Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Направления повышения эффективности предоставления муниципальных услуг в цифровой экономике

baby_devochka 2875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 115 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.04.2022
Цель магистерской диссертации: создать развитую систему предоставления муниципальных услуг посредством использования информационных платформ, как одно из направлений повышения эффективности предоставления муниципальных услуг. Исходя из цели, были определены следующие задачи: 1) Изучить теоретические и практические аспекты предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности рассмотреть основные направления и задачи цифровой экономики; 2) Проанализировать нормативно-правовую базу предоставления государственных и муниципальных услуг; 3) Изучить зарубежный опыт предоставления государственных услуг; 4) Определить способы и качество предоставления муниципальных услуг в Российской Федерации; 5) Рассмотреть влияние информационных технологий на процесс предоставления муниципальных услуг; 6) Выявить проблемы использования цифровых технологий при предоставлении муниципальных услуг и пути их решения; 7) Определить направления повышения качества предоставления муниципальных услуг. Объектом исследования определены органы местного самоуправления, осуществляющие предоставления муниципальных услуг. Предмет исследования – предоставление муниципальных услуг в цифровой экономике. В данной выпускной квалифицированной работе использовались такие методы как анализ нормативно-правовых актов, сравнительный и статистический анализ. Новизной исследования определены: 1) Теоретическое обоснование необходимости изменения традиционного подхода к предоставлению муниципальных услуг на основе внедрения информационных технологий; 2) Систематизация существующих проблем, выявленных при анализе, а также их разрешение в рамках данного исследования. Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликованы 2 статьи, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы. Результаты диссертационной работы включены в Отчет о научно-исследовательской работе. Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловливается возможностью использования результатов и рекомендаций по формированию теоретических и методологических основ повышения эффективности процесса управления муниципальными услугами. Структура и содержание данной работы определены поставленной целью и задачами исследования. В первой главе рассматривается цифровизация как механизм трансформации государственного и муниципального управления, определены понятия «цифровая экономика» и «цифровизация», анализируется роль цифровизации как фактор повышения качественного предоставления государственных и муниципальных работ. Дополнительно изучен зарубежный опыт использования цифровой трансформации в государственном управлении. Вторая глава отличается практическими аспектами цифровизации, которое используется при предоставлении государственных и муниципальных услуг, изучаются существующие цифровые технологии. В третьей главе определены три основных направления повышения эффективности предоставления муниципальных услуг в цифровой экономике. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографического списка и приложения.?
Введение

Цифровизация стала мировым трендом. Развитие и освоение цифровых технологий приводит к возможностям, которые помогают достичь основные ключевые показатели социально-экономического развития Российской Федерации. Основным принципом их реализации является адекватная цифровизация государственного управления. Как в зарубежной, так и в отечественной практике сформированы и реализуются различные версии цифровой трансформации, а также представлены версии эволюции цифровизации государственного управления и реализуются модели ее зрелости. На сегодняшний день в Российской Федерации основные мероприятия по цифровой трансформации государственного управления определены в рамках разработанного федерального проекта «Цифровое государственное управление», включенного в состав национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках данного проекта вопрос цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг занимает особое положение. Исходя из этого, можно предположить, что проведение административной реформы и внедрение огромного количества инновационных технологий показывает стремление Правительства к повышению удовлетворенности населения за счет предоставления качественных государственных и муниципальных услуг. Основной задачей цифровизации было определено создание условий эффективной, мобильной, гибкой системы работы, который повысит качества государственных и муниципальных услуг и снижение необоснованных государственных вмешательств. Поэтому современные условия цифровизации формируют новые принципиальные технологии работы государственной и муниципальной службы. Противоречивость момента реализации практических возможностей внедрения цифровых технологий состоит в том, что может возникнуть дублирование в работе государственных органов. Следовательно, стоит отметить, что в Российской Федерации вопрос цифровизации государственного управления находиться в стадии формирования и требует дальнейшей глобальной проработки. Несмотря на тот факт, что для бизнеса цифровизация – это основной ключ к выживанию на современных рынках, стимул для повышения конкурентоспособности и увеличения прибыли, то для государственных и муниципальных органов роль цифровой трансформации пока не очевидна. Стоит в данном моменте отметить, что не является столь же естественным процессом, как для частных компаний. Ведь органы государственной власти не борются за заявителей государственных и муниципальных услуг с коммерческими организациями, административные расходы не имеют отношения к конкурентным преимуществам, а созданные неэффективные IT-технологии не приводят органы власти к банкротству. Поэтому цифровая трансформация должна вести к кардинальным переменам подходов в организации работы органов государственной и муниципальной власти с использованием цифровых технологий и алгоритмов. Данный процесс перехода в новым современным условиям деятельности должен адаптироваться с учетом потребностей и ожиданий заявителя. Без системной трансформации управленческих процессов, в том числе без кардинальной перестройки работы всего государственного аппарата масштабной отдачи от цифровизации обеспечить не получится. Исходя из этого, влияние организации предоставления государственных и муниципальных услуг на экономические и социальные характеристики развития страны с использованием информационных технологий, отдельных территорий и секторов экономики позволяет говорить об актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦПАЛЬНЫХ УСЛУГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 7 1.1. Цифровая экономика: содержание и направления ее развития 7 1.2. Цифровые технологии как фактор повышения качества предоставления государственных услуг 27 1.3. Зарубежная практика цифровой трансформации сферы государственных услуг 39 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В 2020-2021 ГОДАХ (НА ПРИМЕРЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ) 47 2.1 Нормативно-правовая база предоставления муниципальных услуг 47 2.2 Анализ деятельности Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в 2020-2021 гг. 54 2.3. Цели и результаты цифровой трансформации в сфере предоставлении муниципальных услуг 73 ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ 86 3.1 Переход на платформенный подход для развития муниципальных цифровых секторов 86 3.2 Внедрение централизованной модели координации мероприятий и расходов на цифровизацию 92 3.3 Организация процесса реинжиниринга системы органов исполнительной власти на муниципальном уровне 99 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107 ПРИЛОЖЕНИЕ 113
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая – четвертая: [Принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 апреля 2009 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 22. Ст. 2457. 3. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция). 4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". 5. Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). 6. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" (с изменениями и дополнениями). 7. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 (ред. от 17.11.2021) "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (вместе с "Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления"). 8. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 (ред. от 25.10.2021) "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" (вместе с "Положением о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", "Правилами ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", "Положением о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", "Требованиями к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций)") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). 9. Постановление от 26 марта 2016 года N 236 О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (с изменениями на 18 сентября 2021 года) 10. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" 11. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" 12. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" 13. Приказ Минкомсвязи России от 13.04.2012 N 107 (ред. от 07.07.2016) "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2012 N 23952) 14. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации": утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. – http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M 0.pdf 15. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 17.08.2011 №1060-р «О создании Республиканского государственного автономного учреждения многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» 16. Gardner, J. R., Rachlin R. & Sweeny, H.W.A. Handbook of Strategic Planning. New York: John Wiley & Sons, 1986 17. Negroponte N. Being Digital. New York : Knopf, 1995. 18. Tapscott D. Digital economy. 1994. 19. Двинских Д.Ю. Цифровая трансформация государственного управления: мифы и реальность [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Д. Ю. Двинских, Н. Е. Дмитриева, А. Б. Жулин и др. ; под общ. ред. Н. Е. Дмитриевой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 43, [1] с. 20. Нагимова А. М. Эффективность деятельности государственных органов управления как фактор повышения качества жизни в регионе: проблемы оценки и измерения. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. – 188 с. 21. Николас Дэвис, Клаус Шваб. Технологии Четвертой промышленной революции 22. Полюшкевич О.А. Основы цифровизации государственного и муниципального управления : учеб. пособие / О. А. Полюшкевич, И. А. Журавлева, Г. В. Дружинин, Н. В. Москвитина. – Иркутск : Издательство ИГУ, 2020. – 163 с 23. Шваб. К. Четвертая промышленная революция. – М.: Эксмо, 2016 24. Акаткин Ю.М., Е.Д. Ясиновская Цифровая трансформация государственного управления. Датацентричность и семантическая интероперабельность /Препринт/ – М.: ДПК Пресс, 2018. – 48 с. 25. Авдеенко Т.В., Алетдинова А.А. Цифровизация экономики на основе совершенствования экспертных систем управления знаниями [Текст] // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. № 1. С. 7–18.) 26. Адаменко К.В. Взаимосвязь политических факторов и энергетической безопасности национальной экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2016. – № 4 (30). – С. 14-18. 27. Васильев В.И. Обзор технологий для работы с Big Data // Молодой ученый. – 2020. - №9. – с. 13 – 14. -Режим доступа : https://moluch.ru/archive/299/67818/ 28. Амелин Роман Владимирович Правовые проблемы создания и использования государственных информационных систем // Труды Института государства и права РАН. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-sozdaniya-i-ispolzovaniya-gosudarstvennyh-informatsionnyh-sistem (дата обращения: 15.01.2022). 29. Грибанов Ю.И., Шатров А.А. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-1. – С. 44-48; (дата обращения: 29.11.2021) 30. Добролюбова Е.И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-po-rezultatam-v-epohu-tsifrovoy-transformatsii-obzor-zarubezhnogo-opyta-i-perspektivy-dlya-rossii (дата обращения: 23.01.2022). 31. Еремин Н.А., Сарданашвили О.Н. Инновационный потенциал цифровых технологий // Акту- альные проблемы нефти и газа. – 2017. – Вып. 3(18). 32. Земскова Ирина Анатольевна Качество государственных услуг в цифровой экономике // Базис. 2017. №2 (2) (дата обращения: 23.01.2022). 33. Кипервар Е.А., Мамай Е.В., Мизя М.С., Кипервар Е.А. Цифровое государственное управление: вероятные риски и новые возможности // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 10. – С. 2223-2242. 34. Иванов В.В.,Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: от теории к практике // Инновации. 2017. № 12. С. 3–12. 35. Прокофьева А.И. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ в регионах России [Электронный ресурс] / А.И. Прокофьева // Вестник Поволжского института управления. – 2018. – № 2. – С. 140-149. 36. Салабутин Антон Вадимович Вопросы цифровизации муниципального управления: тенденции и проблемы // Наука без границ. 2020. №5 (45). (дата обращения: 23.01.2022). 37. Сорокина Г.П., Широкова Л.В., Астафьева И.А. Цифровые технологии как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 2. – С. 73-83. 38. Тюшняков В.Н. Анализ практики применения технологий электронного правительства в системе предоставления государственных и муниципальных услуг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. №4 (230) (дата обращения: 25.10.2021) 39. Фролова Елена Александровна, Щербань Елена Геннадьевна Цифровая экономика: муниципальный аспект // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. №1 (75). (дата обращения: 23.01.2022). 40. Официальный сайт МФЦ Республики Башкортостан [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mfcrb.ru/. 41. Официальный сайт Правительства Республики Башкортостан [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravitelstvorb.ru/ru/ 42. Оценка качества оказания государственных услуг на сайте Ваш Контроль [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vashkontrol.ru/ 43. Коптелов А. Готов ли ваш бизнес к цифровой трансформации? – URL: https://www.e-xecutive. ru/management/itforbusiness/1985479-gotov-li-vash-biznes-k-tsifrovoi-transformatsii 44. Мировой опыт и перспективы развития индустриального (промышленного) Интернета вещей в России. URL: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=113441 45. Месропян В. Цифровые платформы – новая рыночная власть. Москва, 2018. Режим доступа: https://www.econ.msu.ru/ 46. Цифровая Россия: новая реальность. Отчет глобальной экспертной группы Digital McKinsey. Июль. 2017.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦПАЛЬНЫХ УСЛУГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 1.1. Цифровая экономика: содержание и направления ее развития Начало формирования цифровой экономики в мировых социально-экономических системах принято связывать с высокой скоростью распространения интернет-ресурсов, повышением доли сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ВВП, а также стремительным внедрением ИКТ в различные виды деятельности. Автором современного термина «цифровая экономика» является Николас Негропонте, который, в свою очередь, ввел его в обиход в 1995 г. Данное понятие тесно связывают с процессом развития информационно-коммуникационных технологий. Д. Тапскот в 1997 году в своих научных работах рассматривал влияние Интернета на изменение способа ведения бизнеса. Он в своих изданиях активно использовал термин «цифровая экономика». В свое время Т. Месенбург (2001 г.) выделил ключевые компоненты цифровой экономики. Стоит отметить, что основные научные работы направлены на изучение особенностей формирования цифровой экономики, сфер его реализации. Однако остаются открытыми вопросы теоретико-методологического и прикладного характера. Дон Тапскот пришел к выводу о том, что цифровая трансформация в совокупности приведет информационную магистраль в основу новой современной экономики, создаст почву для электронного сообщества и повлияет не только на бизнес, но и в целом на систему государственного управления. При формировании и реализации цифровой экономики главным аспектом является развитие на базе интернет-технологий взаимодействий государства с бизнесом и другими институтами гражданского общества. Немаловажное внимание уделено вопросам цифровой трансформации в зарубежных литературах. Зарубежные авторы, например такие как Пауль Ромер и Клаус Штаб, отмечали, что цифровая экономика является воплощением четвертой промышленной революции, которая обеспечивает переход к более устойчивым моделям экономического роста за счет роста производительности труда на основе использования передовых производственных технологий. Четвертая промышленная революция, наравне с Первой, Второй и Третьей промышленными революциями, открывает новую главу в развитии целого ряда новейших технологий. Четвертая промышленная революция, которая получила название «Индустрии 4.0» зародился в 2011 году в Германии. «Индустрии 4.0» создал мир, где виртуальные и физические системы производства гибко взаимодействуют и функционируют между собой на глобальном уровне. Как описывает промышленную революцию основатель Всемирного экономического форума Клаус Шваб, она стирает границы между физическими, цифровыми и биологическими сферами. «Речь идет о волне открытий, обусловленных развитием возможностей установления связи: роботы, дроны, умные города, искусственный интеллект, исследования головного мозга». Хочется отметить, что данная промышленная революция связано одновременно с волнами дальнейших прорывов в самых различных областях: от расшифровки информации, записанной в человеческих генах до нанотехнологий, от возобновляемых энергоресурсов до квантовых вычислений. Именно синтез этих технологий и их взаимодействие в физических, цифровых и биологических доменах составляют фундаментальное отличие четвертой промышленной революции от всех предыдущих революций. Любое развитие создает трудности, усугубляющий неравенство, раздробленность в политике и социальную напряженность. Поэтому опыт предыдущих промышленных революций показал, что для полной реализации основных преимуществ информационных технологий, государство должен решить три задачи: 1) обеспечить справедливое распределение благ четвертой промышленной революции. Богатство и благосостояние, созданные предыдущими революциями, были и остаются распределенными неравномерно. 2) необходимо контролировать негативные последствия и риски четвертой промышленной революции. Во время предыдущих революций было сделано слишком мало для защиты уязвимых групп населения, окружающей среды и будущих поколений от непредвиденных последствий, издержек прогресса, вторичных воздействий и осознанного злоупотребления новыми возможностями. Проблема негативных и непредвиденных последствий становится особенно острой с учетом мощи технологий четвертой промышленной революции и неопределенности ее долгосрочных воздействий на сложные социальные и экологические системы. Наибольшие опасения вызывает риск внезапного и непоправимого ущерба биосфере в процессе геоинженерных работ, а также развитие искусственного интеллекта, цели которого могут не соответствовать человеческим. 3) гарантировать, что четвертая промышленная революция будет разворачиваться в интересах человека и под контролем человека. Необходимо уважать общечеловеческие ценности как таковые, а не рассматривать только с финансовой точки зрения. Формирование нового образа мыслей четвертой промышленной революции должен основываться на четырех основных принципах: 1. Системы, а не технологии. Велик соблазн сосредоточить все внимание на самих технологиях, но на самом деле важнее всего системы, обеспечивающие благосостояние людей. При наличии политической воли, инвестиций и совместной работы всех заинтересованных групп технологии могут создать условия для построения новых систем, которые будут лучше выполнять свои задачи. Без этого новые технологии могут усугубить недостатки существующих систем. 2. Расширять возможности, а не ограничивать их. Велик соблазн думать, что технологический прогресс невозможно контролировать или направлять и что нам неподвластны технологии, способные влиять на поведение людей. Системы на основе новых технологий должны предоставить людям больше выбора, перспектив, свободы и контроля над собственной жизнью. Это особенно важно, поскольку некоторые из новых технологий способны принимать решения и действовать без управления людьми, а также влиять на наше поведение как явными, так и скрытыми способами. 3. По замыслу, а не по умолчанию. Велик соблазн отвергнуть любые попытки влиять на социальные и политические системы, считая это бесполезным проявлением тщеславия, а сами системы слишком сложными. Но мы не должны мириться с существующими системами. Конструктивное мышление, особенно с применением техники и философии гуманистического подхода, а также системное мышление помогут нам понять структуры, управляющие нашим миром, и придумать, как новые технологии могут перевести их в новые конфигурации. 4. Ценности как достоинство, а не недостаток. Велик соблазн рассматривать технологии как простые инструменты, которые могут быть использованы для добрых или злых целей, а сами по себе нейтральны. Но в реальности все технологии несут в себе определенные ценности, которые встраиваются в них с самого появления начальной идеи и зависят от того, как проходит разработка и внедрение. Благодаря контексту Четвертой промышленной революции мир переходит в новую фазу прорывного развития. Российская Федерация не стала исключением. 28 июля 2017 года распоряжением Правительства РФ утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Разработанная в рамках реализации Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы, Программа направлена на создание условий для развития в России общества знаний, повышение благосостояния и качества жизни граждан путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами. Программа является логическим продолжением принятых ранее Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» (утв. пост. Правительства РФ от 28.01.2002 № 65), Государственной программы РФ «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» (утв. пост. Правительства РФ от 15.04.2014 № 313), Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212, Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 признана утратившей силу). Она ориентируется и направлена на реализацию «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203). Именно в данной программе, сформулировано следующее определение термина «цифровая экономика». Цифровая экономика определена как хозяйственная деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы. В Программе определены следующие цели: 1) создание экосистемы цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан; 2) создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках; 3) повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом. Программа подразумевает не только поддержку развития существующих сквозных цифровых технологий – «большие данные» (Big Data), нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей, – но и создание условий для возникновения новых платформ и технологий. В рамках Программы определены цели и задачи по пяти базовым направлениям развития цифровой экономики в России на период до 2024 года. Таблица 1 – Направление развития цифровой экономики Направление программы Ответственный ФОИВ Ключевые аспекты направления Нормативное регулирование Минэкономразвития России Цель этого направления заключается в формировании новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием Кадры и образование Минэкономразвития России Это направление развития цифровой экономики ориентировано на создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; и совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов Минкомсвязь России Направлено на создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей национальную безопасность и технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне. Информационная инфраструктура Минкомсвязь России Цели данного направления заключаются в развитии сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями. Информационная безопасность Минкомсвязь России Залогом информационной безопасности должны стать преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования и российских технологий обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки, а также применение технологий защиты информации с использованием российских криптографических стандартов. Термин “цифровая экономика” обычно обсуждается в контексте цифровой трансформации. Идея цифровой трансформации охватил весь мир так, что она является одной из самых популярно обсуждаемых тем на всех уровнях менеджмента. В действительности понятие «цифровой трансформации» не новое, причем дискуссия о нем идет несколько десятилетий. Однако до настоящего времени в бизнес-общественности и в научной сфере устойчивого понимания сущности данного термина не сформировалась. Стоит отметить, что содержание самого термина «цифровая трансформация» эволюционирует вместе с изменением и развитием технологий. Так долгое время под термином цифровая трансформация подразумевался перевод в цифровой формат или хранение в цифровом формате традиционных форм данных. Данное определение можно выделить как одно из направлений цифровой трансформации, однако, в настоящее время данное понятие несет в себе гораздо больше, чем просто перевод в цифровой формат. Когда предприятие осознало все возможности использования оцифрованных данных, то они стали разрабатывать процессы для этих целей. Именно с этого момента, использование цифровых технологий в своем производстве стало главным определяющим в конкурентоспособности предприятий, так как цифровые технологии стали бурно развиваться. Многие руководители организаций и предприятий уверены в том, что цифровая трансформация необходима, чтобы идти в ногу с технологиями и удовлетворять ожидания потребителей. В настоящее время определение цифровой трансформации существует множество. Некоторые IT-специалисты категорически относятся к конкретизации данного понятия, обосновывая это тем, что эволюция цифровых технологий продолжается и содержание меняется вместе с ним. Однако, очертить границы сущности и содержания данного термина задача не только важная, но и крайне необходимая на настоящем этапе развития цифровой экономики, позволяющая выделить основные направления цифровой трансформации. Начнем с того, что понятие цифровая трансформация содержит в себе множество терминов, например: Digitization (оцифровка) – представляет собой преобразование информации с физических носителей информации на цифровые. В рамках данной процедуры не происходит изменения качества и содержания информации, она просто преобразуется в электронную форму для последующей обработки в цифровом формате, что позволяет усовершенствовать существующие бизнес-процессы, добавив в них информацию в цифровом формате. Данный подход можно соотнести с 3-й промышленной революцией, которая продолжалась с 1969 года по 2010 год. Digitalization (цифровизация) – создание нового продукта в цифровой форме. То есть ключевое отличие цифровизации состоит в создании нового инновационного продукта, с новым функционалом и потребительскими свойствами. Если оцифровка направлена на совершенствование существующих бизнес-процессов и изменений в них, то цифровизация позволяет получить новые конкурентные преимущества. Информационные технологии находиться все еще на раннем этапе своего развития. Исходя из этого, итоги их реализаций в проектах затруднительно. Несмотря на это, стоит рассмотреть ключевые аспекты первых информационных технологий четвертой промышленной революции. Big Data. С понятием Big Data связывают совокупность технологий, призванные совершать такие операции как умение работать с быстро поступающими данными в больших объемах, обработка не стандартных сценариев объема данных, а также умение работать со структурированными или, наоборот, плохо структурированными данными параллельно в разных аспектах. В сфере Big Data существует много направлений. Среди них можно выделить два основных: 1) Big Data engineering - занимается сбором, хранением, преобразованием данных к виду, которого требуют приложения для корректной работы. 2) Big Data Analytics — это следующая часть, в которой возможно использование объемных данных из уже созданных систем. Анализ состоит из расширенных вычислений по данным, где происходит прогнозирование, выявление закономерностей, тенденций и построение классификаций. Первая тенденция развития «больших данных» – разработка аппаратных и программных средств, осуществляющих работу с информацией, распределенной на многих компьютерах. Понятие «большие данные» начинает применяться тогда, когда одного современного компьютера становится недостаточно для обработки и анализа массива информации. То есть, когда речь идет о распределенных системах Вторая тенденция – разработка инструментов, оперирующих большими массивами данных. Несмотря на наличие некоторого парка инструментов, технология Big Data не так давно перешла с этапа академических исследований к применению в реальности. Уже разработаны и успешно используются инструменты, позволяющие оперировать данными огромных объемов. Однако их всеобщее внедрение еще не наступило. Третья тенденция – централизация хранения данных. На практике могут быть использованы централизованные, децентрализованные и смешанные хранилища данных. В рамках централизованного хранилища справочная информация извлекается из различных источников, систематизируется, дополняется, записывается в эталонное хранилище. На текущий момент времени такая организация хранения данных получила наибольшее распространения, в основном, из-за простоты и высокой скорости доступа к анализируемой информации. Четвертая тенденция, связанная с получением данных – это развитие IoT (интернет вещей) технологий, которые обеспечивают автоматизированный сбор данных на самых различных типах устройств. На примере автомобилестроения можно видеть, что данная технология уже успешно используется. Данные в реальном времени, поступающие от автомобилей, позволяют оказывать потребителям более грамотный сервис: начиная от исправления поломки до поиска угнанного транспортного средства. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что основными целями использования Big Data являются: оптимизация хранилища данных, анализ клиентов, социальных сетей и прогнозное обслуживание. Искусственный интеллект. Немаловажное место занимает и искусственный интеллект, под котором понимается направление современной науки, которое изучает способы обучить компьютер, роботизированную технику, аналитическую систему разумно мыслить также как человек. Авторство термина «искусственный интеллект» приписывают Джону Маккарти – основоположнику программирования, изобретателю языка Лисп. В 1956 году будущий лауреат престижной премии Тьюринга продемонстрировал в университете Карнеги-Меллон прототип программы на основе искусственного интеллекта. Основными целями интеллекта является: 1) Создание аналитических систем, которые обладают разумным поведением, могут самостоятельно или под надзором человека обучаться, делать прогнозы и строить гипотезы на основе массива данных; 2) Реализация интеллекта человека в машине – создание роботов-помощников, которые могут вести себя как люди: думать, учиться, понимать и выполнять поставленные задачи. Искусственный интеллект делится на сильный и слабый. В области слабого искусственного интеллекта сейчас наиболее популярны технологии распознавания образов, распознавания и синтеза речи, распознавания паттернов промышленных и других данных, а также нейросети. Эта технология в государственном управлении выступает инструментом работы с большими данными: нейронные сети и другие методы машинного обучения на основании данных, собранных за прошедший период, пытаются спрогнозировать ближайшее будущее. Сильный искусственный интеллект находится в стадии разработки. Интернет вещи. Интернет вещей (IoT — Internet of Things) — система объединенных компьютерных сетей и подключенных физических объектов (вещей) со встроенными датчиками и программным обеспечением для сбора и обмена данными с возможностью удаленного контроля и управления в автоматизированном режиме без участия человека. К Интернету вещей относятся: 1) самые разнообразные «умные» дома, которые станут открывать двери для владельцев при приближении, подогревать ужин, поддерживать оптимальный микроклимат, самостоятельно пополнять запасы холодильника и т.д.; 2) «умные» автомобили, оснащенные средствами позиционирования, что позволит отслеживать перемещение в реальном времени, заранее предсказывать и устранять различные пробки и заторы на дорогах. Кроме того, «умный» автомобиль сможет сам известить полицию, если его вдруг решат похитить злоумышленники. В более отдаленных планах машину станет вести компьютер; 3) мультирум — система распределения аудио- и видеосигнала, охватывающая огромное количество помещений. Система мультирум не ограничивается лишь домом, ее легко можно вывести за его пределы, например на балкон, террасу или приусадебный участок. Для того чтобы включить музыку, не нужно будет перемещать колонки, усилители и проигрыватели, нужно будет лишь нажать на кнопку в телефоне или планшете, на панели управления или пульте дистанционного управления и т.д. В целом технологии Интернета вещей становятся более ориентированными на потребителя, и такие крупные бренды, как Nike, Starbucks, Disney, являются теми компаниями, которые продвигают эти технологии в массы, используя их в своих приложениях. Интернет вещей позволяет сократить издержки, открывать новые рынки и обеспечивать новые возможности для создания партнерских отношений, а также обеспечивать непрерывность бизнеса. Блокчейн. Под блокчейном – он же технология распределенного реестра – понимают возможность создавать уникальные цифровые записи и обмениваться ими без централизованной доверенной стороны. С помощью хитрой комбинации криптографии и одноранговых сетей эта технология гарантирует точность и прозрачность хранящейся и передающейся в системе информации, предоставляя некоторые дополнительные преимущества, такие как возможность видеть все предыдущие состояния записи и создавать программируемые записи, так называемые «смарт-контракты». К 2030-м годам разные версии технологий распределенных реестров могут значительно изменить все, от онлайновых финансовых транзакций до способов голосования и решения вопросов о производстве товаров. Эта технология революционна по четырем причинам. Во-первых, блокчейн помогает контролировать одновременно полезную и опасную особенность цифровой экономики — возможность точно копировать цифровые объекты и передавать их почти без предельных издержек многим людям одновременно. Это полезно для обмена информацией, но проблематично, когда необходимо передать что-то уникальное или требующее надежного подтверждения источника происхождения, будь то единица цифровой валюты, документ с важной информацией или предмет искусства, для которого важно, кто владеет оригиналом. Блокчейн позволяет создавать и передавать достоверно уникальные цифровые объекты без риска создания фальшивых копий и дублирования отправки, порождая так называемый «Интернет ценностей». Второй революционный аспект заключается в том, что технологии распределенных реестров обеспечивают прозрачность, верифицируемость и неизменность данных, не требуя от участников доверия к единой централизованной третьей стороне. Это важно, потому что во многих случаях очень сложно выбрать или создать доверенную третью сторону, которая будет вести записи о транзакциях либо сможет подтвердить личность владельца или источник происхождения ценного объекта. Третий важный атрибут: предоставляемая распределенными реестрами возможность создания программируемых действий, то есть транзакций, которые могут выполняться без вмешательства человека. Потенциал этой возможности простирается далеко за пределы алгоритмического трейдинга или автоматических онлайновых переводов. Смарт-контракты в блокчейне могут передавать любые данные или объекты при выполнении любых указанных условий; это может быть страховой контракт, исполняющийся, когда количество осадков превышает определенный уровень, или автоматическая выплата гонораров участникам проекта за разную долю участия в нем. Важно, что сам код, от которого зависит исполнение смарт-контракта, хранится в блокчейне, и проверить его может кто угодно, когда угодно и без задержек. Четвертый аспект — инклюзивность цифровых реестров. Транзакции в блокчейн по своей природе одновременно прозрачны, безопасны и отслеживаемы. При желании они могут также быть анонимными. Минимум, необходимый пользователю для совершения транзакции, включает лишь базовое ПО, место для хранения и подключение к Сети. Это значит, что отдельные люди и мелкие вкладчики, обычно неспособные выйти на рынок, становятся его полноправными участниками в качестве производителей, акционеров, бенефициаров или потребителей любых ресурсов, пригодных для отслеживания и продажи в цифровом виде. Благодаря этим характеристикам блокчейн предлагает миру беспрецедентные возможности для распределения вознаграждений за экономическую активность с гораздо меньшим риском их перехвата и без скрытых расходов, связанных с централизованными, монополистскими или рентоориентированными посредниками.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 69 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 40 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 25 страниц
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg