ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Понятие и инструменты политики импортозамещения
Процессы импортозамещения играют большую роль для развивающихся и трансформирующихся экономик.
Сейчас проблемами импортозамещения занимаются и многие российские ученые. За последнее время появилось несколько исследований, где авторы ищут новые подходы к определению понятия «импортозамещение».
Импортозамещение можно рассматривать с нескольких позиций: как экономическую категорию, как экономический процесс и как государственную экономическую политику или стратегию промышленной политики государства.
Так, Е. Н. Назарчук указывает на то, что «под импортозамещением следует понимать, прежде всего, увеличение производства отечественной продукции при снижении потребления импортных товаров (только для товаров, по которым такое замещение возможно и экономически целесообразно)» .
По мнению Л. Н. Перегородиевой, «импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя, путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства» .
П. А. Кадочников под процессом импортозамещения понимает «увеличение производства и внутреннего потребления отечественных товаров при снижении потребления импортных товаров (в физическом выражении)» .
Автор Н. А. Сучкова справедливо выделяет два подхода к понятию «импортозамещение». Первый подход рассматривает импортозамещение как некий нерегулируемый, в целом положительный для страны, часто ограниченный временными рамками процесс, в результате которого происходит поэтапная замена зарубежной продукции и товаров их отечественными аналогами. Во втором подходе используется широкий функциональный взгляд, рассматривающий импортозамещение как определенный тип экономической стратегии и политики государства, направленных на замену импорта товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства. Высокие импортные пошлины сочетаются с налоговыми льготами местным производителям. Разрабатывается и реализуется программа развития необходимой производственной инфраструктуры. Проведение импортозамещающей стратегии характерно для импортозамещающего этапа индустриализации .
В статье А. Н. Макарова можно найти трактовку импортозамещения с позиций потребностей региональной экономики: «…под импортозамещением традиционно понимается рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных регионом целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров. В условиях проведения политики импортозамещения доминирует концентрация собственных усилий и ресурсов на формирование конкурентоспособного рыночного хозяйства» .
Таким образом, в целом импортозамещение может рассматриваться и как экономическая категория, и как процесс, и как стратегия, реализуемая государством, однако сущность импортозамещения едина – это рост отечественного производства, замещающего импортные товары.
Политика импортозамещения – это целенаправленные действия правительства, направленные на создание, поддержку и развитие производства тех товаров, которые, будучи произведенными внутри страны, по объективным причинам могут обладать конкурентными преимуществами по отношению к аналогичным импортируемым товарам . Существует мнение, что политика импортозамещения в России должна придерживаться следующих правил: отказ от фетишизации роли конкуренции в развитии современной экономики, отказ от принципа невмешательства государства в экономику и отказ от представления о том, что государство не является эффективным менеджером . Однако перечисленные правила в значительной мере нарушают рыночное устройство экономики. По мнению авторов, основными принципами импортозамещения должны стать следующие:
- ограниченность во времени. Действие мер поддержки производителей, а также достижение поставленных целей должны укладываться в строго ограниченные временные рамки. Иными словами, поддержка импортозамещения должна осуществляться только на этапе создания нового производства или в целях помощи в кризисный период;
- стратегический характер. Данная политика представляет собой совокупность большого количества разнообразных мер, объединенных общей целью, и представлена, как правило, в виде программы действий, принятой на государственном уровне;
- меры импортозамещающей политики могут носить только стимулирующий, но не принуждающий или директивный характер. История знает немало примеров , когда в погоне за форсированием производства отечественных товаров правительства пренебрегали объективными экономическими законами и создавали чрезмерно благоприятные условия для ведения внутренней экономической деятельности. На какое-то время это создавало новые рабочие места и обеспечивало определенный экономический рост. Однако в дальнейшем это приводило к самоизоляции от мировой экономики, технологическому и конкурентному отставанию, неэффективному управлению и использованию ресурсов. Кроме того, это вынуждало выстраивать более капитало- и ресурсоемкие производственные цепочки, что приводило к глубокому экономическому кризису;
- основным мерилом успешности политики импортозамещения является динамика конкурентоспособности отечественной продукции и национальной экономики в целом. М. Портер утверждал, что основным показателем, определяющим конкурентоспособность национальной экономики, является ее производительность , т.е. объем производимой продукции на единицу затраченного фактора производства ( труда, капитала и т. д.).
Соответственно, для успешной реализации политики импортозамещения в первую очередь необходимо воздействовать на рост конкурентоспособности отечественной продукции, что означает постоянный и более быстрый, чем у стран-конкурентов, рост производительности экономики в целом.
Рассмотрим подробнее представленные на рисунке 1 инструменты импортозамещающей политики по основным, присущим им признакам.
1. По характеру воздействия. В самом общем смысле меры – это любые действия правительства, направленные на реализацию политики импортозамещения. Все меры делятся на защитные и стимулирующие.
Защитные меры призваны защитить отечественных производителей от более сильных иностранных конкурентов путем создания торговых барьеров или действий, направленных на снижение конкурентоспособности иностранной продукции на внутреннем рынке. Защитные меры делятся на компенсирующие и протекционистские:
Рисунок 1. Классификация импортозамещающих мер по характеру воздействия
- компенсирующие меры – принимаются для нейтрализации негативных последствий протекционистской политики другого государства. Они вводятся в действие в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2033 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и включают в себя введение антидемпинговых мер, компенсирующих пошлин, торговых квот и другие способы защиты своих производителей;
- протекционистские меры – это ограничение импортной деятельности или создание условий, делающих коммерчески не выгодным ввоз товаров на таможенную территорию в связи с ценовой неконкурентоспособностью.
Стимулирующие меры применяются в целях повышению конкурентоспособности отечественной продукции по отношению к иностранной. Как правило, они состоят в создании более благоприятных условий для ведения бизнеса, введения особых налоговых и торговых режимов, субсидировании производства и т.д. Их можно разделить на поддерживающие и развивающие:
- поддерживающие меры (субсидирование, налоговые льготы, бюджетные кредиты и т.д.) применяются для сохранения отечественного производства, его перевооружения или модернизации, разработки новых продуктов, чтобы сделать производимые товары более конкурентоспособными. Классический пример – поддержка отечественного автопрома в целом и ОАО «АвтоВАЗ» в частности ;
- развивающие меры применяются в тех случаях, когда отечественного производства какого-либо товара или товарной группы не существует вообще и его необходимо создавать. Участие государства необходимо для преодоления барьеров при вхождении производителя на рынок.
Последняя группа, в свою очередь, делится на мероприятия, имеющие внутренний или внешний источник финансирования. Внутренним источником финансирования чаще всего выступает бюджет, и, как правило, это касается стратегических отраслей (например, оборонно-промышленного комплекса). В коммерческой сфере при создании новых производств целесообразно привлекать внешние инвестиции, так как с ними обычно приходят иностранные технологии и специалисты.
2. По интенсивности воздействия на экономических субъектов. Здесь импортозамещающие меры целесообразно разделить на создаваемые механизмы и используемые инструменты. Механизмы – это меры, требующие наиболее интенсивного участия государства на начальном этапе и действующие в «автоматическом» режиме на всех последующих, до момента их остановки (введение специальных налоговых режимов, таможенных ограничений, особых экономических зон и т.д.).
Инструменты – это меры, непосредственно влияющие на экономических субъектов и требующие постоянной работы государственных органов, контроля и корректировки действий (выделение субсидий, финансовой помощи, кредитов и т.д.). Сюда же входит так называемое «ручное управление», т.е. взаимодействие государства непосредственно с собственниками и руководителями предприятий для достижения ими поставленных правительством целей.
3. По широте воздействия. В соответствии с данным признаком меры можно разделить на общие и целенаправленные. Общие меры состоят в создании благоприятных социально-экономических условий для ведения бизнеса и развития производства. К таковым можно отнести обеспечение политической стабильности, эффективной финансовой системы, борьбу с коррупцией, рост уровня образования и науки и т.д. . Специальные меры направлены на конкретные территории, отрасли и предприятия, выпуск определенных товаров.
4. По затратности. Можно выделить меры, требующие расходов из государственного бюджета и не требующие таковых. При этом к затратным мерам следует отнести не только те, которые предполагают прямое финансирование (субсидии, государственные инвестиции), но и те, которые прямых расходов не требуют (повышение торговых пошлин или торговое эмбарго может привести к снижению доходов бюджета).
5. По направленности воздействия. Импортозамещающие меры могут быть направлены как на внутренних производителей, так и на внешних. Как правило, политика импортозамещения строится по принципу: внутренних производителей поощрять, от внешних – отгораживаться. Хотя Россия является членом ВТО и Таможенного союза, возможностей для защиты внутреннего рынка у нее осталось более чем достаточно.
6. По территориальному принципу. Применяемые меры бывают не имеющие границ (действующие на всей территории государства) и ограниченные (т.е. меры, действие которых распространяется только на определенную территорию).
Приведенная классификация показывает, что российское правительство располагает достаточно большим набором способов реализации политики импортозамещения. При правильном использовании всех возможностей она может быть вполне эффективной. Стоит отметить, что Правительство РФ отказалось от всей группы мер, имеющих внешний источник финансирования, и сконцентрировалось на внутренних ресурсах страны, хотя на протяжении 2000-х гг. именно иностранные инвестиции были главным двигателем импортозамещающих процессов. При этом до сих пор слабо применяются меры, не связанные с затратами.
Например, одна из проблем продвижения отечественных товаров на потребительский рынок состоит в стойкой убежденности населения в их плохом качестве, что далеко не всегда соответствует действительности. Вероятно, целенаправленная информационная кампания могла бы побороть данный стереотип, не потребовав высоких затрат. Недостаточно применяются и меры территориально ограниченной группы. В этом случае можно было бы вовлечь в процесс импортозамещения потенциалы регионов и муниципалитетов.
Таким образом, завершая данный параграф исследования, сформулируем следующие выводы:
1. Импортозамещение - это такое развитие национальной экономики, при котором товары, производимые внутри страны, обладают более высокими конкурентными преимуществами на внутреннем рынке по сравнению с импортируемыми.
2. Политика импортозамещения - целенаправленное воздействие государства на национальную экономику и создание таких институциональных условий, при которых обеспечивается возможность создания и развития производства внутри страны товаров, более конкурентоспособных на внутреннем рынке по сравнению с импортируемыми.
1.2. Сущность и элементы экономической безопасности
Действующие положения, принципы обеспечения и основы реализации национальной экономической безопасности включены в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (далее – Стратегия), утвержденную Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (в ред. от 01.07.2014) . Исходя из концепции Стратегии, экономическая безопасность, с одной стороны, является частью национальной безопасности Российской Федерации, ее субъектов и отдельных хозяйствующих субъектов. В документе записано: «Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности» .
Таким образом, при сопоставлении безопасности с экономической и национальной, существует два подхода к определению взаимосвязи между этими понятиями.
1. Экономическая безопасность выступает в качестве подсистемы национальной безопасности, которая отвечает за экономическую деятельность общества, включая совокупность отношений, которые формируются в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта и воспроизводства национального богатства. ,
2. Экономическая безопасность - это финансовая и материальная база, обеспечивающая национальную безопасность; следовательно, чем выше уровень экономического развития страны и чем больше у нее экономических ресурсов (или контроля), тем выше степень защиты от возможных угроз.
Экономика как экономическая деятельность обеспечивает жизнедеятельность общества - государства и личности - следовательно, жизнеспособность экономики, а экономическая безопасность является систематизирующей основой общественной, национальной и личной безопасности. Все эти компоненты безопасности не могут быть реализованы без экономической поддержки. Кроме того, экономические факторы и условия являются основными в системе обеспечения безопасности и развития на разных экономических и социальных уровнях.
Начиная с 1990-х гг. наблюдается рост интереса со стороны отечественных авторов к проблематике экономической безопасности. Понятие экономической безопасности уже вошло в нормативные документы и заняло прочное место в общественных и политических дискуссиях по экономическим вопросам. Однако, как замечает С.А. Афонцев, значительная часть российского экономического сообщества не считает понятие экономической безопасности научным или отрицает его принадлежность экономической науке . Кроме того, наблюдаются существенные разногласия относительно дефиниции этого термина. Российские экономисты предлагают различные концептуальные подходы к определению сущности и структурных составляющих экономической безопасности.
Так, по словам Волобуева Д.В. понятие «экономическая безопасность страны» объясняет способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы его основных действующих лиц в рамках национальных экономических традиций и ценностей. Обеспечение экономической безопасности является гарантией: независимости страны; стабильная и эффективная жизнь общества; добиться определенных успехов в экономической, политической, социальной сферах .
Цейковец Н.В. утверждает, что категория экономической безопасности, появившаяся в XX веке и получившая определённое признание в экономической науке, объединяет в себе совокупность различных подходов к оценке устойчивости и конкурентоспособности экономических систем .
В целом можно выделить три основных концептуальных подхода к определению сущности экономической безопасности, в каждом из которых представлены различные авторские трактовки указанного термина.
Первый подход связан с рассмотрением экономической безопасности как совокупности условий и факторов, обеспечивающих развитие, эффективность экономики и защиту хозяйства от внешних и внутренних угроз (Л.И. Абалкин, А.И. Илларионов, Т.Н. Агапова, А.И. Татаркин, А.А. Куклин и др.).
Условия, как общеметодологическая категория, обозначают основу или предпосылки, определяющие будущее развитие или функционирование объекта или процесса. Факторы описываются как причины или движущие силы какого-либо процесса, формирующие его характер или отдельные его черты.
Таким образом, среда по отношению к экономическим системам представляет собой совокупность условий и факторов, определяющих функционирование и развитие общественно-экономической системы в целом, включая производственные, общественные отношения и институты. В этом смысле нам представляется, что рассмотрение экономической безопасности как безопасной среды для развития, эффективного функционирования социально-экономической системы является достаточно спорным.
Второй подход определяет экономическую безопасность как состояние экономики, при котором обеспечиваются социально-экономическое развитие, защита экономических и национальных интересов и устойчивость к воздействию негативных и дестабилизирующих факторов (В.К. Сенчагов, С.Ю. Глазьев, Г.С. Вечканов, Д.В. Гордиенко, И.Я. Богданов, В.С. Загашвили, А.А. Пороховский, А.П. Градов и др.).
Концептуальный подход, определяющий экономическую безопасность как состояние экономики, представляется нам наиболее логичным, поскольку отражает динамичность, развитие экономических процессов во времени и характеризуется определенным набором параметров.
Третий подход трактует понятие «экономическая безопасность» как свойство или характеристику экономической системы (В.Л. Тамбовцев, С.А. Афонцев, В.А. Савин, А.В. Возжеников, Е.М. Бухвальд, Н.Г. Гловацкая, С.В Лазуренко, Ю.И. Владимиров, А.С. Павлов и др.).
Третий концептуальный подход рассматривает экономическую безопасность как отдельное свойство или характеристику экономической системы (или же их совокупность), которые обеспечивают способность системы к достижению целей, функционированию и развитию, ее защищенность и устойчивость к воздействию негативных и дестабилизирующих факторов. В данной трактовке безопасность экономической системы представляет собой фундаментальное свойство системы, необходимое для ее существования.
Подобная трактовка термина «экономическая безопасность» представляется не совсем корректной в связи с тем, что нахождение системы в состоянии безопасности определяется уровнем ее защищенности, надежности, устойчивости и жизнеспособности, которые являются качественными характеристиками общественно-экономической системы и обеспечивают ее функционирование и развитие. Следовательно, безопасность не может являться характеристикой или свойством социально-экономической системы.
Благодаря данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, составлена таблица 1, в которой продемонстрированы составляющие для оценки экономической безопасности РФ.
Таблица 1
Составляющие для оценки экономической безопасности РФ
№ Наименование показателя Субъект официального статистического
учёта
1. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (ВВП)
Валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности)
Доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте
Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте
Степень износа основных фондов
Индекс промышленного производства
Индекс производительности труда
Уровень инфляции
Энергоемкость валового внутреннего продукта
Доля инвестиций в машины, оборудование в общем объеме инвестиций в основной капитал
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте
Доля организаций, осуществляющих технологические инновации
Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
Оборот розничной торговли Росстат
2. Индекс денежной массы
Чистый ввоз (вывоз) капитала
Отношение международных резервов Российской Федерации к объему импорта товаров и услуг
Сальдо торгового баланса Банк России
3. Внутренний государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг
Внешний долг Российской Федерации, в том числе государственный внешний долг Уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации
Минфин России
4. Коэффициент напряженности на рынке труда
Роструд
5. Дефицит федерального бюджета, в том числе не нефтегазовый дефицит федерального бюджета Казначейство России
6. Индекс физического объема экспорта и импорта Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта ФТС России
7. Индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств Минпромторг Рссии, Минэкономразвития России
8. Уровень преступности в сфере экономики МВД России
Рассмотренные в таблице 1 показатели можно сгруппировать в такие составляющие:
- макроэкономическая;
- финансовая;
- внешнеэкономическая;
- инвестиционная;
- научно-технологическая;
- энергетическая;
- производственная;
- демографическая;
- социальная;
- продовольственная безопасность.
Итак, категориальные определения экономической безопасности весьма разнообразны, что, на наш взгляд, свидетельствует о сложности и динамичности изучаемого явления в пространственно-временном, структурно-уровневом и функциональном аспектах. В то же время при всем разнообразии имеющихся теоретических структур и их методологических инструментов можно проследить тенденцию к обобщению местных подходов и отражению общих стабильных, существенных, объективных характеристик экономической безопасности.
Таким образом, экономическая безопасность - это состояние защиты экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны с целью удовлетворения социально-экономических потребностей граждан при оптимальных затратах на рабочую силу и разумном использовании природных ресурсов.
1.3. Роль импортозамещения в обеспечении экономической безопасности
Экономическая безопасность национальной экономики предполагает в первую очередь такое состояние народного хозяйствовании, при котором исключены или сведены к минимуму его внешние и внутренние угрозы, а так же создана база, позволяющая при внезапном возникновении и реализации новых угроз быстро их ликвидировать .
Так как понятие «экономической безопасности» комплексное и сложное, то исходя из него, можно сделать вывод, что одновременно на ее уровень влияют множество разрозненных показателей, группа которых входит в укрупненный фактор — импортозамещение. Под политикой импортозамещения понимается такой комплекс мер по организации экономической деятельности, при котором государство ориентировано на поддержку и создание производств, которые производят конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке продукцию, аналоговую либо превосходящую по потребительским характеристикам закупаемой за рубежом, с одновременным повышением и/или установлении барьеров для ее импорта. Из данного определения следует, что при успешной реализации данной политики страна становится менее зависимой от внешних шоков, а так же от неэкономических мер иностранных государств по сдерживанию развития национальной экономики. Так же можно утверждать, что проведение импортозамещения невозможно без поддержки развития научно-технического потенциала страны.
Таким образом, взаимосвязь импортозамещения и уровня экономической безопасности страны очевидна и проявляется посредством его прямого влияния на составные компоненты экономической безопасности: независимость и способности к прогрессу и саморазвитию, что в свою очередь обеспечивает стабильность и постоянство экономики.
Оценить и доказать эффект от этого воздействия на национальную экономику возможно через анализ показателей, непосредственно зависящих от рассматриваемой политики. Согласно данным Росстата показатели, характеризующие проводимую политику импортозамещения в России, объединяются в 3 группы, такие как торговля, сельское хозяйство и данные о производстве импортозамещающих пищевых продуктов .