ГЛАВА 1. Теоретические основы коммуникации
1.1 Понятие коммуникации и теоретические модели
Исследования коммуникации выделяются в самостоятельную единицу с развитием технологий информационной коммуникации, в том числе радио в 1920-х гг., а также позднее с появлением компьютеров и процессами глобализации. Развитие теории коммуникации связано со становлением кибернетики, информатики, семиотики, с усложнением технических наук.
Термин «коммуникация» имеет несколько значений:
1) средства связи между объектами любой природы, включающее информационный обмен.;
2) эффективное синхронное и диахронное взаимодействие, цель которого состоит в передаче информации от одного субъекта к другому (межличностная коммуникация);
3) научная дисциплина о социальном процессе «коммуникации/взаимодействия/интеракции и его результатах (социальная коммуникация);
4) обмен информацией между живыми организмами, общение (психология)
и т.д.
Существуют различные теоретические модели социальной коммуникации, описывающие ее сущность. Рассмотрим базовые модели.
Модель Лассуэлла. Первая модель, предложенная для описания коммуникации. Определение массовой коммуникации по Лассуэлу: «Наиболее подходящий способ описания коммуникативного акта состоит в том, чтобы ответить на следующие вопросы:
? Кто?
? Что сообщает?
? По какому каналу?
? Кому?
? С каким результатом?» (рис. 1).
Рисунок 1 - Модель коммуникации Лассуэлла
Модель коммуникации Шеннона-Уивера. Главная проблема исследования - снижение «шума» и повышение качества обмена информацией в технических системах связи (рис. 2).
Рисунок 2 - Модель коммуникации Шеннона-Уивера
Модель коммуникации Шрамма. Уилбург Шрамм рассматривал коммуникацию, как целенаправленный процесс, устанавливающий взаимоотношения между отправителем сообщения и получателем. При усовершенствовании своей модели Шрамм предложил включить поле опыта (рис. 3). Это первая модель отличная от линейного однонаправленного процесса.
Рисунок 3 - Модель коммуникации Шрамма
Модель Гербнера. В своей модели Гербнер исходит из положения, что система человеческой коммуникации является открытой системой. В зависимости от описываемой коммуникативной ситуации, модель может приобретать различные формы (рис. 4).
Рисунок 4 - Модель Гербнера
Модель Хайдера и Ньюкомба. Одна из самых известных гештальт-моделей. В центре модели Хайдера — когнитивные структуры индивидов, участвующих в коммуникации. Они включают в себя восприятие индивидом другого индивида, предмета коммуникации, отношения другого коммуниканта к предмету коммуникации. Хайдер полагал, что индивид будет чувствовать себя более комфортно в ситуациях, в которых установлен баланс между этими тремя компонентами когнитивной структуры. Недостатком модели является то, что она характеризует процесс коммуникации с точки зрения одного индивида (р) к двум объектам (о и х), из которых второй может также быть личностью (рис. 5)
Рисунок 5 - Модель Хайдера
Ньюкомб расширил модель Хайдера, адаптировав ее к диаде — минимальной единице межличностной коммуникации, включающей в себя двух взаимодействующих индивидов. На рис. 6 обозначены индивиды А и В и их одновременный интерес к предмету X.
Рисунок 6 – Модель Хайдера и Ньюкомба
Модель коммуникации Уэстли и Маклина. Была создана с целью упорядочивания существующих результатов исследований и упрощения их использования. Данная модель описывает межличностную и массовую коммуникации, в ней раскрыта функциональная роль массмедиа в обеспечении потребности реципиента (аудитории) в информации (рис. 7).
Рисунок 7 - Модель коммуникации Уэстли и Маклина
X — любой объект или событие, по поводу которого происходит процесс коммуникации.
А — источник идей и позиций с сообщением публике относительно Х.
С — СМИ. С служит агентом потребностей А и В
В — аудитория.
Х’ — выбор, сделанный коммуникатором (С) для доступа к каналу,
Х» — это сообщение
fBA — обратная связь от аудитории (В) к источнику информации и влияния (А).
fBC — обратная связь от аудитории (В) к организатору и посреднику информационного воздействия.
fCA — обратная связь от коммуникатора к «пропагандисту»
X3C и т.д. — наблюдения за событиями Х непосредственно коммуникативной организацией, например, свидетельский отчет репортера.
XВ — наблюдения за событиями Х непосредственно аудиторией.
Модель коммуникации Д. Берло. Берло, предлагая свою модель коммуникации, обратил внимание на коммуникацию в целом, поэтому характеристики говорящего и слушающего проявляются в ином виде. Простейшая модель общения включает отправителя и получателя информации, сообщение и канал связи. Модель основана на поведенческих науках и теории Аристотеля. Строится на модели Шеннона-Уивера. Берло добавляет программирование или инструктирование и интерпретацию отправителя и получателя (рис. 8).
Рисунок 8 - Модель коммуникации Д. Берло.
Модель коммуникации ДеФлера. Здесь также расширяется модель Шеннона-Уивера. Дефлер предполагает, что коммуникационная модель является цикличным процессом и дает возможность двухсторонней обратной связи. Во всем этом процессе коммуникации шум может возникать на любых этапах. ДеФлер изображает источник, канал, получателя и цель как отдельные участки массовой информации (рис. 9). Это первая модель, представляющая собой двухстороннюю обратную связь и целевую аудиторию в процессе коммуникации.
Рисунок 9 - Модель коммуникации ДеФлера.
1.2 Виды коммуникации
Коммуникации сепарируются по средствам их осуществления на следующие основные виды (рис. 10):
? вербальная коммуникация – речь в устной или письменной форме);
? невербальная коммуникация
Рисунок 10 – Виды коммуникации и средства их осуществления
По субъектам коммуникации и типу отношений между ними различаются:
o межличностная коммуникация — вид общения, предполагающий обмен сообщений двумя или более индивидами, вступившими в определённые отношения между собой;
o межгрупповая коммуникация — вид взаимодействия людей, определяемый их принадлежностью к различным социальным группам и категориям населения, независимый от их межличностных связей и индивидуальных предпочтений
o публичная коммуникация — вид общения с публикой; сообщение затрагивает общественные интересы и приобретает публичный характер.
o массовая коммуникация — процесс систематического распространения информации, а также передача специально подготовленных сообщений с помощью различных технических средств на большие аудитории; мощным средством воздействия на индивидуальность и группы.
1.3. Аксиомы и принципы коммуникации
В процессе любой коммуникации прослеживаются ее аксиомы, на которых строится весь референтивный процесс. Они описывают свойства взаимоотношения (обмена информацией) между людьми, а также осложнения, которые могут исказить коммуникацию.
Аксиомы были предложены Ватцлавиком, Бивином и Джексоном в 1967 году в книге «Прагматика человеческих коммуникаций», где ученые проанализировали, как общение может влиять на человеческое поведение, и визуализировали существование пяти великих принципов аксиом, которые принимаются как истинные, и всегда выполняются.