушении мелкой моторики. Данное явление связано с тем, что нарушен центральный отдел двигательного анализатора. Данное нарушение приводит к невозможности полного развития мелкой моторики, нарушением тонуса кистевых мышц. Неполное функционирование мелкой моторики влечет за собой ряд негативных последствий на дальнейшее развитие ребенка, а именно, на навыки письма и говорения и на развитие речи, в период начального школьного обучения. Отсюда следует, что коррекция мелкой моторики для детей с детским церебральным параличом является неотделимой частью дл нормального развития и социализации ребенка. И также является одной из основных задач обучения и воспитания детей с ДЦП. Фундаментальные труды, посвященные коррекции развития детей с ДЦП ориентированы на изучение общей моторики ребенка, узкопрофильных трудов, посвященных развитию мелкой моторики у детей с ДЦП достаточно мало, более того, не определены эффективные пути коррекции и развития данного нарушения. Для качественного развития мелкой моторики у детей с ДЦП существует метод игровой терапии и игровой деятельности. В арсенале специалистов, занимающихся развитием мелкой моторики у детей с ДЦП есть ряд игр, направленных на развитие двигательной активности кистей рук, например: игры с предметами, пальчиковые игры, дидактические игры, игры с мелкими предметами. В настоящий момент, дидактические игры являются эффективным методом развития мелкой моторики у детей с ДЦП. Этот факт и обуславливает цель нашего исследования.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. Теоретические вопросы развития моторики у детей старшего дошкольного возраста 6 1.1 Понятия «моторика», «мелкая моторика» в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Онтогенез мелкой моторики детей детей 9 1.3 Особенности развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом 12 Вывод по главе 1 16 ГЛАВА 2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 16 2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 17 2.2 Анализ методик обследования мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом 20 2.3 Анализ результатов изучения развития моторики у детей с детским церебральным параличом 23 Вывод по главе 2 26 Заключение 27 Список использованных источников 29
Список литературы

1. Аксенова, М. И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи [Текст] / М. И. Аксенова // Дошкольной воспитание, 1990. ? № 8. ? С. 62-65. 2. Астахов, В. А. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы речи [Текст] / В. А. Астахов // Здоровье , 2000. – № 3. – С.14 3. Бабенкова, Р. Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами: методические рекомендации [Текст] /Р. Д. Бабенкова. -М.: Просвещение, 1977.-120 с. 4. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи [Текст] /Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина.—М.: МПА, 1988. 214 с. 5. Бадалян, Л. О. Детская неврология [Текст] : учеб.пособие /Л. О. Бадалян. – 4-е изд. – М. : МЕД пресс-информ, 2016. – 608 с. 6. Безруких, М. М. Как подготовить ребёнка к школе [Текст] / М. М. Безруких. ? Тула: Арктоус, 2007. – 71 с. 7. Безруких, М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / М. М. Безруких. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2001 - 157с. 8. Бобат, Б. Моторное развитие при детском церебральном параличе [Текст] / Б. Бобат, К. Бобат.- Штутгарт, Нью-Йорк: Издательство «Георг-ТимеФерлаг», Перевод на немецкий язык. Эрики Штэле-Хирземанн.2005, - 42 с. 9. Бернштейн, Н. А. О построении движений [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М.: Медгиз. – 1947- 174 с. 10. Гуревич, М. О. Психомоторика Ч. 2[Текст]: Методика исследования моторики /М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. - Москва; Ленинград: Гос. мед. Изд-во, 1930– 172 с. 11. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова.– Ярославль: Печать.- 1993 – 54 с. 12. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] /Л. А. Данилова— М.: Академия, 1977.- 145 с. 13. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 124с. 14. Детский церебральный паралич [Текст] / Л. М. Шипицына И. И. Мамайчук, Ю. – СПб.: Дидактика Плюс, — 2001, 272 с. 15. Ипполитова, М. В. Воспитание детей с церебральным параличом и семье [Текст] / М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова. — М.: АРКТИ 1993.? 496 с. 16. Калижнюк, Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах [Текст] / Э. С. Калижнюк. — М.: АРКТИ,1990. ? 215 с. 17. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т. Г. Казакова. - М.: Владос, 2006. — 256 с. 18. Киллили Мари. Детский Церебральный Паралич. История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь [Текст] / Мари Киллили.- СПб.: Питер, 1998. — 288 с. 19. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В. Ковалев - М.: ВЛАДОС, 2008. ? 175 с. 20. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко - М.: АРКТИ,1998.? 45 с. 21. Левченко, И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами [Текст]: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации/ И. Ю. Левченко.— М.: Наука, 1988. ?241 с. 22. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М.:Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с. 23. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] /А. Р. Лурия. Изд. 3. - Линка-Пресс, 1998. ? 176 с. 24. Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст [Текст] / 25. Монтессори, М. Дети – другие [Текст] / Пер. с нем. М. Монтессори. ? М.: Карапуз, 2004. ? 336 с. 26. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому [Текст] / М. Монтессори. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с. 27. Цветкова, Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных [Текст] / Л. С. Цветкова. - М.: Аркти, 1985. – 234 с. 28. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. ?М.: Педагогика,1960. ? 456 с. 29. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. ? М.: Педагогика,1979. – 544 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические вопросы развития моторики у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Понятия «моторика», «мелкая моторика» в психолого-педагогической литературе Мелкая моторика- это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и руками. Его развитие зависит от правильной координации одновременно нескольких систем: мышц, костей и центральных нервов. Двигательные навыки часто называют ловкостью. Данные навыки способствует развитию речи у детей. Невозможно научиться держать ложку, пуговицу, писать, крутить, пользоваться ножницами и делать еще миллион действий, которые мы даже не замечаем, без управления руками. Кроме того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека напрямую связана с языком и определяет скорость овладения родным языком [3]. Параллельно развиваются моторика и речь у людей: сначала мы осваиваем тонкие движения пальцев, потом учимся произносить слова. Тема развития моторики у детей является актуальной. Данная тема выступает важнейшим компонентом в психофизическом и интеллектуальном развитии детей. Над исследованием проблемы развития мелкой моторики у детей занимались следующие ученые: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский,. А исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые как: физиологи В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов; педагоги- Е.А. Стребелева, В.А. Сухомлинский, М. Монтессори; психологи Л.А. Венгер, Н.О. Озерецкий , Н.И. Гуревич, [3]. В современной психолого- педагогической литературе определением моторики является понятие последовательности движений, необходимые в своей совокупности для выполнения определенной поставленной задачи. Н.А. Бернштейн даёт следующее определение понятию моторика- это двигательная активность организма или отдельных органов. Со слов автора моторика- последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи [4]. М.С. Певзнер и Т.А. Власова дали определение моторики как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий человека [3]. По доказательствам И.М. Сеченова, движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [6]. По утверждению А.В. Запорожец моторика- овладение движениями становится целью деятельности ребенка. Он сознательно пытается воспроизвести характерные движения определенного персонажа, намеренно передает его особые манеры [9]. Говоря о моторике человека в целом, её классифицируют на: ? общую (крупную) моторику. Общая моторика- это двигательная деятельность, осуществляемая за счет работы крупных мышц тела. ? мелкую моторику. Под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действий мышечной, нервной и костной систем, нередко в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. ? Артикуляционная моторика- это совокупность двигательных возможностей речевого аппарата. Исходя из темы курсовой работы, подробнее разберем понятие "мелкой моторики". Э.Я. Степаненкова трактует мелкую моторику следующим определением- это движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук [32]. М.М. Кольцова считает мелкую моторику совокупностью скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [32]. В своих трудах А.Л. Сиротюк отмечал, что мелкая моторика - это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды [16]. К области мелкой моторики можно отнести различное разнообразие движений: примитивные жесты, такие, как захват объектов, до очень мелких движений, от которых может зависеть почерк человека. По утверждениям Р.С. Немова навыки мелкой моторики необходимы для выполнения таких точных действий, как письмо, манипулирование небольшими объектами, рисование, завязывание узлов, вырезание, вязание, застёгивание пуговиц, игра на музыкальных инструментах и так далее [32]. Также Светлова И.Е. выделила три уровня развития мелкой моторики: высокий, средний и низкий. Так, высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется как хорошая согласованность движений рук, точность, ловкость, равномерный темп движения рук, плавные движения без напряжения, правильное удержание позы. Средний уровень, характеризуется как недостаточная согласованность движений, неточными и быстрыми движениями, колебание темпа движения, нарушения позы и резкости рук. Низкий уровень отличается нескоординированными и напряженными движениями, нарушениями темпа движения рук, нарушением позы и резкостью движения рук, ручной неловкости, [32]. Э.Н. Вайнер в своих трудах определяет 5 качеств мелкой моторики: быстроту, ловкость, силу, гибкость и выносливость. Так, быстрота характеризуется способностью человека совершать движение в максимально короткий период времени. Ловкость -способность человека выполнять целесообразные движения в соответствии с условиями времени, места и скорости изменения ситуации. Также, со слов автора, ловкость позволяет человеку хорошо чувствовать время и пространство за счет точной и высокой координации сокращения и расслабления соответствующих мышечных групп целесообразно и быстро перестраивать свои движения. Сила, по мнению автора- способность человека преодолевать внешнее сопротивление, или активно противодействовать ему посредством мышечного напряжения. По мнению автора, под понятием гибкость понимается следующее определение- гибкость как физическое качество характеризует способность человека выполнять движения в суставах с максимально возможной амплитудой. Выносливость является отражением способности человека выполнять работу определенной интенсивности без снижения ее эффективности в течение длительного времени [17]. Сделав вывод, можно понять что, в современной психолого- педагогической литературе определением мелкой моторики является совокупность скоординированных действий мышечной, нервной, и костной систем, совместно с сочетанием зрительной системы для выполнения точных и мелких движений кистями и пальцами рук. Основными показателями, сформировавшейся мелкой моторики будут: быстрота, ловкость, сила, гибкость и выносливость. Развитие мелкой моторики рук позитивно отражается на развитие следующих психических процессов:мышление, внимание, память, ориентирование в пространстве. 1.2 Онтогенез мелкой моторики детей детей Развитие мелкой моторики является важным навыком для общего развития ребенка. Ребенок развивает мелкую моторику естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. В дальнейшем развитии ребенкаданные функции играют значительную роль в становлении познавательных способностей. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает существенную часть информации о мире, а также совершенствуется зрительный анализатор. Важность развития мелкой моторики указывается в работах многих исследователей, так, М. Монтессори в своих работах указывала, что развитие мелкой моторики рук у ребенка связано с развитием самостоятельности [28]. Развитие мелкой моторики происходит поэтапно. Интенсивнее всего двигательное развитие происходит в 1-ый год жизни ребенка, когда происходит самый быстрый темп созревания мозга, которое продолжается до пяти лет. Исходя из исследовании, Е.П. Ильина, дети рождаются с рядом двигательных рефлексов, которые обеспечивают адаптацию к новой для ребенка окружающей среде. Так, в период новорожденности ребенку в первые месяцы жизни присущи врожденные двигательные рефлексы: Бабкина, Голанта, Робинзона, Переса, оральные рефлексы- рефлекс сосания, рефлекс опоры нижних и верхних конечностей, поисковый, ладонно-ротоголовной и другие. Для полноценного развития и функционирования мелкой моторики важное значение занимают тонические врожденные рефлексы новорожденного (лабиринтный тонический рефлекс, тонический рефлекс с головы на туловище, тонический рефлекс с таза на туловище, тонический шейный симметричный рефлекс, тонический шейный асимметричный рефлекс и хватательный рефлекс), которые ко 2—6-му месяцу постепенно угасают [25]. По исследованиям И. Эллнеби выделяет 11этапов развития моторики руки: 1. Хватательный рефлекс (0 – 4 месяца); 2. Локтево-ладонная хватка (3 месяца); 3. Радиально-ладонная хватка (6 месяцев); 4. Хватка с помощью пальцев (8 месяцев); 5. Щипающая хватка (11-12 месяцев); 6. Верхняя хватка (1 и 2 года); 7. Хватка крест-накрест (2 года); 8. Хватка щетки (3 и 4 года); 9. Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами (5 лет); 10. Противостояние большого пальца (5 лет); 11. Скоординированные движения обеими руками (6-7 лет) [25]. Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, выделили следующие возрастные особенности развития мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста: В возрасте одного-двух лет ребёнок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку. В возрасте двух-трёх лет открывает ящик и опрокидывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы, держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами, строит из кубиков. В возрасте трёх-пяти лет ребёнок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь [26]. М.М. Безруких в своих работах указывает, что развитие движений у детей трёх-семи лет связано с созреванием мозга и всех его структур, участвующих в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры [7]. В период с 3-4 лет у детей появляются навыки держания и свободной манипуляции карандашом. К этому возрасту развитие зрительного восприятия и координации позволяет ребёнку совершать копирование. Возникают навыки передачи пропорций, изображения параллельных линий и т.д. С четырёх лет появляется возможность целенаправленного обучения ребёнка моторным действиям за счет понимания вербальных инструкций, и ребенку становится доступной не только подражательная деятельность, но и специальная организация деятельности ребенка под контролем взрослого. Уже в пять лет ребёнок способен усвоить выполнение вертикальных штрихов. Он в состоянии ограничивать длину штриха, линии становятся достаточно ровными. Способ держания ручки или карандаша меняется на взрослый. Становление двигательных функций продолжается до окончания старшего дошкольного возраста. В этом возрасте некоторые дети неправильно держат ложку в кулаке, не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. К концу подготовительной группы заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Происходит согласованность действий рук и глаз, использование координированных движений кистей и пальцев, контроль своих движений, благодаря которым они становятся более совершенными и точными. Детям становятся доступны любые графические движения, происходит овладение одним из самых сложных моторных навыков – письмом [26]. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Основные типы нарушений мелкой моторики: 1. Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы). 2. Нарушения передачи сигнала. 1.3 Особенности развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом Двигательные нарушения при детском церебральном параличе являются своеобразным отклонением моторного развития, имеются с самого рождения и связаны с такими сенсорными расстройствами, как недостаточность ощущений собственных движений. Если не проводить соответствующую коррекционную работу, то двигательные нарушения оказывают неблагоприятное воздействие на формирование нервно-психических функций ребенка. У детей с ДЦП особенности развития моторных функций обусловлены состоянием рефлексов: у данной категории детей на протяжении длительного времени возможны сохранения тонических рефлексов периода новорожденности и отсутствие установочных рефлексов. [14]. Формирование всех двигательных функции задержано или нарушено с первых месяцев жизни: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивная деятельность. Различные варианты в сроках развития двигательных функций зависят от формы и тяжести заболевания, состояния интеллекта, со временем оказания систематической лечебно-коррекционной помощи [15]. Особенность моторного развития у детей с ДЦП заключается в наличии примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, которые не характерны для данного возрастного периода развития ребенка. При нормально протекающем развитии эти рефлексы проявляются в первые месяцы жизни и к 3 месяцам жизни они угасают, что создает благоприятную основу для развития произвольных движений. Так, движения, свойственные рефлексу отталкивания и хватательному рефлексу в дальнейшем угасают. Эти движения развиваются не на основе рефлекса. Формирование хватания и ползания происходит при взаимодействии ребенка со взрослым, не в первый месяц жизни ребенка, а значительно позже хватательный рефлекс угасает раньше, чем хватание формируется как произвольный двигательный акт, и рефлекс ползания не является базой для развития самостоятельного передвижения. Формирование ползания зависит не от отталкивания ногами, а от движений рук: ребенок тянется к интересующему его предмету, начинает «переступать» руками и продвигается вперед [5]. У детей с ДЦП врожденные безусловные рефлексы хватания и отталкивания сохраняются более длительный период, что приводит к задерживанию формирования произвольной моторики. Действие патологических рефлексов на первом году жизни, как правило, усиливается и в последующие годы остается стойким, что приводит к задержке формирования основных моторных функций. Для детей с ДЦП характерно значительное отставание в становлении двигательных функций. При тяжелой форме ДЦП, дети начинают уверенно держать голову в вертикальном положении лишь к 3-5 годам. Значительно задерживается и становление таких двигательных актов, как повороты со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину. У детей с ДЦП поза сидения формируется к 2-3 годам. Ползание, как достаточно сложный моторный акт, требующий координации движений рук и ног, формируется у детей с ДЦП также со значительным опозданием. Многие из детей с ДЦП овладевают прямостоянием лишь в дошкольном возрасте. С особым трудом эта функция формируется у детей с атонически-астатической формой ДЦП [47]. Ходьба является новым этапом в моторном развитии. Она и способствует расширению познавательного развития. В норме ходьба формируется с одного года. При ДЦП половина детей овладевает ходьбой к трём-четырём годам, остальные дети овладевают ею в последующие годы жизни либо не овладевают совсем. С наибольшим опозданием от возрастных нормативов оказывается формируются такие сложные моторные акты, тонкие и дифференцированные движения, которые необходимы для самообслуживания, осуществления предметно-игровой, изобразительной, учебной и трудовой деятельности. Согласованность в работе мышц осуществляется ЦНС и обеспечивает развитие произвольных движений, навыков и умений. При ДЦП поражение ЦНС приводит к нарушению работы мышечных схем произвольных движений, что лежит в основе одной из основных трудностей формирования двигательных навыков. Неправильные схемы движений у детей с ДЦП часто закрепляются и приводят к формированию патологических поз положений тела и 25 конечностей, в связи с чем, ребенок не может согнуть руку и рассмотреть взятый в руку предмет. Как следствие, не формируется совместная деятельность руки и глаза - зрительно-моторная координация, которая необходима для психического развития. Это затрудняет развитие произвольных движений, навыков самообслуживания, письма и познавательной деятельности [22]. ДЦП проявляется в замедленности и несформированности двигательных навыков и умений, которые необходимы в учебной и трудовой деятельности. Детям свойственна неустойчивая ходьба, плохая координация движений, несформированные реакций равновесия, патологические позы тела, конечностей и головы. У части детей нарушения моторики осложняются гиперкинезами головы, рук, плеча, гримасами лица и т.д., которые усиливаются при волнении и испуге, что вызывает трудности при попытках выполнения различных целенаправленных действий. Р. Д. Бабенкова указывает на следующие особенности мелкой моторики: 1. Несформированность или нарушение хватательной функции кисти затрудняет захват и удержание предмета. 2. Слабость мышц, расстройство мышечного тонуса в кисти, насильственные движения, отсутствие возможности последовательного сокращения и расслабления мышц кисти. 3. Неправильно держат ручку, часто в кулаке, письмо при этом выполняется за счет движений кисти, или всей рукой, что приводит к его неравномерности. Пальцы резко напряжены, неподвижны и плотно сжимают ручку, что приводит к тому, что дети пишут очень медленно, неразборчивым почерком, прорывают страницы тетради. Буквы неравномерны по величине, «прыгают» по строке. Особенно затруднено соединение отдельных элементов букв в целое, резко нарушена плавность письма [3]. Двигательные нарушения у данной категории детей отрицательно влияют на весь ход их психического развития, затрудняет развитие мелкой моторики, формирование навыков самообслуживания, учебной и трудовой деятельности. Дети с ДЦП испытывают затруднения при захвате и удержании предметов. Вывод по главе 1 Проанализировав понятия в современной психолого-педагогической литературе, связанные с понятием "мелкая моторика", под термином подразумевается совокупность действий различных систем организма, способствующих выполнению высокодифференцированных и точных движений кистей рук и пальцев. Такие исследователи, как М.Ю. Кистяковская, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова и другие занимались изучением проблем состояния мелкой моторики дошкольников в отечественной науке. У детей с ДЦП особенности развития моторных функций обусловлены состоянием рефлексов. Особенностью моторного развития у детей с ДЦП является наличие примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, которые не характерны для данного возрастного периода развития ребенка. У данной категории детей в течение продолжительного времени могут сохраняться тонические рефлексы периода новорожденности и отсутствовать установочные. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что развитию движений руки нужно уделять особое внимание уже с первых месяцев жизни ребенка. Уровень развития мелкой моторики- важнейший показатель готовности к школьному обучению. Совершенствование мелкой моторики способствует активизации различных зон головного мозга. ГЛАВА 2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом Детский церебральный паралич (ДЦП)- это термин, используемый для обозначения группы нарушений позы и движений, вызванных непрогрессирующими повреждениями ЦНС, произошедшими в антенатальном, интранатальном или неонатальном периоде. Двигательные нарушения, характерные для ДЦП, часто сопровождаются когнитивными, речевыми, пароксизмальными расстройствами [5, 25]. Несмотря на то, что церебральный паралич является ведущей причиной детской неврологической инвалидности как в России, так и во всем мире, и борьбой с этой патологией озабочены ученые и врачи всего мира, за последние двадцать лет заболеваемость ДЦП не снижается, а имеет тенденцию к росту [24]. Клиническая картина детей представлена следующим образом, Распространенность ДЦП составляет 1,5-2,0 на 1000 родившихся. Около 50 % от всех случаев ДЦП составляют нарушения у детей, родившихся недоношенными. Достижения в здравоохранении в последние годы в плане выхаживания недоношенных детей значительно повысили выживаемость этой группы новорожденных. Показано, что по мере снижения гестационного срока и веса плода на момент рождения риск перинатальной патологии с исходом в ДЦП резко возрастает. Впервые официальная статистика заболеваемости детским церебральным параличом была опубликована Министерством здравоохранения и социального развития 6 мая 2011 года. По официальной статистике дети с ДЦП – это дети в возрасте от 12 месяцев до 17 лет. Дети распределены на 4 возрастные группы: до 2-х лет – 5 детей (3,4 %), от 2-х до 4-х лет – 21(38,3 %), от 4-х до 6-ти лет – 26 (17,7 %), от 6-ти до 11 лет – 65 (44,4 %) , так как развитие моторных функций зависит от возраста [8]. Наибольшая обращаемость отмечается среди детей в возрасте от 6 до 11 лет. Средний возраст составил 8,1±4,0 года. Мальчиков было 83, девочек – 64
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg