Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Формирование математических понятий у школьников в процессе работы с робототехническим конструктором

baby_devochka 3000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 100 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.04.2022
Объектом исследования является формирование математических понятий с использованием робототехнических конструкторов в школе. Предметом исследования являются этапы формирования математических понятий, их содержание в процессе использования робототехнических конструкторов. Гипотеза исследования состоит в следующем: если для каждого этапа формирования математических понятий разработать материалы с соответствующими робототехническими конструкторами и методику их применения, то это будет способствовать повышению качества математических знаний. Цель исследования состоит в изучении теоретических аспектов и разработке на их основе методических материалов, направленных на формирования математических понятий с использованием робототехнических конструкторов. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1) Осуществить анализ учебно-методической литературы по проблеме исследования; 2) Проанализировать нормативные документы, регламентирующие внедрение робототехники в образование; 3) Рассмотреть методическую концепцию формирования математических понятий в школе; 4) Выделить аспекты формирования математических понятий в школе; 5) Выявить уровень сформированности математических понятий в школе; 6) Определить методика формирования отдельных математических понятий с использованием робототехнического конструктора; 7) Проанализировать робототехнические конструкторы для внедрения в учебный процесс; 8) Применить робототехнические конструкторы на этапах формирования математических понятий; 9) Провести сравнительный анализ результатов экспериментальной работы. Для реализации этих задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной и учебно-методической литературы, наблюдение за процессом обучения математике учащихся, деятельностный подход, анкетирование, педагогический эксперимент. Методологическую основу исследования составили диалектика, деятельностный подход, педагогические и методические концепции конструирования уроков, основные положения теории и методики обучения математике, связанные с концепциями формирования понятий, изучения теорем и работы с задачей, концепцией использования робототехнических конструкторов. Научная новизна заключается в том, что робототехнические конструкторы могут не только служить наглядным примером для решения математических задач, но и быть инструментом математического образования, а также нести более глубокую развивающую направленность обучения в целом. Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в решении актуальной и крупной научной проблемы создания теоретических основ и технологии формирования систем понятий в обучении математике, соответствующей современным социальным требованиям. На основе этапов формирования математических понятий, разработанных Г. И. Саранцевым с внедрением в процесс робототехнических конструкторов для повышения уровня формирования понятий у школьников на уроках математики. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования учителями на уроках математики разработанной рабочей программы при подготовке учебно-методических материалов и разработке методических материалов, а также студентами в период прохождения производственно-педагогической практики в общеобразовательных учреждениях.
Введение

Образование на современном этапе характеризуется усилением внимания к ученику, к его саморазвитию и самопознанию. Поэтому главную цель обучения формулируют следующим образом - подготовить человека к жизни так, чтобы он максимально реализовал свои возможности. В связи с этим меняется взгляд на образование, целью образовательного процесса является уже не просто усвоение математики, физики, химии и т.д., а развитие личности средствами математики, физики, химии. На первый план выдвигаются развивающие функции обучения предмету. Развитие личности средствами математики невозможно без овладения ею определённой системой научных знаний. Одной из главных составляющих системы научных знаний любого предмета, в том числе и математики, являются понятия. Не оперируя понятиями, нельзя сформулировать ни один закон и, следовательно, создать научную теорию. Без усвоения соответствующих понятий не может быть ни усвоения законов, ни усвоения теорий. Это обусловливает ведущую роль понятий при формировании в сознании учащихся системы научных знаний в соответствующей научной области. Процесс формирования системы знаний выступает как процесс овладения понятиями. Оперирование понятиями требует от учащихся активной мыслительной деятельности, поскольку только в этом случае можно обеспечить глубокое понимание сущности изучаемых предметов и явлений теории, отражённой в системе научных понятий. Таким образом, развивающие функции обучения математике реализуются и в процессе овладения понятиями. Умственное развитие обучающегося при обучении математике можно рассматривать и как развитие его способностей к осмыслению понятий, оперированию ими и конструированию новых понятий. Перечисленные способности и являются, в сущности, показателями математического развития ученика. С учётом сказанного можно предположить, что приоритетной проблемой теории и методики обучения математике является проблема формирования понятий у школьников. От степени её решения зависит и качество усвоения знаний по предмету, и уровень развития мышления обучающихся. Процесс формирования понятий находится в центре внимания многих авторов, среди которых следует выделить исследования В.Г. Болтянского, Н.Я. Виленкина, М.Б. Воловича, Я.И. Грудёнова, О.Б. Епишевой, Ю.М. Колягина, Г.И. Саранцева, А. В. Усовой, А.Я. Хинчина и других. Однако в работах, посвященных проблеме формирования математических понятий в школе, она рассматривается преимущественно односторонне. В частности, большая группа исследований посвящена разработке средств формирования отдельных понятий и некоторых их классов. В других достаточно подробно освещаются отдельные этапы формирования понятий: усвоение определений, применение понятий и др. В учебной литературе по методике преподавания математики разработаны общие вопросы, теории понятий (содержание, объём, определение, классификация), а также некоторые вопросы усвоения понятий. Причём, усвоение понятия отождествляется с усвоением его определения. В ряде работ выделяются этапы формирования понятий, но при этом остаются в стороне вопросы связанные с внедрением информационных технологий в процесс формирования понятий. Одной из разновидностью информационных технологий является образовательная робототехника. Внедрение робототехники в учебный процесс происходит посредством интеграции во все образовательные области как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности обучающихся в течение дня. Естественно, что главными целями при этом являются представление материала в более наглядной форме и актуализация школьных знаний по основному предмету. В то же время на таком уроке гарантирован эмоциональный подъём, и, как следствие, повышение учебной мотивации школьников. Обычно учителя используют следующие дидактические средства: карточки, чертежи, таблицы, модели. Данные средства способствуют повышению учебного процесса в определенной степени, но не всегда в полной мере позволяют добиться желаемого результата. Учитывая тенденцию внедрения информационных технологий в учебный процесс, можно предположить, что проблему нехватки времени для выполнения наибольшего количества задач и упражнений, можно решить посредством использования компьютера в процессе формирования понятий. Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена: – новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта к развитию личности, способной к активному творческому овладению знаниями; – отсутствием обучения школьников с использованием современных информационных технологий; – недостаточность специальных задач, ориентированных на формирование понятий; – для многих учеников знания, получаемые на конкретном предмете, зачастую остаются замкнутыми в его границах, и школьник не может применить уже имеющиеся знания к реальной задаче, возникшей в другой дисциплине; – выводами психологов, которые отмечают важность предшествующих знаний, умений и навыков в формировании и развитии новых.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические основы формирования математических понятий у школьников процессе работы с робототехническим конструктором 8 1.1 Анализ проблемы исследования в учебной и научной литературе 8 1.2Анализ нормативных документов, регламентирующих внедрение робототехники в образование 13 1.3 Методическая концепция формирования математических понятий в школе 19 1.4 Методические аспекты формирования математических понятий в школе 28 2 Методические основы формирования математических понятий у школьников процессе работы с робототехническим конструктором 38 2.1 Выявление уровня сформированности математических понятий 38 2.2Методика формирования отдельных математических понятий с использованием робототехнического конструктора 44 2.2.1 Анализ робототехнических конструкторов для внедрения в учебный процесс 44 2.2.2 Применение робототехники на этапах формирования математических понятий 52 2.3Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы 58 Заключение 62 Список использованных источников 64 Приложение А «Тест «Содержание понятия» 75 Приложение Б «Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реан)» 82 Приложение В «Рабочая программа учебной дисциплины» 84
Список литературы

1. Алимов, Ш. А. Математика : алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева и др. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 463 с. – ISBN 978-5-09-037071. – Текст : непосредственный. 2. Архипов, М. В. Промышленные роботы: управление манипуляционными роботами : учебное пособие для вузов / М. В. Архипов, М. В. Вартанов, Р. С. Мищенко. ? 2-е изд., испр. и доп. ? Москва : Издательство Юрайт, 2021. ? 170 с. ? (Высшее образование). ? ISBN 978-5-534-11992-3. ? Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. ? URL: https://urait.ru/bcode/495834 (дата обращения: 12.06.2021). 3. Баракина, Т. В. Технологии начального математического образования : учебное пособие : / Т. В. Баракина ; Омский государственный педагогический университет. – Омск : Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ), 2018. – Часть 2. – 176 с. : ил., табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=616123 (дата обращения: 02.11.2019). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8268-2092-6. - ISBN 978-5-8268-2135-0 (Ч. 2). – Текст : электронный. 4. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления младших школьников : учебное пособие для вузов / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. ? 2-е изд. ? Москва : Издательство Юрайт, 2021. ? 129 с. ? (Высшее образование). ? ISBN 978-5-534-11117-0. ? Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. ? URL: https://urait.ru/bcode/495140 (дата обращения: 22.09.2021). 5. Богомолов, Н. В. Математика : учебник для вузов / Н. В. Богомолов, П. И. Самойленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 401 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07001-9. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/488864 (дата обращения: 23.09.2019). 6. Богомолов, Н. В. Практические занятия по математике в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Богомолов. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2015. – 251 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08803-8. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/490667 (дата обращения: 13.11.2021). 7. Бурмистрова, Е. Б. Линейная алгебра : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Б. Бурмистрова, С. Г. Лобанов. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 421 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-9916-3588-2. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/425852 (дата обращения: 17.02.2021). 8. Бычкова, С. Г. Социальная статистика : учебник для академического бакалавриата / С. Г. Бычкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 864 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-9916-3745-9. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/426102 (дата обращения: 08.04.2021). 9. Гмурман, В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике : учебное пособие для вузов / В. Е. Гмурман. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2015. – 406 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-08389-7. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/488572 (дата обращения: 23.11.2019). 10. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник для вузов / В. Е. Гмурман. – 12-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 479 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00211-9. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/488573 (дата обращения: 24.10.2019). 11. Далингер, В. А. Геометрия: метод аналогии : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Далингер, Р. Ю. Костюченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 136 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08100-8. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/493216 (дата обращения: 27.10.2021). 12. Далингер, В. А. Геометрия: стереометрические задачи на построение : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Далингер. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 189 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05735-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/493214 (дата обращения: 15.10.2021). 13. Далингер, В. А. Методика обучения математике в начальной школе : учебное пособие для вузов / В. А. Далингер, Л. П. Борисова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 187 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07529-8. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/490910 (дата обращения: 25.07.2021). 14. Далингер, В. А. Методика обучения математике. Изучение дробей и действий над ними : учебное пособие для вузов / В. А. Далингер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2013. – 194 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-09599-9. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/490909 (дата обращения: 15.12.2021). 15. Далингер, В. А. Методика обучения математике. Когнитивно-визуальный подход : учебник для вузов / В. А. Далингер, С. Д. Симонженков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 340 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-09596-8. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/490914 (дата обращения: 06.03.2021). 16. Далингер, В. А. Методика обучения математике. Обучение учащихся доказательству теорем : учебное пособие для вузов / В. А. Далингер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 338 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-05736-2. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/493215 (дата обращения: 13.04.2021). 17. Далингер, В. А. Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся : учебник и практикум для вузов / В. А. Далингер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 460 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-09597-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/490913 (дата обращения: 30.12.2019). 18. Далингер, В. А. Методика обучения математике. Практикум по решению задач : учебное пособие для вузов / В. А. Далингер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 271 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-09601-9. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/490908 (дата обращения: 10.11.2021). 19. Далингер, В. А. Методика обучения математике. Традиционные сюжетно-текстовые задачи : учебное пособие для вузов / В. А. Далингер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 174 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-09591-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/492728 (дата обращения: 22.12.2019). 20. Далингер, В. А. Методика обучения началам математического анализа : учебник и практикум для вузов / В. А. Далингер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 162 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-09598-2. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/490911 (дата обращения: 12.02.2020). 21. Далингер, В. А. Методика обучения стереометрии посредством решения задач : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Далингер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 370 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04873-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/493111 (дата обращения: 11.11.2020). 22. Егупова, М. В. Практико-ориентированное обучение математике в школе: практикум : учебное пособие / М. В. Егупова ; Академия стандартизации, метрологии и сертификации. – Москва : Академия стандартизации, метрологии и сертификации, 2014. – 155 с. : ил., табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275584 (дата обращения: 23.09.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-93088-146-2. – Текст : электронный. 23. Зализняк, В. Е. Численные методы. Основы научных вычислений : учебник и практикум для вузов / В. Е. Зализняк. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 356 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-02714-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449891 (дата обращения: 16.07.2020). 24. Капкаева, Л. С. Теория и методика обучения математике: частная методика в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов / Л. С. Капкаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 264 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-04940-4. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/492957 (дата обращения: 15.05.2020). 25. Капкаева, Л. С. Теория и методика обучения математике: частная методика в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для вузов / Л. С. Капкаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 191 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-04941-1. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/493011 (дата обращения: 03.08.2021). 26. Колмогоров, А. Н. Алгебра и начала математического развития анализа. 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. Г. Колмогоров, А. М. Абрамов. – М. : Просвещение, 2018. – 384 с. – ISBN978-5-09-053519-9. – Текст : непосредственный. 27. Колошкина, И. Е. Автоматизация проектирования технологической документации : учебник и практикум для вузов / И. Е. Колошкина. – Москва : Издательство Юрайт, 2014. – 371 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-14010-1. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/496617 (дата обращения: 17.09.2020). 28. Конюховский, П. В. Теория игр + CD : учебник для академического бакалавриата / П. В. Конюховский, А. С. Малова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 252 с. – (Авторский учебник). – ISBN 978-5-9916-4220-0. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/426159 (дата обращения: 10.07.2021). 29. Кремер, Н. Ш. Математика для колледжей : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ш. Кремер, О. Г. Константинова, М. Н. Фридман ; под редакцией Н. Ш. Кремера. – 10-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 346 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05640-2. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/489379 (дата обращения: 15.08.2020). 30. Кривошапко, С. Н. Строительная механика : учебник и практикум для вузов / С. Н. Кривошапко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 391 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-01124-1. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/488663 (дата обращения: 18.09.2020). 31. Кудрявцев, Л. Д. Курс математического анализа в 3 т. Том 3 : учебник для вузов / Л. Д. Кудрявцев. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 351 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-02795-2. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/488878 (дата обращения: 14.12.2020). 32. Ларин, С. В. Методика обучения математике: компьютерная анимация в среде Geogebra : учебное пособие для вузов / С. В. Ларин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 233 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-08929-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/493273 (дата обращения: 19.05.2020). 33. Муратова, Т. В. Дифференциальные уравнения : учебник и практикум для вузов / Т. В. Муратова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 435 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-01456-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/468795 (дата обращения: 27.08.2021). 34. Орлов, В. В. Методика обучения математике. Практикум : учебное пособие для вузов / В. В. Орлов [и др.] ; под редакцией В. В. Орлова, В. И. Снегуровой. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 379 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-08769-7. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/489761 (дата обращения: 19.11.2020). 35. Орлова, И. В. Линейная алгебра и аналитическая геометрия для экономистов : учебник и практикум для вузов / И. В. Орлова, В. В. Угрозов, Е. С. Филонова. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 370 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-9916-9556-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/489189 (дата обращения: 23.12.2019). 36. Подходова, Н. С. Методика обучения математике в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н. С. Подходова [и др.] ; под редакцией Н. С. Подходовой, В. И. Снегуровой. – Москва : Издательство Юрайт, 2012. – 274 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-08766-6. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/489760 (дата обращения: 27.07.2020). 37. Подходова, Н. С. Методика обучения математике в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Н. С. Подходова [и др.] ; под редакцией Н. С. Подходовой, В. И. Снегуровой. – Москва : Издательство Юрайт, 2013. – 299 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-08768-0. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/490417 (дата обращения: 27.07.2020). 38. Попов, А. М. Экономико-математические методы и модели : учебник для вузов / А. М. Попов, В. Н. Сотников ; под общей редакцией А. М. Попова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 345 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-14867-1. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/488750 (дата обращения: 19.09.2021). 39. Руженников, А. А. Методика обучения учащихся основной школы решению текстовых задач в контексте формирования коммуникативных универсальных учебных действий на основе работы с текстом / А. А. Руженников ; Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – Волгоград : б.и., 2021. – 74 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=618318 (дата обращения: 23.01.2020). – Текст : электронный. 40. Саранцев, Г. И. Методика обучения математике в средней школе : учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов / Г. И. Саранцев. – М. : Просвещение, 2002. – 224 с. – ISBN 5-09-010148-5. – Текст : непосредственный. 41. Сидняев, Н. И. Теория планирования эксперимента и анализ статистических данных : учебник и практикум для вузов / Н. И. Сидняев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 495 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-05070-7. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449686 (дата обращения: 24.30.2021). 42. Станкевич, Л. А. Интеллектуальные системы и технологии : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. А. Станкевич. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 397 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-11659-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/495988 (дата обращения: 29.12.2020). 43. Сухарев, А. Г. Методы оптимизации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Г. Сухарев, А. В. Тимохов, В. В. Федоров. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 367 с. – (Бакалавр и магистр. Академический курс). – ISBN 978-5-9916-3859-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/444155 (дата обращения: 02.06.2021). 44. Талызина, Н. Ф. Методика обучения математике. Формирование приемов математического мышления : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Талызина [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Талызиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 193 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06315-8. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/493931 (дата обращения: 08.04.2020). 45. Талызина, Н. Ф. Методика обучения математике. Формирование приемов математического мышления : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ф. Талызина [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Талызиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 193 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-06579-4. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/493938 (дата обращения: 28.07.2021). 46. Тихоненко, А. В. Изучение понятия величины в начальной школе : учебное пособие / А. В. Тихоненко. – Таганрог : Таганрогский государственный педагогический институт, 2010. – 268 с. : ил., табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=615623 (дата обращения: 02.12.2020). – Библиогр.: с. 267-268. – ISBN 978-5-87976-611-0. – Текст : электронный. 47. Чекин, А. Л. Математический взгляд на актуальные проблемы методики обучения математике в начальной школе / А. Л. Чекин ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. – 64 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500313 (дата обращения: 21.12.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4263-0699-8. – Текст : электронный. 48. Шадрина, И. В. Методика преподавания начального курса математики : учебник и практикум для вузов / И. В. Шадрина. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 279 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-08528-0. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/469523 (дата обращения: 17.06.2020). 49. Шапкин, А. С. Задачи с решениями по высшей математике, теории вероятностей, математической статистике, математическому программированию : учебное пособие / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. – 10-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2021. – 432 с. : ил., табл., граф. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684406 (дата обращения: 07.04.2021). – Библиог.: с. 428. – ISBN 978-5-394-04457-1. – Текст : электронный. 50. Шатова, Н. Д. Методика развивающего обучения математике : учебное пособие для вузов / Н. Д. Шатова, Е. А. Кальт, Л. А. Филоненко ; под общей редакцией Н. Д. Шатова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 297 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-05734-8. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/493213 (дата обращения: 22.01.2020). 51. Шипачев, В. С. Высшая математика : учебное пособие для вузов / В. С. Шипачев. – 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 447 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-12319-7. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/468424 (дата обращения: 23.01.2021). 52. Шипачев, В. С. Математика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. С. Шипачев ; под редакцией А. Н. Тихонова. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 447 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13405-6. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/469417 (дата обращения: 13.06.2020). 53. Энатская, Н. Ю. Теория вероятностей и математическая статистика для инженерно-технических направлений : учебник и практикум для вузов / Н. Ю. Энатская, Е. Р. Хакимуллин. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 399 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-02662-7. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/489333 (дата обращения: 19.12.2021). 54. Ястребов, А. В. Методика преподавания математики: задачи : учебное пособие для вузов / А. В. Ястребов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 201 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-08353-8. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/491361 (дата обращения: 19.12.2020). 55. Ястребов, А. В. Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания. Задачи : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Ястребов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 201 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12328-9. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/492569 (дата обращения: 19.12.2019).
Отрывок из работы

1 Теоретические основы формирования математических понятий у школьников процессе работы с робототехническим конструктором 1.1 Анализ проблемы исследования в учебной и научной литературе На данный момент проблема поиска и совершенствования методических подходов, позволяющих повысить качество обучения учащихся общеобразовательных учреждений, является весьма актуальной. Высокий уровень знаний выпускников, полученных в процессе обучения в школе, открывает широкие перспективы для самореализации в жизни и будущей профессии. В математической подготовке немаловажным компонентом является этап формирования понятий. Понятие же играет важную роль в процессе формировании знаний и является основным элементом системы научных знаний. Вопросом формирования понятий занимаются многие методисты. Среди них можно отметить работы А. К. Артемова, М. Б. Воловича, Я. И. Груденова, О. Б. Епишевой, Т. А. Ивановой, Ю. М. Колягина, Г. И. Саранцева, И. М. Смирновой, С. Б. Суворовой, П. М. Эрдниева и др. Исследованию методических проблем формирования математических понятий посвящены и диссертационные работы: М. Б. Воловича, М. Н. Марюкова, И. А. Миловановой, З. П. Мотовой, И. В. Ситниковой, С. Б Суворовой, С. А. Титоренко, Л. А. Черных и др. Основная цель этих работ посвящена поиску средств формирования отдельных понятий и некоторых их классов. В качестве таких средств чаще всего выступают системы обучающих задач, которые, по словам З. П. Мотовой, позволяют подготовить учащихся к усвоению понятия, раскрыть содержание и объем, развернуть работу по составлению определения, показать роль определения при выявлении других свойств; раскрыть представление о логической структуре понятия, обеспечить прочность усвоения. При формировании понятий в средних классах наиболее распространенным является подход Н. Д. Мацко, который содержит следующую схему действий: – выяснить, встречались ли учащиеся с изучаемым понятием, сформированы ли у них житейские представления об изучаемом объекте; – выявить уровень сформированности понятий, на которые опирается новое понятие; – выявить существенные и несущественные признаки и свойства данного понятия. Определить и обосновать существенные признаки, обобщить их; – мотивировать целесообразность изучения данного понятия, его роль и место в системе математических понятий и его применение при решении задач, при формировании новых понятий; – привести примеры из окружающей действительности, иллюстрирующие данное понятие; – закрепить понятие на конкретных примерах с постепенным усложнением, с применением графического изображения и словесного описания; – оперирование понятием в новых для учащихся ситуациях. Основной недостаток этого подхода заключается в том, что, прежде всего, все этапы ориентированы на работу с определением понятия, а не с самим понятием. Наиболее универсальный подход при формировании понятий у школьников был предложен Г. И. Саранцевым. Автор строит собственную методическую концепцию формирования математических понятий. Он выделяет следующие этапы формирования понятий. – Мотивация введения понятия. – Выделение существенных свойств понятия. – Синтез выделенных свойств, формулировка определения понятия. – Понимание смысла каждого слова в определении понятия. – Усвоение логической структуры определения понятия. – Запоминание формулировки понятия. – Применение понятия. – Установление связей изучаемого понятия с другими понятиями. – Логические операции с понятиями [40, c. 154]. В этой, как и в других своих работах, автор обосновывает необходимость каждого этапа. Все этапы формирования понятий реализуются посредством упражнений, главное назначение которых меняется в зависимости от этапа. Например, выделению существенных свойств геометрических понятий, особенно в пятых и шестых классах, способствуют упражнения на конструирование моделей фигур, в ходе выполнения которых учащиеся самостоятельно начинают выделять существенные свойства понятия. Итогом данного этапа является формулировка определения понятия, усвоение которого является содержанием нового этапа. На рассмотренном этапе термин обозначает не столько понятие, сколько соответствующие наглядные представления. Можно заметить, что процесс формирования понятий является динамичным процессом. В зависимости от опыта учащихся, конкретного содержания понятия внимание к этапам формирования может быть различным, некоторые из них могут отсутствовать. Данный подход развивается в работе Л. А. Страбыкиной. В этой работе выделенные Г. И. Саранцевым этапы представляются определенной совокупностью действий. Примерами таких действий могут служить: создание учебно-проблемной ситуации; формулировка основной учебной задачи; выделение существенных свойств понятия; распознавание объектов, принадлежащих понятию; выведение следствия из принадлежности объекта понятию; действия, лежащие в основе применения понятия; установление связей между отдельными понятиями и др. Основными средствами овладения действиями, адекватными этапам формирования понятий, выступают упражнения. Используется система упражнений, которая базируется на соответствии между характером каждого этапа и типами упражнений. Современные школьные программы характеризуются большим объемом материала при жестких ограничениях по времени, что вызывает некоторые трудности у учителей. Во многих методических пособий данный аспект не учитывается, но имеются и исключения, например, в работе В. М. Карнаухова объяснение материала и фронтальное решение задач рекомендуется проводить по готовым чертежам. Для наиболее сложных теорем курса даны примерные планы проведения их доказательства, которые рекомендуется записывать в тетради, чтобы учащиеся могли лучше усвоить логику доказательства. Центральное место в методике формирования математических понятий занимает решение различных задач, однако число решаемых учениками задач зачастую не велико. Обычно все новые теоремы, понятия, свойства, по мнению большинства авторов, должны усваиваться в процессе решения задач. Среди них, в частности, можно выделить такие задачи, которые могут подвести учащихся к новым понятиям и утверждениям. Это, например, задачи по готовым рисункам. В своей работе «Методика преподавания математики в средней школе: частная методика» З. П. Мотова отмечает, что при введении новых понятий, при закреплении уже известных понятий и при изучении их свойств также рекомендуется использовать системы задач. Задачи могут быть использованы при формировании понятий темы, при подготовке учащихся к доказательству теорем, при использовании ранее изученных теорем, в доказательстве новых фактов. Однако эти рекомендации представлены только по одной из тем («Параллельность прямых на плоскости»). При формировании понятий наиболее эффективны специальные упражнения на формирование определенных действий, на построение объектов, удовлетворяющих указанным свойствам, на распознавание объектов, принадлежащих объему понятия, на выделение следствий из факта принадлежности объекта понятию, на составление родословной, на систематизацию, на применение понятия и др. Неотъемлемой частью большинства этапов формирования математических понятий являются упражнения, начиная с мотивации и заканчивая установлением связи изучаемого понятия с другими понятиями. Особое место в формировании математических понятий занимает обучение распознаванию объекта, соответствующего данному определению, и построение разного рода контрпримеров. Многие авторы отмечают, что при изучении понятий важное место занимают задачи на доказательство и задачи конструктивного характера [31, c. 217]. Таким образом, актуальной является задача исследования возможностей робототехнических конструкторов при формировании математических понятий. Данные вопросы рассматриваются в работах А. П. Ершова, В. Г. Житомирского, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, Е. И. Машбица, В. М. Монахова, М. Н. Марюкова и др. Несмотря на то, что проблема формирования и развития понятий достаточно хорошо изучена как в психологии, так и в дидактике, и в методиках, некоторые аспекты данной проблемы пока еще недостаточно глубоко разработаны и довольно слабо реализуются в практической деятельности учителей. В частности, речь идет о применении робототехнических конструкторов при формировании математических понятий. Внедрение конструкторов в учебный процесс основывается на опыте использования традиционных методических средств. Вопросы методики применения информационных технологий и их влияние на эффективность учебного процесса в изучении дисциплин физико-математического цикла представлены в работах Н. С. Кудаковой, С. С. Сорокина, О. А. Сотниковой, А. Ф. Базаркина, Н. В. Вознесенской, А. А. Зубрилина, В. К. Бондаренко, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунского, Г. В. Карпова, С. Н. Кузнецова, И. И. Мархель, Л. П. Прессмана, И. А. Романовой, Н. Ф. Шахмаева и др. Использование информационных технологий (робототехники) открывает принципиально новые возможности управления учебно-познавательной деятельностью для ее интенсификации (Л. В. Денисовой, В. О. Дженжера, И. С. Третьяковой и др.). Исследование учебной и научной литературы по данной проблеме позволяет отметить, что, с одной стороны, в настоящее время учителя общеобразовательных учебных заведений, и, в частности, учителя математики, заинтересованы в использовании на уроках информационных технологий, в частности, элементы робототехники, а, с другой стороны, методика их использования в обучении математике еще недостаточно разработана. Гипотетически можно предположить, что применение робототехнических конструкторов при формировании математических понятий позволяет решать следующие задачи: – способствует повышению мотивации к изучению новых математических понятий; – позволяет более наглядно представлять изучаемый материал; – способствует более интенсивному и эффективному усвоению материала. 1.2 Анализ нормативных документов, регламентирующих внедрение робототехники в образование Образовательная робототехника представляет собой дидактическую модель робототехнической науки. Элементы этой модели создают предпосылки для социализации личности учащихся, и обеспечивают возможность ее непрерывного технического образования. Круг задач, решаемых образовательной робототехникой, достаточно широк, поскольку робот может выступать не только объектом для изучения, но и средством учебного моделирования и конструирования. Также, открываются большие возможности для встраивания образовательной робототехники в различные школьные предметы. Образовательная робототехника, как направление учебно-познавательной деятельности, пользуется высоким познавательным интересом у учащихся. Изучение робототехники в школе осуществляется посредством образовательных конструкторов: Lego MINDSTORMS EV3, Makeblock ultimate 2.0, Ресурсный набор для изучения информационных систем и устройств учебных про-мышленных роботов, СТЕМ-Мастерская, Учебно-лабораторный манипуляционный РТК, LEGO WeDo, Arduino, Робостанция, ROBOTIS, Makeblock. В ее основе лежат игровые технологии, этим, в большей степени, обусловлена популярность образовательной робототехники. Несомненно, игра является эффективным методом и формой организации обучения, она позволяет школьникам учиться, не замечая процесса обучения [37, c. 65]. В то же время, образовательная робототехника ? это интегративная предметная область, которая отражает современный уровень развития науки и техники. Она включает в себя знания из школьных предметов: математики, информатики, физики. Можно выделить два вида интегративных связей образовательной робототехники с названными учебными предметами: 1) элементы предметных знаний, необходимые для изучения робототехники; 2) элементы межпредметных знаний, необходимые для изучения робототехники. Создание и отладка алгоритмов для робота ? задача из курса информатики. Программирование устройств (моторов и датчиков), которыми оснащен робот, затрагивает и область физики. При создании программ необходимо понимать суть работы датчика, учитывать погрешности измерения датчика и т.д. Физика всегда занимала ведущее место как научная основа техники, поскольку она лежит в основе всех наиболее значимых направлений технического прогресса. Для образовательной робототехники особо важными разделами физической науки являются механика и электроника. Математика как инструмент научного познания позволяет в образовательной робототехнике решать задачи с углами, градусами, коэффициентами и пропорциями, даёт возможность осуществления движения робота. Без математических формул объект разработки сможет максимум двигаться по прямой. В совокупности дисциплины позволяют создавать сложные алгоритмы для робота с использованием переменных величин и математических вычислений. Основным документом, регламентирующим образование на территории Российской Федерации, является Федеральный закон «Об образовании», введенный 29 декабря 2012 года, согласно статье 10 ФЗ «Об образовании» система образования включает В себя федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные программы различных вида, уровня и направленности. Также, исходя из статьи 11 закона «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. В соответствии с Законом «Об образовании», 17 декабря 2010 года приказом Минобрнауки России был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Согласно ФГОС ООО курс «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика» и включает в себя требования: ? к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; ? к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; ? к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Стандарт ориентирует образование на воспитание выпускника, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике. ФГОС также регламентирует личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Согласно документу, личностные результаты должны отражать: ? формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; ? формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты освоения основной ? образовательной программы основного общего образования должны отражать: – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; – умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; – умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; – формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции). Согласно пункту 11.3 ФГОС, в результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях, овладевают математическими рассуждениями, учатся применять знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты, овладевают умениями решения учебных задач, развивают математическую интуицию, получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях [4, c. 97]. Согласно статье 12 Федерального закона «Об образовании», регламентируется применение образовательных программ в образовательном процессе школ. Так, в законе говорится, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр Примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Исходя из закона «Об образовании», ФГОС ООО и Федерального учебно-методического объединения по общему образованию протоколом от 8 апреля 2015 года была одобрена Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. В данной Примерной программе регламентируются оценка метапредметных результатов, что представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Наиболее адекватными формами оценки познавательных учебных действий могут быть письменные измерительные материалы, ИКТ-компетентности ? практическая работа с использованием информационных технологий, выполнение групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов с использованием различных вспомогательных продуктов. Примерной основной образовательной программой среднего общего образования предусмотрено на уроках с метапредметными связями физико-математического цикла рассмотрение примеров роботизированных систем, автономных движущихся роботов, учебной среды разработки программ управления движущимися роботами, реализация алгоритмов «движение до препятствия», «следование вдоль линии» и т.п., отладка программы управления роботом и др. Следует отметить, что совместное изучение дисциплин физико-математического цикла с использованием образовательной робототехники приобретает все большую популярность и дает положительные результаты. Данный подход также отвечает «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» тем, что позволит выявить талантливых обучающихся, которые могут продолжить изучение робототехники, например, на элективных курсах и участвовать в олимпиадах по робототехнике. Согласно «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года в настоящее время продолжается системная работа по становлению олимпиадного движения в Российской Федерации и развитию робототехники. Основными направлениями функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются: ? развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов; ? развитие и совершенствование научной и методической базы научных и образовательных учреждений; ? развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров; ? реализация системы мероприятий, направленных на решение поставленных задач на федеральном, региональном и местном уровнях. Работа по становлению олимпиадного движения в Российской Федерации и развитию робототехники была обусловлена запросами экономики, обозначенными в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2025, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. Документ разработан в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Основами государственной политики регионального развития на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13, и национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. Согласно этим документам, предусматривается программа поддержки молодежи. Знакомство школьников развитием науки и техники, современными достижениями науки позволит в раннем возрасте выявить талантливую молодежь, пробудить у нее интерес к занятиям научной деятельности, сознательно и целенаправленно заниматься наукой и инженерными разработками. Согласно анализу нормативных документов следует отметить, что на сегодняшний день образовательная робототехника является одним из динамично развивающихся направлений и позволяет вовлечь в процесс инженерного творчества обучающихся, сформировать у них межпредметные связи, а также поднять мотивацию к изучению сопутствующих наук. 1.3 Методическая концепция формирования математических понятий в школе Этапы мотивации, выделения существенных свойств понятия и формулировки определения понятия соответствуют трактовке понятия как сущности, «вещи в себе», а этапы усвоения определения, применения и систематизации понятия ? взгляду на понятие, как результат деятельности, средство общения. Учтены в концепции и рекомендации психологов, в частности то, что в младшем школьном возрасте превалирует наглядно-образное мышление, чему в большей мере соответствует схема образования понятия, предложенная В. А. Светловым: 1) Начальным этапом процесса формирования понятий является мотиваций его введения. На важность мотивации указывали дидакты ещё 100 лет назад. Так, Я. А. Коменский отмечал: «При начале всякой работы учитель заинтересовывает учеников, подстрекает их, поднимая вопрос относительно того, о чём он хочет толковать, чтобы ученики сознавали своё невежество в этом отношении и с большим нетерпением ждали разъяснения». Необходимость включения этапа мотивации в процесс формирования понятий обосновывается в исследованиях психологов. Результаты исследований показали, что одним из главных условий управления обучением и одновременно одним из главных условий, обеспечивающих развитие мышления, является предварительная постановка заданий, вызывающих проблемные ситуации, активизирующих деятельность учащихся. Сущность этапа мотивации заключается в подчеркивании важности изучения понятия, в побуждении школьников к целенаправленной и активной деятельности, в возбуждении интереса к изучению понятия. Мотивация может осуществляться как посредством привлечения средств нематематического содержания (внешняя мотивация), так и выполнения специальных упражнений, объяснения необходимости развития математической теории (внутренняя мотивация) [50, c. 139]. Средствами внешней мотивации могут служить задачи практического и прикладного характера. Содержание последних связано с робототехникой, информатикой, физикой, химией и т.д., и должно быть подобрано так, чтобы показать школьникам необходимость изучения нового понятия и его свойств для успешного их решения. Например, решая практическую задачу о нахождении длины стороны садового участка прямоугольной формы, при известных площади и зависимости между сторонами, мы получаем новый вид уравнения -квадратное уравнение. Мотивировать изучение нового понятия «геометрическая прогрессия» можно, предложив учащимся решить такую задачу биологического характера: «Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-ой минуты делится на две; каждая из них к концу следующих 20 минут делится ещё на две и т.д. Найти число бактерий, образовавшихся из одной бактерии к концу суток». При решении этой задачи учащиеся встретятся с новой последовательностью, изучение свойств которой значительно облегчит процесс решения. К средствам внешней мотивации следует также отнести и атмосферу, создаваемую учителем на уроке. Так как сила первого впечатления очень велика, то для формирования новых понятий имеет огромное значение то окружение, обстановка, при которой новое понятие вошло в наше сознание.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 83 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg