Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивационной готовности к обучению и самооценки старших дошкольников

baby_devochka 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.04.2022
Объект исследования: мотивационная готовность старших дошкольников к школе. Предмет исследования: самооценка старших дошкольников. Цель исследования – выявление взаимосвязи самооценки и мотивационной готовность старших дошкольников к обучению в школе. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между самооценкой и мотивационной готовностью в старшем дошкольном возрасте. Представленная цель достигается за счет реализации следующих задач: ? проанализировать феномен самооценки в психолого-педагогических исследованиях; ? рассмотреть особенности мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе; ? выявить взаимосвязь самооценки и мотивационной готовности старших дошкольников; ? провести эмпирическое исследование взаимосвязи мотивационной готовности к обучению с самооценкой старших дошкольников; ? проанализировать результаты исследования и дать педагогические рекомендации по развитию мотивационной готовности к школе и самооценки старших дошкольников. Методы исследования: Общенаучные методы: анализ литературы по проблеме; обобщение, сравнение и систематизация данных; 2. Эмпирические методы: ? тестирование с помощью комплекса тестовых методик: «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург), «Мотивационная готовность к школьному обучению» (А.Л. Венгер), «Лесенка» (В.Г. Щур), «Дерево (Д. Лампед, в адаптации Л.П. Пономаренко)». ? математические методы, корреляционный анализ r-Спирмена. Эмпирическая выборка и база исследования: МКДОУ д/с 174 г. Новосибирска Практическая значимость работы. Выявлено существование взаимосвязи между самооценкой и мотивационной готовностью к школе в старшем дошкольном возрасте Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.?
Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что старший дошкольный возраст является достаточно сложным периодом, который предполагает всестороннее развитие личности ребенка. Соответственно, именно на данном этапе ребенку необходимо сформировать базу для развития самосознания, в том числе адекватной самооценки. Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку как к личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность, как к себе, так и к окружающим. По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает, прежде всего, развитие у них способности реально оценивать свои возможности для достижения определенных целей, а также умения сопоставлять свои действия на пути к целям с интересами окружающих и элементарными нормами социума. В психолого-педагогической литературе развитию самооценки у детей дошкольного возраста уделяется большое внимание. Вопросы развития самооценки, структуры, функции, раскрываются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эрикосона, К. Роджерса и др. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были рассмотрены О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько, Л.И. Уманец и др. Мотивационная готовность к школьному обучению является составляющей личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе [47]. В самом общем виде проблематика школьной готовности состоит в соответствии психических свойств, качеств детей условиям школы. В.С. Мухина [45] полагает, что готовность к школьному обучению – это потребность и понимание необходимости учиться, которое возникает вследствие социального созревания детей, возникновения у него внутренних конфликтов, задающих мотивацию к учебной деятельности. Б.С. Волков и Н.В. Волкова [18] полагают, что готовность ребенка к обучению в школе является одним из главных факторов психического развития в период дошкольного детства и условием эффективного обучения в школе. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность детей в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию [36]. Учебная деятельность первоклассников побуждается не одним, а совокупностью различных мотивов [26, 56]. Поэтому вопросы развития самосознания и тем более мотивационной готовности дошкольников как условие развития психологической готовности детей к обучению в школе в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Поскольку самооценка в процессе формирования мотивационной готовности играет большую роль, данная проблема становится очень актуальной.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6 1.1. Изучение самооценки старших дошкольников отечественными и зарубежными исследователями 6 1.2. Особенности мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе 18 1.3. Взаимосвязь между самооценкой и мотивационной готовностью к школе старших дошкольников 25 ГЛАВА II. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивационной готовности к обучению и самооценки старших дошкольников 34 2.1. Организация и методы эмпирического исследования 34 2.2. Результаты исследования мотивационной готовности и самооценки старших дошкольников 36 2.3. Анализ взаимосвязи самооценки и мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59 ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, 2009. – 432 с. 2. Аспер К. Психология нарциссической личности: внутренний ребенок и самооценка. – М.: КДУ: Добросвет, 2021. – 365 с. 3. Белобрыкина О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: автореф. дисс… к.пс.н. – Новосибирск, 2000. – 60 с. 4. Божович A. M. Изучение мотивации поведения детей и подростков: Сборник статей. – М.: Педагогика, 1972. – 352 с. 5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 398 с. 6. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Электронный ресурс]. – URL: http://ebooks.grsu.by/psihologia/bozhovich-l-i-etapy-formirovaniya-lichnosti-v-ontogeneze.htm (дата обращения: 10.12.2021) 7. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – С. 132–142. 8. Болотова А. К. Развитие самосознания личности : Временной аспект // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 116-125. 9. Болотова А. К. Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для СПО. – Люберцы: Юрайт, 2020. – 272 c. 10. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология. – СПб.: Питер, 2018. – 512 с. 11. Большой психологический словарь / под ред. В. П.Зинченко, Б. Г. Мещеряковой. – М.: Прайм-Еврознак, 2009. – 816 с. 12. Бороздина Г. В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – Люберцы: Юрайт, 2021. – 477 c. 13. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. – 2000. – № 2. – С. 14-19. 14. Борозинец Н. М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки: монография. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 125 с. 15. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей [Электронный ресурс]. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=246296&p=1 (дата обращения: 10.12.2021) 16. Бузарова Е. А., Четыз Т. Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2007. – №3. – С. 327-338. 17. Веракса Н. Е, Веракса А. Н., Репина Т. А. Социальная психология дошкольника. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 178 с. 18. Волков Б. С., Волкова Н. В. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы : учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2020. – 287 с. 19. Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах: Том 4: Детская психология. – М.: Педагогика, 2012. – 432 с. 20. Гагиева К. А. Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе [Электронный ресурс]. – URL: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/dlyaroditeley-doshkolnye-nachalnye-starshie-klassy/formirovanie-motivacionnoygotovnosti-doshkolnikov-k-obucheniyu-v-shkole-667999 (дата обращения: 27.12.2021) 21. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология : учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с. 22. Головко Е. А. Изучение сформированности мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы подготовки к школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1 (43). – С. 221- 225. 23. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 425 с. 24. Дмитриев Ю. А., Зверева О. Л. Образование детей старшего дошкольного возраста в России и за рубежом. – М.: МПГУ, 2016. – 119 с. 25. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. – Минск: Харвест, 2006. – 416 с. 26. Зайкова Е.В. Определение мотивационной готовности к обучению в школе с использованием информационных технологий / под ред. д.э.н., проф. И.Е. Бельских // Актуальные вопросы общественных наук: экономики, права, социологии, педагогики и философии – на современном этапе развития: сб. науч. ст. по итогам Всерос. конф., г. Волгоград, 9–10 июня 2014. – Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2014. – 86 с. 27. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. – М.: Наука, 1974. – 378 с. 28. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста. Часть 2. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 240 с. 29. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Условия развития личности ребенка // Детская психология: учеб. пособие / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, А. Н. Белоус, и др. [Электронный ресурс]. – URL: https://psyinst.moscow/biblioteka/?part=article&id=2358 (дата обращения: 10.12.2021) 30. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Электронный ресурс]. – URL: https://royallib.com/book/kon_igor/_v_poiskah_sebya_lichnost_i_eyo_samosoznanie.html (дата обращения: 10.12.2021) 31. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с. 32. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М. : Знание, 2007. – 80 с. 33. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. : Педагогика, 2007. - 145 с. 34. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. – СПб.: Академический проект, 2018. – 420 с. 35. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: МГУ, 1971. – 40 с. 36. Леонтьева Р.А., Тугулева Г.В. Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3–5 [Электронный ресурс]. – URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18458 (дата обращения: 27.06.2020). 37. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни [Электронный ресурс]. – URL: http://ebooks.grsu.by/psihologia/lisina-m-i-obshchenie-so-vzroslymi-u-detej-pervykh-semi-let-zhizni.htm (дата обращения: 27.12.2021) 38. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка / под ред. А. Г. Рузской [Электронный ресурс]. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-383.html (дата обращения: 10.12.2021) 39. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10041 (дата обращения: 10.12.2021) 40. Лобень Л. М. Мотивационная готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста // Символ науки. – 2016. – №11-4. – С. 171-173. 41. Малютина С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 63-65. 42. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития: учебник. – М.: Флинта, 2016. – 480 c. 43. Молчанова О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования : учебное пособие. – М.: Флинта, 2021. – 392 с. 44. Мотивы и мотивация личности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/motivy-i-motivaciya.html (дата обращения: 08.12.2021) 45. Мухина В. С. Что такое готовность к учению? // Начальная школа До и После. – 2010. – № 4. – С. 25-27 46. Неруш Т. Г. Психология развития и возрастная психология. – Саратов: Саратовский гос. соц.-эконом. ун-т, 2013. – 196 с. 47. Нижегородцева Н. В. Психологическая готовность детей к обучению в школе: дисс. ... д.п.н.. – М., 2001. – 483 с. 48. Нисская А. К. Сравнительная оценка развивающего потенциала различных дошкольных образовательных сред: дисс. … к.пс.н. – Москва, 2013. – 209 с. 49. Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с. 50. Руденко Т. А. Год до школы: от А до Я. Тетрадь по подготовке к школе. М.: Генезис, 2017. – 48 с. 51. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 192 с. 52. Сафарова О. Н., Мацюк И.А. Мотивационная готовность детей к школе [Электронный ресурс]. – URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/motivacionnaya-gotovnost-detey-k-shkole513/ (дата обращения: 27.12.2021) 53. Сидоров К. Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224-234. 54. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2013. – 336 с. 55. Стеркина Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки детей дошкольного возраста : автореф. дисс…канд.психол.наук / Р.Б Стеркина. – М, 1976. – 22 с. 56. Стригунова, А.Г. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1290–1293. 57. Тихонова Т. М., Дружинина В. Н. Как составить психолого-педагогическую характеристику на ребёнка младшего школьного возраста? / под ред. О. А. Рябовой. – Карпогоры: МБУ ДО «РЦДО», 2018. – 22 с. 58. Узнадзе Д. Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с. 59. Федосеева О. В. Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе [Электронный ресурс]. – URL: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/fedoseeva-olgavalerevna-motivatsionnaya-18072.html (дата обращения: 27.12.2021) 60. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности. – М.: МПСИ, 2009. – 568 с. 61. Черных О. А. Готовность ребенка к школе [Электронный ресурс]. – URL: https://www.edukids.ru/articles/333 (дата обращения: 27.12.2021) 62. Шапарь, В. Б., Россоха В. Е., Шапарь О. В. Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 808 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Изучение самооценки старших дошкольников отечественными и зарубежными исследователями Рассмотрим трактовку понятия «самооценка» с точки зрения разных авторов, представленных в психолого-педагогической литературе. В Большом психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряковой самооценка личности (от английского Selfesteem) определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [11]. Новейший психологический словарь под редакцией В.Б. Шапаря дает следующее определение: самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [62]. По мнению М.В. Гамезо, Е.А. Петровой, Л.М. Орловой, под термином «самооценка» в психологической литературе следует понимать сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостность принятия или непринятия себя, а также совокупность парциальных, частных самооценок, характеризующих отношение индивида к отдельным сторонам своей личности, собственным поступкам, и успешности в отдельных видах деятельности [21]. Как утверждает И.С. Кон, в рамках отечественной психологической науки, с опорой на фундаментальные положения теории Л.С. Выготского, самооценка рассматривается в качестве компонента самосознания личности, то есть все процессы самосознания обладают опосредованным характером, так как они развиваются в процессе деятельности человека и его общения с другими людьми [30]. В исследованиях ученых, представляющих советский период науки, среди которых Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, В. В. Столин, А. Г. Спиркин, и т.д., самооценка трактуется как сложный и многогранный компонент самосознания, который является прямым отражением оценки окружающих лиц, которые участвуют в развитии личности [39]. По мнению К. Аспер, индивид становится личностью, благодаря одному из существенных условий, которым является самооценка. Она способствует формированию у человека потребности соответствовать уровню своих личностных оценок, а не только уровню окружающих [2]. Г.В. Бороздина отмечает, что большую роль в формировании самооценки играет то, как человека и его достижения оценивают окружающие его люди [12]. Самооценка, как считает А.К. Болотова – это один из наиболее важных показателей развития личности: она позволяет принимать решения в различных ситуациях, определять степень амбиций индивидуума и характер его отношений с другими людьми. Когда ребенок начинает формироваться в детстве, когда он начинает отделяться от окружающих, он все так же продолжает меняться на протяжении всей жизни [8, 9]. Самооценка подразумевает индивидуальную оценку человеком себя, своих талантов, навыков, качеств и особенностей. Она выстраивается на основе двух элементов – здравого и эмоционального смыслов. Здравый смысл – выражение своих знаний о себе; эмоциональный смысл – восприятие этого знания и те результаты, которые оно дает. Таким образом, самооценка отражает осознание человеком своих действий, мотивов и целей, а также способность видеть и оценивать свои способности. Самооценка тщательно изучается в российской психологии из-за ее роли в развитии и формировании уверенности в себе. Данные исследования можно разделить на два направления. Первое направление изучало в расширенном виде, в общей взаимосвязи развития качеств человека. Среди этих исследований работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина. Исследователи, изучавшие самооценку в рамках второго направления, считали самооценку узким качеством личности (А.И. Липкина, Е.А. Серебрякова, В.А. Горбачева). В психолого-педагогической литературе термин «самооценка» достаточно широко трактуется и зачастую имеет соотношение с категорией «самосознание». В основе самопознания у каждого человека формируется определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое проявляется в самооценке. Самооценка представляет собой системообразующий компонент «Я – концепции» [3]. «Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. По мнению Л.В. Бороздиной, объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия» [13]. Дошкольник, когда становится более самостоятельным, проявляет независимость от взрослых. Его отношения с окружающим миром расширяются и углубляются. Это предоставляет ему возможность наиболее полно и четко осознать и оценить самого себя. Как считает Л.И. Божович, вся психическая жизнь детей формируется под влиянием оценок других людей; любой новый опыт, новое знание, умение, навык, приобретенный детьми, оценивается другими людьми. И вскоре дети самостоятельно пытаются находить оценку своим действиям, подтверждение правильности или неправильности узнаваемой ими действительности [5, 6]. Элементы самостоятельного представления о самом себе изначально проявляются в оценке не личностных нравственных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть машина», «А зато у меня есть вот что» и т.п.). В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания, проявляются элементы неотделимости действий от предмета. Значительным сдвигом в формировании личности дошкольников по мнению Я.Л. Коломинского является поступательный переход от предметной оценки другого индивида к оценке его личностных свойств и внутреннего познания самого себя [29]. Наблюдения и оценивания рассуждений детей помогают обозначить определенные тенденции и специфические особенности в формировании детской оценки и самооценки. Они заключаются в том, что при оценивании своих друзей и самих себя ребенок дошкольного возраста не называет каких-то личностных, характерных черт. Его оценка носит скорее общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «глупый». Большинство детей среднего, а порой и старшего дошкольного возраста применяют эти понятия неадекватно, так как они еще не являются сформированными. Понятия «хороший», «умный», «послушный» ребенок применяет как тождественные. Также для ребенка понятия «плохой», «неумный» подразумевают понятие «непослушный». У ребенка в дошкольном возрасте в содержание представлений о себе самом входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. По мнению Г.Г. Кравцова, сведения и информация о возможностях накапливаются постепенно посредством получаемого опыта ребенком, творческой деятельности, общения с взрослыми и друзьями [33]. В дошкольном возрастном периоде оценка и самооценка имеют скорее эмоциональный характер. Из окружающих взрослых самую положительную оценку заслуживают те, к которым дети чувствуют любовь, доверие, уважение. Старшие дошкольники уже намного чаще оценивают внутренний мир окружающих взрослых людей, дают им более четкую и дифференцированную оценку, по сравнению с детьми среднего и младшего дошкольного возраста. Исследование самооценки старшего дошкольника в различных видах деятельности, по мнению О.Н. Молчановой показало неодинаковый уровень ее объективности («переоценка», «адекватная оценка», «недооценка»). Адекватность детской самооценки в большей мере предопределяется спецификой деятельности, образностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения подлинных критериев оценки в определенной сфере, уровнем потребностей ребенка в конкретном виде деятельности. Так, например, ребенку проще дать правильную самооценку нарисованной им картины в определенной тематике, чем адекватно оценить свое место в системе межличностных отношений [43]. По мнению Л.И. Божович, в течение всего дошкольного возраста наблюдается общая положительная самооценка, основанная на искренней любви и заботе близкого окружения. Расширение видов деятельности детей ведет к формированию определенной самооценки, выражающей его отношение к успеху каждого отдельно взятого действия [6]. По мнению К.Р. Сидорова, характерным для ребенка в этом возрасте является разделение собственной самооценки от оценки себя другими людьми. Узнавание дошкольниками пределов своих физических и умственных сил происходит на базе не только контактов с взрослыми, но и собственного фактически приобретенного опыта. Ребенок с завышенными или заниженными представлениями о самом себе является более восприимчивым к оценочным суждениями взрослых людей, легко поддается их влиянию [53]. Анализ трудов, которые посвящены вопросам развития самооценки индивидуума (Т.А. Репиной [17], Е.Е. Кравцовой [33], М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру [39], и др.), позволяет выявить несколько специфических для дошкольного возраста, закономерностей: 1. Самооценка дошкольника – это понятие неустойчивое, ситуативное. 2. Динамика развития самооценки в дошкольном возрасте идет по 3-м ключевым направлениям: а) увеличение количества качеств личности и видов деятельности, которые оцениваются детьми; б) переход от общей самооценки к индивидуальной, дифференцированной; в) оценивание самого себя во времени, которое проявляется как в элементарном самоанализе своих прежних поступков, так и в видении своего будущего. 3. Механизм образования и развития самооценки в дошкольном детстве включает в себя следующие этапы развития: а) через индивидуальные формы оценок к общим; б) через оценки влиятельных взрослых (родителей, бабушек, дедушек, воспитателей), затем друзей, товарищей, к формированию самооценки на базе сведений о качестве полученного результата при решении определенных задач. 4. Самой адекватной индивидуальной самооценкой в дошкольном возрасте, в сравнении с реалистической самооценкой, которая характерна для взрослых людей, обычно является завышенной. 5. Для самооценки дошкольника характерно следующее: ? целостность (дети не делают различия между собой как субъектом деятельности и собой как личностью); ? недостаточная объективность и обоснованность; ? низкая рефлексивность и слабовыраженная дифференциация; ? завышенный уровень претензий. В возрасте от 5 до 7 лет общение с друзьями достаточно сильно влияет на процесс самосознания дошкольников. Взрослый человек кажется ребенку недосягаемым идеалом, а с друзьями – одногодками можно себя сравнивать наравне. В процессе обмена оценочными суждениями образуется определенное отношение к другим детям и в то же время формируется способность видеть себя с их позиции. Умение детей делать анализ результатов своей деятельности напрямую зависит от их способностей проводить анализ результатов других детей. Так, к примеру, в общении с друзьями – одногодками развивается способность дать оценку другому человеку, которая стимулирует формирование относительной самооценки. Она определяет отношение ребенка к самому себе в сравнении с другими людьми [29]. При наличии имеющегося опыта общения в 5 лет дети не только знают о своих способностях и возможностях, но имеют определенное представление о личных познавательных интересах, нравственных качествах, внешнем виде, адекватно реагируют на успех и промах. В 6-7 лет дошкольники хорошо понимают свою физическую силу, оценивают ее адекватно, у них формируется понимание также и о своих нравственных качествах и умственных возможностях. У старших дошкольников превалируют позитивные оценки по отношению к своим одногодкам. Более восприимчивыми к оценкам ровесников являются дети 4,5 – 5,5 лет. Очень высокого уровня достигает способность сравнения себя с ровесниками у детей 5-7 лет. У старших дошкольников имеющийся опыт личной деятельности позволяет давать критические оценки действиям сверстников. С годами у дошкольников повышается способность стимулировать самооценку, при этом меняется и содержание стимулов. В исследовании, проведенном Т.А. Репиной, доказано, что у детей 3-4 лет наиболее часто выявляется тенденция объяснять ценностное отношение к себе внешней привлекательностью, а не внутренним содержанием («Нравлюсь себе, потому что я – красивая») [17]. Дети в возрасте 4-5 лет формируют самооценку не на основании собственного опыта, а в соответствии с оценочными суждениями окружающих людей: «Я умный, потому что меня бабушка всегда хвалит». В данном возрасте зарождается желание что-либо изменить в себе, хотя оно не касается формирования нравственного облика. В 5-7 лет дети объясняют положительные характеристики самих себя с позиции имеющихся каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет далеко не каждый ребенок может мотивировать самооценку. На 7-м году жизни у детей происходит дифференциация 2-х компонентов самосознания: познание себя и отношение к себе. Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» можно наблюдать эмоционально позитивное отношение к себе («нравлюсь») или при общей положительной оценке: «Хороший», неопределенное отношение («Нравлюсь себе чуть-чуть»). В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что многие дети вполне довольны собой, желание изменить что-то в себе, стать другим, увеличивается. К 7-ми годам у детей заканчивается важное преобразование в процессе формирования самооценки. Она из общей самооценки переходит в дифференцированную. Дети учатся формулировать выводы о своих достижениях: они обращают внимание на то, что что-то получается лучше, а что-то – хуже. До 5-ти лет ребенок, как правило, имеет свойство переоценивать свои знания и навыки. А в 6,5 лет уже не так часто довольны собой, хотя привычка хвалиться остается. Одновременно увеличивается количество обоснованных оценок. К 7-ми годам многие дети уже адекватно себя оценивают и понимают свои возможности в различных видах деятельности [15]. Кроме понимания своих качеств, старшие дошкольники могут понимать мотивы своих и чужих действий. Они могут объяснить свое поведение, основываясь на полученных знаниях и представлениях, которые донес до них взрослый и на своем собственном опыте. В объяснении действий других людей, ребенок порой отталкивается от своих интересов и ценностей, то есть от имеющейся своей собственной позиции. Постепенно дошкольник осознает не только свои моральные качества, но и переживания, эмоции. Дошкольника старшего возраста начинают интересовать и определенные психические процессы, характерные для него самого. В группах детсада действует система ценностных ориентаций, определяющая взаимные оценки детей. Постепенно происходит расширение диапазона нравственных представлений. В 4-5 лет данный диапазон понимается ребенком как понятие «хороший» - в отношении ровесника или себя, это значит: не бить никого, слушать воспитателя, родителей. В 5-6 лет диапазон расширяется, но все также называемые качества относятся только к взаимоотношениям в детсаде и семье: защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то отдаешь, помогать родителям, делиться игрушками. В 6-7 лет моральные правила понимаются дошкольниками более точно и относятся к более широкому окружению: не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не обманывать, никого не обижать, уступать место старшим. В этом же возрасте большинство детей, правильно истолковывают те моральные качества, по которым они дают оценку ровесникам: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др. А.К. Болотова отмечает, что во всех возрастных группах дети показывают способность более объективно давать оценку другим людям, нежели самим себе. Но здесь можно наблюдать некоторые возрастные изменения. Достаточно нечасто от старшего дошкольника на вопрос «Кто у вас самый хороший?» можно услышать: «Я самый хороший», что так характерно для самых маленьких дошкольников. Но это еще не значит, что детская самооценка своей личности теперь является низкой. Просто ребенок уже стал «большим» и понимает, что хвастать некрасиво, нехорошо. И вовсе необязательно напрямую заявлять о своем превосходстве. В старших группах можно наблюдать детей, оценивающих себя с позитивной стороны косвенно. На вопрос: «Какой ты: «хороший или плохой?», они, как правило, говорят: «Я не знаю…», «Я тоже слушаюсь», «Я тоже умею считать до 100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами» и т.п. [9]. К завершению дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные высказывания об окружающих людях постепенно становятся все более полными, глубокими, детальными, расширенными. Эти изменения можно объяснить в большей степени проявлением интереса старших дошкольников к внутреннему миру человека, переходом их к межличностному общению, пониманием ключевых параметров оценочной деятельности, развитием мышления и речевой функции. Развитие самосознания тесно связано с развитием познавательной и мотивационной сферы детей. На базе их развития в завершении дошкольного периода появляется значительное новообразование – дети могут в особой форме понимать и самого себя и то место, которое он в данный период времени занимает, то есть у детей появляется «понимание своего социального «я» и развитие на этом «фундаменте» внутренней позиции». Данное изменение в формировании самооценки играет определенную роль в психологической готовности дошкольника к школьному обучению, к переходу к очередной возрастной ступени. Увеличивается к завершению дошкольного периода и самостоятельность, критичность детского оценивания и самооценки. В дошкольном возрасте закладывается еще один значимый параметр формирования самосознания – это осознание себя во времени. Ребенок в начале своей жизни живет только настоящим. В процессе накопления и осознания своего опыта, детям становится доступным осознание своего прошлого. Старший дошкольник обращается к взрослым с просьбой рассказать о том, каким он был маленьким, и сам получает удовольствие, вспоминая некоторые моменты своего прошлого. Характерным является тот факт, что, не совсем полностью понимая изменения, которые происходят в нем самом с течением времени, ребенок осознает, что раньше был другим, не таким, как сейчас: раньше был маленьким, а сейчас вырос. Ребенок интересуется также и прошлым близких ему людей. У дошкольника формируется способность осознания чужого и своего опыта, и ребенок с желанием подойдет в школу, он уже хочет освоить какую-то специальность, расти, чтобы получать определенные знания. Понимание своих умений и качеств, умение представить себя в прошлом, настоящем и будущем, открытие для себя своих и чужих переживаний – все это представляет изначальную форму понимания ребенком самого себя, развитие личного сознания. Оно начинает появляться к завершению дошкольного возраста, и обуславливает новый уровень понимания своего положения в сфере отношений с взрослым (ребенок начинает понимать, что он еще недостаточно большой, а пока маленький). Б.С. Волков, Н.В. Волкова отмечают, что старшие дошкольники оценочные суждения взрослых воспринимают через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им накопленный ими опыт. Ребенок может даже в некоторой степени противостоять неправильным оценочным суждениям взрослых, если может самостоятельно проанализировать результаты собственных действий [18]. С течением времени самооценка у старшего дошкольника становится все более адекватной, и более полно отражает возможности ребенка. Изначально она образуется в продуктивных видах деятельности и в играх, имеющих правила. В таких играх можно увидеть и сравнить полученный результат с результатами других детей. Имея реальные образы: рисунок, конструкцию, дошкольникам намного проще дать себе адекватную оценку. Исполнение детьми определенных ролей в игре предоставляет ребенку старшего дошкольного возраста возможность согласовать свои действия с другими игроками, формирует способность к сопереживанию и развивает чувство коллективизма. В игре у детей удовлетворяется потребность в признании и формируется самопознание. Игра – это модель социальных отношений, в которой проецируются формы поведения дошкольника. В различных видах деятельности самооценка может различаться. В изобразительной деятельности дети оценивают зачастую себя адекватно, в грамоте – переоценивает себя, а в пении – недооценивает. Для развития самооценки играет ключевую роль та деятельность, в которую включенным является ребенок и оценивают его достижения взрослые и ровесники. В ходе исследований было обнаружено, что ребенок, который стремится выделиться через деятельность, чаще имеет завышенную самооценку, а если выделяется через сферу отношений – самооценка занижена. Положительная самооценка нуждается на самоуважении, понимании своей ценности и позитивного отношения ко всему, что включается в представление о самом себе. Негативная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, отрицание значимости своей личности. Согласно Л.И. Божович [6] и Р.Б. Стеркиной [55] среди детей старшего дошкольного возраста выделяют: детей с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой. Дети с завышенной самооценкой являются достаточно подвижными, несдержанными, быстро могут переключиться с одного вида деятельности на другие. Дети не могут адекватно оценивать результаты своих действий и поступков. Как правило, они пытаются решить любые задачи очень быстро, так и не разобрав ее до конца. В основном они не признают своих промахов. Эти дети имеют демонстративный тип личности, хотят быть всегда в центре внимания, показывают всем свои знания и умения, пытаются выделиться в толпе. Дети с адекватной самооценкой, как правило, анализируют результаты своей деятельности, выясняют причины своих неудач. Они могут быть уверенными, активными, уравновешенными, настойчивыми. Хотят сотрудничать с другими, помогать людям, являются общительными и дружелюбными. Достигнутый успех побуждает их к выполнению все более сложных заданий. Дети с адекватной самооценкой стремятся к успеху. Дети с заниженной самооценкой, как правило, нерешительны, малообщительны, недоверчивы, в основном молчат. Они очень ранимы, могут расплакаться, не готовы к сотрудничеству и не могут постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой являются тревожными, неуверенными, с трудом включаются в деятельность. Они априори отказываются от задач, кажущихся для них слишком сложными, но при поддержке взрослых, без проблем с ними справляются. Ребенок с заниженной самооценкой производит впечатление медлительного: долго не начинает выполнение задания, боясь, что не до конца понял, что надо сделать; старается определить, нравится ли он взрослым [38]. Таким образом, обобщая, мы можем говорить, что самооценка влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развития личности. Формирование самооценки, без которого не произойдет и формирование мотивационной готовности к обучению – достаточно сложный и продолжительный процесс, который характеризует психическое развитие в целом. Оно осуществляется под прямым воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых людей, которые занимаются воспитанием ребенка. 1.2. Особенности мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе Старший дошкольный возраст – это время осознанных открытий и познавательной активности. В этот период углубляются и расширяются знания и представления, происходит их обобщение, что готовит ребенка к обучению в школе. В период старшего дошкольного возраста начинают формироваться психологические механизмы деятельности и поведения. Определенный уровень развития этих психических механизмов называют готовностью. Исследования готовности как личностного отношения к деятельности рассматривались в работах Б.Г. Ананьева [1], М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича [25], К.К. Платонова [49], В.А Сластенина [54], Д.Н. Узнадзе [58], Д.И. Фельдштейна [60] и др. Большинство авторов объясняют готовность к деятельности через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности как общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию потенциальных возможностей человека. Остановимся подробнее на готовности ребенка к обучению в школе. Под готовностью к школе понимается многогранное развитие личности ребенка, и рассматривается она в двух взаимосвязанных аспектах: как «общая, психологическая готовность» и как «специальная готовность» к обучению в школе. Быть готовым к школьному обучению, по мнению Л.С. Выготского – это, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира [19]. А.И. Запорожец считал, что готовность к обучению в школе состоит из следующих структурных компонентов личностного развития: мотивация, произвольность, способность к самоконтролю и регуляции психической деятельности [27].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 43 страницы
2500 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 108 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg