Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Достоинства и недостатки политики импортозамещения как фактора обеспечения экономической безопасности России

baby_devochka 1650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.04.2022
Цель работы – заключается в анализе достоинств и недостатков политики импортозамещения как фактора обеспечения экономической безопасности России. Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи: 1. Охарактеризовать понятие и инструменты политики импортозамещения; 2. Рассмотреть сущность и элементы экономической безопасности; 3. Обосновать роль импортозамещения в обеспечении экономической безопасности; 4. Проанализировать возможность применения инструментов политики импортозамещения; 5. Выявить проблемы и особенности импортозамещения в России; 6. Дать оценку уровню экономической безопасности России; 7. Охарактеризовать перспективы политики импортозамещения как инструмент обеспечения экономической безопасности России. Объектом исследования данной работы является политика импортозамещения. Предметом исследования является особенность политики импортозамещения как фактора обеспечения экономической безопасности. Степень разработанности проблемы: Фундаментальные основы политики импортозамещения заложены в трудах У. Галенсона, Г. Брутона, Л. Вестфаля, Т. Уилкинсона, А. Хиршмана, А. Кругера, Дж. Грея, Р. Вейда, А. Амсде, У. Тейта, Дж. Шихана, Я. Литтла, Т. Скитовского, Ф. Листа, Р. Пребиша, Г. Зингера, М. Скотта, П. Кадочникова, Н. Волчковой, А. Кнобеля, В. Оболенского. История российского импортозамещения проанализирована в работах А. Строганова, Л. Жилиной, И. Пичурина, В. Кондрашина, Д. Ушкаловой. Практическая значимость работы определяется научными результатами, методическими разработками и практическими рекомендациями, представленными в ее содержании, и заключается в разработке методических основ и практических рекомендаций по совершенствованию механизма регулирования политики импортозамещения. Структура работы: введение, трех глав, заключения и списка литературы.
Введение

Актуальность исследования. Экономическая устойчивость хозяйственной системы страны представляет собой прочность, стабильность и надежность ее межэлементных связей, что позволяет сохранять целостность и адаптивные способности системы в условиях внутренних и внешних вызовов. Способность к экономическому развитию предполагает комплексный поступательный процесс прогрессивных изменений системы социально-экономических отношений, институциональной структуры, ключевых показателей развития важнейших отраслей производства, инновационного и информационного секторов экономики, науки, образования, социальной сферы. Это находит выражение в росте доходов на душу населения и улучшении качества жизни, что по сути и является выражением национальных интересов страны. Таким образом, под экономической безопасностью следует понимать способность экономической системы страны к долгосрочному устойчивому развитию в целях реализации национальных интересов в условиях внутренних и внешних вызовов. В условиях применения со стороны США и их экономических партнеров, затянувшихся на годы экономических санкций против России актуальность решения этой задачи для нашей страны многократно возрастает.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5 1.1. Понятие и инструменты политики импортозамещения 5 1.2. Сущность и элементы экономической безопасности 13 1.3. Роль импортозамещения в обеспечении экономической безопасности 19 ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ 27 2.1. Применение инструментов политики импортозамещения 27 2.2. Проблемы и особенности импортозамещения в России 34 ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ 42 3.1. Оценка уровня экономической безопасности России 42 3.2. Перспективы политики импортозамещения как инструмент обеспечения экономической безопасности России 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Список литературы

1. Абакумова, О.Г. ВПС: Макроэкономика. КЛ. / О.Г. Абакумова. - М.: Приор, 2017. - 224 c. 2. Агашина И.В., Дмитриева С.Ю. Евросоюз: история и развитие // Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2017. - № 5. – С. 277-283. 3. Анчишкин, А. И. Прогнозирование темпов и факторов экономического роста / А.И. Анчишкин. - М.: МАКС Пресс, 2017. - 300 c. 4. Андрианов, К. Н. Программы и направления социально-экономического и промышленного развития РФ и ее партнеров по ТС и ЕЭП [Текст] / К. Н. Андрианов // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2013. - No 10-12. - C. 26-30. 5. Андрианов, К. Н. Эволюция и виды государственной промышленной политики [Текст] / К. Н. Андрианов // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2013. - No 7-9. - C. 48-54. 6. Ахобадзе, Д. Т. Стратегическое развитие промышленных моногородов России: научное обеспечение и пути реализации: монография [Текст] / Д.Т. Ахобадзе. - СПб. - 2013. - 229 с. 7. Баландин, С. А. Концептуальные основы разработки и реализации промышленной политики в России [Текст] / С. А. Баландин // Экономика и предпринимательство. - 2014. - No 1-3. - С. 95-99. 8. Бальцерович, Л. Кто виноват - рынок или политика? Экономический рост после социализма / Л. Бальцерович. - М: СИНТЕГ, 2014. - 24 c. 9. Баранова, Е.П. Инфляция и международные экономические отношения капиталистических стран / Е.П. Баранова. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 112 c. 10. Балашов, А.И. Экономическая теория: Учебник. / А.И. Балашов и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 527 c. 11. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: Учебник для студентов, обучающихся по эконом. специальностям / В.З. Баликоев. - М.: Омега-Л, 2013. - 684 c. 12. Бодрова, Е. В. О приоритетах промышленной политики: феномен перестройки [Текст] / Е. В. Бодрова // Власть. - 2013. - No 6. - C. 155-158. 13. Бодрунов, С. Д. К вопросу о реиндустриализации российской экономики [Текст] / С. Д. Бодрунов // Экономическое возрождение России. - 2013. - No 4. - C. 4-26. 14. Булетова Н. Е. Перспективы российского законодательства в сфере государственной промышленной политики [Текст] / Н. Е. Булетова, И. В. Горелова // Право и экономика. - 2013. - No 11. - C. 4-10. 15. Войтоловский, Н. В. Особенности реализации промышленной политики в Российской Федерации на современном этапе развития экономики [Текст] / Н. В. Войтоловский, М. М. Подшивалова // Журнал правовых и экономических исследований. - 2013. - No 4. - С. 250-255. 16. Гатаулин, А.М. Экономическая теория: микро- и макроэкономика: Учебное пособие / А.М. Гатаулин. - М.: ФиС, 2017. - 432 c. 17. Герасименко, В.П. Финансы и кредит: Учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2016. - 384 c. 18. Гребенников, П.И. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич. - Люберцы: Юрайт ИД, 2015. - 686 c. 19. Глазьев, С.Ю. Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике / А. Д. Некипелов, С. Ю. Глазьев. — М., 2013. – 234 с. 20. Говорун, А. В. Очерки модернизации российской промышленности: поведение фирм [Текст] / А. В. Говорун, В. В. Голикова // Высш. шк. экономики - Нац. исслед. ун-т. - М., 2014. - 397 с. 21. Горячева, Т. В. Инновационная деятельность как главный фактор промышленного роста [Текст] / Т. В. Горячева // Инновационная деятельность. - 2016.- N 3. - С. 15-18. 22. Губин Б.В. Финансовое обеспечение новой индустриализации экономики России / Б.В. Губин, В.И. Павлов; [Ин-т экономики РАН]. - М., 2013. - 48 с. 23. Гукасян, А. В. Инновационно-ориентированная промышленная политика: проблемы, тенденции и приоритеты [Текст] / А. В. Гукасян, А. А. Полиди, Г. Л. Баяндурян. - Краснодар, - 2013. - 139 с. 24. Ефимова, Е.Г. Экономическая теория. Ч. 2 Макроэкономика / Е.Г. Ефимова, М.Д. Заславская, И.С. Потапова и др. - М.: МГИУ, 2018. - 243 c. 25. Заболотский, А. А. Неоиндустриальные предпосылки и сложности в освоении и адаптации новых технологий [Текст] / А. А. Заболотский // Инновации. - 2013. - No 11. - C. 56-65. 26. Завадников, В. Е. О промышленной политике Российской Федерации [Текст] / В. Е. Завадников // Общество и экономика. - 2009. - N 2. - С.5 -39. 27. Ивантер, В. В. Требования к промышленной политике в инвестиционном сценарии [Текст] / В. В. Ивантер, М. К. Узяков, А.А. Широв // Экономист. - 2013. - No 5. - C. 3-17. 28. Ивантер, В. В. Модернизация промышленности в условиях ВТО [Текст] / В. В. Ивантер, С. Д. Бодрунов, С. В. Кузнецов // Экономическое возрождение России. - 2013. - N 2. - C. 45-100. 29. Идрисов, Г. И. Промышленная политика России в современных условиях: учеб. пособие [Текст] / Г. И. Идрисов. – М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. – 160 с. 30. Иншакова, А. О. Промышленная политика РФ: правовые принципы и механизмы поддержки хозяйствующих субъектов [Текст] / А. О. Иншакова // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2015. - N 3. - С. 61-65. 31. Кетова, Н. П. Промышленная политика Российской Федерации: структура, механизм реализации, поддержка малого бизнеса [Текст] / Н. П. Кетова, М. Н. Мечикова. - Таганрог, - 2013. - 156 с. 32. Клейнер, Г. Б. Концепция федерального закона «О промышленной политике Российской Федерации» [Текст] / Г. Б. Клейнер // Экономическая наука современной России. - 2013. - No 3. - С. 70-75. 33. Котцев, К. Э. Продвижение продукции высокотехнологичного комплекса России на мировой рынок [Текст] / К. Э. Котцев. - М., 2013. - 22 с. 34. Краснюк, Л. В. Необходимость государственного регулирования промышленной политики [Текст] / Л. В. Краснюк // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2013. - No 5. - C. 137-141. 35. Купцов, М.М. Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система: Учебное пособие / М.М. Купцов. - М.: ИЦ РИОР, 2015. - 121 c. 36. Липсиц, И. В. Экономика. (Бакалавриат) [Текст]: учеб. Пособие / И. В. Липсиц - М.: 2013. - 312 с. 37. Мамедов, О.Ю. Современная экономика [Текст]: учеб. пособие. / О. Ю. Мамедов — Р-н / Д: Феникс, 2011. - 456 с. 38. Мантуров, Д. В. Динамика промышленного производства и совершенствование промышленной политики Российской Федерации: материалы заседания Государственной Думы 22 января 2014 г. [Текст] / Д. В. Мантуров // Стенограмма заседаний. Бюллетень / Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации. - 2014. - Бюл. No 143 (1381). - С. 35-39. 39. Маршалл, А. Прринципы экономической науки / А. Маршалл. - М.: Прогресс, 2015. - 96 c. 40. Молоканов А.И. Состояние и перспективы торгово-инвестиционных отношений США и ЕС // Экономика и предпринимательство. - 2017. - No 9. – С. 1141-1146. 41. Мишкин, Ф.С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков / Ф.С. Мишкин; Пер. с англ. О.К. Островская; Пер. с англ. А.А. Рыбянец. - М.: Вильямс, 2013. - 880 c. 42. Матвиенко, В. И. Новый технологический уклад и его законодательная поддержка [Текст] / В. И. Матвиенко // Парламентский журнал Народный депутат. - 2013. - No 10. - C. 17-19. 43. Мирзабекова, М. Ю. Особенности современной промышленной политики [Текст] / М. Ю. Мирзабекова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - No 4 - С. 181-184. 44. Мокрецова, Е. С. Оценка инновационной активности предприятий и отраслей промышленности в целях обеспечения их устойчивого экономического развития [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Е. С. Мокрецова. - Н. Новгород, 2013. - 23 с. 45. Некипелов, А. Д. Приоритеты долгосрочного социально-экономического развития [Текст] / А. Д. Некипелов // Экономические и социальные перемены. - 2013. - No 6. - C. 18-31. 46. Никитина, Е. А. Сравнительный анализ к определению конкурентоспособности промышленного предприятия [Текст] / Е. А. Никитина. - Белгород, - 2013. - 117 с. 47. Новицкий, Н. А. Экономические предпосылки инновационной реиндустриализации в России [Текст] / Н. А. Новицкий // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2013. - N 3. - C. 103-109. 48. Носова, С. С. Экономическая теория для бакалавров [Текст]: учеб. пособие / С. С. Носова - М.: Кнорус. - 2011. - 792 с. 49. Осипова, Ю. М. Развитие экономики России: проблемы и решения [Текст]: учеб. пособие / Ю. М. Осипова, С. Ю. Синельникова, А. А. Антропова - М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. - 148 с. 50. Остапкович, Г. А. Инвестиционная активность российских промышленных организаций: итоги 2013 года / Г. А. Остапкович // Инвестиции в России. - 2015. - No 1. - C. 21-26. 51. Оркуша, М. А. Критерии оценки эффективности промышленной политики [Текст] / М. А. Оркуша // Вестник экономической интеграции. - 2014. - № 1. - С. 59-65. 52. Пилипенко, П. П. Особенности внедрения инноваций в отечественной промышленности [Текст] / П. П. Пилипенко // Экономика и право. XXI век. - 2013. - No 1. - C. 32-38. 53. Плотников, В. А. Российская промышленность: текущее состояние и перспективы развития [Текст] / В. А. Плотников // Экономика и управление - 2015. - No 5. - С. 103. 54. Пономарева, Е. С. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст]: учеб. пособие / Е. С. Пономарева, Л. А. Кривенцова - М.: 2012. - 287 с. 55. Разорвин, И. В. Промышленная политика в России [Текст] / И. В. Разорвин, В. И. Салчинский, А. В. Анисимов. - Екатеринбург, 2013. - 295 с. 56. Рогалев, Н. Д. К вопросу об изменении условий реализации инновационной промышленной политики в России [Текст] / Н. Д. Рогалев, Е. Э. Толикова // Транспортное дело России. - 2016. - No 6. - С. 42-43. 57. Рыбаков, Ф. Ф. Промышленная политика: российский опыт и новые горизонты [Текст] / Ф. Ф. Рыбаков // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2016. - No 6. - C. 31-34. 58. Рыбалкин, В. Е. Международные экономические отношения [Текст]: учеб. пособие. / В. Е. Рыбалкин. - М.: Экономистъ, 2012. - 647 с. 59. Рейснер, Л. И. Развивающиеся страны. Очерк теорий экономического роста / Л.И. Рейснер. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 2015. - 336 c. 60. Седегов, Р.С. Оптимизация информационно-экономической системы предприятия / Р.С. Седегов, Н.М. Орлова, Ю.И. Сидоров. - М.: Экономика, 2015. - 320 c. 61. Саламатов В.Ю. Мегарегиональные торговые соглашения // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. - № 9. – С. 17-23. 62. Самсоненко, Г. Г. Региональная экономика и управление / Г.Г. Самсоненко, А.В. Соляр. - М.: ИВЭСЭП, 2016. - 192 c. 63. Сироткина, Н. В. Формирование и реализация промышленной политики на макро- и микроуровне: монография [Текст] / Н. В. Сироткина, М. Г. Аллабян. - Воронеж, 2013. - 271 с. 64. Собко, C. В. Промышленная политика: перспективы развития отраслей [Текст] / C. В. Собко // Федеральный справочник - М.: Центр стратег. партнерства, 2013. - Вып. No 27. - C. 33-40. 65. Сухарев, О. С. Реиндустриализация России: возможности и ограничения [Текст] / О. С. Сухарев // Экономист. - 2015. - N 3. - C. 6-12. 66. Сысоев, Е. В. Актуальные аспекты совершенствования государственной промышленной политики [Текст] / Е. В. Сысоев // Транспортное дело России. - 2013. - No 5. - С. 193. 67. Татуев, А. А. Новый этап промышленного развития российской экономики [Текст] / А. А. Татуев, Е. Н. Стефанчук, М. М. Хоконов // Экономика в промышленности. - 2016. - No 1. - C. 9-14. 68. Терновская, Е. П. Финансовое обеспечение промышленной политики в России [Текст] / Е. П. Терновская // Экономические аспекты развития промышленных предприятий в России в условиях глобализации.: сб. ст. - М., - 2013. - C. 85-90. 69. Тихомирова, И. Инвестиционный климат в России: региональные риски / И. Тихомирова. - М.: Издатцентр, 2015. - 320 c. 70. Фальцман, В. К. Приоритеты структурной политики: импортозависимость, импортозамещение, возможности экспорта инновационной продукции промышленности [Текст] / В. К. Фальцман // ЭКО. - 2014. - No 5. - C. 166-180. 71. Филатов, В. И. Новая индустриализация как условие формирования инновационной модели развития российской экономики: [Текст] / В. И. Филатов, Г. А. Власкин // Ин-т экономики Рос. акад. наук. - 2014. - N 3 - 58 с. 72. Фомин, Е. П. Институциональные характеристики индустриальной сферы [Текст] / Е. П. Фомин, Н. Е. Фомина, С. В. Маркевич // Вопросы экономики и права. - 2013. - No 12. - C. 90-98. 73. Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: РИОР, 2016. - 160 c. 74. Худокормов, А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: Учебное пособие / А.Г. Худокормов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c. 75. Чернецова, Н.С. Экономическая теория: Учебное пособие / Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2013. - 264 c. 76. Шуйский, В. П. Реиндустриализация России: возможности импорта технологий [Текст] / В. П. Шуйский // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - No 3. - C. 28-37. 77. Щербаков, В. Н. Варианты инновационного развития промышленности / В. Н. Щербаков, А. В. Дубровский, К. В. Самсонов [Текст] // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. - 2013. - No 4. - C. 9-12. 78. Эльянов, А. Я. Развивающиеся страны: проблемы экономического роста и рынок: моногр. / А.Я. Эльянов. - М.: Мысль, 2015. - 294 c. 79. Янин, А. Н. Региональная экономика и управление / А.Н. Янин. - М.: Проспект, 2016. - 248 c.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1. Понятие и инструменты политики импортозамещения Процессы импортозамещения играют большую роль для развивающихся и трансформирующихся экономик. Сейчас проблемами импортозамещения занимаются и многие российские ученые. За последнее время появилось несколько исследований, где авторы ищут новые подходы к определению понятия «импортозамещение». Импортозамещение можно рассматривать с нескольких позиций: как экономическую категорию, как экономический процесс и как государственную экономическую политику или стратегию промышленной политики государства. Так, Е. Н. Назарчук указывает на то, что «под импортозамещением следует понимать, прежде всего, увеличение производства отечественной продукции при снижении потребления импортных товаров (только для товаров, по которым такое замещение возможно и экономически целесообразно)» . По мнению Л. Н. Перегородиевой, «импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя, путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства» . П. А. Кадочников под процессом импортозамещения понимает «увеличение производства и внутреннего потребления отечественных товаров при снижении потребления импортных товаров (в физическом выражении)» . Автор Н. А. Сучкова справедливо выделяет два подхода к понятию «импортозамещение». Первый подход рассматривает импортозамещение как некий нерегулируемый, в целом положительный для страны, часто ограниченный временными рамками процесс, в результате которого происходит поэтапная замена зарубежной продукции и товаров их отечественными аналогами. Во втором подходе используется широкий функциональный взгляд, рассматривающий импортозамещение как определенный тип экономической стратегии и политики государства, направленных на замену импорта товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства. Высокие импортные пошлины сочетаются с налоговыми льготами местным производителям. Разрабатывается и реализуется программа развития необходимой производственной инфраструктуры. Проведение импортозамещающей стратегии характерно для импортозамещающего этапа индустриализации . В статье А. Н. Макарова можно найти трактовку импортозамещения с позиций потребностей региональной экономики: «…под импортозамещением традиционно понимается рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных регионом целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров. В условиях проведения политики импортозамещения доминирует концентрация собственных усилий и ресурсов на формирование конкурентоспособного рыночного хозяйства» . Таким образом, в целом импортозамещение может рассматриваться и как экономическая категория, и как процесс, и как стратегия, реализуемая государством, однако сущность импортозамещения едина – это рост отечественного производства, замещающего импортные товары. Политика импортозамещения – это целенаправленные действия правительства, направленные на создание, поддержку и развитие производства тех товаров, которые, будучи произведенными внутри страны, по объективным причинам могут обладать конкурентными преимуществами по отношению к аналогичным импортируемым товарам . Существует мнение, что политика импортозамещения в России должна придерживаться следующих правил: отказ от фетишизации роли конкуренции в развитии современной экономики, отказ от принципа невмешательства государства в экономику и отказ от представления о том, что государство не является эффективным менеджером . Однако перечисленные правила в значительной мере нарушают рыночное устройство экономики. По мнению авторов, основными принципами импортозамещения должны стать следующие: - ограниченность во времени. Действие мер поддержки производителей, а также достижение поставленных целей должны укладываться в строго ограниченные временные рамки. Иными словами, поддержка импортозамещения должна осуществляться только на этапе создания нового производства или в целях помощи в кризисный период; - стратегический характер. Данная политика представляет собой совокупность большого количества разнообразных мер, объединенных общей целью, и представлена, как правило, в виде программы действий, принятой на государственном уровне; - меры импортозамещающей политики могут носить только стимулирующий, но не принуждающий или директивный характер. История знает немало примеров , когда в погоне за форсированием производства отечественных товаров правительства пренебрегали объективными экономическими законами и создавали чрезмерно благоприятные условия для ведения внутренней экономической деятельности. На какое-то время это создавало новые рабочие места и обеспечивало определенный экономический рост. Однако в дальнейшем это приводило к самоизоляции от мировой экономики, технологическому и конкурентному отставанию, неэффективному управлению и использованию ресурсов. Кроме того, это вынуждало выстраивать более капитало- и ресурсоемкие производственные цепочки, что приводило к глубокому экономическому кризису; - основным мерилом успешности политики импортозамещения является динамика конкурентоспособности отечественной продукции и национальной экономики в целом. М. Портер утверждал, что основным показателем, определяющим конкурентоспособность национальной экономики, является ее производительность , т.е. объем производимой продукции на единицу затраченного фактора производства ( труда, капитала и т. д.). Соответственно, для успешной реализации политики импортозамещения в первую очередь необходимо воздействовать на рост конкурентоспособности отечественной продукции, что означает постоянный и более быстрый, чем у стран-конкурентов, рост производительности экономики в целом. Рассмотрим подробнее представленные на рисунке 1 инструменты импортозамещающей политики по основным, присущим им признакам. 1. По характеру воздействия. В самом общем смысле меры – это любые действия правительства, направленные на реализацию политики импортозамещения. Все меры делятся на защитные и стимулирующие. Защитные меры призваны защитить отечественных производителей от более сильных иностранных конкурентов путем создания торговых барьеров или действий, направленных на снижение конкурентоспособности иностранной продукции на внутреннем рынке. Защитные меры делятся на компенсирующие и протекционистские: Рисунок 1. Классификация импортозамещающих мер по характеру воздействия - компенсирующие меры – принимаются для нейтрализации негативных последствий протекционистской политики другого государства. Они вводятся в действие в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2033 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и включают в себя введение антидемпинговых мер, компенсирующих пошлин, торговых квот и другие способы защиты своих производителей; - протекционистские меры – это ограничение импортной деятельности или создание условий, делающих коммерчески не выгодным ввоз товаров на таможенную территорию в связи с ценовой неконкурентоспособностью. Стимулирующие меры применяются в целях повышению конкурентоспособности отечественной продукции по отношению к иностранной. Как правило, они состоят в создании более благоприятных условий для ведения бизнеса, введения особых налоговых и торговых режимов, субсидировании производства и т.д. Их можно разделить на поддерживающие и развивающие: - поддерживающие меры (субсидирование, налоговые льготы, бюджетные кредиты и т.д.) применяются для сохранения отечественного производства, его перевооружения или модернизации, разработки новых продуктов, чтобы сделать производимые товары более конкурентоспособными. Классический пример – поддержка отечественного автопрома в целом и ОАО «АвтоВАЗ» в частности ; - развивающие меры применяются в тех случаях, когда отечественного производства какого-либо товара или товарной группы не существует вообще и его необходимо создавать. Участие государства необходимо для преодоления барьеров при вхождении производителя на рынок. Последняя группа, в свою очередь, делится на мероприятия, имеющие внутренний или внешний источник финансирования. Внутренним источником финансирования чаще всего выступает бюджет, и, как правило, это касается стратегических отраслей (например, оборонно-промышленного комплекса). В коммерческой сфере при создании новых производств целесообразно привлекать внешние инвестиции, так как с ними обычно приходят иностранные технологии и специалисты. 2. По интенсивности воздействия на экономических субъектов. Здесь импортозамещающие меры целесообразно разделить на создаваемые механизмы и используемые инструменты. Механизмы – это меры, требующие наиболее интенсивного участия государства на начальном этапе и действующие в «автоматическом» режиме на всех последующих, до момента их остановки (введение специальных налоговых режимов, таможенных ограничений, особых экономических зон и т.д.). Инструменты – это меры, непосредственно влияющие на экономических субъектов и требующие постоянной работы государственных органов, контроля и корректировки действий (выделение субсидий, финансовой помощи, кредитов и т.д.). Сюда же входит так называемое «ручное управление», т.е. взаимодействие государства непосредственно с собственниками и руководителями предприятий для достижения ими поставленных правительством целей. 3. По широте воздействия. В соответствии с данным признаком меры можно разделить на общие и целенаправленные. Общие меры состоят в создании благоприятных социально-экономических условий для ведения бизнеса и развития производства. К таковым можно отнести обеспечение политической стабильности, эффективной финансовой системы, борьбу с коррупцией, рост уровня образования и науки и т.д. . Специальные меры направлены на конкретные территории, отрасли и предприятия, выпуск определенных товаров. 4. По затратности. Можно выделить меры, требующие расходов из государственного бюджета и не требующие таковых. При этом к затратным мерам следует отнести не только те, которые предполагают прямое финансирование (субсидии, государственные инвестиции), но и те, которые прямых расходов не требуют (повышение торговых пошлин или торговое эмбарго может привести к снижению доходов бюджета). 5. По направленности воздействия. Импортозамещающие меры могут быть направлены как на внутренних производителей, так и на внешних. Как правило, политика импортозамещения строится по принципу: внутренних производителей поощрять, от внешних – отгораживаться. Хотя Россия является членом ВТО и Таможенного союза, возможностей для защиты внутреннего рынка у нее осталось более чем достаточно. 6. По территориальному принципу. Применяемые меры бывают не имеющие границ (действующие на всей территории государства) и ограниченные (т.е. меры, действие которых распространяется только на определенную территорию). Приведенная классификация показывает, что российское правительство располагает достаточно большим набором способов реализации политики импортозамещения. При правильном использовании всех возможностей она может быть вполне эффективной. Стоит отметить, что Правительство РФ отказалось от всей группы мер, имеющих внешний источник финансирования, и сконцентрировалось на внутренних ресурсах страны, хотя на протяжении 2000-х гг. именно иностранные инвестиции были главным двигателем импортозамещающих процессов. При этом до сих пор слабо применяются меры, не связанные с затратами. Например, одна из проблем продвижения отечественных товаров на потребительский рынок состоит в стойкой убежденности населения в их плохом качестве, что далеко не всегда соответствует действительности. Вероятно, целенаправленная информационная кампания могла бы побороть данный стереотип, не потребовав высоких затрат. Недостаточно применяются и меры территориально ограниченной группы. В этом случае можно было бы вовлечь в процесс импортозамещения потенциалы регионов и муниципалитетов. Таким образом, завершая данный параграф исследования, сформулируем следующие выводы: 1. Импортозамещение - это такое развитие национальной экономики, при котором товары, производимые внутри страны, обладают более высокими конкурентными преимуществами на внутреннем рынке по сравнению с импортируемыми. 2. Политика импортозамещения - целенаправленное воздействие государства на национальную экономику и создание таких институциональных условий, при которых обеспечивается возможность создания и развития производства внутри страны товаров, более конкурентоспособных на внутреннем рынке по сравнению с импортируемыми. 1.2. Сущность и элементы экономической безопасности Действующие положения, принципы обеспечения и основы реализации национальной экономической безопасности включены в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (далее – Стратегия), утвержденную Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (в ред. от 01.07.2014) . Исходя из концепции Стратегии, экономическая безопасность, с одной стороны, является частью национальной безопасности Российской Федерации, ее субъектов и отдельных хозяйствующих субъектов. В документе записано: «Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности» . Таким образом, при сопоставлении безопасности с экономической и национальной, существует два подхода к определению взаимосвязи между этими понятиями. 1. Экономическая безопасность выступает в качестве подсистемы национальной безопасности, которая отвечает за экономическую деятельность общества, включая совокупность отношений, которые формируются в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта и воспроизводства национального богатства. , 2. Экономическая безопасность - это финансовая и материальная база, обеспечивающая национальную безопасность; следовательно, чем выше уровень экономического развития страны и чем больше у нее экономических ресурсов (или контроля), тем выше степень защиты от возможных угроз. Экономика как экономическая деятельность обеспечивает жизнедеятельность общества - государства и личности - следовательно, жизнеспособность экономики, а экономическая безопасность является систематизирующей основой общественной, национальной и личной безопасности. Все эти компоненты безопасности не могут быть реализованы без экономической поддержки. Кроме того, экономические факторы и условия являются основными в системе обеспечения безопасности и развития на разных экономических и социальных уровнях. Начиная с 1990-х гг. наблюдается рост интереса со стороны отечественных авторов к проблематике экономической безопасности. Понятие экономической безопасности уже вошло в нормативные документы и заняло прочное место в общественных и политических дискуссиях по экономическим вопросам. Однако, как замечает С.А. Афонцев, значительная часть российского экономического сообщества не считает понятие экономической безопасности научным или отрицает его принадлежность экономической науке . Кроме того, наблюдаются существенные разногласия относительно дефиниции этого термина. Российские экономисты предлагают различные концептуальные подходы к определению сущности и структурных составляющих экономической безопасности. Так, по словам Волобуева Д.В. понятие «экономическая безопасность страны» объясняет способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы его основных действующих лиц в рамках национальных экономических традиций и ценностей. Обеспечение экономической безопасности является гарантией: независимости страны; стабильная и эффективная жизнь общества; добиться определенных успехов в экономической, политической, социальной сферах . Цейковец Н.В. утверждает, что категория экономической безопасности, появившаяся в XX веке и получившая определённое признание в экономической науке, объединяет в себе совокупность различных подходов к оценке устойчивости и конкурентоспособности экономических систем . В целом можно выделить три основных концептуальных подхода к определению сущности экономической безопасности, в каждом из которых представлены различные авторские трактовки указанного термина. Первый подход связан с рассмотрением экономической безопасности как совокупности условий и факторов, обеспечивающих развитие, эффективность экономики и защиту хозяйства от внешних и внутренних угроз (Л.И. Абалкин, А.И. Илларионов, Т.Н. Агапова, А.И. Татаркин, А.А. Куклин и др.). Условия, как общеметодологическая категория, обозначают основу или предпосылки, определяющие будущее развитие или функционирование объекта или процесса. Факторы описываются как причины или движущие силы какого-либо процесса, формирующие его характер или отдельные его черты. Таким образом, среда по отношению к экономическим системам представляет собой совокупность условий и факторов, определяющих функционирование и развитие общественно-экономической системы в целом, включая производственные, общественные отношения и институты. В этом смысле нам представляется, что рассмотрение экономической безопасности как безопасной среды для развития, эффективного функционирования социально-экономической системы является достаточно спорным. Второй подход определяет экономическую безопасность как состояние экономики, при котором обеспечиваются социально-экономическое развитие, защита экономических и национальных интересов и устойчивость к воздействию негативных и дестабилизирующих факторов (В.К. Сенчагов, С.Ю. Глазьев, Г.С. Вечканов, Д.В. Гордиенко, И.Я. Богданов, В.С. Загашвили, А.А. Пороховский, А.П. Градов и др.). Концептуальный подход, определяющий экономическую безопасность как состояние экономики, представляется нам наиболее логичным, поскольку отражает динамичность, развитие экономических процессов во времени и характеризуется определенным набором параметров. Третий подход трактует понятие «экономическая безопасность» как свойство или характеристику экономической системы (В.Л. Тамбовцев, С.А. Афонцев, В.А. Савин, А.В. Возжеников, Е.М. Бухвальд, Н.Г. Гловацкая, С.В Лазуренко, Ю.И. Владимиров, А.С. Павлов и др.). Третий концептуальный подход рассматривает экономическую безопасность как отдельное свойство или характеристику экономической системы (или же их совокупность), которые обеспечивают способность системы к достижению целей, функционированию и развитию, ее защищенность и устойчивость к воздействию негативных и дестабилизирующих факторов. В данной трактовке безопасность экономической системы представляет собой фундаментальное свойство системы, необходимое для ее существования. Подобная трактовка термина «экономическая безопасность» представляется не совсем корректной в связи с тем, что нахождение системы в состоянии безопасности определяется уровнем ее защищенности, надежности, устойчивости и жизнеспособности, которые являются качественными характеристиками общественно-экономической системы и обеспечивают ее функционирование и развитие. Следовательно, безопасность не может являться характеристикой или свойством социально-экономической системы. Благодаря данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, составлена таблица 1, в которой продемонстрированы составляющие для оценки экономической безопасности РФ. Таблица 1 Составляющие для оценки экономической безопасности РФ № Наименование показателя Субъект официального статистического учёта 1. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (ВВП) Валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности) Доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте Степень износа основных фондов Индекс промышленного производства Индекс производительности труда Уровень инфляции Энергоемкость валового внутреннего продукта Доля инвестиций в машины, оборудование в общем объеме инвестиций в основной капитал Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте Доля организаций, осуществляющих технологические инновации Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума Оборот розничной торговли Росстат 2. Индекс денежной массы Чистый ввоз (вывоз) капитала Отношение международных резервов Российской Федерации к объему импорта товаров и услуг Сальдо торгового баланса Банк России 3. Внутренний государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг Внешний долг Российской Федерации, в том числе государственный внешний долг Уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации Минфин России 4. Коэффициент напряженности на рынке труда Роструд 5. Дефицит федерального бюджета, в том числе не нефтегазовый дефицит федерального бюджета Казначейство России 6. Индекс физического объема экспорта и импорта Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта ФТС России 7. Индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств Минпромторг Рссии, Минэкономразвития России 8. Уровень преступности в сфере экономики МВД России Рассмотренные в таблице 1 показатели можно сгруппировать в такие составляющие: - макроэкономическая; - финансовая; - внешнеэкономическая; - инвестиционная; - научно-технологическая; - энергетическая; - производственная; - демографическая; - социальная; - продовольственная безопасность. Итак, категориальные определения экономической безопасности весьма разнообразны, что, на наш взгляд, свидетельствует о сложности и динамичности изучаемого явления в пространственно-временном, структурно-уровневом и функциональном аспектах. В то же время при всем разнообразии имеющихся теоретических структур и их методологических инструментов можно проследить тенденцию к обобщению местных подходов и отражению общих стабильных, существенных, объективных характеристик экономической безопасности. Таким образом, экономическая безопасность - это состояние защиты экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны с целью удовлетворения социально-экономических потребностей граждан при оптимальных затратах на рабочую силу и разумном использовании природных ресурсов. 1.3. Роль импортозамещения в обеспечении экономической безопасности Экономическая безопасность национальной экономики предполагает в первую очередь такое состояние народного хозяйствовании, при котором исключены или сведены к минимуму его внешние и внутренние угрозы, а так же создана база, позволяющая при внезапном возникновении и реализации новых угроз быстро их ликвидировать . Так как понятие «экономической безопасности» комплексное и сложное, то исходя из него, можно сделать вывод, что одновременно на ее уровень влияют множество разрозненных показателей, группа которых входит в укрупненный фактор — импортозамещение. Под политикой импортозамещения понимается такой комплекс мер по организации экономической деятельности, при котором государство ориентировано на поддержку и создание производств, которые производят конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке продукцию, аналоговую либо превосходящую по потребительским характеристикам закупаемой за рубежом, с одновременным повышением и/или установлении барьеров для ее импорта. Из данного определения следует, что при успешной реализации данной политики страна становится менее зависимой от внешних шоков, а так же от неэкономических мер иностранных государств по сдерживанию развития национальной экономики. Так же можно утверждать, что проведение импортозамещения невозможно без поддержки развития научно-технического потенциала страны. Таким образом, взаимосвязь импортозамещения и уровня экономической безопасности страны очевидна и проявляется посредством его прямого влияния на составные компоненты экономической безопасности: независимость и способности к прогрессу и саморазвитию, что в свою очередь обеспечивает стабильность и постоянство экономики. Оценить и доказать эффект от этого воздействия на национальную экономику возможно через анализ показателей, непосредственно зависящих от рассматриваемой политики. Согласно данным Росстата показатели, характеризующие проводимую политику импортозамещения в России, объединяются в 3 группы, такие как торговля, сельское хозяйство и данные о производстве импортозамещающих пищевых продуктов .
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 105 страниц
600 руб.
Дипломная работа, Экономика, 56 страниц
3000 руб.
Дипломная работа, Экономика, 63 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Экономика, 130 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg