ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ: ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Понятие электронной коммерции
Существуют разнообразные определения понятия «электронная коммерция. В таблице 1 приведены некоторые из них.
Таблица 1 – Определения понятия «электронная коммерция»
Автор/источник Определение
Л.П. Гаврилов “Это коммерческая деятельность, имеющая целью получение прибыли и основанная на комплексной автоматизации коммерческого цикла за счет использования компьютерных сетей”
М.А. Дорохова “Oбласть народного хозяйства, которая охватывает все бизнес-процессы, связанные с проведением транзакций, финансовые и торговые сделки, осуществляемые при помощи компьютерных сетей”
Проект Федерального закона «Об электронной торговле» “Oсуществление сторонами сделки предусмотренных законодательством действий и операций при оформлении и совершении сделок по продаже\поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также совершение иных действий, направленных на извлечение прибыли, на основе исполнения электронных процедур”
А.В. Юрасов “Предпринимательская деятельность, которая, так или иначе, связана с распространением, рекламированием, продвижением, продажей услуг или товаров через Интернет”
Электронная коммерция объединяет такие глобальные категории – онлайн-продажи, интернет-банкинг, бронирования билетов и отелей, транзакции в платежных системах, онлайн-маркетинг и реклама.
В техническом плане электронная коммерция в Интернете стоит на трёх основах – сервер, база данных и система доставки товара или услуги покупателю. Критически важна первая составляющая – качественный и быстрый сервер. База данных нужна крупным объектам, а доставка электронных товаров или услуг не требует сложной логистики.
В настоящее время деятельность электронной коммерции можно рассмотреть с точки зрения ее достоинств и недостатков – таблица 2.
Таблица 2 – Достоинства и недостатки электронной коммерции
Достоинства Недостатки
1. Снижение затрат. “Электронная торговля упрощает бизнес-процессы во многих отраслях предпринимательства. Например, чтобы открыть онлайн-магазин не нужно арендовать физическую площадь, нанимать штат продавцов и сотрудников доставки. Все действия можно автоматизировать, а, если товар электронный, то и упросить в разы сервис доставки. В итоге транзакционные издержки ниже, что сказывается на стоимости продукции или услуг” 1. Зависимость от информационно-коммуникационных технологий “Не во всех регионах есть свободный доступ к Интернету на высокой скорости, этот фактор сильно тормозит развитие электронного бизнеса.”
2. Расширение целевой аудитории “Через Интернет можно продавать по всему миру без особых затрат. Конечно, если бизнес связан с физическими товарами, то придется поломать голову с доставкой. Простое решение – это сотрудничество с транспортными компаниями. Но если вы продаете электронные товары, услуги – электронные книги, программы, сервисы и прочее, то рынок неограничен.” 2. Особенности законодательства, налоги “Отсутствие правового регулирования онлайн-коммерции часто служит препятствием при заключении тех или иных сделок”
3. Меньше посредников “Электронная коммерция позволяет работать напрямую с производителем, исключая цепочку посредников. Так создается прямой канал между продавцом и покупателем, что сказывается на стоимости товаров и качестве обслуживания.” 3. Безопасность информации “Онлайн-торговля и бизнес в сети требует высокой гарантии конфиденциальности данных пользователей, покупателей, участников коммерческой деятельности. Активно внедряется сертификация, авторизация, капча и другие варианты борьбы с мошенничеством.”
Помимо несомненных преимуществ, осуществление электронной коммерции несет ряд недостатков, как для отдельного потребителя, так и для общества в целом. К ним относятся: несовершенство законодательной базы в области электронной коммерции; привлекательная среда для мошенничества; необходимость обеспечения достаточного уровня безопасности; снижение конкурентоспособности коммерческих предприятий, не имеющих представительства в электронном пространстве; возможность уклонения от уплаты налогов в бюджет государства .
Таким образом, электронная коммерция – это важнейшая составная часть электронного бизнеса, которая представляет собой новый способ организации, управления и осуществления бизнес-сделок с использованием компьютеров и коммуникационных сетей, т.е. любая форма бизнес-сделки, в которой стороны взаимодействуют электронным способом, а не посредством физических операций обмена или прямого физического контакта. Электронная коммерция дает возможность компаниям быть более эффективными и гибкими в их внутренней деятельности, работать более тесно с их поставщиками и оперативно реагировать на нужды и ожидания клиентов.
1.2 Характеристика современных технологий электронной коммерции
Переходя к новейшим преимуществам и возможностям, которыми обладает система управления бизнеса, в Интернет-пространстве необходимо отметить их разнообразие.
Во-первых, реинжиниринг, который представляет собой отказ от иерархического принципа управления в пользу сетевой модели организации производства. Также он помогает оптимизировать размер организации и осуществить появление виртуальных объединений.
Во-вторых, рассматривая деятельность фирмы, направленной на повышение конкурентоспособности ее продукции, использование сетевых технологий быстрыми темпами производят расширение целевой аудитории, а также являются платформой для общения производителей с их аудиторией. Более того, благодаря интернет-сервисам, происходит создание благоприятной конкуренции, посредством привлечения поставщиков в информационное пространство определенной организации.
В-третьих, такая важная сфера, как управление ценообразованием и ценовой политикой организации находится под влиянием информационно-коммуникационных технологий. В данном случае происходят изменения в системе управления формированием цены какого-либо товара или услуги, посредством обратной связи от покупателей. Также, распространение такого явления, как онлайн-аукцион способствует координации цен производителя, с ценами, желаемыми потребителем, а, следовательно, создает новую форму сетевой экономики.
В-четвертых, в процессе управления сбытом продукции под влиянием новейших информационных технологий происходит организация нового прямого канала распространения продукции с помощью веб-сервера определенной организации. Как упоминалось ранее, происходит виртуальная кооперация, которая способна оптимизировать логистические издержки, путем существования в едином информационном пространстве.
В-пятых, маркетинговая деятельность организации имеет тенденцию к расширению, т.к. ИКТ создают все условия для получения дополнительных каналов быстрого распространения информации о происходящих процессах, посредством интернет-сервисов, а также создают все условия не только для размещения информации на интернет-ресурсах, но и для контроля ее востребованности .
ИКТ, применяемые в управлении организацией позволяют принимать определенные решения не только для анализа, но и воспроизведения моделей бизнес-процессов. Именно эти технологии позволяют организациям:
– регулировать сделки;
– снизить объемы неконтролируемых покупок;
– четче контролировать процесс управления бизнесом.
Главной целью является преобразование организации в управляемую систему, посредством автоматизации бизнес-процессов. Данная автоматизация выражается в виде реализации текущих операций, посредством применения сетевых технологий .
Развитие электронной коммерции в России и мире в последнее десятилетие приобрело масштабный характер. За неполное десятилетие, рынок интернет-торговли в России показал практически шестикратный рост в рублевом выражении. Чему во многом способствует развитие и внедрение современных цифровых технологий во все сферы бизнеса и администрирования. При этом «наиболее прорывные пути повышения эффективности деятельности предприятия связаны с внедрением инноваций, созданием цифровой среды, роботизацией и автоматизацией технологических процессов» .
С развитием стандартов электронного обмена данными и усовершенствованием технологий интернета расширялись возможности онлайн-торговли. Современные информационные и цифровые технологии, такие как:
– беспроводные и мобильные технологии;
– интернет вещей;
– искусственный интеллект и машинное обучение;
– «облачные» технологии;
– роботизация и беспилотные технологии;
– технологии больших данных;
– виртуальная реальность;
– технологии блокчейн;
– социальные сети;
– и другие – способствуют развитию новых трендов в электронной коммерции .
Таким образом, доступ к электронному информационному обмену позволяет существенно повысить эффективность деятельности экономических субъектов за счет снижения трансакционных издержек, уменьшения времени для организации сделки, а также обеспечивает быстроту и точность получения информации, высокую скорость финансовых расчетов, позволяет уменьшить расходы на доставку (главным образом для товаров, которые могут быть получены электронным способом), улучшить анализ рынка и стратегическое планирование, дает большие возможности для маркетинговых исследований, а также открывает одинаковый доступ к рынку как для крупных корпораций, так и для небольших фирм. Рамки электронной коммерции определяются не географическими или национальными границами, а распространением компьютерных сетей. Поскольку самые важные сети являются глобальными, электронная коммерция позволяет даже самым мелким предприятиям достигать глобального присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе. Способствуя глобализации, размытию национальных границ, ускорению информационного обмена, электронная коммерция представляет собой одну из главных мировых тенденций экономического развития. Экономический эффект от использования технологий электронной коммерции имеет положительный рост, и несомненно, уже сейчас данная сфера деятельности стала неотъемлемой частью жизни общества.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Общая характеристика современного российского законодательства об электронной коммерции
Еще в 2001 – 2004 годах в Госдуме находился проект Федерального закона № 11081-3 «Об электронной торговле». Проект содержал определение электронной торговли, согласно которому электронная торговля – это заключение путем обмена электронными документами сделок, предусмотренных ГК РФ, но не ограничиваясь ими.
Однако законопроект отклонили и сняли с рассмотрения.
Юридическая доктрина отмечает актуальность исследования вопроса электронной торговли, а также создания соответствующего нормативно-правового регулирования фактически возникающих отношений, связанных с дистанционным заключением гражданско-правовых сделок и их исполнением .
Говоря о правовом регулировании вопросов электронной торговли, нельзя обойти опыт западных стран. В частности, действуют:
– Директива 2000/31/ЕС «О некоторых правовых аспектах информационных услуг на внутреннем рынке, в частности, об электронной коммерции» ;
– Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле .
Статья 11 Директивы 2000/31/ЕС прямо фиксирует основополагающие принципы порядка размещения соответствующих заказов, т. е. способов заключения договоров для целей электронной коммерции.
Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, сфера применения которого относится к любому виду информации в форме сообщения данных, используемой в контексте торговой деятельности. Так, под сообщением данных понимается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными (ЭДИ), электронную почту, телеграмму, телекс или телефакс, но не ограничиваясь ими (ст. 2 закона). Информация не может быть лишена юридической силы, действительности или исковой силы на том лишь основании, что она составлена в форме сообщения данных (ст. 5 закона).
В России в настоящее время правовое регулирование понятия электронного договора косвенно раскрывается в статьях 160 и 434 ГК РФ: «Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю» (абз. 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ).
Электронная торговля является одним из видов дистанционной (Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 ). То есть розничная купля-продажа, оказание услуг общественного питания, услуги агрегаторов прямо подпадают под правовое регулирование вопросов электронной торговли. Более того, именно эти сделки занимают большую часть всех цифровых сделок, заключаемых в настоящее время .
В настоящие дни вся совокупность нормативно-правового обеспечения электронной коммерции делится на следующие группы:
Во-первых, законы и правовые нормы, регламентирующие ведение электронной коммерции, электронного документооборота и применение электронной цифровой подписи.
Во-вторых, законы и нормативные акты, регламентирующие безопасность электронного бизнеса, предпринимательскую деятельность, лицензирование, финансирование и инвестиции.
В-третьих, законы и правовые акты, связанные с правовым обеспечением деятельности электронных платежных систем, банковской деятельности и бухгалтерского учета.
В-четвертых, законы и правовые акты, связанные с регулированием строительства, эксплуатации беспроводных линий связи, а также ведением конкретных видов бизнес-процессов. Также, стоит сказать, что налоговая деятельность, производимая посредством электронных технологий, регламентируется Налоговым Кодексом РФ .
Таким образом, можно прийти к выводу, о высокой значимости ИКТ на развитие интернет-рынка, на успешное и динамичное развитие электронной коммерции России. Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие интернет-рынка нельзя переоценить. Именно за счет существования данных технологий, их развития происходит появление новых систем сбыта товара, а также новых систем ведения бизнеса. В целом, правовое регулирование электронной торговли в настоящее время в подавляющем большинстве находится на стадии модельных правил, т.е. фиксации основополагающих принципов взаимодействия между участниками соответствующих взаимоотношений. При этом отдельные аспекты регулирования соответствующих отношений осуществляются по аналогии права, применяемого к отношениям, связанным с «обычной» торговой деятельностью.
2.2 Тенденции развития современных технологий электронной коммерции
В настоящее время информационные технологии и сеть Интернет стали неотъемлемой частью нашей жизни. В связи с этим формируются новые условия для осуществления бизнеса, такие как создание новых предложений, возникновение принципиально новых рынков, увеличение спроса на совершенно новые товары и услуги. Образовалась новая сфера экономики – электронная коммерция, которая вобрала в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи сети Интернет, а также бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. Одним из крупных сегментов данной сферы деятельности является Интернет маркетинг, включающий в себя помимо всего прочего – создание web-сайтов, web-страниц, web-порталов, онлайнт-маркетов, что в свою очередь охватывает веб-проектирование, веб-дизайн, вебпрограммирование и веб-администрирование .
Среди существующих и перспективных тенденций стоит отметить следующие тенденции:
– индивидуализация продукции, рассматриваемая как переход от одинаковых продуктов для всех к индивидуализированным продуктам, определяющая возможность участия заказчика в создании продукта на этапе его конструирования и моделирования, например, при выборе конфигурации персонального компьютера или определении состава ингредиентов доставляемой еды;
– индивидуализация контента, представляющая переход от одинаковой информации для всех к индивидуализированной информации. В качестве примера можно привести контент, предлагаемый сотовыми и телевизионными операторами, а также онлайн-кинотеатрами, где потребитель услуг может выбрать тот или иной пакет, список приложений и подписок;
– совместное потребление, представляемое как доступ к продукту как услуге и определяющее возможность аренды товара у физических лиц, а не только у организаций. В России концепция совместного потребления начинает приобретать популярность в последние 5–7 лет, однако уже активно используются такие ресурсы, как OtdamDarom.ru (darom.org), «Дарудар», YouDo, BeepCar, BlaBlaCar, «Делимобиль» и др. ;
– шопинг в реальном времени, ознаменовавший переход от протяженного во времени взаимодействия с клиентом к практически мгновенному заказу и доставке продукции. Наиболее наглядно данная тенденция прослеживается в области онлайн-покупок электронных книг, игр и другого контента;
– глобальная связь, рассматриваемая как переход от разделения онлайни офлайн-бизнес-моделей к нескольким точкам контакта и многоканальному взаимодействию с клиентом. При этом онлайн-заказ может быть совмещен с дальнейшими офлайн-процедурами получения товара непосредственно в магазине и оплатой наличными;
– новый уровень автоматизации, знаменующий переход от автоматизации стандартных процессов к автоматизации сложных процессов и способствующий созданию «умных» предприятий и магазинов .
Еще одной важной тенденцией последнего времени является устойчивый рост российского рынка электронной коммерции.
Так, по данным исследований, проведенных Ассоциацией компаний интернет-торговли и ПАО «Сбербанк», объемы интернет-торговли в России выросли с 260 млрд руб. в 2010 г. до 2179 млрд руб. в 2020 г., показав более чем восьмикратный рост – рисунок 1. При этом доля внутренней интернет-торговли за период с 2010 по 2020 г. снизилась с 92% почти до 69,6%, в то время как удельный вес трансграничной торговли вырос почти в 4 раза – до 30,4%.