1. Краткая характеристика подразделений таможенных органов, выполняющих классификацию товаров
1.1. Классификация товаров как элемент таможенного оформления и контроля
Интеграция Российской Федерации в мировое пространство, а также образование ЕАЭС способствовали значительному увеличению товаров, перемещаемых через таможенную границу. В условиях поступательного научно-технического прогресса, многообразия производимых товаров, а также увеличения их сложности изменились подходы к осуществлению таможенного контроля. В соответствии с субъектно-ориентированной моделью таможенного контроля подавляющее большинство товаров, отнесенных СУР к низкому уровню риска проверяются подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров. В данных условиях ТКПВТ призван обеспечить баланс между экономическими интересами участников ВЭД, выражающимися в увеличении оборачиваемости товаров за счет снижения времени текущего контроля, а также национальными приоритетами государства, заключающимися в обеспечении экономической безопасности.
Внешнеэкономическая классификация товаров используется в сфере международной торговли при экспорте / импорте товаров. Ее основой выступает таможенная классификация, сопряженная с присвоением товарам десятизначного кода ТН ВЭД. Она является необходимым условием таможенного оформления грузов и назначения соответствующих ввозных (вывозных) пошлин .
В основе правильного установления кода товара по ТН ВЭД лежит необходимость определения совокупности классификационных признаков товара, таких как материал, из которого он изготовлен, его функции и степень обработки.
Помимо прочего в качестве классификационных признаков могут быть использованы технология производства продукта, его конструкция, вид отделки и иные критерии.
Число признаков и ступеней классификации определяется целями классификации, а также сложностью и количеством классифицируемых объектов. Классификация товаров определяется глубиной и ступенью классификации. Глубина определяется количеством использованных признаков, а ступень представляет собой разделение множества на составляющие его части по одному из признаков.
1.2 Система таможенных органов Российской Федерации
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза в ст. 2 устанавливает, что таможенные органы - это таможенные органы государств-членов ЕФАЭС, которыми являются Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия. Безусловно, данное понятие не раскрывает основные черты таможенных органов и, полагаем, для более узкого определения необходимо обратиться к научной литературе. В частности, О.Ю. Бакаева определяет, что таможенные органы - это федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют правоохранительную и финансовую деятельность в области таможенного дела с помощью присущих им форм и методов деятельности .
Необходимо учитывать, что для эффективного функционирования таможенных органов необходимо наличие хорошо организованной системы данных органов. Так, в Российской Федерации данная система имеет иерархическую структуру, состоящую из четырех уровней. В соответствии со ст. 253 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» в эту систему входят:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС России);
2) региональные таможенные управления (РТУ);
3) таможни;
4) таможенные посты.
Все они составляют единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации.
На сегодняшний день в Российской Федерации функционируют 87 таможен (11 из которых подчинены непосредственно ФТС) и 552 таможенных поста .
Рассматривая особенности правового статуса таможен, следует отметить, что в соответствии с приказом ФТС от 31 мая 2018 года № 833 «Об утверждении Общего положения о таможне» таможня является федеральным органом исполнительной власти, который входит в единую централизованную систему таможенных органов Российской Федерации реализует задачи и функции ФТС России и РТУ в определенном регионе в пределах полномочий, закрепленных в данном положении.
Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием и т.д. Финансирование её деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, а регион деятельности определяет ФТС России.
Таможней руководит начальник, который назначается на должность и освобождается от неё руководителем ФТС России.
Организацию, контроль и координацию деятельности таможни осуществляет РТУ, которому подчинена таможня. Так же есть таможни непосредственно подчиненные ФТС России. По состоянию на февраль 2019 года в Российской Федерации существует 76 таможен, подчиненных РТУ (Например, Дальневосточному таможенному управлению подчинены Биробиджанская, Благовещенская, Владивостокская, Дальневосточная оперативная, Камчатская, Магаданская, Находкинская, Сахалинская, Уссурийская, Хабаровская таможня) и 11 таможен, подчиненных ФТС России (Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная Энергетическая, Центральная базовая, Центральная таможня кинологический центр ФТС России, Центральная акцизная таможня, Крымская, Севастопольская, Московская областная, Калининградская областная).
Следует отметить, что в России существуют электронные таможни (это таможни, которые совершают таможенные операции при декларировании товаров в электронной форме) и таможни фактического контроля (которые совершают таможенные операции и исполняют функции органа валютного контроля).
Заключительным уровнем системы таможенных органов РФ является таможенный пост, который входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет деятельность в определенном регионе под общим руководством ФТС России, руководством РТУ и непосредственным руководством таможни, которая организует, контролирует и координирует его деятельность.
1.3 Структура подразделений таможенных органов РФ, выполняющих классификацию товаров
Структура и функции подразделений таможенных органов выполняющих классификацию товаров установлена «Типовым положением о подразделении товарной номенклатуры и происхождения товаров регионального таможенного управления, типового положения о подразделении товарной номенклатуры и происхождения товаров таможни, типового положения о подразделении товарной номенклатуры и торговых ограничений таможни и типового положения о подразделении товарной номенклатуры и торговых ограничений таможенного поста » и включает:
? Типовое положение о подразделении товарной номенклатуры и происхождения товаров регионального таможенного управления;
? Типовое положение о подразделении товарной номенклатуры и происхождения товаров таможни;
? Типовое положение о подразделении товарной номенклатуры и торговых ограничений таможни;
? Типовое положение о подразделении товарной номенклатуры и торговых ограничений таможенного поста.
Типовые положения устанавливают общие положения о деятельности подразделений, отражают задачи, функции и права для каждого подразделения.
Структурная модель оказания таможенной услуги по предоставлению сведений о выпуске товаров представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Структурная модель оказания таможенной услуги по предоставлению сведений о выпуске товаров
С помощью получения данных сведений заинтересованное лицо сможет узнать о законности ввоза товаров на территорию ЕАЭС. Это существенно важно для покупателя товаров, поскольку при незаконном ввозе товаров на территорию ЕАЭС покупатель, который приобрел товары, будет нести солидарную ответственность по уплате таможенных пошлин и налогов наравне с лицами, которые его ввезли, если покупатель знал или должен был знать о незаконности ввоза. Получение информации, подтверждающей законный ввоз товара, является необходимым условием для покупателя при покупке товаров с целью доказательства своей добросовестности. Разработанную структурную модель оказания таможенной услуги по предоставлению сведений после выпуска товаров целесообразно использовать при разработке соответствующего административного регламента, а также в области повышения качества и эффективности таможенных услуг.
Подразделение товарной номенклатуры и происхождения товаров РТУ (ПТН и ПТ РТУ) является структурным подразделением службы федеральных таможенных доходов РТУ. Организационное, методическое руководство и контроль деятельности ПТН и ПТ осуществляет Управление товарной номенклатуры ФТС России, Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России, а в части выполнения задач и функций, возложенных на ПТН и ПТ, - начальник РТУ, заместитель начальника РТУ - начальник службы федеральных таможенных доходов.
2. Компетенции и полномочия подразделений таможенных органов, выполняющих классификацию товаров
2.1. Организационная структура Федеральной таможенной службы
Организационная структура таможенных органов – это совокупность различных структурных подразделений, которые составляют таможенных орган, порядок их соподчиненности и формы распределения функций между ними .
Организационная структура играет важную роль в системе таможенных органов, поскольку от ее устойчивости и жесткости зависит реализация основных функций таможенных органов. Так как таможня является жестко регламентированным государственным органом с узкой специализацией, в котором четко прописаны и известны все выполняемые функции, то она, соответственно, обладает жесткой организационной структурой. Конкретно необходимость выполнения тех или иных функций и обусловливает создание органа или его структурного подразделения.
Именно благодаря организационной структуре реализуются стратегические планы предприятия, а организационная структура таможенных органов позволяет обеспечить работу таможни и экономическую безопасность страны.
Организационная структура таможенных органов утверждена Приказом ФТС РФ от 16.05.2006 г. № 443 «О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации» и представляет собой четкую иерархию уровней. Структура таможенных органов представлена на рис. 2.1 .
Рисунок 2.1 – Структура управления таможенными органами
Приказ был издан в целях совершенствования структуры таможенных органов Российской Федерации и дает представляет визуальное распределение иерархию структуры таможенных органов.
Основные полномочия таможенных постов таможенных органов:
? осуществляет таможенное оформление товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу и помещаются под таможенные режимы и таможенные процедуры, и таможенный контроль с использованием системы управления рисками;
? обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении перемещаемых товаров;
? взимает таможенные платежи, осуществляет контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принимает в пределах своей компетенции меры по взысканию таможенных платежей и пеней;
? создает временные зоны таможенного контроля;
? обеспечивает проведение с применением системы управления рисками различные формы таможенного контроля;
? обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение единообразного применения и исполнения законодательства РФ при осуществлении таможенных процедур;
? осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством ЕАЭС и РФ;
? возбуждает дела об административных правонарушениях, проводит административного расследования; рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
Линейно-функциональная структура управления таможенного органа — это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работники могли наиболее эффективно добиваться поставленных перед ними целей. Разработка конкретной организационной структуры предполагает создание сети, по которой проходят управленческие решения, осуществляется информационная связь различных уровней управления и контроль за выполнением решений.
Буваева Н.Э. определяет, что процессом управления считается производство субъектов руководства, которое направлено на изменения явных положений контролирующего субъекта, а также на выявление целей коллектива посредством осуществления определённых функций, используя необходимые аспекты руководства. Главной характеристикой управленческой системы является единоначалие. Все процессы руководства возлагаются только на одного руководящего человека .
Из этого следует, что руководитель является главенствующим человеком, у которого имеются полномочия ответственности, управленческих идей, а также право контроля. Вся организация деятельности закрепляется за руководителем. Так как он не может распоряжаться своими должностными обязанностями в полном объёме, часть руководящих операций возлагают на подчинённых. Отсюда и формируется иерархическая взаимосвязь структуры.
Управление играет большую роль в контролирующем процессе воздействия на работников таможенных органов в условиях функционирования ЕАЭС . При изменении любых определяющих факторов их поведение постоянно меняется, отсюда следует и изменение этапов внедрения и исполнения руководствующих решений. Руководители в таможенных органах исполняют роль субъектов руководства, которые имеют право внедрять управленческие решения различного характера, давать поручения своим подчинённым, требуя их чёткого воспроизводства. Исполнители заключений, приказов называют объектами руководства. В момент руководства в таможенных органах младший чин выполняет поручения старшего чина. Процесс руководства считается очень важной составляющей в системе управления.
Одной из особенностей принципов управления в таможенных органах в условиях функционирования ЕАЭС, является единоначалие, суть которого состоит в предоставлении власти, права решения, ответственности и возможности контролировать процессы и отношения в таможенной службе определенному должностному лицу . С учетом выявленной особенности, рассмотрим методы управления в таможенных органах (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Методы управления в таможенных органах
Можно утверждать, что решая ту или иную задачу, методы управления в таможенных органах служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов, подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей. Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей .
Характеристики процесса руководства линейно-функциональной структуры управления таможенных органов постоянно совершенствуются. В данный момент в сфере обновления таможенных органов значимое внимание уделяют преобразованию системы руководства. Предопределение процесса руководства в таможенных органах связывают с обязательным упорядочиванием, а также возможными рамками влияния сферы руководства. В процессе предопределения руководства должна быть определённая череда выполнения циклов управленческих операций.
Лузина Т.В. обращает внимание на то, что должны быть установлены часовые рамки исполнения работ, а также определена группировка процесса руководителей. В процессе руководства должны быть чётко определены согласование работ, договорённость о труде, визирование, утверждение, информирование труда. В любом процессе руководства имеются фазы. Цикл руководства представляет собой часовой промежуток, который нужен для предопределения принципов руководства. Сюда включены проведение анализа и прогнозирование, планирование, организация, регулирование и учёт, контроль. Чтобы ввести в действие циклы руководства, важно определить существенную основу, систему планирования и учётов, оценки и стимулирования работы сотрудников, кадровое обеспечение. В циклы руководства внедрены этапы, которые, в свою очередь, включают в себя стадии руководства .
На сегодняшний момент ФТС России находится в подчинении у Министерства финансов РФ .
При построении любой организационной структуры необходимо опираться на определенные принципы, которые отражают требования и значение, которые уделяются данной структуре.
В свою очередь система управления таможенными органами имеет свою подсистему управления, принимая вид линейно-функциональной системы управления.
Задачи и функции работы системы таможенных органов подчинены «Таможенному кодексу Евразийского экономического союза» .
Показатели эффективности таможенной деятельности закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга». Также основные положения системы показателей эффективности закрепляются в Распоряжении Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации». Эффективность деятельности таможенных служб определяется выполнением нормативных актов и качество предоставляемых услуг, как отношении Государства, так и потребителям таможенных услуг. Для успешной оценки эффективности таможенной деятельности, необходимо знать масштабы и объёмы выполняемых задач, а также цели таможенной деятельности в общем. «При этом проблема формирования показателей эффективности таможенного дела связана с концепцией «сервисная» таможня» .
К показателям эффективности организационной системы выдвигают следующие требования:
? все показатели должны быть четко определены;
? нормативы и показатели должны быть достижимы;
? показатель должен находиться в сфере ответственности той области, которая подвергается оценке;
? показатель должен иметь смысловое значение;
? показатели могут быть общими для всей организации или конкретными для каждого предприятия.
Показатели эффективности организационной системы описывают связь между результатом фактической деятельности и затраченными ресурсами .
Таким образом, можно выявить всю сложность руководящего процесса и его закономерность. Главенство в таможенных органах внедряется на основе единственной цепи циклов. Главенствующие основы руководства представляют собой нормативы, на которые опирается система координирования. В ходе сотрудничества в руководстве таможенных органов применяют общие, частные и организационно-технологические принципиальные основы. Принцип единоначалия в процессе сотрудничества в таможенных органах играет немаловажную роль на всех этапах руководящей деятельности.
2.2. Проблемы в деятельности подразделений таможенных органов, выполняющих классификацию товаров ров
Одна из основных задач при декларировании товаров – правильно определить код по ТН ВЭД .
На данный момент в таможенной практике вполне допустима ситуация, при которой один и тот же товар может быть классифицирован таможенными органами государств – участниц ЕАЭС по разным классификационным кодам. А если еще при этом имеется и различие в применяемым к данным кодам ставкам таможенных пошлин, то может произойти существенное перераспределение товаропотоков по отдельным категориям товаров.
Рассмотрим еще последствия, которые могут возникнуть вследствие допущения декларантом или таможенным представителем ошибок при классификации товаров по ТН ВЭД:
- наличие оснований для возбуждения административных дел (по причине предоставления недостоверных сведений о перемещаемом товаре);
- не исключена конфискация товаров или взыскание его стоимости;
- взыскание таможенными органами несвоевременно уплаченных таможенных пошлин или налогов (с начислением пеней);
- не исключено возбуждение уголовных дел;
- аннулирование сертификатов на товар и как следствие – потеря тарифных преференций (при ввозе / вывозе товара);
- наличие дополнительных административных процедур (осмотр, досмотр, экспертизы).
Алгазина А.Ф. к причинам появления проблем в сфере классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД относит следующие:
1. методологические;
2. правовые .
К методологическим можно отнести:
- некорректность перевода Гармонизированной системы описания и кодирования (которая является основой для ТН ВЭД ЕАЭС);
- технические ошибки, допущенные при переходе от ТН ВЭД СНГ к ТН ВЭД ЕАЭС;
- недостаточная профессиональная подготовка таможенных работников в области классифицирования товаров.
К правовым причинам можно отнести:
- отсутствие в ТН ВЭД ЕАЭС некоторых терминов (например, терминов «рассол» и «маринад», которые могут быть использованы при классификации рыбы, консервированной в рассоле или маринаде);
- недостаточно информации в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС .
Можно привести пример отсутствия некоторых категорий товаров в ТН ВЭД ЕАЭС: шерсть кашмирских коз не классифицируется как «шерсть», так как данный термин в ТН ВЭД означает только шерсть овец или ягнят.
Подобные отличия понимания терминов ТН ВЭД ЕАЭС от их общепринятого восприятия присутствуют практически в любой товарной группе ТН ВЭД ЕАЭС.