1. Радио как средство массовой информации
1.1. История радиовещания
Радио по своей сути относится к одному из типов беспроводной связи. Проводное вещание – его «технический родственник», — иногда также относят его к радио, хотя это даже и не совсем верно. Ни одна технология не появляется сразу из-ниоткуда. Также радио, предпосылки к его появлению начали появляться еще за 80 лет до открытия радиоприемника. Случай «ласточкой» стал банальной случайностью, как обычно бывает в науке. В 1819 году на столе у датского физика Эрстеда, который проводил эксперименты с электричеством, вдруг оказался компас. Физик с удивлением заметил, что проходящий в проводнике тока каким-то образом хочет дернуть его стрелку. Так и была открыта связь между электричеством и магнетизмом. В последующие годы такие выдающиеся физики, как Ампер, Фарадей и Максвелл, испытали опыты над электромагнитными явлениями, закрепив теоретическую и практическую основу для открытия радиоволн и формирования первого радиоприемника. Прорывом стали исследования гениального немецкого физика Генриха Герца. В 1886-1888 гг., преподавала физику в Англоязычном университете Карлсруэ, провела ряд экспериментов, в результате чего была принята практика Максвелла об избирательных полях. Однако Герц очень скептически относится к перспективам, но точно признает «праотцом» радио.
Следующим шагом стало открытие в 1890 году французским Бранли первого рабочего когерера. Это была обыкновенная стеклянная трубка с металлическими опилками внутри. В 1894 году иной «пионер радио» Оливер Лодж сделал усовершенствованный вариант когерера, который и был использован в первых радиоприемниках.
К концу века многие ученые пытались «приручить» радиоволны. Но по разным причинам пальму первенства в этом поделили Гульельмо Маркони, Александр Попов и Никола Тесла. Если на постсоветском пространстве изобретателем радио принято называть Попова, то в Западной Европе таковым считается только Маркони, а в США - Тесла. Кроме того, среди тех, кто тогда приложил руку к этому великому делу, были ученые из Индии (Чандра Бозе), Бразилии (Роберто де Мора) и многие другие малоизвестные исследователи радиофеноменов. Но все в порядке. Из всех трех «отцов» радио в хронологическом порядке Никола Тесла первым показал публике свое открытие — в 1891 году. Затем в городе Сент-Луисе перед публикой он продемонстрировал действие своего устройств и объяснил принципы радиосвязи. Через два года ученый запатентовал изобретенный им волновой радиопередатчик, опередив Попова и Маркони на несколько лет. Но из-за трений Теслы с компанией, принадлежащей Эдисону (сотрудничавшей с Маркони) и финансовых затруднений ученый не мог достойно конкурировать с коллегами по «ремеслу». Забегая вперед, следует отметить, что только в 1943 году (после смерти ученого) Верховный суд США признал его приоритет в изобретении радио над итальянцем Маркони. Таким образом, правительство США избежало отчислений как первому, так и второму.
Следующей датой, от которой у нас принято отсчитывать начало эры радиовещания, стало 7 мая 1885 года (День радио). В этот день российский физик Александр Попов продемонстрировал перед коллегами из Российского физико-химического общества свой прибор — «детектор молний». Изобретатель взял за основу прибора приемник Лоджа, усовершенствовав его когерер — вместо молотка использовал радиоимпульс, приспособленный для столь необходимого встряхивания трубки. А в апреле 1897 года Попов успешно доказал пригодность своего аппарата: он передал первую в России радиограмму «Генрих Герц» на расстояние в четверть километра. Примерно в то же время итальянский физик Гульельмо Маркони провел свои первые подобные эксперименты. Тогда он добился передачи радиосигнала на беспрецедентное расстояние — 1,5 километра. Считается, что в основе своей радиосистемы изобретатель использовал передатчик Герца и модифицированный приемник Попова. Спустя 2 года Маркони побил рекорд по «дальности» радиосигнала — на этот раз фраза «Viva l'Italia» была успешно передана с расстояния 18 километров. А четырьмя днями ранее итальянец получил патент на усовершенствование системы передачи и приема радиосигнала.
Хотя в СССР было принято отдавать «пальмовую руку» в изобретении радио Попову, многие западные страны отдают предпочтение в этом Маркони. У обеих сторон есть аргументы в поддержку своего «претендента». С одной стороны, Попов официально проводил свои эксперименты раньше, и итальянец использовал в своих экспериментах его наработки. Но Маркони первым добился практической реализации своих достижений, тогда как россиянин стал обращать на это внимание только после успеха своего итальянского коллеги. Имена Оливера Лоджа и Николы Теслы почему-то остались в тени полемики о пионерах радиовещания. Превосходство второго признано только в США и на Балканах, откуда он родом. Сам Лодж добровольно «передал эстафету» Маркони, продав ему свой патент. Но в любом случае мир вступил в новый век с предвкушением создания чего-то очень важного.
Маркони первым взялся за масштабное внедрение радиосистем, получив финансовую и идеологическую поддержку британских инвесторов. Уже 20 июля 1897 года, через две недели после получения своего патента, он основал крупное ЗАО «Маркони и Ко». К разработке проектов по внедрению радиотехнологий итальянец привлек известных ученых и инженеров. В октябре того же года Маркони передал радиосигнал на расстояние 21 километр, а через месяц построил первую в мире радиостанцию на острове Уайт. Радиопункт острова осуществлял регулярную беспроводную связь с континентом. В следующем 1898 году Маркони организовал предприятие в Челмсфорде, Англия, под названием «Фабрика беспроводных телеграфов» (Marconi Wireless Telegraph & Company) со штатом из 50 рабочих. Купив множество патентов на радио, британская компания Marconi стала монополистом в предоставлении услуг связи между кораблями и берегами по обе стороны Атлантики. Маркони был уверен, что почва и вода не мешают радиосигналу. Поверив в это, он убедил всех в возможности межконтинентальной радиосвязи. В качестве доказательства в декабре 1901 года Маркони сообщил, что ему удалось передать сообщение азбукой Морзе через Атлантический океан. Хотя это и не было официально подтверждено, но уже в следующем году была установлена регулярная радиосвязь через Атлантику по линии Глей-Бей (Канада) - Клифлин (Ирландия).
На самом деле передача радиосигнала на большое расстояние не является результатом его беспрепятственного проникновения через воду и почву, о чем знал Тесла. Это возможно за счет отражения сигнала в ионосфере, за счет чего он может обойти весь земной шар. В начале века были и первые попытки передачи звука, в том числе голоса, по радио. Первопроходцем был канадец Реджинальд Фессенден. Воодушевленный успехами Маркони, ученый решил усовершенствовать устройство когерерного радио, коренным образом изменив его. В 1900 году канадец осуществил неубедительную, но все же первую в истории беспроводную передачу звука на расстояние 1 миля (1,6 километра) с помощью своего высокочастотного искрового передатчика. Спустя 6 лет, в 1906 году, он совершил прорыв – ученые впервые провели успешную звуковую трансляцию, во время которой моряки на кораблях могли слышать игру Реджиналида на скрипке. В 1909 году Гульельмо Маркони и Карл Браун получили Нобелевскую премию по физике за вклад в развитие радиосвязи. С этого момента и до конца века продолжалось победоносное шествие по миру радио, которое стало непременным атрибутом во многих областях человеческой деятельности: от его жизни и печати до армии и судоходства. Для последних переломным стал 1912 год — после крушения «Титаника» все корабли пришлось оборудовать постоянно работающими радиоприемниками, предназначенными для улавливания сигнала бедствия.
Начало эры радио Начало регулярному радиовещанию было дано в апреле 1909 года. Учитель физики из Сан-Хосе (Калифорния, США) Чарльз Геррольд построил первую радиовещательную станцию, которую назвал «Сан-Хосе зовет». По сути, она существует и сегодня, став «KCBS» — радиостанцией из Сан-Франциско. Герролду приписывают то, что он был первым, кто транслировал рекламу по радио. Также именно он предложил использовать термин «эфир» по отношению к вещанию на широкую аудиторию, позаимствовав его из фермерского сленга. После San Jose Calling вещательные компании начали появляться на всей территории Соединенных Штатов Америки. В 1920 году Детройт начал транслировать первые в истории радионовости. К 1924 г. в США насчитывалось более 500 радиокомпаний (когда в 1920 г. - не более 30). С начала 1920-х годов по ту сторону Атлантики стало активно развиваться информационно-развлекательное вещание. В 1922 году была основана главная радиокомпания Великобритании — ВВС. С 1924 года ВВС начали передавать один из классических атрибутов радиовещания — сигналы точного времени. В 1930 году только что родившаяся компания Motorola порадовала автовладельцев – в продажу поступили первые автомобильные радиоприемники. А через 3 года полицейские патрульные машины города Байонна, что в штате Нью-Джерси, впервые были оборудованы системами двусторонней радиосвязи. В начале 1930-х годов начался очередной этап развития радио. Эдвин Армстронг занимается разработкой радиоприемников нового поколения — ЧМ (частотная модуляция, ЧМ). Толчком к этому послужило стремление изобретателя нивелировать создаваемые атмосферой помехи радиосигнала. В 1935 году ученый провел эксперимент, в ходе которого доказал преимущество ЧМ-сигнала над АМ-сигналом. Лаборатория Армстронга в Нью-Джерси успешно приняла сигналы, передаваемые антенной, установленной в Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. В то время как AM-сигнал был полностью искажен шумом, уровень шума FS-сигнала был вполне приемлемым. Имея такой опыт, Армстронг сломал сложившийся в то время стереотип о радио: «Никаких помех, как и бедности, не избавить». До начала Второй мировой войны в США уже было 5 работающих FM-радиостанций, а 15 готовились к своему первому эфиру. Как развивалось радиовещание в нашей стране Первые радиостанции на территории Российской империи были открыты в годы Первой мировой войны. В 1921 году в Москве были установлены первые радиорупоры, по которым передавались озвученные тексты газетных статей. Вскоре началось радиопокрытие и жилых домов.
Таким образом, в начале 1920-х годов радио стало доступным для широких советских масс. В 1937 году на 1000 советских граждан приходилось 25 радиостанций. В годы Великой Отечественной войны радиовещание активно использовалось для антифашистской и патриотической пропаганды советского населения. Интересно, что именно радиовещание (точнее, ошибка диктора) своим существованием обязано... целому региону! Зачитывая сводку Совинформбюро в марте 1944 года, Левитан объявил на всю страну об освобождении Херсона, который он назвал областным городом. Чтобы не дезинформировать общественность, Сталин приказал в кратчайшие сроки создать Херсонскую область, что и было сделано к концу того же месяца. На Западе радиовещание также широко использовалось во время войны. Забавно, что американцы, пытаясь обезопасить себя от радиошпионажа, пустили в микрофоны индийцев. Японцы и немцы просто не могли расшифровать бормотание на родном языке. Еще одна уловка должна была однажды прибегнуть к англичанам.
В 1940 году во время футбольного матча на стадион в Эдинбурге опустился густой туман. Радиокомментатору было приказано продолжать трансляцию матча любыми средствами, чтобы немцы не узнали о погоде и не начали бомбить. Боб Кингсли — так звали ставшего легендой комментатора — успешно провел (точнее, придумал) репортаж с матча, ориентируясь только на шум трибун. Радио в послевоенном мире После Второй мировой войны гражданское вещание получило новый импульс. FM-радио продолжало распространяться по миру. В 1954 году в продажу поступил первый транзисторный карманный приемник TR-1 американской фирмы Regency. Вслед за этим Zenith (США) и Sony (Япония) вышли на американский радиорынок со своими портативными приемниками. В Советском Союзе первым серийным транзисторным радиоприемником стал «Сюрприз» Воронежского радиозавода.
Первый в СССР карманный приемник «Нева» был выпущен в 1960 году. В течение последующих 30 лет радио активно развивалось в различных направлениях. Особенно важным было его становление как «рупор» массовой культуры и музыки в частности. Эфирное время стало завоевывать популярных исполнителей, а само радио стало одним из основных инструментов продвижения музыкантов. Опять же, здесь есть несколько интересных историй. Именно благодаря тому, что в середине 50-х кливлендский ди-джей случайно запустил в эфир песню «Rock Around the Clock», мир охватила «эпидемия» рок-н-ролла. И одна из самых саркастических радиорассказов следующая. На гребне популярности «Битлз» Джон Леннон ненароком бросил в СМИ фразу: «Мы стали популярнее самого Иисуса Христа!». Одна техасская радиостанция, возмущенная этим заявлением, публично сожгла пластинки группы. На следующий день станция сгорела от удара молнии.
Поворотным моментом в развитии радиовещания как средства массовой информации стали 1922–1923 годы, когда во многих странах мира началось экспериментальное и регулярное вещание. В 1922 году в США начался бурный подъем радиопромышленности. Если к маю этого года было выдано всего около 300 лицензий на право вещания, то к концу года количество выданных лицензий достигло уже 570. В начале 20-х годов наблюдался стремительный рост числа регулярно вещающих радиостанции. В первые годы вещания регулярная структура радиопрограмм была крайне разреженной, а форма и содержание программ разнообразными. Из студий транслировались музыкальные концерты, литературные чтения, драматические постановки, беседы, грамзаписи. Были заложены основы радиоинтервью и радиорепортажей. Уже на заре существования радио Pittsburgh RDKA транслировала в прямом эфире репортажи бейсбольных команд высшей лиги, которые имели определенные репортажи. С 1922 г. по радио стала транслироваться коммерческая реклама, оказавшая в дальнейшем решающее влияние на формирование характера и жанровой специфики радиовещания.
Впоследствии радио стало неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей, а диск-жокеи стали любимцами радиослушателей. В эфирной среде иногда устанавливались различные рекорды. Например, с 1970 года Энни Найтингейл, ди-джей BBC, установившая мировой рекорд по самой продолжительной карьере радиоведущей, выходит в эфир каждый день. Среди самых последних достижений - рекорд 2011 года, установленный командой ведущих из тех же ВВС, которые вели радиошоу более 52 часов подряд.
Первые попытки организовать распространение «газеты без бумаги и без расстояний» в России были предприняты в первые годы Советской власти — в 1917—1918 гг. Значительную роль в развитии радиовещания в стране сыграла работа коллективов Нижегородской радиолаборатории под руководством М. А. Бонч-Бруевича и инженеров Казанской базы радиоформирований. Первые экспериментальные радиопередачи на широкую аудиторию были организованы в Нижнем Новгороде в 1919 г., а затем, с 1920 г. - в Москве, Казани и др. С 1921 г. громкоговорящие радиотелефонные установки были размещены на главных площадях Москвы и некоторых другие города, через которые время от времени передаются сообщения РОСТА, Российского телеграфного агентства.
12 октября 1924 года ежедневные передачи Сокольнической станции им. А. С. Попова, находящегося в Москве. В целях активизации радиодела в том же году были созданы Общество друзей радио и акционерное общество «Радио для всех», вскоре переименованное в АО «Радиопередача», просуществовавшее до 1928 г. 1924-1927 гг. - период, когда происходит формирование основных жанров радиожурналистики. Итак, первая радиогазета выходит 23 ноября 1924 года. Вскоре появляются первый радиожурнал, первые сводки, утренники и другие виды передач.
В 1920-х годах наблюдался быстрый рост радиовещания. Радио постепенно становится ведущим средством массовой коммуникации. Этому способствует создание в 1931 году Всесоюзного комитета по радиовещанию. В этот же период радиовещание стало активно использовать звукозапись. Это, в свою очередь, приводит к постепенному переходу от доминирования чисто словесных, вербальных элементов в радиовещании к увеличению доли невербальных элементов, в первую очередь музыкальных. Объем музыкального вещания неуклонно растет.
Радиовещание в годы Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны телевещание прекращается, но радиовещание не прерывается ни на один день (в отличие от многих других стран) и играет выдающуюся роль в консолидации сил для победы. В годы блокады Ленинграда особое значение для жителей города имело радио, где оно сообщало о налетах и обстрелах, информировало о ходе боевых действий, но в то же время транслировало гуманитарные передачи, оказывавшие горожанам мощную моральную поддержку. Вещание активно велось и на территории, оккупированные оккупантами, и, в частности, предназначалось для партизан. Регулярно передавались сообщения Совинформбюро, «Последние новости» о событиях в стране и за рубежом, «Письма с фронта», часто инструктажи по обращению с отдельными видами оружия, а также концерты популярных артистов и литературно-драматические постановки.
После войны процесс радиофикации активно продолжается и к 1948 г. он практически завершен как в городах, так и в сельской местности. В том же году Всесоюзное радио перешло на трехпрограммное вещание со средним объемом 45 часов в сутки. В конце 1940-х магнитофонная запись стала активно внедряться в радиовещательную технику. Этот момент можно считать переломным в истории радио, так как именно магнитофонная запись создает широкое поле для звуковых экспериментов, разработки линии шумовых эффектов, наложений и т. д. Создаются предпосылки для формирования новый, многокомпонентный, синтетический «язык радио». С конца 1940-х подавляющее большинство радиопередач было записано.
Наиболее радикальные изменения в телерадиовещании в России происходят с начала 1990-х годов. Сфера радио и телевидения находится в стадии бурного количественного роста, при этом претерпевая значительные структурные и функциональные изменения, что связано с проводимыми в стране социально-экономическими реформами. Легализация различных форм собственности и предоставление широкой свободы слова привели к настоящему буму развития телерадиовещания, созданию колоритного телерадиоландшафта. Первыми чисто коммерческими радиостанциями в России были петербургская «Радио Балтика» и московская «Европа Плюс», созданные в 1990 году. Крупнейшие коммерческие радиостанции того периода — «Европа Плюс», «Радио Максимум», «Радио России – Ностальгия», «Открытое радио 2х2», «Радио – 7» и др. Наибольшую аудиторию имела «Европа Плюс», которая распространялась в 24 городах России. В этот период возникают медиахолдинги – группы медиа предприятий, имеющих общих владельцев. Крупнейшим медиахолдингом этого периода был «Мост-Медиа», объединивший телеканалы НТВ и ТНТ, систему спутникового телевидения НТВ+, радиостанцию «Эхо Москвы» и ряд периодических печатных изданий.
Важнейшей тенденцией развития современного радиовещания можно, пожалуй, назвать конвергенцию средств массовой информации. Развитие технологий ведет к масштабной трансформации создания информационного контента и изменению способов получения информации, к исчезновению четких границ между традиционными и инновационными медиа, к конвергенции, а порой и слиянию медиа разных природа. Все виды информационного контента (текст, графика, аудио, видео, фото) в различных сочетаниях друг с другом создают единый медиапродукт, доступный в сети Интернет. Это сопровождается появлением новых интерактивных форм общения с аудиторией. В целом этот процесс называется конвергенцией медиа. Современные радиостанции одними из первых увидели в конвергенции массу преимуществ и активно используют ее плоды.
Использование мультимедийного контента является своего рода отказом радиостанции от собственной акустической идентичности, что неизбежно ведет к изменению способа контакта с аудиторией и утрате некоторых уникальных особенностей радиоаудиального взаимодействия со слушателем.
С другой стороны, мультимедийность радио – это расширение спектра возможностей, в том числе привлечение нового сегмента аудитории, который вообще не слушает радио в традиционном эфирном варианте.
Визуальность часто называют ведущей характеристикой мультимедиа. Таким образом, можно сказать, что радио обретает «картинку», устраняя тем самым свой главный «недостаток». Современный слушатель может не только слушать, но и смотреть радио. Недаром некоторые станции позиционируют себя не как радио, а как мультимедийные СМИ.
Основные тенденции развития современного радиовещания:
- конвергенция СМИ;
- мультимедийность;
- гипертекст;
- интерактивность;
- реальный;
- высокая роль лидера;
- разнообразие форматов
1.2. Типология и форматы радиовещания
Радио - вариация беспроводного распространения информации, при котором в качестве носителя применяются радиоволны, беспрепятственно распространяемые в пространстве. На сегодняшний день радио — один из самых важных каналов массовой коммуникации.
Радиовещание («эфирное радиовещание», краткое: «эфир»), от «радио» + «вещать» (сообщать) — способ передачи по радио безграничному количеству слушателей речи, музыки и других звуковых эффектов или звуковой информации в радиоэфире, вдобавок в проводных сетях (проводное радиовещание) либо в сетях с пакетной коммутацией (в компьютерных сетях — интернет-радио).
нынешнюю структуру радиовещания принято систематизировать по
следующим признакам:
По типу собственности акцентируют две группы:
А) Государственные радиостанции
Б) Коммерческие радиостанции
К первым относятся: «Вести ФМ», «Маяк», «Милицейская волна», «Мир», «Молодёжный канал», «Орфей», «Радио Звезда», «Радио России», «Радио-1», «ЮFM». К коммерческим: «Дорожное радио», «Европа Плюс», «Ретро FM», «Радио 106,8», «Русское радио» и т.
По охвату аудитории:
А) общенациональные (крупные радиостанции, например, «Русское Радио», «Европа Плюс» и т.
Б) региональные (краевые, областные, крупные города);
В) локальные или местные (небольших городов, поселков, районов).
По тематической направленности:
А) универсальные (включающие широкий диапазон информационных, аналитических, художественных, развлекательных программ «Радио
России», «Маяк»)
Б) информационные, ключевым компонентом программ являются выпуски новостей («Эхо Москвы»);
Г) музыкальные станции.
Разновидности радиовещания:
А) Информационное вещание. При информационном типе вещания музыки в эфире практически не бывает. Обычно – это "закольцованные" выпуски новостей с постоянным обновлением информации по мере поступления и маркетинговыми вставками. Временами на кое-каких радиостанциях к выпускам новостей прибавляются и короткие ток-шоу. подобный радиовещания в России ныне не существует, впрочем, он довольно развит в США и Западной Европе.
Сюда также входят и ток-шоу радиостанции, которые сейчас становятся все более популярными особенно в США. В эфире рассматриваются всевозможные задачи общего характера, проводятся интерактивные опросы, звучат телефонные разговоры с радиослушателями
Б) Информационно-музыкальное вещание. Здесь идет синтез информации 60-70%) и музыки (30-40%).
В) Музыкально-информационное вещание. Здесь соответствие информации и музыки противоположное: 30-40% информации и 60- 70% музыки.
Г) Музыкальное вещание. Информация (новости, короткие рубрики и реклама) не превосходит более 20-25% эфирного времени, основное время занимает музыка.
Форматы вещания.
Формат вещания (также формат радио, радиоформат, формат программирования радиостанции) — описывает жанровое содержание, направление и стиль подачи материала в эфир теле- либо радиостанций. Формат — это стиль музыкальных радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы определенной целевой аудитории.
Ключевыми признаками определения целевой аудитории является возраст, например, 25-35 лет, 15-25 лет и т. , социальный статус слушателей, действующее работающее население, учащиеся, молодежь и т.
Главными критериями, устанавливающими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира, зависящий от многих факторов. В первую очередь таких, как так называемых "музыкальная одежда" эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев (ведущих музыкальных программ), характер подачи музыкального материала, его компоновка и микширование.
Форматирование музыкальных радиопрограмм восходит к 50-ым годам, и стартовало оно в США, стране-законодательнице мод в сфере радиобизнеса, следовательно, все нижеприведенные форматы и субформаты заимствованы из североамериканской классификации.
АС (Adult Contemporary) — современная музыка для взрослых.
Распространенный формат.