Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственная поддержка развития предпринимательства как фактора формирования бюджета региона (на примере Самарской области)

baby_devochka 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.04.2022
ВКР на тему: Государственная поддержка предпринимательства как фактора формирования бюджета региона (на примере Самарской области) Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, социально-экономическое развитие, показатели, Самарская область. Цель исследования – оценить влияние малого бизнеса на формирование налоговых доходов местного бюджета, выявить сопутствующие проблемы развития малого предпринимательства в регионе, а также конкретизировать и уточнить направления поддержки и развития малого предпринимательства на региональном уровне. Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, приложения. В первой главе изучена роль государства в поддержке малого и среднего предпринимательства в российской экономике. Во второй главе дана оценка государственной поддержки предпринимательства как фактора формирования бюджета региона (на примере Самарской области) В третьей главе предложены рекомендации по применению государственной поддержки малого предпринимательства. Для написания ВКР было использовано 36 источников литературы. Общий объем работы, без приложений, 83 страницы машинописного текста, в том числе 12 таблиц, 9 рисунков.
Введение

Актуальность ВКР. В современных экономических условиях малое и среднее предпринимательство может и должно стать мощным экономическим стимулом для устойчивого финансово-экономического развития регионов, территорий, решения стоящих перед ними социально-экономических задач. Одним из ключевых элементов устойчивого развития региональной экономики является развитие в ней малого предпринимательства, которое способствует формированию «здоровой» конкурентной среды, обеспечению занятости населения, увеличению производства валового регионального продукта, росту реальных доходов населения, повышению качества жизни, пополнению доходной части местных и региональных бюджетов. Субъекты малого предпринимательства обладают возможностью создания эффективного экономического базиса реализации производственного потенциала регионов, позволяют малому предпринимательству развиваться во всем множестве рыночных ниш, создают ощутимое количество новых рабочих мест, удовлетворяют потребности граждан, некоторым образом сглаживают проявления социальных конфликтов, которые связаны с процессами экономического преобразования общества. Тем не менее, стоит заметить, что ввиду существования проблем, требующих внимательной проработки и их решения, потенциал малого предпринимательства в экономике Самарской области реализуется в неполной мере. Высокий интерес к проблеме развития малого бизнеса и низкая степень научной проработки особенностей, организационно-экономических условий существования малого предпринимательства и отсутствие четких методических рекомендаций определяет актуальность и значимость темы ВКР. Рассмотренная актуальность определила выбор объекта и предмета настоящего исследования. Цель исследования – оценить влияние малого бизнеса на формирование налоговых доходов местного бюджета, выявить сопутствующие проблемы развития малого предпринимательства в регионе, а также конкретизировать и уточнить направления поддержки и развития малого предпринимательства на региональном уровне. Задачи исследования: - рассмотреть понятие и особенности малого и среднего предпринимательства; - изучить роль малого и среднего предпринимательства в формировании бюджета региона; - охарактеризовать механизм государственной поддержки субъектов предпринимательства; - дать краткую характеристику Самарской области и ее бюджетной политики - оценить влияние малого предпринимательства в Самарской области на формирование бюджета региона; - провести анализ состояния системы государственной поддержки развития предпринимательства в Самарской области; - выявить проблемы развития и разработать предложения по улучшению состояния малого предпринимательства; - разработать мероприятия по решению проблемы государственной поддержки предпринимательства в Самарской области. Объект исследования – Самарская область. Предмет исследования – механизм поддержки малого предпринимательства в Самарской области Теоретическая значимость работы состоит в обобщении существующих исследований, посвященных государственной финансовой поддержке малого бизнеса и его регулированию Практическая значимость исследования заключается в выявлении ключевых тенденций сотрудничества власти малого бизнеса, знание которых может применяться органами власти Самарской области и субъектами экономической деятельности в ходе формирования стратегий своего развития. В ходе исследования применялись следующие методы: синтеза и анализа, дедукции и индукции, логический, табличный, статистической обработки экономической информации. Структура исследования обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе рассмотрена роль государства в поддержке малого и среднего предпринимательства в российской экономике. Во второй главе проводится оценка государственной поддержки предпринимательства как фактора формирования бюджета региона (на примере Самарской области). В третьей главе предложены рекомендации по применению государственной поддержки малого предпринимательства.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 8 1.1 Понятие и особенности малого и среднего предпринимательства 8 1.2 Роль малого и среднего предпринимательства в формировании бюджета региона 19 1.3 Механизм государственной поддержки субъектов предпринимательства 22 2. ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ) 29 2.1 Краткая характеристика Самарской области и ее бюджетной политики 29 2.2 Оценка влияния малого предпринимательства в Самарской области на формирование бюджета региона 40 2.3 Анализ состояния системы государственной поддержки развития предпринимательства в Самарской области 48 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 57 3.1 Проблемы развития и предложения по улучшению состояния малого бизнеса 57 3.2 Разработка мероприятий по решению проблемы государственной поддержки предпринимательства в Самарской области 59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) 2. Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1 от 31.06.2007 г. № 209-ФЗ. (ред. от 21.12.2021)[Электронный ресурс]: Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Электронный ресурс] :– Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/ 4. Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебник / А.Н. Асаул. - СПб.: Питер, 2018. - 96 c. 5. Акмалов А.А. Особенности местного самоуправления на отдельных территориях: лекция. М. : Изд-во РАГС, - 2018. - 138 с. 6. Боброва, О.С. Организация коммерческой деятельности. Учебник и практикум для СПО / О.С. Боброва. - М.: Юрайт, 2019. - 141 c. 7. Базилевич А.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А.И. Базилевич, Л.B. Бобков, Л.B. Бесфамильная [и др.]; под ред. В.Я Горфинкеля. – М. : Проспект, 2018. - 544 с. 8. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. - 356с 9. Вильямский В.С. Основы организации муниципального управления. Ростов н/Д. : Феникс, - 2017. - 383 с. 10. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика: учебник / Л.А. Голуб. - М. : Владос, 2018. – 462 с. 11. Жданов В.П., Приходько С.В. Привлечение инвестиций в региональное развитие: Практическое пособие для государственных и муниципальных служащих. М.: Дело, 2018. - 140 с. 12. Кобилев А. Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. Ростов н/Д. : Феникс, 2019.- 608 с. 13. Рубе В.А. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: учеб. пособие для изучающих и практикующих малый бизнес / В.А. Рубе и др.; под ред. А.Д. Шеремета М.: ИНФРА-М, 2018. - 479 с. 14. Амбиялова М.А. Сущность малого предпринимательства и перспективы развития в Российской Федерации / Амбиялова М.А. // сборник статей X Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 46-47. 15. Белоусова Е. В. О соотношении категорий «компетенция», «полномочия» и «предметы ведения» в системе местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2017. - № 2. - С. 124-131 16. Благов Ю.В. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: проблемы конституционности // Конституционное и муниципальное право. 2019. - N 12.- с. 69 - 71 17. Ворошилов Н.В. Эффективность муниципального управления: сущность и подходы к оценке / Ворошилов Н.В. // Проблемы развития территории. - 2019. - № 3 (77).- С. 143-159. 18. Драпеко Е.К. Некоторые из проблем формирования местного бюджета муниципальных образований / Драпеко Е.К. // сборник статей победителей IX Международной научно-практической конференции: в 2 частях. - 2017. - С. 167-170. 19. Иневатова О. А., Галушко М. В., Огородникова Д. А. Влияние малого бизнеса на формирование налоговых доходов местного бюджета // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Том 10. № 4. С. 1217–1230. 20. Каленская Н.В., Ахметшин Р.М. Государственное регулирование инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. - 2018. - № 2 (19). - С. 3-8. 21. Калимуллина Э. Р., Исмагилова Т. В. Финансы регионов и их влияние на социальную политику государства // Вестник Башкирского института социальных технологий. - 2019. - № 4 (29). - С. 75-77. 22. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается? // Человек и труд. - 2019. - № 1 23. Намятова Л.Е., Сёмин А.Н., Лылов А.С Малый бизнес России: теория, практика и перспективы развития / Намятова Л.Е., Сёмин А.Н., Лылов А.С. // Агропродовольственная политика России.- 2017. - № 11 (71). - С. 79-83. 24. Осипов М.А. Состояние и эффективность института развития малого предпринимательства в России // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 10–13. – С. 2916-2920 25. Потапкина Л. М. Факторы, влияющие на формирование налоговой составляющей местного бюджета // Молодой ученый. 2019. №49 (287). С. 117–122 26. Петрова А.Д., Блаженкова Н.М., Калимуллина Э.Р. Роль предпринимательства в экономическом развитии регион / Петрова А.Д., Блаженкова Н.М., Калимуллина Э.Р. // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2017. - Т. 79. № 1 (71). - С. 386-391. 27. Проблемы и возможности увеличения доходов местных бюджетов / Солнышкова Ю.Н. // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики материалы IV международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 240-245. 28. В Самарской области пересчитают предпринимателей www.vkonline.ru. 29. Калашников Н. В. Рекомендации по совершенствованию практики регионального и местного бюджетно-финансового управления / Н.В. Калашников, A.M. Поздняков, В.М. Масаков [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru 30. Маркварт Э. Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления муниципальных образований. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: //www.aop-rb.ru. 31. Отчет губернатора Самарской области / http://www.samregion.ru/economy/business/ 32. Рейтинг Самарской области среди регионов РФ по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса. URL: http://www.sgubern.ru 33. Регионы России. Численность занятых в малом бизнесе снизилась в большинстве регионов https://riarating.ru/regions/20210412/630198888.html 34. РБК АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ» [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/618941569a794757d23cfd5fhttps://www.rbc.ru/economics/22/07/2019/5d3594ee9a79478645ac1102 35. Сайт Федеральной службе государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ 36. Щербацкий Т. Роль малого предпринимательства в России. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: // www.biznecinfo.ru.
Отрывок из работы

1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 1.1 Понятие и особенности малого и среднего предпринимательства Впервые понятие «предприниматель» ввел в научный оборот английский (по происхождению ирландец) экономист Р. Кантильон (1680– 1734). В XIII главе своей работы «Очерк об общей природе торгов- ли», опубликованной (после его смерти) в 1755 г., он дал анализ предпринимателя как человека, который «покупает по определенной цене, чтобы продать по неизвестной цене» [23, с. 79]. Предпринимательство следует рассматривать как проявление инициативы, экономическую деятельность в условиях постоянного риска, как функцию особого рода, связанную прежде всего с систематическим получением от той или иной деятельности дохода и прибыли. Как отмечает А. Попов, по своей природе предпринимательство имеет двойственную основу. С одной стороны, оно выступает как вид трудовой деятельности, с другой – как особый тип поведения хозяйствующего субъекта. Сущность предпринимательства как вида деятельности проявляется через предпринимательскую инициативу, новаторство и творческий поиск, постоянный хозяйственный риск, экономическую заинтересованность в итогах работы, ответственность за результаты труда. Исторически сложилось так, что развитие производительных сил любого общества, как правило, начиналось с небольшого производства. Не случайно в западной теории основные черты и принципы предпринимательства часто рассматриваются на примере малых, в частности, в рамках теории грюндерства (Gruendurgsforschung, New venture theory), которая обеспечивает резкое увеличение в новых компаниях в благоприятной экономической среде. Необходимо отметить, что в теории грюндерства создание нового предприятия и набор связанных вопросов интерпретируется на основе начального малого бизнеса. Из этого можно сделать вывод, что предпринимательство как тип деятельности обычно начинается с небольших размеров и уже в процессе осуществления его экономической деятельности происходит дальнейшее преобразование в средний или крупный бизнес, или оно остается небольшим [11, с.57]. Малый бизнес по своей сути не является организационно-правовой формой управления, то есть только потому, что он таков. Субъекты малого бизнеса различных организационно-правовых форм могут быть небольшими, а понятие «малых» в лучшем случае может дать определенные особенности отдельным формам. Например, специфический характер крестьянской (фермерской) экономики не следует из размера, а от природы, принципов организации этой формы управления. Малый бизнес как компонент предпринимательства в целом характеризует размер, параметры этого явления по отношению к конкретному субъекту. Поскольку мы говорим о малых формах, это означает, что размеры нижнего, минимально возможного до определенного уровня фиксированы [6, с. 42]. По нашему мнению, именно данная трактовка позволяет сформулировать следующие обоснования для этого объяснения: 1) Малые предприятия позволяют более эффективно использовать многие виды местных ресурсов, которые представлены небольшими размерами или рассеиваются территориально. 2) Результаты малого бизнеса могут быть ориентированы главным образом или исключительно на потребление местного населения, например, на бытовые услуги в сельской местности. 3) Малые предприятия наиболее подходят для индивидуальных психологических характеристик человека, они более просты и прозрачны, и поэтому доступны широкому кругу граждан. 4) Субъекты малого бизнеса менее конкурентоспособны, чем крупные предприятия, и требуют материальной и иной поддержки извне и, прежде всего, государственной поддержки для обеспечения нормальных условий эксплуатации. Во многих развитых странах малые предприятия получают поддержку, которая официально изложена в законодательстве и других нормативных актах. Если на ранних стадиях возникновения предпринимательства малая форма и размер пользовались неоспоримым преимуществом, что вполне естественно, то позднее развернулись широкие дискуссии об их целесообразности. Советская научная литература недооценивала роль малых предприятий, которая была обусловлена преобладающим взглядом на низкую экономическую эффективность мелкого производства, которая была основана на политическом экономическом постулате монополизации и концентрации производства, в качестве основного направления экономического развития, Карл Маркс видел в предпринимателе капиталиста, который вкладывает средства в свое предприятие и получает прибыль от разницы между стоимостью, созданной наемными работниками, и суммой, выплаченной ими по заработной плате. По мнению Маркса, это явное свидетельство эксплуататорского характера предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть устранено вместе с другими основами капиталистической экономической системы [21, с. 75]. Можно согласиться с мнением о том, что при прочих равных условиях крупное предприятие имеет ряд существенных преимуществ перед небольшим предприятием. Тем не менее, в споре о преимуществах крупной формы производства над малыми, как А.Б. Чаянов, признания факта преимущества недостаточно. Целесообразно определить, насколько количественное выражение преимуществ крупного предприятия по сравнению с малым и всегда ли возможно и целесообразно существовать только крупномасштабное предпринимательство. На практике не было прямой корреляции между размером предприятия и его эффективностью. Более того, при дальнейшей консолидации предприятия может наблюдаться снижение эффективности производства [23, с. 79]. В условиях резких колебаний спроса и спадов производства крупные предприятия, лишенные возможности маневрировать и быстрой диверсификации, обычно первыми страдают от изменений рыночной ситуации. В то же время малые предприятия даже повышают устойчивость производства. Это подтверждается теорией стабильности мелкосерийного производства, что объясняется ее высшей мотивацией владельцев, их способностью отказаться от преследования сверхприбылей, стремлением сэкономить на потреблении и превратить эту экономику в инвестиции, способность реагировать быстро к изменениям в рыночных условиях. В то же время современный период характеризуется довольно широким развитием различных видов взаимосвязи крупного и мелкого производства. Целесообразность объединения разных размеров производства является законной. Устойчивое развитие малого бизнеса во многом определяется уровнем развития производства и формированием интеграционных связей между малыми и крупными предприятиями. Опыт показывает, что в рыночной экономике зарубежных стран значительная часть малых предприятий, так или иначе, находится в сфере интересов крупных предприятий. В то же время финансовая стабильность и инвестиционные возможности малого бизнеса напрямую зависят от взаимодействия с крупными предприятиями [12, с. 72]. По мнению В.А. Рубе, «одной из форм социализации производства, является концентрация производства и капитала, которая в начале века осуществлялась непосредственно путем слияний или поглощений более слабых соперников. В настоящее время этот процесс носит скрытый характер и осуществляется путем увязки предприятий с договорными соглашениями» [13, с. 76]. В настоящее время существует множество подходов к интерпретации концепции «малого бизнеса». Фактически, в отечественной и зарубежной экономической литературе, а также в нормативной и правовой практике не существует общепризнанного определения, отражающего современное социально-экономическое содержание и сущность. Это понятно, потому что каждый ученый рассматривал феномен «малого бизнеса» с точки зрения его собственного восприятия и понимания условий и обстоятельств, созданных в его стране под влиянием социальных и экономических норм и требований социально-экономических процессы. Ряд современных экономистов (Блинов А.О., Рубе В.А., Демьяненко А.Н.) объединены в том, что именно малый бизнес является одним из ключевых факторов возрождения и развития российской экономики. Это слой мелких собственников, которые своим массовым характером определяют социально-экономический и, в некоторой степени, политический уровень развития страны [8, с. 53]. Особый тип поведения хозяйствующего субъекта – рационализм, который пронизывает всю предпринимательскую деятельность. Развитие любого вида предпринимательской деятельности зависит от двух условий: внутренней экономической ситуации в стране и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать предоставленные ему права для реализации своих экономических целей. Все формы деловой активности принято подразделять на три основные группы: крупный, средний и малый бизнес, где критериями, как правило, выступают численность занятых, размер активов и годовой оборот. Считается, что крупный бизнес определяет техническую и экономическую мощь страны, средний – формирует конъюнктуру внутреннего рынка, а малый – выступает неотъемлемой частью рыночной хозяйственной системы. Сосредоточим свое внимание на изучении малого бизнеса, с помощью которого производится значительная часть мирового валового внутреннего продукта и обеспечивается занятость почти половине трудоспособного населения планеты. «Клеточкой» малого бизнеса является малое предприятие, качественными особенностями которого являются: – ограниченные масштабы используемых средств производства, технологий и финансовых ресурсов; – значительно меньшие объемы капитальных вложений для организации и ведения деятельности; – локальный характер рынков ресурсов и сбыта продукции; – постоянный творческий поиск; – высокая степень зависимости от системы поддержки со стороны государства, крупных хозяйственных структур и др. Главной функцией малого бизнеса является создание широкого спектра продукции (работ, услуг) в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса. Он создает среду для преодоления монополизма и развития конкуренции в экономике, способствует расширению сферы приложения труда, росту экспортного потенциала страны. Безусловно, малый бизнес сотрудничает с крупным, дополняя его, и то же время противостоит крупному бизнесу, обеспечивая конкурентную среду. Малый бизнес основан на тех же принципах и предположениях, что и предпринимательство в целом. Поэтому попытки построить теорию малого бизнеса как особую экономическую категорию неизбежно приводят к повторению, дублированию общих принципов предпринимательства. Но это не означает, что нецелесообразно разрабатывать теоретические основы функционирования малого бизнеса. Существует множество конкретных моментов в применении общих принципов предпринимательства в малых формах управления, например, при использовании инвестиций, страховании рисков [13, с. 76]. В России категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием - численности работников либо размера выручки от реализации товаров, либо оказанных услуг. Критерии оценки для ссылок на субъекты малого бизнеса представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1 Критерии оценки для отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса [14, с. 46]. Критерии Преимущества Недостатки Среднее количество сотрудников - ориентация на один из основных производственных ресурсов; - сложность сбора точно достоверной статистической информации; - вероятность искусственного занижения численности работников в связи с регистрацией не в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации; Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС) - доступ к информации; - простота определения; - доступность и легкость идентификации; - ориентация на фиксацию доходов от основных видов деятельности; - унификация подходов к определению сектора малого бизнеса с международной практикой; - «направленность» государственной поддержки - трудоемкость сбора информации для своевременной ежегодной корректировки; - необходимость периодической индексации, в первую очередь, уровня инфляции; - вероятность принудительного ограничения масштабов деятельности в ситуации, когда число сотрудников не достигает предела; - ограничение доступа экономических субъектов, не соответствующих этому критерию, к ресурсам, выделяемым государством из бюджета для поддержки и развития малого бизнеса; - отраслевые функции не учитываются; Структура уставного капитала - возможность привлечения внешних источников финансирования; - увеличение уставного (складочного) капитала; - размер капитала не регулируется; - существуют ограничения на создание дочерних компаний. Перечислим категории субъектов малого и среднего бизнеса, не включая НДС, также условия размера предельной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год: - микропредприятия - 60 млн. руб.; - малые предприятия - 400 млн. руб.; - средние предприятия - 1000 млн. руб [15, с. 46]. К субъектам малого предпринимательства относятся также микропредприятия с численностью работников до 15 человек и выручкой от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС не более 60 млн руб. Экономика современных государств не может успешно развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Доказательством этому факту служит история развития развитых стран. Приведем, к примеру США, в их малом предпринимательстве сосредоточено 55 % всего активного населения. Если говорить более о широком круге стран, то в странах ЕС в малом бизнесе трудится свыше 73 % занятого населения. Говоря о России то малые предприятия, составляют всего 15,6 % от общего числа занятых в экономике. Показатели нашей страны, к большому сожалению, в 6-7 раз ниже, чем уровень развитых стран. Реализация потенциала малого бизнеса в России возможна, если в стране будут созданы благоприятные условия. Следует отметить, что в рыночной экономике субъекты малого предпринимательства развиваются в двух направлениях: самостоятельное развитие предприятия и встраивание малого предприятия в деятельность крупной компании по линии производственных связей и развития новых технологий, а также организации сбыта продукции и обеспечения сырьем. К числу преимуществ предприятий малого бизнеса относят: – своевременную реакцию на изменение рыночного спроса и быструю приспосабливаемость к запросам потребителей; – использование в значительных масштабах местных сырьевых ресурсов и отходов производства; – специализацию на выпуске конечной продукции малыми партиями, ориентированной в основном на локальные рынки; – меньшую капиталоемкость; – простоту управления предприятием; – принятие на себя циклических колебаний в экономике и др. Рассмотрим состояние развития малого бизнеса в РФ. В табл. 1.2 представлена численность предприятий малого и среднего бизнеса. Таблица 1.2 Численность предприятий малого и среднего бизнеса [33] Параметры Ед.изм 2018 год 2019 год 2020 год Число малых предприятий тыс. ед. 2103,8 2348,2 2770,6 Темп роста (цепной) % 1,97 11,62 17,99 Темп роста (базисный) % 5,03 17,23 38,32 Число средних предприятий тыс. ед. 15326 15492 16308 Темп роста (цепной) % -0,30 1,08 5,27 Темп роста (базисный) % 9,27 10,45 16,27 Рис.1.1. Динамика числа малых и средних предприятий России в 2018-2020 гг.(тыс.ед) Статистические данные свидетельствуют о том, что малое предпринимательство стало заметным явлением в экономике России. В целом за 2018-2020 гг. чисто малых предприятий в России выросло на 38 %. На рисунке 1.1 продемонстрирована стабильная динамика роста числа малых и средних предприятий. В 2020 году произошло первое за несколько лет падение российской экономики, что было вызвано несколькими причинами, основными из которых являются резкое падение цены нефти, соглашение с ОПЕК, из-за которого произошло рекордное падение добычи нефти, а также ограничения, введенные для организаций и населения из-за распространения коронавируса. В результате этого произошло сокращение потребительского и инвестиционного спроса. Пандемический кризис, приведший к широкомасштабной изоляции по всему миру, наибольшее негативное влияние на российскую экономику оказал во втором квартале, когда произошло временное закрытие многих промышленных, торговых и сервисных организаций, существенно сократились транспортная мобильность населения и грузовые потоки. Негативные факторы оказали влияние на все секторы экономики, в том числе на малый и средний бизнес. В частности, сократилась численность занятых в данной сфере деятельности, однако в региональном разрезе картина очень неоднородная. Эксперты РИА Рейтинг по заказу РИА Новости провели исследование и составили рейтинг регионов по вовлеченности населения в малый бизнес. Лидерами рейтинга являются Санкт-Петербург, Новосибирская, Калининградская, Нижегородская области и Москва. В каждом из этих регионов на предприятиях малого и среднего бизнеса работает более 20% общей численности рабочей силы. В 2020 году наблюдалась тенденция к снижению численности занятых в малом и среднем бизнесе. В целом по стране она снизилась на 4% и сокращение зафиксировано в 69 регионах, причем в некоторых довольно существенное. На 10% и более численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса снизилась в 16 регионах. А наиболее существенно численность работников малых и средних предприятий сократилась в Хабаровском крае (на 20,3%) и Республике Калмыкия (на 21,7%). Увеличилась численность работников предприятий малого и среднего бизнеса в 15 регионах. Лидерами по данному показателю стали Республика Ингушетия (+21.6%) и Севастополь (+17,4%) [33]. По оценкам экспертов, сейчас этот сектор обеспечивает 25,6% рабочих мест. Во многих отраслях более половины занятости обеспечивает малый и средний бизнес. Например, операциями с недвижимым имуществом занимаются по большей части небольшие предприятия, 95,6% сотрудников отрасли работают в МСП (Рис.1.2). Рис.1.2. Доля занятых в секторе МСП, % от количества занятых в отрасли [34] Среди компаний, занимающихся профессиональной, научной и технической деятельностью (юристы, консультанты, аудиторы и т.п.), 54,9% относятся к малому и среднему бизнесу, в сфере торговли таких 50,6%. В госуправлении, социальном обеспечении и образовании доля занятых в сегменте МСП менее 1%. 1.2 Роль малого и среднего предпринимательства в формировании бюджета региона Самая значительная роль при формировании доходной части бюджета муниципалитетов принадлежит регулирующим доходам. К таким доходам относятся налоговые поступления или иные платежи, по которым каждый год устанавливают процентные нормативы отчислений в местную казну на очередной финансовый год, а также не менее чем на три года по различным типам доходов. Являясь основной формой финансового обеспечения деятельности государства в условиях функционирования рыночной экономики, налоги становятся рычагом воздействия и регулирования процессов и тенденций, происходящих в межбюджетных отношениях, а также в процессе производства товаров и услуг. С помощью налогов государство решает экономические, социальные, политические и другие общественные проблемы. В основном за счет налоговых поступлений формируются финансовые ресурсы общества, необходимые для осуществления государством своих функций. Доля налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджетов в разных странах составляет около 80-90% [19, с.1217]. Региональные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Очевидно, что основными направлениями формирования устойчивого развития региона -это обеспечение стабильности бюджета, его независимости от дотаций и трансфертов из федерального бюджета, а также увеличения налоговых поступлений как основы доходной части бюджета. На данный момент в регионах при осуществлении хозяйственной деятельности малыми предпринимателями могут применяться как общие или специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы представляют собой установленные Налоговым кодексом особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях. Они направлены на создание благоприятных условий деятельности хозяйствующих субъектов которые относятся к сфере малого бизнеса., До 2021 г. значительный доход в местные бюджеты, и особенно в бюджеты городов, приносила система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), которая была введена в российскую фискальную систему в конце прошлого века. Режим ЕНВД вводился, в первую очередь, для того чтобы осуществлять контроль за его уплатой и к тому же облегчал процесс сбора данного налога. В результате ожидалось увеличение доходов в бюджет за счет привлечения к обязательной уплате ЕНВД субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере услуг, торговли, общественного питания. Именно эти услуговые сферы наиболее часто уклоняются от налогообложения, скрывая неучтенные доходы [25, с.117]. Единый налог на вмененный доход с 2013 года уплачивался добровольно, государство отменило жесткий контроль за сбором данного налога, чем был ослаблен сам смысл появления ЕНВД. Несмотря на облегчение контроля со стороны государства, у данного налога сохранилась функция налоговой поддержки и легализации доходов бизнеса при использовании льготных налоговых условий. Основной причиной отмены использования ЕНВД явилось одновременное применение в том же 2013 г. системы налогообложения на основе патента, именно эта система, по сути, — такой же вмененный налоговый режим, должна была заменить собой означенный налог. Реализация налоговой реформы была хорошо просчитана и оправдала себя. На основании результатов 2013 г. был сделан вывод о наибольшем уменьшении количества лиц, уплачивающих ЕНВД. От уплаты «устаревшего» налога сразу отказались почти 300 тыс. налогоплательщиков, большая часть из которых являлись индивидуальными предпринимателями. На практике, несмотря на явные преимущества новой системы выдачи патентов и на сокращение количества предпринимателей, использующих ЕНВД, режим остался востребованным для многих налогоплательщиков, которые продолжали его применение [25, с.118]. Оплата налога осуществлялась добровольно, даже после внедрения альтернативной патентной системы. В результате отмена режима в этот период не реализовалась, но план отмены данного налога остался в силе, хотя его сроки отмены были определены только в текущем году. ЕНВД, который внедрялся государством как временный, для того чтобы помочь выполнять представителям малого бизнеса свой конституционный долг по уплате налогов, за последние 20 лет в регулировании налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) сделал очень многое. На 2021 г. сложно посчитать объем доходов в бюджет от предпринимателей, так как неизвестно, сколько человек выберут «упрощенку». Принятые на сегодня ставки по патенту временные, отсюда и сложность в определении реальной выручки от деятельности мелкого бизнеса Конечно, в рыночной экономике малый бизнес играет определяющую роль в процессе производства ВВП страны, снижения уровня безработицы, путем создания новых рабочих мест, повышения инвестиционной привлекательности экономики, а также в процессе формирования конкурентной среды и удовлетворения потребностей населения страны. И одной из проблем, с которой сталкиваются многие предприниматели, – это чрезмерная налоговая нагрузка на первоначальном этапе развития деятельности. В таких условиях применение специальных налоговых режимов становится целесообразным. Необходимо отметить, что распределение налоговых поступлений, относящихся к специальным налоговым режимам от субъектов малого предпринимательства, в большей степени смещено в сторону регионального и муниципальных бюджетов. Объясняется это прежде всего тем, что основная часть малого бизнеса концентрируется в розничной торговле, общественном питании, и бытовых услугах и т.д. и дает, соответственно, больше поступлений по налогу с продаж, в отличие от поступлений от крупных и средних плательщиков налогов. 1.3 Механизм государственной поддержки субъектов предпринимательства В своей деятельности субъекты малого и среднего предпринимательства сталкиваются с очень большим количеством проблем, которые тормозят их развитие, поэтому нуждаются в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, в силу своих особенностей малые и средние предприятия особенно уязвимы перед многоплановым негативным воздействием пандемии COVID-19 на экономические отношения. С одной стороны, оно заключается в значительном сокращении рыночного предложения. Компании сворачивают производство в связи с вводом карантинных мер и прочих ограничений, прекращением поставок комплектующих или недостатком рабочей силы, поскольку сотрудники либо находятся на больничном, либо вынуждены присматривать за детьми в связи с закрытием школ и ограничением передвижений. С другой стороны, неожиданное и сильное сокращение спроса на продукцию и услуги приводит к сокращению выручки и не позволяет малым и средним предприятиям продолжать работу из-за отсутствия средств.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 25 страниц
800 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 24 страницы
1200 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 83 страницы
2500 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 67 страниц
1400 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 81 страница
1500 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 48 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg