Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Организационные формы обучения в системе профессионального обучения: история и современность

baby_devochka 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.04.2022
Цель работы: изучить формы организации обучения в системе профессионального обучения В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи курсовой работы: 1. Выявить сущность и содержание понятия «организационная форма обучения» 2. Определить классификацию форм обучения 3. Дать общую характеристику нетрадиционных форм обучения 4. Охарактеризовать особенности разработки и проведения нетрадиционных форм обучения Объектом исследования являются: формы обучения, применяемые в процессе профессиональной подготовки. Предмет исследования: особенности форм организации обучения Методы исследования: анализ психолого–педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта
Введение

Организационные формы обучения являются одним из элементов педагогической системы. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения говорят, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение. Латинское слово «forma» означает наружный вид, внешнее очертание. Исходя из этого, форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучающихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Установление форм обучения зависит от других элементов образовательного процесса: целей, содержания, методов и средств, состава участников процесса обучения, а также материальных условий обучения. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью, осуществляемая по определенному, заранее установленному порядку и режиму.
Список литературы

1. Абасов З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация. М.: Инновации в образовании. –2004. – № 3.– С. 118–130. 2. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости : монография . Казань: Центр инновационных технологий. 2015. –288 с. 3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 1977. – 256 с. 4. Батышев С.Я. Формы профессионального обучения. – М.: Профессиональная педагогика. 2010. –476с. 5. Борытко Н.М. Теория обучения : Учебник для студентов педагогических вузов. – Волгоград , 2006 . – 72 с. 6. Загвязинский И. / Теория обучения: современная интерпретация / Учебное пособие для студентов высш. учеб. зав. – М.: Издательский центр Академия. 2001. – 576 с. 7. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения. – М.: Academia. 2013. – 320 с. 8. Куписевич Ч. Основы общей дидактики . – М. 1986. – 245 с. 9. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. Специалист. №2. 1992. – 221 с. 10. Новиков А.М. Основания педагогики . Пособие для авторов учебников и преподавателей.: Издательство Эгвес. 2010 . – 208 с. 11. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. М. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя.: Педагогическое общество России. 1999.– 212 с. 12. Подласый И.П. Педагогика. том 1. Т.1. – М.,2000. – 576 с. 13. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преп. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство. 2001. – 272 с. 14. Ситаров В.А. Дидактика . Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. зав. – М.: Издательский центр Академия. 2002. – 368 с. 15. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. – М.: Форум Инфра-М. 2012. – 336 с. 16. Сластенин В.А. , Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика . Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. – М.: Издательский центр Академия. 2002. – 576 с. 17. Хохлова Т.П. Организационное поведение . Учебное пособие. – М.: Магистр. 2015. – 512 с. 18. Хуторская А.В. Дидактика . Учебник для вузов. Питер.: 2017. – 406 с. 19. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы . Учебное пособие. –М.: Логос. 2014. – 448 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Сущность и классификация форм профессионального обучения 1.1 История развития организационных форм в профессиональном обучении Мировой педагогической мысли и методике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Они зарождались, развивались, совершенствовались и постепенное отмирали. Все это связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в становлении общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в этой сфере. Встал вопрос о необходимости систематизации разнообразия форм организации обучения, формирования наиболее действенных, соответствующих духу времени, исторической эпохе [11]. В Древней Греции обучение было преимущественно индивидуальным, в период средневековья занятия проводились с небольшими группами обучающихся. Обобщив опыт братских школ Юго-Западной Руси в XVI в. (Луцкой, Львовской и др.), Я. А. Коменский теоретически обосновал классно-урочную систему обучения, характерной особенностью которой была организация обучения в форме урока [3]. В теории и практике образования накоплен значительное множество разнообразных форм обучения, что вызвало необходимость их классификации [7]. Система индивидуального обучения Самой старой формой учебного процесса, берущей свое начало в глубокой древности, является индивидуальная форма обучения. Суть ее заключается в том, что обучающие выполняют задания индивидуально, в доме преподавателя или обучающего. Помощь преподавателя выступала либо непосредственно, либо косвенно, оказываемая обучающему через изучения им учебника, автором которого являлся сам преподаватель. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно давало возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности обучаемого. Примером прямых и индивидуальных контактов преподавателя и обучаемого в современном мире является репетиторство. Индивидуальная форма организации обучения была единственной в античное время, в период Средневековья, а в некоторых странах широко использовалась до XVIII века. Последующие периоды развития общества она доминировала в практике семейного воспитания состоятельных слоев общества (например, в дворянских семьях, в зажиточных семьях, других слоев общества). Каковы же достоинства и недостатки этой формы организации обучения, которые, с одной стороны, послужили основанием тому, что в форме репетиторства она сохранилась и в наше время, и с другой ¬– уже в XVII веке в массовом масштабе уступила место новым формам организации учебного процесса? Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности слушателя, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося, так и в собственную деятельность преподавателя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны преподавателя и со стороны обучающего. Все это позволяет обучающему работать практично, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Разумеется, индивидуальное обучение в современных условиях предполагает наличие преподавателя с высокой педагогической квалификацией. Однако наряду с перечисленными достоинствами индивидуальное обучение страдает и рядом недостатков, за что уже в XVI веке оно было подвергнуто резкой критике. К числу этих недостатков следует отнести прежде всего его неэкономичность, некоторую ограниченность влияния преподавателя, вызванную тем, что, как правило, функция преподавателя сводилась к даче задания обучающего и проверке его выполнения. Недостатком также является ограниченность сотрудничества с другими слушателями, что отрицательно сказывалось на процесс социализации обучаемого, формирования умения работать в коллективе. Вот почему значение индивидуального обучения, начиная уже с XVI века, неуклонно снижается и постепенно уступает место индивидуально-групповой форме организации учебного процесса [15]. Индивидуально-групповая форма организации обучения Начиная с 16 века появляется новая форма организации учебного процесса – индивидуально-групповая. Суть этой формы заключается в том, что занятия преподаватель ведет уже не с одним обучающимся, а с целой группой разновозрастных слушателей, уровень подготовки которых был различный. В силу этого преподаватель вел учебную работу с каждым обучающимся отдельно. Он поочередно спрашивал у каждого обучающего пройденный материал, объяснял каждому в отдельности новый материал, давал индивидуальные задания. Остальные слушатели в это время занимались своим делом. Это позволяло обучающимся приходить в среднее учебное заведение в разное время - в начале, середине и даже в конце учебного года и в любое время дня. Как индивидуальная, так и индивидуально-групповая форма организации обучения уже в конце XVI – начале XVII века не воздавала потребности общества как в количественном, так и в качественном плане подготовки подрастающих поколений к участию в решении социально-значимых задач. Подавляющая масса слушателей оставалась неохваченной обучением, а те, которые были им охвачены, приобретали лишь простейшие навыки чтения, письма, счета [4]. Классно-урочная система обучения На рубеже XV и XVI столетий в Европе наблюдается всплеск новых потребностей в образовании. Они вызваны развитием различных отраслей, ремесел и торговли, повышением роли духовной жизни — возрождением в литературе, искусстве, архитектуре, науке. Все это повлекло за собой возникновение массового обучения слушателей. Возникла концепция коллективного обучения, которая впервые была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVI век) и стала зародышем классно-урочной системы обучения. Теоретически эта система была обоснована и широко популяризировалась в XVII веке Яном Амосом Коменским. В настоящее время эта форма организации обучения, претерпевшая значительную модификацию и модернизацию, является преобладающей в школах мира, несмотря на то, что классу и уроку как дидактическим понятиям уже более 350 лет. В чем суть классно-урочной системы как специфической формы организации учебной работы? Ответ на этот вопрос содержится в тех особенностях, которые присущи этой системе. Важнейшими из них являются: • обучающиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; • класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; • основной единицей занятий является урок, структура которого остается неизменной: опрос, сообщение преподавателю, упражнение, проверка; • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего обучающиеся работают над одним и тем же материалом; • работой обучающихся на уроке руководит преподаватель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого обучающего в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе обучающихся в следующий класс. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы. Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых педагогов всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных трудах по дидактике и методикам преподавания отдельных учебных предметов, а также в трудах по педагогической психологии. Авторы этих трудов едины в том, что классно-урочная система обучения по сравнению с индивидуальным обучением имеет ряд преимуществ [9]. Ее достоинства: 1. четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; 2. простое управление им; 3. возможность взаимодействия слушателей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; 4. постоянное эмоциональное воздействие личности преподавателя на обучающихся, их воспитание в процессе обучения; 5. экономичность обучения, поскольку преподаватель работает одновременно с достаточно большой группой обучающихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию. Отмечая эти достоинства, нельзя не видеть в этой системе и ряд существенных недостатков, а именно: 1. классно-урочная система ориентирована в основном на среднего слушателя, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; 2. создает для преподавателя трудности в учете индивидуальных особенностей обучающихся в организационно-индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; 3. не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими слушателями и др. [10]. Работа в навязанном темпе, отмечала Е. Паркхерст в своих критических высказываниях в адрес классно-урочной системы, это неволя, это лишение обучающего свободы работать в соответствии со своими способностями. Классно-урочная система, как справедливо отмечает Ч. Куписевич, навязывает обучающимся искусственную организацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего обучающие не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои знания. Звонок, этот типичный атрибут классно-урочной системы, не только определяет время работы и отдыха слушателей, но и в конце года отмеряет время, за которое они должны суметь дать отчет о своих успехах за целый год учебы. В итоге одни обучающие переводятся в следующий класс, а другие – пусть слабые только по какому-либо одному предмету – остаются на второй год, хотя при лучшей организации работы они могли бы с успехом устранить имеющиеся пробелы. В немалой степени второгодничество обязано также жесткости расписания еженедельных занятий в школе, навязывающего всем детям одинаковый темп работы независимо от их возможностей. Несомненно, критические высказывания в адрес классно-урочной системы, особенно усилившиеся с конца прошлого века, в своей основе справедливы и послужили основанием для многочисленных поисков теоретиков педагогики и преподавателей-практиков, с одной стороны, новых систем обучения, с другой — путей совершенствования, модификации и модернизации классно-урочной системы организации обучения в соответствии с новыми требованиями развивающегося общества и достижениями психолого-педагогической науки [8]. 1.2 Основные формы профессионального обучения В педагогике имеется множество определений понятия «форма организации обучения». К ним можно отнести следующие: «Форма организации обучения – это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия преподавателя и обучающихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества обучающихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения» (В.И.Андреев) [2]. «Форма организации обучения – это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности обучающихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия преподавателя с слушателями при работе над определенным учебным материалом» (В.А.Сластенин) [16]. «Формы организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя и обучающихся, осуществляемой в определенном порядке» (И.П.Подласый) [12]. «Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения» (А.В.Хуторская) [18]. В связи с этим учеными выделены такие основания для классификации форм организации обучения: количество и состав обучающихся, место учебы, продолжительность учебной работы. По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные. Заметим, что эта классификация не является строго научной и далеко не всеми учеными-педагогами признается. Вместе с тем надо признать, что такой подход к классификации форм организации обучения позволяет немного упорядочить их разнообразие [3].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
1000 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 47 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 32 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 37 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 43 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg