1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
1.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности предприятия.
Конституция РФ устанавливает правовые нормы, они являются основой законодательства о промышленной безопасности.
Одна из значимых конституционных норма - это то что «безопасность» находится в ведении РФ. Следовательно, субъекты Российской Федерации не могут осуществлять собственное правовое регулирование в отношении промышленной безопасности. Ещё одним из важных нормативов является право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности [1].
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [2] является основным документом, регулирующим отношения в области промышленной безопасности.
Настоящий Федеральный закон направлен на предупреждение аварий и готовности к их локализации и ликвидации возникающих на опасных производственных объектах.
Опасные производственные объекты делятся четыре класса опасности. Объекты на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [2].
Регулирование в области промышленной безопасности также определяются другими Федеральными законами, представленными в таблице 1.1 и разрабатываемыми, в соответствии с ними, Федеральными нормами и правилами.
?
Таблица 1.1. Основные Федеральные законы регулирования в области промышленной безопасности [2-8]
Название закона Требования закона
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ в редакции 21.07.2014г ? Формирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
? защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.7.1997 № 116-ФЗ в редакции на 02.07.2013г. Требования промышленной безопасности:
? к проектированию;
? к строительству;
? к приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта;
? к эксплуатации опасного производственного объекта;
? к готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ в редакции 23.06.2014г Устанавливаются минимальные требования, обеспечивающие безопасность:
? излучений;
? взрывобезопасность;
? механическую;
? пожарную;
? промышленную;
? химическую и д.р
Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ ? Прогнозирование, идентификацию, анализ и оценку угроз безопасности;
? организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности.
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в редакции от 02.07.2013г. ? Здания и сооружения должны обладать прочностью и устойчивостью, для обеспечения безопасности жизни и здоровью людей, имуществу и природной среде.
?
Продолжение таблицы 1.1
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца ОП за причинение вреда в результате аварии на ОО» в редакции 28.12.2013г Владелец опасного объекта обязан страховать за свой счёт, имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.1.2002 № 7-ФЗ в редакции от 21.06.2014г. Устанавливает принципы охраны окружающей среды. Определяет объекты охраны окружающей среды, а также полномочия органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов, а также органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Устанавливает права и обязанности граждан, общественных и иных организаций
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12 1994 № 69-ФЗ в редакции 12.03.2014г Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности, разработка и осуществление мероприятий для пожарной безопасности, устанавливает права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.
Для газовой области разработаны Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» [13].
В настоящих Правилах установлены требования промышленной безопасности не только к организациям эксплуатирующая опасные производственные объекты нефтегазодобывающих производств, но и к работникам, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности на них [13].
При рассмотрении системы промышленной безопасности на опасном производственном объекте, необходимо руководствоваться требованиями, установленными в данном документе:
? должны быть разработаны планы локализации и ликвидации последствий аварий;
? на каждый технологический процесс на объектах, проектной (или эксплуатирующей) организацией должен составляться технологический регламент;
? при использовании в технологических процессах оборудования, необходимо разрабатывать и применять меры защиты от коррозии, изнашивания и старения;
? устройство ограждения и расположение контрольно-пропускных пунктов, должны обеспечить возможность аварийной эвакуации персонала;
? должна быть обеспечена средствами индивидуальной защиты, аварийной и пожарной сигнализации, средствами контроля загазованности в помещениях;
? Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (ОПО) должна быть обеспечена необходимыми контрольно-измерительными приборами и автоматики (КИПиА) и системой контроля производственных процессов [12].
Отличительная особенность нормативной базы в нефтегазовой области заключается в разработке корпоративного комплекса стандартов - СТО Газпром. После вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» в ПАО «Газпром» началась работа по совершенствованию существовавшей системы технического нормирования в Обществе.
Предприятия относящиеся к подразделению компании ООО «Газпром», должны выполнять требований корпоративных стандартов.
В области промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» разработан корпоративный норматив СТО Газпром 18000.1-001-2014 Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «Газпром» [11].
Настоящий стандарт разработан для совершенствования системы производственной безопасности и приведения ее в соответствие с требованиями принятого в международном сообществе документа OHSAS 18001:2007 [23].
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента с целью создания способности к управлять рисками и улучшением показателей деятельности в области безопасности труда и охраной здоровья.
Федеральные законы, разработанные на их основании Федеральные нормы и правила, а также техническая документация объединены в единую систему регулирования в области промышленной безопасности нефтегазовой отрасли, представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Система регулирования в области промышленной безопасности нефтегазовой отрасли [2-26]
При анализе рассмотренных нормативных документов, необходимо отметить:
? законодательная база, регулирует деятельность физических и юридических лиц, общественных объединений и государственных органов в области обеспечения безопасности на опасных производственных объектах нефтегазовой отрасли;
? закреплены основные принципы, на которые опирается государственная система защиты общества, личности и окружающей среды от чрезвычайных и аварийных ситуаций на опасных производственных объектах;
? минимальные требования к состоянию защищенности опасных производственных объектов установлены на законодательном уровне.
Президиумом Правительства РФ 28 июля 2011 года одобрена «Концепция совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 года». Данная концепция основывается на Федеральных законах, Стратегии национальной безопасности РФ, и других нормативных документах [12].
Риск-ориентированный подход определен в качестве основного принципа данной концепции. Основываясь на показателях риска аварий, а также возможных последствий данных аварий необходимо дифференцировать меры обеспечения промышленной безопасности.
1.2. Теоретические аспекты рисков промышленной безопасности для нефтегазовой отрасли.
Анализ риска возможных аварий на опасном производственном объекте является частью регулирования отношений в области промышленной безопасности. Результаты анализа риска используются при декларировании промышленной безопасности опасных производственных объектов, экспертизе промышленной безопасности, обосновании технических решений по обеспечению безопасности, страховании, экономическом обосновании мероприятий по обеспечению безопасности и др.
Для применения риск-ориентированного принципа, проведения анализа рисков аварий на предприятии в настоящее время в Российской Федерации разработано большое число нормативной документации:
? Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»;
? Приказ Ростехнадзора от 26.12.2018 № 647 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа»»;
? ГОСТ 27.310-95 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения;
? ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем;
? ГОСТ Р 51901.12-2007 Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов и др.
В целях создания узконаправленных методических указаний, с целью получения более точной и детализированной информации, для нефтегазовой отрасли ОАО «Газпром» разработаны следующие документы по анализу риска:
? СТО Газпром 2-2.3-351-2009 Методические указания по проведению анализа риска для опасных производственных объектов газотранспортных предприятий ОАО «Газпром»;
? СТО Газпром 2-2.3-400-2009 Методика анализа риска для опасных производственных объектов газодобывающих предприятий ОАО «Газпром»;
? СТО Газпром 2-2.3-569-2011 Методическое руководство по расчету и анализу рисков при эксплуатации объектов производства, хранения и морской транспортировки сжиженного и сжатого природного газа.
При анализе рисков решаются следующие задачи:
? оценка состояния системы промышленной безопасности предприятия;
? идентификация опасных производственных факторов;
? анализ возможных аварий и их последствия;
? определение причин возможных аварий;
? соответствие приемлемости риска;
? разработка мероприятий, направленная на совершенствование системы промышленной безопасности [22].
Риск оценивают, как по качественным, так и по количественным показателям в зависимости от целей. Главными показателями техногенного риска являются:
? потенциальный;
? индивидуальный;
? коллективный;
? социальный риск.
Цель управления рисками – уменьшения вероятности возникновения аварии, минимизация последствий аварий, безопасность персонала и населения, а также сохранения имущества [20].
Для достижения снижения риска решаются две основные задачи, уменьшение вероятности возникновения аварийной ситуации или уменьшение ущерба при реализации аварии на опасном производственном объекте [29].
Для обеспечения промышленной безопасности на предприятии нефтегазовой отрасли необходимо соблюдать требования, установленные Федеральными законами, Федеральными нормами и правилами, а также корпоративными стандартами, разработанными ООО «Газпром».
При анализе рисков важным показателям является расчет последствий аварии. При выявлении последствий возможных аварий в расчет принимаются не только материальные факторы, но и возможное опасное поражение персонала и населения, а также учитывается воздействие на окружающую среду
Для оценки возможных последствий аварий разработаны методические документы, приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Перечень методических документов для расчета последствий аварий [12, 13]
Документ Назначение
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» ? Расчет параметров ударной волны;
? зон поражения и разрушения при воспламенении и взрыве облаков топливно-воздушных смесей (ТВС)
Руководство по безопасности «Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ» Расчет концентрации, массы опасных веществ (ОВ) во взрывоопасных пределах и зон поражения при пожаре-вспышке и взрыве ТВС
Методика определения величин пожарного риска на производственных объектах ? Определение параметров воздействия и зон поражения при горении пролива, огненном шаре, факельном горении;
? Расчет параметров воздействия и зон поражения при горении ОВ в зданиях;
? Расчет параметров воздействия и зон поражения продуктами горения
СТО Газпром 2-2.3-400-2009 «Методика анализа риска для опасных производственных объектов газодобывающих предприятий ОАО «Газпром»» Расчет параметров воздействия и зон поражения осколками
В целях соблюдения, «Концепции совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 года», применять риск-ориентированный подход в качестве составляющей части системы регулирования в области промышленной безопасности.
Риск-ориентированный подход основан на комплексном, всестороннем анализе причин возможных аварий и инцидентов, а также возможных последствий этих аварий. Оценка рисков аварий на опасном производственном объекте дает возможность о суждении приемлемости рисков и оценки эффективности системы производственной безопасности в настоящий период времени [32].
Кроме риск-ориентированного подхода применяется второй подход для решения задачи обеспечения безопасности на опасном производственном объекте в нефтегазовой отрасли, данный подход базируется на нормировании.
Нормируются условия, которые должны соответствовать требованиям опасные производственные объекты при их эксплуатации, строительстве и проектировании.
Основные требования и нормы, которые необходимо соблюдать на всех стадиях, устанавливаются нормативным путём.
Нормированию не подлежат методики и расчётные элементы, необходимые для выполнения всех выше указанных условий и требований.
Для данного подхода нужно отметить принятые федеральным органом исполнительной власти Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности:
? «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2013 № 28222);
? «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов» (зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2013 № 30605);
? «Правила безопасности подземных хранилищ газа» (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 № 30994);
Проанализировав нормативно-правовую базу в области промышленной безопасности, можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации создан необходимый комплекс законодательной, нормативной и научно-технической документации для обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов в нефтегазовой сфере [21].
Необходимо отметить, законодательство в области промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтегазовой отрасли постоянно изменяется. Для соблюдения требований всех нормативно правовых документов необходимо следить за изменение в законодательстве.
Система федерального законодательства в области обеспечения промышленной безопасности определяет правовые, экономические и социальные основы
Основной целью законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности заключается в обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлена на предупреждение аварий на и обеспечение готовности эксплуатирующих к локализации и ликвидации последствий аварий [22].
Для нормативной базы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтегазовой отрасли, можно отметить основную отличительную особенность, базирование на двух основных подходах обеспечения промышленной безопасности.
Первый подход – это риск-ориентированный подход, который основывается на комплексном анализе причин и последствий отказов, которые могут приводить к аварийным ситуациям.
Второй подход – это нормирование требований и условий с целью безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗТГП ДКС
2.1. Общие сведения о промышленном объекте и его видах деятельности.
ЗТГП расположен в центральной части Тюменской области на территории Пуровского района. Ближайший крупный населённый пункт, г. Тарко-Сале, расположен на расстоянии около 35 км к юго-западу от компрессорной станции. Районный центр Пуровского района, г Тарко-Сале, расположен на расстоянии 35 км к северо-востоку [36].
Областной центр Тюменской области, г. Тюмень, находится на расстоянии около 1350 км к юго-западу. Ближайший к ЗТГП населённый пункт п. Пуровск находится на расстоянии около 15 км к северо-востоку.
По территории Пуровского района с северо-востока на юго-запад проходит железная дорога Сургут-Новый Уренгой на расстоянии 4,2км от ЗТГП. Ближайшая железнодорожная станция расположена в п. Пуровск на расстоянии 15км. Справа от железной дороги проходит автодорога Сургут-Салехард.
Район расположения Западно-Таркосалинского газового промысла, характеризуется достаточно ровным, спокойным, слаборасчленённым рельефом со слабыми понижениями к водотокам [33].
Климат территории резко континентальный, избыточно увлажнённый, характеризуется продолжительной суровой зимой с устойчивым снежным покровом и коротким прохладным летом.
Абсолютная минимальная температура минус 55 ?С, абсолютная максимальная температура плюс 36 ?С. Схема расположения компрессорной станции приведена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. Схема расположения ЗТГП [33]
Западно-Таркосалинский газовый промысел, расположен обособленно от населенных пунктов тем самым риск распространения аварийных ситуаций на населения минимальный.
Климатические условия территории характеризуются суровостью, низкими зимними температурами, и повышенной влажностью, в связи с этим оборудование, использующееся на ЗТГП должно быть повышенной устойчивостью к внешним воздействиям.
Целью ЗТГП является обеспечение расчетной пропускной способности магистрального газопровода за счет повышения давления газа на выходе ДКС, с помощью газоперекачивающего агрегата (ГПА) типа ГТК-10-4. [36].
Западно-Таркосалинский газовый промысел относится к Пурпейскому линейному производственному управлению магистральных газопроводов – филиал ООО «Газпром добыча Ноябрьск» и находится, возле пос. Пуровск, Тюменской области.
Основная задача управления – добыча газа, включая бесперебойную работу газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов, газораспределительных станций, систем автоматики и телемеханики, систем энергоснабжения, связи, электрохимзащиты и других инженерных сооружений, обеспечение снабжения газом потребителей на участке с 66 км по 220 км магистрального газопровода «Уренгой-Сургут-Челябинск» [34].
Зона ответственности по эксплуатации магистрального газопровода (две нитки) простирается по трём муниципальным образованиям: Пуровский район, поселок Пурпе и Пуровское.
В составе управления 4 газовых промысла:
? ЗТГП (Западно-Таркосалинский газовый промысел);
? ГГП (Губкинсикй газовый промысел).
? КГП (Комсомольский газовый промысел)
? ВГП (Вангаяхенский газовый промысел)
Мощности ЗТГП, обеспечивают перекачку 240 млн.м3 газа в сутки. В цехе установлены 9 газоперекачивающих агрегатов типа ГТК-10-4. Протяженность обслуживаемого участка газопровода в однониточном исчислении - 224 км, конденсатопровода в однониточном исчислении равно 100,7 км.