Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

tanypav 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.04.2022
В процессе написания работы перед нами стояли задачи, как теоретического, так и практического характера. Посредством анализа научной литературы по теме коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста и их развития с помощью игровых технологий.
Введение

Актуальность исследования. Личность человека развивается в условиях постоянно возникающих взаимоотношений с окружающими людьми. Система коммуникативной деятельности формируется с учетом целого комплекса различных факторов. Опыт коммуникаций с другими людьми – фундамент для развития личности ребенка, а также становления его самосознания [12]. Значимость изучения вопроса коммуникативной деятельности обусловливает повышенный интерес к данной проблеме со стороны психологов и педагогов. Проблему взаимоотношений детей со сверстниками изучали И.В. Дубровина, В.С. Мухина, М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский и т.д. При этом необходимо отметить, что дошкольный возраст остается одним из наименее изученных периодов в рассматриваемом аспекте [26]. При этом развитие коммуникативных умений начинается с раннего детства и влияет в дальнейшем на социализацию человека. В связи с этим возникает необходимость в сопровождении развития коммуникативных умений дошкольников. Эффективным способом представляется использование игровых технологий. Игра как особенный феномен рассматривается более подробно в таких областях знаний, как психология и педагогика. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривали С.В. Арутюнян О.С. Газман, В.М. Григорьев О.А. Дьячкова Ф.И. Фрадкина, Г.П. Щедровицкий и др. Дошкольники вступают в достаточно сложные коммуникативные взаимоотношения между собой, которые характеризуются специфическими особенностями. Именно этим обусловлена актуальность рассмотрения данной проблемы на сегодняшний день. На основе анализа психолого-педагогической литературы и практики современного дошкольного образования были выявлены следующие противоречия: • между социальным заказом, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предъявляемыми к результату развития коммуникативных умений старших дошкольников и недостаточным уровнем развития коммуникативных умений дошкольников; • между разработанностью теоретических вопросов развития коммуникативных умений и навыков и недостаточной степенью представления, описания практических средств формирования коммуникативных умений дошкольников возраста 5-6 лет; • между возможностями игровой деятельности в рамках развития коммуникативных умений и недостаточной разработанностью механизма реализации в педагогической деятельности дошкольного образования. На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: какигровая деятельность способствует развитию коммуникативных умений дошкольников 5-6 лет. Цель исследования: Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий Объект: Дети старшего дошкольного возраста Предмет исследования: Коммуникативные качества и навыки детей старшего дошкольного возраста иих развитие с помощью игровых технологий. Задачи исследования: 1.Провести теоретический анализ проблемы развитиякоммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста и их развития с помощью игровых технологий. 2. Провести эмпирическое изучение уровня развития коммуникативных и лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста – воспитанников образовательной организации. 3.Разработать и апробировать программу проведения игровых методик для развития у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных качеств. 4.Выявить эффективность разработанной программы проведения комплекса методик развития коммуникативных качеств у дошкольников. Гипотеза исследования: уровень развития коммуникативных качеств у старших дошкольников можно повысить с помощью дидактических игр. Для решения поставленных задач в исследовании были использованы различные методы исследования: 1. Теоретический: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме, обобщение, систематизация, классификация, индукция, дедукция, обобщение передового опыта, реферирование, конспектирование; 2. Эмпирические: - наблюдение за общением детей на занятиях и в условиях свободного общения; беседа с воспитателями, родителями и детьми; - моделирование; - проектирование; - психодиагностическое обследование для оценки сформированности коммуникативных качеств старшего дошкольного возраста с помощью следующих методик: 1. Социометрическая методика «ДВА ДОМИКА» (по Т.Д. Марцинковской) 2. Тест на определение общительности ребенка (автор Н. Преображенская) 3. Карта наблюдений общительности ребенка дошкольного возраста(А.М.Щетинина, М.А.Никифорова) 4. Диагностика детей к способностям партнерского диалога (автор А.М.Щетинина) 5.Методика «Лабиринт» Е.Е. Кравцовой Методологическая основа исследования. Исследование проблемы формирования коммуникативных навыков базировалось на методологии деятельностного подхода, концептуальные положения которой содержатся в трудах А.Н. Леонтьева, на принципах личностно-ориентированного взаимодействия, раскрытых в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова и др. Научная новизна исследования состоит в следующем:определены показатели формирования коммуникативных качеств старших дошкольников: интеллектуальные и креативные способности, а также беглость творческого мышления; коммуникативные способности; позитивное эмоциональное отношение к различным видам деятельности; высокая адекватная самооценка; умственная и поведенческая активность. База исследования:Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. В исследовании участвовали 40 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Теоретическая значимость работы заключается в обосновании необходимости создания педагогических условий для целенаправленного использования игровых технологий как средства развития коммуникативных умений дошкольников. Практическая значимость: результаты исследования, разработанное содержание театрализованной деятельности имеет возможность применения в педагогической практике в рамках организации образовательной деятельности по формированию коммуникативных умений дошкольников. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7 1.1. Коммуникативные умения в структуре общения 7 1.2. Особенности развития психических процессов в старшем дошкольном возрасте 15 1.3 Особенности развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий 22 ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32 2.1. Методологические принципы исследования 32 2.2. Организация и планирование исследования 33 2.3. Характеристики выборки исследования 33 2.4. Методы и методики исследования 34 2.5. Математико-статистический метод исследования 40 ГЛАВА 3РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 42 3.1 Исследование уровня развития коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста 42 3.2 Разработка игровой программы для развития коммуникативных качеств 57 3.3 Оценка эффективности использования метода для развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста 58 ВЫВОДЫ 67 Заключение 69 Список литературы 79 Приложение 1 84 Приложение 2 86 Приложение 3 88 Приложение 4 91 Приложение А 92
Список литературы

1. Абдразакова А. Т. Основные направления развития системы дошкольного образования / А. Т. Абдразакова // Экономика: стратегия и практика. – 2016. – № 2(38). – С. 121-131. 2. Адрова Т.Н., Фарафонова Н.Н. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников // Бала мен балаба?ша. Ребенок в детском саду. – Алматы, 2015. - № 11. – С.11-13. 3. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Волгоград: Учитель, 2001. 168 с. 4. Артемова Л.В. Игры дошкольников: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. 98 с. 5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 272 с. 6. Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 250 с. 7. Бондаренко С.С. Развитие речи старших дошкольников на занятиях по логике// Проблемы современного дошкольного воспитания и образования. – Алматы, 2016. – № 6. – С. 14-16. 8. Бородин А.И. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. инст-в по спец. «Дошкольная педагогика и психология». 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. 256 с. 9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 2001. 224 с. 10. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. 2003. №2. С. 12-16. 11. Гарматюк В. Г. Структура коммуникативных умений дошкольников / В. Г. Гарматюк, С. Г. Сахариева // Научный форум: педагогика и психология : Сборник статей по материалам XLV международной научно-практической конференции, Москва, 03 декабря 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2020. – С. 4-13. 12. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. №2. С.15-17. 13. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. М.: Книголюб, 2006. 64 с. 14. Дубина Л.А. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. 2005. № 10. С. 26-36. 15. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет: пособие. М.: изд-во Пресса, 2008. 64 с. 16. Ермолаева М.В. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995. № 9. С. 21-27. 17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Педагогика, 1985. 529 с. 18. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с. 19. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: Академия, 2000. 416 с. 20. Краева А.А. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста / А.А. Краева, С.Е. Привалова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы X Междунар. науч. практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 4 (10). С. 224–227. 21. Кулигина Е.А. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. / Е.А. Кулигина, Е.В. Кислякова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2010. № 5. С. 61-64. 22. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. 365 с. 23. Лисина М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова; под ред. Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2005. 346с. 24. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с. 25. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 2. С. 3-7. 26. Манакова М. В. Методы изучения коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста / М. В. Манакова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-1. – С. 321-325. 27. Масленникова О.М. Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности // Молодой ученый. 2014. №19. С. 581-583. 28. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. М.: Сфера, 2004. 128 с. 29. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада; под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. 128 с. 30. Методические рекомендации по организации театрализованной деятельности в дошкольных организациях. Астана, 2016. 36 с. 31. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры: пособия для работников ДОУ. М.: Владос, 2001. 125 с. 32. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 111 с. 33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1998. 456 с. 34. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. 3-е изд. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. Кн. 1. 688 с. 35. Новгородцева Е.А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2011. №6. С.60-67. 36. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Издатель Оникс 21 век, 2011. - 184 с. 37.Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c. 38. Петрова Т.И. Игры в детском саду / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова, М.: Школьная прессa, 2001. 128 с. 39. Поздеева С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей / С.И. Поздеева // Детский сад. 2013. №3. С.76-8361 40. Привалова С.Е. Технологическая модель реализации коммуникативного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] :дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / С.Е. Привалова ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. 176с. 41. Репина Т.А. Общение детей в детском саду и семье: монография. / Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина. М.: Педагогика, 1990. 152с. 42. Республиканский центр Дошкольное детство: методические разработки [Электронный ресурс]. URL: http://rc-dd.kz/ /? lang=ru. 43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с. 44. Савина Е.Г. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности. [Электронный ресурс] // Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Ур. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. 22 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002945041/ 45. Смирнова Е. О. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. 46. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство». М.: Детство-Пресс, 2016. 208 с. 47. Сотникова С. В. Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе общения / С. В. Сотникова, М. В. Румянцева, Н. П. Емельянова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 124-125. 48. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 672 с. 49. Урунтаева Г.Л. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.Л. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, под ред. Г.Л. Урунтаевой. М.: Владос, 1995. 291 с. 50. Трофимова О.В. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Специфика коммуникативного развития личности // Наука и образование сегодня. 2019. №2 (37). С. 105 – 110. 51. Чеснокова Е.Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008. № 9. С. 126-130. 52. Шипицына Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (от 3 до 6 лет). М.: ДетствоПресс, 2010. 384 с. 53. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М.: Академия, 2007. 384 с. 54. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с. 55. Юдина Е.Г. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1999. № 9. С. 10-19.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1.1. Коммуникативные умения в структуре общения Рассмотрим понятия коммуникация, общение, которые лежат в основе коммуникативных умений.Коммуникация является процессом взаимообмена информационными сообщениями, построена на взаимопонимании [5]. Словарь С.И. Ожегова дает определение коммуникации, представляя ее в двух значениях - сообщением, общением [36]. Коммуникация реализуется через вербальные и невербальные средства общения, к которым можно отнести жестикуляцию, мимику, эмоции, специфические особенности голоса. В исследованиях также коммуникация представлена как вид межличностного взаимодействия. Взаимодействие людей реализуется разными функциями: управленческой, информативной, эмотивной и фактической функции. Исходя из данных функций и их соотношения, можно выделить разные виды сообщений в ходе коммуникации: - информативные сообщения; - побудительные сообщения; - экспрессивные сообщения; - фактические сообщения. В психолого–педагогической литературе понятия общения и коммуникации представлены как взаимосвязанные [14]. Коммуникация рассматривается как средство общения, в ходе коммуникации происходит передача информации между участниками. Общение в психолого-педагогической литературе представлено как взаимодействие людей в ходе обмена информацией. М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская рассматривают данные понятиякак синонимы.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 61 страница
3750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg